• slide1
  • slide10
  • slide6
  • slide8
  • slide9

21 неделя по Пятидесятнице (25-10-2015)

 Святитель Николай, митрополит

Алма-Атинский и Казахстанский исповедник 

nickolas kaz big

 25 октября 2015 года Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает 60-летие преставления святителя и исповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского.

 

zx168

 «Ныне мы молитвенно празднуем память небесного покровителя земли Казахстанской - священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. Этот день - особый повод для всех нас вновь обратить свои духовные взоры к подвигу великого подвижника земли нашей, вознести к нему теплые и усердные молитвы, оценить свои намерения и поступки через сопоставление с житием, трудами и деяниями священноисповедника    Николая.

«Всю свою жизнь - от рождения в скромном сельском домике псаломщика, через преподавательскую и ректорскую деятельность в семинариях, через долгие годы советских лагерей и ссылок, до митрополичьей кафедры - святитель Николай без остатка посвятил Богу и людям. Он твердо знал, что, «если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает». Эта преданность воле Божией давала силы владыке Николаю всегда и везде не терять своего христианского достоинства и помогать жить другим людям».

«Как драгоценное наследие архипастыря-исповедника, мы имеем его творение - книгу «Тайна души человеческой», в которой святитель Николай дает краткое, но весьма четкое изложение святоотеческого учения о страстях и путях борьбы с ними. Не только победа над грехом и стяжание добродетелей, но и сама жизнь человеческая, по мысли святителя Николая, невозможна без единения с Богом: «человек может жить только тогда, когда войдет в живое общение со своим Богом, Который есть истинная самосущая Жизнь и полнота благ. Вне этого благодатного общения, вне приобщения этой Жизни человек не может жить».

 «Пусть жизненный пример священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, его молитвы у Престола Божия, его проповеди и духовно-нравственные сочинения даруют нам силы и мужество быть достойными своего христианского звания, научат нас бороться с грехом, вдохновляют к совершению благих поступков, «чтобы люди видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф.5:16)».

 Из проповеди митрополита Александра.

ОТРЫВОК ИЗ ПРОПОВЕДИ СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКА НИКОЛАЯ,

 МИТРОПОЛИТА АЛМАТИНСКОГО И КАЗАХСТАНСКОГО

116 ff30dde8

Сейчас отверзутся Царские Врата, и Церковь будет приглашать вас: "Со страхом Божиим и верою приступите!" Разный бывает страх. Когда человек, например, совершит какое-либо преступление, то он испытывает страх пред судьею своим в ожидании положенного ему по закону наказания. Испытывает страх и стыд и перед всеми людьми, которые узнали о его злых делах. Но это — страх человеческий! И не дай Бог вам испытать его! Здесь говорится о "страхе Божием", о том страхе, с которым предстоят Престолу Божию Ангелы и Архангелы, закрывающие лица свои от величия славы Божией и боящиеся чем-либо оскорбить Бога. Такой же сыновний страх, благоговение испытывают и святые Божии человеки. Этот страх Божий — лишь проявление любви к Богу. Вот такого именно "страха Божия" я вам молитвенно желаю.

И еще говорит Святая Церковь: "С верою приступите!" С верою в то, что во Святой Чаше действительно находятся Животворящие Тайны — Тело и Кровь Христовы, что Господь Иисус Христос для того и приходил на землю, чтобы нас всех, грешных, спасти. Если с таким настроением будете вы приходить к Святым Тайнам, то причащение их будет вам во спасение. Постарайтесь же сосредоточиться сейчас на этих мыслях и чувствах.

Должен я еще сказать, что очень скорблю, когда вы сразу после причащения, не выслушав благодарственных молитв, уходите домой. Так было в прошлую субботу. Причащалась вся Церковь, а затем половина разошлась. Неужели мы будем так неблагодарны, что вымолив себе у Бога это великое сокровище, не поблагодарим Его за это?!

Положите все сейчас земной поклон! Земной поклон Самому Господу Иисусу, идущему вам навстречу во Святых Своих Тайнах. Аминь.

 Воскрешение сына наинской вдовы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В нынешний воскресный день Святая Церковь предложила нашему вниманию евангельское повествование, напомнившее нам о чуде, совершенном Господом и Спасителем Иисусом Христом у ворот города Наин. Апостол и евангелист Лука свидетельствует о том, как Господь, окруженный Своими учениками и множеством людей, приближался к городу. В это время из ворот выходила похоронная процессия: хоронили отрока, сына вдовы. Господь сжалился над бедной вдовицей и, обращаясь к ней, повелительно сказал «не плачь». А лежащему на одре  умершему отроку сказал: «юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14). К удивлению всех юноша сел и стал говорить. Весь народ объял страх, люди славили Бога,  говоря:  «великий пророк восстал между нами» (Лк. 7,16).

Какие полезные уроки мы можем извлечь из сегодняшнего Евангелия? В Наине Христа никто не ожидал, но Он спешит со Своими учениками в этот город. Он спешит туда, чтобы утешить и дать отраду бедной вдовице. В этом – милосердие Божие к человеку, который испытывает страдание, боль, потерю. И не только тогда, но и ныне Господь также спешит к каждому из нас для того, чтобы утешить, поддержать, успокоить и LM3healдаровать нам всё полезное и необходимое для нашего спасения.

