• slide8
  • slide10
  • slide9
  • slide1
  • slide6

5 неделя по Пасхе (29-05-2016)

 Владимирская икона Божией Матери

1000

 Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла

в Неделю 5-ю по Пасхе

Христос Воскресе!

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с этим прекрасным пасхальным воскресным днем!

78892464 samaryankaНа языке церковного Устава мы называем пятое воскресенье после Пасхи неделей о самарянке. В этот день читается Евангелие о том, как Господь, встретившись с женщиной-самарянкой у колодца вблизи горы Гаризим, сказал ей слова, которые не только поразили ее и жителей Самарии, но и не перестают поражать каждого, кто вдумчиво читает или вслушивается в слово Божие (Ин. 4:5-42): «Настает время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине».

Быть может, это самое главное, что Господь сказал самарянке, а через нее — всем нам, ведь мы тоже поклоняемся Богу, мы тоже возносим к Нему свои молитвы. Когда же нас можно назвать истинно поклоняющимися Богу? Тогда, когда мы поклоняемся Ему в духе и в истине.

Для того чтобы люди могли поклоняться Богу в истине, вот уже две тысячи лет продолжается интеллектуальная борьба, потому что истина — это то, что усваивается человеческим разумом. С каких только сторон этот разум ни подвергался атаке, чтобы сделать его невосприимчивым к Божественной истине! И даже когда Церковь стала, казалось бы, действительно значимой духовной силой для огромного количества людей, тогда внутри Церкви стали возникать нестроения именно на почве умствования, на уровне мысли.

Почти вся история Церкви связана с преодолением этих человеческих заблуждений. Бог откликается на молитву людей, поклоняющихся Ему в истине, и это хорошо знает враг рода человеческого. Потому он и создает множество соблазнов в сфере идеологии и культуры, заражая людей лживыми мыслями, которые становятся средостением между Богом и человеком.

Борьба за Божественную истину, которая открывает нам путь ко спасению, которая открывает нам путь к подлинному поклонению Богу, никогда не прекращалась ни на минуту. Не прекращается она и сегодня. Многие из вас знают, что сейчас происходит в области массовой информации, особенно в интернете, и могут с легкостью обнаружить сотни и тысячи доказательств того, о чем я говорю вам. Борьба за умы людей не прекращается, особенно за умы людей верующих, потому что если в сознание наше проникают ложь, неправда, противоречащая правде Божией, то мы теряем способность поклоняться Богу.

Но мы призваны поклоняться не только в истине, но и в духе, в Божественном духе. Как говорит преподобный Марк Великий, никто не может поклоняться Богу без помощи Божественной благодати. Простые слова. А почему так? Разве у человека не хватает своих собственных сил, чтобы преодолеть ограниченность физического естества, вырваться за пределы пространства и времени и соединиться с Богом в молитве? Каждый по своему опыту скажет: у нас таких способностей и сил нет.

Что же тогда означает поклоняться Богу в духе? А об этом сказал святой Марк Подвижник: «Без благодати Божией мы не можем замкнуть цепь нашего общения с Богом». Нам этого не дано. Никаких сил на это не хватит. Никто не может достичь Господа, если Он Сам не захочет, чтобы мы достигли Его своими молитвами. И благодать Божия — это дар, который Господь нам ниспосылает. Он становится для нас доступным не по нашей силе, а по Его любви к нам, по Его благодати. И мы знаем, как в результате молитвы с нами происходит что-то особенное: мы обретаем в сердце радость, у нас на глазах появляются слезы, мы обретаем способность покаяния, у нас появляется вдохновение…

Удивительное слово — «вдохновение». У него тот же корень, что и у слова «вдох». Если человек не дышит, если он не вдыхает воздух, он погибает. Вдохновение — это способность принять сигнал свыше, Божественный сигнал. Это невозможно без действия Бога, без Его Духа, без Его благодати. А ведь вдохновение является источником величайших открытий в науке, в искусстве.

