Седмица 1-я по Пятидесятнице (05-06-2017)
День Святой Троицы. Пятидесятница
День Святого Духа
8 июня День рождения Настоятеля Никольского Собора города Алматы, митрофорного протоиерея, кандидата Богословских Наук, а также Благочинного Алматинского округа Валерия Захарова.
Ваше высокопреподобие,
дорогой наш батюшка и любимый настоятель, отец Валерий, примите наши самые искренние поздравления с Днем рождения!
Молитвенно желаем Вам Божией милости, духовной радости, здравия Вам и всем вашим близким, крепости, духовных и телесных сил!
Да хранит Вас Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех Святых на всех ваших путях непростого служения на благо нашей Православной Церкви!
Благодарим Вас за Ваши мудрые советы, немногословные, но в которых каждое слово может коснуться души; благодарим за искреннее участие, за чуткость и отзывчивость, за трогательное внимание ко всем нашим делам и проблемам, за терпеливые наставления и Ваши молитвы, а главное — за любовь, которой Вы щедро наделяете каждого.
Многая и благая Вам лета!
Проповедь в день Святой Троицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Всех вас, возлюбленные о Господе братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с великим, двунадесятым, мироспасительным и всерадостным праздником - Днем Святой Троицы!
Сегодня мы молитвенно воспоминаем событие, которое произошло почти два тысячелетия тому назад. Те, кто знает историю нашей Церкви и любит читать Священное Писание, знают о том, что через десять дней после славного Вознесения Воскресшего Христа на Его учеников, которые находились в Иерусалиме, в виде огненных языков снизошел Дух Святой.
Еще совсем недавно эти ученики в страхе и ужасе, оставив своего Божественного Учителя, прятались в Иерусалиме, боясь того, что также как и Он они будут арестованы и казнены. В течение сорока дней после Своего Славного Воскресения Христос встречался и беседовал со Своими учениками. Мы не знаем подробности этих бесед, но можем лишь догадываться, что Господь беседовал с ними о Царстве Небесном. В сороковой день после Своего Славного Воскресения Господь с учениками восходит на вершину Елеонской горы, где ученики старновятся свидетелями вознесения на небеса Божественного Учителя. Они знают, что Господь возносится для того, чтобы ниспослать на них и на созданную Им церковь благодать Всесвятаго Духа Божия.
Ученики Христа внешне, казалось бы, оставались теми же самыми людьми, как и до сошествия Святого Духа, но какое внутреннее изменение произошло в них! Еще недавно они были боязливы и страшились всего, а теперь апостол Петр произносит пламенную проповедь, после которой крестились более 3 тысяч человек. Все 12 апостолов отправились во все концы земли благовествовать вечно живое слово евангельской истины. И Церковь, родившаяся в день, когда на Неё снизошел Дух Святой, не умерла вместе с апостолами, а продолжает жить вот уже на протяжении 2 тысяч лет, потому что Божественный Дух оживотворяет Церковь.
Все мы в Таинстве Крещения дали обет своего служения Богу. Тогда же над каждым из нас было совершено Таинство Миропомазания. Что означает миропомазание? Оно означает принятие Божественной благодати. Значит каждый из нас в этом таинстве получил благодать Святого Духа. Но в продолжение нашей земной жизни мы, к сожалению, не приумножаем эту благодать, а расточаем.
Кто-то может сказать: «Разве я не являюсь верующим человеком, не посещаю храм, не стараюсь жить по-христиански?» Да, конечно, все мы верующие люди, все мы посещаем храм, приступаем к церковным таинствам, а жить продолжаем по-мирскому. Мы живем не законами Церкви, не Божественными заповедями, а законами мира сего. Мы мало надеемся на Бога и забываем, что в этой жизни, как и в Жизни Будущего Века, всё зависит от Бога. Отворачиваясь от Бога, мы часто совершаем греховные поступки, оправдываясь тем, что «все так живут».
