• slide1
  • slide9
  • slide6
  • slide8
  • slide10

30 неделя по Пятидесятнице (20-12-2015)

 

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский чудотворец

 

b4a8714d1639

 

 

 

  Проповедь в неделю святых праотец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

workshop 118Задолго до праздника Рождества Христова Святая Церковь как чадолюбивая мать начала готовить нас к встрече этого светлого всерадостного и мироспасительного праздника. Нынешний воскресный день именуется неделей святых праотец. Праотцы это люди, которые в ветхозаветное время жили верой в обетованного Мессию. Несмотря на все жизненные перипетии, они сохраняли твердость веры.

Нелегко было им сохранять свою веру в Истинного Бога в языческом окружении, в котором находился народ Израиля. Из Священного Писания мы знаем, сколько притеснений, гонений приходилось претерпевать этим святым людям. Так в течение почти ста лет строительства ковчега праведный Ной терпел насмешки. Он строил свой корабль не на берегу моря, а в центре материка, где не было ни одного водоёма. Но это строительство было не чем иным, как проповедью всем окружающим людям. Ной говорил людям о том, что они пребывают в грехе, и призывал их исправиться. А вместо покаяния люди смеялись над ним как над безумцем. Но только Ной со своим семейством и та живность, которую он по повелению Божию взял в ковчег, спаслись во время всемирного потопа.

Другого ветхозаветного праотца Авраама Святая Церковь наименовала отцом всех верующих. На протяжении десятков лет Авраам жил на земле, на которой родился. У него была жена, дом, большое хозяйство. И вот Бог повелевает ему оставить эту землю и идти туда, куда Он ему укажет. Кто бы из нас сегодня оставил всё и пошел неизвестно куда? Но Авраам оставил всё и пошел. За это Бог дает ему обетование, что от него родится величайшее потомство, которое будет как песок морской или как звезды на небе.

Аврааму уже исполнилось сто лет, а детей у него не было. Но Авраам не сомневался в Божием обетовании. И у него рождается сын Исаак. Когда Исаак подрос, Бог вновь говорит Аврааму: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:2). Авраам мог сказать: «Господи, неужели Ты, давший мне обетование о бесчисленном потомстве, не исполняешь Своего обетования? Где же Твоя правда?» Но Авраам не сказал этого, он даже ничего не сказал Сарре, потому что побоялся, что она как женщина и мать начнет задавать эти вопросы Богу. Он взял сына и отправился на вершину горы, чтобы принести его в жертву Богу. Но Бог не допустил смерти Исаака, послав вместо него ягненка, запутавшегося в кустах. В этом урок для нас – быть до конца преданными воле Божией и иметь послушание своим родителям.

А псалмопевец, пророк и царь Давид явил нам урок истинного покаяния. Этот простолюдин стал царем Израильского народа. Он имел не только множество дарований, но и человеческие слабости, из-за которых   согрешал. Однажды он так возжелал красавицу Вирсавию, что отправил её мужа на верную погибель. И мы знаем, что Господь послал к нему пророка Нафана, который обличил царя в его грехе. И мы видим, какое покаянное чувство вызвало это обличение в душе Давида, как слезно он молился перед Богом. Тогда им был произнесен покаянный псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». До конца жизни Давид оплакивал свой грех и просил Бога простить его тяжкое согрешение. Вот какой пример покаяния дает нам этот ветхозаветный праотец. Такое же покаяние приносил Богу сам Адам. После изгнания из Рая, находясь напротив затворенных райских ворот, Адам на протяжении всей жизнипостоянно плакал о потерянном Рае.

Вспомнив это незначительное количество имен святых ветхозаветных праотцев, мы почерпнули уроки того, как мы должны жить, как мы должны готовиться к встрече пришествия Христа Спасителя. Святая Церковь, совершая тот или иной праздник, стремится к тому, чтобы мы переживали это событие как ныне реально совершающееся в нашей жизни. Постараемся, чтобы праздник Рождества Христова совершился в сердце каждого из нас. Сердце каждого человека должно является теми яслями, в которых воплощается Христос, пришедший на землю ради нашего спасения. Он пришел спасти не просто всё человечество в целом, а каждого отдельного человека. Такова цель пришествия Христа Спасителя. Если Он жаждет моего спасения, то, как же я должен жить, чтобы это пришествие Христово не было  тщетно? Вот над  чем нам необходимо постоянно задумываться.

«Вы - друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:14-15). И если я друг Божий, разве я могу предавать своего Друга? Кто-то скажет: а я и не предаю Христа. И вот здесь мы ошибаемся. Предаем мы Христа, и каждодневно, потому что каждодневно совершаем грехи. Всякий грех есть предательство нашего Господа.

