• slide8
  • slide10
  • slide9
  • slide1
  • slide6

Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой БогородицыКончину Божией Матери Церковь называет Успением, ибо Она ''как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула''. В Пресвятой Деве побеждены законы природы: смерть, возвращающая в землю тело из земли, такая смерть не коснулась Ее тела; в рождении сохранила Она девство, во успении соединила жизнь; по рождении Она пребывает Девою и по смерти живою пребывает. Она уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства; Она преставилась к Животу, к Источнику жизни, чтобы избавлять от смерти души наши молитвами Своими. В молитвах Неусыпающая Богородица предстательствует за нас и дает нам веру для утешения в скорбях. Гроб Богоматери, иссеченный из камня, как гроб Сына Ее, остается предметом поклонения всех верующих.

В честь и память Успения Богоматери установлен Церковью праздник на день 28 (15) августа с древнейших времен христианства. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он праздновался повсеместно. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа (ст. ст.) 595 г., праздник Успения Богоматери с этого времени стал общецерковным праздником. С IV - V вв. празднование Успения способствовало обличению еретических заблуждений, посягавших на достоинство Богоматери, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и Ее телесную кончину.

Праздник Успения называется великим, двунадесятым, вселенским, ибо в этот день ''Спаситель всех во всей славе Своей сретил и вселил Матерь Свою с Собою''. В успении Своем Пресвятая Богородица не оставила мира и всегда по обещанию Своему ходатайствует за прибегающих к Ее помощи. Много великих чудес сотворило Ее милосердие всем страждущим и скорбящим! Кто из нас, бедствующих в бурном житейском море, не чувствует, как Богоматерь близка к нашим воплям, как скоро послушна, чтобы дать нам помощь и утешение? Призывание ходатайства Пресвятой Богородицы вошло в состав христианского Богослужения, и с самого первого века Церковь призывает на помощь и славословит Пресвятую Матерь Бога нашего. Каждый день кончается на вечерне молитвою к Ней: ''Пресвятая Богородице, буди ми предстательницей всей жизни, в час смертный избави от бесов и по смерти упокой!''

С праздником, православные!

СЛОВО ПАСТЫРЯ

В этот праздничный день Царица Небесная во множестве собрала нас под своды Святых Православных Христовых храмов, собрала для того, чтобы мы ''едиными усты и единым сердцем'', из глубины наших преданных и искренне любящих Ее сердец, могли воскликнуть: ''Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая''. И воистину, братья и сестры, несмотря на то, что Матерь Божия покинула этот земной мир, вознесясь не только Своею пречистою душою, но и преблагословенным телом на Небо, Она не оставила этот мир, не оставила человека, но, как и во время Своей земной жизни, так и поныне, Она непрестанно проявляет Свою Материнскую заботу о каждом человеке, особенно - о православном, живущем на этой земле. Из Священного Предания мы знаем, правда, немного, о Ее жизни. Ведь в Священном Писании, и вы сами, наверное, обращали на это внимание, почти нет слов, говорящих о Божией Матери. О Ней упоминается, когда рассказывается о Благовещении, о Рождестве Христа Спасителя, о Ее пришествии во храм с Младенцем Христом и в нескольких других евангельских эпизодах, но в целом о Ее земной жизни и Успении нет ни слова. Невольно может возникнуть вопрос: ''Почему так?'' А Священное Предание свидетельствует о том, что Пречистая Дева даже запрещала апостолам-евангелистам писать что-либо о ней. Вот, каково было Ее величайшее смирение, какова была Ее кротость! Поэтому не случайно так мало написано о Ней в Священном Писании. Но, по милости Божией, благодаря Священному Преданию, мы знаем о событии Ее славного Успения, о том, как ознаменовал Господь особыми, благодатными чудесами день Ее отшествия от земли на небо. Да, именно так понимает и разумеет день Успения Пресвятой Богородицы Святая Церковь: не как смерть Божией Матери, а как восшествие Ее от земли на небо. Поэтому вчера, за всенощным бдением мы слышали возглас Церкви: ''Ангелы, успение Пречистыя видевше удивишася, како Дево восходит от земли на небо''. Этот праздник - не повод для печали и для слез, хотя, конечно, может кто-то и изливал свои слезы умиления, слезы благодарности, но это не должны быть слезы печали или горя, потому что праздник Успения есть свидетельство того, что смерть побеждена жизнью. И как Христос Воскрес, так же Воскресла в третий день и Его Пречистая Матерь.

