4 неделя Великого поста (10-04-2016)
Преподобный Иоанн Лествичник
Памяти святого преподобного Иоанна Лествичника
«Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти святого преподобного Иоанна Лествичника.
Преподобный Иоанн, игумен горы Синайской, явил нам высокий пример постнической жизни и оставил нам удивительное по силе воздействия на душу произведение - книгу под названием «Лествица» или «Скрижали духовные», в которой содержится учение о восхождении человека ко Господу – духовное руководство в путешествии от земли на Небо, от временного к вечному, из глубин греха до вершин любви Божией и соединения с Ним.
«Лествица» состоит из тридцати слов, являющихся как бы ступенями. Первой ступенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: послушание, покаяние, память о смерти, плач о согрешениях, кротость. Далее читателю открываются причины греха - страсти - и даются действенные указания для борьбы с ними. В этом произведении изображается также путь добродетелей, матерью которых является «священная и блаженная» молитва. А завершается «Лествица» описанием трех главных добродетелей христианских - веры, надежды и любви.
Учиться совершать главное дело нашей жизни – спасение своей души - восходя шаг за шагом по лестнице добродетелей и преодоления страстей и пороков, призывает нас святая Церковь в этот день».
Из проповеди митрополита Александра.
ЛЕСТВИЧНИК
«О, если бы я только мог / Хотя отчасти, / Я написал бы восемь строк / О свойствах страсти. / О беззаконьях, о грехах, / Бегах, погонях, / Нечаянностях впопыхах, / Локтях, ладонях», – так писал Пастернак, отдавая себе отчет, что точное, меткое слово о страстях дается тяжело и таких слов не может быть много. Точное слово о страстях выскальзывает из рук, как мокрая и живая рыба, и сами страсти сплетаются между собой, сращиваясь друг с другом, образуя отвратительное единство. Разумеется, слово «страсти» в данном случае используется как синоним выражения «болезнь души», а не как романтическое томление или благородный пожар в крови.
То, в чем бессильным себя признавал Пастернак, давно сделано игуменом Иоанном, по прозвищу Лествичник. Этот раб Божий написал не восемь строк, но целую книгу о страстях и борьбе с ними. Книга эта родилась как следствие опыта борьбы и победы, поскольку в привычном состоянии человек находится на каторжных работах у греха и – о, горе! – беды своей не замечает. Только когда человек освободится или начнет освобождаться, ему дается взгляд со стороны на себя самого, а значит, возможность описывать процесс внутреннего исцеления.
Эта книга действительно «о беззаконьях, о грехах, бегах, погонях», и начинается она с главы о бегстве из мира. Это – первая из 30 ступеней, ведущих к Царю Христу, и поэтому «Лествицу» подобает читать монахам в первую очередь. Людям, остающимся в миру и не способным на полноценное и безвозвратное бегство, книга эта тоже нужна, но не в качестве настольной. Она нужна как пример небесного мышления, обитающего в хрупкой телесной оболочке. Пожалуй, в Великий пост, когда супружеские ложа остывают и освящаются воздержанием, когда пища на столе монахов и мирян существенно не отличается, человек, не носящий черные ризы, может прочесть нечто из монашеских книг. Заниматься же подобным чтением постоянно и во всякое время для мирянина может быть опасно. Опасность заключается в том, что образ жизни должен соответствовать избранному чтению. А если книги и жизнь различны, душа раздваивается, страдая сама и нанося страдание тем, кто рядом.
Итак, никуда не уходя из мира телом, мы должны быть в некую меру свободны от мирского духа. Симеон Новый Богослов говорит нам, что «мир есть ни серебро, ни злато, ни лошади, ни мулы, ни яства, ни вино, ни хлеб. Не есть он ни дома, ни поля, ни виноградники, ни загородные жилища. А что же? Грех, пристрастие к вещам и страсти». Если это – «мир, который во зле лежит», то от него можно бежать, оставаясь на месте.
И слова мудрых лучше, чем что иное, обличают грех, живущий в человеке. Слова мудрых многое ставят на свои места и дают точную цену тем блестящим фальшивкам, которые мы сами склонны назвать добродетелями.
Лествичник, к примеру, пишет, что усердное подвижничество в миру чаще всего питается тщеславием, как бы некими грязными и тайными стоками. О духе человека нельзя ничего узнать, покуда человек живет на глазах многих. Мирским аналогом подобных слов можно считать песню, советующую: «Парня в горы с собой бери». Любая ситуация, несущая опасность или непривычную тяжесть, требующая жертвенности и братской спайки и не обещающая в награду цветов и медалей, показывает, кто есть кто. «Там поймешь, кто такой», – говорится в песне. А вот слова преподобного: «Видел я многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и, как бы от подземного стока нечистоты, напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, недоступную для мирских людей и не имеющую смрадной влаги тщеславия».
Это – колючие слова, такие, какими и подобает быть словам подлинной мудрости. «Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря» (Еккл. 12: 11). Ужас последнего и справедливого Суда ведь может быть не столько в том, что мы грешили, и грешили много, а в том, что даже лучшие наши порывы и старания были глубоко отравлены грехом и недостойны блаженной вечности. Вот где подлинная беда, и я не знаю, откуда может прийти исцеление, если не от осоленных мудростью слов духовного опыта. Сказал некто из имевших в себе любовь, что книги святых достойны того же почитания, что и мощи святых, а может, и большего.
Или еще пример.
