36 неделя по Пятидесятнице (07-02-2016)
Собор новомучеников исповедников Российских
Проповедь в день новомучеников и исповедников Российских
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, особый праздник в Святой Христовой Русской Православной Церкви – мы совершаем молитвенное прославление всех новомученников и исповедников нашей Всесвятой Церкви.
Мы знаем, что тяжелейшим был XX век для Отечества нашего, для народа, и для Церкви. В те страшные годы гонений за Веру Христову пострадали десятки тысяч архипастырей, священников, монахов, простых верующих, интеллигенция и даже дети. Советская власть жестоко карала за то, что эти люди не желали отказаться от Бога. К 1937 году из 200 архиереев Русской Православной Церкви на кафедрах оставалось 4 архипастыря. До революции в России было более 50 тысяч священников, к 1937 году оставшихся в живых насчитывалось чуть более сотни.
Кто-то может сказать, что эти люди были антисоветчиками, то есть выступали против власти. Но если вчитаться в документы тех лет, то можно понять, что их уничтожали не за то, что они были врагами советской власти, а за то, что они были привержены Вере Христовой.
Сегодня все эти мученики и исповедники прославлены Святой Церковью. И сегодня мы обращаемся к ним как к предстателям и молитвенникам, которые молятся у Престола Божия за нас, чтобы милость и благословение Божии пребывали с нами, чтобы страшные уроки истории не были тщетны для нас. Это уроки твердого стояния в вере и желания никогда и ни при каких обстоятельствах не расставаться со Христом.
Мы живем в иное время, когда никого не преследуют за веру, когда каждый без боязни может переступать церковный порог. Какой ценой нам дарована возможность открытои свободно исповедовать свою веру? Эта цена - страдания десятков тысяч людей, которые отдали свои жизни для того, чтобы мы сегодня имели возможность верить во Христа.
Казалось бы, веруй, живи по заповедям Господним… Многие из наших прихожан родились и жили во второй половине XX века. И каждый, живший в то время, знает, что если человек верил в Бога, он мог многого лишиться в этой жизни. Правда, тогда уже не расстреливали, как в 20-30 годы, но требовалось большого мужества открыто исповедовать свою веру. И вот что поражает: огромное количество людей, которые в то время собирались на богослужения в храм. Порой невозможно было поднять руку, чтобы перекреститься.
И вот сейчас, когда никто не гонит за веру, когда храмы открыты, казалось бы, ходи, молись, живи по-христиански. Что нам мешает? Наверное, собственная лень и нежелание подражать нашим старшим братьям и сестрам, которые до положения жизни своей оставались верующими людьми. Дай Бог, чтобы мы помнили, какой ценой дарована нам вера, которую мы должны сохранить и преумножить в своей жизни.
Конечно, это не означает, что каждый из нас должен во всё горло кричать, что он православный человек. Не так мы должны свидетельствовать о своей вере. Но каждый должен помнить, какая величайшая ответственность возложена на нас, - ответственность быть достойным сыном или дочерью нашего Бога. От нас зависит - имя Божие будет прославляться в этом мире или будет поругаемо. И глядя на нас, не станут ли люди говорить: «Люди, называющие себя христианами, разве они живут так, как заповедовал им их Бог? Разве поступки, которые они совершают, свидетельствуют о том, что их сердце исполнено любовью, состраданием, милосердием, кротостью и смирением?»
Новомученики и исповедники не шли на подвиг с мыслью: «Вот, я отдаю свою жизнь ради величайших идеалов». Да нет, они об этом не думали. Они шли на смерть, в ссылку, в лагеря потому, что не могли себе представить, как можно жить без Христа, без Веры. Для них было лучше умереть, но не предать своего Господа. Дай Бог, чтобы мы с пользой для себя извлекли это полезное для нас назидание. Дай Бог, чтобы и мы также не мыслили жизни без Христа.
Кто-то может сказать: «Я никогда не отрекусь от Бога, даже если меня будут ставить к стенке». Давайте посмотрим на это с другой стороны. Нам кажется, что мы не отрекаемся от Христа, но, совершая тот или иной грех, разве мы не предаем Бога? Бог заповедал нам одно, а мы хотим жить по-другому. Бог хочет, чтобы мы шли за Ним, а мы идем путем, по которому нам хочется идти. И всё это – свидетельства не открытого, но всё-таки отрицания Бога. Поэтому всякий раз, когда перед нами стоит выбор что сделать или как поступить, как отнестись к тому или иному человеку, давайте вспоминать, что мы являемся православными христианами. И давайте каждый день жить так, как должен жить верующий во Христа человек.
Сегодня за Божественной литургией уставом нашей Церкви нам было предложено евангельское повествование о чуде, которое Господь совершил по просьбе одной матери. Это была одинокая женщина, у которой была бесноватая дочь, и никто не мог помочь девочке. Эта женщина не была иудейкой, она была хананеянка, но в её душе была вера в то, что Сын Давидов исцелит её дочь.