Вера наша в то, что Она Воскресла, прежде всего, имеет свое основание на следующих фактах. Апостол Фома, (а мы знаем о том, что это - тот самый ученик, который не был в Сионской горнице во время первого явления Воскресшего Христа Своим ученикам), не был так же и во время Успения Богородицы и положения Ее честнаго тела в той Гефсиманской пещере, где и поныне особо сохраняется и почитается православными верующими людьми камень, на котором было положено Ее тело. Перед Своим отходом от земли на небо Пречистая хотела последний раз увидеть учеников Христовых - проповедников вечно живой Евангельской истины. Господь исполнил Ее желание. Духом Святым все апостолы, за исключением Фомы, в одно мгновенье, независимо от того, где они находились, (а находились они далеко от Иерусалима, проповедуя слово Божие), явились в ту самую горницу ко Пресвятой Богородице. Но должна была свершиться воля Божия, человечество должно было узнать о том, что Воскресла Пречистая, что не осталась Она телом пребывать в сырой могиле, и что не только Ее душа, но и тело было взято Ее Сыном в Небесные обители. Поэтому не случайно, а по воле Божией, апостол Фома не был с прочим сонмом святых учеников Христовых, а он пришел в Иерусалим лишь на третий день после Ее Успения. И горько плакал Фома оттого, что не смог проститься с Матерью Господа своего, не мог получить от Нее последнее благословение, и ему хотелось хотя бы приложиться к Ее Пречестным останкам. Тогда остальные ученики разрешили отнять могильный камень, чтобы Фома смог войти во гроб. Но каково же было удивление всех, когда не оказалось Пречестнаго тела во гробе. Помните, из Евангелия, когда апостолы Петр и Иоанн первыми после благовестия Марии Магдалины по Воскресении Христа Спасителя прибежали ко гробу Господню и стали всматриваться внутрь, то не увидели Иисуса, а нашли пелены едино лежащие и сударь, который был свит и лежал на особом месте. Точно так же не увидели апостолы тела Пресвятой Богородицы, а увидели те пелены, которыми было по-восточному обряду обвернуто тело Пречистой. В этот же вечер ученики по своему обычаю собрались на молитву и трапезу, во время которой всякий раз возносили часть хлеба в честь и славу Христа Спасителя и провозглашали: ''Господи Иисусе Христе, спаси нас!'' И в этот самый момент, когда они должны были вознести хлеб, разверзлось небо, и они увидели Саму Пречистую, Которая пришла к ним с неба, и в изумлении они воскликнули: ''Пресвятая Богородица, помогай нам!'' С этого самого момента всякий раз, когда совершается Божественная Литургия, священнослужитель во время Евхаристического канона, произнося вслух возглас ''Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии...'', так же, как и апостолы, в память о том явлении Божией Матери, провозглашает от всех, находящихся в храме: ''Пресвятая Богородица, помогай нам!''.

