• slide10
  • slide6
  • slide9
  • slide8
  • slide1

Неделя о Мытаре и Фарисее (21-02-2016)

 Иверская икона Божией Матери

0 c6d59 67d1ffa1 XXL.gif

 В неделю о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

У одного писателя есть такие слова: Когда путник приближается к морю, еще не видя волн морских, по некоторым признакам он ощущает близость океана или моря. Так и мы с вами. Когда исполняются особые стихиры и песнопения, мы ощущаем, что приближается время святой Четыредесятницы. Это благословенное время предваряется евангельскими чтениями, которые готовят нас к встрече святого Великого поста. Сегодня воскресный день - благодатный и радостный день малой Пасхи - когда мы собрались в храме, чтобы поклониться Господу Иисусу Христу и Его Святому Воскресению. Этот день посвящается неделе о мытаре и фарисее - первой подготовительной неделе, которая предваряет течение благословенного Великого поста, вводящего нас в радость Святой Пасхи.

001Мне хотелось бы всем нам напомнить сегодняшнее Евангелие. Евангелие переводится на русский язык как «благая спасающая весть». Евангелие это слово Господне. Это слово не человеческое, обыденное. Это слово спасения, это благовестие Самого Творца этого мира, которое Он оставил нам как залог Своего пребывания на земле, чтобы вслушиваясь в эти словеса, мы шли бы путем, ведущем человеческие души от временного к вечному, от земного к небесному, к Богу вечному и живому.

Сегодня читалось следующее Евангелие. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:10-14). чем сегодня Господь нам говорит? Всякий раз, когда мы слышим святое благовестие, каждый христианин должен знать, что это Сам Господь - Творец мира - пришедший в этот мир спасти и взыскать погибших, обращается к душе, к сердцу конкретного человека, который находится в храме и слушает Его слово.

Господь привел случай из реальной жизни, как два человека молятся. Один –фарисей - человек уважаемый в иерусалимском обществе, занимающий высокое положение, которого приглашают на собрания, к голосу которого прислушиваются. Он знает Писание, знает, как кажется ему, путь, который ведет человека к Богу. Он благодарит Бога. И мы также должны на всякий час и на всякое время благодарить Господа за всё, что Он нам дал, за видимое и невидимое, за явленное и тайное. И фарисей делает это хорошо, - он благодарит Творца за то, что Он ввел его в эту жизнь, что открыл ему познание Единого Истинного Бога. И далее начинается нечто, что неудобоприятно Господу.

Фарисей говорит: Благодарю Тебя Господи, что я не такой, как другие люди, мытари, прелюбодеи. Он себя ставит выше других людей. Он благодарит Бога, что он не таков как этот призираемый и недостойный мытарь, который обижал своих соплеменников, собирая подать и много себе присваивая, который жил для себя, а не по правде. И Господь приводит молитву мытаря – грешника - но грешника кающегося, плачущего о своих согрешениях, взывающего к Богу о том, чтобы Он явил милость, исправил его, наставил на путь покаяния и доброделания. И эта молитва такова: Боже! Милостив будь мне, грешнику. Если фарисей стоит на почетном месте ближе к алтарю, то мытарь, не смея поднять глаз, стоит на паперти и творит молитву со смирением и покаянием.

Из этого рассказа Господа очень важно сделать правильный вывод. Христос говорит, что фарисей вышел из храма менее оправданным, чем мытарь. И в заключение Своего духовного назидания Спаситель говорит, что всякий возвышающий себя смирится, а смиряющий себя вознесен будет. 

Эта притча особая. Недаром Церковь постановила читать это Евангелие в днях подготовительных к Четыредесятнице. Сегодня слово «смирение» для современного человека не в почете, унизительно и даже призираемо. Сегодня говорят: Бери от жизни всё, смирением не обретешь себе места в этом мире. Это говорят люди земные, их учение скоропреходяще. Из истории Церкви и мира мы знаем, какие великие учения пали, какие государства разрушены, а слово Божие живет и действует. Оно острее меча обоюдоострого, потому что разделяет человека в душе его, напоминая о том, кто он в этом мире, и призывая его помнить о вечности.

Так вот Церковь Христова говорит, что без смирения нельзя угодить Богу. Смирение это первая ступень, позволяющая человеку общаться с Творцом. Согрешив в этом мире, надо приносить покаяние. Соделав грех, нужно иметь смирение, чтобы Господь принял молитву, чтобы не отвратил лица Своего от рабов Своих. Эта притча о смирении, о том, чтобы восходить к Богу внутри себя. Нужно почувствовать, что без Творца, без Создателя, без Бога человек в этом мире никто и ничто, - и это называется смирением.   

