Неделя о блудном сыне (04.02.2018)
Неделя о блудном сыне
Святые Новомученики и Исповедники Церкви Русской
Молите Бога о нас!
Проповедь в день новомучеников и исповедников Церкви Русской
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Всех вас, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником нашей Православной Церкви – днём памяти всех святых новомучеников и исповедников Российских.
Мы знаем, каким неимоверно тяжелым для нашего Отечества был прошлый ХХ век, когда атеистическая государственная машина со всей своей мощью обрушилась на Святую Церковь: храмы закрывались и разрушались, духовенство ссылалось в ссылки и сотнями тысяч уничтожалось, уничтожались и простые верующие люди. Если тогда кого-нибудь спросили бы: «Произойдёт ли новое возрождение Церкви?», думаю, вряд ли бы кто-то тогда сказал, что еще наступит торжество Святого Православия. В те непростые годы довелось жить нашим дедам и отцам. Но прошли десятки лет и по милости Божией мы - их дети и внуки - имеем возможность ходить в храмы Божии, где и поныне совершаются богослужения и церковные таинства. Это величайшее чудо, братья и сестры. Понимаем ли мы это? Ценим ли мы это? Или воспринимаем это как должное?...
Почему же так получилось? Что произошло с нашими предками? Почему некогда Святая Русь превратилась в страну богоотступничества, где рушилось всё, что связано с Богом? Всё это произошло оттого, что народ в большинстве своем забыл Бога. Если мы внимательно всмотримся в то, что происходило на рубеже XIX и XXвеков можем увидеть, что мало кто искренне и глубоко исповедовал веру в Бога. Если крестили детей и отмечали церковные праздники, то делали это просто по традиции. Страшный урок XX века должен научить нас, что мы не внешне, не обрядово лишь должны исповедовать свою веру. А если будет так, то ничего доброго на этой земле уже не будет. Так давайте задумаемся над тем, как мы живем.
Сегодня всем нам необходимо серьёзно задуматься о том, насколько крепка наша вера в Бога. Мы знаем, что без веры невозможно угодить Богу, но вера свидетельствуется не словами. Чтобы жить по вере каждому из нас необходимо духовно прозреть. Тот обладает духовным зрением, кто видит свои грехи, и, видя свои грехи, приносит Богу искреннее чистосердечное покаяние. Без покаяния нет спасения. Дьявол тоже знает, что он отступил от Бога, но это не меняет его дьявольскую сущность, потому что в нем нет покаяния.
Покаяние - это не просто констатация своей вины, а каждодневные усилия, направленные на исправление своей жизни. Каждый из нас должен исправляться, то есть восходить от "силы в силу", должен совершенствоваться. Этот урок оставили нам те святые, память которых мы сегодня совершаем, они жили так и нам заповедовали жить также. Только тогда они, находясь у Престола Божия, возрадуются о том, что их свидетельство о Христе Спасителе было не напрасно, что не напрасно они проливали свою кровь.
Давайте не будем успокаиваться, - враг рода человеческого не ослабил свои усилия, направленные на уничтожение веры во Христа Спасителя, а изменил свою тактику. Сегодня нас никто не преследует за исповедование нашей веры, но разве мы не испытываем напасти, которые исходят от дьявола. Будем помнить об этом. Перед новомучениками стоял выбор: остаться со Христом или отказаться от Него. Сегодня перед каждым из нас стоит этот же выбор, правда сегодня нас не лишают жизни. Когда мы предстоим перед выбором: совершить что-либо или нет, сказать что-либо или не сказать, давайте задумаемся: «Cовершая это, я буду вместе со Христом или отвергну Его?»