Сегодня за Божественной литургией мы слышали слова Господа: «Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин.12:46). А теперь давайте спросим себя: «Во свете мы пребываем или живем во тьме?» Каждый из нас получил от Бога Божественную благодать, но прилагаем ли мы усилия для того, чтобы не просто сохранить эту благодать, а приумножить её? Ведь в этом смысл и значение нашей земной жизни. Вот почему мы молимся Богу о том, чтобы Он по Своей неизреченной милости посылал Свою Божественную благодать, которая немощное в нас уврачует и недостающее в нас восполнит. Но не только просить об этом надо, а стараться, чтобы наши сердце и душа были готовы воспринять эту благодать. А для этого необходимо заботиться о чистоте своего сердца. Помните новозаветную заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). Только чистые сердцем могут быть достойны благодати Божией. Если наше сердце скверно, если мы пребываем во грехе - что означает пребывание во тьме - то сможем ли мы быть достойными причастниками благодати?
На протяжении прошедших пятидесяти дней по уставу Церкви мы не произносили слова хорошо всем нам известной молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый, и вся исполняя, сокровище благих и жизни подателю, приди и вселися в ны, очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душы наша». Я хотел бы обратить внимание на начальные слова этой молитвы: «Царю Небесный…» В этой молитве Бог именуется Царем. В молитве Господней мы обращаемся к Богу как к Отцу. Но в этом нетпротиворечия.
Царем какого Царства является Бог? Кто-то может ответить: «Царства Небесного». Но только ли Царства Небесного? Помните слова Христа: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). То есть в сердце каждого из нас должно быть то Царство, Царем которого является Господь. Дай Бог, чтобы уже здесь на земле сердце наше стало сопричастно этому Божественному Царству.
Сегодня, совершая коленопреклоненные молитвы, мы просили Бога о даровании нам Божественной благодати. Каждый из нас, когда придет на Суд Божий, должен будет принести Богу плоды нашей жизни. Апостол Павел говорит какие это должны быть плоды: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22). Если мы не сможем стяжать эти плоды во время земной жизни, то не с чем нам будет предстать перед Богом.
Для чего Бог приходил на землю? Для чего Христос Бог умирал? Что значит для нас Его Воскресение и Вознесение? Что означает сошествие Духа Святого? Эти вопросы должны постоянно стоять перед каждым из нас. Дай Бог, чтобы озарившись и просветившись благодатью Святого Духа, все мы очистились от всякой скверны и были способны к достижению Царства Небесного. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2015
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Пятидесятница
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
На пятидесятый день после Пасхи святая Церковь молитвенно вспо-минает событие сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Это торжество церков-ным уставом разделяется на два праздничных дня, первый из которых посвящен прослав-лению Пресвятой Троицы, а другой — прославлению Третьего лица Святой Троицы — Святого Духа.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Кроме того, это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. И как Пасха Христова заменила собой ветхозаветную пасху, так и новозаветная Пятидесятница заменила иудейскую Пятидесятницу. Этот день у иудеев, был одним из трех великих праздников, когда вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был очень торжественный. Иудеи из разных стран стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. По древнейшей традиции люди приносили для освящения начатки плодов. Иерусалимский храм, украшенный снопами молодой пщеницы, травой и цветами был ярко зелен, в память того, что именно под открытым небом на Синае, израильскому народу был дан Богом закон.
И вот в этот день Пятидесятницы, как мы слышали сегодня в апостольском чтении, когда ученики Христовы и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня (или по нашему — в девятом часу утра) послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный — он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху; он светил не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и остановились. Тут же, вместе с внешним видимым чудом произошло и внутреннее, совершившееся в душах апостолов. Они “исполнились Духа Свята”, как говорит книга Деяний. Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, — как рассуждает св. Григорий Богослов, — как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо».
Апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Им был дан свыше новый благодатный дар — они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для распространения Евангельской Истины во всем мире. Прежде робкие и боязливые, они, укрепляемые Духом Божиим, явились мужественными и твердыми проповедниками веры, не страшились никаких угроз, ни жестоких гонений. И действительно, как мы знаем, все апостолы, кроме Иоанна Богослова, умерли мученической смертью за Христа.
Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. Каждый слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Тогда св. апостол Петр произнес проповедь, в которой указал на исполнение древних пророчеств и завершение дела спасения людей, которое исполнил Господь Иисус Христос. Проста и кратка была эта первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших, победили их упорство и к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч».
Д ень Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христовой. В этот день на общество учеников, как начало Церкви, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Христова Церковь стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.
В этот праздник принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная и Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (или прекрасный цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа. Он есть конец долгого, крестного пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
Название сегодняшнего праздника — День Святой Троицы — объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность этого третьего Лица Пресвятой Троицы и учение о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты.
Христианство учит нас, что Единый Бог, Создатель вселенной, познается и существует в трех Лицах, Он есть Бог Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Лица Троицы — это не три Бога, но один Бог.
Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво потому, что это тайна, которая не может быть выражена рационально. Отец Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Это есть тайна внутренней жизни бесконечного и непостижимого Бога. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 16). Но не только потому, что Он любит Своё творение — мир и человечество. Бог есть Любовь Сам в Себе, потому что бытие Единаго Бога, это событие Божественных Ипостасей Отца, Сына и Духа Святого, пребывающих между собой «в вечном движении любви», по словам прп. Максима Исповедника. Троица есть Троица Любви и Бог есть единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.
Праздник Святой Троицы говорит нам и о цели христианской жизни. Он говорит о том, что мы есть некие таинственные чаши, в которые в этот день снисходит, льется и заполняет емкость сердечную энергия Духа Святого. Стяжание, собирание по крупицам этой Божественной благодати — вот непреходящее, вечное предназначение человека, его миссия. В этом приятии, в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле. Кто принял в себя Святого Духа, кто стяжал Его Благодать, тот стал причастным вечной жизни, тайны Будущего века, тот освятился и стал новым творением, новым человеком.
Как же соединяется Благодать с человеком? По словам святых отцов, это происходит подобно тому, как огонь соединяется с железом или углем. Если железо или угль, сами по себе холодные и темные примут в себя естество огня, то ни становятся совершенно другими — ярко светящимися и излучающими тепло. Подобно этому и сотворенная из праха человеческая природа, сама по себе непричастная Божественного бытия и вечной жизни, когда принимает в себя Благодать, то становится совершенно иной — богоподобной, святой и небесной. именуются святыми, что приняли в себя изобильно Благодать Божию, освящающую всякого, к кому она приходит, и наделяющую человека вышеестественными дарами. Земная жизнь и дана нам для того, чтобы получить эту преображающую силу, чтобы с помощью Св. Духа стать чадами Божиими. И Церковь Божия, ее богослужение, таинства, молитвы — является той средой, где мы можем научиться этому. Промысл Божий ведет нас к тому, чтобы человек задумался над собой, вырвался из омута обывательщины, вспомнил, что он предназначен для жизни в горнем мире, и стал заботиться о преображении своего сердца.
Если мы в сердце свое внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям копошатся в сердце человека. Но одновременно с этим иногда в этом же сердце, ужасном и страшном, проскальзывает жажда — хочется иметь другое сердце! Не хочется жить с таким, как сейчас! И эта тоска о новом сердце есть у каждого человека. Каждому дано почувствовать жажду другой жизни, жажду иного бытия.
Как же нам приобретать Благодать Святого Духа? Ответ может быть только один: через жизнь по заповедям Христа. Об этом Он Сам говорит в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого У тешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…» То есть для того чтобы принять Духа Святого, нужно внимательно изучать заповеди Христа и исполнять их в своей жизни. Неочищенная душа не может стать сосудом Благодати. Ведь не будет же никто вливать драгоценную какую-нибудь и чистейшую жидкость в разбитую грязную бочку…
Святые отцы говорят, что как улетают пчелы, когда их окуривают дымом, так и Дух Святой удаляется от той души, в которой видит и чувствует смрадный дым страстей, греховных мыслей и сердечных движений, таких, например, как зависть, неприязнь к ближнему, злопамятство, блудные мысли, гордость, тщеславие и тому подобное. И наоборот, как пчелы прилетают на цветы, где есть нектар, так и Дух Святой приходит в те души, где есть благоухание добрых мыслей и чувств: таких, как любовь к ближнему, кротость, смирение, щедрость, великодушие, чистота и тому подобное.