Наверное, многие могут сказать, что и в своей жизни они неоднократно испытывали близость Бога всякий раз, когда молитвенно обращались к Нему, прося о помощи, и получали всё необходимое для своего спасения. Но кто-то может сказать: «А я молился Богу, просил Его о помощи, но Бог не откликнулся». Если мы будем думать, что Бог далеко и не слышит наших к Нему обращений, - то это не правильно. Эта ложная мысль навевается нам самим врагом рода человеческого дьяволом, который клевещет нам на Бога. Бог слышит каждого из нас. Но почему Он не всегда готов ответить нам? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, в чем заключается воля Божия. А она заключается в том, чтобы никто из живущих на земле людей не погиб, но имел Жизнь Вечную.

К сожалению, часто то, о чем мы просим Бога, не ведет нас к спасению, а уводит от единственно истинного пути, идя по которому мы можем приблизиться к Царству Небесному, – в этом заключается смысл нашей жизни. Хотя мы рождены здесь на земле, но мы предназначены Небу. Вся наша земная жизнь должна быть стремлением достижения Царства Небесного.  Вот почему Господь не всегда откликается на наши прошения? Потому что они далеко не всегда могут послужить нам во благо, послужить нашему спасению.

Ежедневно мы читаем молитву Господню «Отче наш». В ней мы произносим такие слова: «Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли». Но задумываемся ли мы над смыслом этих слов? Не получается ли в нашей жизни так: «Господи, не как Ты хочешь, а, как я хочу». Если Господь не откликается на нашу молитву и не подает просимое, то мы должны сделать для себя вывод: наверное, это не полезно мне или моим ближним. 

Совсем недавно мы отмечали великий праздник Рождества Божией Матери и вспоминали родителей Пресвятой Богородицы праведных Иоакима и Анну. На протяжении всей жизни они непрестанно молились Богу о даровании им ребенка. Это один из примеров того, что не надо оставлять ту или иную молитву, даже если мы думаем, что Бог не слышит нас, или хочет испытать нас.  Бог не испытывает нас, но иногда медлит для того, чтобы мы закалились в этих испытаниях.

И вот на что еще я хотел бы обратить сегодня ваше внимание. Нам всем приходится расставаться с нашими родными и близкими. При этом  мы всегда тяжело скорбим, печалуемся… Эта скорбь приводит некоторых людей в уныние и даже отчаяние. А сегодня мы слышали слово Христа, обращенное к матери, хоронившей своего сына: не плачь.

В Ветхом Завете во Второй книге Царств повествуется о том, как царь Давид глубоко переживал и скорбел о тяжелой болезни своего сына. Это было большой раной в сердце царя. Он отказался от воды и хлеба, снял с себя царские одежды и, уединившись, лежа на земле, со слезами просил Бога исцелить его сына. И вот сын умер. Все окружавшие царя боялись сказать ему об этом. По виду своих слуг Давид понял, что что-то случилось. Он догадался, что случилось то, чего он больше всего боялся. На удивление всех царь умыл свое лицо, одел царские одежды и попросил дать ему хлеб. Изумленные придворные спросили царя: «Когда сын твой был жив, ты приобрел образ раба, постился и плакал. Но теперь сын умер, ты потерял свою надежду и опору. Почему ты не продолжаешь скорбеть?» Давид ответил: «Тогда сын был жив, и я усердно молился о нем, ибо думал: не помилует ли меня Господь и дитя останется живо? А теперь, когда я не могу возвратить егоо, зачем мне печалиться и поститься» ( См. 2 Книга Царств, 12, 16-23).

Казалось бы, какой противоестественный поступок совершил Давид. Как это не похоже на нашу жизнь, ведь мы-то меньше скорбим тогда, когда человек жив, и начинаем по-настоящему скорбеть и приходить в уныние и отчаяние, когда его с нами нет. Давид знал, что есть Бог, и что человек не умирает и не уничтожается навеки. И мы должны знать, что для нашего близкого человека наступил сон, успение. И он проснется, - в это мы верим. А если он проснется, то неужели нужно приходить в уныние и отчаяние, расставаясь с дорогим человеком. К каждому из нас Господь обращается с этими же словами: «Человек, не плачь. Молись об усопшем  усердно. Чтобы Я упокоил его в Жизни Будущего Века». Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2012г

МОЖЕТ, Я УСТРАШУСЬ ОТ ТОГО, ЧТО ЖИВУ...

Самый главный экзамен

Есть вещи, которых ни один человек не может избежать. И, наверное, в ряду этих вещей самое первое место занимает смерть. Когда ты знаешь, что на твоем пути находится глубокая яма или ров, наполненный водой, то будет совершенным безумием проигнорировать этот факт и в эту яму упасть. Но еще большее безумие – не помнить о смерти, которая есть удел всех земнородных. Можно выбраться из ямы, но ни одному человеку, который не помнит о смерти и потому не готовится к ней, не удастся вторично пройти этот самый главный в жизни экзамен.