Трудно найти человека, не мучающегося, хотя бы по временам, от блудной похоти. «Господствующим в мире» назвал «растление похотью» апостол Петр, и нам не надо много читать, чтобы подтвердить справедливость этих слов. Но как бороться? Есть пост и молитва, но то ли мы не знаем силы того и другого, то ли грех так силен, что свободными мы себя не чувствуем. Можно бежать от мира, затыкая уши и закрывая глаза. Но соблазн пойдет за тобой повсюду, потому что пробрался в память и ядовитой сладостью поселился в сердце. И вот Лествичник дает неожиданный совет: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем».
Вот оно как. Вы мучились в тайне сердца от прелюбодейной занозы и день, и два, и более. А потом вас нежданно вызвал к себе начальник и смешал вас с грязью, обвиняя во всех действительных и выдуманных недочетах. Теперь блуд надолго отойдет от души, уступая место горькой обиде, и таким образом Бог отведет вас от пропасти, на краю которой вы уже стояли. А обиды пройдут, обиды не так опасны.
***
Для спасения необходим так называемый «разум спасения», без которого все труды рискуют оказаться сеянием на асфальте и пахотой на болоте. Молящийся дурак из пословицы земными поклонами действительно разбивает лоб и кроме этой ненужной травмы никаких плодов больше не достигает. Откристаллизовавшийся опыт Церкви поэтому должен быть нами востребован, и на внимательное знакомство с ним нужно найти и время, и усидчивость. Это чтобы не бежать в ложном направлении и не бить воздух (см.: 1 Кор. 9: 26).
«Лествица» не Типикон, и ценность ее иная. Там не описаны молитвенные правила, не определены количества поклонов или мера вкушения пищи. Там раскрыты куда более важные вещи, действие которых поверхностному взгляду не открывается. По сути, чтение подобных книг есть исцеление от слепоты. И мы сами, сколько лет жизни бы нам ни отмерил Господь, никогда бы не разобрались в своей внутренней жизни с той степенью глубины и ясности, с которой это сделал игумен горы Синайской Иоанн.
Такие книги, как «Лествица», читаются всю жизнь и усваиваются потихоньку, по мере практических усилий. Дышит в них та мудрость, которая, «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3: 17).
http://www.pravoslavie.ru/52421.html
СЛОВО 18.
О нечувствии
1. Нечувствие, как телесное, так и душевное, есть омертвение чувства от долговременного недуга и нерадения, окончившееся нечувствием.
2. Безболезненность есть обратившееся в природу нерадение, оцепенение мысли, порождение худых навыков, сеть усердию, силок мужеству, незнание умиления, дверь отчаяния, матерь забвения, которая, родив дщерь свою, снова бывает ее же дщерию; это - отвержение страха Божия.
3. Бесчувственный есть безумный мудрец, учитель, осуждающий себя самого, любослов, который говорит против себя, слепец, учащий видеть; беседует о врачевании язвы, а между тем, беспрестанно чешет и растравляет ее; жалуется на болезнь, и не отстает от вредных для него снедей; молится о своем избавлении от страсти, и тотчас исполняет ее на самом деле; за совершение ее гневается сам на себя, и не стыдится слов своих, окаянный. «Худо я поступаю», вопиет, и усердно продолжает делать злое. Устами молится против своей страсти, а делом для нее подвизается. О смерти любомудрствует, а живет как бессмертный. Вздыхает о разлучении души с телом, а сам пребывает в дремоте, как бы был вечный. О воздержании беседует, а стремится к объедению. Читает слово о последнем суде, и начинает смеяться. Читает слово против тщеславия, и самым чтением тщеславится. Говорит о бдении, и тотчас погружается в сон. Хвалит молитву, и бегает от нее, как от бича. Послушание ублажает, а сам первый преступник. Беспристрастных хвалит, а сам не стыдится за рубище памятозлобствовать и ссориться. Разгневавшись, огорчается, и опять за самое это огорчение на себя гневается: и прилагая побеждение к побеждению, не чувствует. Пресытившись, раскаивается; и немного спустя опять прилагает насыщение к насыщению. Ублажает молчание, но восхваляет его многословием. Учит кротости, но часто в самом том учительстве гневается, и за огорчение свое опять на себя гневается. Воспрянув от греховного усыпления, воздыхает; но, покивав головою, снова предается страсти. Осуждает смех, и учит о плаче, смеясь. Порицает себя перед некоторыми, как тщеславного, и тем порицанием покушается снискать себе славу. Сладострастно смотрит на лица, и между тем беседует о целомудрии. Пребывая в мире, хвалит безмолвствующих; а того не разумеет, что он этим посрамляет себя самого. Славит милостивых, а нищих поносит. Всегда сам себя обличает, и придти в чувство не хочет, чтобы не сказать, что не может.
