28 неделя по Пятидесятнице (13-12-2015)
Святитель Николай, архиепископ
Мир Ликийских чудотворец
С престольным праздником!
За каждой Божественной литургией мы слышим чтение Священного Писания, где нам преподаются необходимые для нашей жизни уроки и наставления. Сегодня апостол и евангелист Лука повествует нам о чуде, которое было совершено Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, когда Он ходил по Галилее.
Однажды в субботу Он вошел в синагогу, чтобы совершить там молитву, и увидел женщину, которая в течение 18 лет страдала тяжким недугом так, что не могла ходить прямо, а была согбенна. Господь совершил чудо её исцеления. Когда женщина исцелилась, она стала славить Бога. Все, находящиеся в синагоге, также прославляли величие Божие.
Но нашелся человек, начальник синагоги, который решил обличить Христа за то, что Он совершил чудо исцеления в субботу. Боясь напрямую обращаться ко Христу, он стал говорить народу: Разве нет других дней, чтобы получить исцеление? Почему нужно исцелять в субботу? Тогда Господь, кротко взирая на него, говорит:«лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк.13:15-16).
Я бы хотел, чтобы мы обратили внимание на то, при каких условиях было совершено это исцеление. Оно произошло в синагоге, куда иудеи собирались для совершения молитв и псалмопения. Из этого мы можем извлечь урок: если мы хотим иметь общение с Богом, то мы должны как можно чаще посещать дом Божий – храм. Не только в праздничные и воскресные дни, но и во всякий день, когда у нас есть такая возможность.
Господь входит в синагогу для того чтобы помолиться. Это еще один урок для нас. К сожалению, мы, живущие в 21-ом веке, имеем смутное представление о том, что такое молитва. Чаще всего нам представляется, что молитва это когда, проснувшись утром или отходя ко сну, нам нужно открыть молитвослов и прочитать положенное количество молитв. А молитва это такое состояние души и сердца, когда человек постоянно предстоит перед Богом и беседует с Ним. И не важно, в какое время эта беседа совершается. К такой молитве призывает нас Господь. К такой молитве призывают нас святые подвижники веры и благочестия, говоря: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17).
Какие еще уроки с пользой для самих себя мы можем извлечь из сегодняшнего евангельского повествования? Как часто мы ропщем и жалуемся на нашу жизнь. Нам кажется, что другие люди живут лучше нас: они и успешнее нас, и благополучнее, и здоровье у них лучше…
Обратите внимание на эту евангельскую женщину. В течение 18 лет она тяжко страдала. Евангелист не говорит о том, что она роптала, жаловалась или упрекала Бога за тяжелую болезнь. Она приходила в синагогу и кротко молилась. И нам вместо ропота и сожаления необходимо научиться быть благодарными Богу за всё, что Он ниспосылает нам. Нам необходимо осознать, что Бог не желает нам зла и не является нашим врагом. Всё что Он подает нам – подается для нашего блага и спасения. Если Господь посылает нам ту или иную скорбь, потерю или болезнь, - будем принимать это со смирением, кротостью и благодарностью. Да, да, с благодарностью! Святые угодники Божии учат нас быть благодарными Богу за всё. Вспомним святителя Иоанна Златоуста:находясь в ссылке в результате клеветы, претерпевая издевательства конвоя, умирая от нечеловеческих издевательств и поруганий, он говорил: «Слава Богу за всё».
Сегодня за Божественной литургией нашему вниманию также было предложено наставление апостола Павла: «И не участвуйте в бесплотных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф.5:11-18). И далее: «И так, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:14-17).
Дай Бог, чтобы все уроки, которые мы услышали за Божественной литургией, были усвоены нами, и чтобы мы применяли их в нашей повседневной жизни. Дай Бог, братья и сестры, чтобы все мы, проходя поприще Рождественского поста и назидаемые Святой Христовой Православной Церковью, с очищенным сердцем и душою встретили Рождество Христово, и чтобы все мы стали насельниками Вечного Горнего Иерусалима. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2014г
Неослабная ревность о сохранении благодати Святого Духа
Сегодня совершается память святого апостола Андрея Первозванного. Сей Апостол имеет великое значение для русской Церкви. Сохранилось предание, что он в своем благовестническом путешествии доходил до Киевских гор и на них водрузил крест, благословил их и изрек пророчество: «на сих горах воссияет благодать Божия, и великий город будет создан здесь, и церкви многие воздвигнет Господь в нем». Таким образом на Руси, прежде чем создалось здесь русское государство, положено начало Церкви Апостольской, ибо в основании ее положено благовестие одного из апостолов. Предречение св. Апостола Андрея Первозванного о Киеве исполнилось при равноапостольном Князе Владимире. В дни его огонь благодати Святого Духа, сошедший на Апостола Андрея в день Пятидесятницы, воссиял сначала в Киеве и затем по всей Руси. Возникшая на Руси Церковь вошла в состав Церкви Вселенской, в которой благодать Святого Духа, просвещающая и освящающая, пребудет до скончания века.
