• slide8
  • slide6
  • slide10
  • slide1
  • slide9

Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского), исповедника

Протоиерей Алексий Глушаков, г. Москва.

В 1946 году я приехал из Караганды в Алма-Ату и поступил учиться в сельскохозяйственный институт. Я стал ходить в Никольский собор. Благолепие храма, торжественность соборного служения возглавляемого архиепископом Николаем, прекрасное церковное пение — все это впервые виденное и слышанное мною произвело на меня неизгладимое впечатление.

Однажды после службы, когда я выходил из храма, ко мне подошла одна старушка, духовная дочь Владыки, и предложила вместе с ней поехать к нему. Я охотно согласился. Когда мы приехали, нас встретила строгая монахиня Вера и провела к Владыке.

Владыка — высокий стройный старец, с белоснежными волосами и бородой, с сияющей благодушной улыбкой на лице, — благословил нас и пригласил на чай. Он по-отечески с нами побеседовал и, провожая нас из своей простой кельи, пригласил меня приходить к нему в свободное время.

Его обаятельность, ласковость и простота пленили меня. Каждое воскресение, каждый праздник я стремился в храм Божий, где, утоляя духовную жажду, я молился, наслаждался благолепием архиерейских богослужений и прекрасным пением хора, где слушал проникновенные поучения Владыки.

В свободное от занятий время я стал ездить к Владыке домой. По его благословению матушка Вера "подкармливала" меня, а сам он беседовал со мной на духовные темы и давал мне для чтения духовную литературу. Вскоре он посвятил меня в сан иподиакона, и я стал в праздничные дни прислуживать ему и читать на клиросе.

Прошел год нашего знакомства. У меня созрело желание поступать учиться в Московскую Духовную Семинарию. Владыка одобрил это намерение и благословил готовиться.

Уволившись по собственному желанию из института, я уехал в Москву, сдал экзамены за первый класс Семинарии и поступил сразу во второй класс.

Во время моей учебы в Семинарии и Академии, Владыка проявлял ко мне особую отеческую заботу. Желая подготовить меня к великому и ответственному пастырскому служению, он писал мне назидательные письма, в которых призывал с усердием изучать богословие, знание которого необходимо каждому пастырю. В одном из писем он писал: "Мир тебе, дорогой Алеша!... Надеемся, что этот учебный год пройдет у тебя великолепно в успехах учебы. Ты все больше и больше должен входить в понимание богословия, моля Господа открыть себе истинное его понимание. "В злохудожную душу Премудрость не внидет", а посему храни в должной чистоте свое сердце и тело в целомудрии. Чистый душою и телом св. прп. Сергий является покровителем русского богословия, истинным богословом, хотя систематически не проходил курса богословия по учебным пособиям, как мы делаем. Его чистота сотворила в нем сосуд вместилища истинного богословия. Пред ним преклонялись и преклоняются наши богословы и философы, черпая истинную мудрость для преподавания юношам.

Ко всему этому присоедини прилежание с усердием. Читай как можно больше богословской литературы, веди дневник, записывая в него отдельные мысли Святых Отцов, богословов и вообще присных мира сего, — мысли, каковые тебе нужны будут в будущем на поприще пастырской работы.

Как часто мы жалеем, что мало читали книг в Семинарии и Академии, а теперь рады бы почитать, но... то некогда, то и книг таких нет. Проповедь нуждается в хорошем знании Слова Божия, в знании русских классиков..., и пока есть к этому возможность, наполняй свой багаж духовной мудростью богословия, — после не пожалеешь..."

После окончания Духовной Семинарии, я, по благословению Владыки, принял сан священства от его рук в 1951 году в г. Алма-Ате. После хиротонии Владыка перед всем народом сказал мне назидательное слово: "Никогда не гонись за прибытком. Если какая-нибудь старушка придет и скажет тебе, что ей нужно покрестить, пособоровать кого-то, а денег у нее нет, сделай все для нее даром. А если кто-нибудь спросит: "Сколько вам, батюшка за труды?" — отвечай (так по-старинному выразился Владыка) — "А сколько милости вашей будет угодно".

Я был назначен в храм Архистратига Михаила в г. Караганду, где прослужил один год и поступил, по его же благословению, в Московскую Духовную Академию, которую успешно окончил в 1955 году.

В том же году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, я был назначен штатным священником на приход в один из храмов г. Москвы.

Итак, благодаря заботам и молитвам обо мне владыки Николая, я получил духовное образование и священный сан.

Вспоминая о митрополите Николае, необходимо отметить, что он имел те высочайшие духовные качества, которые должен иметь и всякий пастырь и, тем более, архипастырь для успешного прохождения своего служения на ниве Христовой.

Пастырское служение — трудное и ответственное служение перед Богом и людьми. Пастырь — духовный руководитель народа. Он воспитывает людей для Царствия Небесного. Нелегко ему руководить людьми с различными характерами, привычками и склонностями.

