• slide6
  • slide9
  • slide1
  • slide8
  • slide10

Крещение Господне (17-01-2016)

 Крещение Господне

jbjhgljklkl

 Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.


22 1

Крещение, Богоявление Господне

Сегодня великий праздник Крещение, Богоявление Господне. В этот день множество людей посещают храмы для того, чтобы помолиться и почерпнуть святую воду, потому что в этот день, так как и накануне в крещенский сочельник, особым образом освящается святая вода. Она освящается в память о крещении Спасителя, она освящается именно потому, что Бог, придя в мир, во Христе Сыне Своем, принес этому миру избавление грехов и возможность, и способность усваивать Его энергию, Божественную энергию, Божественную благодать.

 Мы усваиваем Божественную благодать именно потому, что Христос разрушил средостение, которое человеческий грех возвел между Богом и людьми. Святая вода наполняется этой Божественной энергией. В этот день так же очень многие считают необходимым погрузиться в купель, в воду, соприкоснуться телом с естеством водным. И правильно делают, потому что в этот день освящается не только тот объем воды, в который погружается крест во время чина освящения, но освящается все естество водное.

Господь, прийдя на берег реки Иордан в толпе грешников, которые шли принимать крещение от рук Иоанна крестителя, отличался от всех остальных, потому что люди шли на Иордан, исповедовать свои грехи и как символ освобождения от грехов через исповедь, через покаяние, принимали из рук Иоанна это омовение. Омовение было символом исповедания греха и очищения человека. Иоанн крестил крещением покаяния, людям говоря о Христе, который шел за ним.

А зачем нужно было покаяние Спасителю, ведь на нем не было греха? Не было греха, но он имел реальную человеческую личность, реальную человеческую природу, в единой Бого-человеческой личности соединилась Божественная природа и человеческая природа. И по этой своей человеческой природе Господь был таким же как мы, полностью подобный нам, кроме греха, но прийдя в мир он принимает на себя грехи всего рода человеческого, чтобы на Голгофе их искупить. И символизируя эту солидарность с людьми - с грешниками Господь в их толпе и приходит к Иоану, а Иоанн действительно говорит: "Не я Тебя должен крестить, а ты Меня должен крестить", а Господь говорит: "Так мы должны совершить, не спорь, ты может быть не понимаешь, что тебе должно сделать, но ты должен это сделать".

На Иордане действительно является нам и всему миру великая любовь Божия, сила Божественного снисхождения, Бог Всемогущий в толпе грешников, Он и люди вместе, Он не отделяет себя от них, Он не приходит на землю в виде громовержца, могущественной силы, царя - полководца, Он в такой же пыльной, грязной одежде на берегу Иордана вместе со всеми.

И это никакая не сцена, специально сделанная, это то, что было действительно в жизни. Господь ради этого и пришел, чтобы вместе с нами соединиться, стать одним из нас и великим образом этого соединения было крещение на берегу Иордана. Господь действительно говорит о том, что он будет крестить Духом через искупительную жертву Спасителя, через Его жизнь, через Его подвиг. Бог открывает нам возможность принимать Его энергию, Его божественную благодать, силу святого Духа.

Все что происходит после Христа, все что происходит в Церкви, связано с этим энергетическим воздействием Бога на мир. Церковь принимает и аккумулирует эти энергетические и божественные потоки, и все что Бог совершает в истории, ныне Он совершает силой святого Духа. Поэтому, все что в Церкви происходит, направлено на то, чтобы помочь людям усвоить дар Божественной благодати, силу божественной энергии, которая только и способна преобразовать и человека, и мир и дать людям возможность спасения.

Мы ничем другим не можем спастись, как только вот этой божественной благодатью, которая живет и действует в общине веры, в христианской Церкви, через которую каждый человек реально соединяется с Богом, подключается к источнику энергии. Поэтому всякое таинство совершаемое в церкви, есть действие святого Духа, в каком-то смысле, вся жизнь Церкви - есть действие святого Духа. Вот почему, то что мы называем воцерковлением, вхождением в Церковь через таинство Крещения, Миропамазания, через Евхаристию - является непременным условием подключения человека к потоку божественной благодати. И то крещение, которое совершается в церкви, несет в себе вот эту способность и силу приобщить человека к божественной жизни.

Внешне наше крещение не отличается от крещения Иоанного, но то было крещение покаяния, символом очищения, крещение, которое совершается в Церкви, является и знаком и символом очищения, ибо силой божественной благодати человек избавляется от грехов и одновременно является дверью, которая открываясь, вводит человека в благодатную божественную жизнь, где действует сила святого Духа. Мы празднуем день Крещения Господня, как величайшее событие в человеческой истории, которая помогает нам усвоить, что означает для человека жить с Богом!"

