Выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на XVI Филаретовских образовательных чтениях
Выступление Главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на XVI Филаретовских образовательных чтениях, состоявшихся 29 ноября 2014 года в Алма-Ате.
Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую участников XVI Образовательных Филаретовский чтений. В нынешнем году их тематика разнообразна. Мы завершаем год 10-летия установления праздника святым новомученикам и исповедникам земли Казахстанской и встречаем год 1000-летия преставления святого благоверного князя Владимира. Доклады по соответствующим темам подготовлены преподавателями Алма-Атинской духовной семинарии.
Другой важной темой чтений станут проблемы христианской семьи. Обсуждению конкретных мер, направленных на то, чтобы утвердить среди православных Казахстана идеалы крепкой многодетной семьи, воспитать вкус к красоте благочестивого супружества, прославить женщину-мать, проповедовать традиционные семейные ценности, будет посвящена работа трех секций.
Наши традиционные Филаретовские чтения вновь станут региональным мероприятием, предваряющим главное образовательное событие года Русской Православной Церкви - XXIII Международные Рождественские чтения 21- 23 января в Москве. Все основные конференции в рамках Рождественских чтений будут связаны с 1000-летием со дня преставления святого благоверного князя Владимира.
На путях Промысла Божия в истории князю Владимиру довелось сыграть исключительную роль. Одно то обстоятельство, что спустя тысячелетие после окончания его земной жизни, имя князя прославляется, а его жизнь привлекает самое пристальное внимание православных христиан на всех континентах в разных странах мира – там, где открыты приходы Русской Православной Церкви: от Осло до Кейптауна и Йоханнесбурга; от Буэнос-Айреса до Бангкока – говорит о многом.
По выражению историка А. В. Карташева, мы видим во святом князе Владимире «отца русской культуры». Совершив свой духовный, культурный и цивилизационный выбор в пользу греческого православия, создав основы синтеза религиозной веры греков с национальными особенностями душевного склада русских, окончательно утвердив церковно-славянский язык в качестве живой религиозной традиции; князь Владимир раз и навсегда заложил тот культурный код нации, который оказался неразрушимым, не смотря на все тягостные испытания, и слом которого будет означать крушение всей истории Русского Мира.
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13,7). - с удивительной точностью исполняется это апостольское повеление на примере отношения Русского Мира к святому князю. Ведь вспоминая князя Владимира, мы имеем в виду именно окончание его земной жизни. Первоначально ревностный и сластолюбивый язычник, над которым совершилось чудо Божественного обращения и преображения – таким он вошел в историю Европы. И аналогов этому преображению среди власть имущих европейских государей, пожалуй, что и не найти.
«Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой… Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство», - свидетельствует в XII веке Киевский митрополит Иларион. Господь отпустил русскому самодержцу четверть века для того чтобы распространить избранную им веру среди подданных. Это огромный исторический срок по меркам средневековья. И святой князь потрудился на славу. С пути, на который он вывел Киевскую Русь, ей уже никогда не уйти в сторону.
Святого благоверного князя Владимира можно отнести к тем подвижникам, значение которых со временем не умаляется, а скорее, возрастает. Мы непрестанно нуждаемся в том, чтобы проверять себя на верность следования его заветам. Переживший языческое буйство молодости, он вошел в историю как смиренный и ревностный христианин. Разве это чудо духовного преображения не является примером для миллионов наших соотечественников, ведущих подлинно языческий образ жизни, истлевающих в плотских страстях и похотях? Бог призывает каждого последовать примеру святого князя и обрести опыт смирения и целомудрия, незлобия и христианской любви. И важнейшим средством проповеди христианского образа жизни в мире является православная семья. Роли православной семьи в утверждении духовно-нравственных ценностей Святого Православия я хотел бы посвятить основную часть своего доклада.
