31 неделя по Пятидесятнице (03-01-2016)
Рождество Христово
Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе.
Сердечно поздравляю вас с Праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!
Благая весть о пришествии в мир Творца и Господа ныне вновь наполняет весь мир: континенты, страны и города; дома и семьи; «Силы Небесныя радуются, и земля с человеки веселится...». Эта евангельская весть вселяет надежду в христианские сердца, пробуждает творческие силы, вдохновляет каждого на служение Богу и людям. «Великое и чудное таинство видим ныне мы, братие! – проповедует о Рождестве святитель Григорий Неокесарийский. - Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим. В вышних поют ангелы, возглашают гимны архангелы; небесные херувимы и серафимы воспевают хвалу во славу Бога. Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, взятого к небесам».
Любовь Божия не смирилась с пребыванием человека в плену греха и смерти, но явилась на земле, чтобы избавить нас от всякого зла, даровать возможность духовного возрождения и обновления. В эти святые дни мы исповедуем, что на земле родился не новый пророк или учитель, не мудрый правитель или могущественный герой, но воплотился Сам Творец этого мира, как провозглашает Церковь: «Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься, и спасл еси всего мя, человека»….
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр
Христос рождается - славите! Христос с небес - встречайте!
Рождественское поздравление
Возлюбленные о Господе братья и сестры, сердечно поздравляю вас с великим, мироспасительным и всерадостным праздником Рождества Христова! В эту Рождественскую праздничную ночь все мы по милости Божией имели возможность вознести наши усердные молитвы ко Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, который ради нас и нашего спасения пришел в этот мир для того, чтобы всех нас соделать сынами Божиими.
Я хотел бы всем вам пожелать милости Божией и благословения Божия в наступившем Новом Лете Его Божественной благости. Дай Бог, чтобы все мы, зная о смысле нашего предназначения, зная, для чего мы живем на этой земле, устремляли свои силы «к единому на потребу» - к исканию Царства Божия; для того, чтобы уже здесь на земле стать сынами Божиими по благодати, а наипаче, чтобы все мы были детьми Божиими в нескончаемом и вечном будущем веке.
Мира, радости, душевного и телесного здравия, долгоденствия и благословения Божия желаю всем вам. Еще и еще раз всех вас сердечно приветствую и поздравляю с Рождеством Христовым!
С Рождеством Христовым!
Протоиерей Валерий Захаров
С Рождеством Христовым!
Христос родился – и мир обрел надежду,
Христос родился – и любовь царствует во веки,
Христос родился – и небо приклонилось до земли,
Христос родился – и Вифлеемская звезда указует неложный путь к Богу,
Христос родился – и никто да не верит в торжество зла, ибо мы спасены благодатью через веру, и сие не от нас, Божий дар (Еф. 2, 8).
Волхвы
Зачем с Востока в Палестину
Седые мудрецы спешат
Холодный ветер бьет им в спину
И камни под луной дрожат
Они сойти с пути не смеют
Звезда им блещет впереди
И каждый с трепетом лелеет
Свой дар на старческой груди.
Их не тревожит дух сомнения
Им не знаком постыдный страх
Далекой Персии дарения
Они износят на руках.
Один несет мешочек злата
Другой со смирною сосуд
А третий аравийский ладан
Кому они дары несут?
Их путь опасен и пустынен
Через безводные места
Они идут сложить святыни
К ногам рожденного Христа
Епископ Геннадий Гоголев
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великой вечерни в праздник Рождества Христова
Господь Иисус Христос принес людям не только возвышенное учение, Он дал нам пример жизни. А что в центре служения Господа, если сказать одним словом? Подвиг. В центре жизни Спасителя был подвиг, и он начался с рождения. Может быть, Младенец и не страдал тогда от условий, в которых Он появился на свет, но Его Мать Пречистая Дева и Обручник Иосиф по-человечески страдали: рождался Младенец в холодную ночь в хлеву. Первые мгновения жизни были связаны с подвигом, и вся жизнь была посвящена тому, что Господь совершал подвиг. Он отдавал себя другим, Он посвящал Себя людям, и этот жизненный подвиг был увенчан Голгофской жертвой со всеми страданиями, через которые прошел Спаситель.
