• slide10
  • slide6
  • slide9
  • slide8
  • slide1

8 неделя по Пятидесятнице (2016-14-08)

 

Преображение Господне

8210dd862c68 

С двунадесятым праздником!

 Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

umnozhenie hlebovВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Чем чаще мы читаем, чем глубже вчитываемся в слова Евангелия, тем более и более открывается нам дорогой и внутренний смысл этих божественных слов.

И сегодняшнее сказание – такое небольшое, всего несколько стихов – это глубокая притча о вере и чудо самой веры, умножившей хлебы и рыбы.

Вера питает душу, как хлеб тело, это и есть «хлеб насущный», о котором мы молимся словами молитвы Господней.

Доселе Господь творил чудеса над одними больными, над теми, кто обращался к Нему, а теперь оказывает всеобщее благодеяние тем, кто следует за Ним и кто слушал Его слова. Теперь не только просившие, но и все получают дар. Так Он прямо ведет всех к вере.

Когда апостолы на склоне дня заметили, что народ голоден, то Христос не сказал: «Я напитаю их», но говорит Своим спутникам: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14: 16).

Хлеб духовный рядом, и мы стоим рядом со Христом. Его призываем на помощь, но думаем, что для этого надо куда-то идти, идти в какую-то даль, заманчивую, светлую. Что в этой повседневности забот, усталости, поиска хлеба от нас далек Бог. Но Он всегда питает душу нашу словом Своей Истины, лишь бы мы не отказывались от Него.

В воспоминание этого чуда на литии читается молитва об освящении всех вкушающих с верою и благодарностью.

«Жаль мне народа», – говорит Христос Спаситель Своим спутникам. «И, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф. 14: 19). Как по-особому ощутима близость Христа Спасителя через это чудо раздаяния пищи алчущим.

Таинство преломления этих хлебов и их изобилия – прообраз будущего таинства духовного хлеба, питающего христиан. Вечная пища, наполняющая нас жизнью, и есть Господь, Который называет Себя «Хлебом, сходящим с небес и дающим миру жизнь».

Прообразом Его будущего жертвенного страдания и умножения Его благодатных даров явилось чудо умножения хлебов, о котором повествовал апостол Матфей.

«Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества», – говорит Иоанн Златоуст.

Что это значит и в чем могущество Божие?

Могущество это в соблюдении воли человека и свободы его выбора. И пока само наше естество не взыщет Бога от всего сердца, Господь не ведет нас насильственно в Царство Божие понуканиями и угрозами – пока сама душа наша не взыщет Бога так зримо, так ощутимо, как говорит псалмопевец Давид: «В день скорби моея Бога взысках рукама моима» (Пс. 76: 3).

Но в душе мы еще любим грех, лелеем свои «слабости», как, самооправдываясь, называем мы свои грехи, и не можем, не хотим с ними расстаться. Всей своей жизнью мы как бы говорим: «Неправ путь Господа!» (Иез. 18: 29), так же, как и во времена пророка Божиего Иезекииля говорили его соотечественники.

Но, как и во времена этого святого пророка, день памяти которого сегодня совершает Церковь, так и сегодня Господь обращается к нам через Своего избранника: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, [народ Божий]. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18: 30–32).

Но не может и не хочет Господь спасти нас только Своей силой, из ничего – без наших усилий, без нашего труда, без нашего покаяния и смирения, без нашего доброго желания, одним мановением Своей всесильной десницы.

И это ответ на вопрос, когда мы спрашиваем: «Почему не хочет, не может Господь спасти нас помимо нашей воли?» – потому что мы сами, в глубине души своей, понимаем лукавство нашего вопроса, его неискренность и праздность, или – по неведению поддаемся таким размышлениям – поддаемся духу злого обольщения, хотящему ввести нас в печаль.

Желание спасения, как малая закваска, как искреннее желание блага, должно изменить нас, сделать зрелыми и достойными, поднять нашу душу до стремления к этому спасению, приумножить силы души, желающей единства с Господом.

Апостол Павел писал христианам Коринфа: «Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто?.. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом… не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но… чистоты и истины» (1 Кор. 5: 6–8).

Потому что спасение – это не сказочный терем со всем готовым для беспечной жизни, не рог изобилия, а спасение – это труд, тяжелый повседневный труд следования за Господом через исполнение Его заповедей.

Пример этого святого труда дает нам Сам Господь, не из ничего спасая нас, но устраивая таинство нашего спасения Своими таинствами – ценой Своих Страстей, ценой Своей Святой Крови и самой Жизни, ценой Своей любви, которой возлюбил весь мир.

Человек создан по образу и подобию Божию. Но если образ Божий – это духовное основание человеческой личности, ее свобода, разумность, бессмертие, то подобие Божие – это возможность творческого приумножения этих даров.

И труд умножения этих даров возможен только через совместный труд духовного творчества и со-работничества с Богом.