Сегодня мы переживаем времена невиданного унижения человеческой личности и унижения человеческих отношений. Такие понятия как целомудрие и верность в браке, преданность, высокая любовь подвергаются осмеянию. В школах, словно по инерции изучают произведения Пушкина: «Капитанская дочка», «Дубровский», «Евгений Онегин», - и поступки главных героинь этих произведений, девушек-христианок вообще непонятны молодым людям с психикой, разрушенной, развороченной такими «выдающимися» произведениями российского кинематографа как сериал «Школа» Валерии Гай Германики. Сказать, что семья переживает кризис – значит не сказать ничего. В развитых странах западной демократии подавляющее большинство уже просто не регистрируют свои брачные отношения. Или заключают контракты, которые также легко расторгнуть, как и заключить. Из футбольной команды спортсмену уйти тяжелее, чем развестись с женой. Процветают и пропагандируются извращения, однополые союзы, участникам которых предоставляется право усыновлять и удочерять. Пропагандируется многоженство: тайное, а на востоке и практически официальное. Среди обеспеченных людей стало правилом иметь по две –три семьи. Ну, или, по крайней мере, оставлять законную жену, когда ее возраст подходит к 40 и брать молодую, 20-летнюю.
Брак, между тем – это важнейшая сфера человеческих отношений. Он был установлен в раю еще до грехопадения Адама. В христианстве есть понятие об аскетическом, монашеском пути. Оно находит обоснования в Евангелии. Но этот путь не признается как безусловно высший. Учение Православной Церкви, оба образа жизни считает равно спасительными, хотя некоторых людей поощряет вступать на путь особого призвания - безбрачия.
Человеческая природа неизменна – она имеет образ и подобие Божие. Бог неизменяем, а, значит Его образ в человеке, так же неизменен. Значит богоустановленный брак не может претерпевать трансформацию.
Что же такое христианский брак? Нигде как в церковном учении о браке не обнаруживается с такой ясностью Богооткровенный характер нашей веры. Образ христианского брака предъявляет высокие требования христианской нравственности, исполнить которые можно только с помощью благодати Божией. Поистине, пропасть разделяет учение Церкви о семье и браке от человеческих учений.
Христианский брак – уникален. Браки заключаются на небесах. Для мужа существует лишь одна женщина – жена . А для жены один мужчина – муж. Все остальные люди на земле для них в некотором смысле не имеют пола.
В трудах святителя Иоанна Златоуста читаем: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога». Христианский брак есть «брак в Господе» (1Кор.7:39). «В браке, - пишет св. Иоанн Златоуст далее, - душа соединяется с Богом неизреченным некиим союзом».
Христианская семья является твердым оплотом любого общества. Она созидается, как и Церковь – на краеугольном Камне, Христе; ее существование проникнуто идеей благодатной жизни, проистекающей от Святого Духа. Христос дал принципы взаимоотношений людей, в том числе, и в семье. Смысл этих высоких отношений в том, что они способны разрушить саму смерть как нечто довлеющее над земной жизнью. «Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом Господом нашим» (Рим 5:21). Только Один Христос мог преобразить всю душу человека, до последних ее глубин, очистив в ней первозданную природу. И семье как союзу христиан Он возвращает божественную любовь, утраченную в грехопадении. Христос освящает человека и освящает его семейную жизнь. Спаситель освобождает брак от греховного тлена человеческой гордыни и плотской похоти. Через гордыню и эгоизм в мир приходит рабство и погибель, а Спаситель возвращает миру любовь, гармонию и духовную свободу.
Именно любовь – как проявление духа Христа и христианства положена в основание христианской семьи. Вступая в брак, молодые люди устремляют свои чаяния и надежды далеко за пределы личных эгоистических интересов. Любовь, жаждущая взаимного счастья, приводит людей к семейному союзу, в котором побеждаются гордыня и эгоизм. На пути служения Богу и друг другу христиане, желающие обрести подлинное семейное счастье, не станут замечать взаимные недостатки и несовершенства, не будут раздражаться или тяготиться ими. Они будут всегда готовы пойти на взаимные уступки, принося в жертву супругу и детям свои амбиции и личные устремления.
