ПОД СЕНЬЮ ЛЮБВИ - Архимандрит Исаакий (Виноградов)
ПРОПОВЕДИ, СЛОВА, ПОУЧЕНИЯ
(продолжение)
Слово в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца
6 мая/23 апреля 1958 года после Литургии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Народ наш связывает праздник "Георгия вешнего" с победой света над тьмою и тепла над холодом.
Святой Георгий мученически скончался в царствование Диоклетиана 23 апреля 303 года. Родился он в городе Лидде, где позже ему был построен храм. С детства Георгий был тайным христианином.
В те времена обязательной военной службы не было, а ездили по всей стране государственные вербовщики и выбирали на военную службу подходящих молодых людей. Так завербовали в армию и Георгия. Его ум, красота, смелость и ловкость выдвинули его из ряда прочих воинов; он был близок к императору и дослужился до чина "тысящника" (подполковника).
В это время начались гонения на христиан, которые своей крепкой организованностью создавали "государство в государстве". На четвертый день Рождества Христова в городе Никомидии был сожжен храм, в котором сгорели 20 тысяч христиан. Когда Диоклетиан узнал об этом, он выразил благодарность правителю области.
Потрясенный такой жестокостью, Георгий роздал все свое имущество бедным, отпустил на свободу своих рабов и в одном из заседаний сената в присутствии императора обличил действия правительства, обвинив его в несправедливости и жестокости, и объявил себя христианином.
Эта речь любимца Диоклетиана крайне изумила и разгневала его. После безуспешных попыток уговорить Георгия отречься от Христа, Диоклетиан поручил своему помощнику Магненцию арестовать и допросить Георгия под пытками. Его били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, он же приговаривал: "Беги, Георгий, это — путь в Царство Небесное!"
Когда, брошенный после пыток в темницу, он оказался чудесно исцеленным от ран, мучители говорили ему: "Боги спасли тебя!"
Георгий согласился наконец пойти в храм Аполлона. Царь чрезвычайно обрадовался и сам, в сопровождении своих вельмож и огромной толпы народа, повел Георгия в храм. При появлении святого великомученика идол Аполлона низринулся с пьедестала и рассыпался в прах. Разрушились и остальные идолы. Народ же восклицал: "Велик Бог христианский!" Главный жрец храма уверовал при этом во Христа и заявил вслух: "Я верю в Бога Георгиева!" Жрец этот был казнен. Георгию вынесли приговор на усечение мечом. Казнить его повели за город.
С балкона увидела это шествие жена Диоклетиана, царица Александра, тайная христианка. Она была особенно поражена, так как знала о преданности Георгия своему государю, которого он не раз спасал от смерти во время походов. Царица пробилась сквозь толпу и припала к ногам мученика, исповедуя себя христианкой. Император в великом гневе осудил и супругу на смертную казнь. Воины повели и ее за город. По дороге, утомившись от пути и тяжелых переживаний, царица попросила у конвоиров разрешения передохнуть. Она присела на скамью и предала дух свой Господу.
Георгий же с радостью преклонил под меч главу свою. Для святых кончина — это начало славы и жизни со Христом.
В житии святого великомученика Георгия приводится очень много чудес, совершенных им после смерти. Одно из них произошло в Бейруте, недалеко от города Лидды, где было погребено тело святого. Великомученик Георгий явился в образе всадника одной девице, предназначенной на съедение страшному чудовищу, поселившемуся в ближайшем озере. Святой своим копьем пронзил его, а ноги коня попрали змея. Часто поэтому на иконах изображают святого Георгия в образе всадника на белом коне, поражающего копьем змея. Это изображение было раньше и нашим государственным гербом.
Какое нравоучение вынесем мы отсюда?
Я знал одного хорошего Владыку, который свои архиерейские покои уступил раненым в 1914 году, а сам ютился в крохотной комнатушке, спал на топчане. Из всех своих икон он взял в чуланчик только две: икону Божией Матери "Умиление" и икону святого Георгия, попирающего змия. Он объяснял друзьям и причину такого выбора: главная цель нашей жизни есть достижение духовной чистоты, а для этого необходима постоянная война с грехом.
Русский народ очень полюбил святого Георгия, но назвал его по-своему — Юрием. Память ему празднуем еще два раза в году. В старину 23 апреля освящали скот, выгоняли его впервые в поле с молебном святому Георгию.
Желаю всем нам победить в себе грех и достичь чистоты. Аминь.
Слово после акафиста преподобному Савве Сторожевскому
Среда 4 февраля/22 января 1959 года, г. Елец
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В минувшее воскресенье, 19 января по старому стилю, мы вспоминали обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, которому сейчас служили Акафист.
Святой Савва подвизался сначала в Троице-Сергиевой Лавре при основателе ее Преподобном Сергии Радонежском. Пришел Савва туда почти отроком и так понравился Преподобному Сергию, что святой оставил его у себя. Савва происходил из доброй благочестивой семьи, владел грамотой, имел глубокий ум, хорошие способности ко всякому делу и при этом отличался смирением.
Умирая, князь Димитрий Донской разделил Русь между своими сыновьями. Младший, Георгий, получил Звенигород. Тогда около городов на возвышенном месте ставили сторожевую башню, чтобы нападение неприятеля не застало врасплох. Была такая башня и около Звенигорода.
Благочестивый князь Георгий решил вместо военного сторожевого поста основать здесь духовную крепость — монастырь. По просьбе князя Преподобный Сергий направил сюда настоятелем своего любимого инока Савву (мирского имени его мы не знаем). Из послушания смиренный Савва согласился на это. Он стал прекрасным игуменом, подражавшим Преподобному Сергию: мог служить примером для всей братии как в подвигах молитвы и поста, так и в трудах телесных: сам носил воду, пилил дрова и выполнял разную черную работу. Обитель, им основанная, пришла в цветущее состояние. После же его смерти она была в тени и особенной известностью не пользовалась. И само житие преподобного Саввы, кратко мною рассказанное сейчас, трудно было бы сделать длиннее — оно не имеет ярких событий. День проходил, как предыдущий день, — в трудах; ночь, как предыдущая ночь, — в молитве.