Один из великих отцов Церкви говорит: Смирение это первая ступенька, которая позволяет человеку от земли взойти к Небу. Сегодня Господь учит нас смирению. А что в нашей обыденной простой человеческой жизни должно быть для нас смирением? Во-первых, перед Богом мы должны ощущать это смирение, прощать, уметь любить, терпеть, не творить зла, не воздавать злом за зло, любить Церковь, любить добро, избегать греха, уходить всячески от того, что отдаляет нас от источника счастья подлинного и настоящего - Христа. Вот что такое церковное смирение, - это первая ступенька, которая позволяет человеку идти путем духовного совершенства.

Научимся, благодатью Божией укрепляемые, поступать так, чтобы не быть гордыми, которым Бог противится, но смиренными, а смиренным Господь дает благодать. Чтобы почувствовать сердцем, что близ нас Господь, что Он любит тех, кто творит Его правду, что Он благословляет тех, кто живет по Его заповедям, что Он милует щедро всякого, кто любит Его искренне, от всей души. Пусть сегодня, в церкви Божией находясь, мы изнесем миру этот урок смирения. Не гордости, не высокого о себе мнения, зависти, совершения греха, но урок добродетели и правды, урок смирения. Аминь.

Митрополит Казахстанский и Астанайский  Александр

Беседа о мытаревой молитве

Почему Постная Триодь начинается с недели о мытаре и фарисее? – Молитву нашу надо исправить. Стала она фарисейской. Апостол Павел прямо говорит: непрестанно молитесь, а святые отцы говорят, что мы должны больше молиться, чем дышать. Молитва – это дыхание нашей души, она не живет, если не молится, а душится. Когда нет молитвы, томится наша душа. Молитва – это сама жизнь наша. Верующий человек потому верующий, что он молится. Не просто правило совершает утром и вечером, - мы же не можем подышать немножко утром, немножко вечером. Молитва, оказывается, это сама жизнь. parable-of-the-pharisee-and-tax-collectorПросто мы небрежны в молитве и поэтому не совсем ее понимаем. Но хорошо понимаем, когда наша жизнь не складывается и мы нуждаемся в Божьей помощи. Тогда мы начинаем просить, заставлять себя надеяться, не отчаиваться. Молиться и отчаяться – две противоположности. Если я отчаиваюсь, значит, я не молюсь. Молиться – значит, пребывать в руках Божиих, как ребенок в руках матери. Ребенок же не отчаивается в руках матери. А нет мамы – начинает плакать, думать, что же такое с ним. Также и верующий, он пребывает в руках Божиих и тогда не отчаивается.

Что значит отчаяться? Отчаивается тот, кто далек от Бога и смотрит на все без надежды. Как часто нас посещает безнадежность? Где наша молитва?

Молитва – это поднятие души человека к Богу. С чего начинается молитвослов? – Представь, что ты стоишь перед Богом.Фарисей не совершал молитву перед Всевидящим Богом: он же чист! Если человек молится перед Всевидящим Богом, он прежде всего будет помнить, что в его сердце. Бог – Сердцевидец. Сердцевидец видит наше сердце?

Если мы хотим молитву совершить по существу, мы ее совершим перед Сердцевидцем. И она тогда совершается. А если мы отложим сердцевидение – будем фарисеями. Будем хвалиться перед Богом. Ужас, до чего доводит фарисейская молитва! Как это страшно! Фарисей молился сам в себе так, Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как прочие люди. Как часто хочется и нам сказать: Боже, благодарю тебя за то, что я не такой, как эта сестра во Христе! Пощусь два раза в неделю, понятно, Господи? Даю десятую часть из того, что приобретаю. Господи, Ты понимаешь?Как хочется похвалиться!

А тем временем, есть другая молитва. Мытарь же стоял вдали, не смея поднять глаз на небо. Настоящая молитва – не сметь глаза поднять на небо. В следующее воскресенье, в неделю о блудном сыне, это тоже будет звучать: согрешил на небо и пред Тобою. Потому что когда человек совершил грех, ему стыдно. Вот что такое православная молитва: стыдно перед Богом! Мытарь, ударяя себя в грудь, говорит: Боже, милостив буди мне, грешному. Этот образ, бить себя в грудь, означает: я признаю себя грешником! А не хочется, правда? Хочется немножко достоинства фарисейского. А тут одно: Боже, милостив буди мне, грешнику.

Фарисей остался земным в своих печалях, а мытарь обрел радость в своем покаянии. Две противоположности. Когда человек знает свое достоинство, как фарисей, он всегда будет недоволен. И не просто недоволен, а всегда будет искать того, что, на его взгляд, должно быть. Фарисей судит всех подряд, грабителей, хищников, прелюбодеев, и того же мытаря. А мытарь даже не видит фарисея, потому что в землю смотрит, да еще и в грудь себя бьет. Грешник, Господи, прости меня. Мы вращаемся вокруг одного и того же порока. Что делает сестра во Христе? – Грешит. Что такое наша молитва? – Сестра во Христе грешит! Вот какой фарисей изощренный. Господи, какие все эти хищники, прелюбодеи, грабители, как Ты их терпишь? Что, мало фарисейства в нашем сердце?