О святой воде

49ca4db627501Не только в полночь, но и в канун праздника Крещения в Крещенский сочельник и в сам день Крещения, когда совершается освящение воды,  через воду освящаемую в сосуде и куда погружается крест, освящается все естество водное. Совсем не означает,  что не нужно идти в храм и почерпать ту воду, которая прямо освящалась крестом, а почерпать ее из под крана водопроводного это не совсем будет правильно, потому что мы приходим за святой водой в храм не как в магазин, не получить некую услугу и некий товар, мы приходим в храм для того, чтобы исповедовать нашу веру в то, что через Иисуса Христа, Сына Божьего, Бог дает миру благодать.

Мы приходим в храм для того, чтобы исповедовать наши грехи, потому что грех является преградой для воздействия благодати Божией. Поэтому, в святой воде ни в коем случае нельзя относиться, как к некому товару,- пришел взял, унес и что эта вода будет мистически, автоматически воздействовать на нас в не зависимости от нашего духовного состояния,- это ошибка. Святая вода может почерпаться во спасение людей, в исцеление, в освящение, но может почерпаться в суд или во осуждение, как мы говорим тоже самое и о причащении святых Христовых тайн, поэтому очень важно в этот день с особым благоговением почерпать святую воду, не так как иногда происходит в наших храмах, закончилась служба, а потом начинается гвалт, шум, тут же у святой воды ругаются, спорят, а потом получив воду, с удовлетворением несут к себе домой и не известно какую воду человек приносит домой, если почерпал святую воду в состоянии озлобления, может быть вовсе уже и не святую воду, может благодать Божия отвернулась от человека, только потому, что в момент почерпания этой воды он совершил грех осуждения или злобы по отношению к другому человеку.

Святая вода не действует на нас магически, в церкви вообще ничего магически не действует на человека, все обусловлено его внутренним сердечным движением, желает человек спасения или не желает, желает он работать над самим собой или не желает.

Все то, что мы получаем от Бога, дается в ответ на наши духовные усилия, чтобы святая вода благодатно воздействовала на нас, мы должны почерпать ее с верой, не просто открыть кран в ванной или на кухне, набрать воду и поставить ее, а потом пить как лекарство, нужно прийти в храм Божий, с молитвой и благоговением постоять в храме, не спешить, даже если длинная очередь за святой водой, постойте и не спешите, особенно те, кто редко в храм ходит, это единственная возможность помолиться в этой очереди, подумать о себе, о своих близких, родных, исповедовать Богу свои грехи, с мирным и радостным чувством подойти к сосуду со святой водой, благоговейно ее почерпнуть и принести в дом, как великую святыню, окропить дом этой святой водой, а потом потреблять ее, особенно тогда, когда мы себя плохо чувствуем, либо духовно, либо физически, верим и знаем, что святая вода несет в себе не только силу предотвращающую ее от тления, но несет в себе силу предотвращающую от тления и разрушения наши души и телеса, великую силу исцеления.

Святейший Патриарх Московского и Всея Руси Кирилл

https://elitsy.ru

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Ныне настало время Праздника, и хор святой собрался, и Ангелы с человеками празднуют.

Ныне благодать Святого Духа в виде голубя на водах является. Ныне истоки Иорданские явлением Господним становятся источниками исцеления.

Ныне грехи человеков смываются водами Иорданскими. Ныне рай отворяется для человеков, и Солнце правды озаряет нас.

Ныне тьма рассеивается, и свет богопознания освещает нас.

Ныне Царство Небесное приобретается, и Царству Господню не будет конца.

Ныне земля и море всемирную радость разделяют, и мир веселием исполняется» (из молитвы святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского, на освящение воды).

Перенесемся мыслью, дорогие братья и сестры, на то священное место, где совершилось великое событие, о котором так вдохновенно говорит святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский, где совершилось Крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Нашему взору открывается поучительная, чудесная, полная Божественного величия картина Иорданского события, первого события в общественной деятельности Господа Иисуса Христа, события, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан поделила историю человечества на время до Христа и христианскую эпоху, в которой мы с вами живем.