Через много лет мощи святого Саввы были обретены нетленными. От них совершилось много чудес. Особенно замечательно одно чудо, привлекшее снова к этой обители общее внимание. О нем я вам сейчас и расскажу.
Прошло около 200 лет со времени жития преподобного Саввы. Страной нашей правили уже цари, и малый при Савве Сторожевском город Москва стал к тому времени столицей крупного государства. Царь Алексей Михайлович, отец Петра I, очень любил охоту. Царь был высок ростом, силен (что передал и сыну своему Петру), так что хаживал на медведя один с рогатиной. Однажды Алексей Михайлович приехал в Звенигород поохотиться со всеми своими ловчими, собаками, доезжачими, думая позабавиться мелкой дичью и поднять из берлоги медведя.
День уже склонялся к вечеру, а медведя не было. Царь отделился от своей свиты и очутился один в лесу. И вдруг прямо перед ним появился медведь. Царь принял меры предосторожности, однако медведь сразу навалился на него. Опасность была большая. Но в ту минуту, когда благочестивый царь уже мысленно предал свою душу Богу, медведь вдруг отвалился, захрипел и упал... с рассеченной головой. В лес удалялся небольшой монашек с топором в руке, который, очевидно, и спас царя. Тут подоспели другие охотники, и все, взволнованные, отправились в монастырь.
Рассказ царя о своем спасении всех заинтересовал. Царь же захотел непременно узнать, кто из монахов спас ему жизнь.
Собрал игумен всю братию, но никого похожего царь Алексей Михайлович обнаружить не мог. По словам монахов, никто из них в лесу в тот день и не работал. Пошли в трапезную, и тут, взглянув на висевшую большую икону строителя обители преподобного Саввы, царь с удивлением узнал в нем своего спасителя. С тех пор Алексей Михайлович стал очень почитать святого Савву и возвеличил этот монастырь.
Больше нечего, собственно, и сказать о преподобном Савве Сторожевском — так он был скромен. Господь, видящий все тайные помышления наши, именно за скромность, за нищету духовную даровал святому Царствие Небесное.
Теперь же хочу рассказать вам об одном святом, память которого мы отмечаем завтра и подвиг которого напоминает нам подвиг Самого Христа. Это не наш русский святой, а вселенский — святой Павлин Милостивый, епископ Ноланский.
Жил святой на юге Франции в V веке, когда шла война с вандалами.
Слово "вандал" стало нарицательным, оно обозначает грубого, жестокого, необразованного человека — варвара, который портит и уничтожает произведения науки, культуры, искусства. Жили вандалы по ту сторону Средиземного моря, в Северной Африке. Многих жителей Франции (тогда называлась она Галлией) и Италии они уводили к себе в плен. Епископ Павлин выкупал пленных на волю и оказывал им всевозможную помощь из своих личных средств и из церковных денег. Сам же пребывал в крайней бедности.
Однажды пришла к нему вдова, умоляя выкупить ее сына. Но у святого Павлина в ту пору денег совсем не было. Вдова плакала и в горести упрекала епископа, что, помогая другим, он не хочет пожалеть ее. Тогда святой Павлин предложил вдове, чтобы она или продала его самого в рабство, или обменяла его на своего сына. И вот что значит материнское сердце: вдова приняла эту жертву и согласилась продать в рабство епископа ради спасения сына!
Они собрали последние крохи денег и, сговорившись никому не открывать своих планов, отплыли в страну вандалов. Узнали там, что сын вдовы находится в услужении у зятя царя этой страны. Хозяин пленника согласился променять его на другого раба. Епископ Павлин не знал никакого ремесла, но мог принять на себя роль садовника, что вельможе этому как раз и требовалось.
Итак, вдова с сыном отправились на родину, а святой Павлин добровольно отказался от величайшего дара — свободы и остался в качестве раба у вандалов. Впрочем, хозяин обращался с ним милостиво, не притеснял его и, заметив усердие и добросовестность своего садовника, удачу в делах его и необычную для раба серьезность и благоразумие, часто приходил к нему и беседовал с ним.
Однажды этот вельможа собрался ехать по делам и сообщил об этом святому Павлину. Тот посоветовал пока не ездить и открыл ему тайну: царь должен на днях умереть, а престол перейдет к хозяину Павлина, если он будет здесь. Если же уедет — враги его воспользуются этим и не только отнимут престол, но могут впоследствии убить и его самого. Хозяин святого Павлина рассказал обо всем царю, и тот пожелал увидеть этого прозорливца. Условились, что святой Павлин принесет фрукты и овощи к столу царя, когда там будет в гостях его зять. Вглядевшись в раба, царь тихонько сказал зятю, что это не простой человек и что надо узнать его происхождение. Особенно поразило царя то обстоятельство, что в эту ночь он видел во сне этого человека и беседовал с ним, еще не будучи знаком.
Святой Павлин долго отказывался сообщить подробности о себе самом, но хозяин потребовал этого во имя Того Бога, Которому служит святой Павлин. Против такой клятвы ни один верующий человек не может устоять, и Павлин Милостивый признался, что является духовным лицом, и притом главным, на своей родине. Хозяин очень огорчился, что не знал этого раньше, что общался так просто с таким духовным лицом.
Между тем царь действительно внезапно заболел и через два дня скончался. Хозяин святого Павлина стал царем и пожелал отблагодарить святого Павлина за предсказание щедрыми дарами. Но святой отказался от них и попросил одного: отпустить на волю всех своих земляков, находившихся в плену у вандалов. Новый царь с большой охотой это сделал, отпустив в первую очередь и самого епископа Павлина. И вот по всей стране собрали "с вещами" (как теперь бы мы сказали) всех пленников, и на нескольких кораблях они поплыли на родину. Радость их при этом легко может представить себе всякий, кто был в заключении... [отец Исаакий плачет].
