4 неделя по Пасхе (22-05-2016)
Перенесение мощей святителя и
чудотворца Николая из
Мир Ликийских в Бар
С престольным праздником!
Тропарь святителю Николаю Чудотворцу.
Приспе день светлаго торжества,/ град Барский радуется,/ и с ним вселенная вся ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в пренесение честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Николая,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.
НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Святость скрыться не может. Она – свеча, поставленная на подсвечник, и город, стоящий на верху горы. В первом случае она освещает пространство вокруг себя. Во втором – видна издалека, с какой бы стороны к ней ни приближаться.
Святость преодолевает расстояния между людьми и эпохами. Разная языковая среда, разный культурный фон не мешают людям спустя столетия безошибочно распознать святость и поклониться ей.
Таков Николай Чудотворец.
Если бы между святыми было место зависти или соревнованию в людском почитании, многие бы смотрели на Николая исподлобья. Еще бы! Таким массовым почитанием на всех континентах не каждый похвалится. Но зависти между святыми, конечно, нет. Среди них царствует молитва и искренняя любовь. А вот у нас, странников и пришельцев, совершающих свой земной путь, есть серьезная тема для размышлений.
Причина массового и многовекового почитания Николая Чудотворца – в его внутреннем богатстве. Причем он так искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от внешних глаз, что мы почти ничего не знаем о фактах его биографии. Слава нашла Николая после оставления земли и вхождения в небесный покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны гордости и тщеславия (этих неизбежных спутников славы и похвалы) миновали.
Мы почитаем святого Николая и как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам совершаем службы и обращаем к нему свои молитвы. В предновогоднее время к этому почитанию подмешивается изрядная доля клоунады, раздражающая тех, кто действительно любит святого. Стоит поднять вопрос о таких формах и способах почитания Николая, которые бы действительно прославили угодника Божия и принесли нам реальную пользу.
«Подражайте мне, как я – Христу», – сказал в одном из своих посланий апостол Павел. Это не просто частный призыв, обращенный к конкретной аудитории. Это духовный закон. Согласно этому закону, человек приобретает полезные навыки, учится и растет, подражая тем, кто лучше его, тем, кто ушел дальше и зовет нас за собой. Важно отметить и то, что Павел не говорит «подражайте Христу», но – «подражайте мне, как я – Христу».
Это значит, что высота подражания Господу не осиливается всеми сразу, но вначале необходимо учиться у тех, кто близок к Богу.
Теперь опять переведем мысленный взгляд на Николая Чудотворца. В чем мы можем ему подражать и через подражание максимально почтить этого святого? Например, тайным творением добрых дел. Это не очень приятное занятие для разъеденного тайными недугами человека, желающего похвалы и жаждущего славы. Но это именно то, чем прославился Николай, анонимно помогавший людям, попавшим в беду.
Не секрет, что святые оживляют для нас Евангелие Господа Иисуса Христа, воплощая его в своем поведении. Так, слово Божие говорит нам об «Отце, Который в тайне», «Который видит тайное и воздает явно», и призывает молитву, милостыню и пост совершать не напоказ, но для Господа. Однако привычно частое прочтение этих слов далеко не всегда приводит к их исполнению на деле, и мы продолжаем творить добро, втайне желая признания и похвалы. Нам нужны примеры. Нужны живые люди, которые слово и мысль превратили в дело и которые руководствовались заповедями не от случая к случаю, а постоянно.
Таков Николай. Он хорошо знал сердцем то, что сказал один из отцов Египта, а именно: самое твердое и правильное добро то, которое творят втайне. Николай и из мира хотел уйти, чтобы в монашеском одиночестве, ни на что не отвлекаясь, служить Богу постом и молитвой. Но Бог, знающий человека лучше, чем сам человек знает себя, указал Николаю на иной путь. Этот путь заключался в попечении о пастве и жизни среди волнуемого страстями многолюдства. Так подвижник лишился внешнего уединения и был вынужден искать уединения внутреннего. В этом тоже можно ему подражать.
Мы уже сказали кратко о том, что человек редко понимает красоту и ценность тайного доброделания. Свое и без того мелкое добро он склонен до конца губить и лишать себя будущей награды из-за саморекламы и того «трубления перед собою», которое Христос осуждал в лицемерах. Образ Николая в этом смысле не только льет на нас свой теплый свет, но и учит менять свою жизнь в соответствии с евангельской новизной.
Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живет только внешним, кто хранит и оберегает свой внутренний мир.
Источник силы для человека – это его один на один предстояние перед Господом. И тот, кто совершил много евангельски великого и полезного, должен лишь одной стороной быть обращенным к миру и людям. Вторая половина его жизни по необходимости должна быть сокрыта в Боге, в общении с Ним.