Удивительно, что Господь, Который откликался на каждую просьбу, как бы ни замечает крика, с которым женщина взывала о помиловании, ибо дочь её «жестоко беснуется» (Мф. 15,22). Но она неотступно просила. Тогда Христос сказал, казалось бы, страшные слова: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:26). Эти слова были равносильны удару плетью по обнаженным нервам. Наверное, никакая вера этого не выдержала бы, и женщине оставалось просто отойти от Христа и отказаться от своей мольбы. Но она сказала: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф.15:27). И Господь говорит ей: «о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15:28).
Неслучайно, что именно это евангельское повествование было нам предложено в день прославления новомучеников и исповедников Российских. Они явили свою непоколебимую и твердую веру в Бога. И эта вера вселяла в них силу и укрепляла мужество, вдохновляя на подвиг – принять мученическую смерть за Христа Спасителя. Этот евангельский сюжет учит нас тому, чтобы и мы были крепки в вере. И чтобы также как эта женщина-хананеянка непрестанно просили Христа о помощи.
Нам иногда кажется, что Господь нас не слышит, что Он не хочет оказать нам содействие в той или иной жизненной ситуации, но это не правда. Это сатанинская ложь, которую враг рода человеческого хочет посеять в сердце и сознание каждого из нас. Господь готов откликнуться на каждую нашу просьбу. Но чтобы наша вера окрепла и стала как сталь, необходимо терпение.
Всех вас, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником! Дай Бог, чтобы все мы также любили нашу Церковь Христову, как её любили новомученики и исповедники Российские. Будем стремиться, чтобы и в нашей жизни была твердость и непоколебимость веры, какие явили они в своей жизни. Пусть каждый из нас, помня о своем христианском призвании, делает всё, чтобы имя Божие прославлялось на этой земле, и чтобы нам быть достойными детьми нашего Небесного Отца. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров,2013г
Священномученик Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира:
"Конечно, судя по человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России".
Из бесед священномученика Владимира,
Митрополита Киевского и Галицкого " О причинах дурного воспитания в наше время"
(в сокращении)
В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей... Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни первое всего нужно узнать, где эта болезнь сосредотачивается, где причина этого дурного воспитания, кто виноват в нем. И в самом деле, кто виноват в дурном воспитании нашего современного юношества?
Отвечая на поставленный вопрос, необходимо сказать: родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны. Некоторые из родителей, без сомнения, будут в этом согласны со мною, но многие и очень многие из них думают и говорят, что они безукоризненно исполняли свои родительские обязанности. Так кому же вы, христианские родители, говорящие таким образом, хотите приписать причину того, что ваши дети оказываются воспитанными не так, как бы следовало?
Может быть, вы хотели бы в данном случае свалить все на Бога и Ему приписать эту вину? Но разве не для того Бог Отец еще в раю узаконил нерасторжимость брака, чтобы дать возможность родителям лучше исполнить свою обязанность по отношению к воспитанию своих детей? Не для того ли Сын Божий Иисус Христос возвысил брак на степень таинства и запечатлел его благословением Святой Церкви, дабы у вступающих в брак не было недостатка в необходимой благодати и помощи свыше при выполнении ими обязанностей брачного состояния, между которыми самая важная - именно воспитание детей? А Дух Святой не для того ли освятил и очистил души ваших детей еще во святом крещении, дабы ослабить дурные влечения их сердца и сделать его способным, так что вам остается только продолжать то, для чего Он Сам уже положил основание и приготовил почву, сделав ее достаточно восприимчивою?
Но, может быть, в дурном воспитании ваших детей виноваты пастыри и учителя, призванные вместе с вами на это дело? Я отвечу вам словами древнего, не христианского учителя (Квинтилиана): "Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собою в школу. Они перенимают их у своих родителей, которые подают им дурной пример". ...Так рассуждает языческий мудрец. К сожалению, эти слова его приложимы и к нашему времени. Очень многие из детей являются в школу уже совсем испорченными и приносят с собою разного рода пороки и дурные наклонности, как-то: ложь, обман, самолюбие, строптивость, упорство и тому подобные привычки, нажитые ими в уличном товариществе...
Но, может быть, вы желали бы указать причину неблаговоспитанности детей в них самих? Спору нет, что сердце человека, а следовательно, и дитяти, испорченные наследственным первородным грехом, с самого рождения его склонно более к злу, чем к добру. Но, однако, дитя, по учению нашей православной церкви, не настолько испорчено, чтобы оно совсем не было восприимчиво для добра и чтобы его нельзя было бы благоразумным воспитанием с самого раннего возраста направить к добродетели... Но ты, может быть скажешь: "Мои дети были вполне честными, воспитанными и благонравными, но на улице и в школе они сходятся с испорченными и безнравственными детьми, под влиянием которых они грубеют, портятся, перенимают разные злости и пороки"? ...Я спрошу тебя, христианский отец, не твоя ли священная обязанность со всею строгостью следить за тем, чтобы дети твои не имели общения с дурными товарищами, от которых они могут портиться и развращаться? Или ты не знаешь того горя, которое Господь изрекает через пророка Изекииля на тех пастырей, которые не радеют о рассеявшемся стаде и не защищают его от хищных зверей?