Важнейшее выражение любви в семье - уважение друг к другу. Высокое христианское достоинство, с каким супруги, каждый на своем месте, в любых обстоятельствах жизни, совершают свои дела, могут составить фундамент супружеского счастья. Если между супругами теряется уважение, то семейная жизнь теряет свое достоинство и ставится в зависимость от простых человеческих инстинктов и личностных амбиций. Муж никогда не станет подлинным главой семьи, если он лишен чувства уважения к жене и детям, если он перестает быть способен в любой момент пожертвовать собой, своей жизнью и здоровьем. Жена без уважения к мужу и детям быстро теряет силу своего влияния.
Иногда христиане склонны узко и однобоко толковать известные слова святого апостола Павла: «Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как Христос глава Церкви» (Еф. 5:22). Они полагают, что только муж должен принимать все решения подавляя волеизъявление других членов семьи. Но в цитируемом послании речь вовсе не идет о диктате и самостийной власти мужа. Руководящим принципом семейной жизни, по мысли апостола Павла, является Христова любовь. А любовь органически исключает любую форму диктата и насилия. В христианской семье не может быть и речи о насилии между супругами. В глазах Церкви все ее члены имеют равное достоинство, что, конечно же, не означает того, что они одинаковы. Семья должна иметь некую иерархическую структуру, в ней должен быть установлен порядок (как, кстати, и в Церкви должны быть порядок и иерархия). Это необходимо для достижения определенных поставленных перед семьей целей. Мужчина наделяется ответственностью за все принятые в семье решения. Муж и жена равны перед Богом, но они исполняют различные функции. Муж – лидер и глава семьи. Он, безусловно, признает над собой суверенитет Христа, проявляет по отношению к Нему полное послушание и являет в своей жизни дух Христовой жертвенности. Через послушание Христу приобретается истинная духовная свобода, как свобода от мелочного эгоизма, от природного греховного начала, от страстей и похотей. Это та свобода, которая ведет семью к созиданию и процветанию, а не к разделению и конфликтам враждующих самолюбий.
В послушании мужа и жены заповедям Христа семья обеспечивает себе достоинство. Апостол указывает: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:3-4). Все мы хорошо помним читаемый в таинстве венчания призыв святого апостола Павла: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Человеку свойственно больше всего любить себя самого, поэтому большинство семейных неприятностей происходит из-за неуступчивости. Вот почему Церковь словами апостола требует от обоих супругов равного самоотвержения: от жены - повиновения, от мужа - безграничной заботливости и любви. Эта жертвенность, это послушание и являются фундаментом истинного христианского брака.
Главенство мужа, о котором говорилось выше, не означает рабской зависимости жены, как главенство Христа в Церкви не означает рабского состояния Церкви. Кроме того, очевидно, что на муже преимущественно лежит забота о материальном благополучии семьи, в то время как на жене - о ее духовном благосостоянии. Мать и жена всегда будет пользоваться глубоким уважением мужа и почитанием детей, если проникнется серьезностью всех своих нелегких обязанностей, станет свято и беспрекословно исполнять их. При этом взаимное уважение мужа и жены будут всегда вести к обоюдному согласию.
Немаловажным условием счастливой семейной жизни является взаимное ободрение. Как это благородно, возвышенно, свято — ободрять друг друга, подчеркивать в характере близкого человека хорошие стороны, разделять добрые намерения и побуждения, оставаться всегда взаимно преданными в тяжкие дни болезни, нужды, неудач, горя; при неизбежно наступающем закате жизни, с надвигающейся старостью, с утратой прежних сил! Если муж и жена любят Господа от всего сердца, и если их жизнь всецело предана Богу, взаимная любовь супругов только укрепляется со временем.