Много лет еще управлял Павлин, прозванный своей паствой Милостивым. Ему принадлежат много церковных песнопений и то изобретение, которое получило широкое распространение в церковном обиходе и историю которого я сейчас расскажу.
Однажды в местности Кампания епископ Павлин вышел вечером наслаждаться благоуханием полевых цветов. На лугу росло много цветов, которые мы называем колокольчиками. Любуясь картиной тихого весеннего вечера, святой Павлин подумал: "Может быть, вся природа славит Творца. Если птицы своими голосами поют Ему хвалу, то возможно, и цветы участвуют в этом хоре, только мы не слышим его по грубости наших чувств..." В это время ветерок почти затих, и святой Павлин ясно услышал тихий перезвон живых колокольчиков...
Он велел изготовить малые и большие колокола такой же формы и употреблять их в церквах для благовеста. По местности Кампания, где было явлено это откровение, колокола в древности назывались "кампанами". Вы можете прочитать в богослужебных книгах такие слова: "И клеплет учиненный брат в большой кампан".
Как при жизни освобождал святой Павлин Милостивый людей из плена и заключения, так помогает он в подобных обстоятельствах и после смерти. Завтра будем после литургии служить ему молебен, и да поможет святой каждому, кто будет обращаться к нему за помощью. Аминь.
Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
7 апреля/25 марта 1959 года, г. Елец, после Литургии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Те из вас, кто привык бывать в храме, знают расположение икон в нем, особенно в той части, которая называется иконостасом и отделяет нас, грешных, от святилища и Святая Святых (от алтаря). Такие легко найдут изображение сегодняшнего праздника на царских вратах: на одной створке — Дева Мария, на другой — слетевший к Ней с небесных высот Архангел Гавриил.
Что же это за праздник, изображение которого находится на столь святом месте? Вы слышали о нем сегодня в Евангелии от Луки (Лк. 1, 24—38). Сейчас мы еще раз мысленно перелистаем эти страницы, чтобы лучше представить себе событие, которое в церковных песнопениях называется "главизной, то есть главою, первой главою, началом нашего спасения.
Был в Иудее город Назарет. Жил там и трудился благочестивый старец Иосиф. Он занимался столярным и плотничным ремеслом, хотя и происходил из старинного царского рода и мог бы претендовать на престол царский, который был в то время захвачен иноземцами.
В его доме жила дальняя родственница — юная отроковица Мариам (по-русски — Мария), сирота, воспитывавшаяся при храме Иерусалимском. Воспитывавшие Ее священники обручили Марию родственнику Иосифу, с тем чтобы Она жила у него и считалась перед людьми его женой, оставаясь при этом Девою, так как Она дала Богу обет не вступать в брак. Иосиф был до этого женат, овдовел и имел детей, которые были старше Марии.
Однажды, когда Мария выполнила все домашние работы, прибрала в жилище, Она села почитать Священное Писание, как привыкла делать это в храме Иерусалимском в часы досуга. В то время девицы редко знали грамоту, так как рано выходили замуж и им было не до того. Мария же не только читала и хорошо помнила Священное Писание, но умела и Сама сочинять духовные песнопения.
Открыла Она книгу святого пророка Исайи, которого называют ветхозаветным евангелистом — так ясно и подробно описывал он за 700 лет Страдания Спасителя и Его Крестную смерть. Предсказал он также и рождение Его от Девы такими словами:
Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит с нами Бог (Ис. 7, 14).
То есть единственный раз во всю историю человечества родится у Девы Сын без участия мужа. Причем это будет для Нее не позором, а величайшей благостью и честью, и Дитя это будет не только Человеком, но и Богом, и люди воскликнут: "С нами Бог!" (как пели у нас вчера).
Это место и читала Мария, и в Своем смирении подумала:
"Какая счастливая будет эта Дева! Как бы хотела Я послужить Ей! Сама Мария была высокого царского рода (как и родственник Ее Иосиф) и прекрасна наружностью, образованна и добра, а самое главное, благочестива. Но Она не сознавала в Себе этих качеств и смиренно хотела бы бескорыстно послужить Младенцу и Его Матери. За это-то смирение и возлюбил Ее Господь и послал Архангела Гавриила сообщить Ей, что Она Сама и будет Матерью Спасителя мира.
Архангел вошел к Ней с таким приветствием:
"Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах!" — то есть: "Ты возлюблена Богом, с Тобою Сам Господь, и Ты предпочтена всем другим женщинам".
Еще в храме Иерусалимском бывали Марии видения Ангелов, но такого приветствия Она никогда не слышала. Мария смутилась, так как была очень смиренна. Успокаивая Ее, Архангел продолжил: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус (по-еврейски слово Иисус значит - Спаситель), потому что Он спасет всех людей от грехов их". Уже овладевшая Собою, Мария решилась спросить Архангела: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" (И мы бы добавили за Нее: "И не хочу знать!") Она не проявила при этом сомнения, как ранее старец Захария, за что он был наказан немотою.
И Архангел объяснил Ей, что Своего обета Богу о безбрачии Ей нарушать не придется: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". И в подтверждение своих слов Архангел указал Марии на Ее родственницу Елисавету, жену священника Захарии, которая уже шестой месяц ожидает младенца, несмотря на свою старость и бесплодие.
И тогда Мария со смирением сказала:
"Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".
