• slide10
  • slide8
  • slide9
  • slide1
  • slide6

Священномученик отец Александр

Священномученик Александр Скальский(Скальский Александр Филимонович)
1867 - 20 января 1933

Первый настоятель Свято-Николаевской церкви
(Никольского собора) Русской Православной Церкви
г. Верного (Алма-Аты), протоиерей

Cвященномученик протоиерей Александр Скальский родился в 1867 году в селе Ярославичи Дубенского уезда Волынской губернии в семье священника.

В 1885 году окончил Духовную семинарию и 15 августа 1886 года поступил на службу в Подольскую духовную консисторию.

Рукоположение

диакон, 8 августа 1893, Семиреченская о., г. Верный (ныне Алматы)
Рукоположил преосвященный Григорий (Полетаев)

иерей, 21 февраля 1899, Семиреченская о.
Рукоположил епископ, преосвященный Аркадий (Карпинский)

Служение отца Александра

Подольская губ., г.Каменец-Подольск, Подольская Духовная Консистория

Должность - служащий, 15 августа 1886 - 28 декабря 1886.

29 декабря 1886г. епископом Анатолием Балтским назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь г.Каменец-Подольска

Подольская губ., г.Каменец-Подольск, Крестовоздвиженская церковь
Должность - псаломщик, 29 декабря 1886 - 1 мая 1891

2 мая 1891г. епископом Туркестанским Неофитом (Неводчиковым) принят в Туркестанскую епархию

Семиреченская о., Верненский уезд, станица Зайцевская (ныне Казахстан, Алматинская обл., г. Чилик)
Должность - псаломщик, законоучитель церковно-приходской школы, 2 мая 1891 - 7 августа 1893.

Семиреченская о., Верненский уезд, станица Зайцевская (ныне Казахстан, Алматинская о., г.Чилик), диакон.
Должность - законоучитель церковно-приходской школы, 8 августа 1893 - 24 июня 1894.

25 июня 1894г. переведен в г. Маргелан.

г.Маргелан, Александро-Невская церковь, диакон
Должность - законоучитель в церковно-приходском училище, 25 июня 1894 - 20 февраля 1899.

Семиреченская о., церковь-вагон при Средне-Азиатской железной дороге, иерей
21 февраля 1899 - 29 ноября 1899.

Семиреченская о., село Казанско-Богородичное (ныне с. Узун-Агаш), иерей
30 ноября 1899 - 15 октября 1900.

Семиреченская о., г. Верный (Ныне Алматы), церковь свв. Александра Невского и Марии Магдалины (Александро-Мариинская церковь) при Верненском детском приюте, протоиерей.

Должность - настоятель, законоучитель, 16 октября 1900 - 5 мая 1907.

О. Александр был активным и разносторонне деятельным священником г. Верного: совершал с народом крестные ходы и паломничества к местным святыням, принимал участие в деятельности общества трезвости при архиерейской церкви, на пастырских собраниях выступал с докладами о деятельности сектантов. Будучи настоятелем приютской церкви, о. Александр вместе со своими питомцами насадил напротив приюта парк, который частично сохранился до сегодняшнего дня.

Свято-Николаевская церковь (Свято-Никольский собор)Семиреченская о., г. Верный (Ныне Алматы), Свято-Николаевская церковь на Зубовской площади, протоиерей.

Должность - настоятель, 6 мая 1907 - 9 декабря 1932.

О. Александр служил, в основном, по воскресным и праздничным дням. Все остальное время ходил в дома обездоленных, больных и морально опустившихся людей. Он болел за всех, и если узнает, что у кого-то несчастье, он пойдет, утешит. Он был очень милостивый, внимательный, знал всех сирот в городе. Его все любили. О.Александр любил торжественные, стройные, радостные, полнозвучные богослужения. Послереволюционные газеты называют его священником-народолюбцем, когда в первый день праздника Пасхи 1918г., сопровождая епископа Пимена (Белоликова), он посещает с ним раненых бойцов, подавлявших контрреволюционный казачий мятеж 1918г. в г.Верном. Цель посещения - прекращение братоубийств и революционной смуты. Осенью 1919г. в г.Верном был закрыт Иверско-Серафимовский женский монастырь, насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям в поисках жилья и случайного заработка для пропитания. Четверо из них - монахини Евфалия (Кудеева), Дорофея, инокини Мариамна (Клинюшина) и Феодора (Буханцова) с племянницей-сиротой Анастасией Нагибиной - сняли себе комнату недалеко от Николаевского храма. Они ежедневно приходили в Николаевскую церковь. О. Александр, видя бедственное положение сестер и зная, что на работу монастырских не принимают, стал уговаривать их поселиться в храме:

"Что вы будете ходить по квартирам? Перебирайтесь ко мне в церковь, там всем места хватит!".