Смерть действительно становится таким экзаменом, потому что она подводит итог всей прожитой жизни, который уже нельзя изменить. C чем мы пришли к этой черте, с тем мы ее и переступим, и этот «багаж» последует за нами в вечность. Ведь здесь, на земле, задается некий вектор движения человека – к Богу или от Бога, – а в вечности движение продолжается. Если жизнь человека не была стремлением к Богу, то, как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, «ничто из того, что не началось здесь, не может продолжиться там».

Когда мы помним о смерти, то так же регулярно вспоминаем и о том, что нужно груз грехов, недостатков, привычек, недостойных поступков сбросить, чтобы не тянуть его с собой в вечность. Когда мы о смерти не вспоминаем, утешаясь мыслью о том, что еще будет время это сделать, то можем просто не успеть. Ведь никто не знает, когда смерть придет. Многие святые молились Богу о том, чтобы Он известил их о времени отшествия. И порой Господь действительно такое извещение давал. Но необходимо именно желание узнать и подготовиться. У иеромонаха Василия (Рослякова), убиенного в Оптиной пустыни, есть переложение одного из псалмов:

Покажи мне, Владыко, кончину мою,

Приоткрой и число уготованных дней.

Может, я устрашусь от того, что живу,

И ничто не осилит боязни моей.

«Устрашусь от того, что живу» – потому что придется умирать и отвечать за то, как прожил. И вот этот страх должен стать сильнее всех прочих страхов, которые есть на земле. И тогда о смерти сложнее забывать.

Путь в бездну или восхождение?

Однако не менее важно готовиться еще и к тому, что смерти, при естественном ходе вещей, предшествует – к старости. Ведь в старости все качества, навыки, привычки, как хорошие, так и дурные, будто помещаются под увеличительное стекло. Это период, когда проявляется все, что успел человек прежде «собрать».

Собственно говоря, подготовкой к смерти является жизнь. Можно сказать, что человек жил, а можно сказать, что человек умирал. Потому что в момент, когда мы рождаемся, мы начинаем свое движение к смерти. И это, наверное, покажется кому-то просто ужасным, но здесь как раз встает вопрос об отношении к смерти. Если она для нас – конец всему, то это мрачно и очень тяжело. Если же относиться к смерти как к моменту перехода в вечность, когда для нас открываются эти дотоле закрытые двери, то тогда движение от рождения к смерти приобретает совершенно другой характер: смерть – не путь в бездну, а восхождение.

Мне довелось быть свидетелем того, как одна нецерковная женщина, прочитав книгу архимандрита Рафаила (Карелина) «Умение умирать или искусство жить», призванную максимально отрезвить человека, вместо того, чтобы испугаться, как я того ожидал, вдруг сказала, что ей стало невероятно легко. Она объяснила, что почувствовала себя совершенно свободной от суеты и многопопечительности, которой жизнь наполнена. В свете памяти о смерти многие вещи перестают быть столь важными – отпускают, действительно освобождают.

Конечно, человек не должен смерти ждать с нетерпением, это в корне неправильно. Потому что протяжение жизни, данное нам Богом, это ровно то время, которое нам нужно для спасения. Поэтому желание скорее уйти, как-то повлиять на этот процесс носит греховный характер. Это нетерпение, несмирение и, самое главное, недоверие Господу. И если уж великие святые, умирая, просили, чтобы Господь дал им еще время на покаяние, то что говорить о нас? Куда нам в этом смысле торопиться?

Смерть человека – это всегда тайна. Потому что ведение этой тайны было бы для нас неполезно. Существование смерти как таковой должно человека не подавлять, не приводить в состояние паники, но так или иначе должно его страшить – тем страхом, который отрезвляет. Человек, идущий на войну, обязательно должен бояться, иначе он в первом же бою безоглядно вылезет под пулю и погибнет. Но в то же время если такой боец побежит куда-то в панике, то его убьют уже по этой причине. Загадочность смерти способствует правильному и трезвому к ней отношению.

«Клиническая» смерть?

В христианстве неслучайно нет четко сформированного представления о том, что происходит с человеком в момент смерти, потому что нет единого опыта. Наоборот, свидетельства людей, которые переживали клиническую смерть и которые потом об этом могли рассказать, достаточно различны. Тем более, что одно дело, когда человек действительно умирает и уже предстает перед Богом, а другое дело, когда он находится в состоянии, получившем название клинической смерти. Но смерть ли это как таковая? Человек может не дышать, у него может не биться сердце, а с духовной точки зрения является ли это смертью? Как на этот вопрос ответишь? Безусловно, мы можем найти примеры в житиях святых, порой даже в окружающей нас жизни, когда человек действительно умирал, и душа его восхищалась на суд к Богу, или же когда оценку прожитой им жизни давал его Ангел Хранитель или святой покровитель, но при всей разности таких ситуаций всегда присутствовал главный посыл: ты жил и не готовился к смерти – возвращайся, у тебя есть возможность исправиться.

Если же говорить о тех опытах, которые получали люди, пережившие клиническую смерть, и о которых написаны многие статьи и книги, то в них ничего подобного нет. Речь идет о каком-то свете в конце тоннеля, о некоем утешении – и, собственно говоря, руководствуясь этими свидетельствами можно легко принять решение об эвтаназии, о суициде. Ведь если там для всех все так однозначно хорошо, независимо от того, как кто жил, то почему бы туда не отправиться, когда здесь плохо?! И готовиться к смерти не нужно, потому что все равно тебе будет там, за гробом, «светло». Но так не бывает. То, к чему человек не готовится, никогда не будет хорошим. Идешь на экзамен неподготовленным – обязательно его провалишь. Бывает, конечно, когда человек случайно отвечает удачно, но смерть – не тот экзамен, на котором можно ответить случайно.