В нашем сердце должен быть Бог, не должно быть место дьяволу. Дай Бог, чтобы мы прилагали все усилия для того, чтобы победить врага рода человеческого. Об этом напоминают нам наши старшие братья и сестры, которые всегда придут к нам на помощь своим молитвенным предстательством и реальной поддержкой. Помолимся из глубины наших верующих и любящих сердец всем новомученикам и исповедникам нашей Всесвятой Православной Церкви о том, чтобы их молитвами Господь сподобил нас достойно пронести по жизни наше христианское звание. Как мы слышали сегодня в апостольском чтении: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»(Рим.8:38-39). Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2016г
Точка зрения Бога
Как нас видит Бог? Как Он с нами общается? Как Он вмешивается в нашу жизнь?
Все мы имеем какой-то опыт такого общения. Мы как-то его соотносим с опытом святых и, наконец, приходим к некой личной убежденности: «Бог поступает так-то. Я это знаю». И когда случаются какие-то события, почти каждый имеет мнение, как поступил бы Бог. А другой человек все понимает наоборот, но убежден, что он-то точно знает, чего хочет Бог.
Отчего так? Оттого, что почти никто не удосуживается узнать, а что же Бог говорит Сам о Себе. Притча о блудном сыне – очень яркий пример того, как Бог относится к грешному человеку. Эта история – словно наглядное пособие на плакате для учеников профессионального духовного училища: как на самом деле поступает Бог. Итак, мы имеем грешника и Бога. Грешник решает уйти от Отца Небесного.
Пункт первый. Бог отпускает блудного сына с капиталом. Все как у нас. Бывает, что человек уходит от Бога и Церкви. Обычно Бог никого не держит. Воля человека Богу дорога более всего.
Второе. Бог отпускает уходящего сына с наследством. Это наследство духовное и заключено в памяти и благодати. Господь не стирает в памяти человека опыт пребывания в благодати, памяти о Рае, и не лишает его сердца возможности любить и быть любимым. Эти предметы не есть естественное свойство человеческой природы. Они – дар Божий, который нам позволено унести с собой.
Третье. Бог молчит. Видит и молчит. Блудный сын впадает в разврат, он питается вместе с животными и доходит до скотского бесоподобного состояния. Если перенести это на наше существование, то таким оскотиниванием может быть блуд, пьянство, крайнее озлобление, бешеная жадность, убийство и тому подобное.
Бог продолжает молчать, не вмешивается, но все видит.
Оказывается, Бог не всегда помогает нам. Он всегда нас ждет, но не бегает за нами. Отец из притчи не бегает за сыночком по барам, наркопритонам, милициям и больницам. Уходишь? Уходи. Не любишь? Не люби. Насильно мил не будешь. Насильно никого не спасешь. Молиться о грешнике можно. Но спасти того, кто не хочет спастись, не берется даже Бог.
И наконец, внезапно мы видим, как поведение Бога кардинально меняется. Стоило человеку хоть немного захотеть поднять голову от свиного корыта, как в голове блудного сына сработал тот капитал, который ему позволил унести Бог – память о Боге и Его благости. Это самовоспроизводящееся сокровище оказывается самым дорогим из того, что есть на свете, потому что оно может оживить человека так, как не оживят никакие капиталы. Оно может включиться и регенерировать наше счастье дороже всего самого дорогого.
Возрождение грешной души может происходить по трем сценариям: опыт жизни, работа ума и умиление сердца.
В случае с блудным сыном сработал жизненный опыт и ум. Эти два фактора включились без сердца и без его любви. Поэтому ум в силу своей практической природы предложил человеку принять на себя звание наемника. От ума другого и ждать нельзя. Христианин, в сердце которого нет любви, но есть труды во славу Божию – всегда есть наемник, и как наемник он обо всем судит не по любви, а по закону.
Итак, человек решает вернуться в область, где правит Бог, вернуться к источнику благ, и решает эти блага заслужить трудом.
Внимание: не просто высказывает намерения, а решает ТРУДИТЬСЯ на пажитях Бога и на благо Бога. Вот почему в то время, когда блудный сын поднял голову от корыта, Бог еще молчал. Намерения – это хорошо, но требуется потрудиться, хотя бы ногами, на пути в Царство Божие. Наши благие пожелания еще не повод Богу вмешаться в нашу жизнь.