О том, как жил Господь Иисус Христос и что делал до Крещения в Иордане, мы мало что знаем. Некоторые подробности этого периода сохранили нам Предание и Священное Писание. Тридцать лет Он жил в Назарете Галилейском скромной незаметной жизнью, проходя те же этапы взросления, как и обычный человек, преуспевая «в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2: 52). Своим поведением Он являл образец смирения, послушания Своей Пречистой Матери и названному отцу праведному Иосифу. Иисус учился плотничеству, потому что иудейский закон требовал, чтобы каждый отец обучал сына ремеслу. По субботам Божественный Отрок с родителями ходил в синагогу и там слушал чтение Закона и пророков. Начиная с двенадцати лет, Иисус вместе с родителями ходил на великие праздники в Иерусалим.

По прошествии этого времени Христос начал служение людям и встал на тот путь, который должен был привести Его к страданиям и смерти. Начало этого пути Он ознаменовал поразительным откровением Своего Божества. Бог Отец и Бог Дух Святой свидетельствовали о том, что Христос поистине есть Единородный Сын Божий, Слово, Воплотившееся ради нашего спасения.

7171642Из Назарета Иисус пришел на берег Иордана, где Иоанн Креститель, выйдя из пустыни после тридцати лет подвижнических трудов и молитвы, проповедовал покаяние, и принял от него Крещение, погрузившись в воды Иордана. Так было положено начало нашему искуплению от прародительного греха. Во время Крещения отверзлись Небеса, заключенные ранее Создателем после падения Адама, и Дух Святой сошел в виде голубя, и Божественный глас возвестил свое благоволение о спасении.

Божественным Крещением освятился весь мир, радость наполнила все Силы Небесные и всякую земную тварь, которая возвеселилась, ожидая освобождения от греховного тления и смерти. Здесь совершалось очищение и освящение человеческого рода. Христос, погрузившись в струи Иордана, погребает в них грехи всего мира и нас вводит в рай. Он призывает нас к благодатному источнику Святого Духа, зовет нас к жизни целомудренной и праведной, чтобы обновиться нам и стать наследниками Вечной жизни со всеми святыми в Небесном Царстве.

Спаситель погрузился в воду и, как сказано в пророчествах, попрал ногами сатанинскую силу, имевшую убежище в водных глубина: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде» (Пс.73: 12-13). Воды Иордана не смогли снести огня Его Божества и обратились вспять, как было написано в пророчествах: «Иордан обратился назад» (Пс.113: 3). «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема», – поет сегодня Церковь. Вода, несшая смерть и тление, служившая местом пребывания нечистых духов, во время сошествия в нее Солнца Правды стала носительницей света и очищения грехов.

Вся природа содрогнулась, созерцая Богоявление: «Видели Тебя воды, Боже, видели Тебя воды и убоялись. Иордан обратился вспять, видя пламя Божества, телесно нисходящее и входящее в него; Иордан обратился вспять, созерцая Духа Святого, в виде голубя сходящего и облетающего его; Иордан обратился вспять, видя Незримого видимым, Творца воплотившимся, Владыку в образе рабском; Иордан обратился вспять и горы запрыгали, созерцая Бога во плоти, и облака возглашали, изумляясь пришествию Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного; Господнее торжество ныне во Иордане видим: всевластие смерти, и жало обольщения, и ада узы в Иордане тонут, и Крещение спасение миру дарует» (из молитвы святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского, на освящение воды).

Вода, которую мы освящаем в этот праздничный день, как и всякая вода, освященная погружением в нее святого креста с призыванием Святого Духа, становится «живой водой» (Ин.4: 10), купелью нового рождения, обретает Божественную силу исцелять и очищать души и тела. Освященная вода становится такой по вере всей Церкви, когда священник читает дивную молитву, в которой есть такие слова: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну».

Церковь с радостью призывает нас сегодня словами пророка: «Жаждущие! идите все к водам» (Ис.55: 1) «…и в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле» (Ис.12: 3-5). Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Пострадавшие за Христа

В городе Верном к 1916 году, когда здесь была учреждена новая кафедра, Семиреченская, существовало 16 церквей, несколько часовен и Иверско-Серафимовский женский монастырь. Однако наиболее посещаемой была Никольская церковь, настоятелем которой был протоиерей Александр Скальский(Скальский Александр Филимонович родился в 1876 году в селе Ярославичи Дубенского уезда Волынской губернии в семье священника), деятельный и одухотворенный священник. Отец Александр особо почитал великомученика целителя Пантелеимона. Его любовь к этому святому передалась и его пастве, и в 1910 году его стараниями в город Верный из Афонского Пантелеимонова монастыря прибыли в дар частицы святых мощей великомученика Пантелеимона и святителя Григория Богослова.

В октябре 1917 года, за две недели до революции, совершив длительный путь из Ирана в Семиречье, на новую Верненско-Семиреченскую кафедру прибыл преосвященный Пимен (Белоликов). Яркий проповедник и непреклонный защитник Православия, уже в сентябре 1918 года владыка Пимен был убит по приказу исполнительного комитета Верненского РСДРП.