Отошел от Нее Архангел, а Мария, полная благодарности к Богу и испытывая нечто необыкновенное, поспешила в священнический город Иудов вблизи Иерусалима, где проживали Захария и Елисавета, будущие родители святого Иоанна Крестителя. Едва увидела Ее праведная Елисавета, как радостно затрепетал младенец в ее чреве, и сама Елисавета, мать пророка, пророчески Святым Духом приветствовала Марию словами Архангела Гавриила, хотя еще ничего о них не знала:
"Благословенна Ты в женах!" Потом добавила от себя: "И благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Матерь Господа моего ко мне?.. Блаженна Веровавшая, яко будет совершение сказанное Ей от Господа!"
И в ответ на это полилась вдохновенная речь Марии, которую мы поем на утрене, добавляя и свои приветствия: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем..."
Мы радуемся тому, что родились и крещены в Православии. Мы почитаем с раннего детства Божию Матерь и молимся Ей теми словами, которыми приветствовали Ее Архангел Гавриил в день Благовещения и святая праведная Елисавета. В самом деле, когда матери наши учили нас складывать пальчики для крестного знамения, то одну из первых преподали молитву: "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших!"
Сама Божия Матерь всегда отзывается на эту молитву. Как-то рассказывал я вам об иконе "Нечаянная Радость", что один грешник имел обыкновение по нескольку раз в день преклонять колени перед этой иконой со словами: "Богородице Дево, радуйся!", даже когда он шел на злое дело (на воровство и тому подобное), он так поступал и, вероятно, приписывал успех помощи Божией Матери. Это сильно огорчало Ее, но за такое почитание Она послала грешнику "нечаянную радость" покаяния: икона как бы ожила, у Младенца на ручках и ножках открылись язвы, из которых текла кровь, как на Кресте. Грешник в ужасе спросил: "Кто же сделал это зло?" Она ответила: "Ты и тебе подобные грешники вновь распинаете Моего Сына!" Долго он плакал перед иконой и просил прощения, и только после некоторой беседы между Матерью и Сыном, получил прощение по просьбе Божией Матери. В знак этого разрешено ему было облобызать язвы Младенца.
И каждому из нас надо как можно чаще обращать к Матери Божией это архангельское приветствие. Вот и сейчас, когда вы пойдете домой, вместо того чтобы говорить и думать о многом излишнем, к чему все мы так склонны, как хорошо бы почитать про себя эту краткую молитву. "Се, рех вам!".
Мы знаем, что многим из вас жаль сразу расстаться с этим светлым праздником, который особенно был любим нашими предками. Они старались приметить, какая погода была в этот день, и считали, что такая же будет и на Пасху. При выходе из храма, щедро оделив нищих (чтобы все "радовались"), они покупали у толпившихся поблизости ребятишек пойманных ими лесных пташек: щеглов, синичек, снегирей, иной раз и воробей тут же оказывался [отец Исаакий улыбается] — и выпускали их на волю. Церковь сама по себе не знает и не узаконивала такого обычая, но он очень трогателен и характеризует широкую душу русского человека, который хочет принести радость каждому творению Божию.
Проникнемся же и мы этой радостью хотя бы на один день и понесем ее в дома свои! Аминь.
Похвала Пресвятой Богородице
Слово в Субботу Акафиста Божией Матери, 18/5 апреля 1959 года, г. Елец, после Литургии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В этот день мы особо почитаем Пресвятую Богородицу торжественным Акафистом. Называется сегодняшний праздник "Похвала Пресвятой Богородице", и установлен он по следующему поводу.
В 626 году благочестивый греческий город Константинополь (или Царьград), откуда наши предки заимствовали православную веру, был в великой опасности. Шла война с персами, и царь с войском находились в дальнем походе, так что в городе почти не оставалось защитников. Воспользовавшись этим, старые враги греков — авары с большими сухопутными и морскими силами обложили город, стоящий на берегу моря. Помощи ждать было неоткуда.
Народ собрался в храмы и начал горячо молиться. Сам Константинопольский Патриарх вышел с крестным ходом и обошел город, неся великие святыни: Ризу Божией Матери, оставшуюся у апостолов после Ее Успения и сохранявшуюся у верующих во времена гонений, и пояс Ее. Этот пояс дала апостолу Фоме Божия Матерь в утешение, когда он опоздал к Ее погребению, попросил открыть гробницу и таким образом дал возможность убедиться в воскресении и вознесении с телом на Небо Пресвятой Богородицы.
Патриарх не только как бы опоясал этими святынями город, поручая его защите Божией Матери, но спустился к морю и с надеждой на помощь Ее окунул в море край Ризы. И тут на глазах у всех произошло чудо: спокойная зеркальная гладь воды вдруг "вскипела волнами", по выражению летописца, на глазах у защитников города и у нападавших на него. Началась сильная буря, которая разметала сухопутные войска и потопила вражеский флот, малые остатки которого спешно повернули обратно. Так неожиданно пришла городу помощь не с земли, а с Неба.
И все поняли, что не может быть лучше военачальника, чем Взбранная Воевода, Царица Небесная.
В благодарность Ей постановили ежегодно праздновать это событие, а в ближайшую ночь ни старым, ни малым не ложиться спать, а провести всю ночь стоя на молитве.
В некоторые моменты нашего богослужения разрешается сидеть, называются они "седальны" или кафизмы. Служба же без сидения была названа акафистом (неседальным). К этой службе благочестивый диакон Георгий Писидийский составил ту благодарственную песнь Богородице, которая, собственно, и носит именование "Акафист" и по примеру которой впоследствии были созданы остальные акафисты: Господу Богу, Божией Матери и различным святым. Диакон Георгий составил этот Акафист в стихах на греческом языке, но при переводе на славянский язык стихотворную форму сохранить не удалось. Кроме того, Акафист состоит из 24 частей, по числу букв греческого алфавита, который, как и у нас, начинается с буквы "А" ("альфа" по-гречески), а кончается несуществующей в нашем алфавите буквой "омега" ("О" большое). По-русски все акафисты также начинаются с буквы "А" ("Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице...", "Ангелов Творче и Господи Сил..." и т.п.), а кончаются возглашением "О!", например: "О всепетая Мати!" или "О пресладкий и всещедрый Иисусе!"