Итак, видите, христианские родители, что и ссылкою на дурное товарищество вам нельзя извинять себя в недостатках доброго воспитания детей ваших.
Посмотрим теперь, не заключается ли причина неблагонравия и нравственной испорченности нашего юношества главным образом в испорченности духа нашего времени? Многие из родителей так действительно думают... Это недобрый дух времени производит свое растлевающее влияние преимущественно на детей и на подрастающее поколение, это - факт очевидный и не подлежащий ни малейшему сомнению. Не следует ли родителям поэтому слагать с себя всякую вину в дурном воспитании детей своих? Ужели нет никакого средства идти против этого духа времени и отстранять от детей его гибельное влияние? И не в этом ли и состоит задача домашнего воспитания?
Конечно, если родители, особенно отцы, сами думают, что нельзя плыть против течений, то понятно, они не могут предохранить от вредного влияния и детей своих.
Если отец сам увлечен новомодным просвещением и так называемым "прогрессом", если он сам нерадиво относится к своим религиозным обязанностям, сам редко посещает храм Божий, сам дозволяет себе легкомысленно и с насмешкою говорить о религиозных предметах при своих детях, то может ли он ожидать от них почтения и уважения к вере? Ибо если родители не почитают Бога и Его Церковь, то каким образом дети могут питать страх и уважение к своему отцу и к своей матери?
Или, если родители при детях дозволяют себе дурно говорить о духовной и светской властях, их распоряжениях, тогда и дети потеряют уважение к родительской власти, вот почему, если хотите вы, христианские родители, чтоб растлевающий дух времени не касался ваших детей, то искореняйте его сначала сами в себе, держитесь той доброй нравственности, которую содержит христианство и православная Церковь Христова.
Итак, видите, братие, что большая часть вины в неблаговоспитанности детей ваших ложится на вас самих, и вы не можете сваливать эту вину ни на Бога, ни на учителей и законоучителей, ни на самих детей, ни, наконец, на дурной дух времени.
...Покайтесь перед Богом в своей вине и в глубоком раскаянии примите решимость лучше исполнять вашу обязанность в воспитании детей.
Воспитание справедливости.
Среди добродетелей, которые насаждать в сердцах детей следует с особой настойчивостью, важное и коренное значение имеет правдивость, или чувство любви к истине и отвращение ко лжи. После Послушания этой добродетели нужно предоставить второе место. Если ложь - корень всякого порока, то правда - начало именования всех добродетелей, а посему на воспитание правдивости в детях должно быть устремлено по преимуществу внимание родителей. Каким же способом родители должны и могут воспитывать в душах детей эту добродетель?
Чувство истины и стремление к ней прирождено каждому человеку, а следовательно, и дитяти. Правда, наследственным грехом оно ослаблено и помрачено, но отнюдь не погашено и не подавлено совершенно. Это стремление к истине обнаруживаете в его любознательности. Дитя спрашивает обо всем, и все, что говорят ему взрослые, оно принимает за правду, пока оно еще не было обмануто... Чувство истины вложено в сердце дитяти Самим Богом. Человеку остается только соблюсти этот естественный залог, более развить его и укрепить. А это лежит главным образом на обязанности родителей.
Как же могут они это сделать? Двояким образом, а именно: тем, если с колыбели будут насаждать в своих детях глубокое благоговение и любовь к истине, и тем, если с этого же времени будут развивать в них глубокую ненависть ко лжи.
В смысле ответа на вопрос о том, как воспитать в детях любовь или благоговение к истине, можно указать три главных правила, которыми следует руководствоваться в этом случае.
Первое из них гласит: учить детей ваших любить истину на религиозным основании, на любви к Богу и повиновения Ему. Дитя потому любит истину, правду, что Бог, Который есть вечная и неизменная истина, хочет, чтобы и мы говорили истину, и потому, что Он ненавидит всякую ложь. Только та любовь к истине выдерживает всякую пробу, которая основывается на вере в Бога, на глубоком благоговении к Нему.
Второе правило говорит: относитесь к вашим детям с полнейшею откровенностью и искренностью и показывайте, что вы имеете к ним полное доверие.
Верьте им на слово до тех пор, пока вы не заметили в них никакой лжи. Не требуйте от них для подтверждения сказанного ими клятвы или божбы, довольствуйтесь в обращении с ними евангельским "да, да", "нет, нет". Если же вы имеете достаточное основание сомневаться в словах их, то не давайте на первый раз им заметить, что вы им не верите, но постарайтесь с точностью убедиться, действительно ли они солгали. И если это случилось, то позови ты, отец, или ты, мать, к себе дитя, серьезно и строго, но вместе с любовью посмотри ему в глаза и скажи ему приблизительно так: "Бог запретил лгать. Он всеведущ и знает не только дела, но и все тайные наши мысли; лживые уста - мерзость перед Богом"...
