Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (18.02.2018)
Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания
Прощеное воскресенье.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшним вечерним богослужением мы вступаем в поприще Великого поста. Мы вступаем во время, которое предоставляется нам, чтобы мы сумели понять самих себя.
Понять, что происходит в нашем сознании, в нашем сердце, очень трудно, ведь человек обычно строит свою жизнь так, чтобы защитить и поддержать себя. Эта жизненная позиция диктуется инстинктом, который обеспечивает выживание человека. Если человек не заботится о питании, одежде, условиях жизни, то он может ослабить свой организм, заболеть и даже умереть. Именно поэтому в соответствии с Божиим замыслом некая часть нашей природы обеспечивает нашу безопасность и нашу жизнь. Однако очень часто чрезмерная забота о себе самом порождает неправильное поведение и неправильные мысли. Проходя через трудности, конфликты, мы нередко оцениваем происходящее исключительно с точки зрения собственной пользы, будто мы всегда правы, а другая сторона нет. Если у нас сложные отношения с окружающими, мы редко пытаемся найти причину этих сложностей в себе, — обычно мы перекладываем вину на других. И если мы не наблюдаем за движениями своего ума, своего сердца, то это желание найти в другом человеке причину своих неудач становится некой привычкой, частью нашей природы и укореняется так глубоко, что справиться с ней практически невозможно.
Очень редко нам удается возвыситься над конфликтами, над суетой, взглянуть на себя объективно, со стороны и увидеть часть своей вины. Великий пост дается нам именно для того, чтобы мы попытались изменить свое душевное состояние, состояние своего сердца и ума. А без трезвого взгляда на самого себя сделать это невозможно. Нужно видеть свои прегрешения, а для того чтобы было так, в преддверии поста Церковь предлагает нам совершить маленький подвиг — испросить прощения у своих ближних. Мы должны испросить прощения, особенно у тех, с кем находимся в состоянии вражды и кого нам трудно простить, не ожидая, когда они попросят у нас прощения, а мы автоматически ответим: «Бог простит, и меня прости». Нужно сделать этот первый шаг и искренне испросить прощения у человека, которого ты считаешь своим врагом и у кого в обычных повседневных условиях ты бы никогда прощения не попросил. Это действительно маленький подвиг, но без этого подвига нет перспективы преодолеть грех. Поэтому в каком-то смысле прощение — это совершенно особая добродетель.
Марк Подвижник, живший в IV веке в Египте, в Нитрийской пустыне к югу от Александрии, автор аскетических творений, был человек умудренный огромным духовным опытом — опытом борьбы со страстями, опытом трезвенного взгляда на состояние своего ума и сердца. С его наставлениями мы можем ознакомиться, читая «Добротолюбие», и в одном из своих слов преподобный Марк говорит, что прощение превышает любую другую добродетель. И это не фигура речи. Это результат осмысленного восприятия собственной греховности, личный опыт ее преодоления.
Может показаться странным: если прощение — самая высокая добродетель, что же тогда смирение, воздержание, добро, любовь, наконец? Неужели все эти добродетели ниже добродетели прощения? Но неслучайно Марк Подвижник назвал именно эту добродетель превышающей все остальные, потому что если нет прощения, то и других добродетелей у человека не будет. Это начальная добродетель, это дверь на пути к совершенству, открывающая путь в Царствие Божие.
Вот почему в самом начале Великого поста Церковь предлагает взять на себя подвиг критической оценки собственной жизни, собственного поведения, особенно в конфликтных ситуациях, и найти в себе силы испросить прощения у того, с кем враждуешь, памятуя, что без этого прощения лишается смысла и весь постный подвиг.
Всякий раз мы собираемся в храме накануне Великого поста, чтобы попросить друг у друга прощения, вне зависимости от того, чувствуем мы свою вину или не чувствуем. Ведь нередко мы обижаем других людей невольно, не отдавая себе отчета, не вкладывая никаких негативных чувств, — обижаем словом, выражением лица, жестом, поступком, не ведая о возможных последствиях, не представляя, что тем самым мы нарушаем мир другого человека. Вот почему важно испросить прощения у всех, с кем мы соприкасаемся, — в первую очередь у родных и близких, с кем мы живем бок о бок. Особенно это важно для людей, живущих семейной жизнью, потому что семья — школа любви и одновременно школа терпения, смирения, мудрости и прощения. Семейные конфликты иногда бывают очень тяжелыми, и если их не погасить, семья может погибнуть. Поэтому Прощеное воскресенье открывает возможность для всех исцелить конфликты, в которых вольно или невольно мы участвуем, даже в отсутствие отрицательного отношения к тому или иному человеку. Бывают конфликты и в Церкви — между духовенством и мирянами, и даже в среде духовенства. По милости Божией это происходит не так часто, но случается, — у всех есть слабости, люди уязвляются и словами, и делами. Поэтому для нас как христианской общины очень важно пройти сегодня через этот подвиг испрашивания прощения — чтобы примириться с теми, кто рядом с нами в храме, кто вместе с нами молится и вместе с нами пойдет по пути постного поприща.
