Целитель. Слово в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня день памяти великомученика и целителя Пантелеимона – святого помощника Божия в исцелении наших болезней телесных и душевных, небесного покровителя русского монастыря на Святой Горе Афон.
В прощальной беседе с учениками, перед праздником Пасхи, Христос Спаситель оставил Своим апостолам, а через них и всем нам, христианам, Свой завет: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6).
И все христиане, христиане всех поколений, следующие этим путем, приходят к Отцу Небесному в Царство Его. Это и есть христианская жизнь – жизнь по слову вечной книги – Евангелия.
Каждый святой, чествуемый Церковью как ее достойное чадо, в память о его подвиге почитается чтением тех слов евангельских, которые наиболее полно выражают подвиг его любви к Богу.
Преподобным читаются слова Нагорной проповеди, заповеди блаженства, притча о разумных девах – святым женам, посвятившим и себя служению Господу, притча о добром пастыре читается в дни памяти святителей Христовых, наших пастырей и духовных наставников.
В дни памяти святых мучеников читаются слова Христовы о предании всех ему верных в руки безбожных властей, о несправедливых на них гонениях. О гонениях незаслуженных, как может сказать человек, не понимающий духовного предназначения страданий; о предании и непонимании этих избранников даже родными, братьями и сестрами, теми, кто вчера был другом и любимым.
«Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21: 14–15).
О каком ответе говорит Спаситель? Не только ответе на словах – ибо многие из святых мучеников не были искушены в богословии и пришли к вере в святом порыве соединиться со Христом Спасителем, приняв крещение кровью. О таком крещении писал Иоанн Дамаскин, говоря о первом христианском мученике: «Иоанн [Предтеча] крестился возложением руки на Божественную Главу Господа и собственною кровью».
Слова Спасителя – об ответе и готовности принять саму смерть за Него и ответе жизнью вечной и святостью, от Него получаемой.
Этому ответу не могут противостоять ни люди, ни время. Как не может противостоять заповеди Христовой «да любите друг друга» (Ин. 15: 17), о которой также читалось в сегодняшнем Евангелии, – ни злоба греха, ни забвение времени.
«Вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15: 19) – такая милость ожидает всех, кого мир ненавидит и кто не стремится к дружбе с миром.
И святой Пантелеимон воистину был не от мира сего. По слову Спасителя: «Врач, исцелися сам!» (Лк. 4: 23), он получил это исцеление в святом Крещении, приняв вместе с ним новое имя «Пантелеимон», что значит «Всемилостивый», и, очистившись покаянием, все силы своего дара стал использовать не для наживы, а для помощи страдающим от болезни, от безверия – больным, убогим и нищим, самым беззащитным и бесправным людям в обществе. Он бесплатно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их тела и души именем Христовым. Он посещал в темницах узников, среди которых было много христиан, страдавших от ран, полученных при жестоких истязаниях. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу, и многие стали стремиться попасть к нему на лечение, оставляя своих прежних лекарей. Вскоре от недовольных этим коллег-завистников поступил донос властям, что Пантелеимон лечит христианских узников.
Последовал арест и неправое судилище. Жестокие, превышающие силы человеческие страдания от мучений, на выдумку которых так податливо человеческое естество, одержимое темными, падшими духами. После многих и долгих мучений святой был обезглавлен. Это было в 305 году. Слуги великомученика сохранили для нас повествование о жизни, страданиях и кончине своего земного покровителя.
Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его ныне находится в Русском Афонском монастыре, а в храмах и перед его иконами возносятся ему молитвы. Имя святого великомученика и целителя призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве за болящего.
Мы по своему жизненному опыту знаем, как могут быть велики страдания, которые иногда выпадают на долю человека, – их даже называют, и справедливо, нечеловеческими. Но они не дают такого святого плода, какой мы почитаем у нынешнего святого. Поэтому есть и иное значение святого наименования «великомученик», которым, Христа ради претерпенных страданий, украшено имя святого целителя.
Об этом ином значении говорил замечательный святой нашей Церкви, архипастырь, исповедник и целитель Лука, архиепископ Симферопольский.
Кто же получает святое имя великомучеников и великомучениц? Прежде всего, те великие христиане, о которых Господь Иисус Христос сказал: «…кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5: 19).
Пример святой жизни во Христе и пламенная вера милостивого целителя служит и поныне, уже более 17 веков, спасительным примером для великого множества христиан и даже для тех неверовавших, которые, получив от него сначала помощь телу, затем пришли к спасительной вере.
Будем стремиться хоть в малом подражать святому целителю, не только молясь о себе, но не забывая в молитвах и ближних. Будем же благодарны Богу, дивному во святых Своих, даровавшего нам такого великого святого.
Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, испроси душам нашим оставление согрешений наших, в печалех утешитель, в недугах лютых страждущих буди врач и моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Аминь.
Иеромонах Никон (Париманчук)