Великим Постом 1927г. сестры-монахини перешли жить в церковь, где поселились в нижнем полуподвальном помещении. Кроме них, о. Александр поселил еще восьмерых монахинь, но последние постепенно разъехались, лишь эти четверо да Анастасия остались. Они трудились при храме и жили по монастырскому уставу. Духовником этого небольшого сестричества был близкий и искренний друг о. Александра 2-1 священник храма протоиерей о. Стефан Пономарев. В конце 20-х и в 30-е годы в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ. О. Александр всех принимал, устраивал в подвале церкви. Там жившие монахини кормили и обстирывали заключенных. Во время обновленченских настроений Свято-Николаевская церковь устояла, не впала в живоцерковный раскол. Хотя о. Александр в 1927 г. был намерен вступить в общение с обновленцами, но паства его вразумила просьбами, слезами и угрозами. О. Александр в праздничный день перед литургией встал на колени и в одном подряснике полз на коленях от паперти до амвона, и с амвона просил прощения у Господа, духовенства и всей своей паствы, которая за него молилась и - вымолила. К концу 1929г. во всей Алма-Ате только Николаевская церковь оставалась единственным оплотом православия.

К этому времени о. Александра ГПУ выселило из дома. О. Александр был женат, но семейная жизнь его не сложилась. Жена оставила его, детей он не имел и жил один в одной из комнат при Николаевском храме. Потом о. Стефан Пономарев, второй священник Никольского храма, видя, что о. Александру Скальскому трудно жить одному, пригласил его к себе жить в в одной из комнат их дома, а матушка о. Стефана жила на первом этаже и облегчала их повседневный быт. В то время питались очень скудно. И службы, и требы - все лежало на плечах о. Александра и о. Стефана. О. Александр был строгим постником. Они оба любили монашествующих и пустынников и всегда были рады приходу странника, монаха Виктора (Матвеева). Известно также, что некоторое время о. Александр проживал у монахини к тому времени уже закрытого Иверско-Серафимовского Верненского женского монастыря Евфросинии (Даурцевой).

Награды

набедренник, 12 марта 1902
бархатная скуфья, 17 июня 1904
наперсный крест, 1911

АРЕСТ

Алма-Ата, Свято-Николаевская церковь на Зубовской площади, 9 декабря 1932
В начале декабря мать начальника Алма-Атинского ГПУ Иванова предупредила, что в ночь под 10 декабря всех священников Свято-Николаевской церкви арестуют. Вечером под 10-е была всенощная накануне празднования иконы Божией Матери "Знамение", на которой служил Владыка Герман (Вейнберг) и все православное духовенство г. Алма-Аты. После окончания службы, пришедшие сотрудники ГПУ арестовали всех, кто служил в храме.

ОСУЖДЕНИЕ

тройка при ПП ОГПУ Казахской ССР, 25 июня 1933.
Групповое дело - "дело к/р организации церковников, г. Алма-Ата, 1933г."
Уже после смерти о. Александра было вынесено обвинительное заключение и приговор по "делу" епископа Германа (Вейнберга), в котором о. Александр был признан одним из идейных вдохновителей и руководителей контрреволюционной организации церковников.
Алма-Ата, тюрьма ГПУ
Заключен 9 декабря 1932 по январь 1933.
Сначала о. Александра с месяц допрашивали в ГПУ. Потом направили в санпропускник. Там сильно напарили в бане, посадили в кузов открытого грузовика и повезли по морозу в городскую тюрьму
Алма-Ата, городская тюрьма
Январь 1933 - 13 января 1933
Сильно простуженный, в городской тюрьме он сразу заболел сыпным тифом и был отправлен 13 января 1933г. в тифозный барак Красного Креста.
Алма-Ата, тифозный барак Красного Креста
13 января 1933 - 20 января 1933.

Кончина

Согласно материалам следственного дела - 1 февраля 1933 г. (в некоторых источника указана неверная дата смерти 20 января).
Причина смерти - умер в заключении от тифа.
Место смерти - Алма-Ата, тифозный барак Красного Креста.
Место захоронения - Алма-Ата, горочка за Головным арыком, лагерное кладбище.
Умер в тифозном бараке. Похоронен на горочке за городом, на которой завещал быть похороненным. Сейчас, это - район города. В июле 1993г. была произведена эксгумация останков священнослужителей, похороненных в этом районе на бывшем кладбище. Найденные останки перенесены в склеп Никольского собора. Над ним поставили крест и служат панихиды с поминовением имен пострадавшего алмаатинского духовенства и мирян.

Канонизация

Священномученик протоиерей Александр Скальский

Дата канонизации - 20 августа 2000 г.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13 - 16 августа 2000г по представлению Алматинской епархии.

Дни памяти

Собор новомучеников и исповедников Российских, Первое воскресение, начиная с 25 янв. / 07 фев.
    7 янв. / 20 янв. - день мученической кончины (1933г.)

Публикации об отце Александре

1 Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. N 6.
С.77-95.
2 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. - Москва, 12-16 августа 2000г.
3 Крест на Красном обрыве. - М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.77,83-90,108-111,155.
© Королева В. В.

4. СКАЛЬСКИЙ Александр Филимонович, протоиерей священномученик. База данных о репрессированных православных священнослужителях.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00