Может быть, кто-то из тех, кто не очень воцерковлен и кто сейчас слышит мои слова благодаря телевидению или иным средствам, скажет: что же Патриарх в день Рождества, когда такая радость, говорит о подвиге и, наверное, нас призывает к подвигу. Разве должна быть человеческая жизнь подвигом, разве ради этого приходит в мир человек, а не чтобы в радости прожить эту жизнь и наслаждаться тем, что может радовать человеческое сердце?
Для того чтобы понять смысл служения Спасителя и смысл того, что есть подвиг, нужно обязательно соотнести любое подвижническое дело с тем, что сопровождает это дело в нашем уме и в нашем сердце. Подвиг ― это такая отдача себя другим, которая порождает в человеке только положительные чувства, только положительную энергию. Даже подвиг, сопровождающийся скорбью, не может пройти без внутреннего удовлетворения того, кто его совершает. И в этом тайна человеческого бытия. Господь призвал нас к тому, чтобы мы через подвиг, то есть через ограничение себя, служили другим. И если бы этот закон жизни, который так ясно был представлен и выражен в жизни Самого Господа, стал бы достоянием большинства, то люди были бы счастливы. Не просто веселы, ибо веселье быстро проходит, а счастливы….
Все наши герои, будь то на орбите или в дальних морских походах, на воде или под водой, в самолетах, те, кто спасает нас от стихийных бедствий, врачи, которые дежурят иногда сутками и стоят у операционных столов много часов, спасая жизни, и можно многих еще назвать и о многих сказать — это люди, живущие подвигом. Церковь должна поддерживать каждого, кто идет таким путем жизни, молиться, помнить и подавать пример.
И поэтому в радостный рождественский день я пожелал бы всем нам иметь достаточную силу духа, чтобы быть способными совершать подвиг, делиться с другими тем, что мы имеем, преобразуя таким образом самих себя и мир, который вокруг нас. И тогда мы подлинно будем учениками Спасителя, пусть в небольшой мере, но повторяющими Его жизнь.
Пусть родившийся в Вифлееме Богомладенец всех нас благословит и напутствует идти именно таким, а никаким другим путем. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Люди грешат. Болеют. Умирают. А где же тогда Христос?
Многие задаются иногда простым вопросом о том, в чем же значение праздника Рождества Христова. Родился Христос. А что Он по большому счету принес в наш мир? Что Он дал? Конечно же, у истинно верующих такого вопроса не возникает. Но люди разные, и подобные вопросы у них есть.
Давайте предположим, как эти люди думают. Действительно, зачем Христос нужен? Говорят: «Христос — это наш Бог, это наш Спаситель!». А какой-то с язвой спрашивает: «Да? А от чего Он спас? От греха? А что это такое? Перестали грешить? Грешат. От смерти спас? Перестали умирать? Умирают. Так что же Он сделал? А посмотрите, сколько страданий в мире! Это же просто не перечесть! Какие ужасы творятся в мире! Сколько еще миллионов от голода просто умирает! А уж если говорить о войнах, о болезнях, то здесь даже и вообразить невозможно, до чего это страшно!»
И вот Христос рождается. И Церковь готовится к этому. Мы держим пост, молимся, особо готовим душу и тело. Ведь пост – это не просто неядение чего-то скоромного, а особое воздержание всех чувств: и чувств тела, и чувств души. Что значит «чувств души»? Церковь призывает посмотреть в себя. Хотите узнать кто вы на самом деле? Это несложно. Надо посмотреть, какими мыслями вы живете, каким целями, надеждами, желаниями.
Обычно как человек думает: «Я знаю, чего я хочу. Я хочу быть богатым, здоровым, успешным, я хочу всем нравиться. А про себя мне все ясно». А получается, что мы хотим достичь идеала жизни паразита аскариды, которая копается в желудке во всех благах, которые ей нужны. Изобилие всех благ земных — для нее. Оказывается, вот чего мы хотим и к чему стремимся. А еще чего-нибудь хотим? А не хотим посмотреть на себя и узнать как далеко мы от действительного идеала?
