• slide1
  • slide6
  • slide10
  • slide9
  • slide8

Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым

Нынешний воскресный день в канун Рождества Христова называется Неделей святых отцов. Постоянные прихожане наших православных храмов знают, что прошлый воскресный день назывался Неделей святых праотцев. Естественно, может возникнуть вопрос, почему Церковь уделяет столь много внимания этим людям, которые именуются святыми праотцами и отцами, и кто же они, кого так именует Святая Христова Православная Церковь? Святые праотцы - это в основном пророки - люди, которые, живя во времена Ветхого Завета, в пророчествах раскрывали тайну пришествия в мир Мессии, Которого обетовал Бог человеку после того, как человек был изгнан из рая за несоблюдение заповеди. А вот святыми отцами Святая Церковь именует всех тех, кто входит в родословную Христа Спасителя. И мы сегодня за Божественной литургией слышали эту родословную, которую подробно перечисляет апостол и евангелист Матфей. И все-таки, почему Церковь целых два воскресных дня посвящает этим ветхозаветным праведникам?

Из опыта нашей личной жизни мы хорошо знаем, что для совершения того или иного дела, пусть даже и не очень важного и большого, необходимо готовиться к нему, тем паче, если это дело является великим. Не случайно, поэтому, Святая Церковь на протяжении нескольких последних седмиц делала все для того, чтобы достойно подготовить каждого из нас к празднику Рождества Христова. И эта подготовка именовалась Рождественским постом. Но для многих из нас даже этот небольшой период времени показался весьма тяжелым, так как Церковь предписывала нам воздерживаться от многого, и, прежде всего, - от греха - того, к чему мы так привыкли в своей жизни. Но если и нас, живущих в Новом Завете, Святая Церковь так готовила к празднику Рождества Христова, то, конечно же, необходимо было подготовить и ветхозаветное человечество к приходу в мир Христа. Кто-то может сказать, что Господь, изгнав человека из рая, забыл о нем на целых пять с половиной тысяч лет до момента прихода Мессии. Нет, братья и сестры, это не так. Мы знаем, что после изгнания наших прародителей из рая, Бог обетовал людям Избавителя, Который разрушит средостение, построенное первым человеком между ним и Богом, Кто примирит человека с Богом, Кто вновь откроет человеку райские врата и сможет соделать человека сыном Божиим. И, конечно, совершить это мог только Христос Спаситель, Тот Мессия, Которого так долго ожидало человечество. Пять с половиной тысяч лет Ветхого Завета - это годы непрестанного ожидания и подготовки к приходу Мессии. К сожалению, за эти века человек очень часто забывал Бога. И мы знаем, что из всех тех людей, которые жили в Ветхом Завете, лишь только один народ, и то - весьма немногочисленный, народ израильский, сохранял веру в единого истинного Бога. Только этот народ сохранял веру в пришествие обетованного Мессии, и этому народу на протяжении многих веков Господь открывал то, что для многих являлось тайной.

Сегодня в канун праздника Рождества Христова мне хотелось бы вновь обратиться к тем Божественным откровениям, которые были даны Богом еще в Ветхом Завете. Я думаю, что ни для кого не открою сейчас что-то новое. Дело в том, что каждый из нас, верующих, православных христиан в дни Рождественского поста должен был обращать особенное внимание на книги Ветхого Завета, чтобы, еще и еще раз со вниманием прочитав пророчества, свидетельствующие о приходе в мир Спасителя, предуготовить свое сердце к празднику Рождества Христова. Первым Пророком, если можно так сказать, был Сам Бог, ибо Он свидетельствовал нашим праотцам Адаму и Еве о пришествии в мир Спасителя. Он возвестил о том, что наступит время, когда "семя Жены сотрет главу змия" (см. Быт. 3,15). Конечно же, этим семенем Жены явился никто иной, как Иисус Христос, а Женой явилась Пресвятая Богородица. А вот святой праотец Иаков, внук Авраама, сын Исаака, перед смертью, благословляя своих двенадцать сыновей, обращаясь к сыну Иуде, сказал: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель и Ему покорность народа" (Быт. 49,10). О чем же эти слова? О каком скипетре, который должен отойти от Иуды говорит праотец Иаков? О пришествии какого Примирителя свидетельствует он? Те, кто немного знает Священное Писание и историю, понимают, что эти слова относились, конечно же, ко Христу Спасителю. Хотя здесь говорится о Христе весьма прикровенно, как о некоем Примирителе, который придет тогда, когда отойдет скипетр от Иуды. Известно, что именно Иуда, сын праотца Иакова был первым царем Иудейским, и именно от него потом происходили все Иудейские цари. Но так продолжалось не всегда. Незадолго до пришествия в мир Христа Спасителя иудеями стал править не законный царь от колена Иуды, а на престол взошел Ирод Великий от колена Исава (он был отцом Ирода Антипы, при котором был распят Христос). Вот о чем говорит праотец Иаков. И эти слова, сказанные почти за две тысячи лет до Рождества Христова, были точно исполнены.