4. Видал я много таких людей, которые, слушая слово о смерти и страшном суде, проливали слезы; а потом, когда слезы еще были в очах их, со тщанием спешили на трапезу. Я подивился тому, каким образом госпожа оная, смрадная страсть объедения, будучи укрепляема долговременным бесчувствием, могла победить и плач
5. По мере немощной моей силы, я объяснил коварства и язвы сей безумной и неистовой, каменистой и жестокой страсти; ибо я не намерен много против нее распространяться. Могущий же о Господе от опыта своего приложит врачевания к сим язвам, да не обленится это сделать; я же не стыжусь исповедать мою немощь в этом деле, будучи сам одержим крепкою оною страстию. Я не мог бы сам собою постигнуть хитростных козней ее, если бы не настиг ее негде, силою не задержал ее, и муками не принудил ее исповедать все вышесказанное, бив ее мечом страха Господня и непрестанною молитвою. Потому-то сия злотворная мучительница и говорила мне: союзники мои, когда видят мертвых, смеются; стоя на молитве, бывают совершенно окаменелыми, жестокосердыми и омраченными. Пред священною трапезою Евхаристии остаются бесчувственными; и даже, причащаясь сего небесного дара, как бы простой хлеб вкушают. Когда я вижу людей, предстоящих с умилением, то ругаюсь над ними. От отца, родившего меня, научилась я убивать все доброе, рождающееся от мужества и от любви. Я матерь смеха; я питательница сна; я друг пресыщению: я неразлучна с ложным благоговением; и когда меня обличают, я не чувствую скорби.
6. От слов сей неистовой страсти я окаянный ужаснулся, и спросил о имени родившего ее. Она мне сказала: «Рождение у меня не одно: зачатие мое смешано и неопределенно. Насыщение меня укрепляет, время возращает, а худой навык утверждает; одержимый им никогда от меня не освободится. Если ты со многим бдением соединишь размышление о вечном суде, то, может быть, дам тебе малую ослабу. Смотри, от какой причины я в тебе родилась, и против матери моей подвизайся; ибо я не во всех бываю от одной причины. Молись часто при гробах, и неизгладимо напечатлевай в сердце своем их образы; если же сие не будет в тебе начертано кистию поста, то никогда не победишь меня».
Лествица.Иоанн Лествичник
http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm
Неделя 4-я Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Современная индустрия услуг и развлечений делает все возможное, чтобы человек жил легко, свободно, весело. Но это только кажущаяся легкость и свобода. На самом деле в этом мире потребления и развлечений человек удаляется от Бога и перестает принадлежать самому себе, становясь рабом врага рода человеческого.
Хороший пример приводит нам сегодня Евангелие, рассказывая, как Господь исцелил глухонемого (см.: Мк.9: 17-31). Причина болезни этого несчастного была в одержимости злым духом. Диавол настолько овладел этим человеком, его волей, что он не только оглох и онемел, но и потерял способность владеть своим телом, так что злой дух «повергал его на землю, и он испускал пену, и скрежетал зубами своими, и цепенел», «многократно бросал его и в огонь и в воду» (см.: Мк.9: 18, 22). Только Бог Своим могущественным вмешательством смог исцелить несчастного.
Так и в современном мире, когда человек живет без Бога, только ради своего удовольствия, злой дух овладевает им и постоянно бросает «и в огонь и в воду» разнообразных греховных удовольствий: алкоголизма, наркомании, безудержного разврата, чревоугодия и т.п. В таком состоянии одержимости люди становятся глухими и немыми – теряют способность слышать и понимать свою совесть и друг друга. Отсюда – все конфликты и в семьях, и в рабочих коллективах, и в обществе, и между народами.
Таков печальный результат безоглядного стремления к легкой, комфортной жизни. Таков печальный результат безответственного, преступного желания жить в свое удовольствие, идти на поводу инстинктов. И это бывает тогда, когда человек забывает о нравственном законе, о совести, забывает, что мы призваны не к земным удовольствиям, а к Небесному блаженству. Непреложный закон таков: как только человек хочет быть свободным от Бога, то сразу попадает в плен к диаволу.
Об этом напоминает нам Церковь сегодня, в Неделю 4-ю Великого поста, молитвенно прославляя чудного подвижника и аскета преподобного Иоанна Лествичника. Мы знаем преподобного Иоанна не только по его подвижнической жизни, но и по книге «Лествица», которую он нам оставил.
Каждый из нас призван к святости, к соединению со Христом. К этому каждый христианин идет постепенно, шаг за шагом, избавляясь от своих страстей и замещая их Евангельскими добродетелями. Это движение к духовному совершенству преподобный Иоанн уподобляет восхождение по лестнице, которая стоит на земле и достигает Неба, Царства Небесного. Движение по этой лестнице со ступеньки на ступеньку требует больших усилий над собой и не имеет ничего общего с легкой и комфортной жизнью, о которой уже говорилось. И эти усилия всегда будут успешными, если мы призываем на помощь силу Божию. Наше восхождение по этой духовной лестнице будет необратимым, если мы находимся под надежной защитой Божией, и никакие диавольские искушения и соблазны не будут иметь для нас значения. На опыте множества святых Церковь показывает, что восхождение по этой лестнице вполне нам по силам, если наши желания и усилия соединяются с силой и волей Божией. Тогда мы сможем преодолеть все вселенское зло, восстающее на каждого христианина, стремящегося к своему Творцу и Спасителю….
Архимандрит Иосиф (Еременко)
В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА
(Превосходная для всех азбука, или о трех рядах подвигов)
Раза два или три говорил уже я вам о том, как опасно падать в те же грехи по принесении в них покаяния и как потому всеусильно надо заботиться о том, чтоб не впасть в это неразумие и не ввергнуть себя чрез то в крайнюю беду. Думаю, что у тех, кои вняли сему и положили благое намерение не отступать от данного обета, есть желание знать, как удобнее достигнуть сей благой цели, как надо нам устроиться и вовне, и внутрь, чтоб избежать новых падений, и каких правил держаться, чтоб препобедить всякое искушение и устоять в добре. Хочу удовлетворить сему желанию вашему, и не сам от себя, а от лица святого Иоанна Лествичника, которого памяти посвящается нынешнее воскресенье.
