Карагандинский старец преподобный СЕВАСТИАН
О монашестве и мире
Однажды говорил: "Между нами, монахами, и миром глубокая пропасть. Миру никогда не понять нашей жизни, а нам — их. Если бы монахи знали заранее, сколько их ждет искушений и скорбей на узком, но спасительном пути, то никто не пошел бы в монастырь. А если бы мир знал о будущих благах монашествующих, то все пошли бы в монастырь".
"Почему разогнали монастыри? Потому что монахи стали разъезжать на тройках, да одеваться в шерстянку. А раньше монахи носили холщовые подрясники и мухояровые рясы, трудились по совести. И те были истинные монахи. Какая-нибудь игуменья из дворян, а не из своих монахинь, быстро загоняла послушниц в Царство Небесное своим бессердечным к ним отношением и жестокостью. Бедные монахини разговлялись капустой, а игуменья, в угоду начальствующим все им отдавала, а своих лишала необходимого".
Часто повторял слова: "Раб, знавший волю господина своего и не сотворивший ее, бит будет больше, нежели раб не знавший воли господина своего". А некоторым прямо говорил: "Ведь ты знаешь все и Бога на мир променяла (или променял)". "Мир обещает злато, а дает блато". "Неженатый печется о Боге, а женатый — о жене". "Не связавший себя узами семьи всегда свободен. Одна забота — спасение души. Цель жизни — чистота, конец — Царство Небесное!"
Когда Батюшка был помоложе и покрепче здоровьем, он отказывался от транспорта, говоря: "Я монах, должен пешком ходить, а не ездить". И ходил пешком на дальние расстояния, как-то: поселки Федоровка, Мелькомбинат, Зелентрест, Кирзавод и т. д. И, бывало, скажет: "Любил я ходить на окраину Зелентреста с чайником за хорошей водой на родник. А по дороге пел: "Еже о нас исполнив смотрение!"...
Две молодые девушки просили послушников доложить о них Батюшке. На что Батюшка, подумав сказал: "Не знаешь, как поступить... Хорошо примешь — привяжутся еще к тебе, а не принять — обидятся!" Этими словами Батюшка дал понять молодым людям, которые впоследствии стали священниками, что не безопасна чрезмерная привязанность со стороны молодых девиц к священникам и священников к молодым девицам. Но и грубость не безопасна. Опять — похвальная золотая середина. "Кто сумеет ее достичь с Божией помощью, тот многих искушений избежит".
Как-то в одном доме за чаем девушки сидели в одной комнате, а женщины в другой (бывало, что в назидание девушкам нужно одно сказать, а женщинам — другое). Вдруг одна из женщин зашла в комнату к девушкам, где и Батюшка сидел. Он строго посмотрел на нее и сказал: "Ведь здесь сидят одни девушки, а женщины в другой комнате, и ты садись там с ними". Она ушла недовольная, со слезами и обидой, на что Батюшка сказал: "На что обижаться? Я ведь правду сказал, что ты — женщина — садись с женщинами. Я ведь не сказал, что она — мужчина, что же обижаться?"
Однажды за столом, где сидели и женщины и девушки, одна из женщин высказала замечание, что Батюшка больше жалеет девушек, чем женщин. На что он, невзирая на лица, прямо сказал ей: "А ты сколько раз выходила замуж? Ты всякие утешения видела, а девушки — ничего! Рады супчик за Батюшкой по ложечке докушать, что для них великое утешение составляет".
Часто напоминал следить за помыслами и чистотою сердца, не уподобляться юродивым девам, говорил: "Девство не спасет без добрых дел и чистоты сердечной". "Внешнее не пользует, если внутри грязь, страсти не изжиты". "За что Спаситель возлюбил Иоанна Богослова, как не за чистоту, целомудрие, любовь, верность, нежность и послушание! Все ученики оставили Иисуса Христа на кресте, один Иоанн Богослов безбоязненно стоял у креста". И не раз Батюшка говорил еще: "Любовь выше всех добродетелей". "Бог есть любовь", "Без любви хоть тело отдай на всесожжение — все ничто". "Где любовь — там Бог". "Где Бог — там мир, согласие и тишина. Где нет любви - там противоречия, распри, несогласия, измена, клевета". "Любовь долготерпит, любовь не помнит зла, не гневается, не раздражается, не ищет своего. Любовь ищет пользы ближним, даже врагам". В пример Батюшка приводил Иоанна Богослова, который любовью возвратил своего ученика из шайки разбойников в лоно Церкви.
