• slide9
  • slide8
  • slide1
  • slide10
  • slide6

7 неделя по Пасхе (12-06-2016)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 image1

Проповедь в день памяти отцов I Вселенского Собора

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

1 6069Святая Церковь ввела нас в очень важный период. Сейчас мы находимся в преддверии сошествия Духа Святого на Церковь Христову. От того, как мы будем готовиться к этому событию, мы сделаемся способными к восприятию благодати Духа Святого. Мы должны понять простую истину: благодать подается не автоматически. Да, благодать изливается на всё и на вся, но от нас зависит насколько мы способны к ее восприятию. Через семь дней мы вновь соберемся под своды храма, и коленоприклоненно будем молиться Богу о даровании нам Его Божественной благодати. Давайте постараемся, братья и сестры, эти семь дней до Дня Святой Троицы подготовить себя к этому событию. Чтобы, восприняв благодать Духа Святого, мы приумножили этот Божественный дар в своем сердце.

Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангелие от Иоанна, в котором излагалась первосвященническая молитва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Этой молитвой Господь молился незадолго до Своих крестных страданий. В ней есть обращение, с которым Бог-Сын обращается к Богу-Отцу: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Жизнь вечная – важная тема. Смысл нашей земной жизни заключается в том, чтобы подготовить себя к жизни вечной, которая ожидает каждого человека. Человек был сотворен Богом для Вечности, но, совершив отступление от Бога, совершив грех, человек стал смертным. Но Господь приходил на землю, чтобы разрушить власть смерти. В Ветхом Завете мы находим слова: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос.13:14). Господь разрушил смерть, победил её, через Свое Воскресение вновь возвратил человеку Вечность. Все мы призваны к этой Вечности. А это значит, что каждый из нас, живя на этой земле, должен постоянно помышлять о том, что его ожидает. А его ожидает нескончаемая вечная жизнь. И от нас, а не только от Бога, зависит, какой будет эта вечная жизнь. Или она будет вечным блаженством, вечным сопребыванием с Господом. Или она будет вечным страданием и пребыванием вне Бога, - и  это страшно. Поэтому, то драгоценное время, которое даровано нам, мы должны употребить на то, чтобы подготовить себя к вечной жизни.

Все мы, братья и сестры, живя на земле, стараемся больше заботиться о земном, нежели о небесном. При этом каждый из нас оправдывает самого себя, рассуждая примерно так: «Если Господь даровал мне плоть, значит, я должен кормить это тело, одевать его, согревать его…» Конечно, никто не требует отречься от забот о своем теле, но при этом мы не должны забывать о заботе и о своей душе. Из Священного Писания мы знаем, что душа намного дороже тела. Зная об этом, будем прилагать все усилия к тому, чтобы не погубить свою душу, но чтобы спасти её. А спасти её мы сможем только тогда, когда будем стремиться к жизни в Боге, потому что только Бог может спасти нашу душу.

sv nikolai chudotvotetsСегодня Святая Церковь совершает память отцов I Вселенского Собора (за всю историю Церкви было семь Вселенских Соборов).  I Вселенский Собор проходил в 325 году в городе Никее. Сегодня это один из районов города, который некогда назывался Константинополь, а ныне именуется Стамбулом.  На Собор собралось 318 епископов, а участников было более 2 тысяч человек, и среди них присутствовал равноапостольный император Константин Великий.

Отцы Собора столкнулись с одной из ересей, которая имеет место и по сегодняшний день. Эта ересь злочестиво учила о том, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос не является истинным Богом, что Он есть Сын Божий, но не по существу, не по единородству от Бога-Отца, а по благодати.

Но милостью Божией истина восторжествовала. Из истории Церкви мы знаем, что участниками Собора были такие величайшие святители как Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский. Эти и многие другие святители оставили на долгие времена истинное учение Православной Церкви о Святой Троице. И наша задача заключается в неуклонном и твердом исповедании той веры, которая была утверждена отцами семи Вселенских Соборов.

Было, есть и, наверное, еще будет много лжепророков и лжеучителей. Они стараются навязать свою «истину», говоря нам: «Что вы исповедуете Православную Веру, которая уже изжила себя? Только у нас истина. Приходите к нам». Но если уже две тысячи лет существует Православная Церковь, и наши деды и прадеды были православными, то и нам надлежит также твердо исповедовать Православную Веру и не поддаваться ни на какие уловки. Возможно, среди тех, кто сейчас находится в храме, есть люди, которые посещали неправославные собрания - не могу назвать их богослужениями. Поэтому я еще раз хочу обратить всех вас к тому, чтобы мы твердо и неуклонно стремились к исповеданию, может даже до положения живота своего, святого Православия. Вот почему из года в год в седьмое воскресенье по Пасхе Святая Церковь напоминает нам об отцах I Вселенского Собора, то есть напоминает нам об истинном учении Православной Церкви.

Будем помнить то назидание, с которым из глубины веков обращается к христианам апостол Павел: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор.16:13). Будем хранить святую Православную Веру. Будем эту веру насаждать в сердцах наших детей и внуков, чтобы они также были православными христианами. Дай Бог, чтобы те уроки, которые мы сегодня услышали, были для нас назидательны, полезны и спасительны.

