• slide8
  • slide6
  • slide1
  • slide10
  • slide9

Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (Могилевского), исповедника

Архимандрит Исаакий (Виноградов)
Избранные стихи.

Ко дню 4-й годовщины
приснопамятного владыки нашего
митрополита Николая.
/† 12/25 октября 1955 г./

 "Радуйся, благая Вратарнице,
двери райския верным отверзающая..."

Посвящается б. его духовнику
и усердному чтителю, и частому
его могилки посетителю
о. протоиерею Даниилу Ушакову.

Мы над могилою твоей
Воспели песнь твою любимую...
О, сколько сам ты в жизни всей
Пел "Купину неопалимую",
"Скорбящих Радость", "Умиление",
Нечаянной утехи Дарницу,
Сердец недобрых Умягчение,
Благую райскую "Вратарницу"!
Мы Ей твое вручаем шествие
В небесно-светлые обители,
Где ждали твоего пришествия
Давно отшедшие святители.
Ты с ними вкупе славишь Чистую,
Как на земле Ее прославил ты.
Осиротелым же — лучистую
Святую память нам оставил ты.

А. И. 1959 г. г. Елец.

К пятилетию со дня
кончины митрополита Николая.

Прошло пять лет, как с нами нет
Тебя, Отец, учитель.
Но из-за гроба шлешь привет,
И как лампада льешь нам свет
Ты — добрый просветитель.
Мы сердцем слышим голос твой
Проникновенный и живой,
Зовущий нас ко благу.
Мы как бы видим пред собой
Тебя, о Лебедь наш седой,
В очах таящий влагу
За нас готовых литься слез
С мольбой: избавить нас от гроз,
От злых волнений моря
Житейского; чтоб Сам Христос
Нам избавление принес
От бед, скорбей и горя.
Мы вспоминаем: ты учил
И сам тому пример явил,
Как славить Приснодеву:
"С поклоном," — мерно ты твердил,
И первый голову клонил
Ты к каждому припеву.
Ты нам желание свое,
В него влагая сердце все,
Поведал многократно:
Чтоб стадо верное твое
С тобой в иное бытие
Вошло, и там приятно
Воспело Господу хвалу,
Земли оставив мрак и мглу,
Во светлостех сияя
Святых, далеких мира злу,
Поправших ересей хулу,
Вкусивших сладость рая.
И молим мы, о наш Отец,
И пастырь верных ти овец,
И Божий друг: халуги,*
Распутья жизненных путей
Исправь ты для своих детей,
Ведь мы же... твои други!
* Халуги — изгороди (Ев. Луки, 14, 23.).

А. И. 1960 г. г. Елец.

К семилетию со дня
кончины митрополита Николая.
/25/ 12. Х. 1962.

Семь лет — священное число —
От тех печальных дней прошло,
Когда в далеком Верном граде
В церковной пели мы ограде
Канон "Помощник, Покровитель",
И покидал нас наш Святитель...
Он обошел Господень дом,
Где прослужил десятилетье,
И вот уже не многолетье,
Но память вечную поем
Мы со слезами все о нем.
Торжествен был последний ход
По стогнам града на кладбище.
Сорокатысячный народ
К его последнему жилищу
Владыку-старца проводил.
И день к закату подходил,
Когда над тихою могилой
Со умиленьем спето было
Его завета в исполненье
Любимейшее песнопенье,
Дабы отверзла двери рая
Ему Вратарница благая!
Теперь — чрез 7 печальных лет
Он из-за гроба шлет привет*
Мне — сыну — мантией своею,
Как Илия слал Елисею.
Я эту "милоть" получил,
И с ней отца благословенье,
Ему в ответ благодаренье
Воздать хочу я, ощутив
В душе тепло и умиленье.
Святитель верный и благой,
И Господом благословенный!
Ты в сердце нашем — все живой,
И благостный и незабвенный!
И мы к тебе опять стремим
Свои мольбы и пожеланья;
Склонись к нам, сиротам своим
И утоли наши страданья;
И Господа моли за нас,
Да даст нам в эти дни терпенья,
Наставит нас на путь спасенья
И сократит мучений час.
А по кончине даст нам радость:
За гробом, в жизни неземной
Нам неразлучно быть с тобой!

