3 неделя Великого поста (03-04-2016)
Благовещение Пресвятой Богородицы
Неделя крестопоклонная
«КРЕСТ - КРАСОТА ЦЕРКВИ»
Сегодня святая Церковь стоит у Креста Господня. Крестопоклонная Неделя — это живительный, долгожданный оазис в знойном великопостном шествии. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Крест Христов — это самое главное, самое таинственное, самое непостижимое свидетельство Любви Божией. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный».
Вся земная жизнь Спасителя, от Вифлеемских яслей и до славного Вознесения имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва — это центральное событие Искупления. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, — говорит ап.Петр, — дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр.2,24).
«Свет Христов просвещает всех!» Этот Свет сегодня льется с Креста, на котором распят наш Господь. И руки Его Любви, прибитые гвоздями человеческой ненависти, обнимают весь мир, всю Вселенную. «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят». (Лк.23,34) Он — Создатель всего мира, но этим миром Он к злодеям причтен. И не нашлось ему другого места, как только на Кресте между двумя разбойниками. Апостол Павел говорит, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас». (Рим.5,8) Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Фил.2,8) И, казалось бы, что весь мир должен слышать молчаливое страдание Сына Божия на Голгофе. И в каждое сердце должна упасть капля Его жертвенной крови за мир. Ведь «Он изъязвлен был за грехи и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53,5).
Но человек часто проходит мимо Христа! И мимо Креста! Его увлекает жизненный успех, поиск новых наслаждений, желание самоутверждения. Его чарует фантастическая скорость технического прогресса. Он пытается убежать от старости и болезней. Человек верит в свою праведность и безгрешность.... Он хочет занять место Бога!
Румынский старец о.Рафаил (Нойка) говорит, что ад — это отказ принять Бога. Бог есть Жизнь, и если мы не принимаем Его, мы не принимаем Жизнь. Человек живет без Бога и восклицает: «Ну и что из этого?» Он ненавидит, ворует, блудит, гневается, лжет, обманывает и удивляется: «Ну и что? Ну и что из этого?» И вот это «Ну и что?» — замечает о.Рафаил, — и есть ад!
«Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16,24). Сколько раз мы слышали эти евангельские слова Спасителя. Но как непросто исполнить их на деле! А ведь, по существу, в них заключена вся тайна нашего спасения. Взять свой крест это значит принять всю боль, всю скорбь, все тесные обстоятельства, все испытания и искушения, которые посылаются нам для нашего спасения. «Крест есть воля, готовая на всякую скорбь», — говорит преподобный Исаак Сирин.
Сколько бы мы не готовились, боль всегда нас обжигает, но она не должна раздавить нас. Жизненный крест, украшенный ожерельем скорбей и страданий должен научить человека смиренному принятию воли Божией, а не заставить его роптать и бросаться камнями в Небо. А отвергнуться себя — это значит дать Богу главное место в нашем сердце. Не своей самости, самоутверждению, эгоизму, самонадеянности — а самому Богу.... И еще ближнему.
Преподобный Иустин Сербский говорит: «Если человек живет только для себя и самим собой, т. е. не испытывает потребности в Боге, то он — не человек. Это лишь одни обломки человека, начищенная до блеска, татуированная скорлупа, одетая в униформу земля, ходячий гроб из глины». Великий Пост — это замечательная возможность для каждого из нас разобрать эти духовные обломки нашей души. Чтобы наше сердце перестало быть скорлупой и гробом, а уподобилось прекрасному сосуду, вмещающему Божию благодать.
«Будьте святы, потому что Я — свят», — говорит Еосподь. Человеческая жизнь предназначена только для одного — для встречи с Богом! Только ради этой таинственной встречи созданы мириады звезд. Только ради нее беспокойно стучит хрупкое живое человеческое сердце. А Церковь — это вдохновенное, светлое, глубокое радостное пространство встречи человеческой души с Богом.
Священномученник Игнатий Богоносец говорит, что всем людям Церкви нужно находиться в «созвучии любви», созвучными, как струны в кифаре. В созвучии любви прославляется Христос! «Составляйте из себя все до одного хор, — восклицает святой, — чтобы согласно настроенные в единомыслии заданным от Бога тоном единства, вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа». Необыкновенно важно, чтобы у нас было это «созвучие любви», этот «тон единства». Но это очень непростая задача. Диавол делает все, чтобы помешать встрече человека с Богом и ближним. Он делает все, чтобы человек растранжирил, исковеркал, изуродовал свою жизнь. Чтобы человек всю свою бесценную жизнь обратил к земле, к плоти, к греху, к тлену. Чтобы «погубил ума красоту», как говорит преподобный Андрей Критский.