Я всех вас сердечно поздравляю с попраздненством Вознесения Господня, а также с приближающимся праздником Святой Троицы. Помолимся с усердием о том, чтобы Господь помогал нам в нашем нелегком делании – стяжании нашего спасения. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2013г

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского

Ioann kron8…Хорошо помню события, связанные с канонизацией святого праведного Иоанна Кронштадтского, особенно первое богослужение в Иоанновском монастыре на Карповке, за которым я имел радость сослужить покойному Святейшему Патриарху Алексию II. Наш благочестивый народ воспринял канонизацию праведного Иоанна Кронштадтского особенно горячо. В то время прославлялись и иные угодники Божии, но, наверное, ни одна другая канонизация, за исключением, быть может, блаженной Ксении Петербургской, не сопровождалась таким духовным подъемом, такой радостью в сердцах православных людей, как канонизация отца Иоанна Кронштадтского.

Возникает вопрос: а почему? Ответ прост: святой праведный Иоанн Кронштадтский жил и преставился в то время, когда на свет появилось поколение людей, доживших до его канонизации. Но причина не только в том, что он был практически современником для многих из тех, кто жил 25 лет назад, но и в том, что почитание святого праведного Иоанна Кронштадтского началось еще при его жизни, задолго до формальной канонизации.

В замечательной книге, написанной очевидцем путешествия отца Иоанна из Кронштадта в Суру, повествуется о том, с какой горячей любовью народ встречал кронштадтского пастыря на протяжении всего пути. Там, где водный путь был узок, народ бежал вдоль каналов на протяжении многих километров — только чтобы быть вместе со своим пастырем. Всякий приезд святого праведного Иоанна Кронштадтского в Суру вызывал всенародную радость. Более того, радость от одного упоминания имени отца Иоанна никогда не покидала сердца тех, кто знал о его житии и был свидетелем его чудес. А чудеса совершались постоянно, как совершаются они и сегодня и перед его гробницей, и везде, где с верой обращаются к нему в молитвах.

Наверное, причина особого отношения нашего народа к святому праведному Иоанну — в силе его слова, в силе его веры, в тех добрых делах, которые он совершал, и в том мужестве, с которым он боролся за Святую Русь. Он чувствовал сердцем и прозревал духовным взором страшные опасности, которые уже при его жизни угрожали нашему Отечеству. Он видел упадок нравов, разложение элит, отход от веры тех, кто должен был стоять на ее защите, в том числе в окружении самодержца. Его пастырское сердце надрывалось от созерцания пороков, которые захлестнули наше общество, и он грозно обличал эти пороки, предупреждая об опасностях. Он обличал и тех, кто под предлогом искоренения социальных противоречий хотел круто изменить жизнь народа и страны, и мы знаем, что предчувствия праведного Иоанна Кронштадтского в полной мере осуществились.

И молитва наша к великому ходатаю и заступнику о земле Русской должна быть особенно горячей. Праведный Иоанн Кронштадтский, который отождествил себя со скорбями православного народа, со скорбями погибавшей России, и сегодня, пребывая у престола Божия, особо внимает воздыханиям о будущем нашего Отечества. Мы должны просить святого праведного Иоанна Кронштадтского, чтобы нас миновали опасности, которые, может быть, и не в тех масштабах, что в его время, но тем не менее грозят Отечеству нашему. Сегодня Церковь, вслед за отцом Иоанном Кронштадтским, умоляет народ хранить веру православную, без которой нам погибель. Потому что там, где вера, там подлинная любовь к Отечеству, которая проистекает из глубины сердца, которая соединена органически с нашими святынями, храмами, монастырями, с духовным подвигом нашего народа, с глубокими прозрениями, которые посещали мужей и жен, в земле Русской просиявших.

Сегодня мы возносим молитвы святому праведному Иоанну Кронштадтскому и об умиротворении междоусобной брани в народе нашем на Украине. Наверное, даже ему, прозорливцу, невозможно было представить, что на просторах Святой Руси случится то, что происходит сегодня. И мы должны просить святого праведного отца Иоанна Кронштадтского о том, чтобы грозные бури обошли стороной наше Отечество.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 

http://www.patriarchia.ru/db/text/4120022.html

Беседы c праведным Иоанном Кронштадтским

Имев счастие состоять в течение более 35 лет в самых близких духовных отношениях к незабвенному, в Бозе почившему о. протоиерею Иоанну Сергиеву (Кронштадтскому), я нередко беседовала с ним, иногда подолгу и обстоятельно, о предметах духовного, возвышенного характера. Пользуясь такими случаями, я старалась предлагать ему вопросы, относящиеся к моей лично духовной, иноческой многотрудной жизни, и, слагая в сердце своем все ответы батюшки, уединяясь вечером в своей келье, тщательно записывала, стараясь упомнить каждое его слово. Из таких записей составилась целая тетрадь. В последние годы (в точности указать год не могу) я сказала об этом батюшке, и он пожелал сам проверить записи, нашел их правильными, сделал в некоторых местах поправки, где вписал своей рукой прибавления, а затем сказал мне: «Хорошо, что ты запоминаешь мои слова. «Хвалю вас», говорит апостол, «яко слово мое помните и предания моя держите» (ср.: 1 Кор. 11:2). Значит, семя падает на добрую землю и принесет плод, довольный к насыщению и других». Вот эти записи, начиная с 1891 года, т.е. с первого года, как о. Иоанн стал ездить на свою родину, в село Суру, для постройки в нем приходского каменного храма». 