В христианской семье истинным Главой дома является Сам Христос. Там, где Христос главенствует, семейная жизнь будет наполнена счастьем. Его незримое присутствие благоговейно и неизменно чтут, Его заповеди стараются свято исполнять; Его водительства ищут. На всё испрашивают у Него благословения. Такой христианский семейный очаг не сможет обойтись без семейного алтаря, т. е. общего, семейного поклонения Богу.
Семья – это крепость, на которую враг человеческий не устает нападать. Поэтому годы смут и общественных потрясений неизменно предварялись умалением христианской любви в семьях: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мф. 3:25). А если не устоит отдельный дом – не устоит и все царство.
Семейная молитва - великое оружие, помогающее преодолеть все разделения. Уединенная индивидуальная молитва каждого друг за друга также способствует семейному миру и единению. Господь оставил свое обетование: «Где двое или трое будут собраны во Имя Мое, там Я буду посреди них». (Мф. 18:20). Даже самую малочисленную христианскую семью Господь не желает обделить Своим присутствием.
Христианский брак немыслим без рождения детей. Здесь можно согласиться с блаженным Августином: «Там где стремятся, чтобы детей не было, нет и брака». Христианский брак несовместим и с каким бы то ни было «планированием семьи», ограничением рождаемости. Дело в том, что, по учению Церкви, настоящим виновником рождения является Сам Бог, тогда как плотские родители остаются лишь «служителями рождения». Об этом говорит, например, св. Мефодий Патарский: «Рождение детей нужно приписывать не сожитию супругов, ни чему-либо другому, но Создателю всяческих». Вспомним поэтические слова из книги Иова: «Твои руки трудились надо мною, и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотию одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?» (Иов. 10:8-12).
Семейное счастье немыслимо представить вне образа многодетной семьи. Отрадно, что таких семей в Алма-Ате появляется все больше. В условиях стесненного проживания в городе, иметь такую семью – настоящий подвиг. Всем приходам необходимо эти многодетные семьи поддерживать.
Главная угроза многодетным семьям – общественная психология, поощряющая аборты. К сожалению, подход, практиковавшийся в безбожные советские времена и современный либеральный подход в этом вопросе – совпадают.
Семьи Русского мира разрушила коммунистическая идеология. Вспомним, что классики марксизма полагали: семья, основанная на частной собственности, праве наследования и домашнем воспитании детей, должна быть упразднена победившим пролетариатом. Об этом можно прочитать в «Коммунистическом Манифесте» Маркса и Энгельса. В первые годы Советской власти у родителей (прежде всего, у отца) постарались отнять возможность воспитывать детей. Лев Троцкий воспринимал семью как главное препятствие в деле революции. Именно он в 1918 году стал автором печально знаменитого декрета о «социализации женщин». Под «социализацией» большевики понимали изнасилование курсисток и гимназисток революционной матросней и красноармейцами, а также в подвалах ЧК. Этот циничный декрет быстро проник в самую толщу советской жизни. Разумеется, массовые изнасилования женщин заканчивались никому ненужными беременностями. Поэтому были в срочном порядке разработаны инструкции и правила проведения абортов, чтобы можно было быстро заметать следы. Советская Россия стала первой страной на земном шаре, узаконившая массовое убийство своих неродившихся граждан. 18 ноября 1920 г. вступило в силу Постановление Наркомздрава и Наркомюста, полностью легализировавшее искусственный аборт. Россия стала первой страной в мире, где женщины и врачи были полностью освобождены от уголовной ответственности за уничтожение человеческой жизни.
Однако, и сегодня, отраженная в Европейских конвенциях теория прав человека предполагает, что права и свободы появляются у индивидуума с момента его появления на свет. То есть, пока ребенок находится в утробе, он является личной собственностью матери, и она может делать с ним что угодно: расчленить, отравить – ей ничего за это не будет. Аборт, то есть лишение жизни ребенка в утробе матери, разрешен законом.