Третье правило гласит: показывайте сами перед детьми вашими любовь к истине и благоговение перед нею и будьте во всех ваших словах и делах правдивы и нелицемерны. Прежде всего показывайте себя друзьями божественной истины и веры.
Остерегайтесь прежде всего равнодушия в вере и особенно бойтесь высказываться, например, таким образом, что частная жизнь нисколько не зависит от веры. В таких речах, которые в настоящее время приходится, к несчастью, слышать очень нередко, высказывается дух лжи в самом "святая святых", и если вы дозволяете себе высказывать такие мысли в присутствии детей ваших, то вы не только исторгаете из сердец их любовь и благоговение пред религиозною истиною, но и убиваете вообще всякое чувство истины.
...Воспитывая, с одной стороны, любовь к истине, с другой - вы должны бороться против лжи. Для достижения этой цели могут быть полезны четыре правила:
Приучайте детей ненавидеть ложь из религиозных оснований, из основания того, что Бог запретил лгать, что каждая ложь перед Богом - грех.
...не допускайте в ваших детях ни малейшей лжи. Если дитя сделало ошибку и сейчас же добровольно и чистосердечно созналось в ней, то прости ему на первый раз, или если ошибка незначительная, то смягчи ему наказание, но при этом скажи ему, что сделано снисхождение за то, что скоро созналось.
... никогда не лгите, не обманывайте сами...
...не вынуждайте ваших детей намеренно или ненамеренно ко лжи сами. Намеренно... когда отец или мать... поступая с розгою в руках говорит:"Я изобью тебя, если ты это сделал!" И сробевшее дитя солжет.
...Насаждайте в сердцах детей своих любовь к стыдливости и целомудренной честности из религиозных оснований, а не из приличий только света.
...Необходимо для этого постоянно указывать детям на глаз Бога, Который видит все сокровенное, проникает в самые глубокие тайники сердца, перед Которым ничто не может сокрыться, на каждое нечистое пожелание смотрит как на тяжкий грех.
Проповедь об исцелении слепого
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня за Божественной Литургией мы слышали Евангелие, напомнившее нам о чуде исцеления слепого человека. Евангелист Лука свидетельствует, что когда Господь входил в Иерихон, а евангелист Марк говорит, что когда Господь выходил из Иерихона, то у ворот города среди нищих находился слепой человек. Апостол и евангелист Марк называет его Вартимеем сыном Тимея.
Сколько лет было этому человеку, мы не знаем, но, вероятно, он долгие годы страдал от своего недуга. У него было искреннее желание избавиться от слепоты. Он слышал, что по Галилее ходит Божий Человек, Который совершает различные чудеса. Наверное, у Вартимея было намерение встретиться с Этим Человеком и попросить Его об исцелении. Он знал, что Иисус из Назарета не находится на одном месте, а переходит из города в город. И вот однажды он услышал приближение большой толпы людей. Кто-то сказал, что это Иисус Назорей идет в Иерихон. Можно только представить какие чувства охватили Вартимея. Не имея возможности приблизиться ко Христу он стал кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк.10:47). И произошло то, что происходит постоянно: человеческая душа, стремящаяся ко Христу, натыкается на некий заслон, преграду, не позволяющую ей приблизиться к своему Спасителю. Люди стали запрещать слепому обращаться с просьбой ко Христу. Они просили его умолкнуть. Но Вартимей понимал, что если сейчас он не докричится до Христа, то он лишится последней надежды. Он стал кричать еще громче. Христос услышал его и попросил привести к Нему этого человека. Когда Вартимей предстал перед Иисусом, Спаситель спросил его: «чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть» (Мк.10:51). Господь совершает чудо: Вартимей стал видеть.
Из года в год Святая Церковь предлагает нашему вниманию этот евангельский сюжет. В чем его значение? Какое отношение к нам имеет это чудо исцеления слепого человека? Посмотрите, с какой настойчивостью этот человек взывал ко Христу. Его просили замолчать, но он продолжал взывать до тех пор, пока Господь не обратил на него внимание. В этом для нас урок. Мы также должны научиться взывать к Богу. Любое наше обращение к Богу называется молитвой. Этот евангельский сюжет учит нас молитве. Мы, подобно Вартимею, несмотря ни на какие обстоятельства, постоянно должны взывать к Богу.
К сожалению, опыт нашей жизни свидетельствует о том, что когда происходит что-то необычное, мы еще готовы взывать к Богу, звать Его на помощь. Но готовы ли мы постоянно иметь в своем сознании памятование о Боге? Только это состояние постоянного памятования о Боге помогает человеку в молитвенном обращении к Нему. Думаю, что если мы начнем нелицеприятно отвечать на этот вопрос, мы сможем сказать: мы не только не имеем постоянного памятования о Боге, но и очень часто забываем о том, что нам необходимо молиться.
