• slide9
  • slide6
  • slide10
  • slide8
  • slide1

Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Thumbnail imageВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Ныне мы молитвенно и радостно совершаем праздник Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Радостно от того что верим - Матерь Божия и по Успении Своем не оставила нас, и ныне, как и во время Своей земной жизни, продолжает проявлять Свою заботу и предстательство за каждого человека пред Сыном Своим и Богом нашим.

Из Священного Предания нашей Церкви мы знаем о том, что после славного Воскресения и Вознесения на Небеса Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Матерь Божия продолжала жить в Иерусалиме в доме Иоанна Богослова. Почему именно у Иоанна Богослова? Потому что, Иоанн Богослов был усыновлен Деве Марии. Вспомним слова Господа и Спасителя, которые Он произнес, находясь на Кресте: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе". (Ин.19:26-27).

Находясь в Иерусалиме, Пресвятая Богородица часто бывала на тех местах, где любил находиться Ее Божественный Сын: на вершине Елеонской горы, в Гефсиманском саду: И вот однажды, когда Дева Мария пребывала в молитве, Ей вновь является Архангел Гавриил и возвещает весть о том, что вскоре Она оставит эту земную юдоль и переселится в Вечные Небесные Обители Ее Божественного Сына. С радостью в сердце встретила эту благую весть Пресвятая Богородица. Когда Она вернулась в дом Иоанна Богослова и возвестила об этом людям, которые окружали Ее, все опечалились от того, что им придется расстаться с Матерью Господа. А Пресвятая Богородица утешала и успокаивала их, говоря, что Она не оставит их сирыми, но, находясь у Престола Сына Своего, будет постоянно молиться о каждом человеке.

Желанием Девы Марии было увидеться с учениками Ее Божественного Сына. Она знала о том, что ученики разошлись по лицу земли, чтобы возвещать людям вечно живое слово евангельской истины. Но совершилось чудо: Духом Божиим ученики в одно мгновение оказались в Иерусалиме. Они не понимали, что с ними произошло и почему они вдруг оказались в Иерусалиме. Тогда Пресвятая Дева раскрыла им тайну того, что с ними произошло. Лишь один из учеников не прибыл таким чудесным образом - апостол Фома. В этом был особый Промысел Божий. Когда на третий день после погребения Пресвятой Богородицы Фома прибыл в Иерусалим, прочие ученики рассказали ему о случившемся. С великой печалью принял это известие апостол Фома. Тогда все ученики решили пойти ко гробу Пресвятой Богородицы для того, чтобы Фома мог поклониться Ее пречистому телу. Когда был отвален гробовой камень, и Фома с прочими учениками вошли в погребальную пещеру, они не обрели тела Богородицы. Вечером того же дня, когда ученики находились в горнице и возносили молитву, они увидели явившуюся с Неба Пресвятую Владычицу Богородицу, которая возвестила: "Я с вами до скончания века во все дни". Тогда все ученики воскликнули: "Пресвятая Богородица! Помогай нам!"

Все это дает нам твердую веру в то, что Матерь Божия как и Ее Божественный Сын также воскресла. И хотя смерть коснулась Ее пречистого тела и Ей как человеку необходимо было пройти через горнило смерти, но смерть не победила Ее, не удержала Ее в своей власти, и Она была восхищена Своим Божественным Сыном. Отныне не только Своей душою, но и телом Она пребывает у Престола Божия, где возносит Свои непрестанные молитвы о роде человеческом. Вот почему сегодняшний праздничный день именуется не днем смерти, а именуется Успением, что означает сон. Дева Мария лишь только заснула на некоторое время для того, чтобы во время этого сна совершился Ее переход из временной земной жизни в Жизнь Небесную и Нескончаемую.

