37 неделя по Пятидесятнице (14-02-2016)
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость.
Тропарь празднику Сретения Господня
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, // дарующаго нам воскресение.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник
Сретения Господня
Сегодня великий двунадесятый праздник Сретения Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа в Иерусалимском храме. Я рад, что мы встречаем этот праздник в Сретенском московском монастыре. И хотя этот монастырь учрежден в честь иного сретения — Владимирской иконы Божией Матери, избавительницы Москвы, но и в библейской истории, и в нашей средневековой русской истории одна и та же идея, одна и та же истина. Я хотел бы об этой идее, об этой истине поразмышлять.
Встреча в Иерусалимском храме была неслучайной. Ведь мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы с праведным Симеоном и Анной. Но разве только они были в храме? Всегда в Иерусалимском храме было множество народа. Не знаем, сколько — десятки или сотни, а может быть, и больше. Эти люди приходили в храм для того чтобы помолиться, принести жертву или просто поговорить, потому что храм был самым важным местом для иудейского народа. Но никакой встречи не произошло для десятков, сотен или, может быть, даже тысяч людей, которые были там и проходили через этот храм. То была неслучайная встреча неслучайных людей.
Мы знаем, что речь идет о праведном Симеоне и Анне Пророчице, которые всю свою долгую жизнь жили в благочестии, в чистоте и молитве. Состояние их души было таково, что они могли встретиться со Христом и с Его Пречистой Матерью в отличие от всех остальных, включая, может быть, первосвященника и священников, левитов и огромное количество паломников.
Встреча с Богом — это состояние души. Именно поэтому мы говорим о встрече Пресвятой Богородицы и Младенца Иисуса с праведным Симеоном и с благочестивой Анной, уже в то время именовавшейся пророчицей. А если спросить на улице какого-нибудь человека: «Вы с Богом встречались?», он не поймет, о чем вы его спрашиваете. И если у верующих людей спросить: «А вы с Богом встречались?», многие тоже не поймут этого вопроса. Потому что встреча с Богом есть особое состояние души.
А когда, как и при каких условиях человек может встретиться с Богом? В первую очередь — в молитве. Если молитва искренняя, сердечная, покаянная, если молитва переворачивает сердце, если вдруг неожиданно у мужественного человека слезы на глазах появляются, то это значит, что в момент этой сокрушенной покаянной и сильной молитвы его состояние души стало таким, что Бог мог прикоснуться к ней. Потому что подобное, как говорили древние, познается подобным и в злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1:4).
Но только ли в молитве совершается эта встреча? Иногда с человеком происходит удивительная внутренняя перемена от созерцания красоты окружающего его мира, от созерцания гармонии бытия, которая выражается в том числе и в человеческом творчестве. Мы знаем потрясающие, не оставляющие человека безразличным произведения искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, когда кажется, что взирая на дивные и гармоничные формы и на глубочайшее гармоничное содержание, как то бывает в литературе и в поэзии, соприкасаешься с иным миром. Что это такое — заблуждение, а быть может, прелесть? Совсем нет, потому что Бог есть гармония. И Богу было угодно закон гармонии положить в основе бытия Вселенной, космоса. И, начиная от элементарных частиц до макрокосмоса, везде этот закон гармонии.
Казалось бы, какое еще нужно доказательство бытия Божия? Если все произошло случайно, то должен быть закон хаоса, безобразия, случайностей. А случайности всегда сталкиваются друг с другом, и результаты этих столкновений могут быть очень разрушительными. Но ничего не разрушается, а если и разрушается, то по вполне логичным причинам. Весь космос существует в удивительном гармоничном сочетании. Это хорошо понимают ученые. А простые люди, взирая на красоту Божиего мира, на сочетание единых красок, на это волшебство, а лучше сказать, Божественное чудодейство, разве не встречаются с Богом? Мы видим, мы чувствуем Его.
Но совершенно особым образом наша встреча с Господом происходит в момент святой Евхаристии, когда с раскаянным сердцем, с чистыми помыслами, примиренные с окружающими нас людьми, особенно с теми, с кем мы были в конфликтах, мы подходим к Святой Чаше и чувствуем, как благодать Божия — не самовнушение, не пение хора, не красота внешняя, но невидимая Божественная сила — прикасается к нашему сердцу. А все остальное — и пение, и внешняя красота — как бы подхватывают эту удивительную встречу нашего сердца с Богом. . Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи
Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с праздником Сретения Господня, а также с отмечаемым ныне Днем православной молодежи.
Сегодня мы молитвенно воспоминаем, как Пречистая Дева Мария принесла своего Сына — Богомладенца Иисуса — в Иерусалимский храм, где их встретил старец Симеон, муж, по свидетельству Писания, праведный и благочестивый, на котором был Дух Святый (Лк. 2:25). Сей человек прожил долгую и богоугодную жизнь и уже в конце ее сподобился узреть обещанного пророками Мессию, Спасителя мира.