В святые дни Великого Поста Святая Церковь постоянно делает акцент на том, чтобы наше сердце сосредоточилось на видении своих грехов, своих пороков, а не немощей ближних. «Даруй мне зрети моя согрешения и не осуждали брата моего». Эти слова молитвы преподобного Ефрема Сирина рефреном проходят через весь Пост.
«Свет Христов просвещает всех». И, если мы хотя бы немного просветимся этим Божественным, неотмирным Христовым светом, то может быть искорка этого света, этой любви упадет из нашего сердца в сердца людей, окружающих нас, но еще далеких от Бога. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего иже на Небесех».
Сербский Патриарх Павел говорил: «Я не знаю, было ли так важно для святых апостолов, кто из них будет сидеть рядом с Иудой, а кто не будет, однако знаю, что для них было важно, кто станет Иудой, а кто нет. Принцип этот должен быть важен и для меня и для Вас; а с кем рядом будем мы сидеть в трамвае, троллейбусе или самолете, у нас не всегда есть возможность выбирать. Но кем будем мы сами, людьми или нелюдями, это зависит от каждого из нас».
В мире, который становится похожим на тотальный лабиринт безысходности и скуки, в мире, где бомбы сыплются на головы стариков и детей, в мире, в котором человек сам по своей прихоти меняет себе пол, или сам решает, когда ему уйти из жизни, в мире, где любовь и взаимопонимание становятся огромным дефицитом, христиане должны быть людьми любви, людьми ответственности, людьми молитвы.
Хочет человек этого или не хочет, но посреди Вселенной стоит Крест Христов! И от него не спрятаться и от него не отвернуться. «Радуйся Кресте, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» — восклицает святитель Софроний Иерусалимский. А у Креста всегда смиренно стоит Матерь Божия! Сегодня мы празднуем память Ее иконы Державныя. «Славь, Россия, — говорит праведный Иоанн Кронштадтский, — славь, каждый верный сын Церкви небесной Заступницу свою, Матерь Божию, за Матерние непрерывные милости Ее к России и к тебе. Только ее ходатайством Россия доселе цела, могущественна, славна!»
Крест — это всегда выбор. С Богом или без Него. Крест — это самое великое свидетельство Любви Бога к человечеству. Крест хранитель всея Вселенныя, Крест красота Церкви, Крест Царей держава, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва!
Игумен Тихон (Борисов), 2015г
Любовь и Крест
Какая выгода от креста? Никакой. Если бы крест давал доход, то банки выдавали бы не кредиты, а кресты. А больницы прописывали бы святую воду и милосердие. Слава Богу, это не так. Слава Богу, что крест не приносит дивиденды, кавказское долголетие и многочадие. Слава Богу, что Он уберег нас от поклонения Мамоне или богу Кредиту. С ними бы у нас сложились неприятные отношения на основе коммерции.
И почему бы не жить богато и свято? Так прекрасно жил царь Мелхисидек, бывший одновременно царем и священником. Не менее замечательно жил праотец Авраам, у которого было и богатство, и благодать такой силы, что он мог беседовать лично с Богом. Иногда так и говорят: «Он стяжал Авраамово благословение» – это когда и деньги и праведность в одном лице.
Однако замечено, что деньги с праведностью как-то не дружат. Изобилие обычно не травмирует только каких-то совершенно удивительных и очень редких людей, таких как семья Романовых, Иулиания Муромская или святая Клотильда, королева франков. А так, при изобилии, чаще всего человек падок на грех и глух к Небу. Недаром Евангелие говорит, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное. Или как у Гоголя в «Ночи перед Рождеством» казаки отвечали царице:
«Мы не чернецы, а люди грешные. Падки, как и всё честное христианство, до скоромного».
Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел.- Эрнест Хемингуэй
Конечно, у Бога все равно просят что-нибудь полезное в хозяйстве. А у кого еще просить? У людей? Христос не остается равнодушным и таким просьбам. Ведь Он накормил пять тысяч человек (не считая женщин и детей). А если считать и женщин с детьми, то примерно двенадцать тысяч человек. Из них только двенадцать человек пошли за Ним. Ни один из жителей Тиверии, что при Тивериадском озере, которые наелись этой рыбы и этого хлеба, не последовал за Христом. Как было двенадцать апостолов, так и осталось. То есть, хлеб не родил любовь. Из этого видно, что путь насыщения – это не путь вовсе.
Да, и если мы примем от Креста дивиденды, то мы будем подобны не Богу, а Иуде, выжавшему из проекта «Мессия» тридцать серебренников. То же самое со здоровьем, удачей и успехом. Вера христиан не маркитантство.
Но если бы, все-таки, Господь дал бы всякому человеку по его сердцу, то храмы бы заметно опустели. Если все есть, то зачем туда ходить? Сын не пьет, сам здоров, деньги есть, зачем в церкви время тратить? Дела надо делать. Некогда. А вот доживу до старости, там и посмотрим. Вероятно, на Западе храмы потому и опустели, что пенсия нормальная, медицина хорошая, а население социально очень защищено. Трудно сказать, что было бы у нас, достигни мы западного уровня жизни.