А. И.
* Мною получена из Киева от мо-
нахини Варвары (Веры Афанасьевны
Фомушкиной) мантия Владыки на мо-
литвенную память.

К тринадцатилетию кончины
митрополита Николая Алма-Атинского
и Казахстанского.

Не меркнет память о святителе,
Кому был верен Верный град,
Кого Господь в Свои обители
Призвал 13 лет назад.
Звучит надгробное рыдание
Над местом, где он мирно спит,
И светлое воспоминание
Народ о нем в душе хранит.
Оплакан паствой своей верною,
Он духом жив, он сердцем с ней.
Нам жизнью послужив примерною,
По смерти стал еще родней.
И верим: у чертога Божия,
О коем пел в страстные дни,*
И у Господнего подножия
За нас он льет мольбы свои...

Октябрь 1963 г.
г. Елец.
* Кто может забыть, как в дни Стра-
стной седмицы Владыка сам воспевал
в храме "Чертог Твой вижду, Спасе
мой, украшенный"?

К шестнадцатой годовщине
кончины приснопамятного
владыки митрополита Николая.

16 лет умчалось в вечность
Со дня кончины дорогого...
Но не уменьшилась сердечность
Воспоминания живого.
О нашем старце седовласом,
Наставнике любви и света,
Который величавым гласом,
Звучавшим теплотой привета,
Нас призывал к объединенью
Во Имя Троицы Священной,
И общему учил нас пенью
Во время службы вдохновенной.
Колена сердца преклоняем
Мы пред заветною гробницей
И со слезами умоляем:
"Не перестань нам быть зарницей
Мглу прегрешений разгоняя
И наши сумрачные лица
Своей улыбкой озаряя.
Учи нас правде из-за гроба,
Чтоб жизнью Богу мы служили,
Чтобы и ненависть и злоба
От нас далече отступили.
Твои мы преданные чада
В своем усердии убогом,
Ты ж — негасимая лампада,
За нас горящая пред Богом...!"

А. И.
20. Х. 71 г.
г. Елец.

К семнадцатой годовщине
кончины митрополита Николая
Алма-Атинского и Казахстанского.

Хотя стоял осенний листопад,
Но солнечная выпала погода,
Когда воистину "весь потрясеся град",*
И тысячи, и тысячи народа
Сопровождали "в путь всея земли"
Вождя духовного, светильника пред Богом,
И гроб его, сменяяся, несли
От церкви к кладбищу в порядке строгом.
Потоки теплых слез струились из очей
Его духовных чад осиротевших,
Надгробное рыдание ему воспевших,
Особо же — у запертых дверей
Монастыря, что Иверским когда-то звался
И по пути на кладбище стоял.
И мнилось: глас Вратарницы призвал
К Себе того, кто в жизни к Ней так рвался.
Желание почившего творя
Мы песнь последнюю пропели над могилой
С особой верой и духовной силой,
С надеждой на грядущее смотря.
Небесная Вратарнице Благая!
Слуге изшед навстречу Своему,
Отверзи благостные двери рая!
Да будет память вечная ему...

А.И.
Октябрь 1972 г. Елец.
* Ев. Матф. 21. 10.

К девятнадцатилетию со дня
кончины митрополита Николая.

