Обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед наступлением Нового года
Ваши Преосвященства,
всечестные отцы, дорогие братия и сестры!
Сегодня в гражданском календаре особый праздник – люди прощаются с еще одним уходящим в вечность годом и вступают в новый период своего бытия.
Эта традиция в разном виде существовала во все времена и у всех народов, и праздник, именуемый Новым годом, до настоящего дня остается одним из главных событий в жизни общества. Его ждут и взрослые, и дети, с ним сверяют свои планы политики и бизнесмены, связывают надежды на лучшее простые люди. Для православного христианина Новый год, не будучи праздником в церковном смысле этого слова, является, тем не менее, важной календарной вехой. Многие отцы и учителя Церкви Христовой, от святителя Иоанна Златоуста до праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского, посвящали теме наступления Нового года свои проповеди.
Какой смысл придавали наступлению Нового года известные христианские богословы и мыслители, о чем они говорили с кафедр и амвонов? Две главные темы звучат в их поучениях – размышление о ценности и скоротечности времени и о том, что такое для человека счастье. Вот, и нам с вами, переходящим незримую черту, отделяющую один год от другого, полезно будет еще раз задуматься над этими важными для духовной жизни понятиями.
Господь в видениях открывал пророку Даниилу и апостолу Иоанну Богослову образы последнего и Страшного суда над человечеством, когда перед Богом-Судией раскроются книги, с написанными в них людскими деяниями (См. Дан. 7:10 и Откр. 20:12). Поэтому святые отцы сравнивают время нашей жизни с процессом написания книги, но книги особой, в которой невозможно уничтожить ни одной написанной страницы. «Пиши, что угодно и как угодно, но нельзя перевернуть ни одного листа назад; нельзя переставить или уничтожить ни одной буквы: как написано, плохо ли, хорошо ли, так и останется вечно, так и будет читано Судиею в слух ангелов и человеков», – предостерегает святитель Иннокентий Херсонский. Некоторые полагают, что со временем духовные ошибки и нравственные проступки исчезают, изглаживаются сами собой, но Церковь Христова учит иначе. «Нет, ничто не исчезает: ни мысль, ни слово, ни желание, ни дело, – говорит святитель Феофан Затворник, – Пусть иное забыто, ускользнуло из памяти, но оно все же есть, цело, не пропало, хранится. Что сделано, то уже сделано, а что худым сделано, то худым и останется навсегда, и добрым того сделать нет никакой возможности». Существует лишь одно верное и действенное средство исправления ошибок прошлого и лишь одна возможность исцеления застарелых греховных недугов – это искреннее покаяние, сопряженное с делами веры. «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши», - слышим мы призыв апостола Петра (Деян. 3:19).
Сердечное покаяние, открывающее жизнь по евангельским заповедям, – является залогом человеческого счастья, его непременным началом. Потому что истинное счастье для христианина – это единение с Богом. Об этом в своем творении «Исповедь» глубоко сказал блаженный Августин: «Счастливая жизнь – это радость, даруемая истиной, то есть Тобой, Господи». К сожалению, большинство людей так и не осознает этого, надеясь на собственные силы, веря в «счастливый случай» или, вопреки словам Псалмопевца пророка Давида возлагая надежду «на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145:3). «Мы пытаемся Господа Бога устранить из мира, – сетует святитель Иоанн Шанхайский, – и так как Господь Бог есть истинный Хозяин всего, то мы сами себя лишаем Его помощи и благословения».
Вслед за гражданским Новолетием, которое мыслями о скоротечности времени располагает нас к покаянному настроению, для нас с вами православных христиан наступает предпразднство Рождества Христова. В эти священные дни мы призываемся Церковью усугубить подвиги поста и молитвы, очистить ум от суетных помыслов, как можно чаще бывать в Божием храме и «со страхом Божиим и верою» приступать к спасительным таинствам Исповеди и Причащения.
Существует старинный обычай в рождественские и новогодние праздники особым образом украшать все вокруг – блестящими шарами, иллюминацией, гирляндами, ветками хвойных деревьев. Святитель Иоанн Златоуст советует обратить внимание главным образом на украшение своей души добродетелями: «Если ты хочешь украшать, то украшай не дом или место работы, но твою душу, – не городские площади, но ум, чтобы ангелы дивились, и архангелы одобряли твое дело, и Владыка ангелов наградил тебя Своими дарами». Праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский призывает Новый год встречать с таким настроением и внутренним расположением: «Займемся с нового года хорошенько своими душами, своим вечным спасением, своею вечною судьбою, и – своим обновлением».
Вступая в Новое лето благости Божией, мы будем просить у Творца и Подателя всяческих благ Бога умножения любви среди людей, вознесем молитвы о мире всего мира и благостоянии святых Божиих Церквей. Сугубо помолимся о благополучии нашего земного Отечества – Казахстана, о властях, воинстве и народе; обратимся к Господу словами Литургии: «Возглаголи в сердцах всех, иже во власти суть, благая о Церкви Твоей и всех людех Твоих, да в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».
Пусть предстательством Преблагословенной Богородицы и Приснодевы Марии, заступлением новомучеников и исповедников казахстанских, молитвами всех святых, то время, которое благоволит Господь подарить нам, станет для всех нас временем духовного обновления, началом той жизни, когда мы станем любить Бога и ближнего «не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18).
Не будем неблагодарными к Богу за его милости, явленные и сокрытые от нас. Пусть золотыми буквами будут написаны в наших сердцах апостольские слова: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Фес. 5:16-18).
ГЛАВА МИТРОПОЛИЧЬЕГО ОКРУГА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
МИТРОПОЛИТ АСТАНАЙСКИЙ И КАЗАХСТАНСКИЙ АЛЕКСАНДР