Если не можешь бороться со своим фарисейством – хотя бы посмотри в землю. Но мы можем это сделать только тогда, когда мы осознаем свой грех. А не грех сестры во Христе. Ее грех мы очень хорошо осознаем, и поэтому творится фарисеева молитва.

Вот для чего нам дан Великий пост. Побороться со своей печалью. Почему у нас печаль? Почему фарисей печален, а мытарь радостен? – Потому что сестру во Христе исправить очень трудно, практически невозможно. Легче махнуть на нее рукой: Боже, слава тебе, что я не такой, как эта сестра во Христе! Печаль в нашем сердце потому что сестра во Христе не исправляется! Пока мы судим сестру во Христе, мы себя не судим. Фарисей себя не видит, а мытаря так хорошо увидел!

Сестру во Христе мы не исправим. Ее исправляет Дух Святой. А в нашем фарисействе мы хотим сами ее исправить. И это ноет в нас, и настолько, что становится существом нашей жизни. Пока не покаемся, будет нас мучить, пока не станем мытарями, оно не отступит. Надо исправлять или сестру во Христе, или себя. Что такое молитва? Мы обращаемся к Богу, немощные, но с чем? Со своей немощью, или с немощью сестры во Христе? А ведь хочется предстать пред Богом с немощью сестры во Христе! Как хорошо в Православной Церкви: перед Великим постом мы увидим себя. Хочется думать о недостоинстве сестры, ее неправедном поведении.

Молитва – это существо дела. Что такое молитва? Или я вижу сестру во Христе, или я вижу себя. Сердцевидец Господь у фарисея указывает на грех мытаря. Какое извращение сидит в нашем фарисейском сердце! Молитва – это видение своих грехов. Или я вижу свой грех, или я вижу грех сестры во Христе. Не дано видеть и то, и другое, ни фарисею, ни мытарю. Мытарь грех фарисея, не видит, где он, как он молится, видит только свой грех.

Светскому человеку сказать о грехе и о чем-то недолжном в его жизни – значит, вызвать недовольство. Попробуйте сказать светскому человеку, что надо исправиться! Он ответит: исправиться надо тому, тому и тому. Как и мы бы сказали. Как мы уподобляемся фарисейским светским! Откуда в нас это видение греха ближнего? – Потому что мир живет этим. В миру люди только и видят, что грех друг друга. И грех ближнего их так ослепляет, что они только его и видят. И мы уподобляемся им, потому что вращаемся среди них. Мир утверждает, что нет своего греха, а есть только безобразие ближнего, в нем вся проблема. Мы живем среди людей, которые осуждают друг друга.

Мытарева молитва преображает мир, тьму фарисейскую. Мытарь будет все время каяться и просвещать тьму фарисея. Как хотелось бы выйти из грязи и посмотреть, что такое чистота! 

50c53fОсуждать ближнего – это ад в душе. Когда вы осуждаете ближнего, вам не дано видеть свой грех. Это невозможно, это две противоположности. Как страсть развивается, когда хочется ближнего исправить! Дьявол говорит, должна быть какая-то правда, в конце концов! А нам кажется, что это Божьи слова. Но посмотрите на Крест! Бог на Кресте искал справедливости? А мы, праведные, только о ней и думаем! Как нам надо со всей серьезности отнестись к своей духовной жизни, к своему фарисейству, к своей внешней молитве. Вычитали, пробежались…

Фарисей много молился, и знал Священное Писание, но не вникал в него. Святой Макарий Великий, молитву которого мы читаем в утренних молитвах, молится не как фарисей, а как мытарь. Кающийся не увидит греха ближнего, его собственный грех, бревно, заслоняет грех ближнего, сучек. У фарисея в его глазах даже сучка нет, а у мытаря он видит в глазу бревно. А кто такой мытарь? У него такое бревно, что он даже сучка фарисейского не увидел. Даже глаза не поднял. Его бревнище не дало ему заметить даже сучек. Или мое бревно заслоняет сучек ближнего, или «бревно» ближнего заслоняет мой «сучек». Это бревно в своем глазу было у всех подвижников. Как и у мытаря.

Ныне чтимый великий подвижник Макарий Великий дал нам молитвы, которые мы очень хорошо знаем, потому что безупречно по-фарисейски исполняем правило. «Боже, очисти мя грешного». Учитель из учителей духовности это говорит от своего кающегося сердца. «Яко николиже сотворих благое пред Тобою». Фарисей – праведник, только добро и творил пред Богом, как он хвалился. «Но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя». Как лукавый сбивает меня с пути истинного, - говорит подвижник. Да творю волю Твою, Господи! «Да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое». Так, чтобы во мне не было какой-то гордости, нехорошей мысли. Дай мне от чистого, кающегося сердца открыть недостойные уста. Святой чувствует свой грех, как он недостоин. Фарисей чувствовал, как он достоен. А в сердце святого Макария был плач о своем лукавстве. «Избави мя от лукавого» - лукавый сбивает. Дай мне неосуженно открыть мои недостойные уста! А мы достойно открываем, и вот, правило уже прочитали. Если бы мы читали эту молитву с мыслями, чувствами, желаниями преподобного! Какие у преподобного Макария мысли, чувства и желания? – Кающегося грешника.