Большинство из нас, и в первую очередь это относится к молодым людям, встретились в своей жизни со Христом, еще не достигнув преклонных лет, в юности или среднем возрасте. Эту драгоценную возможность мы получили от Господа безвозмездно, даром, и призваны бережно хранить возгоревшийся в наших сердцах огонь веры и любви к Богу. И чем ярче будет свет этого огня, чем крепче будет сила этой любви, тем радостнее и теплее будет нам и нашим ближним в этом мире.
Хотел бы сегодня призвать всех, а особенно молодых людей, не тратить впустую свое время. Помните, что у человека нет возможности переписать сценарий всей своей жизни с чистого листа, вновь задействовать имевшийся когда-то потенциал. По слову апостола Павла, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы… Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия… и исполняйтесь Духом (Еф. 5:15–18).
Людям старшего поколения хорошо известно, сколь непрост и опасен бывает жизненный путь. Дабы уверенно и твердо идти по нему, не спотыкаясь о камни соблазнов и успешно преодолевая препятствия, нам нужно иметь своим попутчиком самого Бога. Для этого необходимо обращаться к Нему в молитве и приобщаться Святых Христовых Тайн, стремиться всегда исполнять Его волю и всем своим существом прилепляться к Нему. Тогда Господь непрестанно будет с нами и дарует нам с избытком Свои великие милости. Он подаст их нам намного больше, чем мы того заслуживаем, больше, чем мы могли порой даже помыслить. А когда придет время завершить свое земное странствование и переступить порог вечности, да удостоимся мы встретиться со Христом, призывающим нас приобщиться нетленных Его благ, которые Он уготовал любящим Его. Аминь.
КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Сретение Господне
«Сегодня мы вспоминаем Сретение Господне. Так название этого евангельского события звучит по-церковнославянски. А в переводе на современный язык оно звучит как «встреча». Святые толкователи слова Господня говорят нам, что для праведного Симеона встреча с Господом была долгожданной и несказанно радостной. У каждого из нас тоже бывают встречи с Богом. Наша первая встреча с Создателем происходит, когда нас, еще младенцами, приносят в храм, чтобы мы стали не чужими, но своими Христу, когда над нами совершаются Таинства Крещения и Миропомазания. Наша встреча с Христом совершается всякий раз, когда мы участвуем в других вероспасительных церковных Таинствах, а особенно, когда мы исповедуемся искренне, с чувством глубокого сожаления о грехах и с сердечным намерением больше не грешить. Кто прошёл это, тот знает, как сердце трепещет от ощущения того, что Господь «близ есть» души нашей. А когда мы причащаемся небесных бессмертных животворящих Христовых Тайн, следуя призыву Церкви «со страхом Божиим и верою приступите», Сам Господь освящает существо человека, преображает нас, даёт нам восчувствовать, как Он благ. Бывают другие встречи, когда человек читает Слово Божие, и та или иная фраза, глагол духовный, настолько просвещает его сердце, что трепещет душа от присутствия Господа.
Самая главная, самая важная встреча еще предстоит всем нам – встреча со Христом, праведным Судией. Каждый из нас предстанет тогда пред правдой Господней, и откроется всё, что сотворил человек – доброе и худое. И дай Бог, чтобы эта встреча была для нас встречей несказанной радости, потому что тогда определится окончательная участь человека.
Что посеет человек, то и пожнет, какой мерой будет мерить, такой и ему отмерится. Желал ли всякий из нас добра и правды, стремился ли бороться с грехом и с беззаконием, преодолевал ли искушения или жил распутно, вопреки правилам церковным, нарушая заповеди Божии, пренебрегая Христовыми повелениями. Поэтому, пока есть время, пусть каждый из нас постарается эти Богом данные дни использовать ко благу и пользе своей бессмертной души. Постарается поработать для той единственной великой встречи, которая неизбежно ждёт всех нас. И дай Господь, чтобы она была светлой, радостной, благой, доброй и желанной нами.
Хотел бы напомнить, что сегодняшний день – праздник Сретения – вот уже много лет отмечается, по благословению Патриарха Алексия II и нынешнего Первосвятителя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, как День православной молодежи. Праздник Сретения напоминает нам о необходимости особого попечения о детях наших, о тех, кто после нас будет идти жизненным путём. Подвигает нас к тому, чтобы мы научили сыновей, дочерей, внуков и внучек наших правде Божией, жизни во Христе, любви к Церкви Христовой, доброму отношению к людям, которые рядом с нами.
Праздник православной молодёжи есть день нашей сугубой молитвы о всяком человеке, живущем в этом мире, а особенно, о молодых людях, потому что молодость – особая пора. Молодость – время неиссякаемых, как кажется человеку, сил. И пусть наша молитва – людей более опытных, прошедших школу жизни, о них, о тех, кто будет нашим будущим – будет для них опорой, духовной силой и крепостью».