Из года в год Церковь преподает нам эти уроки. А становимся ли мы лучше? Или только надеемся, что когда-то наступит время нашего изменения к лучшему? Не будем ждать, потому что не знаем, наступит ли ещё для нас это время. Давайте, уже сейчас приложим все усилия к тому, чтобы эти уроки были действительно отражены в нашей каждодневной жизни. Чтобы мы смогли достойно приготовить себя не только к Рождеству Христову, но и к встрече, которая произойдет, когда мы предстанем перед Богом для того, чтобы войти в Жизнь Вечную.

Мне бы хотелось напомнить слова апостола Павла: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр.12:1). Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров

Сегодня же за Божественной литургией мы совершили литию о приснопамятном митрополите Иосифе. Многие еще помнят этого удивительного архипастыря, богослужения, которые он совершал в этом Никольском соборе, проповеди, которые он произносил с этого амвона. При пострижении в монашество его нарекли Иосифом в честь ветхозаветного Иосифа – одного из праотцев, память которых мы совершаем в этот воскресный день. Поэтому в день его тезоименитства мы помолились о том, чтобы милость и благословение Божии пребывали и с ним и с нами. И чтобы его молитвенным предстательством Господь всех нас сподобил достойно нести наше христианское призвание. Чтобы не к нам с вами Господь обратил укор, услышанный сегодня в евангельском чтении: «…много званных, но мало избранных» (Лк.14:24). Аминь.  

ДУХОВНЫЙ ОРИЕНТИР

1111 40 лет прошло со дня смерти Владыки Иосифа (Чернова), Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Когда Владыка был поставлен на Алма-Атинскую и Казахстанскую кафедру моему отцу не было еще и года, а моя мать и вовсе еще не родилась (что уж говорить обо мне), а этот человек уже был у Бога не на последнем счету. Владыка уже был во главе всей Казахстанской (тогда еще) Епархии, а меня, что называется, не было еще и в проекте.

Однако, даже не живя с Владыкой на земле в одно и то же время, узнав о нем будучи уже далеко не ребенком, я, почему-то не могу не воспринимать его как самого родного для себя человека, и чувство это, думаю, разделяют тысячи людей, даже ни разу не видевших Митрополита Иосифа в живую.

Справедлив вопрос, чем же так замечателен этот человек? Что заставляет людей любить его, даже не видев его? Думаю, что таких причин не мало, но для меня Владыка Иосиф замечателен тем, что он, живя совсем близко по времени от меня, от моего настоящего смог, что называется, облечься во Христа, смог подражать воплотившемуся Богу настолько, что следы от этого видны даже для людей моего времени, и не просто видны, а заставляют стать неравнодушным к этому человеку. Этот человек смог быть тем, кем быть стремятся многие, он смог быть человеком с минимальной долей греха (ведь совсем безгрешным был только один Человек). Бесхитростный (называющий себя некнижным) но мудрый (настолько, что мог пересказывать огромные отрывки из книг), прямой (не имеющий лести) но не грубый (никогда не обижающий и не оскорбляющий), великий даже при жизни (здесь, думаю, коментарии излишни), но смиренный даже до смерти (будучи Митрополитом смиренно копающийся в саду своей резиденции и сам накрывающий на стол своим гостям).

Я, как будто, был там на Минина, в резиденции Владыки, и разговаривал с ним обо всем, через те свидетельства, которые донесли через года те люди, которые имели счастье лично видеть и говорить с Митрополитом Иосифом. И он не был занудно правильным, не тыкал мне (через своих реальных собеседников) на мои недостатки, но очень живо и добро подводил меня к вопросам веры, не укоряя меня, заставлял видеть мои плохие стороны, без наигранного фанатизма учил смиряться, любить Бога и ближнего.

Наконец, я имею непосредственную связь с Владыкой, через людей живущих и сегодня. Вот я говорю с замечательным человеком - Валерием Захаровым, бывшим мальчишкой на распутье, в то время, когда Владыку уже хотели сделать Патриархом. Ныне Валерий Захаров сам уже степенный, умудренный опытом протоиерей, настоятель Храма, который был кафедральным во время жизни Владыки. И вот я, разговариваю с человеком, который был очень близок к Митрополиту Иосифу в Храме, где нес свое последнее пастырское служение Владыка, и ощущаю что-то необыкновенное. Это ли не связь времен? Беседуя с Отцом Валерием, ощущаешь, что Владыка Иосиф где-то рядом. Да он в Самом Отце Валерии, в его взгляде исполненном любовью к ближнему, в его Богоугодных словах, в его Христоподобных делах.