 «Боже, очисти мя, грешного», - того, который ничего доброго не сделал. «И избави меня от лукавого», который мне напоминает, что сестра во Христе ведет себя ужасно. Избави мя от мыслей, осуждающих сестру во Христе! «И да будет во мне воля Твоя» - не осуждать сестру, благословлять ее, благодарить за нее Бога. «Да неосужденно отверзу уста моя недостойная», которые так ее осуждали, так на нее налетали! «Да неосужденно» - значит, Господи, я так хочу тебе вознести хвалу, а лукавые мысли о сестре во Христе не дают мне. Хочу хвалу вознести, а лезет, что сестра во Христе неправильно себя ведет! Даруй, чтобы я чистыми устами и сердцем, благословляя сестру во Христе, радуясь, видя ее достоинства, восхвалил Тебя! Если сердце кается, оно видит, как оно недостойными устами неправильно возносит хвалу Богу, так хочет произнести хвалу, чтобы Бог не осудил за мысли о ближнем. Святые молились, конкретно помня о своих грехах. 

Архимандрит Амвросий (Макар)

http://archim-amvrosij.org/news

ЧТО ТАКОЕ СМИРЕНИЕ?

Брат: Я понял совершенно, преподобный отче, насколько вреден грех гордыни. Потому прошу вас, скажите мне, как мы можем избежать великой опасности греха гордыни?

Старец: Брат Иоанн, самая великая добродетель, спасающая нас от греха гордыни,— это смирение!

Брат: Но что такое смирение, преподобный отец настоятель?

Старец: На этот раз, брат Иоанн, ты задал мне очень трудный вопрос.

Брат: Но почему так труден этот вопрос, преподобный отче?

Старец: Вот почему, брат Иоанн, потому что эту высшую добродетель не может ясно выразить никто, кроме такого блаженного человека, который много преуспел, шествуя по пути своему вслед за Господом, и на деле дошел до вершины всех добродетелей. Ибо это высочайшее благо, то есть смирение,— таинственная сила, которую Бог подает человеку в увенчание всех добродетелей, то есть подает только совершенным! Но мне, грешному и слабому, еще и не приступившему ни к одной добродетели до сих пор, как мне говорить об этом и как показать, что такое смирение, которого Бог удостаивает только совершенных?

Брат: Преподобный отче, если вы говорите, что из опыта не можете сказать мне, что такое смирение, то прошу вас, скажите мне хотя бы то, что вы знаете о нем из поучений святых отцов и из Божественных Писаний.

Старец: Если братство твое ставишь вопрос так, то есть чтобы я сказал, что мне известно о смирении из святых отцов, то тем самым ты внушаешь мне, грешному, некое дерзновение — сказать хоть немного о дивной и высшей добродетели смирения. Послушай же, брат Иоанн, несколько свидетельств святых отцов о блаженном смирении.

Святой Исаак Сирин называет смиренномудрие ризой Божества, ибо Слово, воплотившись, облеклось в него. То же говорит о смирении и божественный отец Ефрем Сирин: «Смиренномудрие есть одеяние Бога».

Святой Иоанн Лествичник называет смирение сокровищем, хранящимся в бренных сосудах, и говорит, что никакое слово не может вполне изъяснить свойств этого духовного сокровища. Этот же святой и божественный отец говорит, что смиренномудрие есть безымянная благодать души и только познавшие ее на собственном опыте, то есть в жительстве, только те знают ее имя; что оно есть духовное учение Господа, которое достойные принимают в клеть своей души посредством ума, но словами изъяснить его невозможно. Посему подумай, брат Иоанн, если столь великий и божественный отец, как святой Иоанн Лествичник, говорит, что смирение не может быть изъяснено словами, то как смог бы я, грешный и неразумный, сказать братству твоему, что такое смирение?

И все же из свидетельств этих божественных отцов мы можем представить себе в некоторой степени, сколь велика и бесценна эта превысшая и всечестная добродетель смиренномудрия. И надо довольствоваться тем понятием о неизреченной благости смирения, какое Благий Бог открыл нам через Своих святых, и не станем допытываться того, что выше нас, чтобы не выбрать для себя вред вместо пользы, по слову божественного Григория Богослова, который говорит, что «необузданное воззрение на горнее может и в пропасть ввергнуть нас».

Брат: Преподобный отче, мне, человеку простому и короткому умом, кажется, что эти святые отцы говорят слишком возвышенно и слишком утонченно о смирении. Потому, преподобный отче, прошу вас, если можно, дайте о смирении несколько поучений более простых и более близких к моему разумению.

Старец: Брат Иоанн, если свидетельства о смирении этих трех святых отцов показались тебе слишком сложными и слишком утонченными и если тебе хочется более легких и понятных поучений о смирении, тогда почитай «Патерик», особенно главы 4 и 10, где найдешь среди прочего и это.