Из проповеди Александра
Митрополита Астанайского и Казахстанского
http://mitropolia.kz/ru/novosti/sluzhby
Проповедь о Закхее
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Евангельским чтением сегодняшнего дня Святая Церковь продолжает готовить нас к очень важному периоду в жизни каждого православного христианина – Великому посту. Почему Святая Церковь уделяет такое большое внимание Великому посту?
Мы знаем, что Великий пост завершается величайшим праздником и торжеством из торжеств – Пасхой Христовой. Что означает это событие в жизни каждого христианина? Почему в конце праздничной пасхальной утрени из глубины сердца мы взываем: «Ныне вся исполнишася света небо и земля, и преисподня»? Какой смысл в словах: «Смерти празднуем умерщвление, адова разрушение и нового жития вечное начало»? Ответом на эти вопросы, братья и сестры, является та «Новая жизнь», которую даровал каждому из нас наш Господь и Спаситель.
Вспомним слова апостола Павла, которые мы слышим при совершении Таинства Крещения: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4). Каждому из нас Христом открыта новая жизнь, - такова вера нашей Церкви. Так должны веровать и мы с вами. Но опыт нашей жизни свидетельствует о том, что мы очень часто теряем эту веру, предаем эту «Новую жизнь» на сладости окружающего нас греховного мира. Вот для чего Церковь устанавливает период поста. Потому что пост это не что иное, как рука помощи, протянутая Церковью каждому человеку для того, чтобы он мог еще и еще раз серьезно задуматься над смыслом и содержанием своей жизни.
Церковь как чадолюбивая мать готовит нас к Великому посту. Казалось бы, еще четыре седмицы до его наступления, но уже сегодня евангельским повествованием она напомнила нам о том, что необходимо для того, чтобы праздник Пасхи стал не просто радостным событием, а чтобы каждый из нас вновь и вновь стал сопричастником Вечной Жизни. И Церковь учит нас, что для этого необходимо иметь то, что имел в своей жизни человек, о котором сегодня рассказывалось в Святом Евангелии.
Этого человека звали Закхей, что в переводе на русский язык означает «праведный» или «справедливый». Как не соответствовало это имя его жизни! Закхей был сборщиком налогов – мытарем. Причем он был начальником мытарей. Поскольку мытари очень часто обманывали и злоупотребляли своим положением, то народ ненавидел их. Когда Закхей услышал, что в Иерихон идет Христос, у него возникло такое великое желание увидеть Его, что он предпринял невероятное для человека его общественного положения – он забрался на дерево, чтобы увидеть мимо проходящего Христа. Христос остановился и сказал ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19:5). Закхей с радостью побежал домой, чтобы все сделать для встречи Христа. И Христос пришел к нему в дом.
Среди книжников и законников поднялся ропот с осуждением Христа за то, что Он пришел в дом к грешному человеку. А Закхей говорит Христу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). Какое перерождение! Какая радость у этого человека! Закхей нашел Христа. Он открыл для Христа своё сердце, и поэтому он был самым счастливым человеком.
Не случайно перед наступлением Великого поста Святая Церковь напоминает нам об евангельском Закхее. Закхей был мал ростом. Каждый из нас тоже мал, - мал своим духовным ростом. Но что делает Закхей? Он взбирается на дерево. Так вот, Церковь хочет сказать нам, что и нам надо оторваться от земли, подняться над всем земным и греховным. Только тогда мы можем увидеть Христа.
Но увидеть Христа не достаточно. Многие думают: «Вот я поверил в Бога и этого достаточно». Нет, братья и сестры. Этот евангельский сюжет говорит нам, что необходимо не только встретить Христа, но и принять Христа в своем доме, то есть в своем сердце. А для этого необходимо, чтобы и в нашей жизни произошло такое же перерождение, которое произошло и в жизни Закхея.
Насколько важно помнить о том высоком предназначении, которое все мы имеем, именуясь верующими православными людьми. Дай Бог, чтобы эти уроки были для нас полезными, чтобы мы сделали правильные выводы. И постарались иметь такое же желание, какое было у Закхея – желание встречи со Христом и жизни со Христом. В той новой жизни, которая каждому из нас дарована в Таинстве Святого Крещения. Дай Бог, чтобы все мы, оторвавшись от земли, имели возможность открыть свои духовные очи и увидеть Христа. А, увидев, принять Его в свое сердце и никогда не расставаться с Ним во все дни не только земной, но и Вечной Жизни. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2014г
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,
по глаголу Твоему с миром
Этими словами святой и праведный Симеон Богоприимец, держа на своих руках Богомладенца Христа, возвещает не только о том, что произошло во вселенной, в человеческой истории, для всех людей, но и о том, что произошло в его сердце. Он свидетельствует, что Бог дал ему увидеть чудо пришествия Спасителя в мир сей.