Человек, если желает посмотреть на себя, то он по своим мыслям, желаниям, чувствам, намерениям, целям увидит, кто он. Кто он есть по существу, а не по этим внешним формам поведения, деятельности, обращения, потому что мы же знаем, что очень часто фасад здания совсем не соответствует тому, что внутри самого здания находится.
А какой чаще всего вопрос мы задаем Богу? Оказывается — «За что». Даже у воцерковленных людей такие вопросы возникают: «За что меня Бог наказал? Чем я хуже других?». Мы часто боимся признаться даже сами себе в таких вопросах и мыслях. А действительно, как же понять пришествие Христа? Для чего Он родился, если Он ничего внешнего не сделал? Ведь Он же мог бы родиться сыном императора и стать императором, в конце концов. И мог бы действительно человечеству великие блага принести. И в материальном отношении, и в социальном, ну отменил бы рабство, хотя бы! Не отменил. Не отменил, вы подумайте только!
А уж накормить-напоить-то уж всех – и говорить-то нечего, тогда бы христианство все приняли. Но если посмотреть на историю, мы увидим, сколько было гонений на христианство. Сколько возникло еретических движений, сколько было переворотов, в том числе дворцовых, сколько войн. В людей, интересующихся Церковью возникает вопрос: «Что дало христианство человечеству?». Все кажется по-прежнему. Мир такой же кровожадный, кровь льется. Так же рождаются убогие, инвалиды, все исполнено того, от чего так жаждет освободиться человек. И вдруг говорят – Спаситель.
Но самое страшное рабство – это не рабство тела, Христос сказал: «Делающий грех есть раб греха». Один из историков первого столетия нашей эры, Эпиктет, так говорил: «Кто свободен телом (то, о чем сейчас говорим – «права человека», «свободы человеческие») но не свободен душой, тот раб.
И напротив, кто хотя не свободен телом, но свободен духом, тот истинно свободен». Исаак Сирин пишет позднее: «Невежественная свобода». Для нас это очень важно, когда поставлен вопрос о том, что же сделал Христос и что Он принес человеку.
Что же составляет суть человека? Что в нем является самым главным? Что является в человеке самым главным? В человеке идет постоянная борьба двух начал. Еще Тютчев писал: «Ах, две души живут в груди моей, и рвутся врозь, и жаждут разделения». Как много мы говорим о внешних войнах! Сколько копий ломаем, кто прав, кто виноват! Сколько обвинений, согласий, несогласий! Здесь мы борцы. И совсем не смотрим на то главное, что порождает все эти внешние вещи – та борьба, которая происходит внутри человека. Достоевский хорошо сказал: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
Плоть – это не только тело. Под плотью разумеется вся совокупность жизненных запросов тела, прежде всего, и затем души. А душа очень многого просит. Она тоже просит своего комфорта, так же как и тело. Еще бы! В чем состоит комфорт, если говорить о чисто эстетических параметрах? Это эстетический комфорт, во-первых. Чтобы мой глаз, мои чувства, мой слух, мое зрение находили удовольствие, удовлетворение. И это касается особенно душевных потребностей, чтобы ко мне относились хорошо, всюду царила справедливость, благожелательство, вежливость, культура. Это уже не тела касается, кажется, это касается уже душевного состояния.
Что здесь плохого или хорошего? С одной стороны, это естественное стремление человека сидеть не на каком-нибудь пне корявом, а на хорошем кресле. Это естественное стремление человека к внешним удобствам тела и души. И в этом смысле я даже не могу сказать, что это хорошо или плохо. Это просто естественно. Хорошо или плохо, что мы дышим? Мы же хотим, чтобы воздух все-таки был чистым. Но это естественное стремление, оказывается, только до поры до времени естественное, где есть некая грань, перейдя которую оно становится противоестественным.