В наше время всем нам очень не хватает элементарной доброты (не говоря уже о святости), мы слишком озабочены собой, и мир способствует этому все больше и больше. И сегодня для нас как никогда актуален взгляд на тех людей, которые воистину смогли противостоять злу своей жизнью. Как бы нам не отвечать злом на зло, не помнить зла, отдавать себя ближнему не прося ничего в замен, доходить до высот карьеры, творчества, духовной жизни и при этом не возноситься…. 

А если Вы еще не знакомы с жизнью этого замечательного человека и христианина, выдающегося Иерарха Церкви обязательно сделайте это и Вы обретете верный ориентир в Вашей духовной жизни.

Антон Козлов

http://pritvor.kz/pridel/pritvor/razm/534-2013-09-03-05-55-11.html

Память пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий пророк Даниил, память которого празднует сегодня Святая Церковь, жил за 600 лет до Рождества Христова и происходил из царского рода, из колена Иудина.

Тогда Иерусалим был завоеван царем Вавилонским Навуходоносором, храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Был взят в плен и юный Даниил и вместе с царем иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон.

Навуходоносор приказал выбрать из знатных фамилий еврейских юношей для служения при дворце. Выбор пал на Даниила и трех его друзей: Ананию, Азарию и Мисаила. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости. Они были воспитаны при дворе царя, но сохранили верность своему Богу. Друзья отказались от царского стола, а довольствовались лишь простой растительной пищей и водой. Господь помогал им в их подвиге строгого воздержания.

Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар пророчества и истолкования снов. Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов, был приближен к царю Навуходоносору и возведен в сан начальника Вавилона.

Авторитет святого пророка еще более возрос в глазах царя и всего народа после того, как он сумел изобличить во лжи двух нечестивых старейшин, обвинивших в прелюбодеянии прекрасную Сусанну за то, что та отвергла их домогания.

На восемнадцатый год правления Навуходоносор повелел воздвигнуть золотое изваяние по своему образу и приказал всем сатрапам, наместникам, судьям и прочим чиновникам, как только заиграет торжественная музыка, пасть перед изваянием ниц и поклониться ему. Не убоявшись грозного тирана, трое иудейских юношей отказались исполнить нечестивый указ, поскольку почитали достойным воздавать поклонение одному лишь Истинному Богу. Халдейские чиновники, завидовавшие их высокому положению, не замедлили донести об этом царю.

Услышав о подобном неповиновении, Навуходоносор пришел в ярость, приказал разжечь печь и бросить туда непокорных. Из печного пламени святые Анания, Азария и Мисаил вознесли Господу смиренную молитву от имени всего народа Израиля, исповедав грехи своих отцов и признав, что они заслуженно и по справедливости претерпели изгнание со своей земли, жестокость нечестивого царя и pic 317 largeиспытание огнем. Тогда в печь сошел Ангел с Небес и угасил полыхавшее в ней пламя. Огонь, изойдя из печи, опалил стоявших рядом царских служителей, в то время как на пребывавших в печи снизошла прохладная роса и влажный ветер. Тогда три благочестивых отрока прославили Бога: «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки» (Дан.3: 52).

При Персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и пророк остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниила, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов.

И Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Дан.6: 26-28).

Пророк Иезекииль ставит Даниила за праведность в ряд с Ноем и Иовом (см.: Иез.14: 14).

Великий пророк заверши земную жизнь в глубокой стрости вдали от родины.

Он предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель; что Христос будет предан смерти, а за ней последуют разрушение иерусалимского храма и самого города; о будущем Страшном Суде.

Господь периодически избирал из среды Своего избранного народа особых людей – пророков, которые несли чрезвычайно важное служение – возвещали людям правду Божию, призывали народ к покаянию, говорили о пришествии в мир Мессии. Пророки были устами Божиими и смело свидетельствовали об Истине там, где Истина помрачалась в сердцах людей грехом. Они говорили правду, не взирая на лица, рискуя здоровьем и даже жизнью: их гнали, побивали камнями, убивали.

Были и другие люди в среде народа Божия – фарисеи и книжники, призванные хранить веру в Единого Истинного Бога, учить народ исполнять Закон Божия. Однако праведность их выродилась в лицемерие, в чем обличал их Господь Иисус Христос в дни Своей земной жизни: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16: 15); «Налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк.11: 46-48).

Господь говорит Своим ученикам: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12: 1).

Господь предостерегает нас от опасного духовного недуга – лицемерия.