Он отвечает перед Богом за то, как он воспитывает пасомых и как служит. Святой Иоанн Златоуст, поучая о высоте, трудности и ответственности служения пастыря, учит, что он своими душевными качествами должен превосходить всех своих пасомых.

Душевными качествами пастыря должны быть — глубокая вера, любовь к Богу и ближнему, молитва, кротость, целомудрие, благоразумие, мужество, благочестие, терпение, милосердие и другие добрые качества.

Всеми этими качествами владыка Николай обладал в полной мере, имея при этом, еще и дар проповедничества. Он искренне любил Бога и ближних своих, и всю свою обширную паству.

Выражением горячей любви к Богу были его усердные уставные службы, которые он совершал не только в праздничные дни, но и в будни, а так же его келейные молитвы.

Он любил церковные соборные службы с чтением акафистов. Имея дар умиленных слез, владыка Николай совершал Божественную Литургию со слезами и я, как его иподиакон и сослужитель, наблюдая это, всегда умилялся, трепетал, и восхищался молитвенным горением его духа. Осознавая великую ответственность своего служения перед Богом, он оплакивал свои грехи и грехи своих духовных чад, вверенных его архипастырскому попечению.

Владыка Николай имел прекрасный музыкальный слух и мог управлять хором. Он любил простое молитвенное пение, часто приезжал в будние дни в храм Божий и сам управлял левым хором и общим пением богомольцев. И было очень трогательно видеть, как седой, благообразный старец — архиерей становится на клирос с простыми — старыми и молодыми женщинами и девушками, поет с ними, канонаршит, сам управляя этим скромным хором.

Каждую свою службу он сопровождал поучениями. Его простые, но глубоко назидательные проповеди выслушивались прихожанами храмов и его духовными детьми с большим вниманием.

Обращаясь к своим слушателям ласковыми словами "Други мои!", он учил любви к Богу и ближнему, он говорил о молитве, посте, воздержании, о милосердии, о смирении и мире душевном и о других добродетелях христианской жизни.

"Самое нужное — возгревать в людях любовь к Богу и к ближним своим, — говорил Владыка. — Как было во времена Ветхого Завета, так и сейчас об этом самом нужном деле люди забывают. Фарисеи видели первую заповедь или в соблюдении субботы, или в омовениях, или в жертвах. А мы что? Иная бабушка говорит:

— Самое главное — соблюдать посты!
— Такая-то в храм Божий не ходит, нет ей спасения, — добавляет другая.

Други мои! Нужно и то, и другое, но ведь не это главное. Это только средства, а не цель. Главное в очах Божиих — это любовь к Нему, а проявляется она в любви к окружающим. "Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет", — сказал Сам Христос. А заповедь Его и есть: "Да любите друг друга!" А если мы ходим в церковь, постимся, но при этом ссоримся, завидуем, осуждаем, даже клевещем друг на друга и на духовных отцов наших, то понесем за это двойное наказание. Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги. И на Страшном Суде о чем прежде всего спросит нас Господь? Сколько мы поклонов положили или как посты соблюдали? Нет! Он спросит нас о том, накормили ли мы алчущего, напоили ли жаждущего, посетили ли болящего, утешили ли скорбящего, дали ли добрый совет находящемуся в затруднении?"

Делая добро ближним и "сущим далече", владыка Николай и паству свою учил делать добро:

"Что значит быть милостивым? Подавать милостыню можно и телесную, и духовную. Если вы напоите жаждущего, накормите голодного, если к вам придет нищий и попросит одежды, а вы подадите ему хотя бы ветхое рубище прикрыть свою наготу, то всем этим вы окажете милость телесную.

Дела милости духовной — утешить скорбящего, подать добрый совет, предотвратить от греха, помочь грешнику вернуться на путь спасения.

Всякую милостыню, под видом человека, принимает Сам Господь наш Иисус Христос, и это мы знаем совершенно точно. Не упускайте же случая, никогда не упускайте, сделать добро".

Владыка Николай был добрым, смиренным и миролюбивым архипастырем. Когда среди его пасомых возникали вражда, осуждение, обиды или когда среди окружения Владыки проявлялось недоброжелательное к нему отношение, или кто-то не слушал его совета, тем самым огорчая его, — он одних умиротворял и примирял, других терпел, молился за них, снисходя к их недостаткам, врачуя греховные язвы духом кротости и смирения, по слову ап. Павла стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Ефес. 4, 2-3).

Владыка учил свою паству смирению, учил и делом, и словом:

"Некоторые говорят, что смирение — это признак слабости характера, что человек будто бы должен иметь собственное достоинство. Но высшее проявление собственного достоинства и есть именно смирение.

Самые богатые, мудрые, образованные люди не имеют той нравственной силы, которую Господь дает смиренным. Бог кому противится? Гордым. А смиренным дает благодать.