Известно вам, конечно, что святой Иоанн написал книгу «Лествица духовная», от которой и прозвание свое; имеет. В сей книге он подробно разъяснил» как человек покаявшийся должен действовать, чтоб устоять в добре и не пасть опять в прежние нечистоты. Извлеку вам из нее главное, что относится к сему предмету.
«Трудно, — говорит он, — без труда преодолеть прежние худые навыки. Впрочем, знаю, что Богу все возможно, «невозможно же Ему ничтоже» (Иов.42,2). Так, Бог все может и все готов сделать для нас в нас. Но надо и нам не только прибегать к Нему с молитвою, но и самим употреблять усилия и труды, соответственно намерению своему. И сие намерение и труды должны предшествовать Божией помощи и привлекать ее. Весь успех зависит от собственного нашего желания и собственных наших усилий, хоть не иначе как при содействии Божием; однако же, если не предварить первое, то есть желание и усилие,— не последует и второе, то есть Божиё содействие».
Божие содействие несомненно; но на что нам самим надо обратить свои усилия и труды? В ответ на это святой Лествичник указывает столько трудов и подвигов, сколько букв в греческом алфавите, и называет это азбукой, в той мысли, что как учащимся читать надо наперед выучить азы; так тем, кои хотят отстать от грехов и преуспеть в добродетелях, должно наперед навыкнуть подвигам, кои он исчисляет.
«Вот,— говорит,— превосходная для всех азбука: пост, вретище, пепел, слезы, молчание, бдение, стужа, труд, злострадание, сокрушение, отложение мирских попечений, добровольное унижение себя, безмолвие, страх Суда, хранение сердца, нерасхищение помыслов, желание смерти, бегство от тела и прочее». Не перечисляю всех указываемых подвигов потому, что трудно вам запомнить их. А лучше и перечисленные, и неперечисленные разложу на ряды, чтоб Вам удобнее было и запомнить их, и приложить к делу.
Первый ряд подвигов относится к телу. Возьми тело в руки, будь владыкою его, а не рабом. На всякий член его наложи свой подвиг и всего его свяжи. Утончи чрево воздержанием и постом, руки обучай труду, свяжи язык молчанием, не давай воли очам все видеть и ушам все слышать, бегай вольнодвижения, сна и всякого покоя плоти. Вообще напрягайся умучить плоть и приобучить ее жестокому житию, без всякого саможаления, помня заповедь Апостола «не творить плоти угодия в похоти» (Рим.13.14) и ту беду, коей подвергся Израиль от плотоугодия, в коем «уты, утолсте, расшире и забы Бога, сотворшаго его» (Втор.32,15).
Второй ряд подвигов относится к душе. Первое тут — войди внутрь себя и храни внимание к себе и свое внутрь-пребывание неисходным, всячески избегая расхищение помыслов по разным делам и предметам. Чтоб успеть в этом, избери себе из следующих двух какое-либо положение и прикуй к нему свое внимание и чувства, именно: утверди ты в мысли своей, что ты или находишься в состоянии смерти, или стоишь на Суде, когда готово быть изречено тебе последнее решение: «приди, благословенный», или: «отойди, проклятый». На напрягись восприять сие и в чувство. Как только, восприимеш сие в чувство, тотчас отпадут все помышления, и будешь стоять, ты, один, пред лицеем Бога, в страхе, умоляя Его быть к тебе милостиву. Это закон тебе неотложный. Ни одно чувство доброе так не отрезвляет, как чувство страха смерти и Суда Божия. Почему, как только проснешься, тотчас спеши восставить сие чувство страха и стать с ним на Cyде Божием и потом во весь день не отступай от него, что бы ты ни делал и чем бы ни был занят. Это будет тебе самым верным оплотом от греховных влечений и искушений.
Третий ряд подвигов относится к учреждению нового порядка дел и занятий. Как прежде, когда работали мы греху, все приспособлено было к удовлетворению страстей наших; так теперь, когда отстали мы от греха, все надо приспособить к противлению страстям. Всюду надо ввести новый порядок: в своих занятиях; в семейных делах, в отношениях к сторонним лицам. Сядь и расчисли и учреди все: как, чему, когда надлежит быть, чтоб не расстроилось твое доброе намерение и не поскользнулся ты опять на старое. И когда будешь упорядочивать дела свои, две мысли держи: устрани все поводы и случаи, могущие возбудить твою страсть, от коей страдаешь; и нисколько не бойся того, что скажут или будут говорить о тебе друзья из-за перемены жизни, которой нельзя теперь скрыть. Бойся же лучше Господа, Который сказал: «иже аще постыдится Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми» (Мк.8,38).
Вот и все! Держи плоть свою б постоянном непокое и озлоблении, душу же свою; вниманием в себе сосредоточив, поставь на Суде Божием и перемени все порядки жизни твоей, не боясь и не стыдясь никого. Сделай так, и будешь безопасен от падений. Означу это определенными словами: стяжи безжалостность к плоти, несмотрение на людские о тебе мнения и страх Божий, чрез страх смерти и Суда, при внимании к себе. Когда устроишься так, к тебе приступа не будет врагу. Ты будешь как во граде ограждения. А если и подступит когда враг, тотчас отражен и поражен будет. Вниманием заметишь ты приступ его и, схватив его нежалением себя и небоязнию человеческих суждений, поразишь страхом Суда. Нежаление себя, небрежение о том, что скажут, и страх Суда суть три меча обоюдоострые, против которых не устоит никакое вражеское искушение. Пока целы в тебе и в силе все сии орудия, враг и не пойдет к тебе. Почему, если ты запасся ими и хранишь их, враг не станет тебя искушать ничем, а всю хитрость свою обратит на то, чтоб вырвать у тебя сии орудия, то есть или рассеять внимание, или заставить тебя дать послабление плоти и человекоугодию, или погасить страх Суда и поселить охлаждение в сердце. Успеет в этом — начнет склонять и на грех; а не успеет — отступит от тебя. Зная это, паче всего храни свои орудия, стой неотходно на Суде Божием, бегай всякого покоя плоти и блюди новый порядок жизни неизменным, хоть бы тебя поминутно бранили и даже били. И несомненно устоишь при содействии Божией благодати.