12 15Правдой будет сказать, что одним из самый распространенных грехов, охвативших весь мир, есть ложь и лицемерие. Ложь повсюду: гордость называют чувством собственного достоинства, вздорный характер – принципиальностью, наглость и хамство – смелостью, а само лицемерие называют гибкостью.

Вода, разлившаяся во время потопа, постепенно превращает землю в болото, в грязное месиво, в трясину, опасную для человека. И лицемерие похоже на потоки грязи, которые проникают во все поры нашей жизни и загрязняя ее. В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи – диавол.

Человек лицемерит перед людьми, перед самим собой, перед Богом. Последний вид лицемерия называют ханжеством. Это страшная духовная болезнь, от которого нелегко излечиться.

Человек лицемерит, когда крестится и ставит перед иконами свечи, чтобы показать другим свое благочестие; когда выказывает чувства, которых на деле у него нет; когда осуждает другого за грех, которому подвержен сам; когда в глаза говорит одно, а думает другое; когда улыбается человеку, не чувствуя к нему расположения. Даже вежливость, которая обычно является показателем воспитанности человека и проявлением уважения к другой личности, может быть лицемерной, если за личиной вежливости скрывается равнодушное или неприязненное, завистливое отношение к людям.

Лицемерие опасно для самого лицемера: оно разрушает личность, ослабляет духовные силы, отторгает от Бога, а значит, человек становится слабым и уязвимым для всякого зла.

Не надо забывать, что человек – это образ и подобие Божие, не надо терять уважение к человеку, смотреть на другого человека как на простую вещь. Лицемерие возникает там, где нет уважения к другому человеку, а значит нет уважения и к самому себе, там, где оскудела любовь к себе самому, а значит и к ближнему.

Где царит лицемерие, там нет и не может быть рождественской радости о пришествии в мир Спасителя. Господь Иисус Христос для того и пришел на эту землю, чтобы восстановить утраченный людьми Божественный образ, чтобы вернуть человеку истинное уважение к себе и окружающим, чтобы дать человеку Божественные силы любить Бога и ближнего, как самого себя, чтобы человек перестал жить во лжи и вновь стал чадом Божиим.

Каждый должен трудиться над улучшением себя, над очищением своего сердца, для чего надо обуздывать себя во внешних поступках и словах. Испытывая плохие чувства, сдерживать их, подавлять, не давать им вылиться наружу. Для того Церковь и установила многодневный пост перед праздником Рождества Христова, чтобы мы с Божией помощью усердно поработали над собой, искореняя в себе все то неправильное, скверное, что мешает рождественской радости войти в наши сердца, в нашу жизнь. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Перед началом новогоднего молебна

 «Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

getImageВ преддверии нового года по установившемуся обычаю мы совершаем особое молебное пение и, мысленно простираясь в будущее, испрашиваем у Господа помощи, благословения стране, народу, Церкви. Каждый молится за себя, за своих родных и близких, конечно, потому что неведомое будущее всегда пробуждает в человеке особые чувства. Здесь смешиваются и надежда, и опасения, и радость, и настороженность. Смешение этих чувств в особенности усиливается при неспокойном внешнем фоне.

Чем более сложны исторические обстоятельства, тем больше у людей неуверенности, сомнений, тем больше трудных и непростых мыслей возникает. Вот и сегодня сложились непростые внешние жизненные условия. Будущее сокрыто от нас. Но есть нечто, что может помочь человеку иметь спокойный взгляд в будущее, почти что предвидеть это будущее. И происходит это не от человеческой мудрости и не от способности прозревать неведомое, а от той силы, которую Бог вложил в природу каждого человека. Богу было угодно, чтобы каждый человек и весь род человеческий жил в соответствии с Его замыслом, в соответствии с тем законом, который Он при творении человека вложил в его природу. И если бы все люди жили на основании этого Божественного нравственного закона, то не нужно было бы прозревать будущее — оно было бы совершенно очевидным, потому что Господь призвал человека к полноте жизни, к тому, что мы называем счастьем, к блаженству.

Если эта жизненная и историческая перспектива часто разрушается, то не потому что Бог отказался от Своего замысла и не потому что рождаются люди без нравственного закона в сердце, а потому что своей злой волей мы разрушаем в себе этот закон и живем не по Божиему закону, а по своим собственным страстям, совершая злые и опасные деяния. А поэтому и проблемы возникают и на уровне человеческой личности, и в семье, и в обществе, и в государстве, и во всем человеческом сообществе. Все то неустройство, весь тот беспорядок и все те конфликты, которые так сильно влияют на судьбы людей и вызывают чувство страдания — все это от нашей неспособности жить по Божиему закону.