Господь посылает вдохновение разным людям, и не всегда верующим и благочестивым. Почему так? А потому что любовь Божия простирается на всех. Потому что дождь и солнечный свет изливаются и на праведных, и на грешных (см. Мф. 5:45). В этом величайшая милость Божия. Если б не было так, то Церковь стала бы некой элитой вдохновенных людей, и произошло бы еще одно деление рода человеческого — на группу людей вдохновенных, и на тех, кто лишен всякой Божественной благодати. Но Господь для всех Отец. Он всем дает Свой дар, от нас зависит лишь способность этот дар воспринять.

«Настало уже время, когда истинные поклонники будут поклоняться в духе и истине». Да поможет нам Господь никогда не сходить с пути, ведущего нас к Божественной истине, чтобы никакие лжесплетения, соблазны, мода, влияние средств массовой информации не помешали нам быть истинными поклонниками Бога. И да поможет нам Господь в ответ на наше дерзновение обретать силу духа, силу Его благодати и усваивать Его Божественные дары, с тем, чтобы через нас прославлялось великое имя Божие. Аминь.

Христос Воскресе!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 

http://www.patriarchia.ru/db/text/4075369.html

Проповедь о беседе с самарянкой

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот воскресный день, братья и сестры, за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование апостола Иоанна Богослова. В нем рассказывалось о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, идя из Иерусалима через Иудею, проходил Самарию и, подойдя к городку Сихарь, остановился отдохнуть у колодца Иакова,а ученики отправились в город для приобретения пищи.

В это время к колодцу подошла женщина, и Господь обратился к ней с просьбой, чтобы она дала Ему пить. Женщина, вероятно по виду поняв, что с ней беседует иудей, сказала: «Как ты, иудей, разговариваешь со мной с самарянкой, ведь между нами нет никакого общения?» Господь ответил ей, что если бы она знала с Кем говорит, то у Него просила бы живой воды. Далее беседуя с этой женщиной, Господь открыл ей всю её жизнь. 

044Когда вернулись ученики, они также были весьма удивлены, что их Учитель беседует с самарянкой. А она, оставив всё у колодца, поспешила в город для того, чтобы возвестить жителям о том, что неподалеку находится Тот, Кого так долго ожидает человечество, ибо она знала о грядущем Мессии. Жители города просили Христа войти в их город. И Господь со Своими учениками два дня пребывал в этом городе.  

На что мы должны обратить внимание, слушая этот евангельский текст? Мне хотелось бы, чтобы мы, прежде всего, задумались над словами, с которыми Господь обращается к женщине: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе:«дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин.4:10). Что это за живая вода? Недавно мы праздновали преполовение Пятидесятницы, когда по богослужебному уставу совершается малое освящение воды, и сегодня Церковь говорит нам о живой воде. Наш мир так устроен Богом, что без воды он не может существовать. Человек, как и все живые существа, также не может жить без воды. Но об этой ли воде мы слышим сегодня со страниц Священного Писания? Конечно, нет.

Прежде всего, мы должны обратить внимание на то, от Кого истекает эта живая вода. Она истекает от Самого Господа. Всякий верующий во Христа человек получает от Господа эту живую воду. И сегодня здесь в храме мы имели возможность получить живую воду, которая является источником нашей духовной жизни. Живая вода подавалась нам в Таинстве Святой Евхаристии, которое только что было совершено.

Мы с вами должны отчетливо понимать, что эти токи живой воды подаются каждому верующему человеку, когда он искренне и с усердием совершает утром и вечером свое молитвенное правило. Эти токи живой воды подаются, когда мы стремимся к ежедневному чтению Священного Писания, а также святоотеческих книг. Вот о какой живой воде ныне напоминает нам Святая Церковь. А поэтому постараемся как можно чаще стремиться к этой живой воде для того, чтобы утолять не свою физическую жажду, а жажду своей души.

Дай Бог, чтобы наши души не испытывали этой жажды. Будем черпать живую воду в молитвословиях, которые мы произносим, в богослужениях, которые мы посещаем, в таинствах, участниками которых мы бываем. Тогда никто из нас ни в этой земной жизни, ни в Жизни будущего Века не будет испытывать духовной жажды. Вот тот урок, который все мы с пользой должны вынести из сегодняшнего евангельского повествования.  

Я вновь и вновь сердечно приветствую вас и поздравляю с продолжающимся светлым и всерадостным праздником Пасхи Господней. Христос воскресе!