И каждый из нас причастен сей благодати. В самом начале нашей жизни мы получили ее в таинствах крещения, миропомазания и причащения. И благодарение Богу, многие из нас сохранили сию благодать и при помощи ее значительно преуспели в подвигах благочестия и добродетели. Как жаль, однако, что нельзя сказать этого о всех нас! Возженный в душе каждого из нас огонь благодати едва заметен во многих из нас. Не видно ни света, ни теплоты в душе многих из нас, как будто их совсем не касался огонь благодати, как будто они не христиане, а нехристи, язычники.
Отчего происходит это достойное плача явление? Отчего огонь благодати, дарованный нам, не проявляет своей спасительной силы, не горит в нас, или едва приметно горит? Это от того же, отчего и вещественный огонь в печи или в лампаде погасает. Если хотите, чтобы этот огонь не гаснул, не жалейте дров и масла, подкладывайте дрова и подливайте масло. Подобно сему поступайте и в отношении к огню благодати. Духа благодати не угашайте, поддерживайте горение ее личными усилиями, личной ревностью о преспеянии в жизни духовной. Молим вас, пишет Апостол к Коринфским христианам, не вотще благодать Божию прияти вам; т.е. не думайте, что благодать Божия, дарованная вам, состоит только в прощении грехов и ни к чему больше не обязывает. Нет, Господь требует еще подвигов ревности к исправлению жизни. Ибо, получивши прощение грехов и примирившись с Богом, жить по-прежнему, есть тоже, что снова начинать вражду и напрасно принимать благодать. Благодать не спасет нас при нечистой и бесчестной жизни; напротив, еще усугубит ответственность за грехи наши, если мы после такого великого дара возвратимся к прежним беззакониям.
Итак, от нас требуется, чтобы мы, приняв благодать, при ее помощи потщились жить достойно благодати. Благодать есть свет для нашего ума, ибо она есть огонь. Итак, потщимся упражнять себя в Богомыслии, в изучении истин веры, в ревности к ограждению себя от заблуждений и лжемудрований, так чтобы мы не только сами были свободны от них, но и другим могли дать отчет в нашем уповании и вразумить неверующих и лжемыслящих. Если благодать есть огонь, согревающий душу своею теплотой, то потщимся учение веры усваивать не умом только, но и сердцем, и руководствоваться им в жизни. Благо тому, кто, принимая учение веры к сердцу, услаждается им. Сердце, согретое любовью к заповедям Господним, облегчит исполнение их, ибо любовь имеет такую силу, что любящий не тяготится никакими трудами и подвигами для угождения Возлюбленному.
Возблагодарим, братия, Господа, вложившего в наши души огонь благодати, и будем возогревать его ревностью об исправлении жития и преуспевании в жизни святой и богоугодной.
Последнее причастие игумении Екатерины
На иконах великомученица Варвара часто изображается с Чашей в руках. В молитве мы просим святую даровать «христианскую кончину животу нашему – безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну…» Действительно, святая часто являет чудеса и приходит с Чашей, чтобы причастить умирающих. История о том, как в трудные советские годы святая пришла с последним напутствием к игумении Екатерине, передавалась из уст в уста в семье митрофорного протоиерея Павла Илларионовича Милованова (1923–1991), настоятеля Свято-Никольского собора города Алма-Аты и духовника Казахстанской митрополии.
Будущая игумения Екатерина, в миру Евдокия Яковлевна Иванюк, приходилась родственницей отцу Павлу Милованову по линии супруги. Она родилась в 1867 году в деревне Доротинка Гродненской губернии. Когда ей исполнилось 20 лет, поступила в Свято-Богородицкий Леснинский женский монастырь Холмско-Варшавской епархии. Это был необычный монастырь. Он был основан по благословению преподобного Амвросия Оптинского, находился под духовным руководством святого праведного Иоанна Кронштадтского.Преподобный Амвросий Оптинский, опытный руководитель женским монашеским подвигом, составил для леснинских сестер келейное правило, которое исполняется в обители и поныне. Монастырем управляла игумения Екатерина (Ефимовская), ныне прославленная в Зарубежной Церкви, сторонница деятельного монашества. Ее ученицы основывали и руководили монастырями на окраинах России, открывали школы, шли в больницы, организовывали производства, оказывали медицинскую помощь населению, а после революции, переехав в Сербию, возродили там женское монашество. Сейчас этот монастырь находится во Франции, стараясь сохранить все традиции, которые были заложены его основательницей. Среди заветов игумении Екатерины были: «Быть всем слугой», «Больше дела – меньше самолюбия» и др.