Но если мы принимаем на себя обязательства жить по Божиим заповедям, то тогда будущее становится ясным. По крайней мере, наш внутренний мир ничто не сможет разрушить, и Господь в ответ на нашу верность проведет нас через любые испытания, подобно тому, как Он провел через Чермное море и Синайскую пустыню народ Свой, выводя его из плена египетского.

Чем больше людей будет руководствоваться в жизни этим нравственным законом, тем спокойней и стабильней будет жизнь людей, тем меньше неожиданных опасностей будет возникать. Нужно ясно понимать, что жизнь в соответствии с Божиим замыслом это единственный способ обрести счастье и благополучие.

И потому во время этой новогодней молитвы давайте помолимся о том, чтобы Господь дал нам силы жить по Его закону, чтобы этот закон стал понятен нашим современникам, чтобы даже люди, далекие от Церкви, сердцем почувствовали важность жить по совести. Если это произойдет, тогда можно с уверенностью смотреть в будущее.

Помолимся и об Отечестве нашем, о всем народе нашем, о том, чтобы на просторах исторической Руси прекратилась междоусобная брань, чтобы перестала литься кровь, чтобы воцарились мир и справедливость —  именно мир и справедливость, потому что без справедливости не может быть мира.

Помолимся о том, чтобы Господь оградил всех нас от скорбей, порождаемых человеческим грехом, и дал силы с упованием на Его благой промысл вступить в новолетие и со смиренным чувством, с доверием к Отцу нашему Небесному идти по тому пути, который Он всем нам уготовил.

Помолимся, чтобы наступающий  год был годом благости Божией для всех нас. Аминь».  

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

http://www.patriarchia.ru

Память мученика Вонифатия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой мученик Вонифатий жил в III веке, во времена императора Диоклетиана. Он был рабом знатной римлянки по имени Аглаида. Занимая должность управляющего богатым имением своей хозяйки, он вел нечестивую жизнь, в соответствии с весьма вольными нравами тогдашнего Рима. Вместе со своей хозяйкой Вонифатий предавался винопитию и блуду. При этом он был человеком от природы добрым и щедрым, с радостью оказывал гостеприимство странникам и любил раздавать милостыню неимущим. Под коростой греха билось доброе сердце.

И Аглаида не была безнадежной злодейкой. Она не жила спокойно во грехе. Совесть – голос Божий в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, совесть действует во всех людях. Каждый человек, каким бы он ни был злодеем, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Грешники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божие наказание (см.: Рим.1: 32). Совесть Аглаиды не молчала, обвиняла ее, не давала ей спокойно жить.

4 4891Как-то услышала она от христиан, что человек, почитающий мощи святых мучеников, по их заступничеству получит от Господа прощение грехов. Тогда, призвав к себе Вонифатия, Аглаида велела ему отправляться в Малую Азию, где христиане в то время подвергались жестоким гонениям, чтобы за деньги приобрести там святые мощи и привезти их в Рим. На это слуга пошутил: «А если я привезу тебе свои собственные останки, будешь ли ты почитать меня как святого?» Аглаида ответила: «Сейчас не время для шуток. Поспеши отправиться в путь, а я, грешница, с нетерпением буду ожидать твоего возвращения, дабы получить прощение от Господа».

Вонифатий прибыл в город Тарс – родину апостола Павла, столицу Киликии – во главе многочисленной свиты, имевшей при себе много золота и все необходимое, чтобы забальзамировать останки какого-нибудь мученика и с почестями перевезти их в Рим. Он немедленно направился в амфитеатр, где как раз в то время происходила жестокая казнь десятков христианских мучеников. Вонифатий с ужасом наблюдал, как одного из них разрывали на части, привязав за руки и за ноги к четырем столбам, другого подвешивали вниз головой, третьих яростно бичевали, а иным раздирали бока железными крюками. Однако все они оставались тверды и неколебимы в своей вере. Это зрелище поразило Вонифатия в самое сердце. Позабыв о прошлой нечестивой жизни, он в слезах бросился к стопам мучеников, благоговейно облобызал их оковы и, прося помянуть его в своих святых молитвах, во всеуслышание объявил о том, что он тоже является последователем Христа.

Приведенный на суд к свирепому, кровожадному правителю этой области, Вонифатий с презрением отверг служение идолам и твердо исповедал Спасителя. Доставленный в цирк, он по молитвам святых мучеников переносил различные истязания с таким бесстрастием, как будто уже покинул этот мир и был чужд собственному телу. Ему вонзали под ногти заточенный тростник, лили в рот расплавленный свинец, опускали в котел с кипящей смолой, но никакие мучения не могли сломить его дух. На следующий день Вонифатий с радостью выслушал вынесенный ему смертный приговор.