Протоиерей Валерий Захаров,2014г

ОБЛАДАТЕЛЬНИЦА ПОЛНОТЫ ДАРОВ

…Из всех рожденных наибольшей полнотой святых даров, полнотой благости обладает Матерь Божия, Которую мы благоговейно именуем Царицей Небесной, о Которой поем, что Она «Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим». Ей Господь дал великую милость простирать пред Ним в молитве о нас пречистые Свои руки, даровал особую милость слышания Ее прошений о нас, грешных. О каждом христианине в отдельности, и семьях, и весях, и городах, и целых народах.

01Множество свидетельств о Ее помощи хранится в настоящем времени.

Именно в настоящем, потому что все события Ее чудесной помощи и заступления не в историческом прошлом, они с нами, они живут в нас, укрепляют, так же радуют, как и в древности радовали наших предков по вере. И Ее помощь, живая и действенная, всегда с нами.

История нашего Отечества от древних дней помнит великое множество сражений – великих и победных, – в которых решалась историческая судьба России. Эти победы были одержаны и кровью великого множества воинов, и силой изощренного оружия, и мудростью полководцев, среди которых были и прославленные святые.

Но в церковном календаре хранится память о тех победах, которые были одержаны не обыкновенными средствами человеческой силы, но совершились вопреки усилиям человеческим, совершились могуществом Божиим.

Один русский историк заметил, что «закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности», то есть глубинный смысл событий исторических, да и событий жизни отдельного человека, неподвластен человеческому истолкованию. Неподвластны они человеческой воле, какой бы неистовой и сокрушительной она бы ни была. Проходит время, и ложные сооружения человеческих усилий исчезают бесследно, как в пустыне исчезают заманчивые миражи. Так в жизнь целых народов и отдельного человека входит чудо – как проявление высшей Истины, высшего суда, милости и долготерпения Божиего. Входит по молитвам Богородицы, о Которой мы поем, что Она – «чудес Христовых начало».

И первое чудо Господа – это призыв нас к милости прежде всего к самим себе, призыв к покаянию. Как и на заре христианства, Он кротко обращается к каждому из нас: «Что же ты гонишь Меня?» И нам надо только смиренно вопросить, как тогда вопросил святой апостол Павел: «Кто Ты, Господи?» И получить ответ: «Трудно тебе идти против Меня. Сила Моя в немощи совершается».

203029«Сила Моя в немощи совершается». Это великий закон духовной жизни, и слова эти относятся не к телесной немощи, а к немощи человеческого упрямства, самоуверенности, самонадеянности, гордости. И хотя поначалу эта сила человеческая, как кажется, и горы может переставлять, и реки поворачивать, и народы порабощать, но в основе ее лежит отвержение всякой помощи Божией. А Бог гордым противится и только смиренным дает благодать.

И тогда, когда в запасе человеческих средств не остается уже ничего, человек смиренно падает на колени пред Господом и вопиет о помощи.

Так было и в 1521 году на Руси. Уже позади и бегство Тамерлана, и противостояние на Угре, позади века унизительного заискивания пред сильными соседями, века униженного стояния на коленях. Москва уже не малое княжество, на которое можно совершить безнаказанный набег. Московский князь уже возвышен и даже признан в Европе «кесарем» – то есть равным собратом других государей. Покой границ, пусть не очень стабильный, укреплен надеждой на договоры и со Священной Римской империей, и с Литвой, и с Казанским ханством. Уже готовы прозвучать и слова, которые нам теперь хорошо знакомы: «Москва – третий Рим», слова, заявляющие о праве наследия новорожденным государством на славу, силу и христианское благочестие Византийской империи.

И вот – внезапная беда.

Происками польской короны поднимается Крымское ханство в союзе с Казанским на Русь. При Оке русское войско разбито. Враг подошел к стенам города. Великий князь Василий в Волоколамске собирает войско, а в беззащитной Москве митрополит Варлаам вместе с жителями усердно молится об избавлении от гибели.

И каков был ответ на эту молитву?

Слепой телесными очами, но зрячей духовно инокине одного из монастырей Кремля открылось, как из Спасских ворот Кремля, покидая его, выходили Московские святители, сами некогда немало трудившиеся в этом граде. Они уносили с собой Владимирскую икону Божией Матери – символ молитвенного покрова Пресвятой Богородицы.