Старец Симеон прямо восклицает, обращаясь к Богу: «Ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 30-32).
Св. Симеон благодарит Бога, что Он Духом Своим Святым открыл Ему истину рождения Богомладенца Христа, в чем показал неизреченное Свое смирение и любовь к роду человеческому. Он благодарит Бога и за то, что пришел, как сообщает апостол и евангелист Лука, «по вдохновению в храм» (Лк. 2: 27), когда Дева Мария и Иосиф Обручник пришли сюда в сороковой день после рождения Иисуса Христа, чтобы исполнить предписания Моисеева закона. Дева Мария принесла в храм Богомладенца по исполнении дней очищения, хотя и не имела нужды после сверхъестественного, безболезненного, неискусомужного рождения Христа Спасителя в совершении этого обряда, для принесения в жертву двух горлиц, или двух птенцов голубиных за первенца, (Лк. 2: 11-14; ср.: Лев. 12: 2-8; Исх. 13: 12-13; Числ. 3: 13; 8: 16-18). Вот почему на иконе праздника Сретения Господня св. праведный Иосиф Обручник изображается с голубями.
И, казалось бы, что в центре празднуемого события Православной Церковью должно было бы стоять совершение обряда Моисеева закона, но праздник Сретения Господня смещает акцент с совершения предписаний закона на встречу праведного Симеона с Богомладенцем. Поэтому все богослужебные тексты праздника воспевают именно эту неизреченную встречу, и до того сильно акцентируется на этом внимание, что и сам праздник уже в Древней Церкви начинает называться именем этой встречи, что на церковно-славянском языке звучит Сретение.
Но этот акцент на встрече св. Симеона с Богомладенцем в совершении праздника Сретения Господня сделан Церковью и на основании важности его богословско-пастырского содержания. Потому что встреча Симеона Богоприимца с Христом явилась символом, образом встречи человека со своим Творцом. Даже более этого, она стала символом встречи Ветхого и Нового Заветов, пророчеств и исполнения их. И, в частности, личность св. Симеона проявилась настолько глубоко в данной встрече, что стала поучительной на все времена в поиске приближения человека к Богу. Поэтому в центре внимание рассмотрения образа Симеона Богоприимца стоит его вера.
Вера св. Симеона Богоприимца
Старец Симеон был одним из многих тысяч верующих израильтян, искренне ожидавших пришествия Мессии. Но происходил он, по всей видимости, из священнического рода и был, вероятно, одним из служителей Иерусалимского храма, с этим согласуются и его действия при встрече с Христом Спасителем. Это можно предположить и из сообщения о нем богослужебных текстов праздника Сретения, где св. Богоприимец именуется священником, святителем, священнодетелем, приносившим законные жертвы, очищавшим кровными жертвами людей Израиля.
Кроме этого церковное предание сохранило еще известие и о том, что св. Симеон был одним из 70 толковников, которые переводили тексты Священного Писания Ветхого Завета с древнееврейского на древне-греческий язык, откуда и название этого перевода - от Семидесяти, или, по-латински, Septuaghinta. Они начали осуществлять этот перевод по приглашению египетского царя Птоломея Филадельфа (282-246 гг. до Р.Х.), любителя просвещения, заботившегося о пополнении своей уникальной библиотеки.
По преданию, праведный Симеон трудился над переводом книги пророка Исаии, названного позднее «ветхозаветным евангелистом». Когда он дошел до пророчества «се, Дева во чреве приимет и родит сына», то слово «альма», которое в еврейском языке означает деву, но может означать и молодую женщину, - перевел словом «парфенос», что по-гречески - собственно «дева». И тут вдруг он усомнился в правильности перевода, потому, что подумал о невозможности рождения младенца от девы, и хотел изменить его, как подсказывал ему его разум. Но как только подумал св. Симеон об изменении перевода, явился ему Ангел Божий и возвестил, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца.
Естественно, как богобоязненный человек, Симеон удержался от этого исправления и поверил словам вестника небесного, преодолевая в себе сомнения и борьбу ума и сердца, веры и знания. Он, как один из ученейших людей своего времени, вынужден был вести эту борьбу в своей душе, дисциплинируя свой ум, запрещая ему желать давать ответы на все вопросы, которые человеческому разуму не под силу решать. Св. Симеон, как верующий человек, всегда помнил об этой ограниченности ума человека, даже самого развитого, и отдавал решение этих вопросов своей вере, т.е. принимал как истину то, что открывает человеку Божественное Откровение, каким бы оно ни было непонятным и необъяснимым для нашего разума. Это была не простая борьба желания человеческого ума объяснить непостижимые Божественные истины. Но, благодаря искренней вере, праведный Симеон успешно преодолевал в себе эти желания ума, оставив на все времена пример того, как даже самый развитый ум, ученейший человек, может успешно исследовать доступные для человеческого разума объекты, отдавая необъяснимое для его ума вере. Потому что такой человек, отдавая решение непостижимого для ума вере сердца, спокойно принимает истины Божественного Откровения, устанавливая в душе своей баланс между знанием и верой, в чем заключается истинное просвещение человека светом Божественной правды.