Да, противоестественным. Мне естественно покушать, но… Естественно выпить, но… Естественно вступить в брак, но… Разве мы не знаем, сколько «но» здесь? Мне естественно, чтобы было удобно в доме, но… Мебели не должно быть? Должна, но какая? И так далее, без конца. Этому нет конца и не будет. Для светских людей можно бы сказать и иным образом, что, оказывается, можно перейти грань того, что действительно для меня полезно, а что для меня может быть и вредно. Есть – это необходимо и полезно. Но объедаться – извините, и врачи все, медики прямо скажут: «Нужно есть все-таки нормально!». А что такое нормально? Как измерить нормальность? Я помню, один человек лежал в больнице, ему сказали: «Необходимо пять раз в день кушать». А другому сказали противоположное, пить только сок. Для этого больного противоестественно кушать бутерброд, иначе его слабый организм не выдержит. На святоотеческом языке эти отклонения от того, что действительно человеку необходимо, эти противоестественные для него вещи именуются грехом.
Грех — это то, что вредит. Выпить – можно, но напиться — нет? Есть – можно, но не объедаться. Но мы же не можем остановиться! Самое правильное питание какое: остановиться в тот момент, когда чувствуешь, что еще немного хочется есть. Нужно остановиться в этот момент. Но человеческий организм устроен так, что ему хочется запасаться впрок, про запас. И вот этот запас, когда мы в себя все вливаем или проглатываем, оказывается тяжелым избытком. То же самое и с душой. И грех, оказывается – это любое действие, против того, что присуще моей человеческой природе. Вот что является грехом. То, что противоестественно, то есть вредно. То, что ранит меня.
«Что такое грех, — часто думают люди, — Вот Бог дал какой-то закон, просто дал, и все. Если мы его нарушаем, мы погрешаем против того закона, который Он дал, то есть против самого Бога, и теперь за это – ждите расплаты». Нет, оказывается, грех — это совсем другое. Иоанн Богослов об этом пишет: «Грех есть беззаконие». Мы нарушаем природу нашу человеческую, устроенную как Богом – закономерно устроенную». «Не нарушайте законы, иначе вы себе повредите!». Вот в чем грех. Не против того, что Бог установил вот этим двуногим, чтобы им не очень хорошо жилось на земле, нет! Наша природа вся закономерна, прекрасна, чудна – не нарушай ее! Когда мы нарушаем, что мы делаем? Мы приносим себе рану, мы себя калечим, мы себя уродуем, оказывается. А Бог что? Давайте представим, попробуем: а что с Богом происходит? И мы видим два совершенно различных взгляда: один действительно право-славный, другой глубоко ошибочный.
В чем заключается православный, правильный взгляд: Бог всегда близ нас Есть. Это Врач, Который стоит, Который сказал нам: «Не делайте вот этого, вы себе повредите». Заповедь – это что такое: «Не делайте этого! Вы будете страдать». Мы делаем. Ну, подумаешь, Врач сказал: «Не делай этого», а мне хочется! Оказывается, Бог – это только Врач, Который заповедал нам как жить, если мы хотим быть здравыми, счастливыми, нормальными, заповедует нам: каждым грехом, оказывается, мы раним себя. Бог не изменяем, Он есть Любовь, это есть Врач, Который, что бы мы ни делали, Он стоит и ждет, не обратимся ли мы к Нему за помощью. Какая это помощь? С чем это мы должны обратиться? Это именуется на христианском языке покаянием. Прости, Господи, опять я по гвоздям пошел. Ты говорил, предупреждал меня: «Не ходи, тут гвозди торчат! Вбитые гвозди, и острые. Не ходи босиком». Опять я пошел! Господи, помоги, прости!
Врач! Он стоит, присутствует: «Аз Есмь с вами до скончания века», как сказал Христос. «Я сегодня днесь и Тот же во веки», стоит и готов принять малейшее наше чувство покаяния. , Причем надо учесть, что когда православие говорит об этом, то оно говорит не только об этой грубятине, которой я привожу примеры, говорит о вещах куда более серьезных и тонких. Каких же?
Христианство предупреждает: если Бог сказал, что это грех, значит знает – ты этим ранишь себя. Например, все мы кого-то осуждаем. Знаем, что грех, но не можем сдержаться, чтобы хотя бы слегка кого-то не осудить. А когда кого-то осуждаем, мы подневольно думаем: «Я то так не делаю, я лучше». Оказывается, когда я осуждаю другого человека, я себя кем-то великим считаю. Святитель Феофан произнес потрясающую фразу, я чуть-чуть ее переделал для лучшего звучания: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: я не такой, как прочие человецы». Слышите? Православие обращает внимание на душу, на состояние нашей души. Говорит, даже в мыслях не позволяйте себя какой-то неприязни к другому человеку. Потому что эта неприязнь – это есть не что иное, как бумеранг. Любой грех делом, словом, мыслью против другого человека – это есть не что иное как удар по своей душе. Ох, если бы мы это поняли и приняли!