Опыт доверия

Важно помнить, что страх перед смертью является показателем греховности человека, однако греховности не как совокупности всех пороков и страстей. Мы можем видеть людей, которые грешат очень много, а смерти не боятся. Но это происходит потому, что их сердце стало настолько бесчувственным, что даже страх смерти через этот панцирь уже не может пробиться. Греховность, о которой я говорю, заключается в недоверии Богу, в маловерии как таковом и в нежелании что-либо исправлять. Потому что само желание исправления и труд исправления дают утешение, и панический страх уходит. Нам решительно необходимо доверие Богу: и в течение всей нашей жизни, и в самой смерти своей. Рано или поздно придется умирать, и в тот момент, когда мы будем уходить, Господь нашу душу от тела отделит Своим изволением, и нам останется только с этим смириться. И эта мысль, мне кажется, должна помогать нам здесь вновь и вновь доверяться Богу. И в мгновение, когда уже логики будет мало, а останется только этот накопленный всей жизнью опыт, он-то в свою очередь и поможет вновь довериться Тому, Кому только и можно в ту секунду довериться – Богу не мертвых, но живых.

 

Игумен Нектарий (Морозов) - http://www.pravoslavie.ru/smi/71609.htm

ПОЧЕМУ БОГ НЕ УНИЧТОЖИТ ЗЛО?

Зачем существует зло?

…как непослушанием одного… сделались многие грешниками, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Рим. 5, 19

Ты свободен; и если хочешь погибнуть, то природа твоя удобоизменяема. Святой Макарий Великий

Зло могло быть побеждено еще в раю. Сатана, творение, наделенное свободной волей, мог быть побежден только свободным творением, и эту победу должен был одержать Адам – победить зло в раю, как человек, и тем осуществить свое Богочеловечество. Но он этого не сделал.

Господь мог бы, как и может, всемогуществом Своим воспретить злу присутствовать в мире, совершенным словом Своим просто уничтожить его. Но Он поступил иначе, потому что тому живому, что Он сотворил, и ангелам, и человеку, Он дал свободную волю. И, однажды даровав человеку свободу, Господь никогда ее не отбирает.

Бог спасает человека иначе: Сам становится Человеком в этом мире, во всей полноте принимает на Себя человеческую природу, чтобы все-таки победить зло не как Бог, а именно как Человек, а потом дать возможность каждому человеку снова приобщиться к Богу, чтобы снова победить.

И Он побеждает сатану во всей силе Своей человеческой природы, во всей полноте ее богоприобщенности, чтобы каждому из нас тоже даровать такую возможность снова и снова своим свободным произволением побеждать зло, приобщаясь к добру.

Но в нас живет память о согрешившем Адаме, и эта память вновь и вновь толкает нас обмануть Бога, согрешить против Него, коснуться запретного плода, стать самодостаточным в самом себе.

Мы гораздо более сопричастны добру, чем искажены злом. Зло, не имеющее сущности, явившееся лишь следствием недуга человеческой души, не в состоянии до конца победить человека, для которого добро естественно, а зло противоестественно. Поэтому у каждого христианина есть силы победить зло, и, значит, в самом человеке добро обязано побеждать зло, если он прилагает к этому усилия.

Человек не может себя оправдать тем, что он не в силах с собой справиться, потому что он имеет огромный запас помощи Божией и собственной силы, чтобы, преодолев любой грех, победить в себе сатану.

Это путь, по которому должен пройти каждый. Господь ведет нас этим путем, давая нам возможность снова вернуться в рай, снова и снова принять то, что было дано человеку в раю, где он пребывал во всей своей красоте, во всей своей гармонии, чтобы эта красота, воспринятая как дар, стала его собственностью, его природой, его действительно нестираемым образом Божиим. 

По ком звонит колокол?

Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом – Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «От меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга». И эта скорбь его была велика, как море. Преподобный Силуан Афонский

У каждого человека свои особенные дары. Как пишет апостол Павел: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? (1 Кор. 12, 28-30).

Все люди очень разные. Они сотворены так, чтобы каждый в каждом нуждался, чтобы один без другого не мог осуществить себя как человек во всей полноте.

Человечество создано как семья, призванная жить общечеловеческой жизнью, постоянно помогая друг другу и, по слову апостола Павла, неся тяготы друг друга, чтобы исполнить закон Христов (см. Гал. 6, 2). Но жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью всех людей, потому что человечество задумано Богом не просто как семья, а как единый Церковный организм. Так, например, супружество есть осуществление этой полноты человечества, когда двое становятся единым существом – два плоть едина (см. Мф. 19, 5).

По мысли сербского богослова преподобного Иустина Поповича, уже в раю человечество было задумано как Церковь: каждый человек так сильно связан с другими людьми богоподобной церковной природой, что в будущем он будет иметь возможность осуществиться как Церковь. Развитие способностей и добродетелей каждого человека является естественным созиданием всего человечества, как богоподражательного Адама, который становится новым человеком, а новое человечество – осуществленной Церковью.