Почему был таким ответ на молитву?

Потому, что духовные и нравственные представления общества о себе не всегда соответствуют истинному. Потому, что заповедь хранить благочестие так, как делали это равноапостольные император Константин, память которого вспоминается сегодня Церковью, и великий князь Владимир обернулась усердием не столько христианским, сколько политическим, размах которого увлек к земному стяжанию.

Так, каждый раз, когда мы согрешаем, стены нашего телесного града оставляет благодать Божия.

106Но в тот тяжкий год не осталась забытой земля Русская.

У врат скорбное шествие встретили великие молитвенники Святой Руси – преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и слезами умолили Владычицу не оставлять Москвы. После молитвы о прощении и избавлении Москвы от врагов святители возвратились в Кремль и внесли обратно святую Владимирскую икону.

Москва была спасена: Махмет-Гирей бежал.

Так свидетельство человеческой беспомощности стало свидетельством милости и силы Божией.

По молитвам Заступницы Небесной люди были спасены, а память об этом дне благодарно сохранена для назидания потомкам в сегодняшнем празднике.

Такова сила молитвенной помощи Матери Божией.

Как стяжала Она эту благодать?

О том, какой была Пречистая Дева в дни земной жизни, мы знаем немного.

Евангелие мало говорит о Матери Господа нашего. Благовещение, Рождество и вот уже страшные дни страданий Ее Сына. Эти сведения как бы обнимают всё повествование о земной жизни Ее Божественного Сына. Но есть одно свидетельство о Богородице, удивительное и непривычное, о котором пишет апостол Матфей и которое не должно ускользнуть от нашего внимания.

Однажды, когда Господь говорил к народу, некто сказал Ему: «Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою».

Что же ответил Сын Человеческий?

«Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? Тот, кто будет исполнять волю Отца Небесного, тот брат, и сестра, и матерь Господни» (см.: Мф. 12: 46–50).

Как понять это?

Святой Иоанн Златоуст вот что говорит: без добродетели всё бесполезно. И возраст, и пол, и пустынножительство, и тому подобное бесполезны, когда нет доброго расположения, нет смирения и верности заповедям Божиим. «И знайте большее, – продолжает великий учитель Церкви, – без добродетели нет никакой пользы и Христа носить в чреве, и родить этот дивный Плод». Но Матерь Христа Спасителя нашего первая исполнила всё должное, явила полноту послушания, сказав: «Да будет Мне по глаголу Твоему».

И Она была не вне, но всегда со Своим Сыном – и у Креста, и ныне, – держа Его на Своих руках.

Толкование святого Иоанна Златоуста к нам всем применимо, особо же в этот день к нашим дорогим выпускникам духовной семинарии, разделявшим вместе с братией и праздники, и посты в обители в честь Пресвятой Богородицы. Пусть хранит нас Матерь Божия, будет нам Помощницей, Доброй и Благой Путеводительницей на всех жизненных дорогах, чтобы мы обновлялись на путях жизни не внешними и привлекательными переменами, но вечной новизной Духа Святого и Животворящего, обновляющего и сердце, и дух.

Святый Душе, происходяй от Бога, святость всем нам подаждь, в Тя верующим, молитвами всех святых и первой нашей Молитвенницы и Заступницы Преблагословенной Богородицы.

Иеромонах Никон (Париманчук)

http://www.pravoslavie.ru/79755.html

О ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ. ОЩУТИ НУЖДУ В ГОСПОДЕ

Если у кого недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. (Иак. 1:5)  

Божий человек должен быть мудрым, он не может быть наивным, и под «мудрым» здесь я, естественно, имею в виду не мирскую, а духовную мудрость. Он должен быть умным, внимательным, глаза его должны быть открыты на все сто, как говорится, чтобы ему можно было справиться с разными искушениями и вызовами, то и дело встающими перед ним. Потому что в жизни встречается много ловушек, разные обстоятельства и испытания каждую минуту возникают у нас на пути, и если мы по наивности или небрежении подвергнем себя опасности, то попадемся в ловушку и навредим себе духовно, претерпим зло.