И тут происходит невообразимое. Бог не просто принимает блудного сына. Он БЕЖИТ ему навстречу. Отец Небесный бежит! К нам. И дает на руку перстень – знак власти. И велит устроить пир – знак полноты блага, и вводит туда, где Сам живет.
Мы видим, как Бог неравномерно и эксцентрично распределяет Свои усилия на благо блудного сына. Мы видим определенные условия получения внешней помощи Бога. Мы видим, как выглядит эта помощь на простом примере.
А теперь мы возвращаемся к себе и своим представлениям о Боге. Я был уверен, что Бог со мной в любом безобразии?
Нет!
Бог молча позволяет мне падать в ад, если я этого хочу сам, если я настаиваю на этом. Блудник, пьяница, убийца, обидчик слабых, гордый нищий в своих грехах остаются наедине с бесами и своей мерзостью. Принимая смертный грех, мы становимся абсолютно беззащитными, о чем пишет апостол Павел: блудники и пьяницы не наследуют Царства Божиего.
Оказывается, что состояние богооставленности есть и оно происходит исключительно по нашей воле. Никто его изменить не может, кроме нас самих. И богооставленность ведет нас к деградации и смерти. Более того, богооставленность означает наше погружение в ад к бесам уже при жизни. Это ад наяву, прежде Страшного Суда.
Это реально страшно – жить во грехе. Нас в нем может спасти только наша память о Боге, остатки благодати в сердце, то самое сокровище духа, которое мы уносим с собой как Божие наследство, или сама жизнь, тыкающая человека лицом в свинское корыто. Решение о возврате принимаем только мы сами и никто другой. Но пока нам сладок грех, Бог лишь наблюдает за нами и молчит….
…Так, внимательно разбирая мотивацию и условия Божиего внимания к человеку, мы можем, став на точку зрения Бога, правильно увидеть себя и свое место в мире. Кто я? Однажды Бог спросил Амворсия Медиоланского: «Что ты хочешь знать?» И услышал ответ: «Бога и свою душу».
…Евангелия, читаемые в храме перед Великим постом, строги и грозны. В них мало восторга, но много предупреждений. В них суровая правда о реальном положении дел. Эти Евангельские чтения не о придуманных нами духовных законах, а о реальной жизни. Они не о придуманном нами Боге, а о Его настоящем образе и Его настоящем отношении к нам. В предпостных Евангелиях нарисована грозная великая и торжественная картина мира, разделенного на Рай и ад. В них вежливое и спокойное предложение Отца Небесного нам стать туда, куда мы захотим, с учетом последствий.
Но главное, что за всеми этими грозными картинами перед нами предстает внимательный, следящий и переживающий о нас образ Отца Небесного. Он ждет нас всегда. Он не всегда держит нас за руку, которую мы вырываем из Его ладони, но у Него всегда имеется про запас для нас и кольцо всевластья, и телец упитанный, и хлеб, и вино, и самое главное – Его отчие объятия.
Наша цена всему тому, что припасено для нас у Бога – наш мусор, наши узы греха, которые доставляют нам страдания, сковывают нас и не позволяют нам оторваться от земли и подняться к Богу. Нам нужно их выбросить из своего сердца, и за это мы получим право быть с Богом.
Для освобождения от липких пут земли нам предлагается пост. Вода проходит фильтр и становится чистой. Металл выплавляется из руды. Так и наша душа, проходя через благотворительность, пост и молитву, меняется и становится другой. Так в организме действует температура. При ее подъеме вредные вирусы и бактерии умирают, а полезные остаются. Пост – это вакцина, имитирующая болезнь, лихорадку и стимулирующая выработку иммунитета ко злу в нас самих.