Около десяти лет Евдокия Яковлевна находилась под руководством игумении Екатерины. И эти годы стали фундаментом ее монашеского устроения, сформировав ее как деятельную и собранную во внешней жизни и в то же время любящую внутреннюю сокровенную молитву.
22 января 1896 года Евдокия Яковлевна была переведена в Гродненский Свято-Рождествено-Богородицкий монастырь, который с 1901 года постановлением Синода был приписан к Красностокской обители. 18 декабря 1910 года была принята на служение в Омскую епархию и назначена и.о. настоятельницы Свято-Ключинской женской общины. 7 апреля 1912 года Святейшим Синодом утверждена в должности настоятельницы Свято-Ключинского Знаменского женского монастыря в честь иконы Пресвятой Богородицы Знаменско-Абалацкой с возведением в сан игумении.
По преданию, Абалацкую икону нашел заблудившийся в лесу казах. Он поехал зимой за дровами, но сбился с пути и стал замерзать. В смертельной опасности он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. И внезапно увидел в чаще леса светящийся огонек, подойдя к которому обрел икону, стоящую около тополя рядом с возженной свечой. Из-под корней тополя бил родник. Путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал православному священнику о происшедшем. Священник вместе с сибирскими казаками и проводником-казахом спешно отправился к тому месту. Икона по-прежнему стояла около дерева. После молитвы священник попытался снять икону с дерева, но ни он сам и никто из казаков не смогли этого сделать. Тогда обратились к казаху, который, омыв руки в ключе, снял икону. Образ Царицы Небесной перенесли в церковь, а место обретения иконы и родник стали почитаться среди верующих как святое место. По Промыслу Божиему еще пока не крещенному казаху было даровано обрести чудотворную икону, впоследствии он стал глубоко верующим благочестивым христианином.
На этом месте и был впоследствии основан Абалакский женский монастырь, который проводил большую миротворческую, миссионерскую работу среди местного мусульманского населения – алтайцев и казахов. И в этом служении игумении Екатерине помогал ее опыт, приобретенный в Леснинской обители.
Киргизская духовная миссия как филиал Алтайской миссии, образованной в 1830 году, была открыта в 1882 году. Самостоятельность Киргизская миссия получила определением Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 31 января 1895 года.
После кровавых революционных событий новая власть стала гнать святую Православную Церковь, закрывая храмы, попирая чтимые народом святыни, уничтожая священнослужителей и монашествующих.
От иконы Пресвятой Богородицы исходил яркий луч света, освещая всю церковь.
Устное предание сохранило до нас сведения о том, что однажды ночью, незадолго до закрытия обители, одна инокиня увидела, что монастырский храм весь изнутри озарен светом. Думая, что начался пожар, она разбудила всех сестер, и они во главе с настоятельницей игуменией Екатериной с волнением вбежали в храм. Пожара не было, но от чтимой копии с иконы Семипалатинской Абалацкой Пресвятой Богородицы исходил яркий луч света, освещая собой всю церковь. Пораженные, сестры замерли у порога, не зная, как понимать такое явление, лишь многоопытная матушка-игумения произнесла:
– Готовьтесь, сестры, скоро нас закроют.
В марте 1921 года монастырь официально упразднили, монастырский храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы передали со всем имуществом православной общине поселка Старо-Семипалатинский. Изгнанные монахини и инокини поселились небольшими группами в городе Семипалатинске, арендуя или вскладчину покупая дома у горожан. Монахини продолжали соблюдать монашеские правила, многие из них устроились на работу в больницы медицинскими сестрами. Настоятельницу монастыря игумению Екатерину власти удалили из обители сразу после закрытия монастыря, отправив ее на поселение.
В августе 1937 года матушка игумения была арестована вместе с архиепископом Александром Семипалатинским (Щукиным) и осуждена на тюремное заключение. Часть монахинь отправили в ссылку. А остальных в 1937–1938 годах, как рассказывала Анна Васильевна Самойленко, родственница отца Павла Милованова, ночью вывезли за город Семипалатинск и зарыли живыми в землю! Святые мученицы, молите Бога о нас!
В 1937 году игумения Екатерина была арестована вместе с архиепископом Александром Семипалатинским.