Но есть у сегодняшнего евангельского сказания еще один смысл.

Вера – вот дар любви Божией. И к распространению этого дара призван каждый из нас как христианин, как друг Христов и как ученик Его апостолов.

Так, умножая хлеб, Христос дает пример умножения верующих через дела веры и милосердие, пример умножения веры.

Господь призывает нас к большему, не только работе над собой, но и помощи ближнему. Господь на примере апостолов призывает нас, сегодняшних христиан, стать участниками чуда, описанного в Евангелии, – чуда умножения веры.

Слово «апостол» означает посол, посланник. Иоанн Златоуст говорит, что Господь, когда намеревается умножить хлебы, тогда взирает на небо – как в подтверждение Своего посольства от Отца.

И мы должны на себе носить эту печать посольства, посланничества от Бога, свидетельства веры, свидетельства любви к Богу и ближнему.

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14: 23).

Мы должны дать ближним нравственный пример плодов этой обители святости в душе: «пример чистоты и пример мира, скромности и послушания, пример милосердия и добрых дел, беспристрастия и нелицемерия» (Иак. 3: 17).

Так стараясь об умножении даров Святого Духа, будем умножать всё благое, полученное нами от Бога, умножать ту благодать, которую даровал Он нам, всегда помня слова Христовы: «Царствие Божие внутрь вас есть».

Еще впереди у апостолов и буря на море, сказание о которой находится в следующих словах за описанным сейчас чудом умножения хлебов, еще впереди и скорби потери Учителя, и тягость своего малодушия и предательства, но и впереди радость встречи с воскресшим Спасителем, радость покаяния и благовестнических трудов.

И у нас еще впереди и бури сомнений, и бури испытаний, скорбей и горечи падений. Не раз скажем: «Погибаем, Наставниче!» Но тогда, по мере того как будут умножаться у нас скорби Христовы при несении Его креста, который для нас, спасаемых, – сила Божия, как читалось в сегодняшнем апостольском послании (См: 1 Кор. 1: 18), – будет умножаться и утешение, от Христа подаваемое. Умножаться так, как был Им умножен хлеб милости для страждущих в один из дней Его земной жизни.

Так в сотрудничестве с Богом будем умножать плоды веры в нашей душе и никогда не будем забывать о бесценном даре веры и будем тверды в умножении высшего познания Вечной Правды, в поклонении Богу в духе и истине, делясь с ближним насущным хлебом помощи, милосердия и сострадания.

Аминь.

Иеромонах Никон (Париманчук)

http://www.pravoslavie.ru/72711.html

КРЕСТ — ЭТО РАСКРЫТЫЕ ОБЪЯТИЯ

Крест — это раскрытые объятия. Распятый Христос заключает всё человечество в Свои Небесные объятия Любви! А у любого человека, живущего на земле, всё тот же выбор: он или яростно плюёт на Бога, своими же руками опять надевает на Христа терновый венец, или возливает на него свои тёплые, покаянные сердечные ароматы. Или «Распни Его!», или «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» И почти нет буферной зоны.

Мир сегодня предательски целует, как Иуда. Любому человеку, греющемуся у костра жизни, предлагает отречение от Христа. Может быть не словами, а самой жизнью, расслабленной, унылой, теплохладной.  Жизнью, своими делами, поступками и мыслями, совсем не похожей на христианскую. Страшно для нас, верующих людей, так и остаться людьми с неразбуженным сердцем. Успокоиться чтением канонов, соблюдением постов, очищением котлов и стекляниц.

Ужасная западня для каждого из нас — внутренне записать себя в числе спасающихся. И вообще, когда мы читаем Евангелие, то, часто где-то в глубине души считаем себя мытарём, покаявшимся блудным сыном, благоразумным разбойником, но никак не фарисеем, не заушителем, не Иудой. Евангелие помогает нам более углублённо, более ответственно, более серьёзно взглянуть на своё собственное сердце. Что оно, собственно, ищет в этой жизни, моё сердце: Бога, Любви, Вечности? Или оно уже сильно отяготилось серебряниками, землею, тленом, и его уже надо просто с кровью отдирать от того временного, к чему оно незаметно пристрастилось?

1111Игумения Арсения прекрасно говорит, что «если человек действует по правде земной, то значит, он не признаёт Небесную Правду. Потому что они совершенно различны. На земле Небесная Правда пригвождена ко Кресту». То есть, если мы хотим идти путём спасения, путём Небесной Правды, то это неизбежно будет Крестный путь. Без скорбей, без страданий, без болезней, без искушений мы не обойдёмся. И у каждого они личные, свои. У каждого сердца свой плач. Свои переживания. Свои болячки. Но страдание своё нужно нести так, «чтобы от этого расцветала душа». И ещё мы должны помогать друг другу нести крест. Сопереживанием, сочувствием, терпением, ароматами взаимных молитв.