…Изменение себя, другое качество нашей души, желание жить с Богом, намерение трудиться Богу, желание своей душе любви, а сердцу чистоты – есть смысл поста. Сценарий поста выстроен по схеме притчи о блудном сыне. Максимальное удаление от Бога, поворот и возвращение к Отцу Небесному, через смерть греха в нас – к пиру в Раю.
Как позванные Богом и Царем усердно устремимся в путь, дабы нам, маловременным на земле, в день смерти не явиться бесплодными и не погибнуть от голода.
Убоимся Господа хотя так, как боимся зверей; ибо я видел людей, шедших красть, которые Бога не убоялись, а услышав там лай собак, тотчас возвратились назад, и чего не сделал страх Божий, то успел сделать страх зверей.
Возлюбим Господа хотя так, как любим и почитаем друзей: ибо я много раз видел людей, прогневавших Бога и нисколько о том не заботившихся, но те же самые, какою-нибудь малостию огорчив своих друзей, употребляли все искусство, выдумывали всякие способы, всячески изъявляли им свою скорбь и свое раскаяние, и лично, и через иных, друзей и родственников, приносили извинения, и посылали оскорбленным подарки, чтобы только возвратить прежнюю их любовь.
В этих словах Иоанн Лествичник просит нас отнестись к Богу так же реально, как мы относимся к делам реальным и очевидным для нас. Можно добавить, что такого серьезного отношения требует не только Бог, но и Его притчи и Его Церковь.
Еще один аспект притчи о блудном сыне – изображение схемы нашего движения к Богу.
Постом и великопостными службами мы не просто имитируем путь блудного сына в кажущейся театральной реальности церковного обряда. Мы на самом деле в той или иной степени все удалены от Бога, подвержены греху. И свиные рожки нам не в диковину. У любого человека есть перигей и апогей его удаления от Бога. И наша задача, год от года, делать этот апогей все короче и короче, последовательно сокращать наше удаление от Бога и сокращать срок отчуждения души от Бога.
Господи, помоги нам пройти все эти этапы поста, очищая себя от греха на этих, пока условных мытарствах. Помоги нам не потерять в уме память об Отце Небесном. Помоги нам сердцем вспомнить животворную силу и радость благодати. И, конечно, помоги нам, чтобы мы, потрудившись Богу, нашли в самом течении нашей жизни источник Божественного блага – так, как нашел его евангельский блудный сын.
Священник Константин Камышанов
http://www.pravmir.ru/tochka-zreniya-boga/
Помолись о нас, святая Ксения
Как безудержно бежит время, стремительно перелистывая листы календаря, полируя камни, безжалостно изменяя города и страны, не говоря уже о человеческом сознании и его отношению к тому, что происходит вокруг. Вот совсем недавно, город на Неве для многих из нас был городом белых ночей и колыбелью революции. Белые ночи все еще привлекают в этот город тысячи туристов, а вот про колыбель революции большинство молодых людей, приезжающих в Северную столицу, уже не вспомнит, но почти все они будут искать проторенную дорожку на Смоленское кладбище — к блаженной Ксении. Быть в Питере и не заехать к св. Ксении, не поставить свечку у ее гробницы и не умудриться пристроить записочку с заветным желанием в какую-нибудь свободную трещинку на фасаде часовни? Нет, так сегодня не принято.
Ведь Петербург сегодня это не только город белых ночей, каналов и величественных соборов, но это и город святой Ксении. Вот и мы с супругой когда-то прошли этой дорожкой к надгробию блаженной, а теперь в нашей семье уже совсем взрослая девушка, именуемая тем же именем и возносящая свои отроческие молитвы к своей небесной покровительнице.