Матушка игумения была отправлена на поселение в Узбекистан, где через доверенных людей смогла наладить переписку со своими родственниками, живущими в Алма-Ате. В последний месяц своего исповеднического подвига она успела известить родственников о явленной к ней Божией милости чрез великую угодницу святую великомученицу Варвару. Перед смертью матушка игумения желала причаститься и собороваться, но в те годы служащих священников было очень трудно найти, тем более для нее, находящейся в ссылке и под наблюдением «уполномоченных органов»!
Игумения Екатерина стала сердечно молиться святой великомученице Варваре, чтобы святая не дала ей умереть без покаяния и причастия. Во время сугубой и покаянной молитвы ей явилась сама великомученица Варвара со святой Чашей и причастила умирающую.
Этот дивный случай всегда помнили в семье. В сложных обстоятельствах все, включая маленьких детей, особо молились великомученице Варваре и всегда получали помощь и утешение. По Промыслу Божиему отец Павел прослужил в Свято-Никольском соборе города Алма-Аты ровно 45 лет – с 1946 по 1991 годы. Один из приделов собора посвящен великомученице Варваре. Каждую неделю перед иконой великомученицы читается молебен с акафистом. Отец Павел знал акафист наизусть и всегда с особым усердием молился святой: «О многострадальная и всехвальная святая великомученице Варваро! Нынешнее наше моление приемши, от всяких болезней душевных и телесных и враг видимых и невидимых нас избави, и от вечнаго мучения твоим богоприятным ходатайством сохрани, да с тобою на земли живых во веки поем Богу: Аллилуия».
Проповедь в день памяти Николая Чудотворца
Всех вас возлюбленные о Господе братья и сестры паки и паки сердечно поздравляю с нашим престольным праздником – днем памяти иже во святых отца нашего святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
По доброй традиции мы только что услышали поздравление воспитанников нашей церковно-приходской школы. Из уст детей мы услышали о святой жизни, которую стяжал святитель Христов Николай. Но мне хотелось бы еще и еще раз обратить ваше внимание на отличительные особенности, которые явил этот святитель Церкви Христовой. Прежде всего, всем нам необходимо обратить внимание на его богатство веры, богатство правды Божией, богатство милости, которые он явил в полноте в своей жизни. Я не случайно выделил именно эти добродетели святителя Николая. Мы, носящие высокое и ответственное звание христианина, также должны явить в своей жизни сокровища нашей веры, правды Божией и милости. Но, к сожалению, именно этих добродетелей у нас не хватает.
Всмотримся в образ святителя Николая. Он, не боясь положить жизни своей, утверждал веру даже тогда, когда ему грозила смертельная опасность. Он всегда боролся за то, чтобы правда Божия исполнялась в этой жизни. Вот так и мы должны, может даже до положения живота своего, твердо хранить Веру Православную, которую мы унаследовали от наших отцов. Стремиться, чтобы правда Божия распространялась в этом грешном мире. И оказывать всем нуждающимся любовь, сострадание и милосердие, - те добродетели, которые соделывают нас полноценными учениками нашего Господа.
Мы не можем не обратить внимание на множество других добродетелей, которыми отличался от прочих людей святитель Николай. Это величайшая кротость и смирение. Это желание жить так, чтобы воля Божия исполнялась. И если мы хотим быть добрыми христианами, нам также необходимо стяжать кротость, смирение, стремиться к тому чтобы не наша, а Божия воля исполнялась в нашей жизни.
Удивительно, что святитель Николай не оставил никаких книг и назиданий, не сохранилась ни одна из его проповедей или поучений, он не пролил кровь за веру. Но почему и поныне так чтит его всякий верующий православный человек? Почему так много людей собирается под сводами храмов в этот день? Потому что он в своей жизни стремился исполнить закон Божий, живя по правде Божией. Если мы хотим быть достойными последователями святителя Христова Николая, если мы хотим, чтобы он услышал наши молитвы и воздыхания и излил на нас свою милость, то давайте следовать его примеру. Будем также сообразовывать свою жизнь с заповедями Божиими, с волей Божией, которые Господь дарует для каждого ради его блага и спасения.
Да, это не простая задача, это высокая планка. Далеко не каждый способен достичь той высоты, которую достиг святитель Христов. Но давайте приложим усилия, чтобы и нам хоть немного подняться от земли, хоть немного стать ближе к Богу, чтобы звание христианина, которое мы получили в Таинстве Крещения, было не просто номинальным. Не только потому мы православные, что деды наши были православными, а потому что мы стремимся ко Христу. Давайте жить так, как должны жить православные люди. Давайте жить так, как жил и трудился святитель Христов Николай.