Многие Святые удостоились получить дар чудотворений именно за свое смирение... Помните, други мои, как дорого смирение в очах Божиих и старайтесь украшаться им, да будете и вы по обетованию Божию, наследниками Царства Небесного".

Все то, о чем Владыка говорил в своих проповедях, он сам старался исполнять. Простой, доступный для всех, он вел необыкновенно скромный образ жизни, присущий его монашескому званию — имел строгое воздержание в пище, соблюдение постов по уставу, простоту в одежде и домашней обстановке.

Митрополит Николай призывал всех к взаимному прощению, примирению и покаянию. Он советовал как можно чаще причащаться Святых Таин Тела и Крови Христовых. Владыка составил повседневную исповедь, которую сам, обычно, читал своей пастве в пятницу первой седмицы Великого поста.

Будучи усердным молитвенником, он составил также молитву и для себя лично, которую всегда читал, выполняя свое келейное правило.

Он молился за всех христиан града Алма-Аты и отечества нашего, о даровании им духовнаго мира, телесного здравия и "всего еже ко спасению полезнаго". И силу его молитвы многие чувствовали на себе. Вот эта молитва:

"Спаси, Господи, и помилуй всех моих духовных чад, всю мою духовную паству (пастырей и пасомых), ихже дал ми еси, Христе; сродников по плоти. Всех моих благодетелей: милующих и питающих, и служащих мне. Ненавидящих и обидящих мя, осуждающих мя. Имеющих против меня зло, ненависть и недружелюбие — сих, яко друзей моих, прости, помилуй и спаси!

И ихже я ненавидел и обидел, с пути истиннаго соблазнил, чем кого оскорбил и осудил. Всех иноков и инокинь, в темницах, заключении и изгнании, в горьких работах сущих. Не имущих крова и дневного пропитания. Душевными и телесными страстями обуреваемых, в опасностях сущих. Призывающих на помощь Имя Твое Святое. Записанных в моем поминании, и всех христиан града и отечества нашего, — даруй им, Господи, душевный мир, и телесное здравие, и вся яже ко спасению полезная.

Даруй им, Господи, терпение и кротость. Посылаемые Тобою им, яко дар, скорби с благодарением и славословием Святому Твоему Имени перенести.

Прости им, Господи, всякое согрешение, содеянное ими в день сей (или в нощь сию) словом, делом и помышлением. И сохрани их в нощь сию (или день сей) в целомудрии, в чистоте, святости душ и телес их.

Даруй им, Господи, и во вся дни жизни их в Святых Твоих заповедях ходити, благоугодная Тебе и спасительная душам своим творити.

Мирную христианскую кончину пошли им, Господи, Божественных Таин причастну и грехов простительну. Избави их (и меня) внезапныя кончины, воздушных мытарств и вечнаго мучения. Нетленныя венцы за гробом сподоби их прияти, и меня, грешнаго, их святыми молитвами помилуй, прости, и вечнаго славословия купно со Ангелами и Святыми всех нас сотвори! Аминь".

К Божественной Литургии, которая является неоскудеваемым источником благодати Божией, Владыка готовился особенно старательно и во время совершения ее испытывал, как он сам говорил: "особенное духовное счастье, доходящее до блаженного состояния".

До самой глубокой старости сохранил он большую ревность к Богослужению и любовь ко храму.

Когда близкие Владыке духовные дети говорили ему, что он переутомляется, он отвечал, что именно молитва, совершение Богослужений и служение своей пастве дают ему благодатную силу и утешение.

Когда же болезнь лишила его возможности бывать в храме и совсем приковала к постели, он, приходившим его навестить, говорил обычно:

— Я здесь в одиночестве все служу, да служу про себя! — и чтобы ободрить их, восклицал: — с нами Бог!

Особенно высокое молитвенное настроение было у Владыки в последние дни его жизни. Чувствуя приближение своей кончины и готовясь к отшествию, он усиленно молился словами псалмопевца Давида, прося милости Божией: "Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и оправданием Твоим научи мя". (Пс.118, 124). И: "Господи! Милости прошу, а не суда".

Таков был приснопамятный владыка Николай. Он жил с Богом и для Бога, прославлял Его и словом, и всей жизнью своей, служил верно своей пастве, и поэтому, светлая, благодатная память о нем крепко хранится в сердцах всех его духовных чад и всех тех, кто знал его и почитал.

И мы верим, что Милосердный Господь Бог помилует Своего верного раба на Своем праведном Суде и удостоит великой награды в Небесном Царствии по его вере, жизни и делам.

Царство тебе Небесное, дорогой наш пастырь, учитель и друг, дорогой митрополит Николай!"

12 декабря 1980 года.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни утром в 8 ч.; вечером в 16 ч.

В воскресные дни утром в 7 и 9 ч.; вечером в 16 ч.

Таинство Соборования в дни Рождественского поста:

14 декабря (суббота) 10:30;

21 декабря (суббота) 10:30;

28 декабря (суббота) 10:30;

4 января (суббота) 10:30