Некогда св. Давид взывал к Богу: «Господи, …что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8, 5). Почему имена одних людей, вынесенные на знамена и лозунги, насильственно вбиваемые в головы и умы, человек предпочитает забыть, как страшный сон, а имена других, несмотря на все запреты и угрозы, произносит с благоговением и трепетно хранит в своем сердце? Что сделала в своей жизни эта петербургская женщина, 45 лет ходившая в грязных красно-зеленых лохмотьях по улицам города св. Петра, собиравшая копеечки на папертях и стогнах столичного града и, как бесценное сокровище, получавшая от людей «досаду и укорение, биение и пхание»? Почему ее «безумие» вознаграждается Божией благодатью, а мы, такие талантливые и целеустремленные, остаемся неуслышанными Им? Может быть для того, чтобы посрамить наше самопревозношение, чтобы остановить наш безумный бег за комфортом и достатком, чтобы мы, хотя бы на мгновение, задумались о главном, о том, ради чего мы живем и к чему стремимся?
Все ее разговоры о молитве и добрых делах, о щедрой милостыне и призрении нуждающихся, ради памяти скоропостижно скончавшегося мужа и спасении его души, воспринимались «просвещенными» родственниками и друзьями, как блажь и временное помрачение рассудка от горя. Ксения Григорьевна поняла, что никто не позволит ей сделать всего этого, если она не облечется в реальное безумие ради Христа, ради спасения своей любви. Когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, пораженная скорбью супруга надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком виде пошла провожать гроб усопшего мужа. Увидев, что ее мнимое безумие вызывает среди родственников и друзей лишь жалость и сопереживание, не вызывая явного противодействия, новая блаженная утвердилась в своем решении отказаться не только от всего нажитого имущества, но и даже от своего собственного разума, чтобы буйством проповеди спасти многих верующих (1Кор. 1, 21), а в первую очередь своего заблудшего мужа, умершего без покаяния.А задумывались ли мы, приезжая сегодня к святой со своими просьбами и мольбами, в чем был смысл ее духовного подвига? Для чего в «золотой век просвещения», как часто именуют XVIII век, она взяла на себя подвиг добровольного безумства? Видим ли мы в этом для себя урок супружеской верности и любви, вознагражденной Богом?
Мало кто, вчитываясь в житие св. Ксении, видит за этими строками реальную трагедию человеческой жизни, сходную со множеством современных судеб, и какое духовное усилие и сила духа потребовались от этой хрупкой 26-летней вдовы, чтобы преодолеть последствия человеческой беспечности. Казалось бы, все в жизни складывалось очень удачно — выгодный брак, заметное положение при императорском дворе, собственный дом в столице, чин и денежное содержание. Жизнь придворного певчего Андрея Федоровича Петрова протекала весело и беззаботно — балы и ассамблеи, шутовские феерии и театральные постановки, красивая молодая жена и прекрасные перспективы. Ведь сумел, некогда придворный певчий и музыкант Разумовский, стать властителем судеб и фаворитом императрицы. «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19). Не эти ли слова пришли на ум молодой вдове, прихожанке храма св. апостола Матфия, стоявшей у гроба молодого и перспективного царедворца, жизнь которого так внезапно оборвалась? А что дальше? Достойное воздаяние за безумно прожитую жизнь? Ведь только так «бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21). «Нет, пусть Ксения умрет, а Андрей Федорович начнет новую жизнь. Пусть я погибну в глазах людей, но я вырву своего возлюбленного мужа из этих цепких рук смерти духовной, из лап греха и отца лжи и заблуждений», — пронеслась в голове Ксении спасительная мысль. Ведь сказал же некогда апостол Павел: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор. 7, 16).