Частица мощей святителя Николая находится в этом храме. Сейчас, когда мы будем подходить к этим многоценным и многоцелебным мощам святителя Христова, давайте попросим его, чтобы он помог нам жить так, как он жил, чтобы все мы не по букве, а по жизни своей были православными христианами.
Всех вас паки и паки сердечно приветствую и поздравляю с престольным праздником – днем памяти святителя Христова Николая. Святитель отче Николае, моли Бога о нас! С праздником, православные!
Протоиерей Валерий Захаров
СПАСЕНИЕ БОЛГАРСКОГО МОРЯКА
Второго января 2008 года болгарский корабль «Ванесса», гружённый металлом, отплыл из украинского порта и отправился к Бургасу. Погода испортилась. Около 21.30, когда корабль был в часе хода от безопасного Керченского пролива, разразилась сильная гроза. Температура воздуха была ниже нуля, волнение — 10 баллов, скорость ветра — 25–30 м/сек. В мелком Азовском море шторм особенно опасен: едва подует ветер, как встают высокие и мощные волны. В 23.30 сильная волна отрывает левый фальшборт (30-тонный лист металла с длиной 60 м) — отрывает, словно лист бумаги. Сильное волнение относит трубы второго и третьего балластного танка, и туда проникает вода.
Около двух часов моряки безуспешно пытались бороться с напором воды; корабль начал опасно крениться. Ночью, около 1.30, капитан Мирослав Димитров дал приказ об эвакуации. На борту были 10 болгарских матросов и один украинский лоцман.
Корабль должен сделать особый манёвр, чтобы люди могли отплыть на спасательном плоту. Но для этого несколько человек должны остаться на борту, рискуя собственной жизнью. У капитана есть право определить, кому остаться, а на корабле приказы выполняются безпрекословнно. И он обратился к каждому с вопросом: «Ты остаёшься?»
И трое без колебаний отвечают утвердительно, зная, что наверняка погибнут. Мы верим, что милостивый Господь всегда оценит подобное самопожертвование.
После удачного манёвра спасательный плот отплыл. На нём было 7 человек. А на мостике остались четверо: капитан, помощник капитана Петко Мочев, главный механик Георги Желев и механик Николай Димитров.
Но тут Николая, который не успел даже застегнуть свой неопреновый костюм, огромная волна понесла за борт. Последнее, что он успел увидеть, был капитан, который одной рукой держался за леер, а другой держал сумку с корабельными документами.
Было 2 часа 15 минут ночи. Огромная волна вертит безпомощного человека в своей черной пасти. Нет луны, нет звёзд — темнота. Температура воздуха ниже 150С, а температура воды 1–20С. В таком холоде человек превращается в ледяную статую. Стихия воет, 4–5-метровые волны хотят проглотить и раздавить матроса.
Но Николай не один. В карманчике комбинезона находится маленькая икона Святителя Николая Чудотворца. Когда покидали корабль, капитан приказал: каждый должен взять с собой самое ценное, самое необходимое — мобильные телефоны, документы, деньги. Николай взял только икону.
…Когда он вынырнул после падения, то увидел только верхушку мачты «Ванессы»: корабль утонул. Матрос махал руками, кричал, но в ответ слышал только вой ветра.
И тут случилось чудо.
— В тот момент, когда волна схватила меня, я вдруг почувствовал невероятное спокойствие — никакой паники, никакого страха. Много раз на суше я испытывал куда больший страх, чем тогда в море. Как будто кто-то сказал мне: «Успокойся, ты спасён! Только надо подождать».
Так рассказывает Николай. И добавляет:
— Человек должен пережить всё это, чтобы понять, что такое вера и помощь свыше. Я явственно чувствовал, что кто-то держит меня. Не поддерживает, а именно держит, даёт мне силы и жизнь.
Внезапно что-то толкнуло его в спину — это был спасательный ремень, который висел, привязанный к борту мостика. Моряк ухватился за него, и его долгое одиночное плавание началось. Направления нет! С одной стороны до берега 40 км, с другой — тоже 40 км. Ледяная вода плещет ему в лицо и сразу замерзает — чтобы видеть, ему приходилось ломать сосульки. Каждую секунду волны высотой в двух-трёхэтажные здания обрушивают на него десятки тонн разъярённой воды.
К 4.30 Николая заметили с какого-то корабля и попробовали поднять на борт, но сильное волнение дважды срывало эти попытки. В третий раз волна бросила матроса под винт корабля. Огоньки спасательного ремня погасли, и на судне решили, что винт разрезал утопающего на куски. И корабль поплыл дальше.
Николай, однако, остался невредимым. Он безпомощно наблюдал, как уходит его надежда. Это был первый и единственный раз, когда отчаяние сжало его сердце. Он мысленно попрощался с любимыми людьми — с женой Венетой и сыном Валентином.