Блаженный Августин говорил, что «в главном у нас должно быть единство, во второстепенном — свобода, и во всём — любовь!» В утопающем от безразличия и цинизма мире мы способны выжить, если только будем иметь в своём сердце любовь! Душа без любви, как повисший парус. В любви сокровенно заключены все тайны: тайна Бога, тайна человека, тайна Домостроительства, тайна Небесного Промысла. Потому что «Бог есть Любовь». Потому что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь Вечную».

преп. Амвросий

http://www.optina.ru/sermon/pt18/ 

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Преображения Господня, праздником Божественного света — того света, который Господь явил на горе Фавор Своим ученикам, и, прикоснувшись к которому, они увидели иной мир, иное бытие.

Сам Господь говорит о Себе, что Он есть свет (Ин. 8:12). Это означает, что свет — не просто некий атрибут, а сама суть Божества. Чтобы понять, что означает для нас Божественный свет, достаточно вспомнить, что без света нет видения. У человека может быть замечательное зрение, но если его поместить в полную темноту, он ничего не увидит. Это значит, что свет есть непременное условие видения. Мы знаем, что без света мы не видим предметов, не можем ориентироваться в пространстве. Мы просто не можем делать все то, что мы делаем, видя окружающий нас мир.

Но то, что справедливо в отношении физического мира, справедливо и в отношении мира духовного — того мира, который наполнен мыслями, чувствами, идеями. Это невидимый мир, но то, что в этом мире происходит и из этого мира проистекает, влияет на то, каким становится мир физический. И отрицать этот духовный мир невозможно, потому что он присутствует в каждом человеке.

Так вот, и в духовном мире невозможно ориентироваться и различать предметы, если нет света. А поскольку именно в этом мире разворачивается вся гамма человеческой истории, в центре которой — борьба добра со злом, то естественно, что в мире духовном также возгораются различные источники света, которые ориентируют человека в сторону тех или иных идей, тех или иных ценностей.8210dd862c68

В духовном мире горят маленькие огоньки, в которых отображается Божественный свет, — это человеческая мудрость, это человеческая доброта, это все то, что проистекает от Бога. Маленькие огоньки неспособны осветить весь огромный духовный мир, но они, тем не менее, помогают людям ориентироваться. Однако очень часто эти огоньки не горят долго, потому что их возжигают люди ограниченные, слабые. И даже если от таких огоньков проистекают добрые мысли, то в силу человеческой ограниченности они не могут постоянно пребывать в этом мире — в какой-то момент они сильны, затем становятся слабее и, наконец, полностью исчезают.

Но есть в этом мире и иные огни, которые воспринимаются порой людьми так же, как ложные маяки воспринимаются флотоводцами, капитанами судов. Если, упаси Бог, довериться такому мнимому свету, то гибель неминуема: можно удариться о прибрежные скалы, разрушить корабль и погубить людей. Эти огни, которые не отображают Божественного света, также мерцают в этом духовном мире. Иногда, питаемые человеческой властью, силой, деньгами, они ярко вспыхивают, так что к ним устремляются люди, думая, что это и есть свет, это и есть правда, к нему и нужно идти. Слава Богу, обычно этот огонь тухнет за какой-то короткий промежуток времени. Но ведь оттого опасность таких ложных маяков не уменьшается, потому что на смену одному приходит другой, и если посмотреть на духовный мир, в котором мы сегодня живем, то мы увидим тысячи и миллионы подобных огней. Как же не запутаться, как же не потерять ориентир? Как же увидеть подлинный свет?

Подлинный Божественный свет — это Божественная мудрость и Божественное слово. А отличить их от человеческой мудрости и человеческих слов достаточно просто. Божественное слово не несет человеку никакой опасности, никакой беды, — это знает каждый, кто хоть раз в жизни послушал это слово. Если распознать Божий свет, принять его в свой разум и душу, то человек никогда об этом не пожалеет.

Фаворский свет был не только светом Божественной мудрости. Он был также явлением Божественной энергии. Бог передает Свою энергию окружающему миру. Она не видна, как не видна и физическая энергия, но ведь оттого сам факт ее существования никто не ставит под сомнение. Мы знаем, что физическая энергия существует — достаточно замкнуть электрическую цепь, и увидеть загоревшийся свет. Точно то же самое происходит в мире духовном. Божественная энергия не видна, но если мы подключаемся к этой энергии через свою веру в Бога, если мы входим в общение с Ним, то и внутри нас загорается Божественный свет, и мы начинаем видеть все, что необходимо, дабы не заблудиться в потемках духовного мира. Человек обретает мудрость и силу, обретает способность отличать добро от зла, обретает способность сопротивляться искушениям — тем самым опасным огонькам, которые чаще всего манят человека в пропасть. Божественная мудрость и Божественная сила делают человека сильным и способным сопротивляться самым тяжелым жизненным обстоятельствам и устремляться к Богу, навстречу вечному Божественному свету.

