Неделя о Страшном Суде (06-03-2016)
Неделя о Страшном Суде
Проповедь в неделю о Страшном Суде
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В это предпоследнее воскресенье перед Великим постом Святая Церковь напоминает нам о событии, которому надлежит совершиться в судьбах этого мира, – о Страшном Суде. Мы знаем, что этот Суд совершится при Втором и славном пришествии на землю Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
В евангельском повествовании апостол Матфей передает нам слова Христа Спасителя о том, как это совершится: «Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого… Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою… О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого… Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». (Мф.24:27,30,36-39,42).
Действительно, мы не знаем, когда наступит событие Второго пришествия на землю Христа Спасителя, а затем и Страшный Суд. Церковью мы научены о том, что для каждого человека будет два суда. Первый частный Суд совершается сразу после перехода из земной временной жизни в Жизнь Вечную. Тогда всякая душа человеческая со страхом и трепетом приходит пред Владыкой и Господом своим для того, чтобы дать отчет за свою земную жизнь. Неслучайно вчера мы призывались Святой Церковью для того, чтобы совершить свою усердную молитву об упокоении всех от века почивших православных христианах. Они нуждаются в нашей молитве, ведь мы знаем, как мало мы уделяем внимание тому, чтобы подготовить себя к переходу в Жизнь Вечную. И земная Церковь в надежде на милосердие Божие совершает сугубые усердные молитвы о всех почивших христианах, веря и зная, что по молитве Церкви Господь простит многие согрешения тех, за кого мы молимся.
Но будет еще один Суд, последний и окончательный. Сегодняшним напоминанием Церковь не устрашает нас, говоря о том, что наступит Страшный Суд. Это напоминание необходимо для того, чтобы каждый из нас задумался над смыслом и содержанием своей земной жизни. Да, все мы не без греха, все мы не совершенны. Но не будем отчаиваться, - у нас по милости Божией еще есть время для того, чтобы принести Богу искреннее чистосердечное покаяние и исправление свой жизни. Без покаяния невозможно очищение души. Будем разумно использовать то время, которое даровано нам Богом.
Кто-то из здесь стоящих, особенно молодых людей, может подумать: «У меня еще вся жизнь впереди, я еще успею принести Богу покаяние. А пока буду жить так, как мне хочется, как живут сегодня многие люди». Но вот о чем необходимо задуматься: может быть, для некоторых впереди еще целая жизнь, но кто с уверенностью может сказать, что с нами произойдет завтра? А не призовет ли нас уже завтра Господь на тот Суд, о котором нам сегодня напоминает Святая Церковь? Какими мы предстанем перед Богом? Вот о чем напоминает нам сегодня Церковь. Она не устрашает, а говорит: «Человек! Очнись, одумайся, отрекись от своих грехов, принеси покаяние перед Богом, исправь свою жизнь. Начни жить как истинный сын или истинная дочь своего Небесного Отца».
На протяжении уже двух воскресных дней мы слышали умилительные слова церковного песнопения: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Это песнопение заканчивается словами, которыми сегодня каждый из нас не без трепета из глубины сердца воззовет к Богу: «Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2012г.
Неделя о Страшном Суде
«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34), – говорит Господь праведникам, которых Он на суде Божьем отлучит от неправедных людей. Этими словами Христос Спаситель нам напоминает, что есть главное в нашей жизни, чтобы быть благословенными Отцом Небесным. Кто же эти благословенные? Господь нам говорит об этом в Своем повествовании о Страшном Суде Божием. Господь на Суде этим благословенным праведникам скажет об их доброй жизни, в которой они совершали все по любви к ближнему. Он им прямо скажет: вы Мне послужили. Когда Я был голоден — накормили Меня, когда Я жажду имел — напоили Меня, когда Я был странником — Меня приняли, когда Я был нагим — Меня одели, когда Я болел — ко Мне пришли, когда Я был в темнице — вы посетили Меня. И праведники с удивлением будут спрашивать: Господи, когда же мы Тебя видели в этих нуждах и Тебе послужили? И Господь им скажет: все, что вы сделали ближним, вы сделали это Мне.
Этим Господь нас призывает к добродетельной жизни, к жизни в любви и внимании к ближнему, к жизни, в которой мы можем разделить свое сердце с ближним и, жертвуя себя ему, можем жить во Христе. И другого пути жизни во Христе нет, потому что Христос к нам приходит через ближнего. Он в каждом ближнем. Он сегодня нам напоминает: как мы к ближнему относимся, так мы относимся к Нему. И с кем бы мы ни встретились, с какой нуждой в человеке, это Христос к нам пришел, и Он взывает к нашему сердцу: всякая нужда, всякая трудность у ближнего должна быть разделена нами, потому что мы со Христом ее делим. И мы не можем, веря во Христа, слушая Его, надеясь на Него, обойти это условие нашей жизни в Нем. Ибо Он нас призывает к этому и напоминает, что Он пришел именно для этого, чтобы мы любили ближнего, чтобы мы переживали вместе с ним его трудности, чтобы мы не обходили его, а наоборот, ему помогали.