Спутники святого Вонифатия, решив поначалу, что он, по своему обыкновению, зашел в какую-нибудь таверну или другое подобное место, начали уже беспокоиться из-за его продолжительного отсутствия и отправились на поиски. В городе они встретили брата местного палача, который рассказал им, что накануне был казнен некий римлянин, по описанию похожий на их товарища. Хотя они не могли себе представить, чтобы этим мучеником был весельчак Вонифатий, они все же поспешили в амфитеатр. С изумлением они обнаружили там тело своего спутника, которое выкупили за имевшееся у них золото и с почетом доставили в Рим.

В это время Ангел Господень явился Аглаиде и произнес: «Встань и иди навстречу тому, кто был твоим слугой и товарищем в блуде, а ныне стал нашим братом. Прими его как господина, ибо благодаря ему простятся тебе все твои грехи». С радостью в сердце женщина снарядила пышную свиту, чтобы достойно встретить святые мощи еще на пути в Рим. Так шутка Вонифатия стала пророчеством.

Впоследствии Аглаида построила на месте встречи святых мощей большую и красивую церковь во имя мученика. И, раздав все свое состояние нищим и презрев с тех пор радости суетного мира, она всецело посвятила себя подвигам благочестия и молитвы и со временем получила от Господа дар чудотворения.

Память святого мученика Вонифатия совпадает с первым днем очередного года по гражданскому календарю. В эти первые часы наступившего Нового 2014 года мы по милости Божией собрались в этом храме на Божественную службу, чтобы молитвами прославить святого мученика, который не только своим бессмертным духом, но и своей нетленной плотью пребывает сейчас вместе с нами.

Но более всего мы прославляем сейчас Бога, давшего нам благодатную возможность быть в эту новогоднюю ночь в Его святом храме и благодарить Его «о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас» в уходящем году. Мы благодарим Бога за то, что в минувшем году Он сохранил нашу жизнь в этом мире и сам этот мир; что не потребовал нас на Свой суд с грехами нашими; что отвратил от нас тяжкие болезни, страдания, потери; что сохранил жизнь дорогих нашему сердцу людей; что давал нам все необходимое для жизни временной и жизни Вечной.

Также мы в уходящем году видели, как хрупок этот мир, как то, что казалось постоянным, незыблемым, вдруг с шумом рушится: среди планов и начатых дел неожиданно люди уходят из этой жизни; наводнения, землетрясения, извержения вулканов прерывают привычный ход жизни; как страдают люди, рушатся семьи и общества от различных воин, которые возникают в разных местах планеты… И, как говорит архиепископ Сан-Францисский Иоанн, «льется поток людской через край этого мира – в Вечность».

И тем не менее люди ожидают новой жизни, жизни счастливой и благополучной. Это справедливое ожидание, и такая жизнь возможна, но не надо при этом забывать, что все наши планы, все наши желания и надежды ничего не стоят, более того, являются, как говори апостол, злом (см.: Иак.4: 16), если наша жизнь строится без Бога, если мы устраняем Бога из нашей жизни, надеясь только на свои силы. Только Бог является Господином и Хозяином этой жизни, только Он сохраняет нашу жизнь и полагает ей пределы. Каждый человек, его жизнь, его дела зависят от святой воли Божией, а сама по себе наша жизнь ничего не стоит, она – «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак.4: 14).

Но при всей внешней слабости и беспомощности человек может быть удивительно мужественным и сильным. И силен бывает человек не физически и интеллектуально, а духовно, когда человеческий дух верой соединяется с Духом Божиим, тогда «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4: 13).

Пример такой сверхчеловеческой силы в человеке являет нам святой Вонифатий. Этот несчастный блудник и горький пьяница, наблюдая мучения христиан, их стойкость, несокрушимую веру и любовь к Богу, вдохновился их примером, вдруг увидел всю ничтожность своей прежней греховной жизни и красоту и величие жизни христианской – и всем существом своим уверовал во Христа Спасителя. Он увидел своими духовными очами, что залитая кровью арена амфитеатра прекрасней того жилища греха, где обитал он прежде. Дух его соединился с Духом Божиим – и началась новая жизнь, жизнь настоящая, счастливая, жизнь блаженно-бессмертная.