Открытки, подарки, красные бутафорские носы, мешки за плечами, детский смех, ватные бороды… Праздник Николая – это, конечно, еще и детский праздник. Но и в эту веселую возню с ожиданием сюрпризов было бы хорошо внести евангельскую закваску. Дело в том, что дети в этот (да и не только в этот) праздник ориентированы на получение различных благ: внимания, ласки, подарков. А ведь они сами с некоторого возраста могут быть не только потребителями благ, но и творцами всякого добра.
«Ты любишь Николая Чудотворца? А ты знаешь, где секрет его известности и любви к нему? Секрет в том, что он помнил и исполнял слова Писания: “Блаженнее более давать, нежели принимать”. Ты почтишь Николая Чудотворца, если будешь ему в этом подражать. Помоги родителям по дому. Помоги отстающему товарищу усвоить предмет, который ты знаешь и понимаешь лучше, чем он. Сегодня и всегда поделись на перемене бутербродом с соседом по парте. Думай о других, а не только о себе. Отдавать ведь не значит только передавать из рук в руки деньги или вещи. Отдавать можно время, силы, знания, заботу, молитву. Этим должны заниматься все, в том числе и дети».
Подобное почитание святого очень востребовано, и оно, к сожалению, пока не является главным и общепринятым способом выразить Николаю свою любовь.
И еще очень важный момент. Николай ныне – житель Небесного Царствия. Разговор о нем – прекрасный способ повести речь о бессмертии души, о духовном мире, о неистребимости добра, сделанного во имя Божие. Если с детьми часто трудно или невозможно говорить о мучениках по причине страшных издевательств, которые они вынесли, то о таком святом, как Николай, можно говорить всегда. Только бы не «зацелофанить» и не «законфетить» образ святого. Только бы не свести все к дедушке с мешком, к детским письмам с просьбами о подарках, в которых видно, что аппетит подрастающего поколения разгорается не на шутку. Им уже не до шоколадок. Детки все чаще просят игровые приставки и новые модели мобильных телефонов. А родители, эти «датели» и «винители», эти частые эгоисты и тайные атеисты, умильно хохочут над письмами и просьбами своих деток.
Хорошо, если святой многого мелкого и ничтожного в наших праздниках, посвященных ему, не заметит. А если заметит и прогневается? Предание ведь сообщает нам о пощечине, которую от руки Николая получил Арий. И это значит, что святой не приставлен к бесконечному разносу подарков или попечению о плавающих по водам. Он ревнует о Истине. Нужно чтить его так, чтобы его ладонь на своей щеке не почувствовать.
Стоит вообще подумать о почитании святых. Чтобы чтить не только службой и застольем. Ведь можно найти и другие законные и благочестивые способы выразить святым свою любовь. В день памяти любого из евангелистов можно организовать в храме чтение соответствующего Евангелия. Да и любого из святых, чьи книги вошли в Библию, можно чтить таким образом. В день памяти Иоанна Милостивого или Филарета Милостивого сам Бог велел подражать святым делами любви. В день памяти Симеона Столпника, конечно, на столп не залезешь, но выключить мобильник, телевизор и компьютер и посидеть часа три в тишине можно попробовать.
Творчество нужно и свежий взгляд. Поскольку и сами святые – это не законники и формалисты, а в высшей степени интересные и глубокие люди.
Как же и мы почтим память святителя Николая Чудотворца?
http://www.pravoslavie.ru/43494.html
Благодатный светоч города
В этом году православные верующие отмечают 70-летие возрождения Никольского собора, одного из символов церковного возрождения Православия на земле Казахстана….
Совершая пастырский визит в Казахстан в январе 2010 года, Святейший Патриарх Кирилл посетил и Никольский собор города Алматы. Обратившись к его прихожанам с Первосвятительским словом Святейший владыка сказал: «Я с особым душевным трепетом вошел под своды этого храма. В то весьма непростое время, когда Церковь наша жила в условиях государственного атеизма, храм был центром епархиальной жизни на территории огромного Казахстана. Здесь служили замечательные иерерхи – владыка Николай (Могилевский), причисленный к лику святых; владыка Иосиф (Чернов), которого я лично хорошо знал, очень почитал и любил. Именно этот храм был местом общей молитвы тех, кто собирался вокруг своего архипастыря, чтобы прославить Господа. Именно под сводами этого храма я хотел бы возблагодарить Бога за подвиги тех, кто хранил веру православную на казахстанской земле; тех, кто положил свою жизнь за веру Христову; тех, кто нес на своих плечах тяжелейшие бремена гонений; тех матерей и бабушек, которые крестили детей, часто скрывая это от отцов и дедов… Мы живем в то время, когда православный храм должен становится центром и духовной, и молитвенной, и общественной жизни, общим пространством для единомышленников в вере».
