День памяти святой великомученицы Варвары
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Многому, братья и сестры, все мы можем научиться у той, память которой сегодня так торжественно совершает Святая Христова Православная Церковь. Я не буду сейчас пересказывать вам ее житие, хотя оно весьма назидательно и полезно для каждого из нас. Я думаю, что наши постоянные прихожане, да и те, кто, может быть, только сегодня пришел в этот храм для того, чтобы прославить святую великомученицу Варвару, хорошо знакомы с ее жизнеописанием. Хочу обратить ваше внимание лишь на некоторые моменты, которые мы могли бы с пользой для самих себя извлечь из жития этой славной святой великомученицы.
Первое, на что хочу обратить ваше внимание. Мы знаем, что она росла в языческой семье, очень рано лишилась своей матери, она была еще младенцем, когда умерла ее мать. Воспитанием святой великомученицы занимался ее отец Диоскор, который был язычником. Когда святая Варвара достигла девического возраста, все обратили внимание на ее незаурядный ум и красоту. Отец, желая сохранить в целомудренной чистоте свою дочь, выстроил высокую башню, в которой и поселил свою единственную дочь. Находясь в башне, святая юная дева, взирая на окружающий ее мир, пришла к очень важному для себя, да и для всякого человека выводу. Выводу о том, что весь этот мир, как и сам человек, является творением Бога. Я не случайно, братья и сестры, обратил ваше внимание на этот момент из жизни святой великомученицы Варвары. И мы, также верующие в Бога, должны полагать все силы для того, чтобы научиться познавать Его. В этом смысл и значение жизни каждого живущего на земле человека. Об этом говорит всем нам Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос: "Да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17,3). В этом, я еще раз повторяю, смысл и значение жизни каждого человека. Мы не просто должны верить в Бога, но и познавать Его. К сожалению, об этом мы почему-то очень редко задумываемся. Нам кажется, что достаточно признать бытие Божие и все богоискание на этом должно как бы завершиться. Нет, братья и сестры, мы не только должны верить в Бога, но, я еще раз повторяю, мы должны всю жизнь положить для того, чтобы познать своего Бога. Господь говорит: "Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога". Вот первый урок для каждого из нас, сегодня торжественно прославляющего святую великомученицу Варвару.
Очень часто мы сетуем на то, что в нашей жизни нет тех добродетелей, которые были в жизни святых подвижников веры и благочестия. Все мы хорошо знаем, что все святые, которые ныне предстоят престолу Божию, прежде всего, стяжали любовь в своем сердце к Богу и ко всем людям. Конечно, многие из нас так же просят Бога, чтобы Господь и нам даровал любовь, любовь совершенную, любовь, которую имели святые угодники Божии. Но при этом мы можем сказать, что, хотя и просим Бога, чтобы Он даровал нам эту добродетель, но, к сожалению, далеко не всегда имеем ее в своем сердце. Мы думаем, что Бог виноват в том, что не дал нам любовь. А на самом деле, не Бог виноват, а мы не способны принять этот дар. Мало кто из нас задумывается над тем, что такое настоящая любовь. Что значит любить рядом находящегося человека? Это значит - открыть для него свое сердце, это значит - впустить в свое сердце другого, не только с его радостями, но и с немощами, слабостями, скорбями, болезнями; открыть свое сердце так, чтобы беззаветно посвятить себя другому человеку. На такое пожертвование чаще всего мы не бываем готовы. Просим у Бога: "Господи, дай мне дар любви", и в то же время в глубине нашего сердца говорим: "Не сейчас". Как все это похоже на поведение Блаженного Августина. Кто читал его замечательный труд, который называется "Исповедь", тот, наверное, вспомнит сейчас те слова молитвы, которые в юности своей произносил Блаженный Августин. Он просил у Бога дар целомудрия. В своей "Исповеди" он признается: "Когда уста мои кричали к Богу: "Господи, дай мне целомудрие!", сердце мое говорило: "Но не сейчас"". Так и мы просим у Бога дар любви, а сами не готовы принять от Него этот дар. Вот и получается, не Бог виноват, что мы не имеем этого дара, а мы не хотим принять то, что могли стяжать в своем сердце святые подвижники веры и благочестия, что могла стяжать в своем сердце и ныне так торжественно прославляемая святая великомученица Варвара.
Чему должны мы еще научиться из жизнеописания святой великомученицы Варвары? Я уже сказал вам о том, что, к сожалению, мы подчас не способны принимать от Бога Его дары. И это наша общая беда. Приведу простой пример. Возьмем ребенка, находящегося в детском доме. К нему приходят его будущие родители, которые хотят его усыновить. Они хотят подарить ему всю свою любовь, отдать ему все свое сердце, для них этот ребенок становится частью их жизни. А ребенок, обращаясь к ним, пусть нареченным родителям, говорит: "Вашей любви, вашего сердца, вашей жизни я не хочу. Дайте мне только деньги на мороженое". Мы примерно точно так же говорим Богу. Дай нам, Господи, повышения зарплаты, благополучия и счастья в нашей жизни, поменьше болезней и побольше радостей. Дай нам, Господи, "денежку на мороженое". Вот, что мы просим у Бога, а святые совершенно иначе относились к тем дарам, которые посылал им Господь. И сегодня, прославляя святую великомученицу Варвару, пусть каждый из нас задумается над тем, что Господь готов одарить меня Своими Божественными дарами, а готов ли я откликнуться на это и принять то, что дает мне мой Бог. Это второй урок, который с пользой для самих себя мы должны извлечь из сегодняшнего праздничного события.