Русский народ очень полюбил этот Акафист. Он напечатан во многих молитвенниках и канонниках. Возлюбите и вы его и старайтесь почаще прославлять им Заступницу нашу, Пресвятую Богородицу.
Хотя по милости Божией живем мы сейчас мирно, без войны, но всякий христианин, получивший при Крещении звание "воина Христова", ведет войну и со своими собственными недостатками, и со злом в окружающем его мире. Мы обязаны любить каждого человека, но в то же время ненавидеть его пороки и бороться с ними. И в такой "войне" Взбранная Воевода да будет нам всем и всегда скорая Помощница! Аминь.
Поучение в Неделю о расслабленном
Воскресенье 24/11 мая 1959 года, г. Елец, после Литургии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Наступающие три недели Святая Церковь посвящает воспоминаниям чудес и деяний Господа нашего Иисуса Христа, имевших место именно в это время — между иудейской Пасхой и Пятидесятницей.
Сегодня мы вспоминаем исцеление расслабленного у Овчей купели (Ин. 5, 1—15), затем беседу Господа с самарянкой у колодца и, наконец, исцеление слепорожденного. В среду на этой седмице отмечаем мы Преполовение Пятидесятницы. В этот день по чину церковному полагается совершать малое освящение воды — стихии, без которой мы не можем существовать и с которой связаны упомянутые мною евангельские чтения.
Вернемся к сегодняшнему евангельскому повествованию и внимательно вчитаемся в его строки.
Все мы имеем представление о целительной силе курортов. И вблизи Иерусалима было такое место, названное "Дом милосердия" (Вифезда), с пятью крытыми галереями, заполненными в это время года лежачими больными. Здесь же находился
водоем, носивший название Овчей купели. В нем обычно купали тех овец, которые совершили большие переходы по пыльным дорогам Палестины, чтобы быть принесенными в жертву в храме Иерусалимском.
Было замечено, что в некоторый период времени между Пасхой и Пятидесятницей вода Овчей купели получала целебные свойства после "возмущения" ее (колебания), производимого Ангелом. Это случалось раз в год. И всегда первый окунувшийся в такую воду получал исцеление от любой его угнетавшей болезни. Но только он один. В ожидании этого чуда и жило около Овчей купели множество расслабленных — сухих, хромых, слепых, "чаявших движения воды". Для них построили и этот "Дом милосердия".
Случилось, что, находясь в Иерусалиме на празднике Пасхи, Господь со Своими учениками посетил это место и обратил внимание на одного тяжелобольного, который, оказывается, лежал парализованным — страшно сказать! — 38 лет.
Господь спросил его, желает ли он выздороветь. "Да, — отвечал больной, — но не имею человека, который опустил бы меня в купель, когда возмутится вода. Когда же я подползаю к лестнице, уже кто-то другой спускается туда раньше меня..." Помогали обычно в таких случаях друзья, слуги или наемники, которых у этого несчастного, очевидно, не было.
Господь пожалел его и просто и спокойно, как все, что Он делал, сказал ему: "Встань, возьми постель твою и ходи!" Трепет прошел по омертвевшим членам этого несчастного, и он почувствовал вдруг себя здоровым и сильным, легко встал, взял ложе, на котором лежал, и пошел домой. Из евангельского повествования не следует, что он поблагодарил Господа за исцеление, поинтересовался Его именем. Но мы готовы простить ему это, потрясенному неожиданным исцелением и поторопившемуся домой.
Он идет по улицам Иерусалима и, радостный, несет свою постель. Казалось бы, самое невинное дело. Но навстречу ему попадаются враги Христа, книжники и фарисеи, черствые блюстители буквы еврейского закона. "Как ты смеешь трудиться?! Сегодня суббота, делать ничего не полагается, а ты несешь постель!" Он пугается этого окрика и сразу готов свалить свою мнимую вину на другого, что уже нетерпимо и скверно: "Человек, который исцелил меня, сказал: возьми постель свою и ходи" ("Я не виноват ни в чем, с Него спрашивайте!") — "А кто тебя исцелил?" Но на этот вопрос он не знал ответа.
По-видимому, исцеленный человек был великим грешником до своей болезни, которую и послал ему Бог для исправления. Зная его склонность к греху, исцеливший его Всеведущий Иисус Христос Сам нашел его в храме и сказал: "Вот ты теперь здоров — не греши больше, чтобы не случилось с тобою еще чего-нибудь хуже!" Но тот сразу же тяжко согрешил.
Исцеленный разузнал от окружавшего Иисуса народа, как Его зовут, и побежал к Его врагам сообщить о Нем. Не для того, конечно, чтобы прославить, так как уже мог уловить отрицательное отношение книжников и фарисеев к совершенному Им в субботу чуду. Те сразу приняли этого несчастного к себе на службу, чтобы из чувства благодарности он не сделался последователем Христа.
Древнее предание гласит, что в ту страшную ночь, когда Господь наш был взят в саду Гефсиманском и затем приведен на суд к первосвященникам Анне и Каиафе, первый, кто ударил в ланиту Господа, и был именно этот исцеленный Им человек.
На вопрос первосвященника Спасителю о Его учении Христос ответил: "Я учил всегда открыто. Спроси тех, кто слышал Меня". Хотя первосвященник не усмотрел в этих словах ничего оскорбительного для себя, однако выбежал вперед этот исцеленный и ударил Господа со словами: "Так-то Ты отвечаешь первосвященнику?!" Господь кротко ответил ему: "Если Я сказал худо, то покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?!"
Предание продолжает, что в ту же ночь рука этого неблагодарного распухла, почернела — у него сделался антонов огонь (гангрена). Он скончался в страшных мучениях раньше, чем Господь испустил Дух Свой на Кресте...