Возьмем любой из дней нашей жизни. Вот мы проснулись. Казалось бы, первым делом надо встать перед Богом и совершить молитву. Но мы опаздываем на работу… Дай Бог, чтобы на автобус успеть. Добрался до рабочего места - когда тут вспомнить о Боге, успеть бы сделать все порученное. О какой молитве можно думать? Вечером надо в магазины успеть, чтобы семью накормить. Ужин надо приготовить, и успеть посмотреть любимый сериал. Внутри что-то подсказывает: Богу ведь надо помолиться. Но сил уже нет - скорее в кровать под одеяло. Приблизительно так проходит наша жизнь. Где же наше памятование о Боге? Где наша молитва? Святые отцы говорили, что молитва это дыхание нашей души. Где же дыхание нашей души?
Слепота – один из самых страшных недугов человека. Зрячему человеку невозможно осознать то состояние, которое переживает слепой. Мы счастливы от того, что имеем физическое зрение. Но давайте спросим самих себя: обладая физическим зрением, являемся ли мы зрячими духовно? Мы духовно слепы, потому что не осознаем, что рядом с нами постоянно находится Бог. Он не только в храме, но и вне храма. Если мы не ощущаем рядом находящегося Господа, то это свидетельство нашей духовной слепоты. Мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию. А видим ли мы в каждом человеке образ Божий? Иногда, действительно, этот образ Божий в человеке может быть поруган. Однажды митрополит Сурожский Антоний сказал, что если бы мы обрели поруганную икону, разве мы не прижали бы её к своему сердцу, разве мы не отнесли её домой, не отмыли, не поставили в святой угол и не зажгли лампаду? Этот поруганный образ Божий мы можем встретить и в человеке. Но почему мы так безразличны к этому образу? А безразличны мы потому, что духовно слепы. Вот и получается, что вроде бы имеем возможность видеть, а на самом деле ничего не видим, вроде бы имеем возможность слышать, а очень часто ничего не слышим.
Как тогда Господь исцелил Вартимея, так и сейчас нас с вами Господь готов исцелить. Если мы пожелаем исцелиться от своей душевной слепоты. Святая Церковь учит нас жить так, чтобы наше сознание постоянно пребывало в соприсутствии с Богом, чтобы в нас было постоянное стремление жить вместе с Богом. И мы должны стремиться видеть, наконец-то, в каждом человеке образ Божий, и относится к другому человеку так как бы мы отнеслись к Самому Богу. Я искренне всем вам, братья и сестры, этого желаю.
Мне бы хотелось, чтобы все мы обратились к нашему Спасителю со словами молитвы: «Христе Великий и Истинный, просвети нас всех светом разума Святаго Евангелия Твоего. Ты просвещение ума моего, Иисусе. Ты спасение отчаянное души моей. Просвети меня темного, научи непотребного, очисти скверного, воздвигни падшего, освободи от сети … страстьми плотскими…. и злым унынием. Просвети душевные очи мои да не когда усну в смерть. Буди, Господи, милость Твоя на нас якоже уповахом на Тя». Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров
ПРАЗДНИК ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ – ПРАЗДНИК СЕМЕЙНОЙ СВЯТОСТИ
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих. Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них?
Самое главное – семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью. В семье святителя Василия Великого – это его мать преподобная Емилия (память 1/14 января), сестры: преподобная Макрина (память 19 июля / 1 августа) и блаженная Феосевия (Феозва), диакониса (память 10/23 января), братья: святители Григорий Нисский (память 10/23 января) и Петр Севастийский (память 9/22 января). Святитель Григорий Нисский пишет: «У родителей отца имущество было отнято за исповедание Христа, а дед наш по материнской линии был казнен вследствие императорского гнева, а всё, что он имел, перешло к другим владельцам». Матерью отца святителя Василия Великого была святая Макрина Старшая (память 30 мая / 12 июня). Ее духовным наставником был святитель Григорий Неокесарийский, известный также как святитель Григорий Чудотворец. Святая Макрина принимала действенное участие в воспитании будущего святителя, как он и сам об этом пишет: «Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженнейшего Григория, сохранявшиеся до нее по преемству памяти, и которые сама она соблюдала и во мне еще с малолетства напечатлевала, образуя меня догматами благочестия».
