Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора
Сегодня Святая Церковь совершает память тех, кто защищал Христову веру и кто научил нас истинной вере в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, Троицу Единосущную и Нераздельную - ныне мы вспоминаем святых отцов I Вселенского Собора. Три дня назад мы совершали праздник Вознесения Господня, ровно через седмицу будем совершать другой праздник - праздник Святой Троицы. Не случайно именно в этот воскресный день Святая Церковь совершает память этих святых отцов. Тот, кто интересуется церковной историей, знает, что после окончания продолжительных и открытых гонений на Церковь Христову враг рода человеческого, изменив свою тактику, стремился уничтожить ее изнутри. В начале IV века в Александрии возникла т.н. арианская ересь, основоположником которой был священник Арий. Он злочестиво учил о том, что Иисус Христос не является Единородным и Единосущным Богу Отцу. Он говорил, что Иисус Христос действительно Сын Божий, но лишь - по благодати, что Он - лишь творение, лишь человек, хотя и один из самых выдающихся. Арий своим ограниченным человеческим разумом никак не мог понять тайну Святой Троицы, которая непостижима для человеческого разума, а принимается верой и сердцем. И у него возникла та же самая мысль, которая возникает и сегодня у многих людей, кто Бога хочет понять умом. Гордый ум человека говорит: "Я не могу это понять, а, значит, этого не может быть".
Примерно так рассуждал и Арий: "Я не могу понять, как Сын Божий может быть Единородным, Единосущным и Единославным Богу Отцу, а, следовательно, этого не может быть! Значит, Христос является творением Божиим". Конечно, с таким злоучением, с такой ересью не могла согласиться Церковь. Почему злоучение, почему ересь? Казалось бы, внешне все благовидно - не отрицается сыновство Иисуса Христа, не отрицается Его бытие и Его близость к Богу, Он признается величайшим чудотворцем и пророком. Но отрицалось самое главное, уничтожался самый корень христианской веры. Если не верить в Иисуса Христа как Сына Божия, равного во всем Богу Отцу, то рушится все христианство, вся сотериология (учение о спасении человека). Святая Церковь учит, что Господь Иисус Христос снизошел с небес для того, чтобы стать подобным во всем нам человеком, кроме греха; чтобы спасти человечество и человека от греха, проклятия и смерти; чтобы человеческую плоть, которая страдала, умерла, но и воскресла, вознести на Престол Бога Отца. Мы уже говорили в праздник Вознесения, какое величайшее значение имело и имеет это событие для всего человеческого рода.
Не случайно в самом начале IV века святые отцы со всего тогда известного христианского мира собрались в г. Никею, который находился недалеко от Константинополя, чтобы там дать отпор этому страшному злоучению. Если бы только один Арий так нечестиво учил, то не было бы смысла собирать Вселенский Собор. Но беда заключалась в том, что у Ария было очень много сторонников, которые разделяли его учение. И если основоположником ереси был священник, то его последователями были и епископы, и знатные сановники при дворе Византийского императора. Все это могло привести к уничтожению Церкви. Но мы знаем, что Бог поругаем не бывает. И в 325 г. 318 епископов собрались в Никее по приглашению равноапостольного царя Константина для того, чтобы единым голосом, соборным разумом засвидетельствовать истину.
Идея созыва Собора была не нова, и хотя этот Вселенский Собор считается первым, тем не менее, мы знаем, что уже в 51 г., то есть в середине I века нашей эры, ученики Христовы собрались в Иерусалиме для того, чтобы высказать соборный голос по поводу принятия в христианство иудеев. Этот Собор был созван по инициативе апостола Иакова, брата Господня - первого епископа града Иерусалима. Тогда возник вопрос: как принимать иудеев в христианство - через обрезание или достаточно только крещения. И апостольский Собор постановил, что иудеев не нужно обрезывать, достаточно лишь Таинства крещения. А в 325 г. была засвидетельствована другая истина, которую все мы и по сей день исповедуем, читая Символ веры. В первом члене Символа веры мы исповедуем нашу веру в Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого мира. Со второго по седьмой член Символа мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Который от Отца рожден прежде всех веков, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу, Им же вся быша. Так же мы исповедуем, что Сын Божий, являясь истинным Богом, во времени и по плоти как человек родился от Девы Марии и Святого Духа. Господь, воплотившись, не только стал человеком, но и страдал, и был погребен, воскрес в 3-й день и взошел на небеса, и воссел одесную Бога Отца. И Он же - Сын Божий - вновь придет на землю, чтобы на Страшном Суде определить участь каждого человека. Этот Символ веры утвердили и научили нас ему отцы I Вселенского Собора. Как видите, не случайно Святая Церковь этот воскресный день после праздника Вознесения и перед праздником Святой Троицы посвящает этим богомудрым отцам.
А поэтому, братия и сестры, как внимательны мы должны быть во время чтения Символа веры. Многие из нас, чего там греха таить, читают его автоматически, не вникая в глубину содержания. Но ведь за каждое его слово, за каждую формулировку святые отцы отчаянно боролись, тем самым отстаивая истинную веру.
3 июня память святых равноапостольных царей Константина и матери его Елены. Велико значение святого Константина в утверждении Христовой веры - он был не только одним из инициаторов созыва I Вселенского Собора, но так же одним из тех, кто сформулировал богословское учение, о которое разбилась вся арианская ересь. Нам известно, что у каждой Поместной Церкви, а их было в то время уже несколько - Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Римская, был свой текст Символа веры, который читался при совершении крещения. И в некоторых Символах был такой термин, относящийся к Сыну Божию - "подобосущный" Богу Отцу. Внешне он вроде бы отражал суть православного учения о Христе. Однако, по мнению отцов, еретики могли найти различные лазейки и в этом термине, а значит - продолжать толковать по-своему вопрос о Богосыновстве Христа. И здесь величайшая заслуга царя Константина, который, предложил свою формулировку, сказав, что Сын Божий не "подобосущен", а Единосущен Богу Отцу, есть одно Существо Бога Сына и Бога Отца и это - Их Божество.