На Руси именно подвиг юродства ради Христа служит миру своеобразной проповедью, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, действующей под личиной безумия и проявляющейся в прозорливости. Не случайно, что все юродивые обладали пророческим даром и жили, практически, уже в двух измерениях, в видимом и невидимом мире, являясь уже здесь гражданами Царства Небесного, получая, как награду за отвержение человеческого разума, дары Св. Духа — прозрение духовных очей, проникновение в высший смысл и власть над материей собственной плоти. С тех пор, в течении 45 лет, на улицах Петербургской стороны можно было встретить блаженную Ксению, одетую в придворный камзол мужа и именовавшую себя Андреем Федоровичем. Смиренно переносила она насмешки и поругания, издевательство детворы и глумление неразумных обывателей, пока не заметили люди в этой «безумной» горожанке явное действие благодати Божией и даров Св. Духа. Тогда каждый уже стремился услужить блаженной, чтобы и самому стать причастным этой изливавшейся на нее божественной благодати. Горожане стали жалеть Ксению, дорожить ее благоволением — говорили с ней ласково, угощали её, подавали милостыню. Но и в этом она являла некую странность, принимая лишь “царя на коне” — копейку, на которой отчеканен был вмч. Георгий Победоносец, поражающий дракона, подобному тому, как и она стремилась победить врага рода человеческого, посрамляя своим добровольным безумством гордость и самолюбие. Не в этих ли историях о блаженной Ксении черпал свое вдохновение Александр Сергеевич, влагая в уста своего Юродивого: «Дай, дай, дай копеечку»?
Земная жизнь блаженной подходила к завершению. Ее духовный подвиг был исполнен, многие люди возносили свои молитвы о бедном Андрее Федоровиче, а грядущим поколениям об этом уже напоминало название улицы, где когда-то жили супруги Петровы, ведь благодаря блаженной подвижнице, эту улицу теперь именовали именем Андрея Петрова и каждый готов был рассказать незнакомцам о тех чудесах, что здесь когда-то совершались. Святая Ксения отошла ко Господу в самом начале XIX века. Есть мнение, что она скончалась около 1803 года. Погребена была угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время тайными ночными бдениями и трудами помогала строить церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой Смоленская, а в начале XX столетия над ее могилой возвели небольшую часовню, к которой уже более двух веков не иссякает поток верующих людей, стремящихся выполнить завет святой, который был начертан на ее надгробии: «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души». По всему же лицу христианского мира сегодня воздвигнуто уже более 50-ти храмов и часовен, освященных в честь святой подвижницы и молитвенницы за род человеческий!
Протоиерей Александр Агейкин
http://foma.ru/pomolis-o-nas-svyataya-kseniya.html
***
«Не желающий знать волю Божию, идет умом по пути, пролегающему над пропастью, и от всякого ветра легко падает: будучи хвалим он гордится; будучи порицаем, огорчается; наслаждаясь пищей, увлекается телесной страстью; в страданиях плачет; зная что-либо, хочет показываться знающим; и не понимая, притворяется понимающим; богатея, кичится; находясь в нищете, лицемерит; насытившись, бывает дерзок, а постясь тщеславится; с обличающими любит спорить, а на тех, кто его прощает, смотрит как на неразумных»
прп. Марк Подвижник
***
Вселенские панихиды (Родительские субботы)
отрывок
Кроме третьего дня, девятого дня, сорокового дня, годовщины Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: Суббота мясопустная, Суббота Троицкая, Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы, Радоница.
Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Продолжение следует…
http://www.pravoslavie.ru/1850.html
Страна возвышенного и земного – Черногория
Монастырь Жича – сербская притча
Продолжение. Начало 22,24,25,26,29,32,33 Нед. по Пятидес.
После посещения монастыря Милешево мы отправились в монастырь Жича, название которого на сербском языке означает «край, богатый зерном, житом». О создании этого монастыря писал святитель. Николай Сербский….
Монастырь Жича расположен в самом сердце Сербии вблизи одноименного села по дороге из г. Кралево в г. Матарушку Баню в обширной и плодородной речной долине между реками Ибар и Западная Морава в окрестностях исторической области Рашка. Он находится на одинаковом расстоянии от Рима и Константинополя, что весьма символично. Как-то раз святой Савва предложил великому жупану Стефану, своему родному брату, воздвигнуть новую крупную обитель в этой местности. Оба они были сыновьями великого сербского святого государя Стефана Немани – прп. Симеона Мироточивого, родоначальника династии Неманей. Главным желанием святого Саввы было озарить свой народ верой и спасти его от нерадения и греха.