И конечно, мы приобщаясь Пречистого Тела и Крови нашего Искупителя, приступайте, как словесные младенцы, к Святой Чаше. Эта Чаша таинственно изображена на самой иконе новозаветной Троицы кисти преподобного Андрея Рублева, которую мы видим сейчас на аналое.
И сегодня мы молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий, чтобы мы по-настоящему обновились и воспрянули для духовной жизни. Аминь.
Иеромонах Гавриил (Рожнов)
http://www.optina.ru/sermon/sv_troicy_2016/
ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляем с днем сошествия Святаго Духа по празднстве Пятидесятницы. День этот есть торжество Ц еркви, ее основания, когда Дух Святый снизошел на апостолов, излился на учеников Христовых, чаявших Его пришествия, еще не вполне осознававших, что принесет Он им. Но, тем не менее, этот день есть день зарождения благодатной новозаветной Церкви Христовой, когда полнота божественных даров через Святаго Духа — третьего Лица Святой Троицы, излилась на Церковь с тем, чтобы научить, дать разум ученикам Христовым проповедать по всему миру, утверждать истину. Они, казалось бы совсем не книжные люди, совсем простецы, абсолютно неученые в большинстве своем, стали мудрейшими богословами, риторами, которые уловляли красноречием, а прежде всего силой своих словес а на самом деле не своих, а божественных слов, которые изливались через их уста, многие тысячи и тысячи людей. И спустя не очень продолжительное время уже вся тогдашняя поднебесная Римская империя, все прилежащие страны, уже были просвещены светом Христовой веры. И все это благодаря тому, что Дух Святой даровал эту могучую силу бесстрашно дерзновенно проповедовать истину учения Христова.
Казалось бы по-человечески это очень странно. Но, тем не менее, там где действует Дух Святой, там невозможное становится возможным. И, конечно же, это еще и установление таинств, действующих в Церкви, через которые освящается человек, через которые просвещается душа человека, преображается и соделывается подобной ее Творцу.
Собственно ошибка очень многих христиан и современных в том числе, и об это писал святитель Игнатий Брянчанинов. Он говорил о том, что очень бедственное зрелище представляют современные христиане, не знающие, в чем состоит суть христианства. И вот и ныне по сию пору люди ходят в церковь, люди приобщаются святых Христовых таинств, но не до конца понимают, в чем же назначение Церкви. Многие называющие себя православными, а таковых у нас большинство в стране, говорят, что им посредники не нужны, что им не нужны какие-то ходатаи о них перед Богом. Сами напрямую они общаются с Ним.
Но тем не менее, благодатная природа Церкви сокрыта от их сердечных очей веры. Потому что природа Церкви, она божественна. Конечно, она имеет и человеческую сторону, то, что составляем мы с вами. Но по мере нашего приращения ко Христу собственно мы и становимся членами Церкви Христовой. И наоборот, насколько мы проникаем в жизнь Церкви, именно в ее внутреннюю таинственную жизнь, тогда Церковь становится нашим домом, нашим земным отечеством, тем местом, где мы встречаемся с Богом, тем местом, которое является небом на земле.
В эту меру мы и становимся Христовыми и становимся причастниками Его божественной благодати. И ни каким иным способом невозможно не соединиться со Христом, не уподобиться Христу, потому что собственно дело спасения человека, тайна домостроительства спасения Христова она и завершается тем, что Господь основал Свою Церковь, чтобы в ней всякий человек мог унаследовать тот идеал, который Господь человеку дарует, вкусить тех плодов, насладиться и приобщиться им, этих спасительных плодов искупительного подвига крестной смерти и живоносного воскресения. Никаким иным способом это невозможно. Как говорят некоторые богословы, и смысл боговоплощения есть не только смерть и воскресение, но и основание Церкви, без чего спасение человека не было бы окончательно совершено.И вот мы с вами уже живем в этом благодатном веке Церкви Христовой, когда всякий ищущий спасения, может этого спасения приобщиться, это Царство Божие наследовать, которое Господь уготовал любящим Его. Поэтому и мы с вами в этот спасительный день Пятидесятницы, празднующие сошествие Святаго Духа Утешителя, будем не только осознавать смысл его пришествия, но приобщаться его божественных благодатных даров, которые подаются только в Церкви Христовой, которых никаким иным способом человек не может получить.