Никольский собор во все времена, в том числе и в годы гонений, был и остается таким пространством, центром духовной жизни для многих и многих православных верующих. Его можно сравнить с источником, к которому приходят люди, чтобы почерпнуть необходимые токи Божественной Благодати и всего того, что так необходимо в нашей жизни. Поэтому не случайно двери храма раскрыты для всех. Всякий приходящий находит здесь и утешение, и укрепление, и поддержку душевных и телесных сил. Это помогает справиться с теми или иными жизненными ситуациями, случающимися на пути каждого живущего на земле человека. Говоря о Никольском храме, нужно подчеркнуть, что для города Алматы и его жителей он имел, имеет и будет иметь притягательную силу, которая всегда благодатно воздействует на всех прихожан и гостей. Не случайно, а быть может и по этой причине тоже, Никольский храм так любим прихожанами. Они с большим теплом и любовью отзываются о храме, приходят на богослужения. Как и многие десятилетия назад, здесь совершается молитва, приносится священная жертва на Божественном Престоле Благодати за всех молящихся и всех православных христиан.
Свою историю Никольский собор начинает с 1904 года, когда жители юго-западной части города Верного, местности, которая в то время называлась Кучугуры, обратились к епископу Туркестанскому Паисию (Виноградову) с просьбой о строительстве на Зубовской площади нового храма в честь святителя и чудотворца Николая. За четыре года храм, созданный по проекту архитектора С.К. Тропаревского, был построен, и в декабре 1908 года совершилось его освящение епископом Туркестанским Димитрием (Абашидзе). Сияющий куполами, крестообразной формы, семиглавый, с высокими сводами и колокольней, внутри весь залитый южным солнцем – таким предстал перед горожанами новый Никольский храм. Настоятелем хр ама был назначен протоиерей Александр Скальский. За короткое время Никольская церковь стала одной из наиболее посещаемых в городе, а её настоятель, искренне любивший свою паству, приобрел глубокое уважение и почитание со стороны православных верненцев.
Никольский собор, как и все православные храмы города и бывшего Советского Союза пережил времена массового храмостроительства, а также страшные годы безбожного лихолетья. Старшее поколение помнит, как в феврале 1936 года храм был закрыт. С него сняли кресты, разрушили колокольню и купола. С начала Великой Отечественной войны устроили конюшню, а в подвале храма расположилась военная штрафная рота. В алтаре и по всему храму стояли деревянные нары, на которых лежало сено, пол был завален навозом. В то время в Алма-Ате не оставалось ни одного действующего православного храма. Верующие тайно собирались на квартирах для общей молитвы. Так продолжалось до 1946 года.
В 1946 году приснопамятный иже во святых священноисповедник Владыка Николай, обратившись в городской совет, получил согласие на то, чтобы Русской Православной Церкви был передан Никольский собор. Можно себе представить, с каким воодушевлением и радостью верующие восприняли эту весть. Все, в полном смысле слова, устремились сюда для того, чтобы приложить хоть чуточку личного участия и придать храму былой облик, прежнюю красоту….
В Никольском соборе по милости Божьей в послевоенное время совершали служение такие величайшие иерархи нашей церкви как священноисповедник Николай (Могилевского) - митрополит Алма-Атинский и Казахстанский и Иосиф (Чернов) – человек уникальных дарований и душевных качеств, блаженный старец и исповедник веры, проведший в общей сложности 20 лет в лагерях и ссылках. А также многие замечательные священнослужители. К примеру, сподвижник и надежный помощник митрополита Николая в деле духовного возрождения Казахстанской епархии в период «сталинского перемирия» и послевоенной разрухи – архимандрит Исаакий (Виноградов), архимандрит (впоследствии архиепископ Пермский и Соликамский) Афанасий (Кудюк), протоиерей Стефан (Теодорович), иеромонах Исаакий (Милованов) и многие-многие другие. До 1995 года вплоть до возвращения Русской Православной Церкви Вознесенского кафедрального собора, Никольский собор был первым главным храмом епархии, поскольку здесь находилась кафедра правящего архиерея….