Сознаю, что мои слова или дела могли кого-то из вас обидеть или породить тревожные мысли. Сознаю, что мои несовершенные слова или неправильные поступки могут ранить многих. Хотел бы искренне испросить прощения за все то, что могло причинить вам боль. Никогда не стремился и не стремлюсь делать это сознательно по отношению к другим людям, однако иногда и бессознательное нарушение покоя других людей приносит не меньше скорби, чем сознательное нарушение мира. Поэтому испрашиваю у всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, прощения. Простите меня, грешного!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/4817262.html
Слово в Неделю сыропустную,
воспоминание Адамова изгнания
Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности». И так каждый день, каждый год.
И давно ли впервые ныне раздался в Церкви вопль истомившегося во грехах человеческого сердца: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» И встрепенулись сердца — повеяло постом. Но вот уже промелькнули подготовительные недели к покаянному поприщу Великого поста….
И сегодня уже последний день в преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.
Юдоль плача и печали — земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.
Плакал Адам по изгнании своем, седе «прямо рая», плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.
Но мы — изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам — Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.
И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: «Христос Воскресе!» и в них — изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.
Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния.
Святая Мать-Церковь восприняла заповедь Господа о цельбоносном посте, прозвучавшую еще в ветхозаветные времена к народу Божию через пророка Иоиля: «…Обратитесь ко Мне, всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании… назначьте пост, проповедите цельбу, созовите… старцев» и всех жителей в дом Господа «да восплачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание…» (Иоил. 2, 12, 15, 17).
Поприщем Великого сорокадневного поста начал путь Своего подвига Второй Адам — Иисус Христос, чтобы Своей Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть заключенный рай и указать путь, по которому человек может в него вернуться.
Святое Евангелие свидетельствует: «Иисус… возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4, 1-2). И приступил к Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и слепота темной силы. Преуспев в искушении человека в раю, она усвоила себе богоборчество до ослепления, не узнав в Христе Спасителе Сына Божия, она приступила к Его кротости, смирению, терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов, сплетенных из гордости, измен, самомнения и лжи. Безгрешный же Христос Бог, не требующий очищения, противостал искусителю постом и молитвой, указывая и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы со грехом. И подтвердил Господь словом и делом, что «сей же род (диавол) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо «… свет во тьме светит, и тьма его не объят» (Ин. 1, 5).
А человек своим произволением избирает путь посреди тли и нетления, избирает доброе или злое. И если грехом преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и смерть, то только послушанием, постом и молитвой — этой нашей живой жертвой любви к Богу — возвращается в жизнь свет высшей правды, мир и радость. И это, дорогие мои, есть рай уже на земле.
Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией является только любовью к людям. Сердце христианина может согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу и к людям одновременно. Если же наше сердце черство и жестоко по отношению к брату — к человеку, то, омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко — в сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие.
…Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя — того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение. Ибо этот единственный суд приведет нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других.
И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: «Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!» И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя» — начнется преображение жизни вокруг нас.
«Днесь весна душам!» Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.
Чадо Божие!
«Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело».
Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.
Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов — покаяния, воздержания и смирения — и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху — райское сияние на земле. Аминь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
http://zachatevmon.ru/?p=32380
Канон прп. Андрея Критского:
«Для назидания верующих душ на многие времена»
В самом начале Великого поста, как тот исходный «тон», которым определяется вся великопостная «мелодия», мы находим великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается только во время Великого поста на великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы, а потом полностью - на утрене в четверг пятой седмицы. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха и потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
В основании древнейших форм аскетизма лежит изначальная тоска человека по божественному. Подобное понимание перенимает и христианство. Только здесь к нему добавляется другой важнейший аспект – осознание человеческой свободы как центрального элемента богоподобия.