Евангелие – основной закон – что есть? Мы отвечаем: «Не «что есть», а «Кто есть». Кто же Этот основной закон? И вдруг читаем там потрясающие просто слова: «Бог есть любовь». Вот он, закон нашей природы человеческой. Вот на каком пути, только максимально сохраняя это в своей душе, не позволяя отступать от этого принципа жизни, не позволяя своим мыслям, чувствам, желаниям, отношениям, чувствам, уж не говорю – делам, только не позволяя это, мы можем сохранять свою эту природу в целостности и можем действительно приобрести то благо, которое приобретает любой человек. Ради этого и родился Христос! Представьте себе, человек тяжело заболел – и вдруг выздоравливает. Какая радость! Какие были боли, какие переживания – и вдруг выздоравливает. Оказывается, приход Бога, который есть Любовь — это, прежде всего, исцеление от наших несчастных страстей и страстишек, которыми мы мучаем и наказываем сами себя. Только Любовью все это можно победить. И наше духовное состояние определяется степенью пребывания в нашей душе этой самой любви. То есть, степенью благожелательства к миру, к человечеству, ко всему что окружает. Это наше естественное состояние, а степень нашей или ожесточенности против всего на свете, или, напротив, любви, — это состояние, которое обязательно влияет на нашу жизнь и формирует ее соответствующим образом.
С Рождеством Христовым!
Осипов А.И
В приближении Рождества
Рождество. Оно приближается, и им пахнет воздух. Одинаковый воздух праздника, однако, для многих пахнет по-разному.
У одних в голове печеный гусь и праздничные распродажи, а у других (где вы, другие?) – темная пещера Рождества, уже напоминающая будущий Гроб, ныне славящийся своей пустотой. Гроб Христов – это такая же пещера, как и грот Его Рождества. Всю короткую земную жизнь Свою Христос шел от одной пещеры к другой, от пеленок Младенца к пеленам погребения, а вовсе не от почестей к почестям.
Древняя Церковь праздновала Рождество и Крещение вместе. Так продолжалось долго, и никого не смущало, что исторически между двумя празднуемыми событиями лежит 30-летнее пространство. Они не были глупыми, христиане древности. Они просто подчеркивали этим способом празднования, что и там, и там, то есть и в Рождестве, и в Крещении, нам является Христос. Почему это важно?
Это важно потому, что Христос именно является, а не «становится». На этом месте придется зажечь фонарик и спуститься во мрак пещеры. Любая пещера темна, даже если это пещера Рождества.
Евреи считали и считают, что Мессией может стать любой потомок Израиля, если его изберет для этого Бог. Тогда (в случае избрания и призвания) должен явиться Илия и помазать на царство этого человека, который вместе с помазанием обретет силу и мудрость, необходимые для служения. Помазать так, как помазал Самуил Саула. Отсюда и голос из-под Креста: «Посмотрим, придет ли Илия спасти Его».
То есть по ветхим понятиям, Мессией человек именно «станет», а не родится им. Да, должны быть соблюдены и учтены многие формальности, связанные с чистотой крови, затем с воспитанием и так далее. Но главное – Мессией «нужно стать» и «нельзя родиться». Церковь же подтверждает год за годом свою веру в то, что Мессия родился уже Мессией, а не стал затем Им. «Явился еси днесь вселенной», – говорит Церковь о Богоявлении, потому что еретики именно так думали и думают, что Иисус «стал» Мессией после схождения на Него Святого Духа в виде голубя. А мы говорим, что не «стал», но «уже был», а ныне «явился», то есть проявил Свое внутреннее изначальное достоинство.
«Мария родила простого младенца. На которого сойдет затем Дух, и он станет Мессией», – так говорили еретики.