В «Патерике» говорится, что подвизающийся человек должен быть умнее даже демонов, чтобы опережать их лукавство. Можно увидеть многих людей, терпящих зло не только в духовной, но и во всей жизни по причине своей наивности. Если ты знаешь, что это опасно, что ты обманешься, запутаешься, зачем ты туда идешь? Поэтому нам надо быть благоразумными.

Например, мы говорим: «Я пойду туда-то». Хорошо, ты пойдешь, но ты же знаешь, что увидишь там плохие вещи и навредишь себе. Тогда зачем тебе идти? Не ходи туда. «Нет, я пойду и буду осторожен». Ладно, ты можешь пойти и быть осторожным, если у тебя есть такая сила. Но зачем тебе вообще подставлять себя, зачем вводить себя в искушение без особой нужды? Будет лучше, чтобы ты туда вообще не ходил и чтобы не было ни искушения, ни поводов к нему, ни провокаций.

То есть нам надо ходить в мудрости, как говорится в другом месте Писания. Божий человек должен поступать с великой мудростью и благоразумием, потому что существуют ловушки, искушения, наши немощи, страсти, и поэтому нам надо быть бдительными.

Кто может молить Бога о том, чтобы Он дал ему премудрость? Тот, кто чувствует, что не имеет мудрости. Как ты будешь молить Бога о том, что, ты чувствуешь, у тебя есть? И это наше ощущение, эта духовная самодостаточность – огромная опасность, в которую мы, церковные люди, к сожалению, часто попадаем. Мы считаем за данность, что знаем все, что у нас нет недостатка в духовном знании, благоразумии и мудрости и нам достаточно наших знаний, чтобы преуспеть в духовной брани.

Потому что, чтобы Бог дал тебе что-нибудь, надо Его попросить об этом с болью, надо ощутить Его отсутствие. Это как когда мы здоровы, мы не понимаем ценности здоровья. Мы здоровы, нас это не волнует, нам кажется, что это естественно, и мы ничуть не заботимся и не тревожимся о своем здоровье. Но когда заболеем, мы сразу начинаем говорить: «Самое главное – здоровье!» Многие так говорят. А почему, когда они это говорят? Когда заболеют, тогда и говорят. Здоровый этого не говорит, он и думать не думает о том, что тоже когда-нибудь заболеет, а может, он и вовсе не знает, что такое болезнь. Гриппом мы болели, простудой тоже, но серьезных болезней у нас не было. А больной человек, который знает, как драгоценно это благо – здоровье, нуждается в нем и каждый день борется за то, чтобы вернуть его себе, он подвизается пред Богом, ищет его, потому что знает его безотлагательность.

Чтобы человек мог молить Бога о мудрости, он сначала должен понять, что у него мудрости нет, что он немудр, неблагоразумен, делает ошибки, что он не знает всего. То есть, как говорили древние эллины, ему надо познать самого себя, понять, что он очень нуждается в этом, и когда он поймет, что своими силами ему с этим не справиться, он в эту минуту ощутит боль, сердце его сокрушится, и он с великой болью и слезами взыщет мудрости от Бога.

Как кто-нибудь, чтобы помолиться молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!», – если он не почувствует безотлагательность Божией милости, не ощутит, что главная нужда в его жизни – это чтобы Бог его помиловал, он не произнесет этого с болью, а будет говорить так: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Но когда он почувствует отсутствие в себе Бога, свою окаянность, грех, почувствует, что он отчужден от Бога, тогда он произносит молитву с великой внутренней болью и ощущает огромную нужду в Божией милости.

Так молится человек, так он ищет милости от Бога, в противном случае Бог ничего ему не даст, поскольку он не ищет этого всем сердцем. А он не ищет этого всем сердцем не потому, что не хочет взыскать его всем сердцем, а потому, что сначала он должен почувствовать нужду в этом.

Почему святые говорили всем сердцем своим: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя»? Так мы поем каждый вечер на вечерне: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи!» Разумеется, когда у нас все хорошо, мы говорим это, и оно идет как песнопение, но когда ты ощущаешь отсутствие Бога в себе и начинаешь искать, но не находишь в себе Бога и мечешься во мраке Божия отсутствия и погибаешь, задыхаешься, когда ты в безысходности, ты отовсюду сдавлен, ты похож на человека, который утопает в море и издает крик: «На помощь!» – всеми силами, тогда это молитва, тогда мы молим Бога.