Протоиерей Александр Скальский был одним из ближайших помощников и сподвижников епископа Пимена. Будучи настоятелем церкви при детском приюте, отец Александр вместе со своими питомцами насадил напротив приюта парк. Новые власти приют закрыли, детей расселили по коммунам, а парк вырубили. И даже сам город Верный переименовали в Алма-Ату.

О том, что происходило в городе в 1918 году, оставила воспоминания одна из монахинь Верненского Иверско-Серафимовского монастыря: «Женщины наряжались в священнические ризы, в митры, как архиереи, на телегах по городу ездили, песни пели, плясали». В монастырь пришли люди с винтовками, требуя выдать им генеральскую дочь игумению Евфросинию (Бакуревич). Сестры спрятали мать Евфросинию в амбаре. Красноармейцы, поискав, и не найдя игумению, в отместку поставили у монастырской стены двух монахинь и расстреляли.

В городе происходили повальные аресты духовенства, монашествующих и мирян. Осенью 1919 года был закрыт Иверско-Серафимовский монастырь, насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям. Многие из них ежедневно приходили в Никольскую церковь, где духовно окормлялись у протоиереев Александра Скальского и Стефана Пономарёва.

Отец Александр, видя бедственное положение сестёр, рассеянных по городу, и зная, что «монастырских» на работу не принимают, стал уговаривать их поселиться в церкви. Монахини закрытого и разоренного монастыря стали жить в нижнем полуподвальном помещении храма. В церкви они пели на клиросе, пекли просфоры, продавали свечи. Жили по монастырскому уставу.

IMG 8786Протоиерей Александр Скальский много времени проводил в Никольской церкви. И в церкви, и в церковном дворе не было ни одного уголка, где бы не чувствовалась его по-хозяйски добрая рука. Вся церковь была в цветах, и весь двор – три большие аллеи - были засажены всевозможными цветами и деревьями. Служил отец Александр по воскресным и праздничным дням. Все остальное время он ходил в дома обездоленных, больных и морально опустившихся людей. Утешал, проповедовал, старался помочь и направить на путь спасения.

Отец Александр очень любил торжественность богослужения, и сам он всегда был радостным, веселым, громкоголосым. «Надо, чтобы люди радовались, – говорил отец Александр, – чтобы все были веселы! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел!»

Отец Стефан Пономарёв (Пономарёв Стефан Константинович родился 14 декабря 1880 года в городе Верный Семиреченской области в мещанской семье) был совершенно иным. Задумчив и молчалив, он всегда был погружен в молитву. Жил он как строгий монах и служил ежедневно, не пропуская ни одного богослужения. И службы его были тихими, строгими и неторопливыми, всегда проникновенными и благоговейными.

В Первую Мировую войну, во время боевых действий, отец Стефан долгое время находился в окопах. Была весна, дождь и мокрый снег наполняли окопы водой и грязью. Из окопов батюшку вытащили едва живого и доставили в госпиталь. Прежде отец Стефан имел очень красивую наружность и гордый нрав. В военном госпитале ему удалили носовые хрящи, отчего у отца Стефана деформировалась перегородка носа. Вернувшись с фронта, он сказал: «Бог шельму метит. Вот и меня Господь пометил и присмирил».

Священники жили очень скудно. Чтобы облегчить ведение домашнего хозяйства, одинокий отец Александр переехал жить к отцу Стефану и матушке Прасковье. Еды почти не было. Бывало, батюшки зайдут к монахиням: «Матушки, дайте стакан воды и хлеба». Сестры дадут, они посолят, поедят и так до вечера.

В 1927 году отец Александр стал склоняться к мысли о том, чтобы вступить в общение с обновленцами. Отец Стефан, напротив, не допускал ни малейшего компромисса с новыми властями. Дух единства, на котором коренилась дружба двух пастырей, был утерян, но не была утеряна христианская любовь и сопереживание одного человека другому.

Отец Стефан сказал отцу Александру: «Я в обновленчество не пойду. Я буду служить по-старому в Пантелеимоновском приделе. Но и тебя никуда не пущу. Выбирай себе любой придел и служи в нем, как знаешь. Ты настоятель, это твой храм и ты должен быть здесь».

Паства Никольского храма не пошла за настоятелем. Но и не осудила его. Посовещавшись, к отцу Александру послали одну пожилую прихожанку, которая должна была высказать ему мнение прихожан. После этого отец Александр сказал отцу Стефану: «Через эту старушку просветил Господь и душу мою, и разум». Отец Александр покаялся в своем желании отступить от полноты Церкви, и они с отцом Стефаном вновь стали служить вместе.