Человек редко просит Христовой любви, щедрости, или чистого сердца. И никогда никто не просит креста.
Крест просить страшно. Нам всем кажется, что куда еще тяжелее, чем мне? И так еле-еле несем свой маленький крестик. Даже примета такая есть: ни за что не поднимать крестик, найденный на улице, а то чужой крест ляжет тебе на плечи рядом со своим. Пусть лучше этот кусочек металла валяется в пыли или в грязи. Человек в ужасе пятится от такого места. Мы ведь не мазохисты.
Или другая крайность. В прошлом году революционная публика вбросила в Церковь пробный шар с проверкой на восприимчивость к культу страданий и унижений. Попытались надеть на Церковь личину толстовства или карикатурного буддизма. По их версии унижение и податливость чужой злой воле и есть христианство. Революционные христиане едва не бросали в окна тюрем гвоздики возбешаемым святотатцам. Журналисты стыдили православных, призывали к покаянию и проводили мысль, что батюшки виноваты в том, что бес местами схватывает очень крепко тех или иных хулиганов. Однако не прошло.
Христианство – это не сладость страданий, причиняемых жертве. Самодостаточность и наслаждение в мучениях это не вера, а психическая болезнь. Бессмысленные жертвы также вредны, как и само преступление, потому что способствует расцвету порока. Христос, например, не просил прощения у слуги первосвященника ударившего Его по щеке. Это был тот же человек, которого Иисус исцелил от паралича у Овчей Купели. Он не стал рефлексировать и просить прощения за то, что Он как Бог, не сделал всего того, что мог бы дать этому злобному старику в его трудной жизни. Не стал Себя укорять за то, что позволил этому несчастному столько лет страдая пролежать у общественного бассейна без помощи и сочувствия, и только на склоне лет поднял его от одра.
Не просил простить, что не кормил его блинами и не приходил выслушать его жалобы. Он также не просил прощения у Пилата, Каиафы и Иуды, что, дескать, извините, в этом в чем-то Моя вина, что вы стали такими. Он не сказал им: Извините Меня за то, что вас пришлось выбрать в качестве расходного материала истории, вам теперь, к сожалению, придется посидеть на самом дне Ада. Я очень сожалею».
Дело не в том, что Господь не вежлив, а в том, что в этом, косвенно, проявляется Его отношение к свободе воли человека. Свобода – дар Божий, данный Адаму при творении, в знак подобия Творцу. Свой собственный дар Бог никогда не забирает обратно. И блины тут ни причем, так как невозможно быть православным более чем Сам Бог. Выбрал ты себе ад или пляски с бубнами в храме, стало быть, это твой выбор, который мы свидетельствуем.
Наша вера не в угоде плоти и не выгоде. Она также не в страданиях. Она в другом — в Кресте, который над ними, над миром и в Том, кто на нем. Только в Нем имеет смысл и честное стяжание и святое страдание. Страдания и стяжание, без хождения перед Богом, не только пустое дело, но и вредное.
Почему христиане берут себе кресты во время крещения если это невыгодно и опасно? Зачем вообще становятся христианами, если совершенно очевидно, что здоровье и удача в Церкви подобны лотерее? Вот, часто молятся, ездят по святым местам, постятся, а удачи нет как нет. И только единицы отхватывают исцеление от рака или освобождение от кредиторов. Крест это не джек-пот в загадочном и случайном мире. Мы на кон сто рублей на свечу, а там как рулетка остановится. Что же делает крест Крестом?
Любовь.
Крестная любовь – это ключ к Царству небесному и к земному счастью, который мы сами должны провернуть в замочной скважине Рая. Казалось бы, не сводимые вместе вещи: Любовь и крест, на самом деле они взаимосвязаны. Они две стороны одного и того же идеального состояния между людьми и между человеком и Богом. Крест, который мы принимаем, воспитывает самоотвержение и любовь. А любовь – это всегда святая жертва. Но крест самому не вынести и любовь, если она только от себя, быстро засохнет.
Христиане берут одно плечо креста, а второе берет Христос. Мы несем крест вдвоем с Богом. Что такое Крест для Бога? Для Него – это любовь, проявленная к человеку. Это путь, который он проложил для нас в Рай. Крест – это средство быть такими как нас задумал наш Небесный Отец – быть подобными Ему.