И это мы видим в жизни св. Симеона. Он настолько просвещался благодатью Божественного Света, что стал водимый Духом Святым. Ему не мешали добытые умом знания, потому что они занимали подобающее место в его душе, даже подчеркивая, указывая на важность, необходимость и особенную значимость веры в жизни человека. Такая душа, воистину, становится вместилищем Святого Духа, ибо она совершает то, что Бог ждет от человека, чтобы облагодатствовать его, - смиренного и кроткого состояния, в котором действует благодать Господня. И не только в подчинении ума вере Симеон стал примером в поиске приближения и единения с Богом, но и в совершении уже на земле жизни небесной.
Небесная жизнь св. Симеона Богоприимца
О том, что жизнь праведного Симеона была уже небесной на земле, свидетельствуют также литургические тексты. Ведь не случайно св. Симеон, приведенный в храм Духом Святым, берет на свои руки Богомладенца Христа и восклицает: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Этим св. Богоприимец свидетельствует, что, увидев исполнение пророчеств, он видит новую жизнь, которую несет человечеству новорожденный Спаситель. В светильне праздника говорится, что старец Симеон в этой таинственной встрече уходит от плотского состояния: «Духом во святилищи представ на руки восприят закона Владыку, вопия: ныне со уз мя плотских разреши, якоже рекл еси, с миром: видех бо очима откровение языков, и Израилю спасение». Затем в первой стихире на хвалитех указывается, куда он уходит, к какому состоянию: «Закон же в Писании исполняя Человеколюбец, в церковь ныне приносится, и сего приемлет старыми руками Симеон старец, ныне отпушаеши мя, вопия, ко оному блаженству: видех бо Тя днесь плотию мертвенною обложеннаго, животом господствующа, и смертию владычествующа». А во второй стихире говорится, что, приняв Богомладенца на руки, Симеон уже удаляется от тления и входит в мир вечный, нетленный: «Тем Тя видев Симеон взываше: из истления мя разреши яко видех Тя днесь».
Таким образом, слова «ныне отпущаеши» говорят не столько о смерти, которая должна была прийти к Симеону, как ему было обещано Духом Святым по свидетельству евангелиста Луки, сколько о преображении старца, о его переходе от земного состояния к горнему. Симеон становится полностью небесным. Он, приняв на руки Христа Спасителя, освятился, преобразился и стал свидетелем уже другой жизни, вечной, той жизни, которую родившийся Спас пришел дать человечеству. Симеон стал свидетелем уже этого грядущего перерождения человека. Поэтому он не только свидетельствует о своем вхождении в эту вечность грядущего перерождения людей, но и пророчествует о том, как грех, зло, диавол будут противостоять этому приходящему восстанию человечества от греха и тления к правде Божией, святости и вечности. Он прямо говорит: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (Лк. 2: 34). Потому что все будет зависеть от желания человека, будет ли он преодолевать в себе грех или будет поддаваться ему. И всякий, кто будет каяться в своих грехах, будет очищаться благодатью Божьей и обретать жизнь в Царствии пришедшего Мессии. А вот, кто этого делать не будет – окажется вне Его Царствии. Это будет жестокая борьба зла и диавола за обладания человечеством. Но Спаситель, отдав себя в жертву за людей, на крестную смерть, разрушит царство диавола и откроет райские двери для своих последователей. Пророчествуя об этой борьбе, Семеон обращается к Пресвятой Богородице Деве Марии и говорит: «И Тебе оружие пройдет душу» (Лк. 2: 35), указывая, как ей будет трудно видеть распятым Своего Сына, Христа Бога нашего. Но, пророчествуя об этой крестной смерти Спасителя, Семеон уже свидетельствует о ней как об источнике возрождения человечества и торжества Божьей правды, которая уже преображает его и всех тех, кто будет принимать Евангелие Родившегося в Вифлееме Сына Божия Христа Спаса.
Архимандрит Амвросий (Макар)
http://archim-amvrosij.org/news/
Благодатное смирение невидимо, как невидим
Податель его — Бог
Смирение — залог в сердце, Святое, безымянное сердечное свойство, Божественный навык, рождающийся неприметным образом в душе от исполнения Евангельских Заповедей.
Оставление смирения для сохранения своего достоинства перед ближним отымает у сердца умиление, ожесточает его, убивает молитву, лишает её существенных её свойств — внимания и умиления.