«От Марии родился, то есть воплотился и вочеловечился, Бог, Который утаит Свое присутствие в мире до определенного возраста. А затем явит Себя миру на Иордане, где Бог явится как Троица, а Иисус из Назарета явится как Христос», – так говорит Церковь.
Мысль, как клинок, оттачивается и, как алмаз, огранивается. Иначе мысль удобосклонна ко лжи. И тогда, когда ты в ложь поползнулся, за твою участь в вечности никто не даст дохлой мухи. Прискорбно для многих, но – факт. Человек спасается не сентиментальностью чувств, а верой. Причем верой правой. Отсюда – ключ к пониманию той жестокой борьбы, которую столетиями вела Церковь за чистоту мысли, то есть за догматы.
Бездогматичная вера – это либо вера людей, не умеющих и не желающих думать, либо вера людей безразличных, подобных тем, что второе блюдо высыпают в первое и все вместе едят на том основании, что «внутри все перемешается».
Но отрезвимся антихристом. Христос ведь ко всем близок, поскольку всех любит. Но Он же и далек от всех, поскольку мы Ему не подобны и не любим святость и праведность более всего прочего, не ищем прежде всего Царствия Божия. Зато антихрист никого, кроме себя, любить не будет, но всем именно поэтому и близок. Он – сын лжи, а мы все в этой же самой лжи и запутались. Как же нам после этого не чувствовать внутреннего притяжения антихристового мироощущения?
Например, мы – сребролюбцы. Значит, рано или поздно нам захочется оправдать Иуду. Мы придумаем свои или повторим чужие байки (не одни же мы в истории мира сребролюбцы) про то, что Иуда не был виновен, но был посвящен в тайны и исполнял повеления свыше.
Или мы индифферентны к Истине. Тогда нам близок Пилат и его процеженное сквозь зубы: «Что есть истина?» Значит, и его оправдаем и наименуем посвященным в тайны. Дальше останется только сатану пожалеть, чем уже многие в истории занимались, неизменно плохо заканчивая свой жизненный путь. Внутреннее сочувствие лжи при отсутствии четкого понимания самых важных вещей духовного порядка – вот смесь, готовая в любое время вспыхнуть. А нам между тем говорят: «Верьте попроще. Не надо мудрствовать». Ой, не знаете вы, возлюбленные, какие драконы выползают из-под мнимой простоты.
То там, то здесь приходится слышать, что «антихрист уже родился». Говорится шепотом, но так убедительно, словно говорящий человек исполнял обязанности повитухи при антихристовых родах. Вот отсюда и «запляшем», отсюда, то есть, покажем необходимость догматической грамотности.
Как Христом нельзя стать, но можно лишь родиться, а затем явиться, так иантихристом нельзя родиться, а можно лишь стать и затем уже «явиться», обезьянничая по отношению к Первообразу. Тот, кого Бог назовет антихристом, а люди признают за всемирного царя, должен родиться простым человеком. Он будет человеком и только человеком. Никем более. Но затем, развивая в себе залоги лукавства и гордости, он достигнет равенства с бесами по части внутренней порочности. И это дело тайное, хитрое, скрытое от глаз. Это – «тайна беззакония», как говорит апостол Павел. Но родится этот человек как человек, а не как запрограммированный робот. Диавол не тинейджер, чтобы радоваться процессу управления бездушными механизмами. Ему венец творения подавай. Да еще по согласию этого самого венца творения. Тут его война с Творцом и им ожидаемые венцы.
Мы же, крещеные люди, сплошь и рядом говорим о Христе в категориях говорения об антихристе и – наоборот – об этом общем позоре человечества говорим в категориях, достойных Господа славы. Кто-то говорит, что Христос не родился уже Христом, а лишь впоследствии стал Им. А кто-то шепотом сообщает, что антихрист «уже родился», хотя учение о свободной воле и ненарушаемом достоинстве человека говорит о том, что антихристом родиться нельзя. Можно лишь стать им, превратиться в него. Вот и скажите мне после всего этого, что учиться догматам не должно и заострять мысль о изучении Писания не стоит. А я вам в ответ тогда скажу, что с подобным подходом Христа с антихристом перепутать можно будет легко и незаметно. К тому же, пророчества исполняются, стрелки тикают, время движется. Не ровен час, придется оказаться в ситуациях нежданных и негаданных. Весьма хотелось бы быть в то время похожим на дерево, растущее при потоках воды, а не на прах, поднимаемый ветром и разметаемый (См.: Пс. 1).