«При всем том, однако же, — говорит святой Лествичник, — надо зорко смотреть, откуда и как дует ветер, чтоб соответственно тому направить и паруса». Враг не дремлет и всякие будет употреблять хитрости, чтоб обмануть тебя. Сначала он совсем отступит и перестанет беспокоить тебя искушениями, чтобы ты подумал, что уже совсем освободился от твоей страсти, и, предавшись беспечности, ослабил свое внимание. Если просмотришь сию хитрость и ослабишь внимание, враг вовлечет тебя в помышления многие и, прежде чем опомнишься, произведет сочетание сердца твоего с страстными делами, после коего ты сам себе сделаешься наветником.
Если в этом не успеет, начнет подступать с тонкими и мгновенными помышлениями, чтоб выманить тебя из твоей крепости и на просторе обезоружить и пленить. Смотри — как это бывает. Среди какого-либо дела как стрелою пролетит помышление, что ты, чай, уже довольно успел. Пролетит такое помышление, и будто нет его. Но след его как царапина остается на душе; и только пропусти это без внимания, начнут тотчас расслабляться силы и возникать в душе позывы: то на послабление себе, то на развлечение, то на отложение обычной строгости в порядках. Поддайся последнему, и недалеко будешь от падения.
Если и это не удастся врагу, то он начнет разжигать тебя на излишние подвиги: или на большой пост, или на долгие молитвы, или на уединение, или на другое что, сверх меры, которую мы сами себе положили в начертании порядка новой жизни своей. Чрезмерности сии всегда расслабляют силы, расстраивают порядок и наводят смятение, в котором врагу легко уже одолеть будет тебя.
Если и тут не будет ему успеха, начнет приплетать он ко всякому твоему добру свое зло, как плющ вьется около хороших дерев. Ты займешься богомыслием назидательным, а он собьет тебя на совопросничество и пытливость о тайнах Писания, кои охлаждают и развивают пагубное самомнение. Ты будешь заботиться о том, чтоб не оскорбить кого, а он собьет тебя на пагубное человекоугодие. Ты будешь опасаться, чтоб не осудить, а он поспешит навеять на тебя равнодушие и к добру, и к злу. «Так и во многом другом приплетает враг свое, — говорит святой Иоанн,— к страннолюбию — чревоугодие, к рассудительности - суровость, к кротости — двоедушие, к радости — самомнение, к надежде — леность и прочее».
Видишь, сколько подсад, как называют сии покушения врага опытные в брани с ним люди. Видишь, сколько подсад, и усугубь внимание и бдительность. В помощь же к сему вот что сделай: найди себе доброго отца духовного и, поверив ему все свое, моли Господа, чтоб Он влагал ему сказать тебе всегда благое в созидание. Или, если можешь, найди себе единомысленного брата и вместе с ним веди взаимную откровенность и взаимное друг другу вразумление и укрепление. Если умеешь читать, запасись душеспасительными книгами и, изучая их, ищи в них вразумлений себе и разъяснений недоуменных случаев в твоих помышлениях, чувствах и движениях сердца. Сими способами, при искреннем желании избегать худого и молитвенном к Богу обращении, всегда силен будешь распутать хитросплетения врага, увидеть подготовленное тебе зло и отразить его потом духовными орудиями своими.
Сохрани все сие, и спасешься от падений. «Но помни, что венец сему труд тот, — говорит святой Иоанн,— когда во святилище наше внидет огнь Божий». Ибо тогда не будут уже беспокоить нас прежде укоренившиеся худые наклонности. «Бог наш есть огнь поядаяй» (Евр.12,29) всякое разжжение и движение страсти, всякую укоренившуюся в нас наклонность и всякое ослепление, внутри и вне примечаемое и познаваемое. Тогда не подступят к тебе беспечность, бесчувствие, нерассудительность и слепота — сии производители всякого падения в грехи и греховного состояния. Аминь.
Свт. Феофан Затворник
И мыслей вам хороших
Это же так сладко – обсудить отсутствующих. И вы рады поддержать. Углубляете детали. Вроде, как он первый начал. Но вы-то повелись! Для меня это как «кукла на веревочках». Как будто бы нас дергают за нитки, а мы радостно отзываемся и дергаемся.
Вспомнила тут давнишний эпизод. В те времена, когда я еще работала наемным сотрудником, однажды вызвала меня к себе начальница. Ничего, кстати, не предвещало – грозы или неприятностей. Пожалуй, это был самый лаконичный разговор с начальством за всю мою трудовую деятельность, всего из двух фраз.
– Ты за глаза говоришь про меня гадости! Не надо этого делать.
– Без комментариев, – ответила я гордо и вышла из кабинета. Может, даже и не смутилась, не помню.