Мученик Вонифатий был таким же человеком, как и каждый из нас, преодолел свои пороки, достиг святости. Он понимает наши проблемы и готов помочь нам, молящимся у его святой иконы, своим богоприятным ходатайством у Престола Благодати. И через его святые мощи Господь – Источник всех благих и Дародатель – пошлет нашим душам очищающее и исцеляющее врачевание, изгоняющее смертоносный яд греха. Это благодатное врачевание укрепит и предохранит наши души, не допустит заразе вернуться. И действие этого благодатного врачевания простирается на всего человека, не только на его душу, но и на тело, становясь нашим воскресением к новой жизни со Христом. Тогда действительно наша жизнь станет новой, мирной, счастливой.

«Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи», сохраняя нас в мире и спасая молитвами Богородицы и святого угодника Твоего Вонифатия. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Иоанн Кронштадтский – в присутствии Бога

Есть вопросы, кажущиеся простыми. Ответы на такие вопросы почти всегда ошибочны. Например: «Зачем нужны священники?» — «Ну, батенька, это просто. Крестить, хоронить, молебны служить». Ответ неверный. В первую и главную очередь священник нужен для того, чтобы служить Литургию. У многих возникнет вопрос — а что такое Литургия? Первый правильный ответ рождает следующие правильные вопросы.

В храме читают Часы. А в алтаре священник стоит перед жертвенником и приготавливает хлеб и вино для Бескровной Жертвы. Берёт большую просфору и, держа в правой руке копие, трижды осеняет просфору знаком креста. При каждом крестном знамении говорит: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».

Если бы не Литургия, мир давно бы забыл о первом Пришествии Спасителя, и никто бы не был готов ко второму.

Священников на Руси были тысячи. Это были монахи и бельцы, образованные и едва умевшие читать. Одни стали персонажами сказок, другие вошли в святцы. Но никто из них не служил Литургию так, как служил её отец Иоанн Сергиев, он же — праведный Иоанн Кронштадтский.

Этот человек, родившийся на холодном севере и без того холодной страны, воспитанный бедными и набожными родителями, стал эталоном для всех священников до самого Судного дня.

По звуку камертона выстраиваются голоса поющих. Слушая Баха и Моцарта, можно понять, что такое музыка. Понять, кто такой священник, можно, глядя на Иоанна Кронштадтского. По камертону его литургических возгласов стоит настраивать разноголосицу многолюдного священнического хора.

У него многому можно поучиться. Вернее, нет в священнической жизни такой грани, которая в жизни отца Иоанна не засияла бы подобно бриллианту.

1363782890 mpid 34Он был милостив к бедным; непримирим и строг в отношении безбожия и различных умственных шатаний; он помогал начать новую жизнь тысячам людей, опустившихся на самое дно.

Сказать, что он молился горячо, — значит ничего не сказать. Он молился чудотворно, и когда он разговаривал с Богом, то бытие Божие, присутствие Бога здесь и сейчас ощущалось людьми как первая и главная реальность.

В те годы, когда отец Иоанн начал своё служение, Русская Церковь осваивала новый, а вернее — хорошо забытый старый, вид деятельности — миссионерство. Вектор действия был направлен на восток, туда, где на огромных просторах империи жили многочисленные некрещёные народы. Волна миссионерской активности даже выплеснулась за пределы страны: в соседней Японии трудился Николай Касаткин, впоследствии названный равноапостольным.

Иоанн Сергиев хотел послужить делу православной миссии и вначале серьёзно думал о проповеди в далёких краях. Но… Внимательный взгляд вокруг открыл ему картину странную и жуткую. Ничуть не меньше, чем язычники, в просвещении Христовым светом нуждались крещёные люди. Среди богатых и образованных — разврат и вольнодумство. Среди простого народа — невежество, пьянство, озлобленность. Чтобы спасать из адовых челюстей бесценные души, не нужно никуда ехать. Поле для борьбы открывается на каждом шагу, в каждом селе или городе.

Отца Иоанна можно назвать всероссийским батюшкой, но всё же он в первую очередь — кронштадтский. Это в низкие двери кронштадтских лачуг входил он после службы, неся в руках пакеты с едой или лекарства. На улицах этого приморского военного городка озябший бедняк мог нежданно-негаданно получить в подарок от молодого священника пальто или сапоги. Там отец Иоанн причащал умирающих, крестил детей, служил молебны, и там он начал ежедневно совершать Божественную Литургию.

ioann kronshtadtskiy-08Святые будут судить мир. Об этом говорит апостол Павел. Святые уже сегодня судят мир. Судят одним фактом своего существования. Людям было бы легче находить себе оправдания, если бы не было тех, кто преодолевает мирскую логику и живёт Христовым умом. Люди, в сердцах которых нашёл покой Иисус Христос, в исходном положении такие же, как и мы. Они из той же плоти и крови, они — буквально — тем же миром мазаны. Молились тому же Богу, боролись с теми же страстями, читали ту же Книгу.