Уж скоро два десятка лет
Отделят нас от дней прекрасных,
Когда светил нам тихий свет
Очей глубоких, мирных, ясных
Владыки нашего святого,
Который ласково, не строго
О Вечной Правде нам вещал
И всех к любви и миру звал.
"О, други!" — так нас называя,
Всех к пенью в храме приглашал,
И сам стихиры запевая,
Пример усердия давал
В служеньи Божию Престолу,
Сам воспаряя к высоте,
Но и поверженных, нас, долу,
Не покидая в суете...
Богатство духа нам оставил
Наш архипастырь и отец,
И много к Господу направил
Смятенных горестных сердец.
И вновь колена преклоняем
Мы перед Иверской святой,
Когда печально вспоминаем
Разлуку горькую с тобой.
О, пусть Вратарница благая
Приимет верного слугу
Господня в сень и кущи рая,
Седую увенчав главу
Венцем нетления и чести.
А мы все, собранные вместе,
Во умилении сердец
Воскликнем: "Добрый наш отец!
Всегда твой образ с нами будет,
И дивной доброты твоей
Никто, никто не позабудет..!"
А я, последний из детей
Твоей семьи, такой обширной,
Утешен в эти дни и рад,
Что в знак благословенья мирный,
Превысший всех иных наград,
Приял привет твой в назиданье:
То — митру старую твою!*
И в ней служа, я воспою
Тебе надгробное рыданье..!

12. Х. / 29. Х. 1974 г. А. И.
*По кончине в Киеве "душеприказчицы"
покойного владыки Николая [монахини
Варвары (Веры Афанасьевны Фомушки-
ной )], я в эти дни получил на память о
нем митру.

Центральный архив УФСБ России, дело № Р-37614.
Народный комиссариат внутренних дел СССР.

Протокол допроса.

1941 года июля 7 дня, я, следователь НКГБ СССР Кузнецов допросил в качестве обвиняемого Могилевского Николая Никифоровича.
В.: За какие преступления вы были арестованы в 1932 году?
О.: В 1932 году меня обвинили в проведении антисоветской работы.
В.: В каком году вы отбыли срок наказания?
О.: В 1937 году.
В.: Чем вы занимались с 1937 года?
О.: С 1937 года по день ареста я нигде не работал.
В.: На какие средства вы жили, если нигде не работали?
О.: Мне помогали сестры и родственники.
В.: Вы арестованы за проведение антисоветской деятельности, направленной против Советской власти. Расскажите следствию о всех ваших преступлениях, которые вы совершили на протяжении ряда лет.
О.: Никакой антисоветской деятельностью я не занимался и преступлений перед Советской властью я не совершал.

Протокол допроса от 14 августа 1941 года.

В.: Объясните, почему вы не работали?
О.: Я несколько раз просил у митрополита Сергия назначить меня в епархию, но он всякий раз мне отказывал, объясняя это тем, что я был в лагерях.
В.: Скажите, на какие средства вы существовали?
О.: Источником средств моего существования были — присылка денег верующими гг. Москвы и Орла, а так же периодическая материальная помощь, которую мне оказывал митрополит Сергий и мои родственники.
В.: Расскажите о своей антисоветской деятельности.
О.: Я признаю себя виновным в том, что неоднократно в присутствии ряда лиц из среды духовенства и верующих в антисоветском духе высказывал недовольство политикой партии и советской власти в отношении церкви. Считал политику партии и советской власти неправильной и заявлял, что советское правительство против воли верующих закрывает церкви и применяет репрессии к невинному духовенству в целях разгрома церкви. Мне, посвятившему всю свою жизнь церкви, было больно это [ видеть] , в связи с чем я так болезненно реагировал.
В.: Вы многое не договариваете. Расскажите, какую еще антисоветскую деятельность вы проводили?
О.: К тому, что я показал выше, больше сказать не могу. Протокол записан правильно, с моих слов, мною прочитан.

Могилевский.

Допросил следователь 5 отделения следчасти НКГБ СССР лейтенант госбезопасности Солошенко.

Протокол допроса от 20 августа 1941 года.