Любил часто повторять слова Иоанна Богослова: "Дети, любите друг друга!" Этими словами напоминал о любви к Богу и ближнему, без которой не доставляют пользы ни труд, ни молитва, ни пост.
31.01.1960 г.
Слово о покаявшемся грешнике
"Грешник, оставь свои страсти и греховные привычки, тебя зовет небо паче девяноста девяти праведных! Об одном покаявшемся грешнике радуются Ангелы на небе. Твоего спасения ищет небо. Только покайся и обратись и отстань от греха. Ради тебя Сам Господь родился в яслях бессловесных и пострадал: заушен был, заплеван, тернием увенчан и рукою создания Своего пригвожден был ко кресту. Пострадал и умер, чтобы потом прославиться и вознестись. А ты, человек, чем тебе гордиться, что у тебя есть своего собственного, для вечности годного? Богатство не возьмешь, честь, слава и здоровье — временные. Будем богатеть для будущности, туда собирать свое богатство через нищих, бедных, болящих. Ты — житель неба, зачем же так прилепляться к земле!? Ты — наследник Царства Небесного, имеющий душу бессмертную, которую искупил Сам Сын Единородный крестною смертью Своею."
Не датировано
Собор Архистратига Михаила
О стяжании Ангела Хранителя
"Ангел Хранитель пребывает с человеком при непорочном сердце и чистой совести. Внимая сердцу и совести, всегда будешь слышать голос его, наставляющий на истину. Кто восчувствует голод духовный, духовное чувство души своей, то, как при телесном голоде человек ищет пищи, чтобы насытиться, так и здесь будет искать насытить душу пищею Слова Божия. В ком духовное чувство заглушено, ослеплено страстями, тот не восчувствует иного голода, кроме телесного. А другой, забывая голод телесный, стремится к утолению голода духовного. Страсть ослепляет душу постепенным внушением мысли, согласием и совершением дела: 1) заболевание, 2) болезнь, 3) смерть души. Где действует одна страсть, там Дух Святой и Ангел Хранитель отступает и душой человек умирает. О, Господи, спаси же от всех сих! Святые Ангелы Хранители, молите Бога о нас!"
Не датировано
Слово о любви к ближним своим
"Как не любить Его, Создателя и Творца всей Вселенной, всего видимого и невидимого, Творца в том числе и тебя, человек. Господь создал человека и вдохнул в него дух животворящий, дал волю и разум, дал сердце, способное наслаждаться дарами Божиими. Любить не Творца, а тварь, это значит любить не жизнь, а смерть, себя не любить, себе врагом быть. Не любить ближнего как самого себя, это значит восстановить против себя Творца. Любить Творца надо всей душою, всей силою и всем помышлением: мыслить, думать, рассуждать о Боге и благах Его, нам низпосылаемым. Ибо Он видит все наши помышления, желания и намерения по отношению к Нему и ближнему, которого люби для его спасения, а не для себя."
26.06.1960 г.
Слово о. Севастиана сторожке
"Прочитал акафист Божией Матери "Нечаянная радость" и долго беседовал. "Вот 3-й и 4-й год прошел, как принял сан архимандрита, а смирения и терпения не приобрел. Нетерпеливый, ленивый, нерадивый, многоглаголивый. А идти надо узким путем, два Царства Небесных не бывает. Нести свой крест, от крещения данный, до конца жизни безропотно и терпеть все скорби, посылаемые Богом. Сам Господь терпел: родился в яслях, в бедности, в неизвестности рос, а потом с проповедью вышел и чудеса творил, простой народ просвещал. А иудеи по зависти распяли Его на кресте. И все апостолы мученическою смертью умерли, и все первые христиане кровь проливали, а мы малого не хотим терпеть и нести.
Господи, помилуй! Иисусе сладчайший, прости нас. Всегда благодарить Бога нужно за все."
25.05.1960 г.
Память Иоанна Богослова - апостола любви
"В начале бе Слово... Как чистейшему, честнейшему и нежнейшему Спаситель вручил ему Свою Матерь. Блажен ты, сын Громов, подобно орлу воспарив выше всех, и прогремел, как гром своим учением".