В 1930-е годы Никольская церковь осталась единственным в городе оплотом православия.

В это время в Алма-Ате был устроен пересыльный пункт ГПУ, куда отправляли заключенных со всей страны. Здесь заключенные получали распределение в лагеря, а ссыльные должны были сами являться в ГПУ за направлением в места ссылки.

Начальником ГПУ в то время был некий товарищ Иванов. Мать у него была верующей, поэтому он хорошо знал монахинь и неплохо к ним относился. Когда ссыльных было очень много и их негде было размещать, начальник Алма-Атинского ГПУ посылал их в Никольскую церковь, зная, что там принимают всех обездоленных.

Не было ни одной ночи, чтобы в Никольском храме не ночевали ссыльные. Монахини топили печь в церковном подвале, варили еду, стирали белье ссыльных. Отец Александр из скудного церковного дохода выдавал деньги на помощь ссыльным, на эти средства им покупали еду, одежду и обувь.

Вместе с ссыльными в город приходили эпидемии. В один год свирепствовал тиф, но и тогда в церкви всех принимали, и никто – ни священники, ни сестры – не заболели.

С 1929 года в Никольской церкви начал свое служение протоиерей Филипп Григорьев, калмык по национальности (Григорьев Филипп Михайлович родился 6 ноября 1870 года). После 1917 года отец Филипп служил в церкви села Александровка Алма-Атинской области, по закрытии которой он продолжил свое служение в Троицкой церкви Алма-Аты до тех пор, пока она не стала обновленческой. Не пожелав переходить в раскол, он стал проситься к отцу Александру Скальскому в Никольскую церковь, и был радушно принят.

В эти годы Никольская церковь, как Ноев ковчег, собирала под своими сводами всех терпящих искушения в волнах богоборческого беснующегося моря. И нередко алтарь Никольской церкви был переполнен духовенством от диакона до архиереев.

В начале декабря 1932 года к сестрам в Никольский храм пришла мать начальника ГПУ и сказала: «Мой сын послал меня предупредить, что в ночь под 10 декабря всех священников арестуют».

Вечером в церкви совершалась всенощная накануне празднования иконы Божией Матери «Знамение». Служил владыка Герман, сослужили отец Феоген, отец Александр, отец Стефан и отец Филипп. Кроме епископа Германа, священников и сестер, никто не знал о предстоящем аресте. Служба закончилась, сестры спустились в свою келью. Сестры поужинали и говорят: «Ну, вот и неправду сказали. Уже 10 часов вечера, а все спокойно». Мать Феодора возразила: «Рано еще так говорить, еще вся ночь впереди».

Вскоре пришли красноармейцы, арестовали всех священников, а сестер не тронули. Начальник ГПУ Иванов не дал ордер на их арест.

Сестры не знали, оставаться им жить в церкви или уходить. Сотрудники ГПУ объявили, что в храме сделают овощное хранилище, но сестрам разрешили остаться жить, только не зажигать света.Протоиереев Александра, Стефана и Филиппа допрашивали в ГПУ в течение месяца. В тюрьме они заболели сыпным тифом. Первым умер отец Филипп Григорьев 17 января, вторым – отец Стефан Пономарев 18 января. Отец Александр Скальский умер 20 января 1933 года.

Тела священномучеников разрешили забрать монахиням и похоронить на лагерном кладбище.

Использован материал сайта интернет-радио Град Петров.

http://pstgu.ru/news/martir/2012/01/17/34877

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – 20 января

32В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета.

Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа.

Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира.

По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был “светлою утреннею звездою”, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

http://www.pravmir.ru/

«Феофан» значит «Богом явленный»

Есть в нашей жизни такие святые угодники Божии, которые каким-то особенным образом на нее (на нашу жизнь) повлияли. Потом они становятся нашими любимыми святыми, с которыми мы чувствуем ощутимую реальную духовную связь. Одним из таких святых в моей жизни стал святитель Феофан Затворник Вышенский. Особенно "своим" он стал после того, как я побывала на Рязанской земле, на Выше,  приложилась к его святым мощам, пожила на послушании в "его" монастыре. 

В 2014 году мы отметили 120-летие со дня кончины святителя Феофана. 6 (19) января 1894 года, на праздник Богоявления, святитель мирно почил в Вышенской обители, не дожив четырех дней до своего 80-летия.