Именно в этот момент Венета проснулась в их доме в Бургасе. Непонятная тревога пронзила её сердце. Сначала женщина подумала о сыне — пошла в детскую и увидела, что с ним всё в порядке. Потом позвонила мужу, но телефон не отвечал.
Утром друг Николая позвонил и сообщил ей, что корабль «Ванесса» затонул. Он посоветовал Венете быстро пойти в офис компании и там получить дополнительную информацию. Однако Венета — глубоко верующий человек, а поэтому сперва пошла в церковь и упала на колени перед Богом. Это был тот момент, когда всё твоё существо превращается в молитву. Она поставила свечу и помолилась — не только о своём муже, но и о всех его спутниках. Потом она рассказывала, что только тогда боль, раздирающая душу, исчезла.
А одинокий пловец всё плыл и плыл. И когда полная безнадежность охватила его, в сознании Николая зазвучала песня, услышанная когда-то на русском корабле. Поёт её известная русская группа «Любэ»:
Когда минуты роковые настают
И волны чёрные до неба достают —
В недобрый час,
Мы повторяем, как все люди на Руси:
«Помилуй, Господи, нас грешных, и спаси!» —
В который раз!..
Эта песня с заключённой в ней молитвой внушила спокойствие душе несчастного.
— Всё время как будто кто-то говорил мне: «Спокойно! Вот песня звучит — надо только подождать, пока настанет утро. Всё решено о тебе…»
Песня звучала до следующего дня. Третьего января в 12.30 Николай заметил на горизонте корабль — буксир. Он начал кричать и махать руками, и… чудо: судно направилось к нему! Это был русский буксир «Меркурий», который искал выживших. Николаю бросили спасательные ремни и втащили на палубу.
Стоял жестокий холод. Один из матросов на буксире отморозил пальцы так, что их пришлось потом ампутировать. Весь корабль обледенел. А Николай оставался во вполне сносном состоянии.
— Температура воды — 60С, а воздуха — 180С ниже нуля. Почти полярный мороз! Но Николай мог нормально разговаривать. Он даже сам спустился с корабля, сел без чьей-либо помощи в машину, которая и увезла его в больницу, — рассказывает капитан «Меркурия» Владимир Ильич Логвин.
Сам Николай вспоминает, что хотел пробежать несколько метров, чтобы показать врачам, что он здоров. В машине медсестра дважды измеряла его кровяное давление и не верила глазам. 130/80, — а ведь они ожидали увидеть полумёртвого человека! В больнице города Темрюк два профессора делали осмотр и не знали, что написать в эпикризе: ожидали пневмонию, а у него не было даже насморка.
Тот же самый буксир вытащил из моря мёртвые тела помощника капитана и главного механика. Тело самого капитана нашли позже. Через несколько часов после спасения Николая море замёрзло, и остальные мёртвые тела остались подо льдом. Они выплыли лишь через 70 дней — 12 марта.
История иконы, по молитвам у которой был спасён матрос Николай Димитров, такова.
В 1919 году русский царский офицер Николай Валентинович Станиславский привёз в Болгарию икону Святителя Николая. На пути в Болгарию жена Н.В.Станиславского потеряла своего нерождённого ребёнка и с тех пор уже не могла иметь детей. Устроившись в Бургасе, русские эмигранты через несколько лет, во время Второй мировой войны, удочерили местную девочку, которая потом стала матерью Николая. Эту девочку они спасли от смерти, вырвав её из рук озверевших жандармов, которые уже убили всю её семью — партизан из отряда «Национальный кулак».
Николай был назван в честь своего русского деда-офицера. До девятилетнего возраста Николай говорил только на русском языке. Он хорошо знал и русскую литературу. Среди самых дорогих друзей его дедушки был Петя (Пётр) Дяконов — полковой священник. Мальчик много раз видел, как дед молится перед иконой Святителя Николая. Когда дед был уже на смертном одре, он завещал икону внуку: «Она всегда мне помогала, — сказал он, — носи и ты её всегда с собой».
Спасение бургасского моряка — это чудо. Но чудо и то, что Господь даёт нам возможность убедиться: когда мы в ужасе и отчаянии идём ко дну житейского моря — наши небесные заступники держат нас за руку.
