Объявления
Здравствуйте, Тимур.
В Никольском соборе Алматы Огласительные беседы перед Крещением проводятся дважды в неделю (по средам – в 18:30 и субботам – в 13:00) в здании самой церкви.
На Огласительной беседе необходимо Ваше присутствие и, разумеется, Ваших родителей.
По прибытии в храм в указанное время прошу Вас обратиться к дежурному по церкви, который укажет Вам место проведения Бесед.
С уважением, диакон Георгий Сухобокий.
Здравствуйте, Юлия!
Отпевание – это совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве.
Должен сообщить Вам, что некрещеные не отпеваются.
Однако отпевание само по себе не является «пропуском в Рай» или каким-то магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи, а его душа обязательно попадёт в Царство Божие.
Но ни одним лишь отпеванием усопшего ограничивается забота о его душе.
Поэтому, в связи с тем, что человек, о которым сейчас говорим, не был крещён и не может быть отпет, его родственникам желательно совершать молитву – частную, домашнюю. Молиться можно своими словами. В храме за некрещеных обычно не молятся и записки не подают, потому как мы должны уважать выбор, который сделали люди неверующие, не желая приходить к Богу при жизни, пусть даже этот выбор и кажется нам ужасным.
Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради грешной души близкого человека мы можем подавать милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния, наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.
С уважением, диакон Георгий Сухобокий.
Здравствуйте, Марьям!
Порча – это народное название душевно-физиологических последствий колдовства.
Колдовство – часть языческой религиозной практики. В его основании всегда лежит общение с врагами человеческой души – падшими духами – демонами. Влияние и действия падших духов ограничены, но попущены Всемогущим Богом для людей, не желающих познания и общения со своим Творцом.
Защитой и исцелением от подобного рода воздействий является обращение к Богу, которое во всей полноте достигается в жизни в лоне Православной Церкви через регулярное участие в Таинствах и богослужениях, внутренний и внешний духовный подвиг веры, молитвы и борьбы со страстями.
Подаваемая Богом благодать способна прогнать падших духов и искоренить греховные человеческие страсти.
Марьям, первым шагом для Вас может стать исповедь. Во время неё, совместно со священнослужителем, Вы сможете обозначить причину присутствующей у Вас проблематики. Затем, если будет на то благословение священника, необходимо причаститься Святых Христовых Тайн, имея при этом искреннее намерение в дальнейшем вести благочестивую христианскую жизнь.
Позвольте также посоветовать Вам обратиться ко священнику, который в личной беседе более подробно растолкует Ваши первые шаги в духовной жизни и поможет в христианском становлении, в целом.
В Никольском соборе Алматы богослужения совершаются ежедневно в 8:00 и 17:00 (кроме воскресенья и особых праздничных дней, когда богослужения совершаются в иное время – расписание см. в соответствующей графе).
Рекомендую Вам выбрать для исповеди один из будничных дней и прибыть в храм к 8:00. Место, где проводится исповедь, Вам подскажет дежурный по церкви.
С уважением, диакон Георгий Сухобокий.
Здравствуйте, Асем!
Не вполне понятна Ваша фраза «свадьбы не было». Была ли у Вас с супругом регистрация в ЗАГСе? Задаю такой вопрос, т.к. в соответствии со Священным Преданием нужно «заключать брак в согласии с законом» (Апостольские постановления), поэтому сегодня в Православной Церкви обыкновенно венчают после регистрации в государственных органах.
Также прошу Вас взять во внимание, что одно из условий заключения церковного брака – Таинства Венчания – гласит: Церковь не допускает вступление в брак, если кто-либо из супругов не крещён и не собирается принять Святое Крещение перед Венчанием.
Асем, в этой связи должен сообщить, чтобы над Вами с супругом было совершено Венчание, Вам самой необходимо стать христианкой, то есть креститься.
Почему так?
Это не формальный вопрос. Священное Писание и Предание Церкви говорят нам, что именно общность веры делает брак подлинно христианским. Безусловно, и не принадлежа к одной Церкви, можно наслаждаться дружбой, разделять интересы, ощущать единение и любить друг друга.