И еще на один урок мне бы хотелось обратить ваше внимание. Обратить вот почему: все мы сетуем на то, что у нас нет той молитвы, которая должна бы иметь место в жизни верующего человека. Многие из нас говорят: "Вроде бы молюсь, молюсь, а толку никакого. По-прежнему остаюсь таким же холодным и бесчувственным к словам молитвы". Я не случайно сейчас обращаю ваше внимание на это. Вспомним то евангельское чтение, которое сегодня Святая Церковь предложила нашему вниманию, о чуде, которое совершил Господь и Спаситель наш Иисус Христос, исцеляя кровоточивую женщину. Совсем недавно это евангельское чтение предлагалось нам в один из воскресных дней. Апостол и евангелист Лука рассказывал об этом чуде. Сегодня было предложено евангельское чтение апостола Марка, повествующее о том же самом событии. Перед тем, как совершил Господь чудо исцеления кровоточивой женщины, которая в течение 12 лет страдала, страдала очень долго, страдала очень мучительно, Он направлялся в дом Иаира, начальника синагоги, который обратился ко Христу с просьбой исцелить его дочь. Почему я напомнил вам сейчас о молитве и почему именно это евангельское чтение предлагается нашему вниманию в день памяти святой великомученицы Варвары? Да потому, что и мы должны научиться молиться так, как молилась и эта женщина, и Иаир, - так должны научиться молиться, как молились все святые подвижники веры и благочестия. Почему нам необходимо научиться такой молитве? Потому что молитва - наша беседа с Богом. Беседа не возможна без участия хотя бы двух собеседников. А поэтому, молитва предполагает нашу встречу с Богом. Вот что такое молитва. Молитва - это моя встреча с Богом. И если я холодно, равнодушно произношу слова молитвы, если я безразличен и рассеян умом, если слова молитвы не достигают даже моего сердца, то давайте спросим, а достигнут ли они Бога? Я думаю, что нет.
И вот здесь я не случайно обращаю ваше внимание на этих двух людей: на кровоточивую женщину и на Иаира. У них мы должны научиться молитве. Посмотрите на несчастную женщину - она даже не произносит ни одного слова, она лишь только стремится к тому, чтобы прикоснуться к одеждам Христа. Нам иногда кажется, что чем больше мы возьмем молитвенного правила, тем лучше. Нет, дело не в количестве. Можно полчаса скороговоркой читать молитвенное правило, а можно полчаса читать одну молитву "Отче наш", но читать так, чтобы каждое слово этой молитвы пронизывало не только мое сознание, но и пронизывало мое сердце. Если бы мы так научились молиться! Когда Иаир обращался ко Христу с просьбой об исцелении его дочери, я думаю, что каждый из нас со мной согласится, у него в мыслях ничего не было, одного только желания - выразить Христу ту просьбу, ради которой он и приходит к Нему. И женщина, когда прикасалась к одеждам Христа, разве она о чем-то ином помышляла? Для нее в тот момент не было ни каких препятствий. Никто, даже многочисленная толпа, не мог помешать ей прикоснуться к Христу. Когда и мы становимся на молитву, то ум наш должен быть не рассеянным, а таким же собранным, каким он был и у Иаира, и у кровоточивой женщины. Вот как надо молиться, братья и сестры! Вот те уроки, которые сегодня мы должны с пользой извлечь для себя. Пусть каждый из нас все силы полагает на то, чтобы научиться познавать Бога. Пусть каждый из нас будет готов принять то, что Господь дарует нам в нашей жизни. А для этого, конечно, пусть каждый из нас очень серьезно относится к тому, что мы называем встречей с Богом, беседой с Богом, то есть нашей молитвой.
И еще об одном очень важном моменте мне бы хотелось всем вам напомнить. Перед мученической кончиной святая великомученица Варвара испросила у Бога о величайшем даре. Господь даровал ей возможность помогать людям и спасать их от внезапной, нечаянной смерти. В ее лице мы имеем величайшую ходатаицу и заступницу пред престолом Божиим. Будем молиться ей о том, чтобы она сохраняла и нас в различных напастях, которые вольно или невольно встречаются на нашем жизненном пути, и чтобы ее молитвами Господь и нас избавил от внезапной, нечаянной смерти. Почему так страшна для верующего человека внезапная смерть? Мы иногда говорим: "Какая хорошая смерть была у человека! Не страдал, не мучился, не болел, вчера еще все у него было хорошо, даже ни на что не жаловался, а сегодня умер". А хорошо ли, братья и сестры? То, что не страдал, то, что не болел, это еще не значит, что в его жизни так все было хорошо. Чаще всего именно болезнь, именно страдание заставляют нас задумываться о Боге, о жизни, о смерти. В Священном Писании, как мы с вами знаем, говорится: "Помни час смертный и вовек не согрешишь". Если бы человек постоянно помнил о смерти, то эта память смертная являлась бы удерживающим фактором, который удерживал бы человека от совершения греха. Поэтому, братья и сестры, будем молиться святой великомученице Варваре, чтобы ее молитвами Господь избавил нас от внезапной смерти, когда мы еще не готовы к переходу от этой временной земной жизни в жизнь будущую, вечную. Чтобы перед тем, как оставить эту временную земную плачевную юдоль, Господь напомнил нам о Себе, чтобы дал нам возможность покаяния, исправления, очищения своего сердца и своей души от многих грехов и пороков, которыми, к сожалению, наше сердце и душа осквернены.
Конечно, братья и сестры, из жизни святой великомученицы Варвары еще можно черпать множество полезных, назидательных, а самое главное - спасительных для нас уроков. Но хотя бы эти немногие уроки воплотим в своей жизни и постараемся быть достойными прославления святой великомученицы Варвары. Всех вас, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с нашим замечательным, радостным престольным праздником! Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров
17 декабря 2002 г.