Начало Великого поста
"Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..." С глубоким сознанием и чувством своей греховности каялся мытарь. Не как фарисей — с возношением и гордостью обращался к Богу. Сокрушенным сердцем, не дерзая взглянуть на небо, бия себя в грудь, мытарь взывал ко Господу: "Боже, милостив буди ми, грешному." Таков истинно покаявшийся. Покаялся и не возвращайся больше к прежним грехам, но начинай новую жизнь в обновленном духе."
Не датировано
Слово архимандрита Севастиана
"...Пред лицом Божиим ходить, в сердце Его носить. А Он входит в чистые сердца, не занятые гордостью, блудом, нечистотою и другими пороками и грехами. Господи, улови наше сердце и очисти! Господь снизойдет в сердца наши, когда мы откроем Ему туда вход смирением, терпением, чистотою, целомудрием, кротостию, добрыми делами, любовью к ближним, а наипаче к Богу, послушанием, молитвою, воздержанием душевных и телесных чувств, помыслов. Заграждаем невоздержанием, нечистотою чувств, помыслов, нетерпением скорбей и болезней, ропотом, неблагодарностью, воздаянием зла за зло."
31.12.1959 г.
День Ангела о. архимандрита Севастиана
Служит сам батюшка Севастиан. Бог укрепил его слабое здоровье. М. Мария, вопреки его желанию, заставила погладить ему фелонь. А он, за своеволие и непослушание, тут же смирил нашего брата. Облачился и за службою сел на фелонь (обычно всегда в этом случае приподнимал) и смял ее, что еще хуже стала, чем была. Вот вам урок. Обедня прошла как никогда торжественно и молебен также. А после всего поздравление именинника со днем Ангела и масса самых лучших благодарностей и пожеланий. Но именинник, как всегда, чем больше его возносят, тем больше себя смиряет и уничижает. И даже негодует на многословие и пустословие: "Мне ничего от вас не нужно (ни подарков, ни похвал, ни благодарностей), меня радует мир, любовь, согласие между вами..."
31.05.1959 г.
О самарянке
"Сам Господь Бог истинное счастие души, истинное утешение, истинное благо, которое предлагал Спаситель самарянке. Другие же ищут наслаждения в чувственном удовольствии грубой плоти, в богатстве, славе, власти земной. Желания и занятия младенческого возраста смешны отроку, чего желал отрок, смешно юноше, чего так страстно желал юноша, смешно зрелому возрасту, чего желал зрелый - смешно старику... Чувства наполняем исполнением желаний бесконечных, а душу опустошаем. Чувства полны, душа пуста. "Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа."
Не датировано
Вознесение Господне
"Раньше недостойные земли, ныне достойные поклонения на небе. Раньше потеряли менее, чем приобрели теперь. Бог устроил в нашу пользу все прежние наши скорби. Будем проводить время свято и жизнь нашу в чистоте, чтобы сподобиться наследовать жизнь в будущем веке на небеси. Иисусе вознесшийся, вознеси души наши, мысли наши из тьмы, суеты, мрака, привязанности к земле, плоти, миру и прелестям их скоро мимоходящим, к вечности и будущим благам, уготованным Господом Иисусом Христом, искупившим нас Своею кровию".
13.12.1958 г.
День памяти святого апостола Андрея Первозванного
"Он первый водрузил Крест на киевских горах и сказал, что это место и вся страна сия когда-то процветет Православием. А взирая на крест, приготовленный для его распятия, радовался и веселился духом, в надежде через крест соединиться со Христом в Царствии Небесном. Так и мы должны достигать веселия духовного и радости о будущих благах".
"Св. любовь — есть совокупность совершенства. Такую любовь имела Божия Матерь, "небесное чудо, небесная святость".
"Жених моей души ревнивее всего, коль с ним я что люблю, так не люблю Его" (из патерика). "Со креста Спаситель возгласил: жажду!.." Он жаждал спасения нашего..."
21.11.1958 г.
Об Ангелах Хранителях
"Ангел Хранитель дается каждому человеку в момент его крещения. Как нужно беречь союз души с Ангелом Хранителем? Через совесть и сердце производит он свое действие. Когда человек заботится о спасении души, хранит свою совесть, избегает всякого греха, тогда он чувствует своего Ангела Хранителя. Того Ангел Хранитель наставляет на все благое, посылает добрую мысль, предостерегает от зла. Увидим же Ангела Хранителя в день отшествия нашего из жизни сей. Но каково будет свидание наше — зависит от нас и дел наших. Обрадуется ли Ангел Хранитель или опечалится нашей беспечной жизнью? Он отступит от тех, кто не признавал за собой ни его, ни души своей, отступит от творивших все против совести, от тех, кто совершал грех за грехом, укоренялся во зле, заглушал свою совесть и ожесточал сердце. От того Ангел Хранитель отступает и приступает дух тьмы — диавол и делает человека рабом себе. И погибла душа человека. Ангел Хранитель, отступивши, плачет о той душе.