Конечно, нельзя не упомянуть о тех величайших святынях, которые как в сокровищнице, хранятся в Никольском соборе. Вскоре после освящения Никольского храма из Пантелеимонова монастыря на Афоне по просьбе епископа Димитрия (Абашидзе) была доставлена частица святых мощей великомученика Пантелеимона, которая и по сегодняшний день бережно хранится на Престоле, посвященном этому святому страстотерпцу Христову. Сохранилось свидетельство того, как эта святыня прибыла в город Верный. «Частицы мощей великомученика Пантелеимона, святителя Григория Богослова и святителя Нифонта, патриарха Цареградского, были переданы на Афонское подворье в Одессе, где их встретил посланный от верненского духовенства диакон Никольской церкви Стефан Пономарев. В день праздника целителя Пантелеимона святыни были торжественно встречены в десяти верстах от города Верного крестным ходом. Афонский дар был принят у отца Стефана возглавлявшим шествие священником Александром Скальским. Близ города у Иверско-Серафимовской женской обители святыню земным поклоном почтил епископ Димитрий с духовенством. Владыка, прочитав молитву святому великомученику, поднял над головой ковчег и вошел под приготовленный в виде изящной часовни балдахин, несомый хоругвеносцами. Войска длинной цепью охраняли святыню и духовенство. За святыней следовал губернатор, военный хор всю дорогу исполнял «Коль славен». Крестный ход прибыл в Никольский храм. Владыка вошел в алтарь и поставил на престоле ковчег со святыней. Началась Божественная литургия, после которой Его Преосвященство, подняв святые мощи, крестным ходом проследовал вокруг церкви на площадь, где совершил молебен с водоосвящением. «Нынешний день - говорил в благодарственном слове староста Никольской церкви, - навсегда останется в памяти нашего прихода. Нам кажется, что ныне вся вселенная разделяет наше торжество и воздает хвалу величию Божию». Примерно в это же время из Киева была доставлена частица святых мощей Великомученицы Варвары. Ларец с частицей ее святых мощей так же, как и прежде, находится на Престоле, посвященном святой Великомученице. В марте 1954 года в знак благодарности за материальную помощь, оказанную прихожанами Никольского собора для восстановления храма в г. Тобольске, в Никольский собор была подарена икона Святителя Иоанна, митрополита Тобольского, с частицей его святых мощей. В 1993 году Высокопреосвященнейший Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов) даровал храму дивную икону Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, с частицей его святых мощей. В канун знаменательного юбилея 2000-летия Рождества Христова Никольскому собору прихожанкой храма была принесена в дар частица Камня Пещеры Рождества Христова в Вифлееме. По благословению Высокопреосвященного Архиепископа Астанайского и Алматинского Алексия Камень Пещеры Рождества, размещенный в специально сооруженном кресте, находится в одной из древнейших икон храма — в аналойном образе Святителя Николая, который был сооружен в 1911 году по случаю 25-летнего служения в сане иерея священника А. Скальского. Также в храме в специальном мощевике помещены частицы мощей более чем 20 святых. Доставлены они были вместе с мощами вмч. Пантелеимона, и среди них много мощей святых Киево-Печерской Лавры: прп. Антония, прмч. Анастасия, прп. Силуана и др., а также мощи свт. Григория, прп. Онуфрия Великого, прп. Нила Столобенского, блгв. княгини Анны, вмц. Марины, вмц. Параскевы и др.
К Престольному празднику 2010 г. Высокопреосвященнейший Архиепископ (ныне Митрополит) Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, даровал храму драгоценнейшую святыню – частицу мощей Святителя и чудотворца Николая, Архиепископа Мир Ликийских. По благословению Высокопреосвященнейшего Владыки из серебра был изготовлен ковчег, который находится на главном Престоле собора и износится для поклонения прихожанам во время акафистного пения, совершающегося еженедельно в среду за вечерним богослужением. Весной 1995 г. при активном содействии группы «Милосердие» на территории храма завершено сооружение Поклонного Креста – постамента в память о жертвах послереволюционных репрессий духовенства и мирян. Здесь в памятные родительские дни совершаются заупокойные богослужения. 23 мая 2012 года в день отдания праздника Пасхи Высокопреосвященнейший митрополит Александр совершил освящение памятника святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских, – дар Православной Церкви Казахстана к 140-летию учреждения Туркестнаской епархии от Благотворительного Фонда святителя Николая чудотворца….
В 1991 году открылось Алматинское епархиальное духовное училище, основанное на базе Никольского собора. В подвальных помещениях собора расположились учебные классы и общежитие. На территории храма возвели небольшое здание, где разместилась столовая, одновременно служившая классом. Многие священнослужители, которые сегодня совершают свое служение, помнят свою альма-матер. Два епископа – Владыка Амфилохий епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский и Владыка Севастиан, правящий архиерей Карагандинской и Шахтинской епархии – также учились в нашем Духовном училище.