Но подобная связь страшным образом проявляется в падшем человечестве: грех, в природе которого заложено свойство распространения, разрушает не только человека, он разрушает все человечество в целом.

Через Адама приходят в мир грех и смерть: грех одного человека и его смертность становятся уделом всех. Адам виноват перед всем человечеством, перед каждым из нас. Но тогда и каждый из нас через свой грех виноват перед всеми.

Если мы хотим начать борьбу со злом, для этого необходимо прежде всего искоренить зло в себе, и только если нам удастся победить сатану в самих себе, нам удастся это сделать и вокруг себя. Но если мы не начали эту борьбу, то имеет ли смысл спрашивать тогда: «Почему существует страдание? Почему умирают дети? Почему торжествует ненаказанное зло? Почему так много несправедливости в мире?» Если человек будет честен перед самим собой, он должен будет ответить: «Это мой грех искажает мир, и мое зло ко мне же возвращается».

По ком звонит колокол? Он звонит по тебе.

Протоиерей Алексий Уминский

http://www.pravmir.ru/

«Какое счастье – быть православным»

Интервью с настоятелем Никольского собора города Алма-Аты

протоиереем Валерием Захаровым

В текущем году исполнилось 40 лет служения в священном сане благочинного Алма-Атинского церковного округа, кандидата Богословских наук, настоятеля Никольского собора Алма-Аты митрофорного протоиерея Валерия Захарова. … 

1406802173 rez 3762Отец Валерий, Вы родились и жили в советской эпохе, в которой царила идеология научного атеизма. Власти всеми способами пыталось уничтожить в народе даже самое крохотное зерно веры и знания о Боге. Естественно, что и молодежь воспитывалась в атмосфере полного отрицания религии. Как Вы пришли к Богу?

На мой взгляд, нет легких времен для человека здесь, на земле, после грехопадения. Чем дольше человечество живет в этом мире, тем все больше отдаляется оно от своего Творца, от Бога и Отца, Господа Вседержителя. Каждый отрезок человеческой истории характеризуется своими определенными трудностями. Время, которое выпало на мое детство, было отмечено таким явлением, как тоталитарный атеизм, который буйствовал на всей территории бывшего Советского Союза. И, конечно, в тот период достаточно непросто было верующему человеку исповедовать свои убеждения. Тем не менее, по моим воспоминаниям, православные храмы, которых было к тому времени совсем немного, были переполнены молящимися. В нашем городе тогда было всего лишь три действующих храма: Свято-Никольский собор, Казанский храм в Малой станице и небольшой Покровский молитвенный дом. Мне вспоминаются такие богослужения, когда от количества молящихся, находящихся в храме, невозможно было поднять руку для того, чтобы осенить себя крестным знамением. Конечно, советская атеистическая идеология имела сильное воздействие на людей. Особенно этому влиянию было подвержено молодое поколение. Начиная с яслей и детского сада, а тем более в школах и высших учебных заведениях, детям и подросткам внушались эти идеи. И, как Вы правильно заметили в своем вопросе, идеология эта ставила перед собой цель полностью уничтожить всякое знание о Боге, а тем паче живую веру. Конечно, мне, как и другим людям, исповедующим Православие, приходилось непросто. Сразу вспоминается один эпизод школьных лет, это было уже в старших классах, когда перед уроком физкультуры мне нужно было снять верхнюю одежду, чтобы переодеться в спортивную mitIosifформу. И вот тут я совершенно позабыл о своем нательном крестике, и не спрятал его заранее от чужих глаз. И, конечно, мои одноклассники заметили его. Естественно, можно представить себе, что там началось. Меня тут же начали обвинять в том, что я верующий, и почему-то сразу «окрестили» баптистом. По этому поводу даже вызывали моих родителей в школу, были долгие и неприятные разбирательства. Трудно было убедить их в том, что я не баптист, а православный. Хотя, в общем-то, разницы для них не было никакой, кем именно я являлся. Сейчас очень сложно себе представить, чем грозило тогда открытое исповедание своих убеждений….

Самым решающим и переломным моментом в моей жизни можно назвать встречу и знакомство с выдающимся, не побоюсь этого слова, иерархом Русской Православной Церкви, приснопамятным Высокопреосвященнейшим владыкой митрополитом Иосифом (Черновым). Я был уже шестнадцатилетним юношей, когда впервые мне довелось встретить этого человека необычайных духовных дарований. Мне посчастливилось видеть владыку Иосифа на службах, а служил он, несмотря на возраст и трудности со здоровьем, довольно часто – каждый воскресный день и по праздникам. Всякий раз с особенным вниманием я слушал его назидательные проповеди, которые оставляли какой-то неизгладимый след в уме и в сердце. Вряд ли получится припомнить, какие именно вопросы духовного искания побудили меня, шестнадцатилетнего юношу, отважиться и пойти на встречу с владыкой Иосифом, тогда еще архиепископом. Помню, как тряслись мои коленки, какое волнение охватило меня, когда я подходил к деревянной зеленой калитке небольшого дома на улице Минина. Кто-то из служащих открыл нам дверь, и вышел сам владыка Иосиф в скромном подряснике и телогреечке, которую он носил постоянно, круглый год. Архипастырь был подвержен простудным заболеваниям, все-таки не могли не сказаться на здоровье двадцать лет лагерей и ссылок. 