В.: Вы встречались с епископами, приезжавшими в г. Москву из западных областей Украины, Белорусии и Прибалтийских республик?
О.: Да, встречался.
В.: При каких обстоятельствах вы с ними встречались?
О.: В марте 1941 года митрополитом Сергием были вызваны митрополиты и епископы западных областей Украины, Белорусии и Прибалтийских республик для решения церковных вопросов. Я был так же приглашен.
В.: Назовите фамилии приехавших священнослужителей.
О.: Я знаю, что на приеме у митрополита Сергия были:
Митрополит Николай (Ярушевич)
Митрополит Александр (фамилию не знаю) .... [ Паулус (К. В.)] ...
Митрополит Августин (фамилию так же не знаю) ... [ Петерсон (К. В.)] ...
Архиепископ Алексий (Громадский)
Епископ Симон (Ивановский).
Были еще два архимандрита, которых я не знаю.
В.: С кем из выше указанных вы вели беседы о положении церкви в СССР?
О.: Я беседовал почти со всеми, но чаще всего мне приходилось беседовать с митрополитом Августином и епископом Симоном.
В.: Расскажите о содержании этих бесед.
О.: Приезжие священнослужители задавали очень много вопросов о положении религии в Советском Союзе, о чем я их информировал.
В.: Вы вели с ними антисоветские клеветнические разговоры о положении религии в СССР?
О.: Антисоветских клеветнических разговоров я с ними не вел.
В.: Вы говорите неправду. Следствию известно, что вы приезжих священнослужителей снабжали антисоветской клеветнической информацией о положении религии в Советском Союзе. Вы этот разговор подтверждаете?
О.: Нет, не подтверждаю. Правда, я в беседе говорил, что большинство епископов в СССР находятся в тюрьмах и ссылках, но я считаю, что это не клевета, а, по моему убеждению, действительное положение.
В.: В этой беседе вы с антисоветских позиций заявляли приезжим священнослужителям о том, чтобы они готовились к разгрому церкви, к террору над духовенством и колхозным насилиям. А этот разговор вы подтверждаете?
О.: У меня не было такого разговора, я его отрицаю.

Протокол записан правильно, с моих слов, мною прочитан.

Могилевский.

Допросил следователь 5 отделения следчасти НКГБ СССР лейтенант госбезопасности Солошенко.

Протокол допроса от 23 августа 1941 года.