Святые отцы замечают, что в противоположность тщеславию, которое разносит помыслы человека по вселенной, смирение собирает, сосредоточивает их в душе: от бесплодного и легкомысленного созерцания мира человек переводится к многоплодному и глубокому самосозерцанию, к мысленному безмолвию, к такому состоянию, какое требуется для истинной молитвы и которое производится внимательной молитвой. Наконец, благодатное действие смирения и благодатное действие молитвы есть одно и то же действие.
Смирение возвело Господа нашего на крест, и учеников Христовых оно тоже возводит на крест, который есть Святое терпение, непостижимое для плотских умов, как молчание Иисуса было непонятным для Ирода, Понтийского Пилата и иудейских архиереев.
Благодатное смирение невидимо, как невидим Податель его — Бог. Оно закрыто молчанием, простотой, искренностью, непринужденностью, свободой…
Ложное смирение — всегда с сочинённой наружностью: оно себя так публикует. Хочешь стяжать смирение? Исполняй Евангельские Заповеди: вместе с ними в сердце твоё будет вселяться, усваиваться ему Святое смирение, то есть свойства Господа нашего Иисуса Христа.
Начало смирения — нищета духа; середина преуспеяния в нём — превысший человеческого ума и постижения мир Христов; конец и совершенство смирения — любовь Христова.Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предаётся печали, ничего не страшится.
Смиренный неспособен иметь злобы и ненависти, он не имеет врагов. Если кто из человеков причиняет ему обиды — он видит в этом человеке орудие Правосудия или Промысла Божия. Смиренный предаёт себя всецело воле Божией. Смиренный живёт не своей собственной жизнью, но Богом. Смиренный чужд самонадеянности, и потому он непрестанно ищет помощи Божией, непрестанно пребывает в молитве.
«Что значит веровать?» — спросили одного великого угодника Божия — святого преподобного Пимена Великого. Он отвечал: «Веровать — значит пребывать в смирении и милости».
Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков — и потому оно в поведении своём просто, прямо, твёрдо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью.
Смирение совершенно не ценит земных благ, в очах его велик Бог, велико Евангелие. Оно стремится к ним, не удостоивая тление и мирскую суету ни внимания, ни взора. Святую хладность к тлению и суетности сыны тления, служители суетности называют гордостью.
Святой Исаак Сирский на вопрос: «Какие отличительные признаки смирения?» отвечал: «Как возношение человеком души своей есть её расточение, понуждающее её парить в мечтаниях и не препятствующее ей воскрыляться облаками этих своих мечтательных помыслов, смирение (в противоположность возношению) собирает душу в безмолвие, помогает ей сосредоточиваться в себе самой».
Смирение не имеет даже языка сказать о ком-нибудь, что он нерадив или презорлив. Оно не имеет глаз для зрения чужих погрешностей; не имеет ушей для слышания того, что не может принести пользы душе. Наконец, оно не имеет никаких забот, кроме забот о грехах своих. Смирению свойственно сохранять со всеми окружающими мир не по причине дружбы, но ради заповеди Божией.
Святая боголюбезная простота требует, чтобы мы не сравнивали себя ни с кем из ближних, а жили просто — для Бога и своего спасения в Нём. При такой простоте все ближние начинают неизбежно казаться нам лучше нас. Именно это-то и нужно, в этом-то и состоит смирение, это-то и ведёт к любви к ближнему. Святые отцы говорили, что смирение - сердечное чувство, заводящееся неприметно в душе от делания заповедей Христовых.
Преданность воле Божией и благодарение Бога за всё, что бы с тобой ни случилось, делают приемлемым всякое положение, в которое в силу различных жизненных коллизий (как нам кажется, а на самом деле — по воле Божией — Ред.) попадает человек, и научают извлекать из него душевную пользу.
Смирение и подвиг идут почти рядом. Смирением достигается почти тот же успех, каковой достигается подвигом. Однако смирение и само по себе приносит пользу, в этом смысле оно самодостаточно. Подвиг же без смирения не только не приносит никакого плода, но может и навредить, ибо открывает большое поле деятельности для беса тщеславия, вводящего нас в высокое о себе мнение и в осуждение ближних.
Смирение состоит в том также, чтобы признавать себя достойным именно того положения, в котором ты (волею Божией — Ред.) оказался, и недостойным ничего лучшего — менее тяжёлого, более комфортного, более престижного и т. д. Если коротко, то смирение состоит в том, чтобы покорно предавать себя воле Божией во всех жизненных ситуациях, что бы с тобой ни произошло. Истинность такового душевного настроя свидетельствуется душевным миром, который водворяется в сердце человека и наставляет его на путь живота вечного.