Но для христиан брак является особым, можно сказать, сверхъестественным «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в главном христианском богослужении – Божественной Литургии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Супружества.
Совершенно очевидно, что человек неправославного вероисповедания не может участвовать в христианском богослужении в той мере, которая от него в идеале требуется.
Касательно вносимого Вами пожертвования позвольте посоветовать Вам осведомиться об этом по телефону (727) 267-58-99.
С уважением, диакон Георгий Сухобокий.
Здравствуйте, Жошы!
С канонической точки зрения, этот акт был вполне правомерен, поскольку анафемы 1054 года, как мы знаем, касались только отдельных представителей Римской и Константинопольской Церквей.
Однако одним снятием анафем, каким бы важным ни было это событие само по себе, разделение между Церквами не могло быть преодолено. Глубинные причины, приведшие к разделению между Западом и Востоком, были и до сих пор остаются препятствием на пути к восстановлению единства. И Папа Римский Павел VI, и Константинопольский Патриарх Афинагор I , подписавшие эту декларацию 7 декабря 1965 года, прекрасно отдавали себе отчет в том, что «акта справедливости и взаимного прощения недостаточно, чтобы положить конец разногласиям, существующим между Римско-Католической и Православной Церквами» (Совместная декларация, 5).
Сегодня созданы и работают Православно-Католические Комиссии, а рамках которых ведётся двусторонний диалог. В данное время эти Комиссии имеют одной из основных своих целей объединить усилия двух Церквей в деле защиты традиционного Христианства и духовного здоровья в обществе.
В ответе использованы материалы из статьи архиепископа (ныне митрополита) Волоколамского Илариона, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата – «Великая Схизма: православный взгляд», опубликованной 15 июля 2009 года в газете «НГ-Религии».
С уважением, диакон Георгий Сухобокий
Здравствуйте, Дмитрий!
Вы задали сразу несколько вопросов, посему позволю себе ответить на них раздельно.
1) В полном смысле слова у Авраама была только одна жена – Сарра.
В Священном Писании хоть и Агарь, и Хеттура назывались иной раз жёнами, но по факту оставались лишь наложницами, то есть несвободными, рабынями, тогда как Сарра ни разу не была названа наложницей.
О святой Сарре. Апостол Павел упоминает о Сарре в числе древних, свидетельствованных верою: «Верою и сама Сарра (будучи неплодною), получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен обещавший».
Ап. Павел видит в Сарре великую матерь народов, свободную, которой принадлежат все рождённые по духу. Она, поистине, есть прообраз небесного Иерусалима, который есть матерь нам всем (Гал. 4:24–3) – то есть христианам.
История, или состояние Агари употребляется аллегорически в Новом Завете, чтобы нагляднее пояснить свойство домостроительства Божия (устроения спасения Богом человечества) от горы Синай. Так ап. Павел в послании к Галатам (4:25) иносказательно проводит параллель между состоянием Иудеев под законом и Христиан под Евангелием. Не закон, а только Евангелие делает чад свободными и наследниками царствия Божия. Посему как Агарь – несвободная (рабыня) – по повелению Божьему должна быть удалена из дома Авраамова, так и иудеи, которые хотят оставаться только под игом закона, не могут участвовать в наследии царства Христа-Мессии. Арабы называют гору Синай именем Агари.
Если Агарь и её потомство знаменовали плотских Завета Ветхого (Гал. 4:24), то почему бы Хеттуре и её сыновьям не означать тех плотских, которые думают, что принадлежат к Завету Новому? Из чего это видно? Как уже было сказано выше и Агарь, и Хеттура были по сути лишь наложницами, соответственно и дети их имеют лишь некоторые дары: «И отдал Авраам всё, что было у него, Исааку. А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки, и отослал их от Исаака, сына своего, ещё при жизни своей, на восток, в землю восточную» (Быт. 25:5–6). И Царство Небесное не наследуют ни еретики, ни плотские (но не верящие во Христа) иудеи, потому что другого наследника, кроме Исаака, нет, и «не плотские дети суть дети Божьи, но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:8), о котором сказано: «В Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12). Поэтому не вижу, из-за чего бы ещё Хеттура, взятая в замужество по смерти Сарры, называется наложницей, как не в силу именно этой тайны.