Ибо Господь этого хочет, ибо в этом заключается сама любовь. Любовь ведь не может не обратить внимание на того, кто ждет ее, кто нуждается в ней, кто на нее надеется, кто ее ищет. И Господь посылает нас к этим людям, чтобы эта любовь действовала. Вера без дел мертва есть, напоминает нам апостол Иаков. Если мы будем обходить всякие трудности, в которых можем участвовать у ближнего, мы обходим Христа. Ибо Он там. Он не там, где нас не ждут, не нуждаются в нас, а Он там, где именно мы нужны, где наша любовь нужна, где нашу любовь ждут.
К этому нас сегодня Господь призывает. И апостол Иоанн Богослов нам напоминает: если мы говорим, что мы любим Бога, а ближнего не любим, — мы лжем, потому что как можно любить невидимого Бога, и не любить ближнего, которого мы видим! Господь, уча нас этой деятельной любви, напоминает: если мы не обратим на это внимание, то уподобимся тем людям, которые этой любви не имеют, которые будут осуждены, которые будут поставлены по левую сторону и к которым Господь обратится с другими словами: идите от меня, проклятые, к диаволу, и к тому, что он унаследовал.
Это действительно ужасно в жизни человека, быть отвергнутым Богом. И наше сердце сегодня, слушая это описание Христом Господом последнего Страшного Суда, должно убояться этой участи, когда Господь нам напоминает: если мы будем невнимательны к нуждам ближнего, к тому, что от нас ближний ждет, мы невнимательны к Нему, мы Его отвергаем. Мы проходим мимо того, в ком Христос прибывает. Это действительно ужасно. Господь нам сегодня напоминает об этом, чтобы настроить наше сердце на внимание к ближнему, потому что Он в нем.
Христос ждет нас. Эта тайна прихода к нам Христа Спасителя в трудностях ближнего, действительно, является глубиной божественной любви. Ведь Господь – Сама Любовь, Он всемогущ, Он все может нам дать. Но если любви мы не будем иметь, будет пустым наше сердце. Напоминает нам ап. Павел в гимне любви: что бы мы ни делали в своей жизни великого, даже веру имея, что горы переставляет, если любви мы не имеем – пустое наше сердце, ничтожное, ничего не имеющее, кимвал звучащий, сама пустота.
Это напоминает нам сегодня Господь, чтобы наполнилось наше сердце любовью, состраданием к ближнему, участием в его нужде, потому что там Господь, и именно Он приходит к нам в этом. Он нам сегодня говорит: Я был в нем, в том, кто ждал нашей любви, нашего внимания, нашего ответа, нашего сердца.
Пусть Господь, Любовь наша, даст нашему сердцу это желание обрести это внимание к ближнему, желание разделить свою жизнь с ним. Ведь действительно, к чему нужна жизнь, если она не делит себя с другим, именно с тем, который имеет нужду, который ждет этой любви.
Пусть Господь даст нашему сердцу желание наполнить себя неизреченностью любви, чтобы она нас вела в нашей жизни, чтобы она была содержанием нашей жизни. И тогда мы будем всегда отдавать себя ближнему, будем его любить, потому что мы любим Христа. Если мы любим Христа, то, естественно, мы будем любить того, в ком Христос приходит к нам.
Это таинство любви — самое великое в нашей жизни. Если наше сердце не наполнится этим желанием отдать себя ближнему, разделить себя с ним — останется пустым. И действительно, жизнь наша печальна, потому что не имеет никакого смысла. Жизнь имеет смысл, когда сердце наше отдано другому, потому что там Господь, потому что Он Сам Себя отдает человеку. Он пришел на эту землю для того, чтобы быть распятым, умереть на Кресте, за того же ближнего, в котором Он теперь к нам приходит.
И пусть это таинство любви возрадует наши сердца и, наполняя их, пусть сделает нашу жизнь именно таковой, о которой мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Жизнью, которая служит Христу, жизнью, которая Его ищет и видит свою жизнь и смысл в Нем, в этой любви, которая является одной радостью, потому что наполняет наше сердце, и оно не может не радоваться, не может не благодарить Бога, потому что оно уже слышит: придите, благословенные Отца Моего, унаследуйте Царствие Небесное, уготованное вам от сложения мира. Такое сердце это уже слышит и этому радуется. И наоборот, когда наше сердце черство, не видит ближнего, оно не только пустое и бессмысленное, но и слышит эти грозные слова Господа нашего: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.
Это действительно должно нас, дорогие братья и сестры, научить, как важно обретать любовь в своем сердце, жить ею и радоваться о Господе, Который нам говорит: придите благословенные Отца Моего, унаследуйте Царствие Небесное, уготованное вам от сложения мира.