В.: Расскажите подробно за что вы были арестованы в 1932 году?
О.: Я не помню, за что был арестован, т. к. прошло много времени.
В.: Вы говорите неправду. На допросе 7 июля 1941 года вы показали: "В 1932 году меня обвинили в проведении антисоветской работы". Объясните, почему вы хотите скрыть причину своего ареста?
О.: Я виноват, моя попытка скрыть от следствия причины ареста объясняется тем, что я не хотел рассказывать о своей прошлой преступной деятельности.
В.: В таком случае расскажите подробно за что вы были арестованы и в чем вы себя признали виновным?
О.: Меня арестовали в 1932 году за проведение антисоветской работы среди церковников. В предъявленном обвинении виновным себя я не признал.
В.: Следствию известно, что вы до дня первого ареста, т. е. до 1932 года являлись руководителем и организатором антисоветской церковно-монархической группы "Ревнителей Церкви" в г. Орле. Вы в этом признаете себя виновным?
О.: Виновным себя в этом не признаю, т. к. никогда не был руководителем антисоветской церковно-монархической группы "Ревнители Церкви".
В.: Следствию так же известно, что вы, будучи руководителем антисоветской церковно-монархической группы "Ревнителей Церкви", насаждали антисоветские церковные ячейки, организовывали подпольные монастыри, церкви и проводили тайное пострижение в монашество.
А эту антисоветскую деятельность вы подтверждаете?
О.: Нет, не подтверждаю, т. к. антисоветской деятельности я не проводил.
В.: Вы говорите неправду. 12 февраля 1941 года вы собственноручно в своей автобиографии писали, что в 1928-29 годах вы давали разрешение на пострижение монашек.
Будете вы после этого отрицать свою подпольную церковную деятельность?
О.: Я отрицаю подпольную церковную деятельность и тайные пострижения в монашество. Что же касается моей записи в автобиографии, то я действительно давал разрешение на пострижение монашек, причем эти пострижения совершались открыто в храме.
В.: По отбытию наказания с кем из духовенства и монашества вы установили связь?
О.: Кроме упомянутых мною лиц на допросе 14 августа 1941 года других связей я не имел.
В.: Кого вы знаете из духовенства и монашествующих бывшего Даниловского монастыря?
О.: Хорошо знаю по Даниловскому монастырю епископа Феодора по фамилии Поздеевский, других же никого не знаю.
В.: Расскажите, как вы знаете Поздеевского?
О.: Поздеевского имя и отчество не помню, знаю, что священное имя он имел Феодор, знаю его с 1908 года как ректора Московской духовной академии, я в то время был студентом этой академии. В 1923 году я встречался с Поздеевским на его квартире, в то время он был настоятелем Даниловского монастыря. В 1924 году Поздеевского я случайно встретил в Бутырской тюрьме — я и он в то время были арестованы.
В.: За что вы были арестованы в 1924 году?
О.: В 1924 году я был с группой епископов арестован органами ОГПУ за что именно я не знаю, т. к. просидев в Бутырской тюрьме две недели, меня не допрашивали и не предъявляли обвинения и вскоре выпустили.
В.: Вы и здесь говорите неправду. Вам хорошо известны причины вашего ареста. Прекратите запирательство и отвечайте за что вы были арестованы?
О.: Я еще раз заявляю, что мне не известны причины моего ареста.
В.: Вы были осуждены в 1924 году?
О.: Нет.
В.: Скажите, какого религиозного направления придерживался Поздеевский?
О.: Мне известно, что Поздеевский с 1928 года был противником Сергиевского направления, т. к. считал, что митрополит Сергий советской ориентации, он же, Поздеевский, был антисоветской реакционной ориентации и придерживался линии Петра, который стоял на контрреволюционных позициях и перехода Церкви на нелегальное положение.
В.: Откуда вам это известно?
О.: Обо всем выше сказанном мне стало известно от митрополита Сергия, с которым я неоднократно беседовал по этому вопросу.
В.: Где в настоящее время находится Поздеевский?
О.: Мне известно, что Поздеевский неоднократно арестовывался и осуждался и где находится в настоящее время — я не знаю. После 1924 года я с ним не встречался и переписки не имел.
В.: Вы разделяли антисоветские взгляды Поздеевского?
О.: Нет, не разделял.
В.: Кто еще вам известен из священнослужителей и монашествующих бывшего Даниловского монастыря?
О.: Больше я никого не знаю.
В.: Не говорите неправду. Следствию известно, что вы имеете связи с бывшими монахами Даниловского монастыря, совместно с которыми являетесь сторонником перехода Церкви на нелегальное положение.
Перестаньте скрывать и рассказывайте о вашей связи с монахами бывшего Даниловского монастыря.
О.: Я заявлял и заявляю, что по Даниловскому монастырю больше ничего не знаю.
В.: Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроены к существующему советскому строю, проводили активную работу среди верующих за переход Церкви на нелегальное положение.
Вы это подтверждаете?
О.: Как ранее я показал, признаю себя виновным в том, что неоднократно в присутствии духовенства и верующих высказывал антисоветские разговоры, направленные против политики ВКПБ и Советского правительства, что же касается работы среди верующих за переход церкви на нелегальное положение, то я это отрицаю.
В.: Следствию так же известно, что вы, создавая подпольные монастыри и церкви, совершали там религиозные служения.
А это вы признаете?
О.: Нет, не признаю.
В.: В таком случае объясните, на какие средства вы существовали?
О.: На прошлых допросах я показал, что источниками моих средств являлись: периодическая присылка денег от верующих гг. Москвы, Орла, помощь митрополита Сергия и родственников.
В.: Вы опять не хотите сказать правду.
Следствию известно, что источником вашего существования являлась подпольная церковь.
Намерены ли вы после этого говорить правду?
О.: Я заявляю правдиво, что никакой подпольной церковной деятельностью не занимался и, следовательно, других источников средств, кроме сказанных выше, у меня не было.

Протокол записан с моих слов верно.

Могилевский.

Допросил следователь 5 отделения следчасти НКГБ СССР лейтенант госбезопасности Солошенко.

Могилевский Ф. Н. реабилитирован 4 июля 1989 г.

"Подпадает под действие ст. УК Президиума Верховного Совета от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов".

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни утром в 8 ч.; вечером в 16 ч.

В воскресные дни утром в 7 и 9 ч.; вечером в 16 ч.