Некий брат спросил старца, говоря:

— Отче, что такое смирение?

И ответил старец, говоря:

— Смирение — это значит считать себя самым недостойным и самым грешным из всех и покоряться всем.

И спросил брат:

— Что значит покоряться всем?

Отвечал старец:

— Не стараться видеть чужие грехи, но видеть свои грехи и пороки и непрестанно молиться Богу о прощении. Вот, брат Иоанн, поучение о смирении достаточно простое и легкое. Только да поможет нам Бог не забывать его и поступать так, как учит нас этот блаженный старец, то есть иметь перед глазами ума нашего всегда тяжесть грехов наших, оплакивать их и никого не осуждать.

Архимандрит Клеопа (Илие)

http://www.pravoslavie.ru

Смирение - мать всех добродетелей

Преподобный Ефрем Сирин:

Все сокровища заключены в смирении. Все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь; потому что в смирении есть все.

Любишь ты чистоту? смирением приобретешь чистое сердце; жаждешь ли святости? оно сделает тебя святым; желаешь ли стать совершенным? оно - путь совершенных.

Святитель Иоанн Златоуст:

Как при наступлении света удаляется тьма, так смирение изгоняет всякий гнев и горечь. 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Нестерой):

Смирение есть наставник всех добродетелей. Оно крепчайшее основание небесного здания. Оно - собственный и великий дар Спасителя. 

Преподобный Исаак Сирин:

За смиренномудрием следует скромность и собранность в себе, то есть целомудрие чувств... беспрестанное безмолвие и обвинение себя в неведении.

Кто в сердце своем приобрел смирение, тот стал мертв для мира и, умерев для мира, умер для страстей. 

Преподобный Иоанн Лествичник:

Блаженно и преблаженно святое смирение, ибо оно как юным, так и состарившимся подает твердость в покаянии. 

Преподобный авва Дорофей:

Смирение избавляет человека от многих зол и покрывает его от великих искушений. 

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Все добродетели вокруг смиренномудрия, царицы добродетелей, являются как бы стражами, подругами и служанками, сопровождающими госпожу.

Преподобный Феодор Студит:

Смиренномудрие - всеобъемлющая добродетель: ею отгоняется гордость, попирается славолюбие, поражается своенравие, вводится кротость, мир, любовь и прочее... 

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь во Христе Иисусе.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества - необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом.

Смирение никогда не гневается, не человекоугодничает, не предается печали, ничего не страшится.

Смирение есть Христов образ мыслей и тот сердечный залог, которым умерщвляются в сердце и извергаются из него все страсти. 

Преподобный авва Исаия:

Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди, все труды тщетны. 

Преподобный Исаак Сирин:

Что соль для пищи, то смирение для всякой добродетели. 

Преподобный авва Дорофей:

Ни самый страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершенна без смиренномудрия. 

Преподобный Ефрем Сирин:

Кто без смирения совершает бдение и молитву, тот не лучше предающегося долгому сну, а молитва смиренного, даже если он и дольше спит,- благоухающее кадило перед Богом. 

Преподобный Симеон Новый Богослов:

То дело, которое делается без смиренномудрия и духовного разума, каково бы оно ни было, не принесет никакой пользы тому, кто его делает. 

http://verapravoslavnaya.ru/

 

Неизвестный патриарх Тихон

В начале ХХ века ярославский архиерей попал в гости к сельскому священнику и его жене. По обычаю молодая матушка попросила владыку выпить «на дорожку». Не желая обидеть хозяев, гость пригубил напиток. В рюмках почему-то оказалась очень невкусная настойка. От неожиданности епископ воскликнул: — Горько!

7ujXgU vQdwУслыхав это знакомое, еще недавно так часто слышанное ею слово, молодая матушка, приняв его за известный символический призыв, радостно и порывисто кинулась к своему молодому мужу и, крепко обняв, поцеловала его, смущенного и оторопевшего от неожиданности. Он и все присутствовавшие при проводах до невероятности смутились. Не смутился только один владыка. «Вот так и живите», — промолвил он при виде этой нежной пары, поцеловал их сам, благословил и уехал.

Этим епископом оказался будущий патриарх Тихон, в ту пору архиепископ Ярославский и Ростовский.

О доброте и доступности святого говорили все, кто с ним общался. В юности в семинарии товарищи дразнили Василия Белавина «архиереем» и «патриархом». В двадцатые годы прошлого столетия товарищи вспоминали, что «у Васи-архиерея» была хорошая шуба, которую часто просили у него семинаристы для выхода в город.

Среди учеников, когда они смотрели в окно и видели знакомую одежду, можно было слышать такие разговоры:

— А куда это Вася пошел гулять?

На что товарищи отвечали довольно равнодушно:

— Никуда он не пошел. Вон, сидит, уроки учит.

— А!.. Так это шуба его гуляет.