 Когда батюшка обратным путем с родины по Мариинской системе вступил в реку Шексну для следования по ней до г. Рыбинска, его ожидал в г. Череповце большой пассажирский пароход, арендованный г-ми Л., приглашавшими батюшку в Рыбинск. Я накануне этого дня, 17 июля, по своему монастырскому делу прибыла в Череповец, но о предстоящем посещении его о. Иоанном ничего не знала и не помышляла. К вечеру, уже в Череповце, я узнала об этом, а поутру следующего дня стало известно, что батюшка уже приехал и находится у соборного старосты купца Крохина. Я направилась туда, едва пробираясь через огромную толпу народа, и стала убедительно просить батюшку заехать в нашу обитель, находящуюся невдалеке от берега реки Шексны. Батюшка отказывался за неудобством задерживать пароход, арендованный хозяевами для доставления его к ним, а не для заездов. При этом он прибавил: «Если хочешь побеседовать, так лучше поедем с нами на пароходе и поговорим». И таким образом мы отправились. Но и тут я снова повторила ему свою просьбу, заручившись согласием на то хозяев парохода, и он согласился. На пристани (нашей монастырской) Борки мы сошли на берег и поехали в экипаже в обитель.

Первое слово батюшки, обращенное ко мне, было:

Отец Иоанн. Что ты так просила меня заехать? Вот мы с тобой виделись, побеседовали, не довольно ли? 

515Игумения Таисия. Оттого-то, батюшка, я и прошу вас, что имела счастие побеседовать с вами и видеть вас. Получив это счастие для себя, я не могу не желать, чтобы и сестры мои удостоились того же. Если не употреблю для сего всех зависящих от меня мер, то это будет у меня на совести; если же сделаю все со своей стороны, но вы сами не соизволите на это, то я уже не подлежу ответу пред Богом за то, что сестры не получат сего блага.

Батюшка внимательно взглянул на меня и сказал: «Вот как ты говоришь! Ну вот мы и едем».

На пути мы начали беседовать.

Игумения Таисия. Желала бы я, батюшка, открыть перед вами всю мою душу; я и всегда старалась это делать, чтобы вы видели ее, как внешнюю вещь, и могли указать, что ей на пользу, ибо это и есть цель моих с вами бесед. Ведь мы часто себя сами не познаем, снисходя к своим немощам. Впрочем, я вижу, что вы человек облагодатствованный и сами видите присущим вам Духом Святым.

Отец Иоанн. Нам, пастырям, дана благодать особенная на дело спасения вверенных нам душ, а благодать сообщает и ведение по мере надобности.

И.Т. Да, батюшка, но не всем одинаково; думаю — по мере личной способности воспринять ее. Вы-то особенно облагодатствованы и духом видите собеседника; я давно замечала это.

О.И. А если замечала и понимаешь духовность в человеке, то нечего и сомневаться, а надобно верить. Это враг смущает нашу душу неверием и сомнением, чтобы не дать ей мира.

И.Т. Много приходится вам, батюшка, видеть людей, выслушивать их разнообразные нужды, грехи, недуги, и чего-чего вам не открывают, не поверяют люди!

О.И. Да, родная; многое и многих приходится выслушивать! (И батюшка тяжело вздохнул.)

maxresdefaultИ.Т. И тяжело же вам, дорогой батюшка?

О.И. Нелегко, но в том-то и заключается исполнение нами заповеди апостольской: «Мы, силънии, должны есмы немощи немощных носити» (ср.:Рим. 15:1). Нелегка и широка эта заповедь и относится она преимущественно к нам, пастырям.

И.Т. А ведь встречаются души чистые, святые, совершенные?

О.И. Совершенство наше там (сказал батюшка, указывая на небо), и «един Свят, Господь Иисус Христос».

И.Т. Батюшка, доколе человек во плоти, он не может быть свободен от страстей и искушений и от соблазнов, которые отовсюду окружают его в мире?

О.И. Разумеется, не свободен, потому-то и надобно глубоко и неослабно внимать себе. Человек в минуты искушений подобен лежащему на весах: куда его перетянет? Враг тянет его в гибель, а ангел и сама совесть человека удерживают его. В это время следует вооружиться страхом Божиим, представив себе ужас адских мучений. Необходимо присоединить и тайную молитву сердца, ибо без помощи Божией мы не сильны бороться  искушениями.

И.Т. Когда человек внимает себе и следит за собою, то и малейшее уклонение от Бога, волею или неволею допущенное, тяготит душу и нарушает ее мирное состояние (говорю, впрочем, из собственного опыта). С потерею мира рождается тревога, смущение, теснота. О, как тяжело бывает душе и как трудно ей снова восстановиться! 

О.И. Потребно немедленное тайное покаяние: «Воззовет ко Мне, и услышу его» (Пс. 90:15). Господь знает наши немощи. Он готов простить нам все, если мы каемся и просим прощения. Не надобно коснеть, т.е. останавливаться на мысли о совершенном грехе, а тотчас же каяться, памятуя милосердие Божие, тогда породится не тревога и рассеяность, а сокрушение и смирение сердца, которое«Бог не уничижит» (Пс. 50:19), т.е. не презрит. 

И.Т. Как сохранить в душе мир с Богом, восстановленный в ней чрез таинства, или чрез тайное покаяние, или милосердием Божиим? 

О.И. Ничем так не сохранишь мир, состоящий в общении с Богом, как вниманием к себе. Вообще человек, проходящий жизнь духовную и ревнующий о спасении, должен неослабно внимать себе, т.е. замечать все движения своего сердца и ума. За ними сильно назирает враг и ищет уловить их; и когда найдет скважинку, т.е. минуту, не занятую вниманием самого домохозяина, тотчас же вторгается и сам начинает хозяйничать в его душе, и много может навредить ей. 

И.Т. А как тяжело чувствует себя душа, когда, очистившись и восстановив свое общение с Богом, опять нарушит его! 

О.И. На чистом и белом виднее пятнышко и самомалейшее; так и на душе чистой, а в черном и грязном они и незаметны за общей чернотой и грязью. Опять так и выходит, что надобно внимать себе и иметь непрестанное памятование о Боге и внутреннюю молитву. 

И.Т. Да, батюшка, невольно приходишь к сознанию, как трудно человеку, особенно поставленному жизнью среди суеты, хотя бы и невинной, например начальственной, но хранящему самовнимание, устоять на этом пути. 

О.И. Пожалуй и трудно, но какое же доброе дело и дается без труда? А с другой стороны, ведь в труде-то и спасение наше, ведь «Царствие Божие нудится» (ср.: Мф. 11:12), т.е. самопринуждением, силою, старанием берется, и только усиленные искатели достигают его. Потребна молитва

И.Т. Батюшка, научите меня молиться. 

О.И. Самое простое дело — молиться, а вместе и самое мудрое. Дитя малое умеет по-своему молить, просить своего отца или мать о том, чего ему хочется. Мы — дети Отца Небесного; неужели детям ухищряться просить отца? Как чувствуешь, так и говори Ему свои нужды, так и открывай свое сердце. «Близ Господь всем призывающым Его во истине... и молитву их услышит» (Пс. 144:18, 19). «Еще глаголющу тебе, речет: «Се приидох!&raquo»; О, как велико милосердие Божие к нам! Но вместе и будь мудра и осторожна, береги ум от рассеянности и скитания или суетности. 

И.Т. Иногда, батюшка, я действительно молюсь всем существом, точно бы я стояла пред лицем Самого Господа. Все существо мое исчезает в молитве, и сладка и горяча бывает молитва та. Но это бывает нечасто, да я и не допускаю себе иногда такового состояния, боюсь, чтобы не прельстил меня враг такою молитвою, как неискусную, еще не могущую понести высоты ее; это дело преуспевших более меня в духовной жизни. Ведь я почти все аскетические книги перечитала, и все подвижники предостерегают новоначальных, неискусных, таких, как я, от созерцательной молитвы; т.е. ее необходимо достигать, но с осторожностью, как высшего дара Божия. 

О.И. Что же и я тебе говорю: будь мудра, осторожна, но избегать созерцательной молитвы не следует. Такая молитва есть посещение благодати Божией, ее надо усиленно просить и дорожить ею, а не избегать ни по какой причине. Враг не любит такой молитвы, вот он и пугает тебя, обманывает. Молитва усмиряет душу, вселяет в нее тишину и спокойствие. 

И.Т. С принятием сана начальственного я мало молюсь, батюшка: вечером не знаешь, как до подушки добраться, так умаешься от дневных дел и забот, а утром, прежде еще чем я встану, дела встанут, и лишь отворишь дверь, то едва ли вернешься для молитвы. 

О.И. Не «во многоглаголании» (Мф. 6:7) молитва и спасение. Читай хотя и немного молитв, но с сознанием и с теплотою в сердце. А главное, в течение целого дня имей память о Боге, т.е. тайную, внутреннюю молитву. Я и сам не имею времени выстаивать продолжительные монастырские службы, но везде и всегда — иду ли я, еду ли, сижу или лежу — мысль о Боге никогда не покидает меня, я молюсь Ему духом, мысленно предстою Ему и созерцаю Его пред собою. Предзрех Господа предо мною выну... да не подвижуся (Пс. 15:8); мысль о близости Его ко мне никогда не покидает меня. Старайся и ты так поступать. 

И.Т. А близким к себе вы Его ощущаете, батюшка? 

О.И. Да, родная, близким, весьма близким: Он всегда со мной, по слову Его:«И вселюся в них, и похожду, и буду им Бог» (2 Кор. 6:16). Иначе как бы я мог так действовать по целым дням, если бы не благодать Божия? 

И.Т. Да, батюшка, трудитесь вы изумительно, вы всецело приносите себя в жертву на служение людям, забывая о себе. 

О.И. Пожалуй, ты и слишком уже сказала, но действительно, я стараюсь по мере сил моих, с помощию Божиею, служить спасению душ человеческих. Я готовил себя к этому с самого начала своего священствования. Пастыри, преемники апостолов, должны жить для паствы своей, а не для себя; мы — «соль земли: аще же соль обуяет, ним осолится» (ср.: Мф. 5:13). 

И.Т. Ведь вы, батюшка, давно священствуете, а открыто явились людям не так давно? 

О.И. То было время искуса. Можно ли исходить на брань, не приготовив себя и не искусившись? 

И.Т. Да, нелегко вам было, батюшка, но зато теперь вы стоите выше всех искушений и страстей, а что приразилось бы к вам — сокрушится о камень веры и благодати, присущей вам. 

Перекрестился батюшка и сказал, вздохнув: 

О.И. Много сказать — выше всех искушений и страстей; я не бесстрастен. Но Божия благодать, «яже во мне, не тща быст» (1 Кор. 15:10), всегда подкрепляла и ободряла меня. Наши ведь — о дне немощи и грехи, а способность наша к служению — от Бога. 

И.Т. Велика в вас вера, батюшка, а во мне недостаточна — поделитесь со мною. 

 Батюшка улыбнулся и сказал: 

О.И. Бери, сколько хочешь, сколько можешь понести. Господь богат милостию. 

И.Т. Вы шутите, батюшка, а я часто колеблюсь, не в вере, конечно, в Бога. О, нет! Я в Него верую всегда твердо и несомненно, а вот, например, в том, могу ли я надеяться на спасение избранным мною путем? От Бога ли было мое призвание и все видения мои, о которых вы знаете? Да и во многих других вопросах, которые мне хотелось бы проверить более духовным, облагодатствованным взглядом и укрепиться верою и упованием. 

О.И. Напрасно смущаешься; первое твое видение Спасителя было тебе еще в детстве, какая же прелесть могла тут быть? Он этим призвал тебя на служение Ему и дал тебе как бы залог спасения. 

И.Т. Он сказал мне в конце видения: «Прежде потрудись!» Я и тружусь изо всех сил, но так ли, как Ему угодно, тружусь, и примет ли Он мои труды, приятны ли ортт Ему, — я не могу быть уверена, ведь «ин суд Божий». 

О.И. Как не примет, когда уже венчал их успехом? Смотри, какой собор воздвигла ты без всяких средств и в какое короткое время; не Господь ли венчал твои труды таким успехом? А за всю-то обитель, за сестер-девственниц, которыми ты руководишь ко спасению, Господь воздаст тебе сторицею, потому что Он праведен и милостив. 

И.Т. Да ведь это все внешнее, родной мой батюшка. Ну, построила я собор чужими, т.е. сборными грошами, чужими руками; да и за это меня все хвалят — ну, вот и воздаяние внешнее за внешнее. А о душе своей говоря, что я приобрела для нее в течение многолетней жизни в монастыре? 

О.И. Для души, говоришь, не приобрела ничего? Об этом судить Богу Сердцеведцу. Пока мы на земле, Таисия, душа неразрывно соединена с внешностью, и труды, хотя и вещественные, подъемлемые ради Господа и во славу Его, бесспорно приемлются Им. Говоришь, «чужими грошами построила»; да своими-то легче гораздо было бы, чем путем тяжелых сборов добывать эти гроши. А что хвалят тебя за собор, то как же не хвалить за такое великое дело? Ведь тут до скончания века Имя Божие будет славословиться тысячами уст, и твоя память как храмосоздательницы не перестанет поминаться Церковью. 

И.Т. Я за то ныне с этими строительными и вообще начальственными заботами и трудами не имею ни молитвы, ни поста, ни подвигов монашеских. 

О.И. Подвиги твои не для твоей одной души, а для общего блага, потому они и велики, и выше частных, собственно для себя. Что же касается поста, ты лжешь сама себе: ведь пища твоя скудная, простая, а совсем не вкушать невозможно трудящемуся. 

И.Т. А греха-то сколько в начальственной должности! 

О.И. А на что же Агнец Божий вземляй грехи мира? Проси у Бога веры и упования. «Совершение уповайте на приносимую вам благодать» (1 Пет. 1:13), — говорит апостол Петр. 

И.Т. Помолитесь за меня, дорогой батюшка, вашими многомощными молитвами, да поможет и мне Господь. 

О.И. Молюсь и буду молиться. И ты молись за меня, и твоя молитва имеет дерзновение. 

И.Т. Какая моя молитва? Я молюсь за вас, отец мой, но только потому, с одной стороны, что хочется за вас помолиться, как за любимого отца, которому желаешь всякого блага; а с другой, стыдно мне и страшно молиться за вас, ибо кто я пред Богом сравнительно с вами? 

О.И. Что ты, Таисия, неправедно возвышаешь меня? Я первый из грешников. Сам апостол просит верующих молиться о нем: «молитеся о мне»(ср.: 1 Фес. 5:25). И другой апостол пишет: «молитеся друг за друга» (Иак. 5:16). Да нам и легче молиться за тех, кто за нас молится. 

И.Т. Я однажды писала вам, батюшка, просила помолиться об исцелении меня от болезни; получила лишь облегчение, а не совершенное исцеление. 

О.И. И не надобно, значит. Не ищи избавиться от болезней, надо же и поболеть, и потерпеть, все на пользу, на спасение наше. 

Эта беседа наша с батюшкой в первое наше с ним путешествие в 1891 году июля 18-го дня записана мною почти дословно вечером того же дня; продолжалась она на пути от пристани до монастыря, где батюшка побыл весьма недолго вследствие просьбы хозяев парохода не задерживать его, и на обратном пути из обители на пароход. 

Когда уже оставалось недалеко до пристани и приближалась минута расстаться с дорогим отцем, мне стало грустно, и я сказала ему: 

И.Т. Вот мы сейчас и расстанемся с вами, дорогой батюшка, а как сладко мне было с вами беседовать! А теперь, Бог знает, когда придется свидеться. 

О.И. Будем благодарить Бога и за то, что получили. Сама ты говоришь, что все это устроилось неожиданно, непредвиденно для тебя, так вот и гляди сама; а разве Господь-то не такой же милостивый будет и всегда? «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13:8). Что вперед заглядывать? Будем надеяться! 

И.Т. Вы очень спешили, батюшка, и даже не покушали ничего; мне очень совестно, что вы совсем голодны.

О.И. Напротив, я сыт больше, чем нужно. Я хотел бы быть голодным; когда голоден телом, то душа сытее, свободнее, легче можешь возноситься горе, а сытое тело и душу может пригнетать, порабощает, да и «не о хлебе единем жив будет человек» (Мф. 4:4). 

И.Т. Удивляться надобно, батюшка, как это вы всякий и самый простой, заурядный случай и даже каждое слово обращаете в назидание, в урок. Вот хотя бы и из этого слова какой высокий смысл выносите! 

О.И. Христианин должен весьма осторожно относиться к каждому слову и стараться обратить его в пользу себе и собеседнику. 

И.Т. Ну вот, родной батюшка, подъезжаем к пристани, сейчас разлучимся. (И я заплакала.) 

О.И. «Кто ны разлучит от любве Божия» (Рим. 8:35)? И нас с тобой, матушка, любящих Господа, ничто не разлучит ни в сей жизни, ни в будущей — веруй и надейся. «Держи, еже имаши, да никтоже восхитит венца твоего» (Откр. 3:11). 

И.Т. Чем могу я выразить вам мою искреннюю, глубокую благодарность за посещение нашей обители? О, если бы я могла чем-нибудь послужить вам или угодить! 

О.И. Угождай Господу, больше мне ничего не надо, и ничто не может быть для меня более приятного.

И.Т. Если бы за ваши святые молитвы и помог мне Господь преуспевать в духовной жизни, то все-таки это будет не вам угождение, а прямая обязанность моя и польза для моей души; притом же как вы узнаете об этом, чтобы порадовалось ваше отеческое сердце? Ведь мы с вами не часто видимся и живем довольно далеко друг от друга. 

О.И. А я говорю тебе, что узнаю; верь этому, отныне мы будем часто видеться. Я ежегодно буду ездить на родину и обратным путем, может быть, буду заезжать в твою обитель».

С такою радостною надеждою оставил меня батюшка, сев на пароход; а я, вернувшись в обитель, тотчас же записала всю эту нашу беседу. 

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopova/

Проповедь в Троицкую родительскую субботу

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

111Сегодня, братья и сестры, завершается цикл пасхальных праздничных богослужений, и мы собрались под своды наших храмов для того, чтобы совершить сугубую молитву о всех почивших праотцах, отцах, матерях, братьях и сестрах наших.

У многих может возникнуть вопрос: почему именно в эту субботу мы поминаем всех усопших православных христиан? Помимо того, что эта суббота именуется вселенской родительской, она также называется Троицкой субботой. В этом наименовании кроется ответ на заданный вопрос. Завтра каждый православный храм будет символизировать Сионскую горницу, в которой собираются ученики Христа Спасителя для того, чтобы стать причастниками благодати Святаго Духа. По окончании богослужения будут прочитаны особые молитвы, которые читаются раз в году. В них мы будем просить Господа, чтобы Он не лишил нас благодати Своего Всесвятаго Духа. Вместе с этим мы будем молиться не только о нас самих и о живущих на земле, но и о тех, которых уже нет рядом с нами.

Нет такого человека, который, живя на этой земле, не согрешал бы, всякий человек подвержен греху. Из опыта нашей жизни мы знаем, как часто и много мы согрешаем. Этот греховный багаж сопровождает нас не только в этой земной жизни, но также тянет нас на дно ада, когда мы переходим из этой временной земной жизни в Жизнь Вечную и Нескончаемую. Поэтому Святая Церковь заповедала всем своим верным чадам заупокойные молитвы, в которых мы испрашиваем у Бога Его милость и всепрощение всех от века почивших православных христиан. Мы веруем в то, что по молитвам Церкви Господь дарует прощение тем, за кого мы совершаем свои сугубые молитвы.

Мне еще и еще раз хотелось бы обратиться к вам с просьбой. Давайте не только в поминальные родительские дни, но во всякий день будем вспоминать не только о себе, но и о тех, кого уже нет рядом с нами, потому что они нуждаются в нашей молитве. Вместе с молитвами мы должны совершать добрые дела в память о наших усопших. В Церкви всегда существовал обычай: все принесенные продукты после благословения священника раздавались неимущим и нуждающимся в пропитании людям. В этом случае наша молитва будет полезной для тех, во имя кого мы совершаем эти добрые дела и молитвы. Также мы должны быть убеждены в том, что когда мы молимся о них, они молятся о нас. Находясь пред Престолом Божиим, они продолжают заботиться о живущих на земле.

222Будем молиться и о живых, и об усопших. И через молитву будем исполнять закон Христов. К этому призывает нас апостол Иаков, когда заповедует: «молитесь друг за друга» (Иак.5:16). Будем молиться во всякий день и час, когда на память нам приходит образ того или иного человека. Вознесем из глубины наших сердец молитву о том, чтобы Господь простил согрешения этого человека и даровал ему Вечное и Нескончаемое Царство.

Я хотел бы также обратить ваше внимание на то, что в Православной Церкви только две субботы имеют наименование «вселенская»: это сегодняшний день, а также суббота, совершаемая за неделю до Великого поста, которую мы знаем как мясопустную и которая совершается накануне воскресенья,  посвященного Страшному Суду. Этот Суд будет, с одной стороны, завершением существующего мира, с другой стороны, он будет началом новой Жизни. После этого Суда для всех живших на земле людей откроется Вечная Нескончаемая Жизнь. Для одних она будет радостной и блаженной, потому что будет продолжаться в Боге. Для других это будут вечные адские мучения, потому что жизнь этих людей будет продолжаться вне Бога.

Рано или поздно нам также придется отставить эту плачевную земную юдоль, оставить всё, что мы здесь накопили. Единственное, что мы сможем взять с собой – добрые дела, которые мы успеем совершить, живя на земле. А поэтому давайте будем спешить делать только лишь добрые дела, для того чтобы предуготовить для себя Вечную и Нескончаемую Жизнь. И через эти добрые дела милость Божия будет проявляться и на наших родных и близких уже покинувших эту землю.

Еще и еще раз я хотел бы обратиться к вам: будем помнить о наших усопших и постоянно совершать сугубую молитву об их упокоении! Но при этом совершать добрые дела в их память, как бы досовершать то, что они не смогли или не захотели совершить в своей земной жизни. Как часто мы бываем скоры для совершения греха, и как медлительны для совершения доброго дела. А ведь должно быть наоборот. Вот о чем нам также напоминает сегодняшний поминальный родительский день.

Будем твердо верить и знать, что наша молитва не односторонняя. Когда мы молимся за наших усопших, они молятся за нас, чтобы Господь нам даровал всё необходимое для того, чтобы мы достойно пронесли свое христианское звание. И будем стремиться к тому, чтобы совершать добрые дела и во спасение своей души, и во упокоение тех многих душ людей, которых уже нет рядом с нами. Помолимся из глубины наших сердец о том, чтобы Господь со святыми упокоил души усопших рабов Своих и даровал всем им Свое Вечное Нескончаемое и Блаженное Царство. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2014г

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

Рассказывают такую притчу. Один священник преставился и оказался перед вратами рая. Перед вратами находится апостол Петр с ключами, который говорит батюшке: «Для того, чтобы войти в рай, необходимо набрать 1000 очков». Священник недоумевает: «Какие очки?» — «Называй свои добрые дела», — говорит апостол. Батюшка называет: «Я построил храм». — «Хорошо, 2 очка», — отвечает апостол Петр. «Я воспитал в вере своих детей», — говорит батюшка. «Хорошо, это еще 2 очка», — отвечает апостол. «Я окормлял своих прихожан, учил их заповедям Божиим, молился за них». «Хорошо, — отвечает апостол, — за это еще 4 очка». Батюшка понял, что ему никак не набрать 1000 очков и взмолился: «Боже, милостив буди мне грешному, я ничего не сделал пред очами Твоими». «А вот за это 992 очка», — сказал апостол Петр и открыл врата Царствия Небесного. 

Не так много надо сделать, чтобы войти в Царствие Небесное, не так много надо сотворить. Путь в Царствие Небесное простой и прямой. Этот путь узок, но он прост и прям. Но как сложно человеку пройти этим прямым и простым путем, чтобы в конце пути предстать пред Господом. 

Сегодня, в этот субботний день, Церковь установила особое поминовение усопших. В такие дни мы стараемся вспомнить о смерти. 

Смерть очень величественна и таинственна. Святая Церковь нам много сообщает о смерти и о приготовлении к ней. Мы, православные христиане, вооружены всей необходимой информацией об этом вопросе. Но эти сведения остаются все же теорией, так как на практике смерть мы встречаем только один раз.

Смерть венчает жизнь, любую жизнь любого человека. Но, наверное, мы все равно будем удивлены при встрече с ней. Жизнь христианина должна стать подготовкой к этой всегда неожиданной, но неизбежной встрече.    

Когда-то встретилась выдержка из дореволюционного учебника русской грамматики. В этой выдержке были самые простые и очевидные выражения, по которым дети учились читать и писать: «Дуб — дерево. Роза — цветок. Олень — животное. Воробей — птица. Россия — наше отечество. Смерть неизбежна». В этом детском учебнике, среди простых, понятных любому ребенку выражений, было и такое — «смерть неизбежна». Это было возможно тогда, в той, еще православной России. Сейчас такой информации нет в учебниках. Хотя как это важно для начинающего свою жизнь - знать, что будет являться итогом, венцом жизни — знать, что «смерть неизбежна».

Неизбежность смерти пугает многих людей. Но христианина неизбежность смерти вдохновляет, сообщает смысл его духовной жизни. Неизбежность смерти говорит христианину о неизбежности его встречи с Господом. Именно в смерти совершается таинственно для нас то, о чем тоскует каждая душа, сознательно или для себя неведомо, — совершается встреча с Живым Богом, Отцом.

  Расставание с этим миром для человека страстного, живущего во грехах — это всегда боль и ужас. Потому что его душа прилепилась к земным благам, наслаждениям и удовольствиям и с болью и ужасом отрывается от этого мира. «Смерть грешника люта» — говорит Писание. Наоборот, человек, уже здесь устремившийся к Небесному, покидает этот мир легко. Его смерть похожа на сон, успение. Святые сравнивали земную жизнь с темницею, а смерть с освобождением.  

Смерть — это не исчезновение. Это переход из одного состояния в другое. Для праведников это будет состояние райского блаженства. Для нераскаявшихся грешников — это мир ада, тоски и богооставленности. Ф. М. Достоевский говорил, что ад можно определить двумя словами: «Слишком поздно». Это страшно, но за пределами нашего земного поприща будет невозможно что-то изменить. Душа человека уйдет из мира в вечность, в ту вечность, которую она заслужила, в которую она способна войти. В нашей земной жизни каждое слово, дело, сокровенный помысл — это семена, которые дадут всходы в вечности. Что мы посеем здесь, то пожнем там. 

Господь в Евангелии, в том отрывке, который читался сейчас на Литургии, говорит: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 5;24). 