Будем же внимательны к Ангелу Хранителю, будем его молитвенно просить о помощи во всех благих делах и об избавлении от всякого греха. Будем просить, чтобы вел нас неотступно за собой ко Господу и сами не посрамим его своими делами".
14.01.1959 г.
"Шесть дней Господь творил Вселенную, а на седьмой почил. И роду человеческому заповедал 6 дней трудиться, а на 7-й отдыхать и посвящать время Богу, во славу Его имени, и во спасение своей души. Но враг рода человеческого по зависти внушает нам не соблюдать этой заповеди. Еще до пришествия Христа Спасителя, когда Господь через Аарона просил фараона отпустить народ на три дня праздника в пустыню для приношения жертвы, фараон, вместо этого, устроил для народа труд и надсмотр. И для того, чтобы нам не уйти в пустыню своей души, фараон (или лукавый) говорит: "Иди на торговли, иди на свои дела, угоди начальнику, или добудь хлеб и одежду детям. Какой тебе праздник?" Мы украдываем у Бога время на свои дела, а Бог проклинает и не дает успеха. А когда предоставишь дела на промысел Божий, то Бог устроит их во благо и с преизбытком, и пошлет благополучный исход их. И, мало того, что мы 6 дней скромно трудимся, но и в 7-й день беспечно, в праздности и винопитии проводим время, вместо того, чтобы пойти в храм для приношения жертвы и благодарения Богу за Его благодеяния."
08.12.1958 г.
Воскресный день
"Сердце тверже камня, тверже наковальни. Злая совесть, ожесточение души от привычки греховной к плотским и чувственным грехам, и неимение покаяния. Он при виде покойника смеется, замечаниям и упрекам других не внимает, и болеет, и скорбит совестью озлобленною. Легче молотом сокрушить наковальню, чем сердце человеческое. Смерть близких, увещания других людей, церковные наставления о суде, об аде, болезни, скорби - это все млат, ударяющий по сердцу. Но сердце не поддается, закоснело во зле. Как у опившегося вином, обезумел ум против всего доброго, человеческого. Господи, дай нам сердца плотяные, отыми каменные, чтобы чувствовали млат ударяющий! "Ругашеся и биша мя и аз не болех". "Алтарю, алтарю", - обращается пророк, а не к царю и людям, сердца которых тверже камня алтарного".
09.09.1958 г.
"Блажен, творящий волю Божию, а не свою собственную, плотоугодную. Я предаюсь от всей души и от всего сердца в волю Твою, Господи. Делай со мной то, что Тебе угодно. Творящий волю свою имеет рабский страх, привязанность к земным благам. Не стяжавший страха Божия, воли Божией творить не может". . .
11.09.1958 г.
Усекновение главы Иоанна Крестителя
"Иоанн Креститель за правду, за истину прежде времени умер мучеником. Истина тогда ликует, когда за нее умирают. А то бы все думали, что можно беззаконно жить. Если бы не было правды и истины, то и жизни на земле не было бы. Погибли бы все в беззакониях своих. Нужно всем нам жить по истине и правде, и другим пример подавать этим. Истина, чистота, любовь, целомудрие так любезны Господу. Святые мученики шли на мучения ради правды и истины, посрамляя ложь и беззаконие."
08.09.1958 г.
Слово о времени
"Что дороже всего на свете? Время! И что теряем без сожаления и бесполезно? Время! Чем не дорожим и пренебрегаем больше всего? Временем! Потеряем время — потеряем себя! Потеряем все! Когда самую ничтожную вещь потеряли мы, то ищем ее. А потеряем время — даже не осознаем. Время дано Господом для правильного употребления его во спасение души и приобретения будущей жизни. Время должно распределять так, как хороший хозяин распределяет каждую монету — какая для чего. Каждая имеет у него свое назначение. Так и время будем распределять полезно, а не для пустых забав и увеселений, разговоров, пиров, гулянок. Взыщет Господь, что мы украли время для своих прихотей, а не для Бога и не для души употребили."