Став патриархом, святитель Тихон так же щедро делился всем, что ему давали верующие, даже со своими гонителями.

С мая 1922 года святейший владыка больше года жил под домашним арестом в бывших казначейских покоях Донского монастыря. Ему запрещалось принимать посетителей. Лишь в полдень ему разрешали небольшую прогулку, во время которой он издалека благословлял верующих. Одна из сотрудниц ГПУ, Мария Вешнева, в пятидесятые годы прошлого столетия написала воспоминания, в которых рассказала о том, как охраняла патриарха Тихона.

В новогоднюю ночь 1923 года святитель пришел к своим соглядатаям с деревянным подносом, «полным пряников, пастилы, орехов и яблок. Поставил на стол, низко поклонился и поздравил нас с новым годом. Мы встали и тоже поздравили его, пожелав здоровья и удачи. А потом вскипятили чай, вызвали часового и великолепно втроем отметили новый год». Девушка также говорила о способности патриарха дипломатично отвечать на неприятные вопросы охраны и рассказала о его распорядке дня. Во время домашнего ареста святитель Тихон много работал, долго молился и мало спал.

По воспоминаниям современников, святейший патриарх во все годы своего архиерейского служения был неприхотлив и посещал даже самые отдаленные приходы. 9 лет он был епископом в США. За это время он не раз с риском для жизни посещал верующих в самых труднодоступных местах, совершал Литургию, благословлял народ, дарил иконки и крестики: «Болота и речушки зачастую оказывались мелки для лодок, и владыка наравне со спутниками нес груз на своих плечах, испытывал и холод, и голод, принимая невзгоды с радостью, и, несмотря ни на что, оставался бодрым и ласковым. Он был единственным среди спутников, кто ни разу не заболел за все три месяца путешествия (по Аляске –А.З)».

Американская паства не забыла своего святителя. В 1924 году в Донском монастыре делегация из США подарила патриарху Тихону золотую митру, украшенную бриллиантами, и облачение. Об обаянии святителя, его чувстве собственного достоинства говорили даже недоброжелатели в советских газетах.

В мае 1922 года патриарха Тихона вызывали как свидетеля на большом процессе московского духовенства, которое обвиняли в контрреволюции, понимая под этим защиту евхаристических сосудов от осквернения во время кампании по изъятию церковных ценностей. Будущего святителя допрашивали целый день, советское правительство готовило для него смертный приговор (к счастью, эти планы были сорваны заграничными выступлениями в защиту патриарха). В зале суда сидели известные журналисты, которые так описывали портрет «врага советской власти»:

«В дверях слева, откуда красноармейцы пропускают свидетелей, появляется плотная духовная фигура, ничем не отличающаяся от прочих батюшек, фигурирующих на суде. Вместо наперсного креста у него на груди крупный образок (панагия). Окладистая, но довольно редкая борода, седой волос на голове. Лицо розовато-благодушное, старчески слезящиеся глаза. Поступь мягкая и сутулые полные плечи. В общем, впечатление солидного столичного протоиерея. Но этот «протоиерей» прекрасно понимает свою роль. Сначала он делает легкий поклон в сторону публики и благословляет ее по-архиерейски, сложенными пальцами обеих рук. Три четверти публики безмолвно поднимается с мест».

Отрывок из статьи Марка Криницкого в «Известиях ВЦИК» поневоле говорит советскому читателю о сильном впечатлении, которое оказывал святейший патриарх даже на своих противников. Известно, что во время процессов над духовенством в зале часто сидели люди, которых направили туда представители власти и компетентных органов для создания нужного эффекта. Вход на значимые судебные заседания был по «билетам», и верующим людям было сложно попасть в зал суда.

Православные же христиане любили патриарха Тихона так сильно, что ни один предстоятель Русской Православной Церкви в новейшей истории не может сравниться со святителем. В голодные годы верующие несли для патриарха еду, организовывали вахты для защиты святейшего (на святителя Тихона было несколько покушений, о чем мы скажем ниже), на его похоронах собрались сотни тысяч человек, заполнивших Донской монастырь и его окрестности. Сам святейший владыка отвечал любовью на любовь. К нему на прием мог прийти любой желающий: из-за огромной загруженности святителя ждать приходилось несколько дней, хотя каждый посетитель задерживался в келии не больше 5 минут, а епископ – не более 10. В день патриарх принимал до 50 человек. После службы в московских храмах он часами благословлял христиан, которые не могли попасть внутрь. Вот один из самых трогательных примеров любви к патриарху.

Случай произошел 4 декабря 1920 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в голодной Москве: «В этот день, как и всегда после Литургии, он вышел на солею благословлять народ, который любил и ценил этот момент личного общения с любимым архипастырем и отцом. В конце благословения, среди других, подошла к нему одна старая, бедно одетая женщина и, прежде чем принять благословение, подала ему на бумажке кусок колотого сахара и два соленых огурца и сказала:

71608377 1299348669 39Tihonuv1— Прими, отец, не погребуй…

Святейший принял подарок, передал его стоявшим тут же возле него иподиаконам, а сам, нагнувшись с солеи, обнял старуху и поцеловал ее в лоб».