2) Исмаил, сын Агари.
Не все мусульмане верят, что произошли от Исмаила. На самом деле родство Исмаила с Исламом связано с тем, что арабы-мусульмане считают Исмаила прародителем части арабского этноса – арабов-аднанитов. Аднан – это эпоним жителей северных, центральных и западных частей Аравийского полуострова, в отличие от «южных» арабов — потомков Кахтана. Также в Исламе считается, что мусульманский пророк Мухаммед происходит именно из аднанитов и является потомком Исмаила в 21-м колене.
В Священном Писании Ветхого Завета Исмаил (далее Измаил) – это удалённый вместе с матерью Агарью в пустыню Фаран сын Авраама. Он вырос на свободе, женился на египтянке (Быт. 21:21), и от него произошло двенадцать сыновей (Быт. 25:13), ставших родоначальниками мелких племён бедуинов, которые завладели пустыней, лежавшей между Ханааном и Египтом (Синайский полуостров). Единственной дочерью Измаила считается Васемафа (Быт. 36:3), которая вышла замуж за Исава.
Через два поколения сыны Измаила выращивали верблюдов и контролировали караванную торговлю между Галаадом и Египтом (Быт. 37:25).
Еврейский историк Иосиф Флавий говорит, что потомки Измаила наполняли всю область от Евфрата до Красного моря, называемой Набатея.
3) «И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих» (Быт. 16:11,12).
Это пророчество о потомстве Агари через её сына Измаила. Оно оправдалось в истории на судьбе тех двенадцати кочевых племен, которые под общим именем измаильтян, а также агарян или сарацин (ныне арабов), заняли большую часть Аравийской пустыни (Быт 25:12–16) и неоднократно эмигрировали отсюда в Африку, Испанию, Персию и даже Индию.
«и наречешь ему имя: Измаил, ибо услышал Господь страдание твое» (Быт. 16:11). Вторая половина этой фразы и служит собственно объяснением имени «Измаил», которое в дословном переводе значит: «слышит Бог».
«он будет между людьми как дикий осел…» (Быт. 16:12). Дикий осел, или онагр, который неоднократно и художественно изображается в Библии (Иов 39:5–8; Ис. 32:14), является, по общему мнению, поразительно жизненным и верным типом бедуина – этого сына пустыни.
«руки его на всех, и руки всех на него…» (Быт. 16:12). Столь же сильно и картинно изображается и будущая судьба этих кочевников, вся беспокойная жизнь которых чередуется между смелыми набегами и жестокой расплатой за них.
«жить он будет пред лицом всех братьев своих…» (Быт. 16:12). Потомки двух братьев – Измаила и Исаака – не будут смешиваться между собою, а будут жить отдельно и независимо друг от друга, они будут находиться между собою не всегда в добром, но всегда в близком соседстве.
4) «И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян. 10:10–16).
Смысл и цель всего этого видения были таковы: все животные, бывшие в полотне, символически представляли все человечество: чистые животные означали народ еврейский, нечистые – язычников. Крестною смертью Христа Спасителя, как жертвою Богу, принесенною за весь мир, исходатайствовано очищение равно всем, не только иудеям, но и язычникам, которые вместе и должны войти в Церковь Христову, Царство Христа-Мессии, идеально чуждое всякой скверны или порока, как омытое и омываемое непрерывно кровью Агнца Божия. При этом дается понять и то, что для очищения язычников и вступления их в Церковь Христову НЕ ТРЕБУЕТСЯ никакого посредства иудейских внешних обрядов и установлений, имевших и для самого иудейства временный преходящий характер. Право на означенное вступление даётся исключительно всеобъемлющим значением Крестной Жертвы Сына Божия.
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им… не ешьте … свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас…» (Книга Левит 11:1, 4, 7).
Этого рода постановления должны были выделять народ Божий из среды других народов, воспитывая в нем особую бдительность и памятование о Божественной воле и чуткую осторожность к возможным осквернением.
Чистые и нечистые животные четвероногие млекопитающие. Для них указывается два признака чистоты и годности к употреблению в пищу:
1) полная раздельнокопытность – присутствие на копытах животного «глубокого разреза» (Втор. 14:6);
2) жвачность животного.
Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым. Неядение свинины евреями и в древности, и в новое время считалось одним из характерных черт этой нации (Ювенал в сатире XIV:96 осмеивал иудеев за это). Моральный или аллегорический смысл указанного правила о различении четвероногих животных, по блаж. Феодориту (вопр. 11), таков: «раздвояющее копыто означает различение дел добрых и противоположных им, сверх же сего жизнь не в настоящем только веке, но и в будущем, и предоставление одному веку только необходимого, а другому всего, т. е. души и тела, и относящегося к телу. А отрыгающее жвание означает поучение в божественных словесах».
5) Сущий – имя Божье явленное Моисею (Исх. 3:14), раскрывающее Божественное бытие как истинно существующую вечную и неизменную реальность.
Имя Сущий – сокращенное прочтение Божественного свидетельства о Самом Себе: «Я ЕСМЬ ТОТ, КТО Я ЕСМЬ» (сокращенно «Я ЕСМЬ», «СУЩИЙ»). Имя Сущий соответствует еврейскому Яхве́. Имя Сущий провозглашает действенное присутствие личного Бога в мире, характеризует совершенный образ Божественного бытия, поскольку Бог остается равным Себе, поскольку Он пребывает всегда, поскольку Он всегда Тот же, вечный и неизменный.
И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам (Исх.3:13-14).
6) Термин «Православная Библия» несколько непонятен.
Есть множество кодексов – то есть списков Библии на тех или иных языках, переписанных в то или иное время.
В Русской Православной Церкви наиболее авторитетными являются Синодальный перевод (русский язык) и Елизаветинская Библия (церковнославянский язык).
Русскоязычные протестанты пользуются, в основном, Синодальным переводом. Исключение составляют «Свидетели Иеговы», которые фактически (догматически) не являются христианами, и пользуются так называемым «Переводом нового мира». Последний никоим образом не может быть назван Библией в связи с тем, что в нём искажены или переиначены все ключевые места Священного Писания.
7) Приведу здесь краткое учение о Святой Троице.
Учение о Святой Троице является основой Христианства. По слову св. Григория Богослова, догмат о Святой Троице есть важнейший из всех христианских догматов. Св. Афанасий Александрийский определяет саму христианскую веру как веру «в неизменную, совершенную и блаженную Троицу».
Святая Троица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.
Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца.
Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму, однако некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить:
солнце – его круг, свет и тепло;
ум, рождающий слово, выражаемое дыханием;
память, слово и воля.
Само же познание (насколько это в силах человека) Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей.
Дмитрий, поскольку мной был отмечен Ваш живой интерес к догматическим вопросам, считаю полезным порекомендовать Вам принять участие в Богословских курсах, которые проводятся дважды в неделю (по средам и пятницам) в здании Центральной воскресной школы при Никольском соборе Алматы в 18:30.
Запись на курсы совершается ежедневно (кроме понедельника) с 10:00 до 17:00 в здании школы.
В ходе курсов Вы сможете более полно коснуться всех интересующих Вас тем и обсудить их со священнослужителем.
С уважением, диакон Георгий Сухобокий.
Бог никогда не навязывает Своей воли человеку, Он остается как бы в тени. Иногда это приводит современного человека, привыкшего опираться на силу ума, власти, денег, науки, образования, к мысли, что Бога вообще нет.
Но мы не должны свое человеческое упрямство и гордыню ставить преградой для действия благодати Божией.
Мы должны чаще предавать себя в руки Божии и чаще просить у Господа явить Себя в нашей жизни, сделать Себя зримым в нашей жизни. И Бог на эту молитву отвечает – НО опять-таки НЕ в громе и не в молнии, не в каких-то радикальных решениях. Он прикасается к нам легким благодатным прикосновением, но в какой-то момент мы понимаем, что происходящее с нами – не от нас, не от нашей силы и не от какой другой человеческой силы, а от силы Божией.