Святитель Григорий Богослов так восхваляет предков святителя Василия: «В числе многих известных были и предки Василия по отцу; и как они прошли весь путь благочестия, то время это доставило прекрасный венец их подвигу… Сердце их было готово с радостью претерпеть всё, за что венчает Христос подражавших собственному Его ради нас подвигу…». Так, родители святителя Василия – Василий Старший и Емилия – были потомками мучеников и исповедников за веру Христову. Нужно сказать и о том, что святая Емилия изначально готовила себя к подвигу девства, но, как пишет ее сын святитель Григорий Нисский, «поскольку была она круглой сиротой, а в пору юности цвела такой красотой телесной, что молва о ней многих побуждала искать ее руки, и возникла даже угроза, что если она с кем-либо не сочетается браком по доброй воле, то претерпит какое-нибудь нежелательное оскорбление, затем что обезумевшие от ее красоты уже готовы были решиться на похищение». Поэтому святая Емилия вышла замуж за Василия, имевшего славу образованного и благочестивого человека. Так что родителей святителя Василия объединяла прежде всего любовь ко Христу. Святитель Григорий Богослов восхваляет этот по-настоящему христианский брачный союз: «Супружество Василиевых родителей, состоявшее не столько в плотском союзе, сколько в равном стремлении к добродетели, имело многие отличительные черты, как то: питание нищих, странноприимство, очищение души посредством воздержания, посвящение Богу части своего имущества… Оно имело и другие добрые качества, которых достаточно было, чтобы наполнить слух многих».
Но главной добродетелью Василия и Емилии были их дети: «Чтобы одни и те же имели и многих и добрых детей, тому найдем, может быть, пример в баснословии. О родителях же Василиевых засвидетельствовал нам действительный опыт, что они и сами по себе, если бы не сделались родителями таких детей, довольно имели у себя похвальных качеств, и, имея таких детей, если бы не преуспели столько в добродетели, по одному благочадию превзошли бы всех… Но превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших. А сие показывает блаженнейшее число иереев, девственников и обязавшихся супружеством, впрочем так, что супружеская жизнь не воспрепятствовала им наравне с первыми преуспеть в добродетели – напротив того, они обратили сие в избрание только рода, а не образа жизни».
В такой семье воспитывался святитель Василий и его братья и сестры. Родители, избравшие путь христианской добродетели, подражая в этом своим родителям – засвидетельствовавшим свою веру мученичеством и исповедничеством, воспитали детей, явивших в своей жизни всё разнообразие христианского подвига.
Семья святителя Григория Богослова, самого ближайшего друга святителя Василия Великого, также явила пример христианской святости. Отец святителя Григория, тоже Григорий по имени, был епископом города Назианза; мать его звали Нонной. Они оба прославлены в лике святых (память святителя Григория – 1/14 января; память святой Нонны – 5/18 августа). Святитель Григорий с большой любовью пишет о своей матери: «Она знала одну красоту – красоту душевную – и старалась сохранить или уяснить в себе, по мере сил, образ Божий… Она знала одно истинное благородство – быть благочестивой и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – иждивать свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников». Святая Нонна была не только добродетельной христианкой, верной женой, но еще и наставницей для мужа: «Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и предводительницей. Она сама и словом и делом направляла его ко всему превосходному. День и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее и неутомимо действовала на мужа, старалась приобрести его различными способами». Дело в том, что отец святителя Григория – Григорий Старший – родился в языческой семье (родители святой Нонны были христианами) и с детства принадлежал к секте ипсистариан. Святая Нонна через молитвенный подвиг и пример личного христианского благочестия убедила мужа принять таинство Святого Крещения. И вот в возрасте 45 лет Григорий Старший крестился, приняв таинство от архиепископа Каппадокийского Леонтия, который был участником I Вселенского Собора в Никее. Через два или три года он был рукоположен в пресвитера, а затем и в епископа города Назианза.
Святитель Григорий Богослов писал, что, даже не будучи просвещен светом истинной веры, его отец по качествам души и высоте нравственной жизни был христианином: «Он был нашим даже прежде того, как стал членом нашего двора, ибо к нам принадлежал по своей нравственности. Ведь как многие из наших бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу, так и многие из находящихся вне Церкви бывают нашими – те, которые доброй нравственностью предваряют веру: им не хватает только имени, но они обладают самой действительностью. Из числа таковых был и мой отец – ветвь чуждая, но по жизни склоняющаяся к нам… В награду за свои нравственные качества он, как думаю, и получил веру». На семье святителя Григория исполнились слова святого апостола Павла: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7: 14).
У святых Григория и Нонны было трое детей: дочь Горгония, сыновья Григорий и Кесарий. Старшая сестра святителя Григория Богослова также прославлена Церковью (память 23 февраля / 8 марта). Святая Горгония повторила подвиг своей матери – обратили мужа в христианство: «Она всецело посвятила себя Богу. Но, что особенно хорошо и достойно в ней уважения, она и мужа своего склонила на свою сторону и имела в нем не строптивого господина – благого сослужителя. Мало сего: самый плод тела, то есть детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо весь род и всё семейство, как единую душу, очистила и приобрела Богу… В продолжение жизни она служила для детей образцом всего доброго, а когда отозвана отселе – оставила после себя домашним волю свою как безмолвное наставление».