«Значение и цель Великого Канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к раскаянию. Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения, - писал о. Александр Шмеман. - Это созерцание вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным».
Через весь Великий канон проходит мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен", и чем ближе человек к Богу, тем больше видит он свои грехи", - этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.
Вспомним, что первым примером воздержания является заповедь, которую Бог дает Адаму в раю (Быт. 3:2‒3). Творец делает первого человека обладателем огромного богатства, созданного Им мира. Но среди этого разнообразия обозначается один полюс, через который Адам не может переступить. Это необходимо для того, чтобы человек осознал свою свободу. Ведь в отличие от животного он единственное существо во Вселенной, которое может сказать «нет» опутывающим его причинно-следственным связям. Свобода же обретается там, где существует выбор.
Именно заповедь воздержания открывает человека в его внутренней сути и достоинстве, о котором апостол Петр говорит: «Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты – род избран, священен и язык свят» (1Пет., 2:9). Таким образом, уже в самом начале священной истории пост и свобода, как основные бытийные аспекты жизни человека, неразрывно связаны.
Но Адам не выдерживает испытания и нарушает заповедь Божию. Так в его существование проникает распад, смерть. Переставая быть свободным, он одновременно теряет это счастье божественной свободы и любви, которая в преизбытке окружала его в Эдеме. Об этой трагедии и напоминает нам Церковь в течение всего Великого Поста.
Обратимся к одному из самых пронзительных образцов христианской гимнографии ‒ Великому канону прп. Андрея Критского: «Первозданного Адама преступлению поревновав; познах себе обнажена от Бога, и присносущного Царствия и сладости, грех ради моих…», «Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию. Омрачих душевную красоту страстей сластьми, раздрах ныне одежду мою первую, юже ми истка Зиждитель из начала, и оттуда лежу наг и стыждуся». Эти тексты как бы заново актуализируют в литургическом пространстве события, которые происходили еще до начала истории человечества как таковой. Но актуализируют в прямой связи с молящимися. Если «одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть» (Рим., 5:12), то все эти события имеют прямое отношение и ко мне. Священная история как бы заново совершается прямо перед нашими глазами.
Скорбный путь Адама из Эдема подразумевает начало нового пути Богочеловека Христа. Тексты богослужений показывают некую зеркальность событий книги Бытия и Евангелия: «Древом Адам рая бысть изселен, древом же крестным разбойник в рай вселися: ов убо вкушь, заповедь отверже сотворшего, ов же распинаем, Бога Тя исповеда таящегося. Помяни и нас, Спасе, во Царствии Твоем». Если Адам не устоял в свободе и пал, то Бог, ставший Человеком, смог пройти эти искушения, которые просто отскакивают от Его непостижимого божественного смирения и высоты: «Рукописание наше на Кресте растерзал еси, Господи, и вменився в мертвых, тамошняго мучителя связал еси, избавль всех от уз смертных Воскресением Твоим, имже просветихомся, Человеколюбче Господи, и вопием Тебе: помяни и нас, Спасе, во Царствии Твоем».Великий Пост вводит нас в пространство этих великих событий. Здесь мы скорбим о падении Адама, идем вместе с нашим Спасителем в Иерусалим, в котором должна свершиться вся человеческая история и одновременно суд над ней. И в конце радостно входим в блистающий свет Пасхи.
Пост становится теперь одновременно и той древней формой аскезы, которая подразумевает очищение человека перед прикосновением ко святому, и попыткой устоять хотя бы отчасти в той божественной свободе, которую подарил нам Христос Своей крестной любовью. Этот дар тяжел, как и вся подлинно христианская жизнь есть «путь узкий и прискорбный», но именно в нем человеческое бытие обретает смысл и полноту, именно в нем возможно подлинные радость и счастье. В воздержании христианин, следуя за своим божественным Учителем, может хотя бы отчасти оправдать то высочайшее достоинство, которое было дано человечеству в Эдеме. Поэтому в завершении нашего короткого размышления вспомним слова преп. Исаака Сирина: «Пост ‒ ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел».
https://valaam.ru/publishing/4104/
ПОНЕДЕЛЬНИК 1-ОЙ СЕДМИЦЫ
ВЕЛИКОГО ПОСТА
Вот мы и вступили во временной период, духовное пространство, путешествие сердца, которое называется Великий пост!