Прекрасным примером для нас является Дева Мария. Она могла бы поставить упрямство, непонимание, а, может быть, даже и девичью гордость преградой той вести, которую к Ней обратил архангел Гавриил. Ведь не с крыльями же он пришел к Ней, в человеческом образе; и Она, может быть, не сразу поняла, что это ангел. Пришел некто и говорит: «Ты родишь, без мужа, Сына, и Этим Сыном будет Сын Божий, Которому уготован престол Давида-царя, и Царству Его не будет конца». Можно себе представить смущение совсем юной девушки, почти девочки, Которая слышит эти слова, и как много было у Нее причин поставить заслон этой вести: «Не могу, боюсь, не понимаю, уйди!» А вместо этого только простые слова: «Я раба Господня; пусть будет по слову твоему», – ни восторга, ни радости, ни рукоплескания, ни страха, а предание Себя в руки Божии.
Вот это поведение Девы Марии, принявшей весть о рождении Спасителя со смирением и покорностью воле Божией, является для нас лучшим примером построения отношений с Богом. Вместо горделивого вопроса: «Где же Ты?» или «Почему Ты поступаешь так, где же справедливость?» – мы должны сказать: «Мы рабы Твои, Господи, пусть будет по слову Твоему».
С уважением, диакон Георгий Сухобокий.
Здравствуйте, Станислав!
Человек грешный отличается от праведного тем, что праведник пусть и семь раз в день совершит некий отрицательный поступок, но каждый раз при этом имеет мужество признаться Богу и самому себе в том, что он всего лишь немощный человек, который самостоятельно мало что может в духовной жизни. Искреннее сердечное раскаяние и слёзная просьба Богу помочь избавиться от греха и начать жить в соответствии с заповедями в конечном итоге помогают такому человеку избавиться от страсти. Разумеется, если человек будет воспринимать это положение дел халатно и, можно сказать, злоупотреблять своей немощностью, постоянно занимаясь самооправданием, то в результате он окажется в состоянии человека-грешника.
Грешник же падает и не желает вставать. Фактически отвергая Божественное участие в своей жизни, он корит во всех своих бедах кого угодно – ближних, дальних, Бога – и продолжает сидеть в болоте греха, не желая ничего с этим делать.
Суммируя вышесказанное, можно сделать простой, но очень ёмкий по содержанию вывод: «Молитва и труд всё перетрут».
С уважением, диакон Георгий Сухобокий.
Здравствуйте, Станислав!
Иконопочитание – учение Православной Церкви о чествовании икон, введенное в догмат и закрепленное на VII Вселенском Соборе.
Иконопочитание не есть поклонение кому-то или чему-то вместо Творца – почитание угодников Божиих и их изображений в Церкви всегда совершается в Боге. Это означает, что православное богословие строго разграничивает поклонение как всецелое служение, подобающее только одному Богу, и достаточно ограниченное по сути своей воздаяние чести. Суть последнего в церковной терминологии обозначается термином «почитательное поклонение». Именно оно и допустимо по отношению ко всему, что достойно уважения и почитания, – не только по отношению к иконам, но и к мощам, реликвиям, святым угодникам, ангелам и т. д.
Следует, учесть, что 2-я Заповедь Ветхого Завета направлена против идолопоклонства, а не иконопочитания, и её следует воспринимать в контексте, а не отрыве от 1-й Заповеди. Кроме того, 2-я Заповедь и тогда была не безусловна (водружение медного змея, присутствие изображений золотых херувимов в Иерусалимском Храме).
Чествование икон относится не к самому материалу (дереву и краскам), а к личности того, кто изображён на иконе. Основной тезис иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».
С уважением, диакон Георгий Сухобокий.
Здравствуйте, Мария!
Слава Богу и благодарность людям, которые откликаются на нужды бедствующих и немотствующих. Не имея от Вас полной информации, сложно дать рекомендации.
Отдельный к Вам вопрос: что делаете Вы для разрешения своей сложившейся ситуации? Если ничего, то тогда понятна реакция церковных работников, сказавших, что «помогать больше не будут». Тунеядство и пособничество к нему – грех.
Божией Вам помощи, здравия и мудрости!
иерей Вячеслав Пугачёв
Икона дня
Православный календарь
|
Расписание богослужений
Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно
Начало богослужений:
В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00
В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00