Не могу сказать точно, был ли это для меня урок. Скорее всего, я списала на происки чьей-то глупости. Мне было уже лет 30, и я имела довольно опыта, как и деликатности. Достаточно же опыта никогда не бывает. Но в том возрасте мне казалось примерно так: в сердцах сказать «дура» из-за какой-нибудь неразберихи – обычное дело. В большом шумном офисе ругались и похуже. Или я себя выгораживаю…
Тогда простите меня. И моя любимая руководительница тоже прости.
Кто же подслушал, кто передал, зачем? Хмуро плелась я по коридору до своего кабинета, разглядывая сотрудниц, щебечущих за компьютерами и ксероксами. Кто это сделал? Кто нажаловался? Зачем?
Никогда я не узнала ответов на эти вопросы. Но постановила для себя «быть внимательнее» даже когда случается то, что называется «в сердцах».
Однажды, рано или поздно, все задумываются о том, что злословить и сплетничать нехорошо. Говори за глаза только то, что можешь сказать в глаза. Это, вроде бы, ясно. Но дается с трудом.
У каждого существует десяток историй про «кто кому чего сказал» и «что из этого вышло». Ничего прекрасного обычно не выходит. Когда ваша близкая подруга рассказывает вам гадости про общего знакомого, вы немедленно попадаете в ловушку. Самое неразумное будет поддержать тему в стиле «да уж, он такой», «поганец, что и говорить». Еще глупее добавить к портрету «третьего лица», свою «ложку дегтя». «Вот и у меня была с ним ситуация, лет пять назад… Противный дядя. Помню до сих пор».
Чтобы достигнуть вершины глупости в этом обсуждении, можно обменяться еще несколькими историями или даже смачными подробностями. Сравнить его с кем-нибудь или с подобными неприятными людьми. Допытаться опять же у подружки еще каких-нибудь нелицеприятных деталей. Может быть, уже достаточно? В какой-то момент стоит остановиться. А лучше бы и вовсе не начинать. Знаю дивных людей, которые ловко уходят от такого рода обсуждений или переводят в «позитив». Но мне лично до них еще нужно расти.
И все же про сплетни. Хотелось бы разобраться. Что это на самом деле такое? Думаю, что «перетирание косточек» или «перетряхивание чужого белья» – это просто предательство. Самое доступное, незаметное, что называется «на каждый день».
Зачем-то же мы делаем это – злословим и сплетничаем? Какой в этом смысл? И каковы издержки?
Для начала вы предаете это «третье лицо». А часто тот самый поганец или поганка препротивная – это вовсе не какой-нибудь злейший враг, а довольно близкий товарищ или подружка. Ну, даже если и понаделал ошибок. Или натворила дел. Так с кем не бывает? Но вы начинаете обсуждать. И предаете. Каждый раз предаете.
Собеседник обычно рад стараться. Это же так сладко – обсудить отсутствующих. И вы рады поддержать. Углубляете детали. Вроде, как он первый начал. Но вы-то повелись! Для меня это как «кукла на веревочках». Как будто бы нас дергают за нитки, а мы радостно отзываемся и дергаемся. Только для разумного человека – это тоже немножко проблема. Человек – не кукла. В идеале же мы стремимся быть людьми?
Подсчитываем убытки дальше. Недоброжелательная трепотня никому не полезна. Даже с точки зрения сотрясания воздуха «негативом». Ни сплетникам, ни «третьим лицам». «Не лжесвидетельствуй!» Я бы добавила: скажи о хорошем, о плохом без тебя скажут. Но мы же чуток… Мы же слегка. И, в конце концов! Он сам нарвался! Это он «поганец»! А я просто предупредить подругу. Зато честно.
Оправдания скучны. А вот бумеранг поинтересней.
Подруга довольна. Вы ее поддержали морально, а как же. Только не пройдет и года, как всплывет эта ваша примечательная беседа. И получится, что сядут они с тем самым дядей в кафе и обсудят уже вас. А дальше при встрече он будет смотреть на вас хмуро. И, возможно, никогда уже не поменяет о вас своего мнения. Абсолютно точно ему рассказали про все теперь уже ваши ошибки или сомнительные делишки. И, конечно же, про то, как вы отзывались про него. И так далее.
Этот бумеранг прилетает всегда. Даже если и не сразу. И не прямо в лоб. Но точно остается раной и памятью в сердцах наших друзей и знакомых.
Под роль «третьего лица» можно подставить кого угодно. Близкого человека или дальнего. Вывод будет один и тот же. Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Деликатность, аккуратность в обсуждениях – это такой Божий дар. Но что же делать людям, которым достались другие дары, а в отношении деликатности сплошные потемки. Что такое деликатность, и как ее воспитать в себе?
Очень просто и, в то же время, трудно. Идеально прежде чем открываешь рот, подумать, зачем будешь говорить. Не исключено, что и открывать тогда не придется. А от молчания еще никто глупее не становился.
Одна моя приятельница поделилась, что стала более дисциплинированной в обсуждениях «третьих лиц». Не знаю, куда уже больше. На моей памяти – это одна из самых деликатных дам, которых я знаю.
Для себя же я придумала поднять вопрос на новую высоту.
Этого мало: не говорить гадостей. Хорошо бы их еще и не думать. Это знаете, на что похоже? «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Если про человека думаешь не слишком красиво, скорее всего, он тебя и не удивит. Так и будет под именем «противный» выступать. Отметив в человеке достойное, вероятнее всего, узнаем новые плоды. Звучит бредово?