Никольский собор – один из тех храмов, который занимает прочное место в истории православия на территории Республики Казахстан. Во всех уголках большой страны и далеко за ее пределами его знают, чтут, помнят. 70 лет - много это или мало для человека и для храма? Конечно, в исторической перспективе ничто. В жизни отдельного человека и в жизни храма - достаточно большая веха, два поколения людей как минимум. А сколько архипастырей, какое большое количество духовенства и прихожан прошло через 70-летнюю историю! Слава Богу, многие архипастыри ныне здравствующие. Это и Владыка Ириней (Середний), который совершает служение в Днепропетровске на Украине, и Владыка Евсевий (Саввин), служащий во Пскове, Владыка Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов), митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий (Немцов) и митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев), который ныне возглавляет Митрополичий Округ в нашей республике. Большинства из тех прихожан, что подвизались в храме в те годы, уже нет. На их смену приходят внуки. Несмотря на то, что года и десятилетия неумолимо сменяют поколения, Никольский собор востребован, посещаем, любим. Продолжает «жизнь жительствовать» в Никольском соборе города Алма-Аты, намоленном и освященном верным Христовым воинством, прошедшим узким и тернистым путем сквозь испытания прошлого века. Ныне Никольский собор является одним из символов церковного возрождения Православия на Казахстанской земле и памятником мужеству иерархов, священнослужителей и мирян XX столетия, дерзновенно исповедавших правду Божию перед лицом воинствующего безверия. Дай Бог, чтобы молитвами Казахстанских новомучеников этот величественный храм, носящий имя чтимого всеми христианами мира святителя и чудотворца Николая, стоял в Южной столице до скончания века.
Протоиерей Валерий Захаров.
Никольский храм
Правее от ограды - сад,
Левее - рынок потеснился.
А сам - ты сделал шаг назад,
От шумных улиц отстранился.
Ты не имел парадный вид,
Ты высоко не устремлялся,
Ты не был славен, знаменит.
Благословлял и покорялся.
Когда расчетливая лесть
Плодила споры и раздоры
Ты не желал похитить честь
У Вознесенского собора.
Но лишь суровый час настал,
И полилася кровь рекою –
Ты всех гонимых принимал
И тихо жертвовал собою.
Ты знал и скорбь и тесноту,
Но все же вырвался из плена.
И пусть навеки правду ту
Святые сохраняют стены.
И снова на широкий двор
Войдем, душою замирая.
И улыбнется нам собор
Улыбкой старца Николая.
Владыка Геннадий (Гоголев)
По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Казахстан посещает чудотворная святыня, Казанская икона Пресвятой Богородицы
Прихожане и гости Никольского собора смогут преклонить колени в молитве перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери. 22 мая 07:30 часов - святыня будет принесена в Никольский собор, где пробудет до 9 часов утра следующего дня.
Тропарь Казанской иконе Божией Матери
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.
«Явление образа Божией Матери в городе Казани произошло в конце XVI столетия, и вскоре весть о многочисленных чудесах и исцелениях от этой иконы распространилась по всей Руси. Казанская икона Пресвятой Богородицы связана с жизнью известных подвижников веры и благочестия, деяниями знаменитых воевод и царей, с ключевыми событиями нашей истории.
Перед этим образом, защищая свободу народа, молились князь Димитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин, император Петр I и князь Михаил Кутузов. Когда мы говорим о многочисленных чудесах от Казанской иконы, то на память приходит закованный в блокаду город на Неве. Тысячи и тысячи истощенных голодом и болезнями, измученных фашистскими бомбежками людей, устремлялись в Князь-Владимирский собор к чудотворному списку с древнего Казанского образа Божией Матери, и получали духовное утешение и силы бороться за жизнь. Из множества икон Божией Матери, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Миллионами православных людей по всему миру она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры верующие люди в печалях и радостях», - говорилось в интервью.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр
https://elitsy.ru/mitropoly/52/news/
К 25-летию центральной воскресной школы Алматы
«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек вопиюще: возведи от тли живот мой, Многомилостиве»
В этом году исполняется 25 лет со дня открытия церковно-приходской школы при Свято-Никольском храме (бывший кафедральный собор).
Но немногие знают какие события сопровождают эту дату, и как эта школа повлияла на жизнь многих ныне здравствующих и празднующих этот день…
В 1991 году мне, 12 летнему мальчишке сложно было понять, что же происходило на самом деле. Телевизор вещал о какой-то свободе и демократии, с экрана парень в черном с гвоздикой на куртке пел о переменах, которые требуют наши сердца… и было ощущение какого-то непонятного праздника, когда показывали, как на Красной Площади стояли танки, в дула которых возбужденные люди вставляли цветы… И весь народ был одержим не то ли радостью, не то ли психозом. И многие ликовали, когда было объявлено, что страны под названием Советский союз больше не существует… Уже потом политические эксперты будут называть это величайшей трагедией, актом, целью которого было уничтожение не только могучего государства, но и людей, проживающих в нем.