Как сейчас помню нашу первую беседу. Несмотря на то, что перед ним сидел простой юноша, владыка достаточно серьезно, со вниманием слушал меня, желая вникнуть в проблемы своего собеседника. И это чувствовалось. Его ответы не носили формальный и общий характер, он беседовал со мной с заметным участием и интересом. И как я был счастлив, когда услышал от владыки Иосифа, что могу теперь приходить к нему каждый месяц за ответами на все вопросы, которые будут у меня возникать. 

Как уже было сказано, именно эти встречи с владыкой митрополитом сыграли основополагающую роль в моем дальнейшем духовном выборе, который рано или поздно стоит перед каждым молодым человеком. После окончания средней школы, когда нужно было решать вопрос о том, идти ли служить в армию или поступать в высшее учебное заведение, владыка посоветовал мне отдать свой долг перед родиной, отслужить в рядах вооруженных сил. Я не знал, кем я буду и что со мной будет, думал лишь о том, что стану военным. Все остальное было мне неведомо. И когда я пришел к владыке перед отправкой на место служения, он, преподавая мне свое благословение, произнес такие слова «Ты не переживай, не волнуйся. Покров Пресвятой Богородицы будет вместе с тобой». …

Встреча с этим старцем-архипастырем, беседы с ним, его рассказы о своей жизни, о тех непростых испытаниях, которые выпали на его долю, повествования о лагерных, тюремных годах, конечно, стали фундаментом моего отношение к духовенству и церковным людям. Теперь я уже своими глазами видел перед собой одного из великих пастырей Церкви, который до конца своей жизни целиком и полностью посвятил себя служению Христу и народу Божиему. Это, конечно, помогло тогда моему духовному становлению, и сформировало мое представление не только о самой Церкви, но и о тех ее служителях, которые трудятся во благо прославления имени Божия. 

Как мы можем видеть из биографий священнослужителей тех лет, большинство из них никогда не предполагали посвятить свою жизнь Богу и стать пастырями. В какой момент Вы осознали, что хотите не просто верить в Бога, но и служить Ему? И как, на Ваш взгляд, можно стать хорошим священнослужителем? 

Наверное, я могу назвать себя человеком дисциплины. Главное мое требование и к самому себе, и к окружающим – это порядок во всем. Поэтому у меня с детства было два желания: стать военным или священнослужителем. На первый взгляд, кажется, что это совершенно разные вещи, однако, есть тут все-таки много созвучного: служение в армии – служение в Церкви, дисциплина в армии – послушание в Церкви. В армии ты присягаешь на верность Родине, в Церкви – до конца служить Богу. 

Когда уже после прохождения воинской службы, я вернулся домой, владыка Иосиф взял меня в свои келейники. Удивительно то, что владыка до последнего не говорил мне о том, что он преподаст мне благословение на поступление в духовную школу. Он продолжал готовить меня к поступлению в светское учебное заведение, и рекомендовал мне поступить на юридический факультет одного из сибирских университетов. К этому я, собственно, и готовился на протяжении нескольких месяцев, начиная с декабря и по июль. И вдруг уже в июне владыка говорит, что я должен готовиться к поступлению в Московскую духовную семинарию, и для этой цели даже дал мне правила поступления. Он желал, чтобы я поехал в Загорск, ныне Сергиев Посад. Там, собственно, в стенах Троице-Сергиевой Лавры и находится моя Alma Mater – Московская духовная семинария и Академия. Таким образом, владыка определил мой дальнейший путь и дал свое благословение…. 

Отец Валерий, в этом году Вы отмечаете 40-летний юбилей служения в священном сане, кроме того Вы являетесь бессменным настоятелем Свято-Никольского собора города Алма-Аты. Как менялась жизнь храма за этот период?

Наверное, будет не совсем правильно сказать, что я являюсь бессменным настоятелем Никольского собора, так как первые двенадцать лет я был просто его клириком. При этом я нес ответственное послушание, являясь секретарем епархиального управления и помощником тех правящих архиереев, которые служили здесь, на Казахстанской земле. Это были владыка Серафим (Гачковский), который управлял епархией с 1975 по 1982 годы, владыка Ириней (Середний), который ныне является митрополитом Днепропетровским на Украине, это митрополит, а тогда – епископ Евсевий (Саввин), который сегодня совершает архипастырское служение в Пскове. При всех этих Преосвященных я был секретарем епархиального управления, а в 1987 году был назначен настоятелем Никольского собора, поэтому в этом году исполняется 28 лет, как я являюсь, теперь уже можно сказать, бессменным его настоятелем. 

mnog04За весь период в этом храме служили и трудились очень многие священнослужители. Не будем забывать, что Никольский храм до 1995 года был кафедральным собором, а кроме того, с начала 1991 по 1995 годы здесь находилось Алма-Атинское епархиальное духовное училище. Таким образом, можно сказать, что в стенах и даже подсобных помещениях нашего храма учились, трудились и жили многие учащиеся, которые в дальнейшем стали священнослужителями в нашей епархии. И они все могут сказать, что вышли из стен Никольского собора, который стал для них Alma Mater, который дал им путевку в жизнь. Естественно, по возможности я старался передать им духовный опыт, который, в свою очередь, воспринял от своих старших наставников. Ведь Церковь Христова жила, живет и, надеюсь, будет жить этими неизменными и нерушимыми традициями, которые мы бережно передает из поколения в поколение. Ведь Церковь жива не только Священным Писанием, но и Священным Преданием. И все эти учения Церкви должны передаваться из уст в уста, от воспитателей к воспитуемым, от старших к их потомкам в той неповрежденной чистоте, которая на протяжении двух тысячелетий по милости Божией сохраняется в нашей Церкви….