Но мы же видим, скорее всего, то, что хотим. На нас смотрит наше собственное изображение. Никогда не станешь раздражаться на недостойное, если сам безупречен. Если же мы отпускаем только критическую мысль «не годен» про другого, может быть, это мы сами никуда не годимся? А, с другой стороны, куда надо годиться, – тоже вопрос.
Напротив, замечала, что отпуская доброжелательную мысль в отношении кого-нибудь, я всегда получала радостный ответ. В слове, улыбке, поступке.
Это нам только кажется, что мы не умеем читать чужие мысли. Неприятие, неудовольствие, критику в свою сторону мы прекрасно чувствуем. Даже если она скрывается за благочестивой улыбкой. Это как «мягко стелет, жестко спать».
Но, конечно же, «светская» улыбка – гораздо лучше, чем обличительный «мордостиль». Спору нет. Если не получается по-другому, тогда стараемся и терпим. Делаем цивилизованное лицо. Только, к сожалению, однажды из-под «светской» маски может вылезти нечто неприглядное. Улыбающееся лицо перекособочится неожиданно, и вы ляпнете сокрушительное. Мы же не шпионы какие-нибудь натренированные, как в кино.
Мы просто люди. Мы вот так живем. Каждый со своими неудачами, недостоинствами и немощами. Болеем, ошибаемся, падаем…
Предлагаю практиковать доброжелательность в мыслях. Это, наверное, будет гораздо надежнее. И за высказываниями не придется так усиленно следить. Ну, как вариант.
Узнать о своем несовершенстве тоже не худо лишний раз. Побольше размышлять о своих делах, чем разбираться в чужих. Так легче простить другого. И перестать о(б)суждать его немощи. Все мы слабые. Может, тогда и не захочется распространять информацию о чужих недостатках и ошибках среди знакомых и малознакомых людей.
А там и любовь забрезжит, возможно. И «третьи лица» не будут в убытке. А если и начнем их обсуждать, то, например, ласково. А некоторые «четвертые лица» даже напишут колоночки про них. И никто не будет в обиде.Такая у меня мечта и упование.
Евгения Белоусова
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3663
Проповедь на Мариино стояние
Мариино стояние – так называется служба в преддверии Страстей Христовых. Жизнь, в которой мы живем, пресная, в ней нет соли. Нам все заранее известно, мы все планируем, просчитываем. В такой жизни нет чуда встречи с Богом, нет покаяния, о котором мы слышали сегодня в житии преподобной Марии Египетской. Кажется, что это было когда-то очень давно… Но как такое может произойти сегодня, в современном мире? Как это может произойти лично со мной, когда я уже все знаю, все понимаю и кажется, что Бог где-то совсем далеко?
В том-то и дело, что Бог близко, а мы далеко! И поэтому так важны для нас капли росы духовной, которые сегодня предлагает нам Церковь – полностью прочитанный покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Это дивная служба, она должна укрепить нас. Мы привыкли жить соизмеряясь только со своим опытом, и мы не дерзаем говорить о той борьбе и победе над грехом, которые выше человеческих сил, но мы видим, что есть Бог и есть благодать Святого Духа, укрепляющая и восстанавливающая кающегося человека. Мы слышим слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что истинное покаяние восстанавливает в человеке девство. Действительно, чудо, когда человек отказывается от греха и полностью принадлежит Богу. И это чудо может совершиться в жизни каждого человека. Но сегодня мы видим другую картину: выяснение каких-то отношений, грубые слова, обиды, упреки, саможаление – нет осознания своей вины пред Богом. В нашем покаянии мы видим не Христа, а просто человека-священника, и начинаются человеческие разговоры, звучат слова, в которых нет красоты покаяния. Ведь покаяние – это изменение, преображение нас Господом.
Очень хочется, чтобы мы учились стоять в храме, учились участвовать в богослужении, в Таинствах Христовых, в которых душа обновляется. Душа должна постоянно получать благодатную помощь, чтобы вести войну с миром греха и соблазна. Дай Бог, чтобы в оставшееся время до Пасхи мы не потеряли духа, капелька которого все-таки есть в нас. Дух очень легко потерять: за одно слово, за одну мысль, за одну обиду, за одно осуждение человек теряет связь с Богом. Это страшное состояние. Нам нужно бодрствовать, нужно быть внимательными – как мы смотрим, как говорим, как ходим – все должно быть в человеке красиво, одухотворенно. Мы пришли в храм не только для того, чтобы смотреть на лики святых и созерцать красоту их отношений. Во всех святых сияет свет Христов. Но нам нужно и самим становиться ликами, чтобы прикоснувшись к святыни, быть способными эту святыню сохранить в своем сердце и делиться ею со своими ближними.
Столько любви, столько заботы, столько милосердия Божьего изливается на каждого из нас! Сколько раз мы уже прикоснулись к бессмертному Источнику Жизни, к Чаше Христовой! И почему мы так часто являемся тем дырявым сосудом, который теряет эту благодать? К нам приходят страсти, уныние, отчаяние, ропот – все это становится стеной, за которой мы не видим ближнего, не видим Бога. Эту стену необходимо рушить все время. Преподобный Серафим Саровский носил на спине камешки и говорил: «Томлю томящего меня». Нам нужно постоянно помнить, что враг рядом. Мы должны не доверять себе, а искать Божьей помощи, Божия благословения на каждый шаг нашей жизни.