С особым вниманием в православных семьях относятся к первенцам. Перед зачатием родители постились, молились, а перворожденное дитя часто посвящали Богу, особо заботясь о его религиозном воспитании.
Священнослужители и социально активные миряне призваны неустанно напоминать миру: аборт есть убийство. Он строго запрещен Церковью. «Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению смертоубийства; дающий врачевство для извержения зачатого плода во утробе суть убийца» - сказано во втором и восьмом правилах святителя Василия Великого. Необходимо помнить и некоторые свидетельства медицины. Через 10 - 14 дней после зачатия зарожденная жизнь заявляет о своем существовании, изменяя состав плацентарных гормонов женщины. Через 20 - 21 день уже действует собственная система кровообращения ребенка, его кровь не смешивается с материнской и может отличаться по группе; у ребенка есть сердце, образуется мозг и нервная система. В 6 недель формируются руки, ноги, глаза, уши, нос; можно зарегистрировать электроэнцефалограмму головного мозга; ребенок совершает первые движения, хотя мать их не чувствует, поскольку он весит лишь 30 грамм. К концу 2-го месяца ребенок умеет сосать палец и держит положенный на ладошку предмет, совсем как младенец; он чувствует боль, отдергивая руку, если ее уколоть. В 4 месяца ребенок слышит биение сердца матери, ее голос, реагирует на свет, тепло, шум. Через 9 месяцев ребенок способен получать кислород через свое дыхание, а питание через собственное пищеварение. Он рождается на Свет Божий. Мы видим, что жизнь ребенка начинается значительно раньше, чем в момент рождения.
«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя...» (Втор. 30: 19-20), - с такими словами обратился пророк и вождь Израиля Моисей к своему народу, завершив с ним сорокалетнее странствие по пустыне. Эти слова фактически стали предсмертным завещанием Моисея, и они выразили сущность Завета, установленного Богом с человечеством на все времена. Менялись представления о нравственном идеале и святости, совершенствовалась религиозная этика, но суть Завета остается неизменной. В религиозном смысле у души человеческой есть одна подлинная жизнь - в Боге, а всякое отпадение и отдаление от Бога погружает ее в состояние смерти. Так устроен мир, в котором мы помимо своей воли появились на свет, но единственно от нашей воли зависит, приобщимся ли мы в нем к подлинной жизни.
Действительно, веруя в Воскресение Христа и жизнь «будущего века» невозможно говорить о христианстве как о «религии смерти». Пусть «весь мир лежит во зле» (1Ин. 5:19), и вся наша жизнь соткана из противоречий, так что подчас бывает трудно разглядеть в ней возвышенные и чистые идеалы, но такие понятия, как «христианский брак», «христианская семья» и «христианские дети» отнюдь не призрачны, а реальны. И эта реальность зачастую просто потрясает современников, которые впервые попадают в православные семьи, чтобы окунуться в чудную атмосферу любви. Эта любовь реальна, ощутима, и ее невозможно более обнаружить нигде, только в христианских семьях. Не о ней ли молитва, произносимая священником при совершении обручения: «... О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся...»? Христианская семья становится вместилищем божественной любви, она аккумулирует эту любовь, распространяет вокруг себя благоухание атмосферы любви, притягивая к себе другие семьи. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи мирный дух, и тысячи людей вокруг тебя спасутся». Будет справедливым дополнить мысль великого святого: «Стяжите дух мирный в своей семье, и тысячи семей спасутся рядом с вашей».
Сегодня все больше священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви стремятся принимать активное участие в духовно-просветительских и миссионерских программах, в том числе, и касающихся вопросов брака и семьи. Будущее Русского Мира во многом зависит от того, насколько это служение окажется успешным.
Еще раз сердечно приветствую участников Филаретовских чтений и желаю всем нам успешной работы на пленарном заседании и в секциях.