Сегодня мы живем в демократической стране, где каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. Вопросы религии перестали быть запретной темой, в средствах массовой информации можно найти ответы на все интересующие нас вопросы. Как Вы считаете, Интернет и телевидение могут помочь делу Церкви? И какие проблемы или даже опасности нам могут здесь поджидать? 

В целом, мне кажется, что средства массовой информации, особенно телевидение и Интернет, могут помочь молодому человеку, особенно неофиту (неофит - человек, готовящийся к познанию веры или только что принявший Святое Крещение – прим. авт.) в избрании своего пути и совершении правильного духовного выбора. 

Я всегда сравниваю средства массовой информации с ножом. Мы можем употребить этот предмет для того, чтобы порезать хлеб или, скажем, отрезать дольку арбуза. Без ножа на кухне сейчас не обходится ни одна хозяйка. И задаваясь вопросом о том, положителен ли этот предмет, мы, конечно, не задумываясь, ответим, что действительно предмет этот полезен и необходим.  Но ведь мы знаем, что этот же самый предмет можно употребить для других целей, даже порой лишить жизни другого человека. Так и в вопросах о средствах массовой информации имеется достаточно тонкая грань, которую не всегда можно увидеть неопытному человеку. Совершенно недавно я, перелистывая религиозные сайты в Интернете, встретил статью, которая называлась «7 отличий духовности от религии». Начав читать, я просто ужаснулся от того, в каком свете представили религию. А когда все это читает неофит, то есть человек, который еще имеет плохое представление о Церкви и Боге, то он определенно сделает для себя совершенно неправильные выводы. 

maxresdefault 1Есть еще такой неприятный момент, когда в средствах массовой информации мы видим негатив, который выплескивают на священнослужителей и Церковь. Существует масса так называемых форумов, где люди высказывают свое мнение. И мне кажется, что огромное количество таких форумов созданы как раз для того, чтобы провоцировать людей и сеять в их умах и душах семя раздора.

И ведь не сразу можно определить, что скрывается за той или иной информацией. И внешне может быть все благовидно и правильно. А когда человек начинает разбираться (и начинает ли разбираться?) насколько это правильно, подчас бывает уже поздно. Конечно, я бы просто хотел предостеречь наших молодых людей, многие из которых находятся в религиозном поиске, призвать их как можно осторожнее пользоваться Интернетом и другими средствами массовой информации. В Православной Церкви есть великолепное духовное наследие, труды святых отцов, которые действительно полны истиной и добрыми назиданиями, духовными советами и правильными примерами так, как глубокий колодец наполнен студеной и вкусной водой. Конечно, для современной молодежи, привыкшей общаться посредством различных коротких и простых символов, «смайликов», чтение святителей Иоанна Златоуста или Григория Богослова может показаться достаточно сложным, ведь и язык сейчас уже совсем другой. И это, на мой взгляд, тоже является достаточно серьезной проблемой нашего молодого поколения, которое выбирает легкие пути, не желает напрягать свои мозги и трудиться, не хочет вникать в суть предмета и предаваться размышлениям. Мы видим полное духовное, моральное и физическое расслабление. А потому подчас очень нелегко современному молодому человеку встать на правильный путь и познать истину, не спрятанную в обертку обмана. Я считаю, что каждый человек должен искать истину, бороться с врагом рода человеческого и искать Бога в лоне Церкви, а не за ее пределами. Ведь дьявол постоянно борется с Богом и изобретает все новые и более изощренные методы для этой борьбы. Достоевский сказал когда-то устами своего героя Дмитрия Карамазова замечательные слова о том, что борьба эта происходит в сердце каждого из нас. И исход борьбы зависит от того, на чью сторону мы станем, чью позицию займем. Займем ли мы сторону Бога и станем носителями Креста, или займем сторону дьявола и станем богоборцами. Порой очень сложно определить, что скрывается за той или иной оберткой. Мы ложно следуем той установке, что все в этом мире должно доставаться легко и просто, без особенных стараний и усилий. Христос однажды и на все века произнес такие слова «Царствие Божие нудится и только нуждницы восхищают е». Это церковно-славянская вариация на современный лад звучит примерно так «Царствие Божие достигается только трудом, и тот, кто трудится, доИзображение 665стигает Его». Мы должны помнить, что духовное становление – это работа над самим собой, это каждодневное занятие, каждодневный труд. И этому мы должны посвятить свои силы. …

Отец Валерий, что бы Вы хотели сказать нашим читателям в завершении этой замечательной беседы? Ваши пожелания, советы и назидания для тех, кто делает первые шаги к Богу, а также для тех, кто уже пребывает в лоне Церкви Христовой.