О семье третьего великого святителя и учителя Церкви Иоанна Златоуста известно гораздо меньше, чем о семьях святителей Василия и Григория. Его родителей звали Секунд и Анфиса (Анфуса), они были знатного происхождения. Еще будучи ребенком святитель Иоанна потерял отца, поэтому его воспитанием занималась мать, полностью посвятившая себя заботе о сыне и старшей дочери, имя которой не сохранилось. В сочинении «О священстве» святитель Иоанн приводит слова матери, описывающие все тяготы ее жизни: «Сын мой, я сподобилась недолго наслаждаться сожительством с добродетельным отцом твоим; так угодно было Богу. Смертьего, последовавшая вскоре за болезнями твоего рождения, принесла тебе сиротство, а мне преждевременное вдовство и горести вдовства, которые могут хорошо знать только испытавшие их. Никакими словами невозможно изобразить той бури и того волнения, которым подвергается девица, недавно вышедшая из отеческого дома, еще неопытная в делах и вдруг пораженная невыносимой скорбью и принужденная принять на себя заботы, превышающие и возраст, и природу ее». Более 20 лет прожила мать святителя во вдовстве, что стало ее христианским подвигом. Святитель Иоанн писал об этом так: «Когда я был еще молод, помню, как учитель мой (а он был суевернейший из всех людей) при многих удивлялся моей матери. Желая узнать, по обыкновению, от окружавших его, кто я таков, и услышав от кого-то, что я сын вдовы, он спросил меня о возрасте моей матери и о времени ее вдовства. И когда я сказал, что ей сорок лет от роду и что двадцать лет уже прошло, как она лишилась моего отца, он изумился, громко воскликнул и, обратившись к присутствовавшим, сказал: “Ах! какие у христиан есть женщины!” Таким удивлением и такою похвалою пользуется это состояние (вдовства) не только у нас, но и у внешних (язычников)!». От столь мужественной и терпеливой матери получил свое воспитание святитель Иоанн, и сам проявлявший немало мужества и терпения в своем пастырском служении, находясь на столичной кафедре. Хотя родители святителя Иоанна и не прославлены в лике святых, нельзя не назвать святой семью, в которой родился и был воспитан величайший церковный проповедник и пастырь.
Воспитание детей в христианской вере – это величайший подвиг и долг каждой верующей семьи. И самое лучшее воспитание – личный пример христианской жизни, передающийся от родителей к детям, идущий из поколения в поколение. Мы видим это в семье святителя Василия Великого. Пример подвига жены-христианки, обращающей ко Христу неверующего мужа, являет нам семья святителя Григория Богослова в лице его матери и старшей сестры. Стойкость, мужество и терпение в скорбях и трудностях показывает мать святителя Иоанна Златоуста. Поэтому праздник трех великих святителей можно считать и праздником их семей, воспитавших детей, ставших столпами Церкви Христовой.
О БЛАГОДАТИ, ПОМОЩИ БОЖИЕЙ, ЗАЩИТЕ, О СТРАХЕ И ПОТЕРЕ ДУХА, УСТАЛОСТИ ДУШИ И БОДРОСТИ
"Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя твое святое", - так мы учимся молиться у святого Иоанна Хризостома. Цель благодати, посылаемой человеку - это прославить имя Христово. Благодать нужна каждому человеку, ее нужно просить.
Когда совершается богослужение, то наверняка вы слышали - "паки и паки миром Господу помолимся", а там дальше - "заступи, спаси, помилуй и сохрани нас Боже твоею благодатию", - значит встань между мной и проблемой, будь заступником мне, исхити, избавь, исцели, пожалей и сохрани нас Боже Твоею благодатию, Твоей силой, Твоей рукой, Твоим присутствием.
Все что есть у человека дано по благодати, и то что мы с вами сейчас разговариваем - это техническое новшество, подаренное человеку в период крайнего оскудения для того, чтобы спасаться техникой в этой подлинной пустыне, находить дорожку от человека к человеку и делиться словами благодати, т.е. благодать Божия вразумляет нас как-то выживать в этом мире, который для выживания почти не приспособлен, потому что мы погибаем от без благодатности, погибаем, умираем.
Благодать действует подобно соли, она не дает гнить, в Евангелии от Матфея в нагорной проповеди говориться, что вы соль земли, соль не дает гнить, а если соли этой духовной не хватает, то без благодати человек гниет, кстати он и воняет, в духовном смысле он просто разлагается. Человек - это трупоносец, он носит свой труп на себе пока его в гроб не положили, пока Бог не приказал из мира уйти душе, это правда, но поскольку человек живущий безблагодатно этого не понимает, он выражает свою интуицию, например через фильмы про оживших мертвецов, это массовое явление в современном кинематографе. "Дай мне благодать Твою, да прославлю Имя Твое святое", через исполнение заповедей мы прославляем Христа, побеждая какой-нибудь грех или страсть, помогая ближнему своему, милостыню всякого рода совершая, молитву творя, Бога славя, уста нам даны чтобы Бога славить, наличие в человеке языка, уст, легких, сердца, глаз, ума, это факторы необходимые для того, чтобы прославить Господа. Любое животное хотело бы иметь человеческий рот, чтобы славить Бога, но у него нет такого рта, а на нас смотрит и думает: "Эх люди, люди, есть у вас рот, почему вы не молитесь?".