Для нас Крест – это отказ от хищного самолюбия, от звериной жестокости, от плотского возбешения. Казалось бы, это такие свойства, с которыми расстаться было за счастье. Однако, представьте себе, что вдруг от нас отнято сребролюбие. Как тогда найти смысл в работе? Или благодать пожилого возраста делает человека воздержаннее. Но, нет, продаются таблетки продляющие молодость и кураж. Человек боится быть ангелом во плоти. Оторвать от себя змеиную земную породу очень трудно. Вдруг грех, в самом деле, отнимется! Жизнь без греха кажется ужасной. Крест тяжел тому, кто любит деньги. Крест приносит страдания блудникам, пьяницам и закоренелым грешникам. Крест страшен убийцам и святотатцам.
В эту неделю мы падаем ниц, потому что нам стыдно даже думать о том, что званы на Небо, а своей жизнью мы все еще подобны скоту. Ведь стыдно всем стадом прямо в царство Отца. Нехорошо будет, если там станут бродить злые стада. Мы становимся на колени, наивно скрывая от Его великолепия наше лицо «украшенное» грехом. Нам стыдно предстать перед Богом, как предстал перед Ним Адам, в фиговом листочке, и мы, стесняясь Его любви, склоняемся еще ниже. Было бы ужасно так вот предстать перед Любимым.
Но надежда на Его милосердие и уверенность в Его доброжелательности и помощи делают эту неделю светлой. Воспоминание о Божией помощи делают эту неделю гимном любви. Любви к нам Бога и нашей любви к Нему. Мы ведь кланяемся не потому что боимся, а потому что нам стыдно. Апостол Павел верно сказал что «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх… Боящийся в любви несовершенен». Страх и любовь взаимоисключают друг друга. Если бы не любили, то и не было бы стыдно. Потому и стыдно, что какие-никакие, а мы любим Его. Вот, Господи, дурной я, а Твой. Он не может нас не поднять с колен, если мы сами того хотим. Но если мы делаем усилие, то Он обязательно поможет нам встать. Встанем, и Он обнимет, как Отец блудного сына. Даст на палец перстень, новую одежду и устроит пир.
Что бы стать перед Ним нам нужно будет умыться милосердием, щедростью, приветливостью, незлобивостью, прощением Христа ради. Христос сказал, что иго Мое легко. Иго любви, иго молитвы, иго милосердия – да разве это тяжесть? Это крылья. В самом деле, что в них страшного? Нам никто не предлагает вбить в наши руки и ноги гвозди, повисеть на кресте, войти на арену Колизея ко львам, отправиться в Гулаг. Слава Богу, в стране сейчас хоть худой, да мир. В этот пост надо стать хотя бы немного добрее и терпеливее, чем в прошлом году. Наполнить сердце хотя бы одной каплей новой любви.
В эту неделю полезно вспомнить, что вера наша — не маркитантство, а Церковь — не магазин и не фельдшерский пункт. Церковь – это небесное посольство, где мы, тоскуя по Небу, встречаемся с Богом на редком свидании. И мы рады встретить Христа, и просим дать нам Его Иго любви. И Он дает его — наш тельник. Наш крест как обручальное кольцо с Богом. И он Жених нашей души.
Крест, хранитель всея вселенныя –потому что мир стоит на любви
Крест, красота Церкве – потому что в Церкви источник любви
Крест, царей держава – потому что царство не стоит, если оно мешает любви Бога и людей
Крест, верных утверждение – потому что вера и любовь сестры, и нет силы, которая бы победила бы любовь. Как сказал апостол Павел: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»
Крест, ангелов слава, и демонов язва – потому что бесам любовь невместима.
И это все о любви.
Священник Константин Камышанов |
Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Всех вас возлюбленные о Господе братья и сестры сердечно приветствую и поздравляю с величайшимпраздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Воистину сегодня ликуют земля и небо, ибо сегодня все мы являемся соучастниками славного события, которое произошло более двух тысяч лет назад. В небольшом городе Назарете Деве Марии явился Архангел Гавриил, чтобы возвестить Ей радостную весть о рождении от Нее Мессии: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою». Дева Мария отвечала на это приветствие :«се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». (Лк.1:38).
Действительно, сегодня наши сердца преисполнены неизреченной радостью. Радостью от того что мы не оставлены Богом, что Господь с нами. Он постоянно пребывает с каждым из нас, заботится о нас и подает благодатную Божественную помощь, без которой невозможно человеку исполнить своё христианское и человеческое предназначение. Но невольно возникает вопрос: «Господь со мной, но готов ли я открыть свое сердце, чтобы там пребывал Бог?» Многие думают, что если они поверили в Бога, то Бог уже в их сердце. Но так ли это на самом деле? Достаточно ли одной веры, одного признания бытия Божия для того, чтобы Бог пребывал в сердце этого так называемого верующего человека? Дьявол тоже верит в Бога. Он не только верит, он убежден в бытии Бога. Но ничто не меняется в его дьявольской сущности. Значит, для того чтобы Бог действительно был в сердце, необходимо не только иметь веру, но и жить по вере.