Чтобы лучше понять значение этого подарка, стоит вспомнить отрывок из дневника Корнея Чуковского, описывающего подготовку к Рождеству Христову в 1920 году: «Поразительную вещь устроили дети, оказывается, они в течение месяца копили кусочки хлеба, которые давали им в гимназии, сушили их — и вот, изготовив белые фунтики с наклеенными картинками, набили эти фунтики сухарями и разложили их под ёлкой — как подарки родителям! Дети, которые готовят к Рождеству сюрприз для отца и матери. Не хватает ещё, чтобы они убедили нас, что всё это дело Санта-Клауса! В следующем году выставлю у кровати чулок!».

Но, к сожалению, патриарха Тихона не только любили, но и ненавидели. На его жизнь было организовано несколько покушений. Самое «удачное» произошло 12 июля 1919 года. На выходе из храма Христа Спасителя женщина ударила первосвятителя ножом в бок. От смерти святейшего спас кожаный пояс на подряснике под рясой.

Советский суд отнесся к женщине с удивительной гуманностью, постановив «от наказания освободить и озаботиться помещением ее в условия, наиболее соответствующие ее психическому состоянию». Добавим, что нападавшая была найдена лишь спустя 4 месяца после покушения.

В 1924 году в одном из московских храмов злоумышленники снова попытались убить патриарха: «Однажды во время Божественной литургии, когда архидиакон со словами: "Со страхом Божиим..." — вынес из царских врат Святую Чашу, один из двух высоких мужчин, выделявшихся своим полумонашеским одеянием, выхватил из-под одежды дубинку и с криком: "Тихон, мы убьем тебя!" — опустил ее на митрополита Петра (Полянского – А.З.), приняв его по ошибке за патриарха. К счастью, удар пришелся только по плечу. Стоявшие рядом со свечами иподиаконы моментально обезвредили святотатцев. Архидиакон тоже не растерялся и, поставив Святую Чашу на престол, закрыл царские врата. Одновременно раздался голос ктитора, призвавшего народ к спокойствию. Негодяев вывели из храма и передали в руки милиции».

В это время святитель Тихон плакал у святого престола в алтаре.

Вечером 9 декабря 1924 года пятью выстрелами из пистолета был убит келейник святейшего владыки Яков Анисимович Полозов. По свидетельству А.Э. Левитина-Краснова святитель бежал за преступниками со словами: «Стойте, вы человека убили». Потом, несмотря на протесты всесильного начальника VI отдела ОГПУ «красного игумена» Евгения Тучкова, настоял, что келейник будет похоронен в Донском монастыре. Сотрудники ОГПУ тут же написали, что Якова Полозова убили белогвардейцы, а в советских газетах опубликовали ироничные заметки о том, как у патриарха украли шубу. Убийц не нашли, и вскоре дело было закрыто.

Жить патриарху Тихону оставалось пять месяцев без одного дня.

http://www.logoslovo.ru

СвяЩенноМуЧеник  ХАРАЛАМПИЙ, ЕПископ МАГНЕЗИЙСКИЙ

Святой Харалампий был епископом в городе Магнезии, в Фессалии и жил во второй половине II века. Он обратил ко Христу многих язычников, наставлял их на путь спасения, поучая Слову Божию.

p19053223ncqu14ob1kjs15arlkb5За Евангельскую проповедь святого епископа Харалампия привели на суд к правителю Лукиану и военачальнику Лукию. Угрожая мучениями, они требовали от епископа Харалампия принесения жертвы языческим богам. В ответ святой твердо исповедал свою веру во Христа. Тогда священномученика Харалампия подвергли жестоким истязаниям. Порфирий и Ваптос, истязавшие святого епископа, были так поражены его незлобием и терпением, что открыто исповедали Воскресшего Христа. Оба они были тотчас усечены мечом. Вместе с ними были усечены три женщины, которые, подобно Порфирию и Ваптосу, уверовали во Христа.

Военачальник Лукий сам взял орудия пыток и жестоко терзал тело святого Харалампия, но вдруг руки его отнялись у локтей. Лукиан, увидя это, плюнул в лицо священномученика Харалампия, и внезапно голова его повернулась назад лицом. Тогда народ, объятый ужасом, стал молить святого мученика отвратить Божий гнев. С ними просил и Лукий. По молитвам святого мученика Лукий и Лукиан были исцелены. Тогда Лукий уверовал во Христа и крестился. Множество очевидцев также обратились к истинной Христовой вере, другие получали исцеления от различных недугов по молитвам священномученика Харалампия.

Лукиан донес обо всем случившемся императору Септимию Северу, находившемуся в Антиохии. Император распорядился привести святого к нему и подверг его жестоким пыткам. Но сила Божия укрепляла святого Харалампия, и он остался невредим.