По Промыслу Божиему святитель Феофан почил в праздник Богоявления, который он особо чтил в течение всей своей жизни. Имя Феофан в переводе с греческого означает «Богом явленный». И неслучайно видится связь этого имени с названием церковного праздника – Крещение, который иначе называют «Теофания» – Богоявление – или «Епифания» – явление. В честь Богоявления был освящен и храм в кельях святителя, где он в строгом затворе провел последние дни жизни, совершая литургию в сослужении только ангелов. Значение имени подчеркивается и в кондаке святителю:

«Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас».

Преподобный Варсонофий Оптинский писал:

В великий светлый день Богоявленья

Призвал Господь избранного раба

В небесные и вечные селенья,

Исполнил он свое предназначенье;

Окончилась великая борьба!

В праздник Богоявления святитель отслужил Божественную литургию, затем выпил утренний чай, к обеду долго не подавал условного знака. Келейник отец Евлампий заглянул в рабочий кабинет святителя и, увидев, что он сидит и что-то пишет, не стал беспокоить его. В половине второго владыка подал условный знак к обеду, но за обедом ел мало. В половине пятого, не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату владыки и увидел его лежащим на кровати. Любящее сердце почуяло беду. Подойдя к святителю, он увидел, что тот уже почил навеки, левая рука святителя покойно лежала на груди, а правая была сложена для архиерейского благословения. На столике около кровати лежала открытая книжка «Душеполезного чтения».

Когда облачали почившего в погребальные одежды, присутствовавшие иноки стали свидетелями появившейся на его лице улыбки, и таким образом подтвердились слова, некогда написанные самим святителем: «В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам». Святитель Феофан скончался 79-летним старцем, не дожив четырех дней до своего 80-летия.

svjatitel-feofan-zatvornik-vyshenskiyТри дня стоял гроб с телом покойного в церквице в кельях святителя и три дня в соборе – и тление не коснулось его. Попрощаться с вышенским подвижником шли многочисленные богомольцы: иные – 200, иные – 300 верст. В поэме С.О. Никулиной «Епископ Затворник – святой Феофан» об этом написано так:

Шли богомольцы к погребению…

Людей невиданный поток!

С тех пор для многих утешением

Стал этот райский уголок.

Для совершения чина погребения из Тамбова прибыл епископ Иероним. На Казанском соборе монастыря. Со временем на месте захоронения установили надгробие, которое было сделано на народные деньги и на котором было высечено изображение самых известных книг святителя – «Добротолюбия», «Толкования апостольских посланий», «Начертания христианского нравоучения».

Людям часто очень сложно по достоинству оценить своего современника. Должно пройти время, чтобы можно было рассмотреть его жизнь и труды в контексте истории. И лишь только о некоторых людях с уверенностью говорят, что они навсегда останутся в памяти потомков. Именно таким человеком был святитель Феофан, о котором в одном из некрологов было написано:

«Вышенская пустынь, куда удалился на покой преосвященный Феофан, сделалась источником высокого духовного просвещения – просвещения, которое неизмеримо выше того, какое дается высшими школами, потому что это просвещение исходило не только от ученого ума, но и от глубоко чувствующего сердца. Из этой пустыни, где смолк живой голос Феофана, по всей России стали распространяться книги и письма, в которых говорила сама духовная мудрость и любовь, говорила от глубины духовно просвещенного ума и от чистоты истинно христианского сердца. В его замечательной личности поразительно сочетались те элементы, которые делают в полном смысле православного человека: человека с такою цельностью нравственного бытия, при которой все противоречия, неразлучные с земною жизнью, уступают место дивной гармонии, и бренный, немощной и грешный человек становится существом, истинно воплощающим в себе образ и подобие Божие. О нем с правом можно сказать, что он действительно воплотил в себе весь смысл Православной Церкви, и потому-то каждое его слово находило такой живой отголосок в сердце православных людей и каждое его письмо проливало в сердца истинную сладость. Пройдут века, и люди забудут своих благодетелей, “гениальных людей”, способствовавших внешним успехам жизни, и все славные имена “великих людей” станут достоянием истории, но не забудут, пока будет теплиться в душе человека Божия искра, пока человек останется человеком, – не забудут тех, кто в бренном земном сосуде сумел отразить нетленную красоту нашего рода, кто умел увлекать и уносить души, умы и сердца людей в высшую духовную сферу, в область вечных стремлений, чьи дела носят печать истинной духовности,Небесного Царства…»

В одном из писем святитель Феофан писал: «Кому страшна смерть? Тому, у кого она отнимает всё и провожает на тот свет ни с чем.