Можно очень долго и пространно рассуждать на тему: что же такое Великий пост? И, наверное, каждый из нас ответит на этот вопрос по-своему. Большинство людей из внешнего мира, нецерковных, далеких от понимания вероучительных глубин, конечно же, скажут, что пост — это отказ от определенного вида пищи. Ну, там, от баранины, кефира, шашлыков, мороженого, сыра и т. д. И, наверное, будут в чем-то правы, потому что исследования ученых показывают, что еда для огромного количества людей является процессом, обладающим самой высокой внутренней мотивированностью из всех повседневных действий. То есть поесть любят все, и это очень важный момент и ритуал нашего биологического существования. Но каждый из нас знает, что если переесть, перепить, объестся, то не хочется ни молиться, ни каяться, ни добрых дел делать, а только валяться на диване, смотреть телевизор. «Упитанный желудок не рождает тонкого ума». Но для чего нам нужен этот тонкий ум, это духовное созерцание, настроенность души на нечто глубокое, таинственное и великое?
Пост — это великое покаянное плавание через океан жизни, через океан человеческой души к Божественной Вечной пристани. Эта пристань — Пасха Христова! В «сей нареченный и святый день» будет стремиться наша душа. «Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная» — вот конечная, глубочайшая, благословенная, добропобедная, истинная, вдохновенная цель нашего великопостного делания. Быстро пробегут дни поста, и мы будем «смерти праздновать умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало...». И помогать нам будут в нашем духовном плавании и Постная Триодь, и Великий покаянный канон прп. Андрея Критского, и молитва прп. Ефрема Сирина, и воскресные дни, посвященные великим святым нашей Церкви, и заупокойные субботы, и земные поклоны, и Страстная седмица, и, конечно же, отказ от скоромной пищи, воздержание от каких-то ненужных, внешних, пустых, разрушающих душу впечатлений.
Преподобный Исаак Сирин говорит, что так как «нарушением поста пало начало нашего создания», то «с сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо по Крещении Дух извел Его в пустыню, и постился Он там сорок дней и сорок ночей. Посему-то до поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражения своего от нашего естества; но от сего оружия изнемог в самом начале. И Господь наш был вождем и первенцем сея победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец».
Великий пост — это возможность найти путь. Путь к Богу, путь к ближнему, путь к самому себе. Потому что современный человек — бесконечный скиталец. Он скитается по пустыни жизни, меняя профессии и жилища, обстоятельства и друзей, взгляды и мировоззрения, совсем заблудившись, даже меняя пол. Он скитается по торжищам и стогнам, выбирая учения и пути, практики и традиции. Он скитается по духовной пустыни, выбирая себя... Преподобный Иустин Сербский вопрошал философски: «Не есть ли жизнь человека на земле — паломничество по безднам?» А Путь давно указан всему человечеству: «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь».
…Но человек часто ищет как бы «другое имя», какой-то культурный код, национальную идею, новое мировоззрение. Человек хочет обойтись без веры, без Христа, без Вечности. Но ждет его как призрак хроническая неудовлетворенность, вечное ожидание чего-то лучшего, неизведанного, сладкого. Поэтому он как ныряльщик бросается в наслаждения, наркотики, в «гиперреальность», где карта становится важнее самого ландшафта, и где обёртка — интереснее содержимого. Иван Сергеевич Аксаков еще в XIX веке говорил, что «совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином».
Святая Церковь заботится, полагает все силы, чтобы человек не был звероуловлен от мысленного волка. Чтобы в каждом из нас происходила эта «метанойя» — покаяние, изменение ума, по-славянски «умопремена». Чтобы вера была не каким-то узким сегментом нашей жизни, а всей полнотой жизни, самой жизнью! Чтобы мы были «Христовым благоуханием Богу», а не затхлым болотом, где копошатся как черви наши амбиции, страхи, гордостные потуги, страсти, комплексы и грехи. И эта духовная борьба по очищению образа Божия в себе — на многие годы, на всю жизнь.