И когда мы начинаем проверять себя по тому, как мы живем, возникает вопрос: живем ли мы с Богом? Бог есть Свет, Бог есть Любовь, мир и благость. А если наше сердце исполнено ненавистью, завистью, злобой, раздражением, многими другими пороками, есть ли в этом сердце Бог? Найдется ли в этом сердце место для Бога? Эти вопросы мы должны постоянно задавать самим себе.
Почти всегда праздник Благовещения выпадает на дни Великого поста, иногда на дни Страстной седмицы, когда все люди должны задуматься над ценой Жертвы, которую ради нас совершил Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Господь неизреченно любит каждого человека. Мы даже не можем представить какова Божественная любовь. Эта любовь выразилась в том, что Господь становится во всем подобным нам Человеком и приходит в мир для того, чтобы избавить человека от греха, проклятья и смерти. И это избавление совершается Его Крестной Жертвой, пролитием Его Божественной Крови. Это еще и еще раз свидетельствует о том, что воистину с нами Бог. А с Богом ли мы?
Мне хотелось бы процитировать слова одного из святителей нашей Церкви митрополитаДимитрия Ростовского: «Послушайте меня все грешники, от них же первый есмь аз. К вам и к себе обращаюсь. Повторяем мы архангельское приветствие к Пресвятой Богородице «радуйся», читаем акафисты, припадаем к Владычице нашей, молимся Ей, а от грехов наших не воздерживаем себя, об истинном покаянии не заботимся. Что же мы думаем, ужели наши моления, пение и поклонение угодны будут Пресвятой Деве Богородице? Если бы кто вырвал у матери из рук любимое дитя, бросил его на землю и стал попирать ногами, а затем подошел бы к ней, кланяясь, и стал бы говорить: «Радуйся! Здравствуй! Будь ко мне милостива». Угодны были бы матери той эти поклоны и приветствия убийцы? Судите сами. А мы грешники нераскаянные каждый раз как согрешим, отнимаем Господа Иисуса Христа из рук Пренепорочной Его Матери, повергаем, попираем и пробадаем, снова распинаем Его на кресте. И смотрит на всё это Матерь Божия.А мы, распинатели Ее Сына, припадаем к Ней и говорим: «Радуйся! Будь милостива к нам». Не прогневляем ли мы Ее через это больше, не поновляем ли Ее сердечную болезнь, которую она терпела при кресте Сына Своего и Бога?»
Какие страшные слова, братья и сестры!Они заставляют нас серьезно задуматься над тем, как мы живем. Мы не готовы, а часто и не желаем расстаться с теми грехами, к которым привыкли, которые стали нашей обыденной жизнью. Тогда в назаретской горнице Дева Мария уже созерцала Своим сердцем и умом то, что предстоит совершить Ее Сыну, а Ему предстояла Голгофа и крестная смерть. Вот так же и каждый из нас в этот праздничный день должен представлять пред собою распятого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который Своими распростертыми руками готов прижать каждого из нас к Своему сердцу. Бог готов быть вместе с нами, Он действительно с нами, но готовы ли мы постоянно быть с Богом? Сегодня, как и всегда, мы должны спрашивать самих себя: «Живу ли я с Богом? Готов ли я открыть свое сердце для того, чтобы в него вошел Господь?» И будем помнить, что только в чистое сердце может войти Господь. И только чистые сердцем Бога увидят.
Дай Бог, братья и сестры, чтобы все мы с вами постоянно пребывали с Богом. Чтобы каждый из нас достойно нёс свое христианское призвание в этом мире. Чтобы Крестная Жертва для нас была спасительна, а не напрасна. Будем молиться об этом постоянно и просить Царицу Небесную, чтобы Она сложила к Престолу Сына Своего наши моления, и чтобы Ее Божественный Сын ниспослал всё необходимое для спасения каждого из нас. Именно ради этого Архангел Божий снизошел с Неба и возвестил Деве Марии радостную весть о рождении нашего Спасителя. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2012г
«СЕ, РАБА ГОСПОДНЯ»
Есть слова, которые составляют ось мира: на них держится мироздание. И среди таких слов – «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», сказанное благословенной Девой Марией.
Как повествует святой евангелист Лука: «Ангел, войдя к Ней, сказал: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами”. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: “Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца”. Мария же сказала Ангелу: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” Ангел сказал Ей в ответ: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”. Тогда Мария сказала: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 28–38).
Церковь называет это Благовещением – возвещением благой, радостной вести. Мы примерно представляем себе, что такое плохая весть: человек узнаёт о том, что у него смертельная и неизлечимая болезнь и скоро он умрет. Или он узнаёт это о ком-то, кого он любит. Или он узнаёт о предательстве кого-то, кому он доверял и на кого надеялся. Или еще что-то – наш мир полон плохих вестей. Мы знаем, как это выглядит: даже если физически пока ничего не изменилось, солнце светит все так же, мир выглядит, как он выглядел вчера, но в то же время он полностью изменился, погрузился во мрак, занавешен темной пеленой.