Началась кровавая война за раздел советского имущества, заводов, учреждений, угодий сельского хозяйства. И никто не задумывался, что, спустя несколько лет, тысячи пафосных памятников из черного мрамора с изображением преимущественно молодых людей, лежащих под ними, станут безмолвными свидетелями этого бессовестного и безжалостного дележа.
Но все только начиналось… Все эти заводы, металлургические гиганты, НИИ и пр., обретя новых хозяев, не обрели новую жизнь, а прекратили свое существование. Они были проданы, разграблены, уничтожены. И начался следующий этап уничтожения людей. Народ, работавший на всех этих предприятиях, больше не имел средств к существованию. Начались бытовые склоки и семейные скандалы. Страна пережила знаменитую «павловскую» реформу, когда денежные накопления, заработанные людьми за много лет, одномоментно обесценились и просто превратились в пыль. Мало кто знает, что благодаря этой страшной реформе, люди попадали в клиники для душевнобольных и просто на кладбища, получив сердечные приступы и совершая суициды от такого потрясения… Другие же, не найдя в себе силы пережить эти испытания, стали пить…и пили все, включая женщин и детей… Нельзя не вспомнить, что на тот момент алкогольная индустрия потеряла свой знак качества. И «предприимчивые люди» стали производить свой, новый, так называемый «палёный» алкоголь, который, доведенный до отчаяния, простой люд, приобретал, выменивал, пил и травился. Порой вымирали даже целые поселки. Люди слепли, глохли, становились инвалидами, и умирали, умирали, умирали…
Открылись границы. Из Афганистана, Пакистана и других подобных стран хлынула белая река героина, которая унесла с собой десятки, а может и сотни тысяч юношей и девушек, мальчиков и девочек. Никто не был защищен в то время, особенно дети. Правоохранительные органы не работали, а порой и сами занимались распространением и продажей фатального «удовольствия». Секции, кружки, спортшколы закрывались. Ведь учителя тоже не могли жить без зарплаты. И дети ходили по дворам, сидели в подвалах, нюхали клей, бензин…тащили из дома все, чтобы одурманиться и уйти от бытовой серой реальности. От семейных скандалов и собственной ненужности.
В общем, это была гениальная и ужасная дьявольская ловушка. Возможно кому-то покажется, что все вышенаписанное мной утрировано и я слишком сгущаю краски… Нет, дамы и господа! К счастью я не один живой свидетель этого произвола и беспредела. А все потому, что в то время мне удалось вскарабкаться в спасательную шлюпку под названием Матушка Церковь Христова!
В 1991 году архиепископ Алексий Кутепов, осознавая всю остроту положения, благословил организовать воскресную церковно-приходскую школу для детей. Где предлагалось изучать основы Православной веры, Закон Божий, и где дети могли проявлять свои таланты в рукоделии, плотницком мастерстве, в изучении церковной музыки и пения. Духовным наставником и организатором многих мероприятий воскресной школы был и ныне является настоятель Никольского храма протоиерей о. Валерий Захаров.
Я прекрасно помню всех преподавателей этой школы того времени. Галину Васильевну Черепанову, ныне директора этой школы, которая до сих пор занимается этим благородным и богоугодным делом. Владимира Ивановича Чепурченко, который показывал мальчишкам основы плотницкого и столярного мастерства. Впоследствии он принял священный сан и служит в России. И, конечно же, Любовь Григорьевну Пищулину, ныне живущую в Санкт-Петербурге. В 1992 году она организовала первый детский церковный хор, который пел на воскресных службах в Никольском соборе. И к слову сказать, этот первый состав был, наверное, самым лучшим. Ведь для многих, теперь уже взрослых людей, эта профессия певчего стала основной, единственной и любимой.
Ярким примером является игумен о. Филипп Моисеев, который служит в Вознесенском соборе. Профессиональный музыкант, организовавший прекрасный мужской хор. И сейчас можно слышать удивительные и уникальные произведения, которые исполняет этот коллектив под его руководством. Ведь по красоте и величию исполнения это пение можно сравнить со знаменитыми монастырскими хорами.
Это и заместитель регента левого клироса Вознесенского собора Ольга Кузнецова, с детства старательный и не теряющий оптимизма человек.
И конечно наша «оперная дива» и преподаватель вокала в консерватории, Екатерина Медведева. Любовь Григорьевна привела ее на хор совсем еще юной, и всем объявила, что это «специальная девочка». И действительно, Катя была очень одаренным ребенком, и в свои 11 лет она уже солировала в произведении «Отче наш» Дубенского. Сейчас она продолжает петь на клиросе Вознесенского собора.