Одна журналистка рассказывала, как однажды она пошла на выставку современных икон. Она переходила из зала в зал, глаза ее рассеянно скользили по иконам, но ни одна из них не привлекала внимания. Все ее мысли были заняты думами о книге, которую она писала уже третий год и всё никак не могла закончить. И вдруг, войдя в последний зал, она увидела перед собой большую икону Спаса Нерукотворного, и образ просто потряс ее! Она замерла перед иконой и смотрела на нее не отрываясь. Кто-то тихо подошел сзади. Это был старенький батюшка, который, как оказалось, был автором иконы. Они разговорились, и женщина пожаловалась на свою проблему с написанием книги. И вдруг батюшка ей сказал: «Дорогая, ты тужишь, что за целых три года никак не можешь закончить книгу, а я Спаса писал 25 лет. Причем 24 года из них — одни глаза!»
Мы должны приготовиться, что наша борьба, наше паломничество по сердечным безднам, наш поиск внутреннего Божиего Царствия будет очень долгим, очень трудным, исполненным скорби и боли. Человек мучительно прорастает в Вечность.
…Все люди единосущны друг с другом, т. е. имеют общую природу. Но при этом каждый человек уникален во Вселенной.
Помимо общего, всем людям естества есть таинственное метафизическое начало, определяющее неповторимость личности каждого. Каждый человек – Вселенная. Как говорит преподобный Макарий Великий, «Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».
Святые Отцы сравнивают человеческую душу с кораблем, плавающим в открытом море и имеющим две большие опасности. Корабль может потерпеть крушение и потонуть от внешней причины: рифы, скалы, сильные волны. Это первая опасность.
Или же он идет ко дну вследствие повреждения трюма – какие-то внутренние неполадки, перегрузка корабля или крысы днище прогрызли. Это опасность номер два. Так происходит и с нами. Человек терпит кораблекрушение своей души, потопляемой извне грехами, осуществленными на деле. Или изнутри – греховными, порочными, лукавыми помыслами. Но если от внешних штормовых волн, рифов можно спастись, вовремя их заметив и предприняв экстренные меры, то «трюмные нечистоты, – как говорит блаженная Синклитикия, — опасны и тогда, когда море спокойно и мореходы спят». Эти внутренние повреждения и нечистоты «незаметно подступают, наполняя корабль и неся с собою смерть».
Пост – это сложнейшая, филигранная, кропотливая работа по очищению трюмных нечистот нашего сердца. С помощью чего? Инструментарий огромен. Но самые важные орудия – это покаяние и молитва. Старец Емелиан Афонский говорит: «Сколь неизмерима наша беда, если мы не умеем молиться и каяться! Неизмерима! Это наибольшее из всех зол для нас. Если предположим, что взорвутся звезды и миры между ними и всё вверху и внизу обратится в обломки, то эта катастрофа будет меньшей по сравнению с той, которой подвергнемся мы, когда не умеем молиться и каяться о грехах!»
...Один человек решил узнать, что люди думают о Великом посте. Какой-то прохожий сказал, что пост – это мрачное время, когда православные истязают себя и морят голодом. Торопящаяся дама ответила, что пост – это прекрасная возможность поправить свое здоровье, сбросить лишний вес, избавиться от шлаков и токсинов. Маленькая девочка, пробегающая мимо, на ходу крикнула, что пост — это когда нельзя есть мороженое и смотреть телевизор. А невзрачный, скромно одетый человек, похожий то ли на блаженного, то ли на философа, неожиданно сказал: «Пост – это священный вопль Церкви о всем мире!»
Христиане – это люди, которые никогда не должны терять одну очень важную жизненную категорию –ответственность. Ответственность за себя, за своих ближних, за свою семью, детей, за свою Родину. Ответственность за весь мир! И пост – это наша сердечная жертва, наша маленькая покаянная свеча Творцу Всяческих о всех и за вся!
Господь ждет от нас не только изменения пищевого рациона. Не перемены гардероба на скромные темные тона. Он ждет самого главного, самого драгоценного, самого удивительного изменения. Изменения нашего сердца!
Игумен Тихон (Борисов)
https://www.optina.ru/sermon
По благословению митрополита Александра, Главы Митрополичьего округа РК,
объявляется набор паломнической группы в Иерусалим
с 05.04. по 13.04. 2018 г. на БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ
1 день 05.04 четверг. Вылет из Алматы 05.00 рейс PS 538. Прибытие в Киев 8.35, вылет в Тель-Авив рейс PS 775 09.55, прибытие в Иерусалим 13.15.Панорама Иерусалима. Размещение в гостинице «Дан». Ужин. (По желанию посещение храма Гроба Господня - пешая прогулка).