Мы можем представить себе, что такое благая, радостная весть: когда физически ничего не изменилось, трудности остались трудностями и боль – болью, но весь мир стал другим, он залит светом и, что бы ни случилось, это не раздавит нас и не уничтожит – потому что мы знаем что-то бесконечно радостное и утешительное, что-то, на фоне чего все наши горести приобретают совсем другой вид и масштаб.
Мир Иудеи I века отличался от нашего только в сторону большей суровости: большинство людей жили впроголодь, конфликты отличались ожесточенностью, власти – крайней свирепостью. Там было предостаточно плохих вестей. Но у людей была надежда: они ждали хорошей, очень хорошей вести. Настолько хорошей, что она заставит их полностью забыть все их несчастья. Они ждали эту весть долго, очень долго – веками своей кровавой и трагической истории. Люди жили, страдали и умирали, бывали разбиты и угоняемы в плен, терпели голод и множество бед – но они помнили истину, провозглашенную пророками: наш мир принадлежит Богу. Не фальшивым языческим богам, которым поклонялись в могущественных древних империях, но единому истинному Богу, Который призвал Авраама и заключил с ним завет. Пророки предвозвещали, что Бог пошлет Спасителя, Мессию, Христа (как мы говорим, используя греческое слово), чтобы избавить и утешить человеческий род.
Люди помнили таинственные пророчества о Сыне Человеческом: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 13–14). Они благоговейно перечитывали обетования того, что народы обратятся к истинному Богу и даже сама смерть будет уничтожена: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25: 6–9).
Сам Бог придет, чтобы обитать среди людей: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3: 1).
И все эти долгие века надежды и ожидания вели к одному событию – и к одному человеку. К Деве из Назарета Галилейского, Марии.
Но это можно сказать не только про ветхозаветную историю – вся история человечества шла к тому моменту, когда явится Дева, Которая от лица всего человеческого рода скажет: «Се, раба Господня». Не только надежды народа Божия, но и всех народов осуществляются в этот момент. Мы видим, что Бог не оставил человеческий род – и что человеческий род не погиб, раз в нем нашлась Дева, способная на эти слова.
Благодаря этим словам в наш мир пришел Бог – Бог стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Теперь мы знаем, что у нас есть спасение, что всех, кто живет в покаянии и вере, ожидает счастье настолько огромное, что мы не смели себе и представить. Истинный Царь пришел, чтобы воспринять нас в Свое Царство.
http://www.pravoslavie.ru/69753.html
В БОЙ
Душа ждёт поста, как девушка — весны. В первые постные дни, полные воодушевления и бодрости, ещё раз вспомним: тому, кто желает поститься по-честному и всерьёз, предстоит настоящая «мясорубка».
Бог не столько слушает, сколько обоняет молитву, а молитва — не столько звуки песни или стиха, сколько — фимиам Богу, кадильный благоуханный дым.
Когда Агнец берёт Книгу, четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр. 5, 8). И ещё: И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8, 3–4).
Теперь представим, что кадильница пуста. Нет молитв, и святость оскудела. «Погас огонь на алтаре». Это значит, что в Небесном Храме, как у Тарковского в «Рублёве», идёт снег. Снег в храме означает, хоть мы этого и не видим, что купол снят или что золотые кровельные листы ободраны. Можно не сомневаться, что за пределами храма, в котором идёт снег, открывается ещё более страшная картина. Там покосившиеся дома без жителей, стаи голодных псов, одичавшие люди, на псов похожие, и непогребённые трупы на дорогах. И высоты будут им страшны, и на дороге ужасы (Еккл. 12, 5).
Жизнь разрушается даже не до уровня кладбища, а до уровня перепаханного и осквернённого кладбища, если на золотой жертвенник Ангелу нечего положить.
Пост — Великий в особенности — совершается ради того, чтобы на жертвенник было что положить. Ради молитвы совершается пост.
Ради молитвы — прекращение вражды и примирение перед посильным подвигом. Ради молитвы — раздача милостыни (смиренно, так, чтобы правая рука не знала, что делает левая). Пост — это ответ на трубный звук апостольского голоса: Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас (Иак. 4, 7–10).
Теперь спрошу: кто молится и где? Больше спрошу: молится ли кто-то? И себя не забуду спросить: молюсь ли я?
Многие читают молитвенные тексты, и вычитывание называют молитвой. Но сама молитва есть ли у нас?
По плодам проверим дерево. Вражда погасает, зависть вянет, сердца оживают, и грехи слезают с кожи, как омертвевшие струпья там, где молитва есть. Если она и есть у нас, то мало её или не такова она, какой быть должна. Потому что и зависти много, и уныния много, и ложных страхов много, и струпья гноятся, не усыхая. А главное — Христос кажется таким далёким, словно не сказал Он: «Я с вами во все дни до скончания века».