Будущий король Сербии Стефан предоставил полную свободу действий святому Савве, который сам принимал участие в строительстве Жичи с 1206 года с тем же вдохновением, с которым он строил сербский монастырь Хилендар на Святой Горе Афон. В 1219 году Сербская Православная Церковь получила независимость от Византии, а Жича была избрана кафедрой Сербского Архиепископа. Во всем своем великолепии собор заблистал на Спасов День 1221 года – Храмову Крестную Славу (престольный праздник) – во время великого церковно-державного Собора, на котором первым сербским архиепископом Саввой был коронован Стефан Неманя как первый сербский самодержавный православный король, получивший с тех пор титул Первовенчанного.
Летописцы свидетельствовали, что во время венчания на царство Стефана Первовенчанного Спасова церковь была «столь величественна, что всяк в неё входящий мыслил: да есть земное Небо». Тогда же архиепископ Савва I произнес свою знаменитую речь с поучениями о святой истинной Вере и о еретиках и обнародовал сербскую редакцию Синодика Православия. Вознесенский Собор монастыря стал местом 19 коронаций и интронизаций сербских Первосвятителей, Так монастырь Жича стал известен как Церковь Коронации и Архиепископства и в народе называется Царская Лавра. В 1230 году мощи святого Стефана Первовенчанного были перенесены сюда из монастыря Студеница.
Святой Савва прекрасно знал великую пользу христианского искусства для утверждения веры. Он собрал лучших ремесленников и мастеров-каменотесов, кузнецов, резчиков по дереву из Фессалоник и с греческих островов. Савва своими усердными молитвами хотел сделать лучшее из лучшего. А Жича, или, как его еще называют, Дом Святого Спаса, благодаря чудесам святого Саввы, стала известной еще до своего открытия.
Главный монастырский храм Вознесения Господня построен в так называемом рашском стиле, сочетающем формы византийского и западноевропейского романского зодчества. Святой Савва посвятил Жичу Христу Вседержителю, Который был изображен на огромной фреске в большом куполе. Боковые приделы посвящены небесным покровителям братьев – преп. Савве Освященному и первомученику архидиакону Стефану. Последний был покровителем и Крестной Славой династии Неманей и защитником сербской державы, а первый – великим образцом православного монашества, составителем Типикона, который до сих пор чаще всего используется православными монастырями.
В главном храме сохранилась роспись 1220-1221 годов, которая является шедевром средневекового сербского искусства. На стенах изображены святой благоверный король Стефан и его старший сын Радослав. Сохранилась грамота короля Стефана, которую до сих пор можно прочесть на стене у входа в храм. Церкви новоустановленной Архиепископии святой Савва придал вид прославленных кафедральных соборов и таким образом связал ее с первой, старейшей апостольской Церковью – Сионской горницей в Иерусалиме, «матерью всех церквей», которую основал сам Спаситель. В Жиче евангельские события были изображены в подкупольном пространстве, что наглядно уподобляло ее Сионской горнице и делало Сербскую Архиепископию ее достойной наследницей. Апостолы же изображены в нижнем ряду как основание Церкви и образец своим преемникам, сербским архиереям. Изначально иконостас церкви был каменным. Он не сохранился, но в 1994 году по его образцу был сделан новый мраморный иконостас. В храме находятся два захоронения — архиепископа Евстатия и патриарха Герасима.
Мощная колокольня превосходила высотою все в округе. Вокруг Большого храма и храма Святых Апостолов были выстроены здания с помещениями для архиепископа, короля, гостей и келии для монахов. Высокая стена со множеством башен и бойниц защищала монастырь от постоянных нападений неприятеля. В 1221 году основные работы были завершены. Внутри храма засияли фрески, написанные лучшими византийскими мастерами. Снаружи стены были выкрашены в красный цвет, символизирующий монархическую власть и одновременно напоминающий о пролитой крови православными христианами на этих просторах.