Поучение о богатом юноше
Воскресенье 13 сентября/31 августа 1959 года, г. Елец после Литургии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поговорим о сегодняшнем Евангелии (Лк. 18,18—30).
Однажды к Господу подошел юноша и, зная Его как Великого учителя и Чудотворца, спросил: "Учителю благий! Что сотворю, да наследую жизнь вечную?"
Он не был из числа тех совопросников Иисуса Христа, которые окружали Его, чтобы уловить в слове, оклеветать, приписать Ему или противление власти римлян, или нарушение закона Моисеева. Юноша спрашивал искренне и без задней мысли. Но по обращению его чувствовалось, что он видит в Господе не Сына Божия, а лишь знаменитого Учителя.
Господь, мягко исправляя его погрешность, говорит: "Почему ты называешь Меня Благим (подразумевается — "а сам считаешь Меня человеком")? Ведь никто из людей не благ, только один Бог: Всеблагой, Всеведущий, Всемогущий... Что же до вечной жизни, то исполняй заповеди и будешь жить". "Какие?" — спрашивает юноша. Господь перечисляет в ответ известные всем иудеям ветхозаветные заповеди Закона Моисеева: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй.
Отвечает юноша: "Все это я исполняю с детства. Чего еще мне недостает?" Юноша имел представление о том, что одно формальное исполнение заповедей еще недостаточно для спасения. Господь, говоривший о Себе, что Он пришел на землю, чтобы исполнить Закон и дополнить его, указывает юноше, действительно хорошему, на дальнейшее усовершенствование: "Пойди, продай имение свое, и раздай нищим, и приходи, следуй за Мною".
Примером того, как Иисус Христос дополнял Закон Моисеев, может служить толкование Им древней заповеди: "Не убий! Кто же убьет, подлежит суду". В Новом Завете предупреждается даже возможность преступления. Вот человек рассердился на другого напрасно, показал это ему. Тот ответил ему грубостью. Первый не сдержался, оскорбил второго, получилась ссора. Кто-то первый ударил, и в ответ на это другой хватает кирпич, или топор, или другое что-либо и нечаянно убивает противника неосторожным действием. Чтобы не случилось этого, Господь учит: "Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Кто же скажет брату своему: "пустой человек", тот подлежит синедриону, то есть высшему судилищу, а кто еще сильнее оскорбит, подлежит геенне огненной, то есть вечному осуждению".
В духе Своего учения и вопрошавшему Его юноше Господь посоветовал освободиться от богатства, которое связывало его и мешало совершенствоваться, и присоединиться к апостолам. Однако юноша отошел со вздохом. Он не пошел за Христом, так как у него было пристрастие к богатству. И тогда заметил Господь: "Трудно богатому войти в Царствие Небесное!" Добавил и сравнение: "Как верблюду трудно войти в игольное ушко, так богатому трудно войти в Царство Небесное".
Можно трояко это понимать: 1) животное верблюд не может, конечно, пролезть сквозь отверстие в иголке; 2) "игольным ушком назывались калитки в иерусалимской стене, предназначенные для пешеходов в те часы, когда ворота города были закрыты. Сверх этих калиток была как бы крыша, придававшая им сходство с игольным ушком. Тяжело нагруженному верблюду было бы крайне трудно пройти через такую калитку; 3) "верблюдом" назывался в то время и канат из верблюжьей шерсти, который также невозможно продернуть в игольное ушко. Пожилые женщины знают, как трудно бывает продеть даже нитку в иголку, и на помощь им в этом деле должны прийти внучка или внук. А каково же продернуть канат? Пользуясь одним из этих трех сравнений, можно составить себе представление о том, как трудно спастись богатому человеку.
Апостолы, уже отказавшиеся, по слову Спасителя, от своего имущества, оставившие свои семьи, не о себе беспокоясь, а о других, спрашивают Господа со страхом: "Так кто же может спастись?" И слышат успокаивающий ответ: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно".
И к нам обращено это слово. Да услышим же мы его и пойдем за Господом на Его зов для того, чтобы совершенствоваться бесконечно. Аминь.
Слово после акафиста Холмской иконе Божией Матери
Пятница 2 октября/19 сентября 1959 года, г. Елец
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сейчас мы с вами почтили акафистом Холмскую икону Божией Матери. Холмщина, исконная Русская земля, была просвещена светом Христовой веры при князе Владимире. После того как он крестил русский народ в быстрых и чистых струях Днепра, этого нашего Иордана, и уничтожил идолов в Киеве, в том числе и сооруженного им идола Перуна, он стал объезжать с проповедью христианства окраины своего государства. Владимир посетил и город Холм, названный так потому, что в нем была возвышенность. На этом холме стоял языческий храм. Священники по поручению Владимира произносили проповеди о Христе именно с этого холма. Жители охотно впитывали в свое сердце учение Христа и не стали сопротивляться, когда князь Владимир приказал своей дружине разрушить идольское капище и сам заложил там храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вернувшись в Киев, святой Владимир поддерживал этот храм своими пожертвованиями, а затем послал туда и великую святыню — список иконы Божией Матери, которая была написана самим евангелистом Лукой. Она прославилась во всей той местности чудесами и очень почиталась холмичами.
Во время разрушительного татарского нашествия не уцелел и город Холм. Татары взяли город приступом, и от собора, где находилась икона Божией Матери, остались одни развалины. Жители, оставшиеся в живых, укрылись в соседних лесах. Лишь 100 лет спустя потомки их стали восстанавливать свой город. И тут, к великой своей радости, под обломками собора среди пепла и мусора они обнаружили уцелевшую Холмскую икону Божией Матери. Она стала их утешением в скорбях, Защитницей города. Сама икона тоже пострадала при нашествии татар: у изображения Божией Матери было поражено мечом татарина-воина плечо, и стрелой — рука.