Проповедники древности обличали тех, кто не ест, но при том и не меняется к лучшему. «Как медведи в берлоге не едят, но урчат, — говорили они, — так и вы с пустой утробой урчите ропотом, завистью и ссорами». Болезнь эта далеко не ушла, но появились новые. Есть теперь в ресторанах постное меню. Двадцать пять перемен блюд, и все — поста не нарушая. Не смех ли это?
Может, и не смех, но новая странность. Под гастрономические требования мир всегда подстроится, пощекочет гортань, наполнит чрево, сохраняя иллюзию религиозной праведности. Только под молитву мир не подстроится, потому как не может. Царица-молитва всюду своё благородство обнаружит, и на горошине будет ворочаться, как на булыжниках, потому что хочет главного, а не пёстрых одёжек. Главное — Бог. Бога ищет молитва и не хочет сводить пост к постному меню в дорогом ресторане.
Теперь скажем тем, кто будет поститься честно, и строго, и ради Господа.
Вы в очередной раз пойдёте в бой, как некогда шли в бой под Москвой бойцы отдельного курсантского полка. Это было в 41-м году. Курсанты закрыли брешь в обороне шириной в тридцать километров между Бородино и Волоколамским шоссе. Восемьдесят пять километров, пройденные за сутки кремлёвцами от Сенежи через Клин до позиций, немцам пришлось преодолевать с боями два месяца!
Цена боёв — более восьмисот убитых, но выиграно драгоценное время для контрнаступления. Те, кто воевал тогда, должны были сдавать накануне экзамены на получение офицерского звания. Вместо экзаменов они внезапно для себя вступили в настоящие двухмесячные бои с самой лучшей армией мира. Триста оставшихся в живых после контрнаступления без дополнительных экзаменов получили офицерские звания и возглавили взводы и роты, продолжая войну.
Зачем и к чему теперь об этом вспоминать?
Кремлёвцы — будущая элита офицерского корпуса. Они вышли из расположения части в новых шинелях, в начищенных сапогах и со свежими подворотничками на гимнастёрках. Вышли как будущие офицеры. А уже через сутки с небольшим там, где они окопались, было месиво крови, разрытой снарядами земли и грязного снега. Стонали раненые и быстро на морозе остывали убитые. Выли бомбы и лязгали гусеницы танков. Сапоги уже никто не чистил, строевым шагом не ходил и на построениях не высматривал грудь третьего впереди стоящего человека. Вся дисциплинарная этика и эстетика офицерства влезла костями и плотью в мясорубку современной войны, чтобы вылезти наружу в виде фарша из героизма, страха, боли и бесценного опыта.
Немцы прошли дальше, дорого заплатив за каждый пройденный метр. А в курсантах не осталось ничего красивого по внешности, ничего годящегося для парада, но они стали подлинными воинами и внесли неоценимый вклад в будущую победу.
Вот так и мы входим в воды поста. Входим поплавать, а попадаем в шторм. Входим с мечтами о духовной красоте, а попадаем в знакомство с собственной грязью. Ищем Бога, а получаем разожжённые стрелы лукавого. Входим окрылённые, а до Пасхи доползаем уставшими и подчас раздавленными. Но доползаем. До Пасхи!
Поэтому воюйте честно, христиане. Не изображайте из себя самозваных святых, но устремляйтесь к Господу. Принимайте раны, падайте и поднимайтесь. Ваши слёзы, ваши крики отчаяния и стоны усталости — вклад в общую победу Церкви. И не думайте всю войну пройти по асфальту в начищенных до блеска сапогах, как тыловые крысы. Воюйте.
Честно говоря, отступать нам, как и тогдашним воинам, некуда.
Пост — война. И молитва — война. Кто трус, пусть заранее скажет об этом и выйдет из строя, чтобы не заразить потом паникёрством соратников.
Мы начали с фимиама, а заканчиваем войной. Но вот закончим войну, и наступит подлинная власть благодарности и время чистых благовонных курений.
Протоиерей Андрей Ткачев
https://elitsy.ru/communities/99928/416980
ЖИВИ В БОГЕ
На могильных плитах, оставшихся в местах захоронений христиан в ранние послеапостольские времена, встречаются надписи: «Живи в Духе!», «Живи в Боге!»
Сколько радости заключено в таком пожелании живых! Что может быть блаженнее для них, чем жить в Боге?!
«Живи в Боге!» – в этом пожелании усопшим христиане выражали и свою веру в светлое бессмертие христианской души, приобщившейся к вечно живому Богу, и радость единения живых и мертвых в Боге, так как Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20: 38)
Единение верующего с Богом переживается блаженной радостию его души. Единение с Богом есть в то же самое время и общение христианина со всеми другими верующими. Пребывая во Христе, мы находимся в общении со всеми нашими умершими сродниками, предками нашими и со всеми теми, чей прах рассеян по всей земле уже сотни и тысячи лет. Нас всех: и мертвых, и живых – объединяет Христос; и все мы: мертвые и живые – живем во Христе. Какая радость жить во Христе!