Почему они светлы, как солнце, а мы нет — загадка. Может, святость подобна таланту, и сколько ни учи ребёнка музыке, Моцартом ему не стать? Возможно. Отец Иоанн служил ту же Литургию, что мы, но нам не дано служить так, как он. Не дано. А может, не хотим?

Литература о кронштадтском батюшке огромна. Это и описание чудес, и различные воспоминания, и злобные прижизненные нападки либеральной печати (святых любят не все). Есть и его дневник — «Моя жизнь во Христе». Со всем этим не то что стоит, а надо ознакомиться. Но каждый раз от разговоров о «Доме трудолюбия», о путешествиях по России с непрестанными службами и частыми исцелениями, о корзинах писем с просьбой помолиться , нужно возвращаться к разговору о главном — о Литургии.

Между словом «Литургия» и жизнью отца Иоанна можно поставить знак равенства. Уже видя на горизонте грозовые тучи надвигавшихся гонений, отец Иоанн показал всему миру, и особенно всему клиру, каким сокровищем мы обладаем и как им надо пользоваться.

«Иоанн» означает «Божия благодать». Это имя, ставшее у нас крестьянским и простонародным, носил Предтеча. Им был украшен любимый ученик Господа. Так же звали самого огненного и златословесного проповедника. В этом же ряду стоит и наш сородич — Иоанн Сергиев.

К святым обычно обращаются словами «моли Бога о нас». К отцу Иоанну можно обращаться так: «научи нас понимать, любить и служить Божественную Литургию».

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ 

http://www.patriarchia.ru

 

Православный Календарь с 27 Декабря 2015 г. по 2 Января 2016 г

Воскресенье, 27 Декабря 2015 года. Неделя 30-я по Пятидесятнице.

Рождественский пост. Неделя святых праотец. Мчч. Фирса, Левкия и Каллиника (249-251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха Александрийских (286-287). 

Симеон-ВерхотурскийПонедельник, 28 Декабря 2015 года. Седмица 31-я по Пятидесятниц.

Рождественский пост. Сщмч. Елевферия, еп. Илирийского, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II). Прп. Павла Латрийского (955).Свт.Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Собор Крымских святых. Прп. Трифона Печенгского, Кольского (1583). Мч. Елевферия Константинопольского (305-311).Прп. Парда отшельника Палестинского (VI). Мч. Вакха Нового. Мц. Сусанны (Сосанны) диакониссы в Палестине. Новосщмч. Иосифа (Петровых), митр. Петроградского (1938) и Илариона (Троицкого), еп. Верейского (1929); пресв. Викторина (Добронравова). 

Вторник, 29 Декабря 2015 года.

Рождественский пост. Прор. Аггея (500 г. до Р.Х.). Мч. Марина Римского (III).Блж. царицы Феофании (893-894). Свт. Мемнона, архиеп. Ефесского. Свт. Николая Хрисоверга, патр. Константинопольского. Прп. Софии (Соломонии), монахини, супруги вел. кн. Василия III. 

Среда, 30 Декабря 2015 года. Рождественский пост.  Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до Р.Х.). Прп. Даниила исп., в схиме Стефана (X). Свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского. 

Четверг, 31 Декабря 2015 года.

Рождественский пост. Мчч. Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287). Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского и Кашинского (1937). Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500). Прославление прав. Симеона Верхотурского (1694).Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского (633-634). Прп. Флора, еп. Амийского (VII). Прп. Михаила сингелла, исп. (ок. 845). 

Пятница, 1 Января 2016 года.

Рождественский пост. Мч. Вонифатия Тарсийского (290). Прав. Аглаиды Римской. Прп. Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188). Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308). Мчч. Полиевкта и Тимофея диакона (IV).Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI). Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552). Сщмч. Капитона, еп. Херсонского. 

Суббота, 2 Января 2016 года.

Рождественский пост. Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия Богоносца (107)  Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908). Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах (1435). Свт. Филогония, еп. Антиохийского (323).Св. Даниила, архиеп. Сербского (1338). Новодворской и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой "Спасительница утопающих", икон Божией Матери.

1-3
Мира и счастья вам в Новом году! Благословение Господне, милость Пречистой Владычицы Богородицы и молитвенное предстательство святых новомучеников и исповедников Казахстанских да пребывают со всеми нами!»

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00