Перевод с болгарского: Иванка Господинова
газета "Православный Санкт-Петербург
http://www.diveevo.ru/2/0/1/4024/
Память пророка Наума
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Рождественский пост, которым Святая Церковь мудро предваряет великий праздник Рождества Христова, для каждого христианина является, как говорит святитель Филарет Московский, тем путем, который приводит к Вифлеемской пещере, к месту Рождения Спасителя мира. Когда-то чудесная Вифлеемская звезда привела к яслям Богомладенца мудрецов с Востока и простых пастухов. И сейчас Церковь призывает нас: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк.2: 15). Совершая Рождественский пост, мы идем этим путем, но мы должны быть «осмотрительными путешественниками». На этом пути много сетей, камней и пропастей – это наши грехи и земные заботы. Чтобы не сбиться с этого благодатного пути, чтобы не потерять из виду путеводную Вифлеемскую звезду, нам и помогает Церковь, установив Рождественский пост, который есть воздержание и очищение от грехов через покаяние. Каждому христианину, в мире живущему и постоянно согрешающему, необходимо очистить себя от греховной скверны, чтобы с чистыми сердцем и телом благоговейно встретить грядущего в мир Спасителя и принести Ему в дар это чистое сердце и желание быть истинным христианином, решимость всегда следовать Его заповедям. Только в чистоте сердца и тела мы сможем войти в чистую, Небесную радость Рождества Христова.
Не только через ограничение в пище, но и всем строем предрождественского богослужения Церковь готовит нас к мироспасительному празднику Рождества Христова.
На Рождественский пост в церковном календаре приходится несколько дней памяти ветхозаветных пророков.
С того страшного, катастрофического момента, когда наши прародители Адам и Ева преступили в раю Божественную заповедь и лишились райского блаженства, потеряли возможность жить и общаться с Богом, люди попали в рабство к диаволу, но тогда же началась и история нашего спасения. С того моменты люди жили в ожидании пришествия в мир Мессии, Спасителя людей от греха, проклятия и смерти. Из среды избранного народа Бог периодически выдвигал пророков – особых людей, наделенных силой Божественного Духа, которые возвещали людям волю Божию, учили их истинной вере и благочестию, напоминали о грядущем пришествии Спасителя мира, и этим закладывали основы веры в Него. Пророчество о грядущем Мессии и установлении Царства Божия среди людей, которые исполнились на Господе Иисусе Христе и на Церкви Его, красной нитью проходит через проповеди всех ветхозаветных пророков.
Слова пророков не потеряли актуальности и для нас, когда их мессианские пророчества уже исполнились. Каждому христианину проповеди пророков помогают понять свою веру и хранить ее неповрежденной. Точное исполнение пророчеств о Господе Иисусе Христе, произнесенных пророками за тысячи и сотни лет до Него, свидетельствует всему миру, что через них говорил Сам Бог, что истинный Мессия только один, и Он уже пришел в мир, и другого не будет. Все те, кто называет и будет называть себя мессией, являются самозванцами, «волками в овечьей шкуре» и предтечами Антихриста.
Апостол Петр хвалит тех, кто обращается к ветхозаветным пророчествам: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1: 19).
Среди тех пророков, которых Церковь вспоминает в дни Рождественского поста, есть и празднуемый ныне пророк Наум. Он жил за триста лет до Христа и является одним из двенадцати малых пророков, о которых еще премудрый Сирах сказал: «Двенадцать пророков – да процветут кости их от места своего! – утешали Иакова и спасали их верною надеждою» (Сир.49: 12).
Пророк Божий Наум, само имя которого значит «исполненный утешения», или «утешитель», нес людям утешение и надежду в пророчествах о грядущем Избавителе. Он видит духовными очами грядущее пришествие Того, Кто принесет долгожданный мир народу Божию, видит пришествие Христа: «Вот, на горах – стопы благовестника, возвещающего мир» (Наум.1: 15). Под образом избавления Иудейского царства от ига Ассирии, Церковь разумеет власть диавола, побежденную Христом Спасителем: «Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами. Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля» (Наум.2: 1-2).
До великого праздника Рождества Христова еще есть время. Еще есть время подготовить себя к встрече Спасителя. Церковь заботливо предлагает нам изучать Священное Писание и идти по жизни путем покаяния, молитвы и поста, чтобы не пройти нам мимо Вифлеемской пещеры Рождества, не пройти мимо Родившегося Спасителя нашего, не остаться во тьме и сени смертной, не погибнуть в лапах врага рода человеческого.
«Пойдем в Вифлеем» (Лк.2: 15) за чудесной Вифлеемской звездой, чтобы лучи ее осветили Небесным светом пещеру нашей души, и родился в ней Христос – наш Бог и Спаситель. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
О внимании, вере, интересе, узоре попечения, заинтересованности, участии, уважении
В одном произведении, главный герой говорит: "не встречал людей не верующих - встречал не внимательных". Т.е. Верующий и Внимательный - это одно и тоже, потому что внимание к Промыслу Божьему, к событиям, которые происходят вокруг нас и с нами, открывает перед нами жизнь не как цепь хаотических событий, а жизнь как закономерность. Жизнь, как таинственная книга, в которой от тебя многое зависит и ничего до конца не предначертано. Все сплетено в красивую "ткань", "узор".