Шли годы, десятилетия, столетия — и Господь послал холмичам новое испытание. Они оказались в пределах Польши, и поляки католики всеми способами стали насаждать в Холмщине католичество, притесняя православных и отнимая у них церкви. Но холмичи крепко стояли за свою веру — им не нравились ни бритые гордые ксендзы, ни открытый алтарь без иконостаса, ни богослужение на латинском языке.
Тогда поляки решили обмануть народ и ввели унию, то есть как бы союз Православия с католичеством. Пусть, мол, останутся все православные обычаи, иконостас, богослужение на церковнославянском языке, священники в привычном для вас облачении и не стригущие волос, но они должны поминать папу Римского и ему подчиняться. Однако это-то и была уже измена Православию, так как уже давно в Риме ввели много новшеств по сравнению с Древней Церковью и исказился самый дух учения Христа.
Томился благочестивый народ как бы в неволе. Но даже католики и униаты не отменили почитания Холмской иконы Божией Матери, и даже папский легат (посланник) торжественно короновал ее двумя золотыми коронами.
К сожалению, уния потому стала возможной, что два православных епископа поехали в Рим и предложили подчинить свои епархии престолу папы Римского. Выбили католики в честь этого события медаль, на которой было изображено, как эти епископы целуют туфлю папы.
Польша, владевшая Холмщиной около 300 лет, была в 1831 году разделена на три части, и древний русский город Холм вновь вошел в состав России. При этом жители с радостью возвращались в Православие, и за короткий срок свыше трех миллионов униатов присоединились к Православной Церкви. В честь этого тоже была выбита медаль с надписью: "Отторгнутые насилием воссоединены любовию". Собор города Холма из католического был превращен в православный, и чтимая икона Холмская опускалась на лентах с высоты к подножию царских врат. Тысячи богомольцев приходили к ней для поклонения, как это и теперь делается в Киеве и Почаеве.
Многие из нас бывали в тех краях, где среди поля на перекрестках дорог встречаются распятия, украшенные лентами и цветами, и путники, не только старики и старушки, но и средних лет, не пройдут мимо, не осенив себя крестным знамением. А при встрече говорят один другому: "Хвала Господу Иисусу Христу!" — и отвечают: "И ныне и присно и во веки веков! Аминь".
Да будет и от нас хвала Господу Иисусу Христу во веки веков. Аминь.
Слово на Покров Пресвятой Богородицы
Среда 14/1 октября 1959 года, г. Елец, после Литургии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поздравляю всех вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Народ наш возлюбил этот праздник в ответ на любовь Самой Матери Божией к роду человеческому. Откликается Она всегда и на молитву отдельных людей.
Вот недавно отмечали мы память Преподобного Сергия Радонежского и вспоминали, как во время чтения им и преподобным Михеем Акафиста: "Радуйся, Невесто Неневестная" — через убогий порог их кельи перешагнули пречистые стопочки Божией Матери. Ее сопровождали апостолы: первоверховный Петр и любимый ученик Господа — Иоанн Богослов, усыновленный Ей на Голгофе.
В более позднее время, 100 с небольшим лет назад, являлась Божия Матерь неоднократно преподобному Серафиму. В течение его жизни, начиная с отроческого возраста до кончины, известно 12 Ее явлений. В последний раз Она была с теми же апостолами — Петром и Иоанном, и сопутствовали им многие святые девы-мученицы. Милостиво беседовала Царица Небесная с преподобным Серафимом, называя его: "Любимиче Мой", и, обращаясь к апостолам, добавила: "Этот — из рода Нашего".
И не только к отдельным людям, почитающим Ее, но и к целому народу, с верой обращающемуся к Ней за помощью, бывает Божия Матерь милостива и не отказывает в заступлении.
Много уже раз повествовал я вам и сейчас еще раз напомню о том, как в 1395 году именно у нас, в Ельце, совершилось то чудо милости Матери Божией, которое спасло всю нашу землю Русскую от полного разорения.
Грозный завоеватель Тамерлан, появившись из глубины Азии, покорил на своем пути все монгольские государства, в том числе и Золотую Орду, ханы которой владели тогда и Русской землей. Тамерлан подошел к Ельцу, разорил его, взял в плен и убил елецкого князя Феодора и остановился на Аргамачьей горе, намереваясь двигаться дальше на Москву. Казалось, ничто не могло остановить его: был август, дороги в порядке, огромное войско, привыкшее побеждать, стремилось разграбить богатые русские города, и сам Тамерлан мечтал обладать всем известным ему миром. Русские люди были в страхе. Их небольшое войско не могло противостать новому завоевателю. Вся надежда была на Бога и на Его Пречистую Матерь.
По совету святителя Киприана московский князь Василий Димитриевич, сын Димитрия Донского, решил перенести из Владимира в Москву древнейшую нашу святыню — Владимирскую икону Божией Матери. Навстречу святыне вышел весь народ московский во главе с Митрополитом и великим князем. Пришли крестные ходы из всех многочисленных московских церквей. Когда показалась икона, народ единодушно пал на колени и один только вопль раздавался повсюду: "Мати Божия, спаси землю Русскую!" [Отец Исаакий крестится в слезах, и народ в храме с плачем крестится, точно сейчас нам угрожает неминуемая военная опасность, от которой сильна спасти нас Матерь Божия].
И Она спасла. В ту же ночь явилась в Ельце Тамерлану в виде величественной, царственного вида, прекрасной Жены, идущей по облакам прямо на него. Ниже сопровождал Ее сонм святителей Московских со Святителем Николаем, а выше на облаках — бесчисленные ряды Небесных воинств, Ангелов с огненными мечами. И сказала строго Царица Небесная Тамерлану: "Оставь сейчас же пределы этой земли, если хочешь остаться жив". Очнувшись от видения, Тамерлан сейчас же, не дожидаясь утра, повелел своим войскам отступать на восток. Это так и остается необъяснимым для историков.