И еще много, много других, которые продолжают трудиться в различных храмах города Алматы и других городах Казахстана и России.
Воскресная школа вдохновила даже некоторых из учащихся на служение Православной Церкви в священническом сане. Интересный исторический факт – самым первым пришел поступать в воскресную школу некий мальчик Дима. В первое воскресенье, когда был объявлен набор учеников, кроме него никто не пришел. В следующее воскресенье он опять явился, но опять из учеников никого не было. И только на третье воскресенье пришел мальчик Серёжа, и тогда уже для них двоих стали проводить занятия.
Мальчик Дима – это о. Димитрий Сидоров, который теперь служит в сане протоиерея в старейшем храме г. Алматы в честь Казанской иконы Божией Матери.
А Серёжа – ныне игумен Агафангел Болдин, настоятель храма Донской Божией Матери в г. Тула.
Отец Александр Суворов, тоже выпускник воскресной школы, продолжил свое духовное образование в Московской семинарии и теперь служит ключарем Вознесенского собора г. Алматы.
Протоиерей Игорь Жеребцов - служит в Пермской епархии в г. Добрянка.
Александр Пивень – псаломщик и певчий Вознесенского собора.
Сергей Бережнов – возглавляет ремесленную артель при алматинском епархиальном управлении.
Ну и я, ваш покорный слуга, чтец Вознесенского собора Максим Савельев.
Таким образом Воскресная школа в лице Русской Православной Церкви смогла организовать и сплотить нас, детей того нелегкого времени. Нравственно и духовно воспитать, ободрить и спасти. Да, именно спасти! От того житейского водоворота, который засасывал наших сверстников. Шутка ли! Из более чем 30 детей, проживающих только в моем дворе, в живых остались только я, да еще пара парней… И это статистика горькая, но увы правдивая. Сложно сказать кем бы мы были сейчас, если бы однажды один добрый пастырь не решил построить для детей этот спасительный кораблик. Это Промысел Божий, который можно осознать душой и сердцем. Да и не только осознать, но при желании подойти и пощупать. Вот они мы! И наши вера и надежда на жизнь вечную, которые посеяла в наших сердцах и душах воскресная школа, подарили нам возможность полноценной жизни. Благодаря чему мы можем свидетельствовать об этом здесь и сейчас.
Максим Савельев.
http://pritvor.kz/pridel/.rkov/hram/682-k-25-letiyu
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О РАССЛАБЛЕННОМ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе!
Сегодня четвертый воскресный день после Пасхи, именуемый Неделей о расслабленном. За Божественной литургией мы слышали евангельское повествование апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в котором рассказывалось о чуде, совершенном Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом у Овчей купели в Иерусалиме.
Это был второй год общественного служения Христа Спасителя. Господь приходил в Иерусалим на праздник Пятидесятницы.
Когда Он выходил из Иерусалимского храма, то увидел возле неподалеку от храма находящейся купели множество болящих, слепых, хромых, – тех людей, которые, как говорит апостол, «чаяли движения воды». Что за движение воды совершалось в этом источнике? Дело в том, что единожды в году в воды источника сходил Ангел и возмущал воду так, что это напоминало кипение воды. И тот, кто первым спускался в источник, получал исцеление от своего недуга.
Когда Господь проходил мимо купели, Он обратил внимание на одного человека, который лежал на одре. Подойдя, Господь спросил его: хочет ли он быть здоровым? Человек ответил, что, конечно, хотел бы получить исцеление, но нет того, кто помог бы ему спуститься в купель первым после возмущения воды. Тогда Господь говорит ему: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин.5:8). Человек так и сделал. Все были удивлены: на протяжении 38 лет этот расслабленный лежал у купели, ожидая чуда.
Почему именно это евангельское повествование о чуде исцеления расслабленного Святая Церковь предлагает нам в этот воскресный день? Был Великий пост, и в это время каждый из нас в меру своих сил старался исполнять все требования, которые предъявляла нам Церковь в этот период. Но пост завершился и … наступило некоторое расслабление. Святая Церковь говорит нам, что расслабление есть порок человеческий. И происходит это от тех грехов, которые мы постоянно совершаем.
Евангельский расслабленный находился в этом состоянии очень много лет. И, обратите внимание, отчего происходила эта болезнь: когда Господь встречает этого человека уже после совершения чуда исцеления, Он говорит ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Что же могло произойти еще худшего с этим человеком? Это адские муки, которые ожидают всякого грешного человека. Значит, этот человек страдал из-за своих грехов.