«К Тебе воззвах» – то есть я издал мощный крик, взывая к Тебе, – «услыши мя, Господи!» – это указывает на интенсивность, силу обращения к Богу. Так молится человек, всеми силами.

Но, как я сказал, чтобы помолиться так, надо почувствовать в этом нужду. Если не ощутишь нужды, тогда ты похож на говорящего: «Слушай, окажи мне немного помощи, если у тебя есть деньги. Хочешь, дай мне, не хочешь, не давай! У меня нет особой нужды в этом».

… Надо почувствовать свое безрассудство, немудрость, что ты не мудр, не знаешь всего, что твоих сил недостаточно. Ты ощущаешь нужду в том, чтобы Божия мудрость тебя подкрепила, и надо ощутить это экзистенциально, чтобы ты мог, когда обратишься к Богу, помолить Его: «Боже, я очень прошу Тебя: вразуми меня, дай мудрости, чтобы я не согрешал, чтобы отличал добро от зла, чтобы ведал Твою волю, чтобы не заблуждался и не вводил в заблуждение других». Чтобы ты говорил это с болью и всем сердцем.

Если человек думает, что знает все, тогда это действительно близко к болезни, и это – начало безумия. Отцы говорят, что начало безумия – верить, будто ты знаешь все. Кто говорит: «Я знаю все», тот опасный человек. Начало мудрости – всегда искать и никогда не отталкивать никого. Бог может поучить нас и через самые простые вещи, через что-нибудь самое малое, даже младенец может поучить нас, если мы восприимчивы, чтобы услышать нечто большее того, что мы гипотетически знаем.

Митрополит Лимасольский Афанасий

http://www.pravoslavie.ru/92750.html

Равноапостольные царь Константин и

матерь его царица Елена

ravnoapostolnaya carica elenaСвятой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305 - 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284 - 305), его соправителя Максимиана Галерия (305 - 311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284 - 305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

image 4620Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

x0014Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

http://pravoslavnyi.ru/new_site

ЖИВИТЕ В ПРОСТРАНСТВЕ БЛАГОДАРЕНИЯ БОГА

 Усв. Игнатия Кавказского есть замечательные слова: «дни нашей жизни бесценны — в это время мы решаем нашу вечную участь».

Дни нашей земной жизни действительно бесценны! Они удивительны, потому что они, эти короткие дни — ступеньки к Небу, которых «седмьдесят и аще же в силах осемьдесят лет». Они поистине прекрасны, эти наши даже самые простые, казалось бы, серые дни, потому что они пронизаны Божественной заботой о нас! Дни нашей земной жизни — это проверка нашего желания быть в Вечности с Богом, это испытание нашей любви ко Христу, это наша подготовка быть членами Церкви Торжествующей!

И, безусловно, в немалой степени мы сами должны превратить череду этих земных дней, казалось бы, иногда унылую и безрадостную, в драгоценное ожерелье жизни в Боге, в Церкви, в вере.

Один поэт-мудрец сказал удивительно красиво: «Я христианства пью холодный горный воздух». Действительно, без внутренней духовной жизни, без веры, без благодати Божией человек в этой жизни задыхается. Он едва дышит страшным спертым воздухом своего эгоизма, своих жалких представлений об этих земных днях, как о возможности разбогатеть, возвыситься, насладиться, поймать успех. Но через все это на человека дышит смерть! Смерть — это когда в душе отражается только земное. Смерть — жалкая попытка обойтись только плотью. Смерть — это побег от Бога. Смерть — это жизнь в обнимку со грехом.

Достоевский, оголенная совесть русского народа, горько и радостно восклицает: «Пусть я проклят, пусть я низок и подл, но и я целую край той ризы, в которую облекается Бог мой!»

Господь каждому человеку дарует возможность прикоснуться к Его Божественной ризе! Само слово «религия» и означает «связь», связь с Небом, с Богом, с Вечностью. Мы должны связать себя с Богом!

… Но часто случается так в нашей жизни, что мы связываем себя с очень многим: со своим богатством, со своей мнимой ученостью, со своими страстями, со своими привычками, со своими ложными взглядами на эту жизнь. И бывает так, что мы отходим от Бога, «опечаливаемся», как опечалился евангельский богатый юноша, потому что нам очень трудно отказаться от накопленного «сердечного душевного хлама», который мы принимаем за богатство. Нам очень трудно войти в игольные уши, потому что мы так жадно и настойчиво желаем пространного пути!