Надо иметь Благодать Божию, для того чтобы прославить Христово имя. Итак исполняя всякую заповедь, читая писание, молясь Господу, удаляясь от греха, помогая друг другу, совершая покаяние, очищая свое сердце, внимательно относясь к своему уму, хорошо выполняя свои рабочие обязанности, что непременно входит в обязанности христианина, хорошо делать свою работу, мы таким образом прославляем имя Христово. "Дай мне благодать Твою, да прославлю Имя Твое святое", итак день рабочий начался и необходимо будет что-то сделать для Христа. Например вы чиновник, к вам в кабинет стоит очередь просителей, они вам так надоели, что вы их видеть не можете, но вы будете стараться, говоря "Господи, дай мене благодать Твою, чтобы не на кого не наорал", и будете терпеть, и будете снисходить к каждому, и будете объяснять им все в сотый раз на пальцах, куда пойти, какую бумагу подписать.
Итак это будет великий труд, ваш ради Христа и нам всем хочется жить именно в таком мире, где все люди именно так относятся друг к другу. Ведь тебе Бог дает благодать, чтобы ты не раздражался и не гневался, и любил людей. Дай нам Господи благодать Твою, чтобы мы прославили Имя Твое святое!
Протоиерей Андрей Ткачёв
https://elitsy.ru/profile/38400/339319
Православный Календарь с 7 Февраля 2016 г. по 13 Февраля 2016 г.
Воскресенье, 7 Февраля 2016 года. Неделя 36-я по Пятидесятнице.
Святых Новомучеников и Исповедников Российских (переходящее празднование в неделю, ближайшую к 25 января, принятое в РПЦЗ). Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389). Новосщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). Мч. Иоанна Сокардина, Лепсинского (1930),сщмч. Николая Романовского пресвитера и мч. Георгия Юренеева Карагандинских (1937)прмцц. Агафии Крапивниковой, и Марии Портновой, мцц. Александры Лебедевой и Марии Стефании, Павлодарских (1942). Свт. Моисея, архиеп. Новгородского (1362). Мчч. Филицаты и сыновей ее: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (ок. 164). Прп. Поплия Сирийского (ок. 380). Прп. Мара певца (ок. 430). Новомч. Авксентия Константинопольского (1720) (Греч.). Прп. Анатолия (старшего) Оптинского. Иконы Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали" (принесена в Москву в 1640 г.).
Понедельник, 8 Февраля 2016 года. Седмица 37-я по Пятидесятнице.
Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V-VI).Прп. Ксенофонта Робейского (1262). Мчч. Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними 7 воинов (295). Прп. Симеона Ветхого (ок. 390).Перенесение мощей прп. Феодора, игум. Студийского (845). Свт. Иосифа, архиеп. Солунского (830). Блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.). Прпп. Гавриила, игумена Иерусалимского и Аммона, ученика св. Антония Великого.
Вторник, 9 Февраля 2016 года.
Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438). Прп. Петра Египетского.Новомч. Димитрия Константинопольского (1784) (Греч.). Прп. Тита воина, монаха Киево-Печерского.
Среда, 10 Февраля 2016 года.
Прп. Ефрема Сирина (373-379). Прп. Феодосия Тотемского (1568). Прп. Ефрема Новоторжского (1053). Прп. Ефрема Печерского, еп. Переяславского (ок. 1098). Прп. Палладия пустынника Сирского (IV). Прп. Исаака Сирина, еп. Ниневийского (VII). Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери (XVI).
Четверг, 11 Февраля 2016 года.
Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (108). Свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского, в Ближних пещерах (1194). Свтт. Герасима (1441-1467), Питирима (1455), Ионы (1470), епп. Великопермских, Устьвымских. Мчч. Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория (297). Мчч. Сильвана еп., Луки диак. и Мокия чтеца (312). Сщмчч. Иоанн Гранитова и Леонтия Клименко пресвитеров, Константина Зверева диакона и с ними 5 мучеников Талгарских (1920).
Пятница, 12 Февраля 2016 года.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, ГригорияБогослова и Иоанна Златоуста. Сщмч. Ипполита, еп. Римского и с ним мчч. Кенсорина, Савина, Хрисии девы и прочих 20-ти мчч. (III). Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона Антиохийского, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967
Суббота, 13 Февраля 2016 года.
Бессрр. мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее: Феоктисты, Феодотии, и Евдоксии (311).Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108). Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251). Мц. Трифены Кизической. Прпмч. Илии Ардуниса, Афонского
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Святые Вселенские отцы, молите Бога о нас!