Вот и мы также очень часто страдаем из-за грехов, которые свойственны нам и к которым мы привыкли. Да, конечно, мы приходим на Таинство Исповеди, стараемся искренне попросить у Бога прощения. Но опыт нашей жизни свидетельствует о том, что, хотя мы и просим у Бога прощения, но настоящего исправления нашей жизни не происходит. Мы не стараемся измениться, мы хотим, чтобы изменение произошло само собой. Но ничего не происходит само собой! Для того чтобы измениться, необходимо приложить некоторые усилия. Поэтому неслучайно Господь не говорит расслабленному: «Ты с этого момента здоров», а говорит: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин.5:8). Вставание и взятие одра есть указание на труд. Наше исправление возможно лишь при условии, что мы захотим по-настоящему трудиться. Помните, Господь предупреждает нас, говоря: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф.11:12).
Будем помнить о том, что многие наши болезни, нестроения, трудности происходят из-за того, что наша душа находится в духовном расслаблении. Чтобы избавиться от этого расслабления, необходимо не только принести Богу чистосердечное, глубокое, слезное и искреннее покаяние, но и прилагать все усилия для того, чтобы исправить свою жизнь и вырвать корень греха из сердца. Для этого необходим колоссальнейший труд. Но не будем бояться этих трудов, а будем помнить о том, что невозможное человеку возможно Богу. А поэтому будем постоянно просить Господа Бога, Его Пречистую Матерь и всех святых подвижников веры и благочестия о том, чтобы всем нам быть достойными детьми нашего Господа.
Всех вас еще и еще раз сердечно поздравляю с продолжающимся праздником Светлого Христова Воскресения!
Протоиерей Валерий Захаров, 2015 г.
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ С 22 ПО 28 МАЯ 2016 Г.
Воскресенье, 22 мая 2016 г. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
Прор. Исаии (VIII до Р.Х.). Прав. Тавифы (I). Мч. Христофора (ок. 250). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.). Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (1230). Прп. Иосифа Оптинского (1911). Сщмч. Димитрия пресв. (1938). Сщмч. Василия пресв. (1939).
Понедельник, 23 мая 2016 г. Седмица 4-я по Пасхе.
Ап. Симона Зилота (I). Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Прп Исидоры, Христа ради юродивой (VI). Блж. Таисии (V). Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского, Печерского (1226). Блж. Симона, Христа ради Юродивого, Юрьевецкого (1584). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).
Вторник, 24 мая 2016 г.
Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских. Равноап. Ростислава, князя Великоморавского (870). Прп. Софрония, затворника Печерского (XIII). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1672). Сщмч. Михаила пресв. (1920). Сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940). День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Среда, 25 мая 2016 г.
Преполовение Пятидесятницы. Свт. Епифания, еп. Кипрского (403). Свт. Германа, патр. Константинопольского (740). Прославление сщмч. Ермогена, патр. Московского и всея России, чудотворца (1913). Свтт. Савина, архиеп. Кипрского (V) и прочих свтт. Кипрских. Свт. Полувия, еп. Ринокирского (V). Прп. Дионисия Радонежского (1633). Мч. Иоанна Валаха (1662) (Рум.). Второе обретение мощей прав. Симеона Верхотурского (1992). Сщмч. Петра, пресв. (1937). Мц. Евдокии (после 1937). Моздокской и Дубенской-Красногорской (XVII) икон Божией Матери.
Четверг, 26 мая 2016 г.
Мц. Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177). Мч. Александра Римского (ок. 284-305). Свт. Павсикакия, еп. Синадского (ок. 606). Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX). Прп. Евфимия Иверского (1028) (Груз.). Прав. Гликерии девы, Новгородской (1522). Перенесение мощей прмч. Макария Каневского, игум. Пинского, Переяславского чудотворца (1688). Сщмчч. Василия, Александра и Христофора пресвв., прмч. Макария и мч. Сергия (1922). Мчч. 103 Черкасских (XX).
Пятница, 27 мая 2016 г.
Мч. Исидора (251). Блж. Исидора Твердислова, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Свт. Леонтия, патр. Иерусалимского (1175). Сщмч. Петра пресв. (1939). Теребенской (1654), Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.
Суббота, 28 мая 2016 г.
Прп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591). Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330). Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона (1480), Псковских. Собор новомучеников в Бутове пострадавших.
24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, день своего тезоименитства отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Примите, Святейший Владыко, самые искренние наши молитвы и самые наилучшие благопожелания.
Пусть Господь по молитвам Пресвятой Богородицы и Вашего небесного покровителя ниспосылает Вам Свою благодатную помощь в несении Патриаршего подвига, дабы не оскудевали Ваши силы – как духовные, так и телесные и преумножались любовь и согласие среди народов, собранных под Вашим святительским омофором.
Клир и прихожане Свято-Никольского собора.