2 день 06.04 пятница. Вифлием - храм Рождества Христова. Монастыри: св.Феодосия в Иудейской долине, св. Саввы Освященного - первый в Палестине общежительный монастырь в Кедронской долине. Здесь же в VII веке, проживал Иоанн Дамаскин, сохранилась его пещера и гробница. Поле пастушков.
3 день 07.04 суббота. Схождение БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ. Отдых. ПАСХАЛЬНАЯ ЛИТУРГИЯ в хр. Марии Магдалины на Елеонской горе (по желанию – Исповедь, Причастие).
4 день 08.04 воскресенье. ПАСХА. Поздний завтрак. Выезд в Вифару (погружение в Иордан) Возвращение в гостиницу. Ужин.
5 день 09.04 понедельник. Завтрак. Гора Фавор, хр. Преображения. Назарет, хр. Архангела Гавриила, Источник Божией Матери. Канна Галилейская. Обед - «Рыбка Петра» стоимость 25 $ (по желанию). Подворье Марии Магдалины. Источники. Возвращение в гостиницу. Ужин.
6 день 10.04 вторник. Завтрак. Иерусалим. Пешеходная экскурсия по Крестному пути Спасителя. Храм Александра Невского. Возвращение в гостиницу. Ужин.
7 день 11.04 среда. Свободный день. Прогулка по старому городу.
8 день 12.04 четверг. Ранний завтрак. Освобождение номеров в гостинице. Выезд в Тель-Авив. Прибытие в аэропорт 11.00. Вылет в 14.00 рейс PS 776. Прибытие в Киев 17.40. Вылет в Алматы 19.15 рейс 537. Прибытие в Алматы 13 апреля четверг (04.00 + 1).
Стоимость паломничества 2100 $
Включено: авиаперелет, оформление визы, проживание в 4* отелях, страховка. Питание – завтрак, ужин.
ТЕЛЕФОНЫ для справок 8(727) 317 317 2, 315 315 2, 315 315 1.
ДОКУМЕНТЫ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 15 марта 2018г. (Если позднее, возможно повышение стоимости билета)
На 1 седмице Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверток на Великом повечерии, которое совершается за вечерним богослужением, читается канон преподобного Андрея Критского. Начало богослужения в дни чтения Великого канона - 17:00.
Согласно богослужебного Устава полные Божественные литургии в будничные дни седмицы не совершаются. В среду и пятницу совершаются литургии Преждеосвященных Даров.
В пятницу по окончании Преждеосвященной литургии совершается освящение колива, после освящения, коливо раздается прихожанам.
В субботу совершается полная Божественная литургия
Православный Календарь с 18 по 24 Февраля 2018 г.
Воскресенье, 18 Февраля 2018 года. Неделя об изгнании Адама из рая (сыропустная). Прощеное воскресенье. Отдание праздника Сретение Господня..
Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Мч. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304). Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой "Взыскание погибших" (XVII) икон Божией Матери. Заговенье на Великий пост
Понедельник, 19 Февраля 2018 года. 1-я седмица Великого поста, чистый понедельник.
Начало Великого поста. Прп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мч. Иулиана (312). Мц. Фа всты и мчч. Евиласия и Максима (305-311).Мцц. Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока. Сщмч Димитрия Рождественского, пресвитера (1938) и мч. Анатолия Рождественского, Алма-Атинских (1921).
Вторник, 20 Февраля 2018 года.
Великий пост. Прп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Прп. Луки Елладского (ок. 946). Мчч. 1003 Никомидийских (303).
Среда, 21 Февраля 2018 года.
Великий пост. Вмч. Феодора Стратилата (319) и прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р.Х.). Свт. Саввы II, архиеп. Сербского (1269).
Четверг, 22 Февраля 2018 года.
Великий пост. Мч. Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Прп. Обретение мощей свт.Тихона, Патриарха Московского и всея России (1992). Прпп. Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеезерских.Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I).
Пятница, 23 Февраля 2018 года.
Великий пост. Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и 3-х мучениц (202). Прав.Галины. Свтт. Иоакима, Луки, Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона, епп. Новгородских. Блгв. кн. Анны Новгородской (1056). Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Прп. Лонгина Коряжемского (1540). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Иконы Божией Матери "Огневидная
Суббота, 24 Февраля 2018 года.
Великий пост. Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прав. Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).