Тем, кто уже твердо стоит на духовных ногах, хотелось бы напомнить слова апостола Павла, который говорил «Бодрствуйте и бдите, ибо дьявол бродит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Это действительно так. В духовном развитии не должно быть никаких остановок на передышку, двигаться мы должны постоянно, потому что враг человеческий не дремлет. Помните, как он однажды сказал преподобному Антонию «Ты мало спишь, а я совсем не сплю, ты мало ешь, а я совсем не ем, но ты побеждаешь меня своим смирением». Каждый из нас должен помнить завет Христа, который говорил «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Мы ищем часто этого покоя и не можем найти. А не можем найти по одной простой причине: нет смирения и кротости в нашем сердце. Так вот я желаю каждому верующему человеку не забывать о том, что нам заповедовал Христос, и никогда не ослаблять своих духовных трудов, помня, что враг человеческий не дремлет. 

А тем, кто только переступил церковный порог, хотелось бы напомнить о необходимости быть твердыми, стойкими и мужественными, не поддаваться соблазнам и искушениям, которые встречаются на нашем жизненном пути. Когда мы говорим о вере, должно быть четкое представление о том, что вера – это лишь только начальный этап искания Бога и желание и стремление жить с Богом. А следующим шагом должна быть уверенность в Его бытии, уверенность в том, что Господь всегда рядом с нами, что он нас никогда не оставит и протянет всегда руку своей божественной помощи. Зная об этом, будем действительно стараться проявлять мужественность, твердость и стойкость в нашем выборе и наших убеждениях, в том исповедовании православных ценностей, которые нам оставили наши отцы и деды. Ведь если бы мы понимали, какое счастье – быть православным, тогда, наверное, каждый из нас старался достойно, свято и высоко нести свое христианское православное звание в этом мире. 

Беседовала Евгения Леденева.

http://mitropolia.kz/

Полный  текст интервью на сайте: http://mitropolia.kz 

bridal-bouquet-cascade-33Поздравляем нашего дорогого Батюшку, нашего любимого настоятеля  с Сорокалетним служением Святой Православной Церкви!

Мы искренне и от души благодарим Вас, отец Валерий, за Ваши мудрые советы, немногословные, но в которых каждое слово может коснуться души; благодарим за искреннее участие, за чуткость и отзывчивость, за трогательное внимание ко всем нашим делам и проблемам, за терпеливые наставления, за Ваши молитвы, а главное – за ЛЮБОВЬ, которой Вы щедро наделяете каждого.  

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ С 25 ПО 31 ОКТЯБРЯ 2015 Г.

Воскресенье, 25 октября 2015 г. Неделя 21-я по Пятидесятнице.

Память святых отцев VII Вселенского собора (787). Свт. Николая исп. митр. Алматинского (1955).  Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304). Прп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787). Мц. Домники (286). Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400). …

Понедельник, 26 октября 2015 г. Седмица 22-я по Пятидесятнице.

Иверской иконы Божией Матери (1648). Мчч. Карпа, еп. Фиатрийского, Папилы диак., Агафодора и мц. Агафоники (251). Мч. Флорентия (I-II). Мч. Вениамина диак. (421-424). Прп. Никиты исп. (ок. 838). Прп. Вениамина Печерского (XIV). Свт. Мелетия, патр. Александрийского

Вторник, 27 октября 2015 г.

Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68). Прп. Параскевы-Петки Сербской (XI). Сщмч. Сильвана, пресв. Газского (IV). Прп. Николы Святоши (Святослава), кн. Черниговского, Печерского чудотворца (1143). Сщмч. Михаила пресв. (1921). Свт. Амвросия исп., еп. Каменец-Подольского (1932

Среда, 28 октября 2015 г.

Прп. Евфимия Нового, Солунского (889). Прмч. Лукиана, пресв. Антиохийского (312). Мчч. Сарвила и Вевеи Едесских (ок. 98-117). Свт. Савина, еп. Катанского (760). Сщмч. Лукиана Печерского (1243).. Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).

Четверг, 29 октября 2015 г.

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I). Прп. Лонгина, вратаря Печерского (XIII-XIV). Прп. Лонгина Яренгского (1544-1545). Св. Георгия исп., пресв. (1931). Сщмч. Евгения пресв. (1937). Сщмч. Алексия пресв. (1938). Сщмч. Иоанна пресв. (1942).

Пятница, 30 октября 2015 г.

Прор. Осии (820 до Р.Х.). Прмч. Андрея Критского (767). Мчч. бессребреников Космы и Дамиана, Аравийских, и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (898). Прп. Антония Леохновского, Новгородского Сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937). Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница» (ок. 1889).

Суббота, 31 октября 2015 г.

Апостола и евангелиста Луки (I). Обретение мощей прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца (1515). Мч. Марина Тарсийского (IV). Прп. Иулиана Пустынника (IV). Преставление вмц. Златы (Хрисы) (1795) (Болг.). Сщмчч. Андрея, Сергия, Сергия, Николая пресвв., мц. Елисаветы ).

 23009 0 06

 

 

  От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00