Архимандрит Амвросий (Макар)
http://archim-amvrosij.org/news
О Суде
Библия – это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?
Сколько раз приходится слышать: “Вот уж тебя Бог накажет!” и даже более того: “На Страшном суде ответишь!”. Кажется, что говорящие таким образом представляют себя на этом Суде (кстати, есть языки, на которых он называется просто последним) исключительно в роли общественных обвинителей. Но вот что говорит о Суде Сам Господь: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир <…> всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его… (Ин. 3, 19-21).
Итак, суд – это свет Христов, и страшен он для упорствующих во зле, а те, кто стремится уйти от зла, сами идут к свету. Боятся ли они? Пусть каждый спросит себя – и вспомнит о том, что совершенная любовь изгоняет страх (1Ин. 4, 8); речь здесь не о страхе Божием, а о страхе к Нему приблизиться. Недаром в последней главе Евангелия от Матфея дважды звучит не бойтесь: ангел говорит эти слова мироносицам (Мф. 28, 5), а воскресший Спаситель – Апостолам (Мф. 28, 10). И христиане апостольских времен боялись греха как причины погибели, а славного пришествия Христова жаждали.
И уж коль скоро речь зашла о любви: ведь не только источник любви – в Боге, но именно Он проявляет ее в наибольшей степени, следовательно, не может быть более суров, нежели люди! И замечательно рассудил наш современник: “Что значит Мне отмщение, и Аз воздам(Втор. 32, 35)? Как мстит Господь? – спасает грешника тем, что ведет его к покаянию. Другое дело – то, что для покаяния нужны свободная воля человека и его способность любить”.
Страшный Суд
– В советские времена были распространены карикатуры, где бородатый дядька на небе одних отправлял в ад, где их жарили черти на огромных сковородках, других – в рай, отдыхать на облачках. Что же такое ад и рай на самом деле?
– Советская пропаганда действовала очень примитивно: она брала фольклорные представления, выдавала их за Православие, а потом громила все это, показывая глупость, бессмысленность и абсурдность “религиозной веры”.
А вот, например, протоиерей Александр Мень объяснял, что ад – это отсутствие у души того органа, которым можно было бы общаться с Богом. Она в себе его не образовала, не вырастила. Душа понимает это, и, возможно, даже хочет общаться с Богом, но ей нечем. И ей от этого очень больно.
Или другой образ. Представляете, Вам шесть лет, Вы проснулись утром, светит солнышко, рядом – мама. И вдруг Вы ни с того ни с сего ей нахамили, сказали какую-то гадость. Конечно, ее любовь к Вам от этого меньше не стала – она Вас любит по-прежнему. Но пока к ней не подойдешь, не попросишь прощения, на душе кошки скребут. Это состояние – преддверие ада. И если не повиниться и не примириться, в нем можно остаться надолго, и это отложится где-то на дне души. В этом смысле ад и рай – не столько вопрос о каком-то месте в пространстве, сколько о состоянии души. Нам, в общем-то, все равно, где мы окажемся после смерти, поскольку Бог хранит нас везде. Вопрос в том, сможем ли мы откликнуться на Его любовь и любовь наших близких.
– А как в действительности будет происходить Суд?
– В Новом Завете есть описание Страшного Суда. Для многих оно может показаться неожиданным. Оказывается, Суд ожидает не всех. По словам Иоанна Богослова, те, кто имеет совершенную любовь, на Суд не приходят. Понимаете, Бог призывает людей научиться любить так, чтобы при встрече с Ним в человеке не нашлось бы ничего, достойного суда.
В Евангелии от Матфея Христос Сам рассказывает, что в Судный день, когда воскреснут абсолютно все умершие и перед Ним соберутся, все народы будут разделены на две части – справа и слева от Спасителя. А дальше следуют очень интересные слова, обращенные к тем, кто справа: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как Вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25:34-36,40).
Тут есть несколько важных моментов. Во-первых, Христос называет людей братьями. Оказывается, после Боговоплощения люди стали Богу родными в прямом смысле этого слова: Сын Божий, став Сыном Человеческим, воспринял в том числе и родственные узы потомков Адама и Евы. Во-вторых, наши поступки по отношению к другим людям Господь переадресует Себе. И в этом смысле таинство нашего спасения – в нашем ближнем. В-третьих, Царство Небесное было изначально уготовано человеку. Мир еще не был сотворен, а в замысле Божьем рай уже предназначался человеку.
А дальше рассказывается о том, как будет происходить суд над теми, кто слева. Христос повторяет те же слова, что Он только что говорил праведникам, только с частичкой “не”: “не накормили”, “не одели”, “не пришли”. И подводит итог: “Так как вы не сделали это одному из братьев моих меньших, то не сделали Мне” (Мф. 25:45).
Приговор следует поразительный: “Идите в огонь вечный, уготованный сатане и ангелам его” (Мф. 25:41). Оказывается, огонь вечный, ад – предназначен не для человека. Он – для дьявола. Но человек может так над собой “поработать”, что сам сделает себя подобным бесам и окажется там, где ему, казалось бы, совсем не место. Понимаете, эти слова Христа – печальная констатация того, что человек сам с собой сделал. Нет воли Божьей на гибель человека. Бог смерти не сотворил. Но человек может что-то такое с собой сделать, после чего для него общение с Богом становится мучительным и невозможным.
– Что Вы подразумеваете, говоря “поработать над собой”?
– Это, в данном случае, означает вытравить из себя любовь. Для того, чтобы понять, что это такое, попробуем ее измерить. Возможно ли это? Я думаю, да. Любовь измеряется жертвой. Что именно любящий готов отдать любимому? Сникерс? Букет цветов? Стиральную машину? Ключи от квартиры? Или себя, свою жизнь? Бог христиан жертвует Собой, идет на крест, чтобы спасти людей, – вот мера любви, которая прилагается к человеку, и на Страшном Суде Господь спрашивает: была ли у тебя любовь хотя бы в размере стакана воды или куска хлеба? Хватило ли твоей любви, чтобы встать и пойти к больному соседу или в детский дом заглянуть?
Причем очень важно понимать, что этот Суд… несправедливый. Это Суд любви. Напомню, в Греции был замечательный символ справедливости – это Фемида с завязанными глазами, которой все равно, кто перед ней: она взвешивает лишь дела и поступки. Но по справедливости нам на Суде Божием, наверное, было бы нечем оправдаться.
Господь же смотрит не столько на поступки и дела, сколько на расположение сердца. И если Он видит в сердце сокрушение и покаяние, искренний плач о своем грехе и реальное желание спастись и быть с Богом, несмотря на все свои падения и немощи, то Он выходит навстречу. Поэтому даже человек, который всю жизнь делал одни только гадости и совершал страшные преступления, имеет надежду на спасение. Ведь первым в рай вошел не богослов, а разбойник, покаявшийся на кресте.
Кстати, есть замечательная монашеская традиция – начинать каждый день с воспоминания об этом благоразумном разбойнике. Церковь напоминает: пока есть время, есть надежда и возможность покаяния, даже ошибившись, можно исправиться, переосмыслить эту ситуацию, разделить себя и свой грех, растождествить себя со своими поступками.
– А что происходит с душой до всеобщего воскресения?
– Дело в том, что Суд не один, на самом деле их два. В Церкви есть учение о частном суде и Страшном Суде. Частный суд происходит после кончины человека, когда Господь определяет, каким будет для души предожидание всеобщего воскресения.
– Но какой смысл судить два раза?
– Понимаете, в момент смерти человек утрачивает дар творчества. Тело дает человеку возможность менять окружающий мир – Бог благословил Адама возделывать и хранить Эдемский сад (Быт. 2:15). Но это означает, что у него появляется возможность возделывать и свой внутренний мир, переосмысливать свои поступки и изменять систему ценностей. В Церкви это называется покаянием. Однако в момент разделения души и тела эту возможность творческого покаянного усилия человек утрачивает, поэтому после кончины определяется место его души до воскресения, до Страшного Суда.
– И тем не менее, раз судят дважды, значит, на последнем суде у человека должен быть какой-то шанс на пересмотр приговора. Но на каких основаниях – если покаяться уже нельзя?
– Действительно, сам умерший сделать уже ничего не может, но мы-то можем. У нас есть еще время и призвание к молитве, в том числе и об участи усопших. Церковная молитва может изменить состояние души умершего человека. Человек никогда не бывает совсем один, он может жить только в общении с другими людьми. Эта связь через общение, в первую очередь в молитве, остается и после смерти. Поэтому наша любовь может “залатать” те трещины, залечить те раны, которые человек сам нанес себе своими ошибками и грехами. Ну, и, конечно, есть еще последняя надежда, что Господь уже за чертой воскресения спасет тех, в ком есть хоть малейшая искра, сбереженная для общения с Богом.
– Вы сказали, что изменить себя возможно только при наличии тела. Но ведь покаяние – это духовный акт. При чем же здесь телесность?
– Человек – это уникальное существо, в нем сочетаются воедино две природы: материальная и духовная. И только вместе они образуют человека. Ни душу, ни тело в отдельности человеком назвать нельзя.
Покаянное созидание своей души каким-то таинственным образом связано с нашей телесностью. Скажем, ангелы, отпав от Бога, покаяться не способны. Мы не знаем до конца, почему – ангелология никогда не была в фокусе интересов христианской мысли. А согрешивший человек покаяться может. Вот, к примеру, два предательства – Иуды и Петра. Оба предали Христа. Но первый повесился и остался предателем в вечности, а второй нашел в себе мужество покаяться и обрел спасение. Так что материальность человека – не порок, не зло, а наоборот, дар Божий.
Сотворив человека, Господь доверил ему судьбы тварного мира. Мы не можем, в отличие от Бога, создать что-то из ничего. Но мы можем творить на основании того, что уже есть, принося в мир новую красоту, новую форму. Как внешнюю, так и внутреннюю. Этому, собственно говоря, и была посвящена заповедь – последняя заповедь, данная Адаму в раю: не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Это был некий внутренний труд, внутреннее усилие, которое он должен был сделать, чтобы через эту жертву научиться любви к Богу. Но он этот путь не прошел, и мы, его потомки, к сожалению, стали смертными. Потребовались крестные страдания Христа, чтобы спасти нас от смерти. И с тех пор как Воскресение коснулось нашего мира, мы все идем к нему вослед Христу. И наше покаяние – по-гречески метанойя, перемена ума – каким-то таинственным образом связано с тем, что мы находимся во времени. Именно эта встроенность во время дает человеку возможность выйти за рамки времени, к Богу, и, переосмыслив прошлое, сделать его иным.
И еще. За чертой смерти невозможен и подвиг веры. Действительно, зачем нужна вера, если все и так очевидно? Что можно сделать после смерти? Все в прошлом. И в новом, грядущем бытии, после преображения всей Вселенной и всеобщего воскресения, человек сможет лишь продолжить тот путь, который начал здесь. Изменить его радикально уже будет нельзя. Почему? Я думаю, мы поймем это уже за чертой воскресения.
Диакон Михаил Першин.
Беседовал: Роман Маханьков
БОГООСТАВЛЕННОСТЬ
Продолжение…
А Христос что делает? Он уважает это. Он говорит тебе:
– Дитя Мое, если Я приучу тебя к постоянным нежностям, сладостям и подобным заботам, душа твоя никогда не станет зрелой! Никогда! Когда ты получишь удар, тогда смиришься, станешь зрелым, поплачешь, укрепишься и станешь святым.
Все Божии человеки прошли через это. Если вы прочтете житие святого Силуана Афонского, то увидите, сколько искушений у него было! В начале своей духовной жизни он видел Господа, видел Христа живого перед собой, видел, как Он ему является, душа его переменилась, он так сильно обрадовался, и немного спустя это все исчезло. Но он не просто не чувствовал Господа – он не чувствовал ничего. Шел помолиться, но не мог, – он ничего не чувствовал.
И каково же тут решение? Чтобы ты настаивал. Чтобы ты настаивал и чувствовал себя исключительно на своем месте. Чтобы ты чувствовал себя очень хорошим – ты не плохой.
– Но как же так? Меня душат искушения, злые помыслы, постыдные, лукавые помыслы, пороки, как же «я хорош»? После того, как я не исправляюсь?
Вопрос не в том, исправляешься ли ты, а в борьбе, которую ведешь. Есть одна замечательная картина, говорит старец Паисий: когда земледелец распахивает ниву, чтобы посеять семя, то если посмотреть сверху, картина эта очень неприятна: раскопанная нива неприглядна, она почернела, на ней комья грязи. А потом он засевает семя. Если кто-нибудь посмотрит с самолета, пролетающего сверху, то скажет: «Эта нива некрасива». Но после этого, однако, она зеленеется и превращается в прекрасный луг, появляются цветы, листья, плоды, и она красуется. А как начиналось все это? С раскопанной, неприглядной, почерневшей нивы, где видны только комья грязи. Вот и все.
Ты будешь настаивать, не будешь отчаиваться и отказываться. Надо быть внимательным в этом, потому что многие люди бросили духовную жизнь и расслабились, тогда как это было искушение, которое им надо было знать, как преодолевать.
И снова повторяю: когда ты почувствуешь одиночество, тогда Христос очень близко. Когда почувствуешь себя один, Господь возле тебя, ты не один. Ты просто себя так чувствуешь, так думаешь, но возможно ли это, если мы говорим: «Ты, Существующий повсюду» [«Иже везде Сый»]?
Так что же происходит? Ты не чувствуешь, что Он близко, однако Он близко. И в этот час ты отдашь предпочтение логике духа, Святого Духа, и скажешь: «Хорошо, может, я и чувствую себя так, но что это значит? Значит ли, что это истина? Я чувствую, что я окаянен, – так значит ли это, что я окаянен? Чувствую, что Бога не существует и я Его не чувствую, – так пусть же я Его почувствую!»
Это помыслы, которые вовсе не означают, что это ты. Хоть я и священник, но завтра у меня может быть следующий помысл: «Бога не существует!» И мне пришла бы такая мысль, и я сказал бы: «Может ли быть правдой все это? А может, все это ложь?»
Это может случиться с любым человеком. Есть люди, которые задыхаются от своих помыслов, отчаиваются, а некоторые чувствительны, они бросают все и говорят: «Да ну! Я не могу, я ухожу из Церкви, потому что с тем, что мне приходит в голову, я отправлюсь в ад!»
Нет, ты будешь настаивать, поставишь на первое место разум и скажешь: «Беспокоят меня эти мысли, ну а если беспокоят, значит, они мне не нравятся, значит, они не мои, значит, кто-то другой – искуситель – борет меня в этот миг».
Так что же я делаю перед искушением? Веду борьбу, сопротивление, настаиваю, снова, снова и снова, а стремиться чувствовать то, чего мы хотим, – это ни в коем случае.
– Ты ходишь в церковь?
– Хожу.
– Подвизаешься?
– Пытаюсь.
– Молишься?
– Да, но не очень чувствую молитву.
– Читаешь акафист Пресвятой Богородице каждый день?
– Я не понимаю слов.
– Но ты его читаешь?
– Да.
– Это ничего, что не понимаешь. Но ты прилагаешь усилие? Молишься, чтобы Бог просветил тебя? Читаешь Евангелие?
Хоть ты и не ощущаешь читаемого… – вникай! Решение не в том, о чем говорят некоторые: «Я буду делать все это, когда начну это чувствовать. А сейчас – до свидания!»
А когда ты это почувствуешь? А ну скажи мне: когда наступит тот момент, чтобы ты «чувствовал»? Если только ты не имеешь в виду пару раз в год – в Великий пяток и еще в какой-нибудь день, когда ты чувствуешь умиление.
Некоторые думают, что поскольку они в Великую пятницу пошли в церковь, расчувствовались и заплакали, то, значит, это Божие прикосновение к душе. Ты допускаешь ошибку. Это не всегда прикосновение к Богу. Это сентиментальность. Если бы это действительно было прикосновением к Богу, тогда тебе следовало бы переменить свою жизнь. Твоя вера не может существовать только один день в году и ограничиваться растроганностью пару раз в год.
Понимаешь? Ты будешь подвизаться, хотя многого не понимаешь, и говорить: «Господи, молю Тебя: помоги мне преодолеть это! В душе я ощущаю духовную сухость, душевное безаппетитие. Дай мне ревность, дай сильное желание… а не то, что говорит мне ум. То, что говорит Божия логика, что говорит мой духовник».
А духовник тебе говорит:
– Иди причастись в это воскресенье!
Ты, однако, говоришь:
– Я не чувствую этого, я хочу это почувствовать и потом пойти!
Это ловушка. Много людей остаются далекими от Святого Причастия, потому что не приступают, если не испытывают чего-нибудь эмоционального: умиления, слез. Другими словами, если у тебя нет подобных ощущений и душевного чувства, тогда ты что, никогда не причастишься? Причастишься. Я поставлю на первое место логику и скажу: «Господи, я не чувствую многого, но верую и исповедую, что Ты – истинный Христос, Сын Бога Живаго. Верую, что это – Тело Твое Святое и это – Честная Твоя Кровь. Я верую в это. Чувствую ли я это? Иногда да, а иногда нет. Но не имеет значения. Я пойду с моей верой». Это и значит вера.
Остался ли ты далеко от Святого Причастия, тогда начнешь борьбу. Ты не будешь доверять собственным помыслам и мыслям – это великая тактика, духовная тайна, которую святые передают нам. Например, в тебя вошла какая-нибудь мысль, будто у тебя что-то не так, будто ты не в порядке, ты недостоин. А ты говори себе: «Что мне сказал духовный наставник? Он сказал, чтобы я, несмотря на то что недостоин, пошел и причастился. Я причащусь, я сделаю это, а не то, что говорят мне мои мысли».
Много людей в нашу эпоху (ты заметил это? – и ты, и я) терзаются помыслами, мыслями, прилепляются к мыслям, которые входят им в голову, но не подвизаются, чтобы выйти из этого болота, и утопают, а потом запутываются душевно, эмоционально: тут примешиваются и среда, и искуситель, и много всего другого, и ты уже конца и края этому найти не можешь. Поэтому Церковь говорит: «Духом Владычним [Властным] утверди мя» (Пс. 50: 14). Чтобы мой дух, мой ум, мой рассудок был властным, чтобы я управлял своими мыслями со здравым смыслом, который дает мне Бог.
Потому что некоторые люди такие чувствительные, и особенно некоторые женщины, которыми овладевают какие-нибудь мысли, и они верят тому, что думают. Прогоняй эти мысли!
Из этой же книги на меня произвело впечатление – ты читал эту книгу? Она исключительно хорошая, мне она очень понравилась, книга отца Ефрема Филофейского «Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник». В скиту святой Анны у них не было помещения, чтобы готовить, и они готовили на улице, под навесом. Они клали несколько бревен, чтобы укрыться от ветра, который дул так сильно, что опрокидывал кастрюлю и чуть ли не его самого, поскольку он был очень худым. Он рассказывает:
«Однажды, когда дул ветер, кастрюля опрокинулась вместе с крышкой, они покатились вниз, вся еда разлилась, и я побежал вниз в стыде. Где же мне найти еду, где найти кастрюлю, где найти крышку?»
Помысл поколебал его веру и стал говорить ему: «Каков же Бог? В какого Бога ты веришь? И что же делает Бог? Он привел вас сюда наверх и не укрыл, попустил вам ветер, сметающий все. Где же Его покров и что Он делает? Где Он?» А он отвечал помыслу (и не удивляйся тому, что я тебе скажу): «Замолчи, замолчи и исчезни!» – он сказал это помыслу, потому что понял, что в глубине души не он говорит это, это не его голос, он не может препираться с Богом, потому что говорит: «Боже мой, я люблю Тебя!»
Внутри во мне, однако, что-то появляется, чтобы поколебать меня. Это искушение, это сопротивление искусителя. Природа тоже вмешивается, привычки прошлого, которые не дают мне довериться Богу. Что же мне делать? Да то же, что он и делал. Я скажу: «Убирайся прочь, сгинь! Оставь меня! Я не принимаю эту мысль, не принимаю этот помысл».
– Ты недостоин, у тебя не все хорошо. А правда ли это, что Бог существует? Откуда ты это знаешь? Да это сказки!
– Какие еще сказки? Исчезни отсюда, сгинь!
Плохое слово, да? Однако он сказал его искушению, в смысле: «Я не принимаю того, что ты говоришь, будто Бог не существует, будто Он мне не помогает. Как же я живу столько лет и как подвизаюсь столько лет? И куда подевались столько чудес, которые я видел от Бога? Разве Бог не существует? Разве я не видел столько чудес? Я что, забыл все это? Такую помощь, такую благодать, которую ощутил? Такую поддержку от Бога и такие Его вмешательства – разве я забыл все это?»
В прошлом ты искал помощи, и Бог давал ее тебе. Он спасает тебя каждый раз. Что же это все было, ты это забыл?
И с правильными духовными помыслами, не с рационализмом научного типа. Ты понимаешь, что я имею в виду?
В духовной жизни есть несколько маленьких тайн, их не очень много, то есть тебе надо выучить пять вещей в духовной жизни и правильно относиться к ним, знать их и через их призму встречать большинство искушений, – а потом ты уже будешь подвизаться и побеждать. Все мы прошли через это.
Кто-то говорит мне:
– И ты?
– И я. А что?
– А ты что, не веришь круглые сутки?
Да, но приходят такие моменты, когда человек колеблется. Любой человек колеблется. Святые апостолы и те колебались. Святые нашей Церкви встречали трудности, другие утрачивали веру и снова обретали ее. У третьих душа согревалась, охладевала и снова согревалась. Путь каждого – это тайна. Следовательно, что же мы делаем? Мы спрашиваем, что делал один, что делал другой. Мы для того и читаем жития святых, чтобы увидеть, что делали святые апостолы, святые, боровшиеся со всем этим.
Думаю, в Посланиях к Фессалоникийцам и Галатам святой апостол Павел пишет: «Не говорил ли я вам, что вы пройдете через искушения? Я был у вас, и вы парили в облаках и говорили: “Как хорошо”. А как только я ушел, искушения пришли, и вы стали колебаться. Надо привыкнуть к искушениям, не надо смущаться».
Когда у тебя искушения, не надо чувствовать, будто Бог тебя оставил. Тогда Бог любит тебя.
Но ты говоришь:
– Я совершаю грехи через искушения.
– Встанешь! Упал ли ты? Давай, поднимайся!
– Да, но я опять согрешу.
– Согреши снова. Ты встанешь снова.
В конце концов, ты ведь не согрешаешь с удовольствием, не согрешаешь прямо, а борешься. Понимаешь? Другими словами, когда тебе в среду хочется поесть мяса, то ты не съедаешь его сразу. Ты говорил мне, что боролся, подвизался – один час: «Нет! Не стану его есть!» Но в конце концов не выдержал и съел! Кусок куриного мяса.
Хорошо, но ты видел, что ты мне сказал? «Я боролся один час с моим чревоугодием, с моим голодом и в конце концов поддался и поел».
Другой поел сладкого в Страстную пятницу: «Я не выдержал весь день и потом расстроился».
Ну хорошо, и что же теперь делать с тобой Богу? Отрубить тебе голову за то, что ты поел шоколаду? Ты боролся, упал, увидел свою немощь, так смирись же, скажи: «Вот, Господи, это я! Я неисправим, я человек, я немощен!» – и снова приложи усилия!
– Хорошо, но разве Церковь не хочет, чтобы мы были совершенными?
Совершенен только Христос. Мы совершенствуемся, а это значит, что мы постоянно встаем. Совершенствуемся – это не нечто такое, что случилось раз и навсегда. Не будь и таким самолюбивым, чтобы желать быть самим совершенством. Когда ты совершаешь грех, ты не чувствуешь, что это нечто совсем чуждое твоей жизни, – ты грешен, ты понял это, так не надо же иметь высокие представления о себе, смирись, подвизайся, не отчаивайся, не разочаровывайся.
Когда у тебя искушения и ты чувствуешь, что Бог далеко, тогда Он очень близко. Например, если у тебя какая-нибудь финансовая проблема, какая-нибудь трагическая безысходность, и ты говоришь, что ищешь работу и не находишь ее; ребенок твой хочет жениться и не может… Сказать тебе что-то? Это и есть час, в который Бог приходит. Приготовься же, разве ты не слышишь шаги Бога, чадо? Бог идет.
Например, ты принимаешь протеин, но мышцы не образуются от одного принятия протеина, а тебе говорят: «Принял ли ты протеин? А теперь подвизайся, чтобы организм мог усвоить его как следует».
Борьба в духовной жизни не признак того, что мы потерпели неудачу, что наша жизнь трагична, это – образ жизни. Это наша жизнь: борьба, труд, усилие, испытания, скорби – и во всем этом совершается тайна святости. Так ты станешь святым.
Итак, в заключение: у тебя все идет очень хорошо. Почему? Или вообще не идет хорошо – а потому и идет очень хорошо. Ты чувствуешь, что ты совершенно окаянен, но поскольку ты близок к Церкви, к Христовым ногам, ты падаешь пред Христом – то поэтому у тебя все идет хорошо, не волнуйся. Ты будешь бороться, чтобы выкарабкаться из своей греховности. Это, однако, произойдет через препятствия и затруднения, но близ Христа.
Не разочаровывайся же, сколько бы грехов ты ни совершал, не разочаровывайся, какими бы трагичными ни были обстоятельства твоей жизни: найдется решение, конец еще не наступил. Если Бог оставляет тебя жить, значит, Он готовит тебе что-то хорошее, в противном случае Он бы забрал тебя. Если бы ты подготовился к раю, Он бы забрал тебя. Быть живым – вопреки всем искушениям – это значит, что у Бога имеется какой-то мудрый план.
Молюсь, чтобы с легкостью открылось твое сердце, твой ум, и мой, и твой, и всех нас, чтобы мы увидели эти тайны, поняли, зачем проходим через все это. И в конце поймем великую любовь Бога, и будем воспевать Его и славословить, и будем говорить: «Прославлено буди имя Твое: все было к лучшему! Ты устроил все так хорошо: после проблем, трудностей и испытаний Ты пришел укрепить меня, очистить, сделать меня Твоим чадом – сильным, свободным, радостным, раскрепощенным, цельной личностью, чтобы я был достоин войти в рай». Такие души входят в рай – не больные, скорченные и угрюмые, а души, которые закалились, которые подвизались, которые стали хорошими в руках Бога, иногда заставляющих нас испытать боль, поскольку мы малочувствительны и все время плачемся. Но что же делать Богу? Он заставляет нас испытать боль.
И я испытываю боль, я не делаюсь учителем. И я прохожу через то же самое, что и ты…
Архимандрит Андрей (Конанос)
- http://www.pravoslavie.ru/90390.html
Православный Календарь с 6 Марта 2016 г. по 12 Марта 2016 г.
Воскресенье, 6 Марта 2016 года. Неделя о Страшном Суде (мясопустная).
Заговенье на мясо. Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423).Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305).Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Свт. Телесфора, папы Римского. Прп. Афанасия исп. (821). Новомч., пресв. Михаила Лисицына (1918).
Понедельник, 7 Марта 2016 года. Седмица 3-я предуготовительная (сырная).
Масленица, сплошная седмица, без мяса. Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского (167). Обретение мощей блж. Матроны Московской (1998). Прп. Поликарпа Брянского (1620-1621). Прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Прп. Александра монаха, первоначальника обители "Неусыпающих" (ок. 430).
Вторник, 8 Марта 2016 года. Сплошная седмица.
Тропарь обретению главы Иоанна Предтечи
От земли возсиявши Предтечева глава, / лучи испущает нетления, верным исцелений, / свыше собирает множество Ангел, / доле же созывает человеческий род, / единогласную возсылати славу Христу Богу.
Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160). Обрет. мощей блгв. кн. Романа Угличского.
Среда, 9 Марта 2016 года.
Сплошная седмица. Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806).
Четверг, 10 Марта 2016 года.
Сплошная седмица. Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы). Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66).
Пятница, 11 Марта 2016 года.
Сплошная седмица. Прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750). Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Геласия лицедея, Гелиопольского.Прп. Фалалея Сирийского (ок. 460).
Суббота, 12 Марта 2016 года.
Сплошная седмица. Всех преподобных отцев, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы). Прп. Василия исп. (ок. 750). Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины, Киры и Домники Сирийск. (ок. 450).
Молитва блаженной Матроне Московской
О блаженная мати Матроно, душею на Небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различные чудеса источающи, призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нишим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единого Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святая Матрона Московская, моли Бога о нас!