Правильные мысли не помеха печеному гусю. Покупай подарки и думай о Господе. Толкайся в очередях и думай о Господе. Коли орехи для кутьи и думай о Господе. Посоли солью памяти о Воплощаемом Господе всякое пока еще постное блюдо. Ешь и радуйся. Кто знает, что именно празднует, тот и за праздничный стол сядет с «добавочным» удовольствием. А кто не знает, что празднует, для кого весь праздник поместился в пакет с подарками, тот будет посреди самого торжества тупо грустить или безвыходно напиваться. Вместо того чтобы становиться лучше, он будет становиться хуже: циничнее, наглее, неблагодарнее. Есть такое свойство у Христовых торжеств: они созданы, чтобы улучшить человека, но тот, кто улучшаться не хочет, неизбежно станет хуже, чем был. Одним и тем же человек не способен оставаться.
Любой деликатес трава травой, когда нет ни веры, ни любви, ни чувства близости к душе любимого Господа. Иначе дело обстоит, если душа научена распознавать оттенки вкусов в смыслах библейских речений. Когда сама трапеза у человека – словесная и мысленная, составлена из молитв, гимнов и евангельских слов, а не только из разносолов, входящих во чрево и афедроном исходящих, – вот тогда и праздник настоящий.
Я – за настоящий праздник. Я – за ангельское пение, за коленопреклонение пастухов, за первую колыбельную Марии, за удивление Иосифа, за духовный смысл, сокрытый в подарках волхвов. Я – за веру Церкви и за саму Церковь, которую врата ада не одолеют. И значит, нужно «благовестить день от дня спасение Бога нашего» и кормить: одних – чистым словесным молоком нравственных учений, а других – твердой и взрослой пищей небесных догматов. Ненакормленные же духовной пищей люди – это (о, ужас!) всего лишь – трупы. Трупы, жующие рождественского гуся.
Православный Календарь с 3 Января 2016 г. по 9 Января 2016 г.
Воскресенье, 3 Января 2016 года. Неделя 31-я по Пятидесятнице
Рождественский пост. Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец.Предпразднство Рождества Христова. Мч. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Преставление свт. Петра, митр. Московского и всея России, чудотворца (1326). Блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Мч. Фемистоклия (251).
Понедельник, 4 Января 2016 года. Седмица 32-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы и мчч. Хрисогона, учителя ее, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных с нею пострадавших (ок. 304).
Вторник, 5 Января 2016 года.
Рождественский пост. Предпразднство Рождества Христова. Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III). Преставление свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1310). Прп. Нифонта, еп. Кипрского (IV). Прп. Павла, еп. Неокесарийского (IV). Св. Наума, просветителя Болгарского (Болг.). Новосщмчч. прот. Иоанна Пьянкова и свящ. Николая Яхонтова (1918). Прп. Давида Эчмиадзинского, в Армении.
Среда, 6 Января 2016 года.
Рождественский пост. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262). Прп. Николая монаха Болгарского (IX). Прп. Антиоха, монаха Палестинского и прп. Витимона Скитского. Новомч. Ахмета (Ахмеда) Краснописца Константинопольского (1582) (Греч.).
Четверг, 7 Января 2016 года.
Окончание Рождественского поста. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара.
Пятница, 8 Января 2016 года.
Святки, поста нет. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы. Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840). Прп. Константина Синадского (VIII). Прп. Евареста Студийского (825). Новосщмч. Констанция Русского (1743). Виленской-Остробрамской и именуемых "Трех радостей", "Милостивая", Барловской "Блаженное Чрево" (1392) икон Божией Матери.
Суббота, 9 Января 2016 года.
Святки, поста нет. Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. и архидиакона Стефана (ок. 34). Прп. Феодора Начертанного, исп., брата Феофана, творца канонов (ок. 840). Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686). Новосщмч. Тихона, архиеп. Воронежского и с ним 160 иереев (1919).
С Рождеством Христовым!