Прожить один день ВНИМАТЕЛЬНО - это значит добавить Веры, что и "волосы наши подсчитаны", и что случайного в мире не происходит, что Бог управляет вселенной и каждым из нас, что Бог есть Царь мира и Царь отдельного человека, что все связанно тонкой цепью причинно-следственных связей, и потянув за одну ниточку, ты начинаешь приводить в движение всю вселенную и сам двигаешься от того, что все ниточки двигаются.
Бог бдит и бодрствует над каждым человеком и, если человек будет внимательным, то он начнет замечать за собой это: в успехах и неудачах; в приходах вовремя и опозданиях; в болезнях и исцелениях. Будет постепенно замечаться Его премудрая десница (рука), управляющая человеком аккуратно. Поэтому, вряд ли, есть люди не верующие, если они внимательные. И, вряд ли, может быть верующим, человек, если он не внимателен. Внимание и Вера - родные сестры.
Внимательный человек умом замечает то, что глаза не видят. К счастью, Бог подарил нам, некую, духовную слепоту и мы не видим духовного состояния окружающего мира. Мы не видим насколько грязны сердца людей, не видим свои собственные сердца и страсти, что было бы невыносимо тяжелым зрелищем. Мы не видим нечистых духов, которые пытаются портить нам жизнь; мы не видим Ангелов, которые светлы и велики, и очевидное присутствие которых заставляло ослабеть и онеметь самых великих людей. К счастью, мы духовно слепы по милости Божьей. Но мы должны быть Зрячими умом и умом замечать закономерности, которые не замечает наш поверхностный глаз. Внимательный человек замечает Промысел Божий, неусыпно пекущийся о нас.
Сегодня поразмышляйте, замечая вокруг себя, то что происходит, отматывая "пленку" назад и пытаясь вспомнить свою прожитую жизнь, потому что вся она от рождения до текущего момента была не пристанной Книгой тонких связей, узор, который, писался Господом или нами с помощью Божией.
Будьте внимательны к себе, к своему сердцу, к своим ближним, к тем кто возле вас, кто от вас зависит. Будьте внимательны, потому что Внимательный - это Верующий. А не верующий - это человек суетный, поверхностный, имеющий слабый ум, не постигающий сути происходящих событий.
Протоиерей Андрей Ткачев
https://elitsy.ru/profile/38400/282259/
Православный Календарь с 13 Декабря 2015 г. по 19 Декабря 2015 г.
Воскресенье, 13 Декабря 2015 года. Неделя 28-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Апостола Андрея Первозванного (62). Свт. Фрументия, архиеп. Абиссинского (Индийского, Ефиопского) (ок. 380).
Понедельник, 14 Декабря 2015 года. Седмица 29-я по Пятидесятнице.
Рождественский пост. Прор. Наума (VII в. до Р.Х.). Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Персянина.
Вторник, 15 Декабря 2015 года.
Рождественский пост Прор. Аввакума (VII-VI вв. до Р.Х.). Прпп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила Египетских (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Св. Стефана-Уроша, царя Сербского (1367). Свт. Соломона, архиеп. Ефесского Прмцц Маргариты Закачуриной, Томары Проворкиной, Февронии Ишиной, мц. Марии Дмитриевской, Павлодарских.
Среда, 16 Декабря 2015 года.
Рождественский пост. Прор. Софонии (635-605 г. до Р.Х.). Прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского) (1406). Прп. Феодула Цареградского (ок. 440).Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского (558). Сщмч. Феодора, архиеп. Александрийского (606). Новосщмч. Гавриила, еп. Ганосского (Греч.).
Четверг, 17 Декабря 2015 года.
Рождественский пост. Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (776). Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1504). Новосщмч. Серафима, еп. Фанарского
Пятница, 18 Декабря 2015 года.
Рождественский пост. Прп. Саввы Освященного (532). Свт. Гурия, архиеп. Казанского (1563). Мч. Анастасия. Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV). Прп. Нектария Болгарина, Битопольского и его старца Филофея из Карейского скита, Афонских (Греч
Суббота, 19 Декабря 2015 года.
Рождественский пост. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345). Блж. Максима, митр. Киевского. Новомч. Николая Караманийского, в Малой Азии (1657) (Греч.).
Святая великомученица Варвара, моли Бога о нас!