21.11.1958 г.
Собор Архистратига Михаила
"Равенства ни на небе, ни на земле нет и быть не может. Равенство только во Единой Святой Троице. Архангел Михаил смирением, терпением, мужеством победил Денницу. Архангел Гавриил — предвозвестник тайн Божиих и чудес. И все имеют свои обязанности."
11.11.1958 г.
Воскресный день
"Дочь Иаира умерла и Господь воскресил ее. Так человек умирает душой. Помыслы греховные, произволение и совершение греха. Тогда благодать отходит и душа умирает. Вот наше нерадение о душе. Не обращаемся к врачу тогда, когда болезнь только началась и легко исцелима. Не обращаемся и в период болезни. А когда уже умерла дочь (душа), тогда обратились к врачу Душ и телес Господу: "Дочь моя умерла." "Не умерла, но спит", — сказал Господь.
Надо с юности своей приносить жертву Господу самим собою, когда находишься во цвете лет, здоровья, чистоты, духа бодрого, а не тогда, когда всего этого лишишься, поработав диаволу.
"Работай дондеже день (жизнь)", — говорит Господь, ибо настанет ночь, то есть старость, смерть, и тогда поздно будет. Так юродивые девы не имели елея, потому что была ночь, когда пришел Жених и купить елея было негде. Они день провели беспечно, нерадиво и остались их светильники пустыми, и закрылась для них дверь Чертога брачного. Так и мы принесем Господу не хромое, не кривое, не слепое, не гнилое, а здоровое, чистое, первородное. Как пророк говорит: возделывал землю, насаждал ниву, обрабатывал ее, полол, поливал, а когда пришел за плодами, ничего не обрел. Кое-где клас на ниве, кое-где виноград на лозе. Враги Господа пришли, украли и унесли все. Так вот и человек на ниве души своей должен трудиться не бесполезно, внимать себе, чтобы не пришли враги: мир, диавол, плоть и смерть, и не обокрали ее. Приходит мир — забирает свое, привлекая богатством, роскошью, честолюбием. Приходит диавол, все последнее уносит: чистоту, целомудрие, невинность, страх Божий. Приходит старость и смерть, человек хочет и сам пожать что-нибудь на ниве своей, и ничего не обретает. Лишь кое-где бывало намерение доброе дело соделать при греховной жизни. И жалеет человек, что прожил жизнь и не приобрел добрых дел для будущей жизни. И смерть пришла, и времени уже нет для покаяния, для слез и молитвы. Особенно опасна нечаянная смерть. А потому не нужно откладывать покаяние и приобретение добрых дел на старости лет, когда уже не будет сил ни телесных, ни душевных. Все врагами будет скрадено, а себе — ничего, пусты светильники. Молиться с любовью к Богу и все дела начинать с молитвы. А без молитвы только суетные дела бывают. В молитве просить исполнения воли Божией и Его заповедей, а не того, чего нам хочется. Любить Бога надо непрестанно и молиться непрестанно. Любить истинно и с верою молиться, и Господь не оставит своею милостию. "На кого воззрю, как не на кроткого и смиренного сердцем." Уничижать себя, сознавать свое ничтожество перед Господом, Творцом всех и всего. "Если он меня не любит, то и я не буду его любить", — это бесовское слово. Пусть он тебя не любит, а ты побеждай его ненависть любовью. Любовью истинной и страхом Божиим побеждай страсть ненависти.
"Человек смотрит на лицо, а Господь - на сердце." "Бог глаголет уму наставлениями, а сердцу - вдохновениями".
Не датировано
Отдание Пасхи
"Проси у Бога чистоты сердца и прощения грехов, сокрушаясь в покаянии о содеянном и считая себя хуже всех. И придет Сам Господь к тебе и ты ощутишь такую радость в сердце, о которой не знает мир. Делай по Богу и для Бога, а не для людей, которых люби, но беги. "Взыщите Бога и жива будет душа ваша." Нужно хранить чистоту совести и стяжать непорочное сердце. А отсюда и дела наши, и поступки должны соответствовать заповедям Христовым, чтобы не сказали о нас: "А еще христианами зовутся, а еще молятся, а что делают?" Нужно чистоту и непорочную совесть хранить, чтобы враг не поживился от нас самым малейшим даже, чтобы совесть не упрекала за жизнь нашу, тогда будет мир и радость на сердце."