По случаю этой бескровной победы был установлен на вечные времена праздник 26 августа, который называется Сретением Владимирской иконы Божией Матери, и построен московский Сретенский монастырь. В Москве была также написана Елецкая икона Божией Матери, на которой Она изображена так, как явилась Тамерлану. Эту икону Москва подарила нашему городу, и список ее находится в проходе у нас между летним и зимним храмами, а часть ее изображена здесь, на правом столпе.
И вот, наконец, подходим мы к самому празднику Покрова, посвященному чудесному событию, которое произошло в Константинополе в X веке. Время было тяжелое. Многочисленные враги нападали на границы Византии и с запада, и с востока, и с севера. Помощи ждать было неоткуда. Во Влахернский храм близ Константинополя собрался народ для всенощного бдения. Здесь были и царь с царицей, и Патриарх. Пришел в храм и блаженный Андрей, по происхождению славянин. Раньше он был очень богатым человеком, но, уверовав во Христа, отказался от всех земных благ и почестей. Блаженный распродал свое имущество, деньги раздал бедным и в худой одежде и босиком ходил из храма в храм, молясь Богу. Люди сперва смеялись над блаженным, столь "невыгодно", как им казалось, употребившим свое богатство. Смеялись и мальчишки над его убогим нарядом, ибо этот возраст "жалости не знает". Но Андрей переносил все со смирением и радостью, и за это Бог ниспослал ему дар прозорливости. Тогда жители Константинополя поняли, что это не обыкновенный нищий и не юрод, а человек Божий. Многие стали почитать его и подражать ему, у него появились ученики. Одним из них был юноша из знатной семьи по имени Епифаний. Он тоже присутствовал на богослужении во Влахернском храме.
И вот блаженный Андрей, в усиленной молитве подняв очи вверх, увидел вместо купола разверзтые Небеса и Господа в них, а перед Ним — молящуюся за весь мир Божию Матерь. Блаженный заметил, что Пресвятая Дева снимает с Себя "омофорий" — плат, светящийся и прекрасный, и простирает этот покров над всем миром, как бы желая матерински укутать, согреть и приласкать весь страждущий от холода и безразличия род людской. "Что видишь ты, чадо?" — с трепетом спросил святой Андрей своего ученика Епифания. И тот, как оказалось, видел в точности то же самое. То есть, по слову Господню, "чистые сердцем" увидели Его.
Стали и другие в народе интересоваться видением. Все поняли, что услышала Божия Матерь их мольбу о помощи и обещает им покров и заступление.
И действительно, Взбранная Воевода отогнала всех врагов, и страна и на этот раз была спасена. В честь этого события в день 1 октября установлен у нас праздник Покрова Божией Матери.
Как я уже сказал, особо возлюбил этот праздник русский народ, понимая, что не однажды и не над одним городом простирала Свой материнский теплый Покров Пресвятая Дева, но защищает им всегда всех верующих на грешной и скорбной земле.
В этот же день, 1 октября, почитаем мы святого Романа Сладкопевца. Это был очень скромный, смиренный и кроткий юноша, чистой жизни и глубокого благочестия. Он учился в духовной школе при архиерейском доме в Константинополе. Товарищи его смеялись над ним, над его застенчивостью, неумением читать и всегда пытались выставить его в смешном виде перед Владыкой и народом.
Однажды, это было в канун Рождества Христова, его насильно вытолкнули читать на царских часах, а он стал путаться и заикаться в присутствии царя и Патриарха. Владыка хорошо относился к нему и послал из алтаря диакона дочитать за Романа, а тот в слезах убежал и спрятался в одной из дальних комнат архиерейского дома. Там упал он на колени перед образом Матери Божией, взывая к Ней в скорби: "За что меня не любят? Зачем издеваются надо мною?!" И в слезах заснул на полу перед иконой.
И вот видит он во сне, что выступила из Своей иконы к нему навстречу Божия Матерь, ласково дотронулась до него и сказала: "Не плачь! Вот возьми, съешь этот свиток (это был кусочек пергамента, который в древности употребляли вместо бумаги), и ты не только будешь отлично учиться и хорошо читать на клиросе, но почувствуешь в себе силу слагать песнопения и хвалить Бога своими словами". Роман съел этот свиток, по-гречески называемый "кондакион". Пока он разжевывал его, было горько у него во рту, а когда проглотил, то почувствовал в сердце неизъяснимую сладость и желание сочинять духовные стихи.
Радостный и возбужденный проснулся он, горячо возблагодарил Матерь Божию и тут же составил кондак Рождеству Христову. Этот кондак уже много сотен лет употребляется в Церкви, все вы его хорошо знаете: "Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волхвы же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог".
В то время келейники Владыки уже разыскивали Романа, так как Владыка стал беспокоиться его отсутствием. Роман тут же попросил сообщить Патриарху, что просит уделить ему время для беседы. Удивился Патриарх, когда услышал от Романа просьбу разрешить спеть ему сегодня за всенощной новое песнопение, которое он сам сложил. Но когда Роман поведал ему о своем видении и прекрасно спел кондак Рождеству, то умилился Патриарх и благословил его на это.
Велико было изумление сотоварищей Романа по школе, когда он при царе и Патриархе смело вышел на середину храма и пропел свой кондак, в котором краткими словами так полно и содержательно изложена суть праздника.
После того Роман составил еще очень много кондаков на различные праздники и дни памяти святых, между прочими и тот, который мы несчетное число раз повторяем на Пасху: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". За эти свои песнопения Роман стал именоваться Сладкопевцем. Жизнь его является примером того, как утешает Матерь Божия почитающих Ее, о чем говорили мы с самого начала.
И каждый из нас может испытать на себе Ее милость, если с верой и любовью будет прибегать к Ней. Да покроет же Она всех нас Своим теплым материнским Покровом и защитит им от всякого зла. Аминь.