Это дает нам уверенность не только в том, что Дева Мария воскресла и продолжает жить. Так же как Воскресение Христа Спасителя это дает нам твердое упование на то, что и мы, являясь учениками Христовыми, также будем восхищены Им в страшный Судный день, когда все человеческие души соединяться со своими телесами и предстанут перед Богом. Это дает нам веру и упование на то, что смерть побеждена. А поэтому разве можем мы скорбеть и печалиться, когда видим переход из временной жизни того или иного человека. Мы, христиане, твердо верим и знаем, что смерти нет, и каждый человек продолжает жить, он лишь на некоторое время как бы усыпает, его душа на время расстается с телом. Но наступит час, когда души вновь соединяться со своими телами и предстанут перед Богом. И если это так, а это истина, то и нас, братья и сестры, ожидает Вечная Нескончаемая Жизнь. Но какой будет для нас эта жизнь? Для Девы Марии это жизнь во Христе Иисусе. А будет ли для нас эта Вечная Жизнь соединена с Богом? Давайте как можно чаще задавать себе этот вопрос. Чтобы каждый из нас не просто размышлял о предстоящей Вечности, но готовился к ней.

У кого-то может возникнуть вопрос: а как я могу готовиться к Вечной Жизни? Ответ дает Пресвятая Богородица, прежде всего, примером Своей жизни, которая была подвигом любви и преданности Своему Божественному Сыну, Своему Господу. И мы также должны быть преданы своему Спасителю, мы также должны всем сердцем возлюбить нашего Господа. И не только Господа, но и ко всем окружающим нас людям. Когда мы взираем на Пречистый Образ Божией Матери, мы видим, какой кротостью, каким смирением, каким терпением была наполнена Ее земная жизнь. Каждый из нас, если мы стремимся жить во Христе Иисусе, также должен воплотить в своей жизни эти добродетели.

Если мы всмотримся внутрь самих себя и начнем внимательно оценивать свои поступки и слова, то можем констатировать, что в нашей жизни очень редко проявляются эти добродетели - кротость, терпение и смирение. Вместо этого нашу жизнь наполняет гордость, гнев, раздражение, зависть, обиды и прочие грехи, которые не приближают, а удаляют нас от Бога. И если это так, то давайте приложим все усилия к тому, чтобы изменилась наша жизнь. Для этого мы совершали путь Успенского поста, во время которого мы не просто должны были ограничить себя количеством пищи или её содержанием, а должны были измениться лучшим изменением и хоть немного стать похожими на Деву Марию.

Однако, кто-то может сказать, что завершив пост, он, к сожалению, ничего не сделал я для того, чтобы стяжать в своем сердце кротость, смирение, любовь и терпение. Сознавая всё это, не будем отчаиваться и унывать, но будем продолжать свое христианское делание твердо веря и зная, что Матерь Божия не оставит нас сирыми на этом пути.

Когда мы прославляем всесвятое и славное Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, обратимся к Ней как к самой близкой Матери с молитвенным прошением о том, чтобы Она не оставляла нас и была Ходатаицей нашей пред Сыном Своим и Богом нашим. Будем постоянно молиться об этом Матери Божией. Будем просить Ее соделать нас достойными Ее Божественного Сына. Достаточно вспомнить евангельское чудо в Кане Галилейской, когда на браке гостям не хватило вина. Все присутствующие, не имея дерзновения обратиться ко Христу, обратились с просьбой к Его Матери. Ответом Богородицы стал призыв не только к присутствующим на этом браке, но и к каждому из нас: "что скажет Он вам, то сделайте". (Ин.2:5). Другими словами: каждый из нас должен постоянно стремиться к тому, чтобы исполнять заповеди Божии в своей жизни. Вот чего от каждого из нас Она ожидает.

Казалось бы, исполнять заповеди - нелегкая задача. Легче нарушить заповедь. Но это не правда. Эту ложь в наше сознание хочет вложить враг рода человеческого. Бог дал нам заповеди не для того, чтобы заставить нас непомерно трудиться. Заповеди Божии исполнимы. Если бы они были не исполнимы, Господь по Своей любви не дал бы их нам. Поэтому воплотим их в своей жизни, зная и помня то, о чем говорит нам Христос: "иго Мое благо, и бремя Мое легко". (Мф.11:30). Будем верить в непреложность слов Христовых. А поэтому упованием на помощь Божию и на помощь Царицы Небесной будем исполнять Закон Божий в нашей жизни. Это и будет достойным прославлением Пречистого Имени Божией Матери.

Вновь и вновь из глубины нашего сердца воскликнем ко Пресвятой Богородице: "Пресвятая Богородица! Помогай нам! Пресвятая Богородица! Спаси нас!" Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни утром в 8 ч.; вечером в 17 ч.

В воскресные дни утром в 7 и 9 ч.; вечером в 17 ч.