Апостолы увидели невидимый свет — но не только апостолы. В истории Церкви было много подвижников, которые оставили свидетельства о том, как они видели этот свет. Один из них, кто совсем недавно отошел ко Господу, — святой преподобный Паисий Афонский — оставил нам воспоминания о том, как во время молитвы в полном уединении, в афонской келье, он вдруг увидел Божественный свет и не мог отвести от него взор. И это никакая не галлюцинация. Галлюцинация сопровождается умопомрачением, потерей ориентации, неспособностью четко сказать, что с человеком произошло, а видение Божественного света было настолько отчетливым и оставило такой неизгладимый духовный свет в душе святого Паисия, что он передал это другим людям, у которых никогда не возникало сомнения в том, что святой старец говорит правду. И если бы только святой Паисий! Мы знаем, как и в древности, и в новые времена Божественный свет являлся праведникам, для того чтобы укрепить их веру, а через них укрепить и нашу веру. Мы не видим этого света из-за своих грехов, из-за своей слабости, из-за своей рассредоточенности, из-за своей неспособности сконцентрировать внимание на самом главном, но через свидетельство других опыт Божественного света входит и в наши души, укрепляя нашу веру и нашу способность слышать Божий голос и следовать Божественной мудрости.

В наше столь трудное время, время многих искушений и испытаний, как важно памятовать об этом великом дне Божественного света, о дне Преображения, который сегодня мы так торжественно празднуем. Апостолы, на короткий момент преобразившиеся вместе с Господом и Спасителем, получили огромную силу веры, которая помогла им пройти вместе со своим Учителем через страшные испытания, которая помогла им после Его Вознесения пройти во все концы земли, чтобы проповедовать Его слово. Так пусть и сегодняшний небольшой, но реальный опыт соприкосновения с Господом во время молитвы, во время приобщения Святых Христовы Таин, во время совместного прославления дня Преображения поможет и нам в повседневных обстоятельствах жизни быть способными слышать голос Божий и воспринимать Его Божественную благодать. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 

http://www.patriarchia.ru/db/text/4200348.html

Проповедь в праздник Преображения Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех вас возлюбленные о Господе братья и сестры сердечно приветствую и поздравляю с великим, всерадостным двунадесятым праздником – Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Из евангельской истории мы знаем, что Господь незадолго до Своих крестных страданий взял с Собою трех ближайших учеников Петра, Иакова, Иоанна и взошел с ними на вершину Фаворской горы. Когда Христос пребывал там с учениками, как свидетельствуют евангелисты, лицо Его просияло, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет. Апостолы увидели двух величайших пророков Ветхого Завета – Моисея и Илию, которые беседовали со Христом. Облако светлое осенило их и ученики Христа Спасителя услышали голос Божественного Отца, указующий на то, что Христос является Его возлюбленным Сыном. Неизреченное чувство пережили ученики Христа Спасителя. Это выразилось в обращении апостола Петра ко Христу: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии…» (Лк.9:33). Когда закончилось чудо Преображения, Христос обратился к ученикам с просьбой, чтобы они никому не говорили о нем до того момента, пока Он не воскреснет из мертвых.

9539972В Евангелии апостола Матфея говорится о том, что по прошествии шести дней Господь берет Своих трех учеников на Фавор. У апостола Луки мы находим свидетельство, что после восьми дней Господь с учениками вос ходит на гору помолиться. Казалось бы, мы встречаемся с неким расхождением. И что это за событие, от которого евангелисты отсчитывают эти дни?

Если внимательно читать Священное Писание, то становится понятно, что это тот момент, когда Господь вновь стал говорить Своим ученикам, что Ему надлежит идти в Иерусалим, пострадать, быть распятым, умереть и в третий день воскреснуть. Так почему у Матфея шесть дней, а у Луки восемь дней? Дело в том, что апостол Матфей не учитывает первый и последний день. Но что говорят нам эти две цифры – шесть и восемь? Мы знаем, что Господь является Творцом видимого и невидимого миров. Мы знаем, что видимый мир Он сотворил за шесть дней, седьмой же день является днем покоя. Но наступит восьмой день, и это будет Вечная и Нескончаемая Жизнь, которую ожидает всё человечество. Вот почему мы встречаем эти цифры в этих Евангелиях.

Тот Божественный свет, который видели ученики Христа Спасителя на Фаворе, это свет не физического происхождения, это свет духовный, свет Божественной благодати, которая исходила от Христа как от Бога. Эту Божественную славу ученики видели не физическими очами. Об этом говорит и то, что они также увидели на Фаворе двух ветхозаветных пророков. А ведь тогда не было никаких изображений людей. Как же, никогда не видя ни Моисея, ни Илию, ученики Христовы узнали их? А узнали они их не своим человеческим естеством, а своей душой и сердцем.