Не оставила Пречистая этого мира и после Своего Успения. Не только то событие, о котором я только рассказал, является свидетельством этого. Вспомните другое событие, о котором мы знаем из жития преподобного Андрея, Христа ради юродивого, который видел Покров Пресвятой Богородицы. По милости Божией ему дана была возможность быть на небе в то время, когда он еще жил на земле. И, конечно же, первым искренним желанием его после того, как он поклонился Самому Господу, было увидеть, поклониться и воздать почести Пречистой Богородице. Наверное, вы вспоминаете, как он просил об этом своего спутника - Ангела, который водил его по Небесным обителям. Ангел же ответил, что Матери Божией нет на небесах, Она на земле, там, где в Ее помощи больше всего нуждаются, где каждый человек может прибегнуть к Ней, как к своей матери, как к величайшей Заступнице, Ходатаице и Молитвеннице за каждого из нас. И это вселяет в нас упование на то, что Царица Небесная не оставляет мир и каждого из нас, а продолжает (несмотря на те многие падения и отступления, которые мы, к сожалению, совершаем в нашей земной жизни) слезно молиться о том, чтобы Господь не вменил нам наши прегрешения, но, простив, даровал нам Свою Божественную благодать, которая ''немощная в нас уврачует и оскудевающая в нас восполнит'', для того, чтобы все мы достойно и праведно совершали свое христианское предназначение. Вот какова любовь Матери Божией к каждому человеку! И если так любит нас Матерь Божия, если так молится о нас и испрашивает нам милости Сына Своего и Бога нашего, то не должны мы проявлять холодность, безразличие, равнодушие к Ее Материнским заботам. И, конечно же, величайшей радостью для Царицы Небесной будет не то, что мы каждодневно в словах будем прославлять Ее Пречестное Имя, не то, если мы каждодневно будем возжигать пред Ее образами свечи и лампады, а будет исполнение каждым из нас заповедей Ее Божественного Сына. Этого ожидает от нас Пресвятая Дева Мария! Вот что мы должны исполнить в жизни для того, чтобы доставить Ей Материнскую радость!

Я хочу напомнить вам евангельский эпизод о первом чуде, совершенном Господом в Кане Галилейской (Ин. 2,1-12). Ведь это чудо было совершено Им по просьбе Своей Матери. Кто читал Священное Писание, тот хорошо знает об этом событии. Итак, Божия Матерь просит Своего Сына, чтобы Он совершил чудо претворения воды в вино. Свадьба, а вино кончилось! Какая же свадьба без вина и без веселья! Естественно, слуги, зная, что на этом торжестве находится Христос - Великий Чудотворец, не посмели обратиться к Нему с просьбой, они обращаются к Его Матери. И Она исполняет их просьбу, что является свидетельством всем нам, как Божия Матерь слышит мольбу каждого человека и готова эту мольбу обратить к Сыну Своему. Но есть и другой назидательный момент в этом сюжете. Помните, когда уже после Своего обращения к Сыну, Пречистая говорит слугам: ''что скажет Он вам, то сделайте''. Это, братья и сестры, является уроком для каждого из нас. Все, что говорит нам Христос, мы должны исполнить в своей жизни! И пример этого мы видим, прежде всего, в образе Самой Царицы Небесной. И мы знаем, как Матерь Божия слагала каждое слово Христа в сердце Своем и не только слагала, но и исполняла. Поэтому каждый из нас, если хочет быть достойным Материнской любви Богородицы, должен точно так же слагать каждое слово Христа в своем сердце, но не только слышать, но и исполнять в своей жизни. Это и будет достойным прославлением Матери Божией.

Будем, как можно чаще ежедневно, обращаться в своих усердных молитвах к Царице Небесной о том, чтобы Она, молясь о каждом из нас, испрашивала всем нам Божественную благодать, без которой невозможно жить человеку. Как человек не может жить без воздуха, так он не может жить без благодати Божией. И пока благодать Божия пребывает на земле, человек может жить на ней, но как только благодать Божия будет отнята от земли, тогда и жизнь земная прекратится. Поэтому будем просить Божию Матерь, чтобы Ее молитвами Господь подавал всем людям и нам, православным христианам, Свою Божественную благодать. Будем веровать в то, что Царица Небесная всегда пребывает с нами и молится за нас. Будем и мы достойны Ее Материнской любви, будем исполнять заповеди Христовы, будем свято и высоко нести в этом мире свое христианское призвание!

Пресвятая Богородица, помогай нам!
Пресвятая Богородица, спаси, сохрани и помилуй всех нас! Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2000 г.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00