Но живем ли мы во Христе? Увы, нет, не живем.
Что же нам нужно, чтобы жить во Христе и чтобы Христос жил в нас?
Ответ один: нам нужно не грешить. Всуе, что противно Господу, «что Он ненавидит, того ты не должен делать» (Сир. 15: 11), а должен поступать в жизни «так, как Он поступал». Чтобы Христос пребывал с нами, в нас, «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2: 5). А это так трудно! Подвижники благочестия предпринимали великие усилия, чтобы воспламенить в себе любовь к Богу и приблизиться к Нему. Непрестанная молитва в сочетании с тщательным соблюдением заповедей Божиих способствует нашему приближению к Богу.
И чем больше в нас любви, тем ближе мы к Богу, и тем полнее будет наше пребывание с Богом и в Боге. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).
Вот тогда-то (не раньше!) мы, живые, получим действительную возможность находиться в общении с нашими усопшими.
Вот тогда-то мы, живые, сами освящаемые пребывающим в нас Христом Богом, можем и о других просить в молитве помилования, освящения и спасения. И эта молитва наша не будет тщетна, потому что Сам Христос внимает ей, и исполняет ее, видя с каким усердием, какой любовью мы домогаемся прощения грехов усопшим и упокоения их вместе со святыми.
«Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7). Хотите сами обрести по смерти упокоение со Святыми? Стремитесь уже теперь, живя на земле, препровождать праведную жизнь: исполнять заповеди Божии, творить милостыни, окормлять Святыми Таинствами в Церкви Христовой и, молясь о прощении своих прежних грехов, просить у Господа благодатной помощи, чтобы впредь не грешить.
Хотите, чтобы за вас молились другие тогда, когда вы будете умершими? Молитесь ныне сами за прежде усопших рабов Божиих
Наша молитва о помиловании других бывает дерзновенна и действенна пред Богом, когда мы сами удостоимся помилования от Бога.
Господи, помилуй нас Грешных! Сподоби Господи впредь без греха сохранятися нам! Сподоби жить по заповедям Твоим, по воле Твоей и услышь нашу молитву об усопших: прости их грехи и со святыми души их упокой! Аминь.
Священник Михаил, «О упокоении усопших»
http://www.pravoslavie.ru/1631.html
Православный Календарь с 3 Апреля 2016 г. по 9 Апреля 2016 г.
Воскресенье, 3 Апреля 2016 года. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Великий пост. Прп. Иакова, еп., исп. (VIII-IX). Прп Серафима Вырицкого (1949). Свт. Кирилла, еп. Катанского (I-II).Свт. Фомы, патр. Константинопольского (610). Прп. Серапиона, еп. Тмуисского.Новосщмч. архиеп. Феодора (Поздеевского) (1938).
Понедельник, 4 Апреля 2016 года. 4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная.
Великий пост. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского (362-363). Мц. Дросиды Антиохийской, дщери царя Траяна (104-117). Прп. Исаакия Далматского (IV).Мчч. Каллиники и Василиссы Римских. Прмч. Евфимия Константинопольского.
Вторник, 5 Апреля 2016 года.
Великий пост. Прмч. Никона еп. и 200-ти учеников его (251). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117-138). Мч. Дометия. Прпмч. Луки нового Митиленского. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Прп. Пахомия Нерехтского. Прав. Василия Мангазейского (1600
Среда, 6 Апреля 2016 года.
Великий пост. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха, иже в Латре. Свт. Артемона (Артемия) , еп. Селивкии Писидийской, также именуемого Селунским (I-II). Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Прп. Иакова исп. (VIII-IX). Свщмч. Парфентия, патр. Константинопольского. Сщмч. Владимира Панькина, пресвитера Благовещенского, Петропавловского (1920). Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора.
Четверг, 7 Апреля 2016 года.
Великий пост. Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). Прп. Саввы Нового (1948).Иконы Благовещения Божией Матери (XVI).
Пятница, 8 Апреля 2016 года.
Великий пост. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Свщмч. Евсевия, еп. Кивала и мч. Пуллия.
Суббота, 9 Апреля 2016 года.
Великий пост. Суббота Родительская. Поминовение усопших. Мц. Матроны Солунской (III-IV). Мчч. Мануила и Феодосия (304). Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (394-395). Прп. Кирика Фракийского. Прор. Анания. Прп. Павла, еп. Коринфского.
Величание Благовещению Пресвятой Богородицы
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Тропарь
Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление, / Сын Божий, Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует, / тем же и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.