Так почти одновременно, 1219 и 1221годах, были созданы сербская национальная Церковь и сербское национальное государство как единый народный организм в целокупности души и тела. Отсюда начинается одновременный расцвет двух «ветвей власти» – духовной и монархической - их единство, взаимность и долговечность. Жича явилась воплощением этой симфонии властей.
Великая история монастыря продолжалась... Последующими благоукрасителями храма явились святитель Савва III, при котором трудами солунских зографов были обновлены пострадавшие от болгарских нашествий росписи, и святой благоверный король Милутин, чьи сорок задушбин до сих пор украшают просторы Балкан, Святую Землю и Царьград. Во время турецкого ига жизнь монастыря едва теплилась, а все бесчисленные святыни были безвозвратно потеряны. Опустевшую задушбину Неманичей обновил основатель королевской династии Карагеоргиевичей в 1804 году, пригласив монахов из Студеницы. Но и после этого монастырь подвергался жестоким нападениям. Только начиная с 1855 г. владыке Ужичско-Крушевацкому Иоанникию (Нешковичу) удалось спасти Жичу от полного уничтожения и приступить к возрождению древней запустелой обители.
Продолжение следует…
Заметки православной путешественницы. р. Б. Алла Макаревич
С использованием Интернет-источников и книг свт.Николая Сербского
«Житие свт.Саввы Сербского». – М.; Лодья, 2005. – 247 с.
«Творите дела правды. Проповеди». – М.; Сибирская Благозвонница,
Православный Календарь с 4 по 10 Февраля 2018 г.
Воскресенье, 4 Февраля 2018 годаэ Неделя о блудном сыне.
Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской (переходящее празднование в неделю, ближайшую к 25 января). Ап. от 70-ти Тимофея (ок. 96). Прмч. Анастасия Персянина (628). Прмч. Анастасия, диак. Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623). Мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитера и прочих 377-ми (ок. 817). Поминовение всех усопших пострадавших в годину гонений за веруХристову
Понедельник, 5 Февраля 2018 года.
Сщмч. Климента, еп. Анкирского, и мч. Агафангела (ок. 312). Прп. Геннадия Костромского и Любимоградского (1565). Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавсимы Сирина (IV). Прп. Саламана молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (431).Воспоминание VI Вселенского Собора (680-681).
Вторник, 6 Февраля 2018 года.
Прп. Ксении Римляныни (V). Блж. Ксении Петербургской (XIX). Свт. Герасима Великопермского (Устьвымского) (1441). Мч. Иоанна Казанского (1529). Мчч. Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III). Прп. Македония, сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей прмч. Анастасия Персидского (VII). Прп. Дионисия Олимпийского и Платинского, и Афонского (Греч.).
Среда, 7 Февраля 2018 года.
Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Новосщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). Свт. Моисея, архиеп. Новгородского (1362). Мчч. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Прп. Поплия Сирийского (ок. 380). Прп. Мара певца (ок. 430). Новомч. Авксентия Константинопольского (1720) (Греч.). Прп. Анатолия (старшего) Оптинского.Иконы Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали" (принесена в Москву в 1640 г.).
Четверг, 8 Февраля 2018 года.
Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI).Прп. Ксенофонта Робейского (1262). Мчч. Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними 7 воинов (295). Прп. Симеона Ветхого (ок. 390).Перенесение мощей прп. Феодора, игум. Студийского (845). Свт. Иосифа, архиеп. Солунского (830). Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.). Прпп. Гавриила, игумена Иерусалимского и Аммона, ученика св. Антония Великого.
Пятница, 9 Февраля 2018 года.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438). Прп. Петра Египетского.Новомч. Димитрия Константинопольского (1784) (Греч.). Прп. Тита воина, монаха Киево-Печерского
Суббота, 10 Февраля 2018 года. Вселенская родительская (мясопустная) суббота.
Прп. Ефрема Сирина (373-379). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Палладия пустынника Сирского (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VII). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).