Почему именно трёх апостолов Христос берет на вершину Фавора? Есть несколько ответов на этот вопрос. Отцы Церкви говорят, что среди двенадцати учеников был предатель Иуда, и Господь не берет его на Фавор, зная, что он через некоторое время предаст Его на крестную смерть.

Но есть и другие толкования. Три ученика это образ веры, любви и терпения. Апостол Петр был взят на Фавор как камень веры: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).  Иоанна Богослова по достоинству3 называют Апостолом любви, который первым засвидетельствовал о том, что наш Бог есть Бог любви, и который говорил о том, что любить нужно не словом и языком, а делом и истиной. Апостол Иаков – величайший образец терпения. Вера, любовь и терпение являются очевидцами события, которое происходит на вершине Фавора. Наша земная жизнь предназначена к тому, чтобы все мы стремились к своему духовному преображению. Это преображение возможно только тогда, когда у нас будет крепкая как камень вера, когда наше сердце будет исполнено истинной любви к Богу и к окружающим людям, когда мы научимся настоящему терпению.

Святейший патриарх Пимен говорил: «Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся к лучшему, то мы, окажемся достойными мысленно взойти на Фаворскую гору и видеть славу Преображения Господня».  А как достичь этого изменения? Сейчас мы переживаем дни Успенского поста. Это самое благоприятное время, когда нам нужно не просто не вкушать скоромной пищи, а стараться изменить свою жизнь.

Внешний окружающий нас, христиан, мир часто называет нас безумными, а во времена апостола Павла христиан гнали и физически уничтожали. Ведь им тогда предлагали всё – деньги, славу, - только откажись от Христа и будь счастлив в этом мире. А они отказывались от денег, благополучия, земного счастья и готовы были умереть и умирали за Христа и при этом славословили Бога. Язычники называли их безумными, им было непонятно, - как разумный человек может отказываться от земного благополучия? Но они отказывались от всего ради того, чтобы никогда не предать Христа и постоянно быть вместе с Ним. Они своими духовными очами уже видели Божественную славу, потому что они уже были причастниками этого восьмого дня. Они пребывали в Боге и ничего не хотели взамен, потомучто пребывание с Богом было самым радостным, самым дорогим для них. И нам необходимо стремиться жить так, чтобы жизнь постоянно с Богом.

Событие Преображения напоминает нам о необходимости нашего внутреннего духовного преображения. И преобразиться мы должны не единожды, преображение должно постоянно совершаться в нашей земной жизни. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48), - говорит нам Господь. Будем прилагать все усилия, и не будем страшиться труда для того, чтобы взайти на наш личный Фавор, чтобы и с нами совершилось чудо преображения.  

Дай Бог, братья и сестры, чтобы все полезные уроки, которые сегодня мы услышали, были для нас спасительны и назидательны. Сейчас мы переживаем дни поста, посвященного Божией Матери, а поэтому будем как можно чаще обращаться кЦарице Небесной, чтобы Ее молитвенным заступничеством Господь преобразил наши сердца и души, чтобы все мы стремились жить с Богом и в Боге, в том свете, который явил нам наш Господь и Спаситель. Пресвятая Богородица, помогай нам! Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе! Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2015г

БОГ ЕСТЬ СВЕТ

Сегодня света неприступного бездна! — восклицает преподобный Иоанн Дамаскин, — Сегодня беспредельный поток Божественного осияния озаряет Апостолов на Фаворе! О, чудо, превосходящее всякий ум! О, ликование, дарованное нам превыше всякой меры разумения!»

Преображение Господне — это чудо «превыше всякой меры разумения». Поэтому святая Церковь и каждый из нас, частичка этой Апостольской Церкви, стоим, пронизанные этим потоком Божественного Света, и не можем ничего вымолвить кроме одного: «Господи, добро есть нам зде быти!»

Для нас — эти блистающие как снег одежды Спасителя, такие, как ни один белильщик на земле выбелить не может! Для нас — глас из облака, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Для нас — пророки Моисей и Илия, которые«говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

favorСегодня вся Церковь, и воинствующая и торжествующая, восходит на Фавор, чтобы лицезреть «Свет от Света, Бога истинна от Бога истинна». Сегодня Господь хочет убелить каждого из нас, пока еще одетых в одежду «яко несть брачна». Сегодня, как никогда«Свет Христов просвещает всех!»

Преображение — это залог, начаток, предощущение будущего блаженства, когда спасенные будут ликовать и радоваться в Горнем Иерусалиме, не имея нужды ни в солнце, ни в луне, ни в каких-либо светильниках. Там будет светить солнце правды — Христос Бог наш! «Слава Божия осветила его, — говорит в своем Откровении ап. Иоанн Богослов, — и светильник его Агнец»(Откр. 21:22)

Преображение — это праздник Божественного Света.«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1,5). И как говорит святитель Григорий Палама: «Преобразившись на Фаворе, Христос не иное какое сияние показал, но то, которое имел в Себе скрытым. Имел же Он скрытое под плотью сияние Божественного естества; так что тот Свет является Светом Божества и не есть созданный...»

На Фаворе произошло преображение не только Христа, но и учеников-апостолов. Апостолы удостоились воочию увидеть обожествление человеческой природы Спасителя потому, что они сами преобразились! «Они сами изменились, — восклицает святитель Григорий, — и таким образом, увидели изменение». И этого изменения, обожения, преображения Господь жаждет от каждой человеческой души!

Жизнь во Христе — это не просто нравственное улучшение человека, а обожение, которое означает приобщение славе Божией человеческого естества. Это путь личного восхождения каждого из нас к Богу. Это преображение человеческой души энергией Божественной благодати.

Подлинное величие человека заключается не в том, что он является наивысшим биологическим существом, а в том, что он, по словам святителя Василия Великого, «тварь, которая получила повеление стать богом». Главное достоинство человека не в том, что он способен создать сверхтехнологичную орбитальную станцию, а в том, что он призван быть чадом Божиим!

И суть не в том, сколько мы поклонов сделали, какое количество акафистов прочитали, или сколько служб выстояли, а в том, успеем ли мы наполнить любовью нашу жизнь или нет. Сможем ли зажечь покаянный огонь в своем сердце? Сумеем ли стяжать в душе помысл александрийского сапожника?

Как-то преподобный Антоний услышал в сердце Божественные слова, что, несмотря на все подвиги, он еще не вошел в меру сапожника из Александрии. Придя к сапожнику, преподобный стал умолять его рассказать о своей жизни. Тот поведал старцу, что треть заработка отдает на храм, треть — нищим, а треть оставляет себе. Авву это не удивило, и он настаивал: «Скажи, все-таки, как ты живешь?» «Ничего не делаю, — смиренно отвечал сапожник, — а лишь, работая, смотрю на проходящих мимо людей и помышляю: «Все спасутся. Один я погибну!»

Христианин — это свидетель любви на земле, сотканной из болезней и страхов. «Вы -свет мира». Верующий человек — это маленький лучик, отражающий Вечный Божественный Свет. В быстроменяющемся глобальном мире, где беспощадно стираются грани между добром и злом, между ложью и Истиной, только Евангельское Вечное Слово является настоящим компасом, ориентиром, маяком для истерзанного человеческого сердца. «Никто не видит, где рвы греха, а где ровные стези правды, — говорит преп. Симеон Новый Богослов, — если не воссияет ему умное Солнце!»

Восхождение в гору — это всегда гигантский труд, неимоверные усилия. Это всегда -сбитые ноги, порванная одежда, пот, кровь, мозоли... Но святым апостолам, ученикам Христа пришлось употреблять усилие не только во время восхождения на Фавор. Им настолько хорошо, благодатно, светло, радостно было во время Преображения — «Господи, добро есть нам зде быти», — что они заставляли себя спускаться!

Божественный Свет Преображения должен озарять не только вершину Фавора. Он должен проникнуть во все уголки нашей простой, обычной, ежедневной жизни. Этот свет даст верующему человеку силу разделять трагическую судьбу мира, иметь сострадательное сердце, творческую созидательную любовь, блаженное смирение. Старец Порфирий говорит: «Душа, влюбленная во Христа, всегда радостна и счастлива, скольких бы трудов и жертв не выпало ей».

Преображение — праздник Божественного Света. И Церковь ликует, пронизанная этим святым небесным потоком. Пусть этот тихий, смиренный свет укрепит нас в несении нашего жизненного креста. Ведь Фавор всегда рядом с Голгофой! Пусть колена наших сердец опустятся сегодня на Божественную вершину! И пусть каждый унесет сегодня в своей душе созвездие радостных, ярких Фаворских лучей!

http://www.optina.ru/sermon/2014/06/

Обрéтение мощей святителя Митрофана,

 епископа Воронежского

1423158734 artlib gallery-380332-oВо имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь Иисус Христос пришел на эту землю, чтобы освободить человека от страшного и безнадежного греховного плена, в который он попал после грехопадения Адама; чтобы соединить человека с Богом и дать ему жизнь без смерти, жизнь вечную. В этом и проявляется любовь Божия к нам: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4: 9) и жили вечной жизнью. «Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 5: 12). Жизнь во Иисусе Христе и есть единственно истинная, настоящая жизнь. Такую возможность получили все без исключения люди. Для этого не требуется ни ученость, ни слава, ни богатство, ни положение и связи в обществе. Для этого требуется то, что может иметь любой человек, – вера в Господа Иисуса Христа, Который Сам говорит об этом: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6:  47). Живя на земле, верующий человек уже перешел в жизнь вечную (см.: Ин. 5: 24). С веры в Воскресшего Спасителя и начинается настоящая жизнь христианина, которая не заканчивается смертью. Чем больше живет христианин по своей вере, тем больше его душа освящается Божественной силой, наполняется Божественной жизнью, так что «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20).

Настоящих христиан, которые в большей мере освятили себя подвигами веры, жизнью по вере, Церковь прославляет и называет святыми. Святые начинают жить жизнью Христовой уже на этой земле, получают Божественные силы для святой жизни. Их жизнь является продолжением жизни нашего Спасителя. Такая Божественная жизнь христианина – это не чудо, не что-то чрезвычайное, а норма, естественный порядок вещей.

Поэтому очень важно и полезно читать, изучать жития святых, в которых мы видим претворение в человеческую жизнь евангельских истин. В житиях святых собран опыт богочеловеческой жизни на земле. Здесь мы найдем множество способов достичь христианского совершенства, через Святые Таинства и евангельские добродетели вырасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13). Человек любого возраста, любого звания и положения найдет для себя в житиях святых полезное и удобоприемлемое для спасения; каждый найдет множество учителей для всякого подвига и получит благодатную помощь для всякой добродетели; каждый найдет верный способ преодолеть свой грех, надежное врачевание от любой своей страсти; найдет свой безопасный путь к спасению, к Богу. В житиях святых мы найдем примеры, как грешник становится святым, как неверующий, гордый, самолюбивый, лживый, завистливый, злобный, алчный, сребролюбивый становится человеком Божиим.

Церковь Русская прославляет сегодня святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Его Житие рассказывает нам о его святости, которая проявлялась во всей его жизни, в словах и поступках: в его скромной и смиренной личной жизни, молитве и воздержании, в его церковно-административных делах, когда он руководил монастырями и на архиерейской кафедре, в его общественном и государственном служении.

Любимым размышлением Воронежского святителя, как свидетельствует его Житие, было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва о усопших. Особенно молился он о воинах, за веру и отечество жизнь свою положивших. Поминая усопших за проскомидией, святитель Митрофан говорил: «Если праведна душа, то большей части сподоблена бывает, если же грешна, то будет причастница милости Божией». В «Духовном завещании» святитель просил всех молиться о себе: «Помяните душу мою грешную, да и сами помянуты будете у Господа Бога в день праведного суда».

Жития святых – это не «жизнь замечательных людей». Мы читаем, изучаем жития святых не ради «расширения своего кругозора», не ради удовлетворения праздного любопытства, а чтобы получить помощь и назидание, чтобы опыт жизни святых стал и нашим достоянием.

Святитель Митрофан не просто верил, но знал, как знает Церковь из своего опыта, как должны знать и мы, как необходимо молиться за наших усопших сродников. Ни надгробные памятники, ни слезы и вопли стенаний не имеют смысла, не приносят душам усопших никакой пользы. Единственное, что мы можем и должны сделать доброго и полезного для усопших сродников, – это молитва о них, молитва домашняя и церковная.

«И умершего не лишай милости» (Сир. 7: 36), – учит нас Священное Писание. «Нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6: 36). И если не успел человек очиститься покаянием в этой жизни, наши молитвы приносят его душе отраду и утешение. Молитвы, совершаемые ежедневно дома и в храме, облегчают загробную участь усопших, избавляя их от адских мучений и вводя в Царство Небесное. Возможно, при их жизни мы лишали их своего внимания, доброго слова и дела, своего участия. Сейчас же молитва за них – это та милость, которую мы можем им оказать, восполняя упущенное.

Молитвы за усопших полезны и необходимы и для нас, живущих на земле, потому что в скорби по усопшим приносят облегчение и, если они пребывают среди праведников с Богом, то молятся там, у Престола Божия, за нас, за своих сродников, пока еще живущих в этом мятущемся мире, полном тревог, болезней и скорбей.

Молитва за усопших – это единственно реальная нить, связующая нас с нашими усопшими. И придет время, когда наши души с радостью встретятся в блаженной вечности, чтобы уже никогда не разлучаться. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Каким должен быть истинный, настоящий человек?

В современном секулярном сознании образ Христа сильно мифологизирован и искажен. Он превратился в альтруиста, в носителя устаревшей морали, в лучшем случае — стал лишь духовным лидером христиан и только. Но мы никогда не согласимся с этим вытеснением из нашей современной культуры подлинного евангельского представления о Христе как Богочеловеке. Христос — это камертон человечности. Если мы утратим этот образец, нам нечем будет противостоять сильнейшим современным вызовам, обращенным, прежде всего, против традиционных и истинных представлений о человеке.

Всем нам сегодня крайне важно постоянно вглядываться в образ Христа, сверять с Ним свои мысли и поступки. Нам следует вдохновляться примером Его безграничной любви к людям, Его ревности в молитве и служении Небесному Отцу, Его скромности и кротости, Его нетерпимости ко греху и долготерпения ко грешникам, Его мужества в перенесении скорбей и тягот земной жизни, Его искренности и простоты в общении с другими, Его беспредельной жертвенности, которая проявлялась во всем. Бог приходит в этот мир не как могущественный и славный царь, чтобы Ему все служили и угождали, Он смиренно рождается в пещере для скота, чтобы послужить людям и отдать Свою жизнь ради их спасения.

Впервые в истории Бог сам засвидетельствовал всему миру, каким должен быть настоящий, истинный человек. И не только показал, но и дал всё необходимое для того, чтобы всякий уверовавший в Него смог стать таким же человеком.

Очень важным является умение радоваться и

 благодарить Бога

Христианство — это не безрадостная и не скорбящая религия. Это не система табу, которая зажимает человека и мешает ему жить. Христианство дает огромную энергию, оно действительно раскрепощает человеческий дух, поднимает человека над сиюминутными обстоятельствами времени, открывает грандиозную перспективу. Ее можно увидеть только тогда, когда ты используешь Божественный критерий в определении того, что есть твоя жизнь и жизнь других людей. И это состояние радости и благодарения Богу проистекает от доверия Господу. Недаром самое главное таинство Церкви — Евхаристия — в переводе означает благодарение. Мы собираемся все вместе как Церковь, чтобы благодарить Бога, потому что слова «спасибо», «благодарю» являются самым правильными словами, которые человек обращает к Богу. А все остальное вторично — наши просьбы, и даже наши слезы. Потому что Бог проводит нас через жизнь так, чтобы максимально помочь нам обрести жизнь вечную.

На молодых Церковь возлагает надежду в связи с многими обстоятельствами. Я сейчас скажу неожиданную вещь. И я бы не сказал это еще пять или десять, тем более двадцать лет тому назад. Но чем больше я наблюдаю жизнь современных православных молодых людей, тем больше понимаю, что именно с молодым поколением нужно связывать формирование нового здорового православного образа жизни. Не обязательно одеваться в костюмы XIX и ХХ века, чтобы демонстрировать этот образ жизни. Не нужно принимать никаких дресс-кодов, потому что дресс-код — это форма. Но наш внешний вид, то, как мы обустраиваем жилище, то, чем мы интересуемся, куда мы устремляемся, как мы воспитываем детей, насколько, будучи современными людьми, получающими хорошее образование, мы одновременно актуализируем свою веру в жизнь, — всё это определяет наш образ жизни.

Патриарх Кирилл

https://elitsy.ru/patriarhkirill/

Православный Календарь с 14 Августа 2016 г. по 20 Августа 2016 г.

information items 187Воскресенье, 14 Августа 2016 года. Неделя 8-я по Пятидесятнице.

Начало Успенского поста. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.). Мчч. в Пергии Памфлийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III). Блж. Василия Кубенского. 

Понедельник, 15 Августа 2016 года Седмица 9-я по. Пятидесятнице

 Успенский пост. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557). Блж. Василия Спасокаменского (XV). Обрет. мощей прав. Никодима, Гамалиила и Авива. Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним (257

Вторник, 16 Августа 2016 года.

Успенский пост. Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV-V). Прп. Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147). Мч. Раждена перса (457) (Груз.).Прп. Космы скопца и отшельника (VI). Св. мироносицы Саломии. 

Среда, 17 Августа 2016 года.

Успенский пост. Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Прмц. Евдокии (362-364). Мч. Елевферия (IV). Новосщмч. Космы Айтолийского (Греч.). Новосщмч. Николая (Прозгрова) (1930). 

Четверг, 18 Августа 2016 года.

Успенский пост.  Предпразнство Преображения Господня. Мч. Евстигния (362). Сщмчч. Анфира (236) и Фавия (250), пап Римских. Мч. Понтия Римлянина (ок. 257). Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела, в Египте. Прав. Нонны, матери св. Григория Богослова (374). 

Пятница, 19 Августа 2016 года.

Успенский пост. Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Иова Ущельского (1628). Свт. Феоктиста, еп. Черниговского. Новосщмчч. Димитрия, архиеп. Гдовского (1938), иерея Николая (Прозорова) (1930), пресв. Андрея (Зимина), пресв. Сергия (Тихомирова), Домники, Лидии и Марии (Зиминых). 

Суббота, 20 Августа 2016 года.

Успенский пост. Попразднство Преображения Господня. Прмч. Дометия Персянина и двух учеников его (363). Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах (1239).Мчч. Марина воина и Астерия сенатора (260). Прп. Ора, пустынника Фиваидского (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы. Прп. Антония Оптинского.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

45dd97d82ac6

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00