В наше время Бог чаще дарует спасение через смирение, нежели через подвиг. Ныне при умножившихся немощах подвиг особенно опасен, как сильно наветуемый осуждением ближнего. Кроме того, подвиг требует опытного руководителя, смирение же — всегда непадательно.
Сами немощи и грехи наши, когда мы сознаёмся себе в них и искренне раскаиваемся, способствуют смирению. По выражению некоего Святого отца Церкви, «во всесильной деснице Премудрого Бога, само зло своей неблагостью споспешествует благому».
Над всеми нами да будет воля Господа Бога нашего, гораздо более, нежели мы, ведающего, что полезно нам. С верой предадим себя Ему. Такая вера — это смирение. Смирение есть полная преданность Богу при полном недоверии к себе.
Святитель Игнатий (Брянчанинов
О РАДОСТИ истинной и фальшивой
Расскажу вам хорошую историю. Некий молодой человек очень хотел машину. Хорошую машину хотел, поэтому работал, работал, что-то перезанимал, отказывал себе в чем-то. Купил себе машину и довольный на ней ездит. Любит машину, бензин заливает, масло, моет ее. Многие свои машины любят больше, чем родную жену и ребенка и все на свете.
Больное свойство современного человека. Вот он любит ездить на ней и однажды едет по трассе. Вечереет, и вдруг камень прилетает и по крылу ему. Он по тормозам, выскакивает с зажатыми кулаками с тем, чтобы найти, догнать и наказать адекватно человека, который дерзнул кинуть камень в его машину.
А там пацан стоит и говорит: "Это я бросил, не бей меня. У меня брат парализованный, тут рядом мостик, я катал его в коляске, и не удержал его. Он у меня упал в лужу, у меня сил не хватает его поднять. Он там лежит, я сколько голосую, люди не останавливаются и от отчаяния бросил камень, чтобы кто-то остановился, потому что я ничего не могу сделать". И действительно, с обочины сходит канава, дорожка, там лужа и съехала коляска. Бедный больной человек лежит в луже, этот плачет, ничего не может сделать. Парень помог ему, сил хватило.
И когда он совершил такое дело помощи и милосердия, то он почувствовал радость в душе, которая при сравнении оказалась больше той радости, которую он в себе носил с момента покупки машины.
Почувствовал радость, которая перекрыла радость от покупки машины. Неизвестно, дружили эти люди между собой потом или они разъехались и больше не встречались, но рассказ подчеркивает одну очень важную деталь: вмятину на крыле он исправлять не стал, чтобы напоминать себе о том, что есть радость больше, чем радость от того, что ты приобрел любимую вещь.
Он с ней ездил, и она ему грела сердце воспоминаниями о том, что есть нечто такое более сердечное, дорогое и хорошее нежели приобретение вожделенной долгожданной покупки. Если у вас тоже были такие вещи в жизни, то вы, наверное, хороший и счастливый человек, а если у вас таких вещей в жизни не было, вы, наверное, очень хороший, но пока несчастный человек, потому что вам не с чем сравнить, что радость материального приобретения меньше радости духовного отдавания.
Позвольте вам пожелать, чтобы сегодня или завтра, или через неделю в жизни произошло что-то такое, чтобы вы ничего материального не приобретая, вдруг ощутили такую радость, которая бы перекрыла все виды прочих радостей, уже вам на сегодняшний день известных. С Богом на труды, запасайтесь настоящий радостью.
Протоиерей Андрей Ткачев
https://elitsy.ru/profile/2246/news
…Состоявшийся во граде Москве 2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор обращается ко всем вам с апостольским приветствием: «благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего» (1 Тим. 1:2) да пребывает с вами неотступно.
Слова Господа «да будут все едино» (Ин. 17:21) с особой остротой звучат для нас сегодня, когда мир все более претерпевает разделения. Апостол Павел призывает: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Забота о соблюдении церковного единства является обязанностью каждого православного христианина: епископа, клирика, монашествующего и мирянина.
Одним из выражений этого единства были соборы, начиная с самого первого — Собора апостолов в Иерусалиме, решения которого предварялись словами: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). В настоящее время готовится Всеправославный Собор, в котором будут участвовать епископы всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. Его открытие намечено на Крите в этом году в день Святой Пятидесятницы. Архиереям, которые будут представлять Русскую Православную Церковь на Всеправославном Соборе, предстоит, неукоснительно следуя истине Христовой и сообразуясь с неповрежденным святоотеческим Преданием, на протяжении более тысячи лет хранимым нашей Церковью, вместе с представителями других Поместных Церквей дать ответы на вопросы, стоящие перед всей полнотой Православия. Вас же просим возносить усердные молитвы о том, чтобы Господь явил Свою святую волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение послужило к славе Божией, к пользе для всемирной православной семьи и к укреплению ее единства, к сохранению чистоты святейшей веры нашей (см. Иуд. 1:20).