Вот и другой величайший ветхозаветный пророк - Исаия так же говорит о пришествии Христа. Он свидетельствует, что придет "Искупитель Сиона и [сынов] Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь" (Ис. 59, 20). Что за Искупитель Сиона? Мы знаем, что именно на Сионе был построен Соломоном Иерусалимский храм; именно дети Израиля именовались детьми Сиона; именно к ним и придет Тот Искупитель, Который есть обетованный Мессия - Христос Спаситель. Пророк Исаия так же предсказал, что Спаситель родится от Девы: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис. 7, 14). Теперь обратим наше внимание на очень важную 53-ю главу из его книги. Здесь всем нам уместно вспомнить о том, что этот пророк именуется так же ветхозаветным евангелистом, потому что очень точно описывает многие моменты земной жизни Иисуса Христа, описывает так, будто сам был очевидцем этих событий. Я зачитаю несколько стихов из этой главы: "Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей, изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижаем Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих: Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (ст. 1-7,9). Как перекликаются с этими словами, написанными за много сот лет до пришествия в мир Иисуса Христа, главы Евангелия, рассказывающие о предательстве Христа, о том, как над ним издевались, как Его избивали, как Он был поруган, как, идя на Голгофу, неоднократно падал под тяжестью креста, как страдал на кресте, как мучительно умирал: С поразительной точностью исполнилось все то, о чем пророчествовал Исаия. Мы знаем о том, что Христос был погребен у богатого: Иосиф Аримафейский - этот князь иудейский предоставил Ему свой фамильный склеп. Поражаешься, братья и сестры, когда читаешь эти пророчества! С какой точностью пророки свидетельствовали о Христе Спасителе! Тот же пророк Исаия в 42 главе своей книги говорит: "Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине" (ст. 1-3). Эти слова, конечно же, целиком и полностью относятся ко Христу Спасителю. Пророк Исаия говорит и о цели и значении прихода Христа: Его приход на землю был необходим, чтобы открыть глаза слепым, чтобы узников вывести из заключения, и сидящих во тьме - из темницы. Как созвучно это со словами Самого Христа, сказанными Им о Себе: "Аз есмь путь, и истина, и жизнь" (Ин. 14, 6).

А святой пророк Малахия свидетельствовал: "Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, которого вы желаете" (3, 1). Мы знаем, что перед пришествием в мир Христа Спасителя на проповедь о покаянии вышел Его Предтеча Иоанн Креститель - тот самый Ангел, который явился перед Самим Господом. И действительно все в точности сбылось, как и говорили святые праотцы, хотя сказано это было за много столетий до совершаемых событий.

Одно из весьма важных пророчеств об Иисусе Христе было возвещено Архангелом Гавриилом через пророка Даниила. В книге этого пророка мы читаем: "Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины. (Обратите внимание, братья и сестры, пророк Даниил называет Христа даже по имени!); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет так, как от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (9, 25). О чем это пророчество? После возвращения иудеев из Вавилонского плена, был отстроен второй Иерусалимский храм. Прошло более 400 лет, и на землю действительно пришел Христос, "чтобы покрыто было преступление (прародителей и всего человечества), запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых" (9, 24). И мы знаем, что Христос был предан смерти. И уже после Его славного Воскресения и Вознесения на Небо наступили трудные времена и город, и святилище были разрушены так, что не "оставалось камня на камне". Если бы народ Израиля со вниманием читал эти пророчества, то не трудно было бы с точностью до года вычислить время пришествия на землю Христа Спасителя. И другое пророчество Даниила: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему" (7, 13). Мы знаем, что "Ветхим днями" называется Отец Небесный - Бог Отец, и здесь говорится о Сыне Божием, Которому дана власть, слава и царство равное с Богом Отцом.

А святой пророк Захария так свидетельствовал о пришествии в мир Христа Спасителя: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице" (9, 9). Как хорошо понятно нам это пророчество! В сознании сразу рождается образ Христа, въезжающего в Иерусалим на ослице. Смотрите, как точно указывали пророки и на детали пришествия Спасителя в мир!

Очень много пророчествовал о крестных страданиях Христа и Его смерти царь и пророк Давид. Есть так называемые мессианские псалмы, которые посвящены Иисусу Христу. В 21-м псалме Давид говорит: "Псы окружили меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий" (ст. 17-19). Не о себе так писал Псалмопевец, все эти слова целиком относятся ко Христу и полностью исполнились. И вот еще одно из пророчеств Давида: "И дали мне в пищу желчь" (Пс.68, 22). Мы знаем, что когда Христос был на кресте и произнес: "Жажду", - то именно желчью была пропитана губка, которую поднесли на трости к устам Спасителя.

Конечно, братья и сестры, можно было бы еще очень много приводить пророчеств об Иисусе Христе - ими наполнены книги всего Ветхого Завета, но мне бы хотелось сегодня обратить ваше внимание на тех людей, которые именуются Церковью святыми отцами и которые вошли в родословную Христа. Нельзя не почтить этих великих избранников Божиих перед тем, как праздновать Рождество Христово. Мы должны их чтить еще и потому, что эти люди своей жизнью свидетельствовали о неизменной вере в пришествие Спасителя и претерпели много гонений и скорбей за свою непоколебимую верность Богу. Именно об этом мы слышали в том апостольском чтении, которое было нам предложено за Божественной литургией. Как пишет апостол Павел в Послании к Евреям, эти ветхозаветные мужи "испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления, те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли" (Евр.11; 36-38). Почтим же, братья и сестры, память их не только словами, не только богослужением, которое совершалось ныне, но и тем, что откроем свои сердца пред грядущим Господом Иисусом Христом! Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

Таинство Елеосвящения (Соборования) в дни Великого поста:

26 марта, вторник в 10.00

2 апреля, вторник в 10.00

9 апреля, вторник в 10.00

16 апреля, вторник в 10.00

23 апреля, вторник в 10.00