протоиерей Андрей Лемешонок
http://azbyka.ru/stoyanie-mariino
Похвала Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодняшний день, который именуется субботой пятой седмицы Великого поста, Святая Церковь совершает особый праздник, посвященный Пресвятой Богородице. Этот день имеет литургическое наименование Похвала Пресвятой Богородицы или Суббота Акафиста. Вчера за вечерним богослужением читался Благовещенский акафист Пресвятой Богородице. Этот акафист читался не полностью, как обычно, а делился на четыре части. Каждая часть начиналась дивным кондаком «Взбранной Воеводе победительная».
Почему эту субботу Великого поста Святая Церковь посвящает особому славлению Божией Матери? Это имеет свое историческое обоснование.
В 626 году на Константинополь напали враги, и жители города понимали, что они не в состоянии отразить их натиск. Все собрались в знаменитом Софийском соборе для того, чтобы вместе с патриархом и императором вознести усердные молитвы к Пресвятой Богородице.
Патриарх Сергий и император Ираклий со множеством духовенства и народа, с Влахернской иконой Пресвятой Богородицы, с ризой Божией Матери и Её амофором прошли по стенам города. Когда патриарх подошел к берегам Босфора и опустил в воду ризу Божией Матери, море встрепенулось, поднялся сильный ветер, стала бушевать буря, которая перевернула все вражеские корабли. Народ понял, что Матерь Божия заступилась за город и его жителей. В память об этом событии, а также в память о многих избавлениях Царьграда от нашествия врагов, Святая Церковь установила совершать в субботу пятой седмицы Великого поста особый праздник в честь Божией Матери - Похвала Пресвятой Богородицы.
Наши сердца сегодня особо радуются и ликовствуют оттого, что для каждого из нас Царица Небесная является величайшей заступницей и ходатаицей перед Сыном Своим и Богом нашим. В прошедший воскресный день Святая Церковь отмечала память преподобного Иоанна Лествичника, написавшего дивный труд «Лествица», который является назиданием в духовном делании и указывает путь духовного восхождения от земли к Небу как по лестнице. И вот сегодня мы прославляем Ту, Которая взошла на самые высшие ступени этой духовной лестницы. И нам необходимо прилагать все усилия для того, чтобы подниматься всё выше и выше.
Сегодня наши молитвословия и обращения к Богородице имеют особый характер. Если обычно мы обращаемся к Божией Матери с той или иной просьбой, то сегодня мы должны не столько просить Матерь Божию, сколько воздать Ей хвалу и благодарение.
Давайте воздадим Ей должное поклонение, прославим Её пречистое имя! Если Господь и Спаситель наш Иисус Христос за каждого из нас на кресте пролил Свою Пречистую и Животворящую Кровь, то Матерь Божия каждодневно за каждого из нас проливает Свои пречистые слезы и молится за каждого. Она каждому желает спасения, каждому готова протянуть руку Своей материнской помощи. Мы же не должны отвернуться от Её помощи, но использовать её на благо, а значит на спасение своей души.
Воздадим благодарность Царице Небесной и будем постоянно благодарить Её и просить, чтобы Она и впредь не оставляла Своей материнской заботы о каждом из нас. Вознесем из глубины наших любящих сердец молитву к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородица, помогай нам! Пресвятая Богородица, спаси нас!» Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2015г
Православный Календарь с 10 Апреля 2016 г. по 16 Апреля 2016 г.
Воскресенье, 10 Апреля 2016 года. Неделя 4-я Великого поста.
Великий пост. Прп. Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста). Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и с ними Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина (Мара), Авива, Сивсифина и Саввы (ок. 330). Св. кн. страстотерпца Бояна, Болгарского (ок. 830). Св. Исихия Богослова, пресвитера Иерусалимского
Понедельник, 11 Апреля 2016 года. 5-я седмица Великого поста.
Великий пост. Прпмч. Марка, еп. Арефуссийского, мч. Кирилла диакона и иных многих при Иулиане пострадавших (ок. 364). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских. Новосвщмч. Павла Войнарского и иже с ним Павла и Алексия (1919).
Вторник, 12 Апреля 2016 года.
Великий пост. Прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского (649). Свт. Софрония, архиеп. Иркутского (1771). Прор. Иоада (X в. до Р.Х.). Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662). Свт. Иоанна, патр. Иерусалимского. Свщмч. Захарии, еп. Коринфского.
Среда, 13 Апреля 2016 года.
Великий пост. Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Киевского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Прав. Иосифа прекрасного. Прп. Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Аполлония Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418-424). Прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446).
Четверг, 14 Апреля 2016 года. Четверток Великого канона.
Великий пост. Стояние Марии Египетской (на утрени, в среду вечером, читается канон прп. Андрея Критского). Прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Мч. Авраамия Болгарского, Владмирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок 830). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прав. Ахаза. Свят. Макария, схиепископа, исповедника (1944).Преп. Варсонофия Оптинского.
Пятница, 15 Апреля 2016 года.
Великий пост. Прп. Тита чудотворца (IX). Мчч. Амфиана и Едесия (306). Мч. Поликарпа Александрийского (IV). Прп. Григория Никомидийского
Суббота, 16 Апреля 2016 года. Похвала Пресвятой Богородицы.
Великий пост. Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824). Мц. Феодосии девы и Ирины (307-308). Прп. Иллирика чудотворца. Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика. Новомч. Павла (1683). Прп. Нектария Бежецкого. Иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет".
Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»
Пресвятая Богородица, спаси нас!