Свидетельством неразрывной связи между Церковью Небесной и земной является состоявшаяся на нынешнем Архиерейском Соборе канонизация архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950), который совершал свое архипастырское служение в Болгарии, где и окончил свой земной путь. Этот угодник Божий явил пример праведного жития, горячей и нелицемерной любви к пастве и был прославлен Господом уже при жизни — благодатными дарованиями, а после блаженной кончины — чудотворениями. Убедительно, сильно и ярко звучат слова святителя о необходимости твердо хранить православную веру: «Существенная сторона Церкви, — писал святитель Серафим, — состоит в неизменности ее догматического и нравственно-канонического учения, которое исходит от Самого Бога, Господа Иисуса Христа <...>. В этой неизменности учения Православной Церкви, в том, что она в полной чистоте сохранила апостольскую веру, состоит ее главное и существенное отличие от всех других христианских исповеданий». Таковым пониманием руководствуется и будет руководствоваться Русская Православная Церковь.
Радуясь об умножающемся в народе Божием почитании честных угодников Христовых, Освященный Собор благословил общецерковное почитание сонма святых ранее причисленных к лику местночтимых, в том числе врача-страстотерпца Евгения (Боткина), пострадавшего вместе с царственными страстотерпцами. Его общецерковное прославление приобретает особое значение сегодня, когда Церковь стремится к установлению полной ясности относительно обстоятельств убиения Царской семьи.
В настоящее время начат новый этап изучения останков, найденных в Екатеринбурге и приписываемых Царской семье. Освященный Архиерейский Собор настаивает на беспристрастности и всестороннем научном характере экспертизы, поскольку для Церкви останки страстотерпцев являются святыми мощами. Таковыми останки, найденные в Екатеринбурге, могут быть признаны лишь в случае, если будет исключено малейшее сомнение в их подлинности.
Русская Православная Церковь молится о даровании мира многострадальной украинской земле, где продолжается вооруженное противостояние на Юго-Востоке. В условиях захватов храмов и притеснений чад канонической Церкви Собор призывает усилить молитву о епископате, клире, монашествующих и мирянах Украинской Православной Церкви.
Вызывает крайнюю тревогу непрекращающиеся на Ближнем Востоке насилие над населением и гонения на христиан, которых предают на мучения и изгоняют из мест проживания. Разрушаются храмы, попираются святыни. Наши молитвы сегодня — о мирном разрешении военных конфликтов в этом регионе.
Православная Церковь неизменно осуществляет свое спасительное служение, благовествуя ближним и дальним Христа, Распятого и Воскресшего. К этому свидетельству жизнью и словом призваны все мы: архипастыри, духовенство, монашествующие и миряне. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит нас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в нас благоугодное Ему через Иисуса Христа (ср. Евр. 13, 20). .Аминь.
Православный Календарь с 14 Февраля 2016 г. по 20 Февраля 2016 г.
Воскресенье, 14 Февраля 2016 года. Неделя 37-я по Пятидесятнице.
Предпразднство Сретения Господня и мч. Трифона (250). Мц. Перпетуи, мчч. Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и мц. Филицитаты (202-203). Прп. Петра Галатийского (429). Прп. Вендимиана, пустынника Вифинийского (ок. 512).Новомч. иерея Петра (Скипетрова) (1918).
Понедельник, 15 Февраля 2016 года. Седмица 38-я по Пятидесятнице.
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Вторник, 16 Февраля 2016 года.
Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (I). Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, 1-го еп. Тверского (1289). Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Прор. Азарии (X в. до Р.Х.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309). Мч. Власия вукола (пастуха) Кесарийского (III).
Среда, 17 Февраля 2016 года.
Собор новомучеников Петропавловских. Сщмч. Мефодия, еп. Петропавловского и Акмолинского. Прп. Исидора Пелусиотского (ок. 436-440). Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Прп. Кирилла Новоезерского чудотворца (1532). Прпп. Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мч. Иадора (III).Сщмч. Аврамия, еп. Арвильского (ок. 344-347). Прп. Николая исп., игумена Студийского (868).
Четверг, 18 Февраля 2016 года.
Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Мч. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304). Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой "Взыскание погибших" (XVII) икон Божией Матери.
Пятница, 19 Февраля 2016 года.
Прп. Вукола, еп. Смирнского (ок. 100). Прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Свт. Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мцц. Дорофеи, Христины, Каллисты и мч. Феофила (288-300). Мч. Иулиана (312). Мц. Фавсты и мчч. Евиласия и Максима (305-311). Мцц. Марфы, Марии и брата их прмч. Ликариона отрока. Сщмч. Димитрия Рождественского пресвитера и мч. Анатолия Рождественского, Алматинских (1921)
Суббота, 20 Февраля 2016 года.
Прп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Прп. Луки Елладского (ок. 946). Мчч. 1003 Никомидийских (303).
Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость.