• slide10
  • slide6
  • slide9
  • slide8
  • slide1

24 неделя по Пятидесятнице (15-11-2015)

 Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России

0 c5335 45ae4a97 L

О гадаринском бесноватом

4IYUjFCFRFoВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование, которое напомнило нам о чуде, совершенном Христом Спасителем в стране гадаринской. Господь, приплыв вместе с учениками в эту страну, встречает бесноватого человека. На вопрос Христа как его имя, он отвечает, что имя его «легион». Перед тем, как завязалась беседа между Христом и этим страждущим человеком, он сказал: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя не мучь меня» (Лк.8:28). Господь исцеляет этого человека, изгнав из него полчища бесов. Бесы просили Христа, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней, которое паслось неподалеку. Господь разрешил им, и всё стадо бросилось с крутизны в морскую пучину и погибло. Жители города Гадары, узнав об этом, вышли навстречу Христу с просьбой не входить в их город. И Господь не вошел в этот город.

Какие полезные для себя уроки мы могли бы извлечь из этого евангельского повествования? Во-первых, злые духи не могут находиться там, где пребывает Бог. Поэтому они обращаются через бесноватого с просьбой не мучить их. Также мы можем сделать вывод, что даже над животными бесы не имеют никакой власти, ведь они просят у Христа разрешения войти в свиней.

Очень часто мы склонны сетовать на то, что враг рода человеческого имеет над нами некую власть. И мы нередко говорим, что дьявол так силен, что может свободно обладать нами. А из этого евангельского сюжета мы видим, что власти-то у дьявола нет никакой. И если мы с легкостью поддаемся на его уловки, то это оттого, что мы не хотим ничего делать для борьбы с врагом рода человеческого.

Сегодня полезно вспомнить наставление, с которым из глубины столетий обращается к нам апостол Петр: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет.5:8). Дьявол делает это потому, что ненавидит Бога и ненавидит нас. Он не желает нам того спасения, к которому призывает нас Господь Спаситель. Когда нас кто-то ненавидит, каково наше отношение к такому человеку? Мы стараемся избегать его, не общаться с ним, потому что понимаем, что ничего доброго от такого человека ожидать не следует. Тогда почему мы входим в дружеские отношения с дьяволом? Да потому что мы с легкостью поддаемся на всё то, что предлагает нам наш враг и враг Божий.

Мы должны знать, что каждый наш грех это предательство Бога, это отступление от Бога, это борьба с Богом. Кто борется с Богом? - дьявол. Значит, и мы становимся на его сторону, - вот что значит совершать грех. А поэтому всякий раз, когда перед нами встает выбор: сказать какое-то слово, совершить какое-то дело, задумаемся над тем, будет ли этим поступком прославляться имя Божие или имя Божие будет поругаемо.

Милостью Божией мы не имеем того страшного недуга евангельского бесноватого, в котором находился легион злых духов. Но в каждом из нас может оказаться место для злого духа. Так будем очень внимательны к самим себе. Будем стоять на страже своего сердца, постоянно прося Бога, чтобы Он Своей благодатью ограждал нас от дьявольской напасти.

Заключительными словами молитвы Господней является прошение об избавлении нас от лукавого. Конечно, это не значит, что Бог должен полностью оградить нас от вражеских нападков, - мы должны пройти через горнило испытаний, дабы очиститься и стать духовно совершеннее. Господь попускает вражеские поползновения, чтобы мы поняли, насколько мы сильны вместе с Богом. Мы сильны, если с нами благодать Божия, молитвенное заступничество Царицы Небесной, ходатайство всех святых угодников Божиих. Какая с нами сила! Имея такую силу, почему мы продолжаем оставаться немощными и слабыми и легко поддаемся на вражеские уловки?      

Огромная духовная сила дана нам, прежде всего, в Таинстве Божественной Евхаристии, а также в тех молитвах, которые мы совершаем в храме и в наших домах. Величайшая сила дана нам в Кресте Господнем. Неслучайно в одном из песнопений мы говорим: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». Дьявол не способен победить благодатную силу Животворящего Креста. А поэтому всякий раз, когда враг искушает нас, будем обращаться к Богу, осенять себя крестным знамением, просить молитвенного заступничества Матери Божией и всех святых угодников Божиих. Будем помнить, что нам дана величайшая возможность быть победителями того, кто желает нашей погибели. Будем тверды в нашем уповании на Бога, в той борьбе, которую совершает в этой жизни каждый  из нас.

Замечательные слова принадлежат Федору Михайловичу Достоевскому: «Дьявол постоянно борется с Богом, и полем борьбы является сердце человеческое». От нас зависит, кто одержит победу в этой непростой борьбе. Так будем же стараться, братья и сестры, чтобы победу одержали мы вместе с нашим Богом! И будем помнить, что нам всё даровано Богом для того, чтобы одержать эту победу. Будем как можно чаще прибегать к таинствам Церкви, особенно к Таинству Причащения, благодаря которому мы соединяемся с Самим Богом. Будем как можно чаще прибегать к молитвам, к чтению Священного Писания, житий святых, духовных наставлений подвижников веры и благочестия, которые оставили нам свой опыт. И будем помнить, что у всех нас есть величайшая сила и защита в Кресте Господнем. Осеняя себя крестным знамением, будем просить, чтобы Господь силою Честнаго и Животворящего Креста Своего избавил нас от всякого зла. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров,2012г

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ АРХИЕПИСКОПА ИОНЫ НОВГОРОДСКОГО

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня день памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского. К сожалению, не многие из нас знают жизнеописание этого подвижника, который жил 500 лет назад. Как, впрочем, и жития многих святых, день за днем празднуемых по церковному календарю.

Но это совсем не значит, что эти святые не влияют на нашу жизнь. Иногда их особое, решительное воздействие, даже вторжение в нашу iona-novgсудьбу, заставляет нас духовно остановиться перед этими святыми незнакомцами и со страхом и благоговением созерцать непостижимые для нас проявления Божественного Промысла. Созерцать и в очередной раз убеждаться, насколько долготерпеливо, прощая все наши грехи, Господь созидает из нас бессмертные существа, храмы Духа Святого в жизнь вечную, как сказано в сегодняшнем апостоле, созидает из нас детей Божиих.

Бывают странные в судьбе человека, но, несомненно, учиненные Богом дни, в которые из года в год происходят значительные, поразительные события. Такие вещи всегда личные и, наверное, каждый может рассказать нечто подобное из своей жизни.

Сегодня, 18 ноября, для меня особый день.

18 ноября 1988 года неожиданно скончался один из насельников Псково-Печерского монастыря, мой самый тогда близкий друг - иеромонах Рафаил (Огородников). Это был человек удивительно искренней и чистой души. Иеромонах Рафаил был духовным сыном отца Иоанна (Крестьянкина) и в 70-80-е годы сам очень многих привел ко Христу. В этот день в 1988 году он попал в автомобильную катастрофу. Под городом Новгородом, как раз в уделе святителя Ионы Новгородского, закончилось его недолгое, но прекрасное земное служение.

В 1992 году в этот же день - 18 ноября - произошло одно, казалось бы, трагическое событие, но благодаря которому были обретены святые мощи патриарха Московского Тихона. В Донском монастыре, который тогда первый год как возрождался после открытия, злоумышленники бросили бомбу с зажигательной смесью в окно малого Донского собора - прямо к могиле свт. Тихона.

Огромная скорбь, в которую были повергнуты все насельники и прихожане Донского монастыря, через несколько месяцев превратилась в радость, потому что именно благодаря пожару, случившемуся в тот день, начались раскопки в малом Донском соборе, и были явлены мощи свт. Тихона, патриарха Московского и всея России чудотворца, в сохранность которых не верили даже многие оставшиеся к тому времени в живых современники святителя.

Замечу, что в этот же день, 18 ноября 1918 года на Поместном Соборе на святителя. Тихона пал патриарший жребий.

Еще одно событие произошло именно в этот день.

18 ноября 1993 года, тоже неожиданно, умерла одна из известных в православной Москве благотворительниц и тайная подвижница Валентина Павловна Коновалова.В годы советской власти – в 1960-е, 1970-е, 1980-е – когда не просто было являть свою христианскую веру, она была настоящей исповедницей.

Валентина Павловна занимала тогда очень высокий пост - была директором продуктовой базы. Можно представить, насколько важный это был тогда человек. Она была хозяйка своего слова и дела, внешне очень грозная. Идеальная дисциплина царила в ее владениях. Весь ее кабинет был завешен иконами. Какое бы милицейское или иное начальство ни приходило к ней, она никогда иконы не снимала, всегда совершенно открыто молилась. Несмотря на свой жесткий, купеческий характер, она была удивительно доброй, благотворила очень многим – нищим, больным, убогим. Жила она очень скромно для своего положения – в обыкновенной хрущевской пятиэтажке на окраине. В этой жизни она ничего не боялась, пережила многие испытания – потерю мужа и единственного сына, но сохранила твердую веру. С трогательным, благоговейный страхом относилась на земле лишь к одному человеку  - своему духовнику отцу Иоанну (Крестьянкину), которому свято верила и была у него в послушании всю свою жизнь.

Но только однажды она преступила это послушание. У нее была катаракта, и она спросила у отца Иоанна благословение лечь на операцию. И вдруг отец Иоанн через меня – я как раз был в Печорах – передает письмо: «Ни в коем случае не ложитесь на операцию. Вы умрете». Все были просто поражены, потому что от таких операций не умирают. Все это было очень необычно. Но отец Иоанн был чрезвычайно настойчив: «Ни в коем случае не ложитесь на операцию». Я был убежден, что она послушает отца Иоанна, хотя мы не могли понять, почему он так твердо настаивает на своем.

Но, к сожалению, произошло по-другому. Приехали какие-то монахи и сказали: «Да, ничего, мы помолимся, Господь тебя благословит, делай операцию, отец Иоанн просто старенький и уже ничего не понимает». Попросили благословения у каких-то очень авторитетных духовников, ей надавали таких благословений множество, она пришла в больницу, легла на операционный стол, и во время операции у нее случился инсульт, она попала в реанимацию. Узнав об этом, я был просто потрясен, с одной стороны, исполнением слов отца Иоанна, и, с другой несчастьем, которое произошло, потому что все любили Валентину Павловну. Связались с отцом Иоанном, он сказал: «Ну что же вы делаете, дорогие, я же не зря говорю, беру на себя такую ответственность». Он сказал нам, что надо делать дальше. Мы дежурили у телефона, и когда Валентина Павловна пришла в сознание, поехали в больницу и успели ее причастить. Хотя она не могла говорить, исповедаться, но горько заплакала перед причастием, понимая свой грех, что впервые в жизни ослушалась своего духовного отца. Она причастилась и мирно отошла ко Господу.

 «Глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезная всем подавая, Едине Содетелю упокой души усопших раб Твоих», - поет Святая Церковь, провожая в последний путь православного христианина. «Глубиною мудрости человеколюбно вся строя и полезная всем подавая»… Всех нас ведет по жизни Промысл Божий, возводя каждую неповторимую человеческую душу к вечности, непостижимыми для нас путями.

Совершается злодеяние – поджог храма, но оно ведет к еще большей славе Божией – обретаются святые мощи великого патриарха Тихона.

Искренне верующий, хотя порой упрямый и даже непослушный человек, перед смертью сподобляется Святых Христовых Таин и, полностью очистившись от грехов, возводится в Царствие Небесное, потому что, мы знаем, человек, причастившийся в день смерти, по преданию Церкви, безболезненно проходит все мытарства. Господь и любовь Его больше нашего упрямства, непонимания и непослушания.

Человек всю жизнь пытается бороться со страстями, пытается искренне служить Богу, казалось бы, неожиданно прерывается его жизнь – я говорю об отце Рафаиле – но светлая его память и искренняя его любовь ко многим и многим людям служит залогом молитв о нем в Церкви. Вспоминаю, как отец Рафаил говорил: «Только бы умереть в Церкви. Тогда даже самому грешному человеку есть надежда светлой, непрекращающейся, единственно необходимой для человека, единственно чаемой жизни с Богом».

Вот  эти истории вспомнились мне сегодня, в этот очень памятный для меня день святителя Ионы Новгородского. Кто-то может сказать, что все это совпадения, но я не дерзну  назвать эти события случайными. И каждый из нас, со вниманием и страхом Божиим, взирая на свой жизненный путь и на особые на этом пути вехи, подобные тем, о которых вы слышали, может только возблагодарить Господа за неисповедимые, непостижимые для нас пути, которыми Он ведет каждого человека ко спасению.

Аминь!

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

http://www.pravoslavie.ru/put/1954.htm

Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси (†1925)

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея Tihon 2России, первый после восстановления патриаршества в России.Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года….

МОСКВА. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Для преосвященного владыки Тихона, верного своему архиерейскому долгу, интересы Церкви всегда были дороже всего. Он противился любым посягательствам государства на Церковь. Это, конечно, влияло на отношение к нему правительства. Именно поэтому он довольно редко вызывался в столицу для присутствия в Святейшем Синоде. Когда же произошла февральская революция и был сформирован новый Синод, архиепископа Тихона пригласили в число его членов. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его, как ревностного и просвещенного архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны, своим правящим архиереем.

Незадолго до своей кончины, в 1908 г. в Петербурге, святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом.

15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и архиепископ Московский Тихон был удостоен сана митрополита, а затем был избран председателем Собора.

ПАТРИАРШЕСТВО

В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

На Соборе все тревожились о судьбе московских святынь, подвергавшихся обстрелу во время революционных событий. И вот, первым спешит в Кремль, как только доступ туда оказался возможным, митрополит Тихон во главе небольшой группы членов Собора. Как волновались члены Собора из опасения за его судьбу: некоторые из спутников митрополита вернулись с полпути и рассказали о том, что они видели, но все свидетельствовали, что митрополит шел совершенно спокойно и побывал везде, где было нужно. Высота его духа была тогда для всех очевидна.

Вступление Святейшего Тихона на патриарший престол свершилось в самый разгар революции. Государство не просто отделилось от Церкви — оно восстало против Бога и Его Церкви.

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Патриарх не уклонялся от прямых обличений, направленных против гонений на Церковь, против террора и жестокости, против отдельных безумцев, которым он провозглашает даже анафему в надежде разбудить этим грозным словом их совесть. Каждое послание патриарха Тихона, можно сказать, дышит упованием на то, что и в среде богоборцев возможно еще покаяние — и к ним обращает он слова обличения и увещания. Описывая в послании от 19 января 1918 года гонения, воздвигнутые на истину Христову, и зверские избиения ни в чем неповинных людей без всякого суда, с попиранием всякого права и законности, патриарх говорил: «Все сие преисполняет сердце наше глубокою болезненною скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной».

Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать IMG 9548церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние.

Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». «Тяжелое время переживает наша Церковь», — писал в июле 1923 года Святейший.

Сам же Святейший Тихон был настолько скромен и чужд внешнего блеска, что очень многие при его избрании патриархом сомневались, справится ли он со своими великими задачами.

Но его безукоризненная жизнь была примером для всех. Нельзя без волнения читать призыв к покаянию патриарха, обращенный им к народу перед Успенским постом: «Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета… Где же причина?.. Вопросите вашу православную совесть… Грех — вот корень болезни… Грех растлил нашу землю… Грех, тяжкий, нераскаянный грех вызвал сатану из бездны… О, кто даст очам нашим источники слез!.. Где ты, некогда могучий и державный русский народ?.. Неужели ты не возродишься духовно?.. Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смо­ковницу? О, да не будет сего! Плачьте же, дорогие братьи и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах вашего отечества, пока оно не погибло да конца. Плачьте о самих себе и тех, кто по ожесточению сердца не имеет благодати слез»….

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»…

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Священномученик Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский (1937)

20110125 1051087062Митрополит Кирилл (Смирнов; 1863– 1937) – великий исповедник Православия даже «до крове», несгибаемый, бескомпромиссный  борец за святость и чистоту Церкви, столп веры и страж правды Христовой. Его очень любил и уважал святой праведный Иоанн Кронштадтский. По просьбе великого пастыря владыка Кирилл его отпевал.

На всем своем многотрудном пути служения Богу священномученик Кирилл проявлял глубочайшую веру и крепкое стояние за церковные уставы. В 1909 году государственными властями было предписано освящать великую агиасму на Крещение на кипяченой воде, однако владыка Кирилл, единственный в Петербурге, совершил великое освящение на Неве, да еще в присутствии Царской Семьи. Он не верил, что сила материального огня выше силы Божией благодати.

Усердием владыки Кирилла было подготовлено и в 1914 году совершено прославление святителя Питирима Тамбовского – нового заступника в трудные для России времена.

Митрополит Кирилл (Смирнов) был одним из самых деятельных участников Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов и непримиримым борцом с обновленчеством.

В 1919 году священномученик Кирилл был впервые арестован и начал свое восхождение на Голгофу. По завещательному распоряжению святителя Тихона, Патриарха Московского, он был назван первым кандитатом на должность патриаршего местоблюстителя. Когда в 1926 году проходили «тайные выборы патриарха», то 72 архиерея высказались за кандидатуру митрополита Кирилла (Смирнова), который тогда находился в заключении. Этими выборами ГПУ решило воспользоваться в своих целях, поэтому к владыке Кириллу в вятскую тюрьму прибыл Евгений Александрович Тучков, начальник VI секретного отдела ГПУ. Он заявил, что не сомневается, что разговаривает с будущим патриархом, и предложил сотрудничество и помощь в «легализации» Церкви, но с условием: «Если нам нужно будет удалить какого-нибудь архиерея, вы должны будете нам помочь… Вы должны сделать вид, что делаете это сами и найти соответствующее обвинение». – «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь», – с достоинством ответил митрополит Кирилл. После этого он был отправлен в ссылку в Туруханск.

Митрополит Кирилл провел семнадцать лет в лагерях и ссылках вплоть до расстрела в 1937 году в Лисьем овраге под Чимкентом. Но и в этих страшных подневольных условиях он, подобно святителю Афанасию Великому и священномученику Ермогену, не переставал ратовать о чистоте Православия и церковного устроения. Его считали совестью Церкви.

На нем в полной мере исполнилось евангельское проречение: когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый (Мк. 13, 11).

До решений ожидаемого всеми, но так и не созванного Собора он призывал сохранять мир и терпение: «…всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывет вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды».

В 2000 году ревнитель о церковной правде – митрополит Кирилл (Смирнов) был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

prihod.eparhia.ru

Святейший Патриарх Кирилл: ложь — это диавольское дело

…«Сегодня, когда обман стал делом обычным, нередко вспоминают стародавние дни, когда русские купцы заключали многотысячные контракты, не ставя своей подписи под договором, а просто сказав друг другу честное слово. Можно себе представить, какой была бы сегодня жизнь, насколько бы она была проста и приятна, если бы доверие присутствовало в общественных и межличностных отношениях. А если мы говорим и творим ложь, то мы разрушаем ткань общественных и личных отношений, мы наказываемся не только в будущем веке, но и кошмаром нашей человеческой жизни, будь то жизнь семейная или общественная.

Ложь порождает не только недоверие, но и нечто большее. Ведь человек, который не доверяет, может по-разному вести себя по отношению к тому, кто, как ему кажется, говорит или совершает неправду. Нередко люди, не доверяющие лжецу, наносят упреждающий удар, опасаясь, что лживый человек может причинить им зло, — поэтому именно ложь провоцирует конфликты и агрессию. И когда сегодня мы слышим слова недоумения и горечи по поводу ожесточения в человеческих отношениях, то нужно помнить, что причиной всему грех, который проявляет себя во лжи».

«Как же должен вести себя христианин?

– Он должен понимать, что ложь — это диавольское дело. Если мы говорим и творим неправду, то мы становимся в одном ряду с диаволом и ангелами его, потому что он есть лжец и отец лжи. У христианина не может быть иной жизненной позиции, кроме как утверждать правду и быть на стороне правды.

Очень трудно уберечься от лжи в многоразличных, весьма сложных человеческих обстоятельствах. Некоторые считают, что ложь есть способ уберечь себя — от гнева начальства, от неприязненного отношения окружающих, и многие используют ложь как защиту. Но бывает и так, что мы с легкостью используем ложь не только как защиту, а просто произносим пустые и лживые слова, развлекая небылицами самих себя и тех, с кем мы общаемся. Поэтому нужно помнить, что всякое лживое слово есть грех пред Богом».

«Когда-то, еще ребенком, – вспомнил Святейший Патриарх, – беседуя со своим покойным благочестивым родителем, я спросил его: «Папа, как же можно прожить жизнь и не говорить неправды?» Отец ответил мне нечто, что я до сих пор храню в своем сердце как его заповедь — думаю, и заповедь Божию. Он сказал мне простые слова: «Сынок, никогда не говори неправды, но кто тебя тащит за язык говорить всю правду?» Думаю, что это самая правильная и богоугодная позиция в ситуации, когда слово правды может нанести вред нам самим или окружающим нас людям. Тогда нужно удержать язык свой от зла и сотворить благо (см. Пс. 33:13-14). Именно так — золотым молчанием — и святые отцы, и подвижники благочестия отвечали на всяческую человеческую неправду, особенно ту, что подталкивала их отвечать неправдой на неправду»

www.pravoslavie.ru

Не испытывай судьбы Божии. Притча старца Паисия Святогорца.

f463f7c2fed0e6e6bbd3b8aac1830089Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой благочестивые и праведные люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: - Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Услышав сие, старец спустился в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога.

Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался. Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить на место, но не заметил, и кошелек упал в траву.

Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился он у источника, набрал водички, вынул хлебушка из платка и стал есть.

Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник и с изменившимся от гнева лицом набросился на него. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскав всю одежду бедняка, ничего не нашел и ушел огорченный. Старец тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о несправедливом убийстве, молился Господу и говорил:

- Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя неправду? Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной убит неправедно.

В то время, как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему:

- Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай.

Тот, кто потерял дукаты - сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне.

Другой бедняк, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: "Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!" Конечно, Господь простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом - как тот Его просил - и взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие!

Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и становится монахом.

Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божьей, по причине, которую люди не знают.

Старец Паисий Святогорец.

WWW.elitsy.ru

Проповедь в день Архангела Михаила.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сердечно приветствую вас и поздравляю с праздником в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных.

Сегодня ликует Небо, вместе с Небом ликует и земля. Сегодня мы прославляем Небесное Божественное воинство, о котором нам мало что известно. Что мы знаем об этом невидимом нам ангельском мире? Лишь немногое открыто нам Священным Писанием. Нам известно, что ангельский мир был сотворен раньше, чем физический мир: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Всегда отцы Церкви учили нас, что под «небом» подразумевается духовный, ангельский мир. Также мы знаем, что ангелы являются бесплотными духами. Но они являются тварными духами, в то время,  как единственным Нетварным Духом является - наш Господь.

Слово «ангел» греческое, в переводе на русский язык оно означает «вестник». То есть это наименование указывает не на природу ангелов, а на их служение, - они являются вестниками воли Божией нам, живущим на земле людям. Из Священного Писания мы знаем, как неоднократно ангелы возвещали Божественную волю людям.  Ангел это сила Божия всегда направленная к добру.

Святая Церковь учит нас о том, что ангельский мир состоит из девяти чинов которые образуют три триады. Об этом писал ученик апостола Павла святой Дионисий Ареопагит, первый епископ Афинский. В первую, наиболее приближенную к Богу триаду входят Престолы, Херувимы и Серафимы. Среднюю триаду составляют Господства, Силы и Власти. Третья, наиболее приближенная к нам триада состоит из Начал, Архангелов и Ангелов.

103594199 4135772 soborMihailaoptУ некоторых может возникнуть вопрос: с чем связан сегодняшний праздник и почему именно в этот день мы его празднуем?

Дата праздника выбрана не случайно. Если мы внимательно всмотримся в историю Ветхого или Нового завета, то мы не найдем связанного с ангелами  значимого события, которое произошло в этот день. Если мы посчитаем от марта, - а в ветхозаветном мире начало года отсчитывалось именно от марта, так как в это время произошло творение мира, - то ноябрь будет девятым месяцем, указывающим на девять ангельских чинов. А почему именно восьмой день ноября (по церковному календарю)? Весь мир, как духовный, так и физический, Бог творил шесть дней и в седьмой день Он почил от дел Своих. Седьмой день творения продолжается поныне и будет продолжаться до тех пор, когда Господь во второй раз придет на землю и совершит Суд над всеми людьми, когда-либо жившими на земле, который для многих будет страшным. На этом Страшном Суде примут непосредственное участие ангелы. Поэтому восьмой день девятого месяца от марта был избран для празднования Небесных Бесплотных Сил.

Нам необходимо всегда молитвенно обращаться к этому невидимому ангельскому миру, прося его заступничества и предстательства перед Господом. Мы знаем, что каждому из нас дан Ангел-хранитель, который является нашим спутником не только в земной жизни, но и при нашем переходе от земли на Небо. Когда душа человека расстается с телом, происходит борьба между добрыми духами –  ангелами и духами, которых мы называем бесами. Эта борьба происходит потому, что враг рода человеческого ненавидит Бога и ненавидит Его творение человека, он знает, что самым дорогим для Бога является человек: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). И при переходе в горний мир человеческой душе очень необходима помощь её Ангела-хранителя. Мы должны дорожить дружбой с нашим Ангелом-хранителем.

Дорожим ли мы этой дружбой в нашей повседневной жизни? Совершая грехи ежедневно и ежечасно, мы отгоняем от себя нашего Ангела и не даем ему приблизиться к нам. Он – Божественный посланник - является духом света, чистоты, правды, любви. А там где ненависть, злоба, там, где вместо света тьма, - разве там может быть место для ангела света? 

Если мы хотим, чтобы дружба с Ангелом-хранителем была настоящей, то нам нужно стремиться к той же правде, к которой стремится наш Ангел; нам нужно иметь в своей душе такую же любовь, которой обладает наш небесный покровитель. Тогда есть надежда на то, что Ангел-хранитель не оставит нашу душу, когда она будет переходить из временной земной жизни в Жизнь Вечную.

Но, как учит нас Святая Церковь, помимо светлых и добрых духов есть духи злобы. Какова их природа, чего они желают? Их цель – уловить нас в свои сети и погубить не только в этой жизни, но и в Жизни Будущего Века. Каким образом происходит это уловление? Отцы Церкви говорят, что дьявол имеет возможность воздействовать на человека. В самом начале появляется прилог – некая мысль в нашем сознании. Затем мы начинаем проявлять к нему интерес. И он как вирус начинает овладевать нашими чувствами, и вот мы совершаем грех словом или делом. Поэтому как необходимо быть очень внимательным к тому, что появляется в нашем сознании и к чему это может привести? К ярости, к обиде, к осуждению, к желанию взять что-либо чужое?... Не будем давать возможностей врагу рода человеческого побеждать нас! Будем постоянно бороться!

4079534

Почему на иконах Архангела Михаила изображают в виде воина, ведь он дух, а духа изобразить невозможно? А потому, чтобы всякий человек, подходя к иконе, вспомнил, что и он воин, что он постоянно в центре брани между Богом и дьяволом. Никто не может стоять в стороне, все мы воины в этой борьбе. Дай Бог, чтобы  все мы могли достойно совершать эту борьбу. Не будем бояться этой борьбы, не будем отчаиваться, будем помнить, что вместе с нами в этой борьбе наш самый верный друг – наш Ангел-хранитель. И, конечно, Архистратиг Божий Михаил, память которого мы сегодня совершаем.

Желаю, чтобы все мы были похожи на то изображение, которое мы видим сегодня на аналое. Будьте воинами Христовыми, такими же какими является Архистратиг Божий Михаил. С праздником, православные!

Протоиерей Валерий Захаров, 2014 г

Православный Календарь с 15 Ноября 2015 г. по 21 Ноября 2015 г.

Воскресенье, 15 Ноября 2015 года. Неделя 24-я по Пятидесятнице.

Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345). Прп. Маркиана Кирского (388). Новосщмчч. еп. Викторина и иерея Василия (Лузгина) (1918). Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654-1655). 

Понедельник, 16 Ноября 2015 года. Седмица 25-я по Пятидесятнице.

Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсимы (Акепсима), пустынника Сирийского (IV). Прав. Снандулии Персидской (IV). Прп. княж. Анна, дочери кн. Всеволода I Ярославича. 

Вторник, 17 Ноября 2015 года.

dsc 0321Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I). Прп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV).Прп. Никандра Городноезерского (XVI). Блж. Симона Юрьевецкого. Сщмч. Исмаила Базилевского, пресвитера Карагандинского (1941)

Среда, 18 Ноября 2015 года.

Мчч. Галактиона и Епистимы (III). Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России. Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия и Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX). Мчч. Домнина, Тимофея, Феофила, Феотима, Дорофея, Евпсихия, Картерия, Памфила, Агафангела и Кастора, Палестинских.

Четверг, 19 Ноября 2015 года.

Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исп. (350). Преставление прп. Варлаама Хутынского (1192). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Луки, иконома Печерского. в Ближних пещерах (XIII).Прп. Варлаама Керетского (XVI). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (ок. 800-820). 

Пятница, 20 Ноября 2015 года.

Собор новомучеников Чимкентских. Сщмч. Кирилла, митрополита Казанского и Свияжского, Чимкентского (1937)

Мучеников в Мелитине. Прп. Лазаря Галисийского (1053). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Новосщмч. Кирилла (Смирнова), митр. Казанского.Иконы Божией Матери Взыграние (1795). 

Суббота, 21 Ноября 2015 года.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных: Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Прав. Марфы, кн. Псковской. 

 

   20111120 1858492413

Тропарь Небесным Чинам Бесплотным

Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00