По молитве священномученика вновь стали совершаться чудеса. Святой изгнал диавола из человека и воскресил мертвого юношу. Сам император пришел в ужас, но вскоре вновь ожесточился и подверг святого Харалампия другим страшным мукам. Видя его терпение, дочь Септимия Севера Галина уверовала во Христа и стала убеждать в истинности христианской веры своего отца. Но император после новых истязаний осудил священномученика на смерть.  

Во время своей последней молитвы святой удостоился видеть Самого Спасителя и просил Его даровать тому месту, где будут почивать его мощи, мир, плодородие, а людям — прощение грехов и спасение. Господь обещал исполнить прошение и восшел на небеса, унося с Собой душу священномученика Харалампия, который принял, по милости Божией, мирную кончину до казни.

«Благодарю Тебя, Господи, за милость Твою. Помяни меня во Царствии Твоем», — сказал святой, воззрев на Небо, и после этих слов преставился — прежде, чем меч коснулся его. Это произошло в 202 году.

Галина с честью погребла святое тело страдальца. Память священномученика Харалампия Церковь празднует в день его преставления.

https://elitsy.ru/profile/2246/news

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЕЦ

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец родился в Москве в самом конце XIII века в боярской семье и получил при крещении имя Елевферий. Однажды, двенадцатилетний Елевферий ставил в поле ловушки для птиц. За этим делом мальчик незаметно уснул, и вот во сне ясно услышал голос: «Алексий, зачем ты трудишься напрасно? Я сделаю тебя ловцом людей». После этого случая жизнь ребёнка изменилась: он начал больше времени проводить в уединённой молитве и в церкви, и всем сердцем захотел служить Богу. Примерно на 21-м году жизни Елевферий наконец умер для мира — он стал монахом Московского Богоявленского монастыря, получив при пострижении имя Алексий, которое слышал когда-то давно в детском сонном видении.

1420271339-678563-14983220 лет Алексий трудился в обители на различных послушаниях, и в духовной жизни преуспел настолько, что был сначала рукоположен во епископа Владимирского, а после стал митрополитом Киевским и всея России. Но и на этой высокой должности он продолжал быть примером истиной христианской жизни.

Слава о новом благочестивом святителе быстро распространилась далеко за пределы Руси. Однажды ордынский хан потребовал, чтобы Алексий приехал и исцелил его слепую жену. Святитель хотел отказаться от этой поездки, потому что считал, что исцеление ему не по силам. Но князь уговорил его ехать. И случилось чудо: по молитве митрополита после кропления святой водой ханская супруга прозрела.

В благодарность за помощь ордынцы отказались от планов нападения на русские земли. Впрочем, ещё не раз святителю приходилось посещать это опасное соседнее государство и умиротворять воинственных ханов. После смерти князя Иоанна, Алексий стал опекуном юного князя Дмитрия Донского.

В это время митрополит много потрудился для того, чтобы усмирить строптивых российских князей, не желавших признавать власть Москвы. Но кроме этого он продолжал по всей стране строить монастыри и храмы, чтобы укрепить веру русских людей в сложные для Родины времена.

Заранее узнав о дне своей кончины, уже престарелый митрополит совершил Божественную Литургию, причастился, после чего мирно скончался и был погребён в Московском Чудовом монастыре. Ныне мощи святителя Алексия покоятся в Богоявленском кафедральном соборе в Ело́хове.

 http://www.pravchelny.ru/all_publications/zhitie/?id=10170

Православный Календарь с 21 Февраля 2016 г. по 27 Февраля 2016 г.

Воскресенье, 21 Февраля 2016 года. Неделя о мытаре и фарисее.

Вмч. Феодора Стратилата (319) и прор. Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Р.Х.). Свт. Саввы II, архиеп. Сербского (1269). 

Понедельник, 22 Февраля 2016 года. Седмица 1-я предуготовительная.

Сплошная седмица, пост отменяется. Мч. Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). ).Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1992). Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прпп. Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеезерских. Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I).

 artlib gallery-372080-oВторник, 23 Февраля 2016 года.

Сплошная седмица. Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и 3-х мучениц (202). Свтт. Иоакима, Луки, Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона, епп. Новгородских. Блгв. кн. Анны Новгородской (1056). Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Прп. Лонгина Коряжемского (1540). Прав. Галины(III). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Иконы Божией Матери "Огневидная". 

Среда, 24 Февраля 2016 года.

Сплошная седмица. Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн. Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138). Прп. Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прав. Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867). 

Четверг, 25 Февраля 2016 года.

Сплошная седмица. Свт. Мелетия, архиеп Антиохийского (381). Свт.Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). Иверской иконы Божией Матери (IX). Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, патриарха Константинопольского (895). 

Пятница, 26 Февраля 2016 года.

Сплошная седмица. Прп. Мартиниана (V). Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V).Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607-608). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого (1200). 

Суббота, 27 Февраля 2016 года.

Сплошная седмица. Прп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Прп. Марона, пустынника Сирийского (IV). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V). 

6701095

Святая мученица Валентина, моли Бога о нас!

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00