Каждый человек, каждая душа, сознательно или бессознательно, стремится к Богу, к жизни вечной, имеет тоску по вечности. Человек изначально, после творения, имел способность знать и понимать волю Божию, понимать в чем заключается богоугождение, богопочитание. Господь непосредственно сообщал первым людям Свои заповеди. Но после грехопадения прародителей люди перестали понимать волю Божию, перестали слышать Голос Божий.

35Теперь стал невозможен путь естественного богоугождения. Каждый человек имеет тоску по вечности, имеет стремление к вечности, но это стремление греховная человеческая природа может выразить в самых причудливых, порою ужасных проявлениях. Отсюда страшные ереси, секты, отсюда коммунизм, как стремление построить Царствие Небесное без Бога. Для того, чтобы человек мог найти этот истинный путь и совершить в своей жизни восхождение к Богу, Господь дал Книгу Жизни, Священное Писание. Поэтому, «слушающий Слово Мое имеет жизнь вечную».

Наша жизнь — это тоже книга, запечатанная книга. Здесь, на Земле, мы можем прочесть лишь несколько первых страниц, остальные же мы увидим и прочтем только в вечности. Как говорит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор. 13;12).  

Смерть — это проклятие, это наказание падшего человека после грехопадения. Победа над смертью произошла в Воскресении Христовом. «Если мы со Христом умерли, то с Ним и оживем» — говорит Писание (2 Тим. 2, 11).

Так и нашу жизнь — этот путь в земле изгнания, мы должны пройти так, чтобы за ее гранью войти в радость Господа, войти в Вечную Пасху, в незаходимый день Воскресения. 

«Как хорошо встретить смерть с молитвою!» — говорит преподобный Амвросий Оптинский. Как хорошо провести жизнь с молитвою — хочется добавить. Господь дал нам эту возможность — провести жизнь в стремлении к Нему, и встретить смерть с Его Именем на устах. Господь привел нас и поставил на этот путь спасения. Он дал нам Истинную Святую Церковь — этот корабль спасения. Дал нам Священное Писание, в котором сообщил Свою волю, Свои заповеди. Великий дар Божий — таинства, спасительную силу которых постиг каждый христианин. Господь дал нам наставников, Своих угодников, как ушедших в вечность, так и живущих среди нас, для того, чтобы мы слышали живое слово спасения. 

Будем же идти этим простым и прямым путем, путем веры и богоугождения, путем преодоления смерти, путем в Царствие Небесное.

Иеромонах Симеон (Кулагин)

http://www.optina.ru/sermon/p19/

Православный Календарь с 12 Июня 2016 г. по 18 Июня 2016 г.

924394e0fdaaВоскресенье, 12 Июня 2016 года. Неделя 7-я по Пасхе, Отцев I Вс.Собора.

Попразднство Вознесения Господня. Челнской иконы Божией Матери, именуемой "Умиление" (переходящее празднование в Неделю 7-ю по Пасхе).Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской (383). Мч. Наталия. Мчч. Романа, Мелентия и Евплия. 

Понедельник, 13 Июня 2016 года. Седмица 7-я по Пасхе.

Попразднство Вознесения Господня. Ап. от 70-ти Ерма (Ермиа) (I). Мч. Ермея Команского (II). Мч. Философа Александрийского (III). Иконы Божией Матери "Нерушимая Стена". Мч. Мага волхва, обращенного мученичеством мч. Ермия.Новосщмчч. Иерофея, еп. Никольского (1928) и иеросхимон. Серафима

Вторник, 14 Июня 2016 года.

Попразднство Вознесения Господня. Мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Прп. Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Прав. ИоаннаКронштадского, прославление (1990). Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Свт. Метрия земледельца. 

Среда, 15 Июня 2016 года.

опразднство Вознесения Господня. Прп. Додо Давидо-Гареджийского, Грузинского (596) (переходящее празднование в среду по Вознесении). Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330-1340). Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819). Новомч. Димитрия Филадельфийского (1657) (Греч.). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654

Четверг, 16 Июня 2016 года.

Попразднство Вознесения Господня. Прп. Давида Гареджийского (VI-VII) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении). Мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (270-275). Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Сретение образа прп. Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца (1503). Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81-96). Прп. Афанасия, чудотворца Сицилийского

Пятница, 17 Июня 2016 года. Отдание Вознесения Господня.

Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Митрофана, 1-го патриарха Константинопольского (325-326). Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392).Мчч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мч. Конкордия (ок. 175).Сщмч. Астия, еп. Диррахийского (II). Прп. Зосимы Киликийского, еп. Вавилона Египетского (VI). Свв. Марфы и Марии, сестер св. Лазаря четверодневного .Прпп. Елеазара и Назария, Олонецких чудотворцев. Новомчч. архиеп. Андроника Пермского и Василия, архиеп. Черниговского и иже с ними

Суббота, 18 Июня 2016 года. Троицкая родительская суббота.

Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362). Перенесение мощей блж. Игоря-Георгия, в монашестве Гавриила, вел. кн. Черниговского и Киевского (1150). Свт. Константина, митр. Киевского и всея России (1159). Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского (1233). Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев (1599).Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (305-311). Прп. Феодора чудотворца, пустынника Иорданского (ок VI). Прп. Анувия, пустынника Египетского (IV). Прп. Дорофея, из обители аввы Серида (620). Игоревской иконы Божией Матери (1147). Прп. Петра Сербского (Серб.). Новомч. Марка Смирнского (1801) (Греч.). 

 

Игоревская икона Божией Матери

игоревская 

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00