Но и как велика наша ответственность. Ведь каждый из нас призванный Богом несет колоссальную ответственность перед Богом за то, как мы этим даром распорядились, насколько мы его осознали, насколько наша жизнь смогла стать той благодатной жизнью, которую собственно Господь от нас ожидает. Дай Бог, чтобы мы этими спасительными плодами Христова подвига воспользовались, восчувствовали эту радость жизни во Христе Иисусе, и чтобы Церковь подлинно стала нашим домом. Не тем домом в том смысле по земному, где мы можем встретить знакомых нам людей и попразднословить в течение всего богослужения, перемывая кому-то косточки и делясь очередными сплетнями. Безусловно, это не должно быть так.
Церковь — это то место, где мы уже предвкушаем небесное отечество и где мы ищем и обретаем нашего Небесного Отца, где мы подлинно ощущаем себя чадами Божьими. К чему Христос нас и призывает, чего мы да возжелаем всеусердно, чтобы молитва «Отче наш» была нашим сознательным обращением к Богу, этим воплем и дерзновенным предстоянием, когда мы говорим: Отче наш, называя Бога своим отцом. Будем и жить так, как чада Божии, чтобы нам не получить тот страшный голос, которым Господь говорит: отойдите от Меня все делающие неправду, Я никогда не знал вас.
Да не будет так. Аминь. Спаси вас Христос.
Иеромонах Назарий (Рыпин)
http://www.optina.ru/sermon/sv_duha_2016/
Воскресенье, 4 Июня 2017 года. День Святой Троицы. Пятидесятница.
М ч. Василиска (ок. 308). Память II Вселенского Собора (381). Мч. Иоанна-Владимира, царя Сербского (1015). Новосщмч. Захарии Прусского
Понедельник, 5 Июня 2017 года. День Святого Духа.
Сплошная седмица,. Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821). Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых.Прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460). Св. жены-мироносицы Марии Клеоповой. Прмч. Михаила черноризца (IX). Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери
Вторник, 6 Июня 2017 года.
Прп. Симеона столпника на Дивной горе (596). Прп. Никиты, столпника Переславльского (1186) Блж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218). Мчч. Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста.
Среда, 7 Июня 2017 года.
Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (IV). Св. Додо, царя Грузинского. Собор свв. Волынских: свв. Ярополка, Стефана, Макария, Игоря и Иулианы.
Четверг, 8 Июня 2017 года.
Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Влкмч. Георгия Нового, пострадавшего от царя Селима турецкого (1515). Обретение мощей прп. Макария Калязинского (1521). Мчч. Аверкия и Елены (I). Прп. Иоанна Психаита исп. Константи-нопольского (IX).Новомуч. Александра Солунского.
Пятница, 9 Июня 2017 года.
Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667). Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Киевских и всея России чудотворцев Киприана, Фотия и Ионы (1472). Прп. Ферапонта Монзенского (1597). Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304).
Суббота, 10 Июня 2017 года. Отдание праздника Пятидесятницы.
Прп. Никиты исп., еп. Халкидонского (IX). Свт. Игнатия, еп. Ростовского ( 1288). Сщмч. Евтихия, еп. Мелетинского (I). Мч. Еликониды (244). Сщмч. Елладия еп. (VI-VII).Новомч. Димитрия (1794) (Греч.). Новомч. Захарии Прусского (1802) Никейской (304), Чухломской (Галичской) (1350), Орловской, Антиохийской и Умиление икон Божией Матери. На этот день переносится служба Свт Луки, архиепископа Симферопольского