Еще апостол Павел в I веке, обращаясь к пастырям Церкви и всем верующим, писал: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой" (Деян. 20,28-29). Какие пророческие слова! А, действительно, как много восстало на Церковь Христову различных "волков", которые старались и по сей день стараются уловить верующих во Христа людей в свои "сети". Поэтому, как внимательны мы должны быть к своей вере, с каким глубоким осознанием и пониманием относиться ко всему, чему учит нас Святая Христова Православная Церковь. Не только лишь признавать себя верующим человеком. Нет, братья и сестры, этого мало! Бесы тоже веруют и трепещут, но это не меняет их сущность. Нам надо не только констатировать факт своей веры, но и постигать ее глубины, чтобы всякому вопрошающему, по словам апостола Павла, мы могли дать отчет, каждому объяснить, во что мы веруем и как веруем.
Здесь я хочу привести вам пример одного из величайших святых отцов - Макария Египетского. Я думаю, многие слышали имя этого преподобного отца, читали его житие. Так вот, в его жизнеописании описан такой случай. Однажды братия, подвизающиеся невдалеке от него, решили его искусить - проверить на прочность его смирение и кротость. Придя к нему, они сказали: "Макарий, мы слышали, что ты воровал в детстве". Преподобный отвечает: "Да, было такое". Тогда они говорят: "Макарий, мы слышали, что ты лжец". И далее: "Макарий, ты прелюбодей". А он на все это отвечает: "Да, есть и такое во мне". "Макарий, ты - еретик", - говорят ему. Но здесь преподобный категорически возражал: "Я - не еретик". И тогда эти люди в недоумении спросили, почему, когда его упрекали во всех грехах - он соглашался, но когда назвали еретиком, он был категорически против. А святой отец ответил так: "Хотя я не участвовал в тех грехах, в которых вы меня обвиняли, делом, но некими помыслами и душою, конечно же, я к ним причастен. Но когда вы назвали меня еретиком, то вы сказали, таким образом, что я вне Церкви Христовой, вне Христа, и с этим я никак не могу согласиться. Для меня быть вне Христа, вне Церкви Христовой - это все равно, что смерть". Вот, братья и сестры, как внимателен был к своему исповеданию веры этот преподобный муж. Для него любое отклонение от истины, пусть даже небольшое, значило уход от Христа, из Церкви, и, следовательно, саму смерть. А мы очень легко поступаем: сегодня придут к нам одни сектанты, начнут беседу, и мы слушаем их, в чем-то соглашаемся, а почему бы и нет? Завтра придут к нам другие, будут говорить свое, а мы и с ними начнем соглашаться, - какая разница, ведь речь идет о Христе, о Библии! А разница есть и не малая, и она заключается в том, что у них нет истины, потому что истина лишь только одна, и она - в Святой Христовой Православной Церкви! И если так святые отцы стояли за истину, то как мы должны ее беречь, хранить и нести в своей жизни и оставить как драгоценнейшее наследие своим детям и внукам. Мы благодарны своим предкам за то, что они научили нас этой вере, и дай Бог, чтобы наши потомки были благодарны нам, что мы передали им это сокровище. Это первый урок, который мы должны с пользой для самих себя извлечь из сегодняшнего праздника. Но есть и еще один, не менее значимый момент, на который я хотел бы обратить ваше внимание.
Сегодня в евангельском чтении, которое мы слышали за Божественной литургией, Господь говорит замечательные слова: "Да знают Тебя единого, истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17,3). Смысл жизни верующего человека заключается в том, чтобы познавать Бога. Святые отцы учат нас, что Бога можно познавать двумя способами: верой и любовью. Подтверждение этому мы можем найти в Священном Писании. "Верою познаем, - пишет в Послании к Евреям апостол Павел, - что веки устроены словом Божиим" (Евр. 11,3). Далее тот же апостол пишет: "Без веры угодить Богу невозможно" (Евр. 11,6). Да, вера - условие необходимое, но не достаточное. Как я уже сказал, диавол верует и знает, и, тем не менее, ничто не изменяется в его сущности. А вот любовь - совершенна. И поэтому вера для нас - лишь первый шаг по направлению к Богу. А затем должна быть любовь, которой мы должны возлюбить своего Господа, и любить Его так, как говорит об этом Сам Спаситель: "Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и являюсь ему Сам" (Ин. 14,21). И в другом месте: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22,37). Святитель Иоанн Златоуст учит: "Не говорит Христос: да познаешь Господа Бога твоего, но да возлюби Его; ибо всякому любящему Бога от всего сердца невозможно не прийти к познанию Сына Его. Сама Божественная любовь, в его сердце пребывающая, просвещает его". Итак, вера и любовь - два пути, идя по которым, человек способен познавать Бога.
Вот, братья и сестры, те уроки, которые всем нам сегодня, в канун праздника Святой Живоначальной, Единосущной и Нераздельной Троицы преподает Святая Христова Православная Церковь. Будем молиться святым отцам нашей Церкви, молиться о том, чтобы их предстательством Господь хранил нас в вере православной! Будем стремиться к тому, чтобы всю свою жизнь полагать без остатка за соблюдение и сохранение этой истины, и будем стремиться к тому, чтобы этой истине научить всех наших близких, чтобы и они были православными христианами. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров. 2002 г.