Кто же успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода»…

По материалам сайта Православие. Ру, Варвара Каширина

http://kora-i-fenya.ru

МЫСЛИ О СЧАСТЬЕ

Понятия «много» и «мало» – это величины относительные. Иван Андреевич Крылов в Английском клубе, как утверждают современники, съедал бараний бок с кашей, галстука не развязав. Потом крестился на иконы и говорил: «Много ли человеку надо?» А ведь этой порции трем взрослым мужчинам с избытком. Много ли у меня здоровья, сил, денег? Это смотря на каком фоне. На ином фоне я – полный здоровья и сил богач, на ином – нищий доходяга. «Много и мало», повторяю, величины относительные. Куда точнее понятия «достаточно»–«недостаточно», «хватает»–«не хватает». Но мы вернемся к относительному. Вот много ли нужно (и чего?), чтобы быть несчастным?

Думаю, что нужно много мечтать и не замечать совпадения мечты с реальностью. Тогда несчастье заходит в душу, как «воздух в комнату квадратом». Еще, чтобы быть несчастным, нужно со скорбью смотреть на чужой успех: чужой команды, чужой страны, чужого мужа… Так мало нужно, чтобы быть несчастным, и так легко им быть.

Интересно, что для того, чтобы быть счастливым, мало просто «не быть несчастным». Отсутствие болезни, уголовного преследования, наличие жилья, семьи, здоровья еще не делают счастливыми множество людей. Те просто невнимательны и неблагодарны и не оценивают должно то, что имеют. Чтобы быть счастливым, нужно иметь в достаточном количестве всего, чего угодно душе, плюс – благодать. Благодать Божия делает сердце благодарным, а глаз внимательным. Зачем об этом говорить? Затем, что всем желательно быть счастливыми, все счастья ищут, но мало кто находит его и крепко берет в руки.

Великое счастье – видеть вокруг себя многих людей, которые лучше тебя самого. Ты смотришь на них, видишь их лучшими, но не завидуешь, а радуешься. Тот смелее, тот трудолюбивее, тот терпеливее, этот образованнее. Это тихая красота – созерцание чужих превосходств без зависти! И еще для счастья необходимо, чтобы правильная мысль вошла в сердце глубоко, словно якорь в глубину морскую. Вошла и там осталась. Все, кто шел по жизни прямо и честно, имели такую мысль в сердце. Да и не одну.

Мне, например, сейчас совсем не весело. Но ко мне приходит мысль, маленькая, как капсула с шифровкой. Я пинцетом аккуратно разворачиваю тонкую папиросную бумагу и расшифровываю мысленное послание:

«Ты сотворил меня, Господи, и в каждой капли крови моей, со всеми эритроцитами, гемоглобином, лейкоцитами, премудрости и информации больше, чем в библиотеке Ватикана. Волосы мои тобою посчитаны, а капилляры и вены, если бы сложить их в нить, вытянулись бы на 100 тыс. (!) километров. Я уже молчу про ухо и глаз, про мозг и сердце. Это всё – живое чудо высшей степени сложности. Вот такой я сложный и есть, и это – Твоих рук дело. Когда Ты меня (равно как и всякого другого) сотворил, Ты сделал дело невероятной премудрости. Сжалься теперь, Отец. Ведь Ты уже сделал большое, сделай же теперь нечто маленькое. Большое – это то, что я был зачат, выношен, рожден. То, что я умею читать и способен молиться; то, что я жив до их пор и вот пишу эти строки. Всё это – большое чудо. А маленькое – это все нужды мои в земле изгнания, которые Ты утоляешь. Это все боли мои и печали внутренние и теснота внешняя, от которых без Тебя мне не избавиться. Неужели Ты не поможешь в этом малом? Создатель зрачка моего, неужели Ты не сведешь меня в нужное время с нужным человеком? Создатель звезд и морей, неужели Ты откажешь мне в стакане молока или в нужной сумме денег? Я не верю в Твой отказ, но верю в Твою помощь. Огромное и ничтожное, малое и великое в руках Единого». Так заканчивается шифровка, и, пробежав по ней благодарным взглядом, я утешаюсь.