Мир опьяняет человека, завораживает его, заставляет его играть в свою безумную, преступную азартную игру. Если человека парализует, то он лежит неподвижно и понимает, что его охватил очень тяжелый недуг; а живя без Бога, человек духовно совершенно разбит, парализован, мертв и не ощущает тяжести своего положения.

А св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы называться и быть детьми Божиими». И Апостол Павел, как бы вторит ему: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Вот оно высокое, радостное, Небесное предназначение человека — быть своим Богу!

«Сердцевиной каждого движения человека, — говорит великий старец Паисий Афонский, — должен быть Христос». Только Господь, как яркий Небесный луч, может осветить нашу унылую мрачную безобразную жизнь.

И, несмотря на то, что часто человек пытается забыться в этом мире, обставив себя красивыми вещами, обставив себя влиятельными друзьями, пытается забыться, окунувшись в прозрачную розовую наркотическую нирвану, уйти на страну далече, все же «душа человека, — как говорит Тертуллиан, — по природе христианка».

И если человек пытается вырваться из этих жутких бесчисленных коридоров, которые нагородил для него диавол, из этой «диавольской прозрачности за стеклом»; если он не удовлетворяется мерцанием тусклых земных огоньков, скучным гнилым корытцем, если он с кровавым потом все же ищет Высший Смысл, жаждет красоты внутрьпребывания, тогда Господь обязательно откроется человеку. Откроется как вечная Любовь, как вечная неиссякаемая Милость!

«Божия благодать всех делает Его детьми», — говорит блаженный Августин. И мы обязательно должны стать Божиими детьми, открытыми для Небесного Дождя, для благоухания Небесного Промысла, для теплоты веры.

Гордыня, безверие, самость заставляют человека заливать то искреннее, нежное, тихое, хрупкое, что как маленький росток рождается в душе, в лукавую оловянную форму привычных схем, скучных несвежих идей, желания быть «как все».

А христианин — всегда немного ребенок. Сам Господь говорит: «Будьте как дети!» Христианин всегда блаженный, он всегда «не от мира сего», он всегда не «застегнут на все пуговицы современной цивилизации», потому что его цели — не земные; его переживания — небесные, которые не поддаются измерениям атеистических приборов; его жизнь пронизана токами Божественной любви; он живет, как говорит старец Паисий, «в пространстве благодарения Небу».

В этой короткой, маленькой, быстротечной жизни верующий человек от всей души старается как добрый купец, как мудрая дева стяжать в своем сердце елей любви, елей молитвы, елей благодати Божией, елей внутренних сокровенных покаянных слез, потому что постоянно слышит в своей душе слова Христовы: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в онь же Сын Человеческий приидет».

http://www.optina.ru/sermon/pt22/

О ВЫБОРЕ

78892464 samaryankaВ жизни есть списки. Найти себя в списке это очень хорошо иногда, иногда не хорошо. Например, найти себя в списке очереди на квартиру. Но бывают и другие вещи, например списки погибших в авто- или авиакатастрофах. А вот мы имеем молитву еще про 1 список: "Господи Иисусе Христе, напиши меня раба Твоего в Книге Твоей Животной" - Книге Жизни - "и даруй мне конец благий". В Апокалипсисе описывается, что раскрыты были книги, и живущие были судимы по написанному в книгах, и всякий, не найденный в Книге Жизни, был лишён Вечной Жизни. За пределами Иерусалима Небесного остался, потому что ворота Иерусалима, которые не закрываются ни днем, ни ночью, но при том, что они не закрываются, туда никто нечистый, скверный войти не может. А я есть в этом списке? Пока книжка только пишется, есть молитва: "Напиши меня, Господи, в Книге Жизни и даруй мне конец благий". Напиши мое имя, пожалуйста, чтобы в этой книжке было твердо написано. Например, в армии есть прекрасный обычай - на вечерней поверке называются фамилии погибших, которые навечно зачислены в некий список. Навечно записан в Книгу Святой великомученик Георгий или Николай Чудотворец - никогда никто оттуда их не вычеркнет. Мы тоже туда записаны карандашиком, когда крестили. Потом этот карандашик надо обвести чем-то более существенным. Поэтому есть молитва: "Напиши меня в Книге Жизни и даруй мне конец благий".

Конец благий это последний день, последний час последнего дня, последняя минута последнего часа и последний вдох и выдох в последнюю минуту. На каждом этапе будет много всего происходить. Будет страшно, тяжело, сдавливать грудь, будет совсем не весело, будет очень серьезно. И умирать можно по-разному. Люди умирают, не приготовившись. Сколько в автокатастрофах умирает людей - это не благий конец, потому что не готов совсем. Тебе бы помолиться: "Прости меня, Господи" - хоть так, это уже благий конец. Есть смерть от алкогольного отравления, ужасная смерть. Статистика дает нам такое пестрое разнообразие последнего часа и последней минуты, что можно и плакать, и книжки писать на эту тему. Церковь вообще на каждой утренней и вечерней Литургии молится: "Дай мне, Господи, христианский конец живота моего не болезный и непостыдный и добрый ответ на страшном судилище". То есть без боли может душа уйти, тихо, непостыдно, без стыда. Итак, это очень серьезная просьба: "Господи Иисусе Христе, напиши меня раба Твоего в Книге Жизни и даруй мне конец благий". Это очень серьезно.

Протоиерей Андрей Ткачев

https://elitsy.ru/profile/38400/309448/

Православный Календарь с 29 Мая 2016 г. по 4 Июня 2016 г.

Воскресенье, 29 Мая 2016 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Прп. Феодора Освященного (368). Перенесение мощей прпЕфрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545). Прпп. Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских. Свт. Александра, еп. Иерусалимского (213-250).Мчч. Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303). Блж. отроковицы Музы (V). Прпп. отцев, в Лавре св. Саввы избиенных (614). Свт. Георгия II, еп. Митиленского (IX).Свщмч. Авдиисуса, еп., и иже с ним 16-ти иереев, 9-ти диаконов, 6-ти монахов и 7-ми дев персидских мчч. Свт. Николая Мистика, патр. Константинопольского (Греч.). Новомч. Николая Мечевского (1617) (Греч.). 

Serebryanaya-moneta-Ostrova-Kuka-5-Dollarov-Ikona-Svyatoj-knyaz-Dimitrij-Donskoj-PROOF-5Понедельник, 30 Мая 2016 года. Седмица 5-я по Пасхе.

Ап. от 70-ти Андроника и св. Иунии, помощницы его (I). Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской (1407). Мчч. Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284-305). Свт. Стефана, патриарха Константинопольского (893). Икон Божией Матери Споручница грешных и Шуйской. 

Вторник, 31 Мая 2016 года.

Память святых отцев семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины, Ираклия, Павлина и Венедима. (249-251). Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мчч. Давида и Таричана (693) (Груз.). Мч. Евфрасия, Никейского (Греч.). Иконы Божией Матери Псково-Печерской. 

Среда, 1 Июня 2016 года. Отдание Преполовения.

Отдание празника Преполовения Пятидесятницы. Сщмч. Патрикия, еп. Прусского, и дружины его: Акакия, Менандра и Полиена пресвитеров (II-III). Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел кн. Димитрия Донского (1389). Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523).Прп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284-303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (VIII). 

Четверг, 2 Июня 2016 года.

Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1431). Блгв. кн. Довмонта, во св. крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Прп. Фалассия мироточца, Ливийского. Прпп. Никиты, Иоанна и Иосифа, Хиосских. 

Пятница, 3 Июня 2016 года.

Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.).Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII). Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Обор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Прпмч. Агапита Маркушевского. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская "Умиление" (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634). 

Суббота, 4 Июня 2016 года.

Мч. Василиска (ок. 308). Память II Вселенского Собора (381). Мч. Иоанна-Владимира, царя Сербского (1015). Новосщмч. Захарии Прусского (1802) (Греч.).

111

 

Яко сокровище пребогатое, многодетно в земли сокровенное, честныя мощи твоя обретошася чудоточащия, всеблаженне отче святителю Алексие: от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся и Христа славословим, глаголюще: слава прославляющему святыя Своя.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00