1356802909 kartinki na krechenie gospodne-31Теперь несколько времени я буду счастлив, потому что правильная мысль пошла в глубину и, как песок в якорь, зарылась на дне сердца. Теперь еще я думаю, что для того, чтобы быть несчастным, нужно помнить о смерти, но не иметь веры в ее победителя по имени Иисус. Для счастья же, напротив, не стоит бояться мыслей о смерти и о том, что всё кажущееся незыблемым улетит пылью по ветру. Стоит только надеяться на милость Христа, помнить Его крестную муку и Его Престол славы за гробом.«Христос столько доброго сделал мне в этой сумрачной жизни. Чего ради, если я не откажусь от Него, Он откажет мне в милости в ином и лучшем мире? Творящий малое почему и здесь не сотворит великое, если Он уже дал мне веру? А что есть вера, как не ключ от дверей, за которыми милость?» Это текст предыдущей шифровки, которой я утешался не так давно и теперь привел ее на память. Спаситель мой чужд зависти и жадности. Залог Его щедрости – все дары, которые были до сих пор.

Но если я заговорю об этом с кем-то, а собеседник спросит в ответ: «А что такого сделал мне Христос?», – то нужно будет прекратить разговор. Всякий человек, с уст которого слетает или в сердце которого шевелится вопрос: «Что сделал мне Христос?», идет в сторону, противоположную счастью. В эту сторону не надо ходить. Там будет плач и скрежет зубов.

Счастье может стоять перед человеком на расстоянии вытянутой руки или брошенного тяжелого камня. То есть очень близко. А рядом на том же расстоянии, скорее всего, стоит человек, нуждающийся в нашей помощи.

Если мы рванемся с ускорением в сторону счастья, оно отойдет от нас с нашей же скоростью на прежнее расстояние. Но если обратимся к ближнему с радушием, оно само приблизится и окутает нас. «Забывай себя и найдешь покой», – говорит мне сердце. Я согласно киваю сердцу, но хмурюсь, потому что знаю, как плохо у меня это получается.

Посреди земли сухой под стоящим в зените солнцем, пекущим затылок, я – беглец из Египта и странник в землю, текущую молоком и медом, сижу и в который раз думаю о счастье. И о чем еще думать человеку? Одна мысль сегодня пришла ко мне, другая из прежних вспомнилась. Это всё на сегодня. У грешника не бывает много хороших мыслей. Их мало, и сами они малы, словно капля в том самом море, в глубину которого якорем вошла и опустилась память о Сотворившем большое и малое.

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravoslavie.ru

Православный Календарь с 17 Января 2016 г. по 23 Января 2016 г.

svjatoj-filipp-ikona 3 1Воскресенье, 17 Января 2016 года. Неделя 33-я по Пятидесятнице.

Святки, поста нет. Неделя пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов

Сщмчч Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров Николо-Кучугурских.(1933).

Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285). Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III-IV). 

Понедельник, 18 Января 2016 года. Седмица 34-я по Пятидесятнице.

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). День постный. Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прор. Михея (IX в. до Р.Х.). Прп. Аполлинарии девицы (ок. 470). Прпп. Фостирия и Мины, монаха горы Синайской (VI). Прп. Григория Критского (ок. 820). 

Вторник, 19 Января 2016 года.

Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа. Свщмч. Романа, турками обезглавленного (Греч.). Российских новомчч.: пресв. Андрея и с ним Лидии, Домники, Марии и двух других дочерей (1919). 

Среда, 20 Января 2016 года.

Попразднство Богоявления. Собор честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Новомч. Афанасия Атталийского (Греч

Четверг, 21 Января 2016 года.

Попразднство Богоявления. Прпп. Георгия Хозевита (VII) и Емилиана исп. (IX).Прп. Домники Константинопольской (ок. 474). Прп. Григория, чудотворца Печерского, в Ближних пещерах (1093). Прп. Григория, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Сщмч. Исидора пресвитера и с ним 72-х, в Юрьеве Лифляндском от латин пострадавших (1472). Прп. Паисия Угличского (1504).Сщмч. Картерия, пресвитера Кесарии Каппадокийской (304). Мчч. Феофила диакона и Елладия (IV). Мчч. Иулиана, Келсия, Антония, Анастасия, мцц. Василиссы и Мариониллы, 7-ми отроков и 20-ти воинов (313). Прп. Илии, пустынника Египетского (IV). Свят. Кира и Аттика, патр. Константинопольских.Прп. Агафона Египетского Мч. Або Тбилисского Пятница, 22 Января 2016 года.

Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта (259). Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца (1569). Прор. Самея (X в. до Р.Х.). Свт. Петра, еп. Севастии Армянской (IV). Прп. Евстратия чудотворца (IX). 

Суббота, 23 Января 2016 года.

Суббота по Богоявлении. Прп. Пахомия Кенского (XVI) (переходящее празднование в субботу по Богоявлении). Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского (395). Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана Печерского. Прп. Макария Писемского (XIV). Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385). Прп. Аммония, монаха. 

18-Sv.I.Prebte4a


Честный и славный Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, моли Бога о нас!

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00