• slide9
  • slide8
  • slide1
  • slide6
  • slide10

19 неделя по Пятидесятнице (11-10-2015)

 

4а-копия

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЕТИ

Во имя Отца, И Сына, и Святаго Духа!

 

 

3846 chudesnyy-ulov-ryby-ikona

Сегодняшнее евангельское чтение на первый взгляд может показаться довольно простым. Оно не содержит в себе никакой притчи, но повествует об одном из многих сотворенных Господом Иисусом Христом чудес. Иные чудеса, описанные в Евангелии, гораздо более удивительны. Тем не менее Святая Православная Церковь предлагает нам сегодня обратить особенное внимание именно на это чудо, с той целью чтобы мы нашли для себя нечто назидательное в этом по видимости простом повествовании.

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети» (ст. 1-2). Это озеро существует и по сей день. Оно само и природа вокруг него необыкновенно красивы и в пасмурную, и в ясную погоду, и на закате, и на восходе солнца. Даже сам воздух там кажется особенным. И сейчас, как и в апостольские времена, местные жители занимаются тем же промыслом – ловлей рыбы. Рыбу, которую ловят, и христиане, и не христиане называют, основываясь на предании, «рыбой апостола Петра», такова достопримечательность тех мест.

«Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (ст. 3). Столь много было народа, так сильно люди Его теснили, что Ему необходимо было от них несколько отдалиться.

«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (ст. 4-5). Конечно же, апостол Петр, которого в то время звали Симон, как профессиональный, знающий свое дело рыбак, понимал: никакого улова быть не может. Ведь если его не было ночью, то тем более, не будет днем. Зная это и по личному опыту, и по опыту своих наставников в рыболовстве, он, однако, смирился перед Господом Иисусом Христом, поскольку к тому времени уже испытывал к Нему почтение. Петр видел в Нем великого пророка и учителя, хотя еще и не понимал, что Он – Сын Божий. Может быть, такое смирение и такая уступчивость были природной наклонностью Симона, благодаря которым, как, впрочем, и благодаря своему послушанию и доверию Господу, он стал способен увидеть великое чудо.

«Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (ст. 5-6).

Интересно рассуждает об этом святитель Иоанн Златоуст. Какая удивительная, говорит он, была ловля: рыбы сами устремлялись в сеть, словно соревнуясь между собой, кто туда попадет. И это небывалое явление, это необыкновенное чудо, которое по-настоящему оценить мог только опытный рыбак, окончательно обратило апостола Петра к Господу Иисусу и сделало его верным учеником Христовым.

«И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (ст. 7). Всю ночь не могли поймать ничего – и вдруг столько рыбы, что сеть прорывалась. Столько рыбы, что лодки, наполненные ею, стали уже тонуть и погружаться! «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (ст. 8).

Когда все это произошло, Симон Петр понял, что случившееся было чудом, а не следствием какого-то совпадения. Потому он «припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных» (ст. 8-9).

Часто с нами происходят некие неожиданные для нас события, которые по сути являются чудесными. Например, находится необыкновенный выход из, казалось бы, безвыходного положения. Однако мы сразу пытаемся найти объяснение: это совпадение, все произошло нечаянно. Но разве и апостол Петр не мог сказать: «Господь велел бросить сеть, и вот в нее попало много рыбы. Нет в этом ничего удивительного, просто косяк рыбы нечаянно подошел»? Конечно же, он мог бы так объяснить этот чудесный улов. Для того чтобы в обыкновенных по видимости событиях увидеть чудеса Божии, нужно иметь простоту. Эта простота и была у апостола Петра, именно она и заставила его признать в случившемся несомненное чудо Божие.

Посмотрим внимательно вокруг себя: часто и в нашей жизни бывают такие удивительные вещи. Например, все наши обстоятельства неожиданно улаживаются. Почему так происходит? Нечаянно – кажется нам. На самом же деле это Господь услышал наши молитвы, а может быть, и прежде прошения нашего помог нам и исполнил наши нужды. Ведь и Евангелие благовествует, что Господь знает наши нужды прежде прошения нашего (см. Мф. 6, 8). Но мы не хотим видеть чудо – не подлежащее никаким сомнениям, не нуждающееся ни в каком анализе – и уподобляемся фарисеям, говорившим: «Покажи нам знамение с неба» (см. Мф. 12, 38; 16, 1; Мк. 8, 11). Все те чудеса, какие творил Господь, казались им недостаточными, и они просили знамения «с неба», то есть того, чтобы чудо было показано именно в воздушном пространстве. Так и у нас часто получается: мы хотим знамения с неба в буквальном смысле. Только тогда мы готовы признать за тем или иным событием исключительность, дающую ему право называться чудом. Происходит же это оттого, что в нас нет душевной простоты.

«Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 9-10). Видя это чудо, Петр признал в Иисусе великого пророка или, может быть, почувствовал, что перед ним Сын Божий, и потому припал к Его ногам и сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Предоставив Спасителю возможность проповедовать из своей лодки, он вместе с тем не считал себя достойным получить вознаграждение за оказанную им Господу услугу. Мы же, напротив, считаем себя достойными благодеяний Божиих за наши малые добрые дела. Он не возгордился тем, что с ним произошло такое чудо, а, наоборот, смирился до такой степени, что счел себя недостойным находиться в одном месте с этим великим Человеком, Господом Иисусом Христом. «Выйди от меня, Господи…» Почему «выйди»? Потому что я человек грешный, я не достоин быть рядом с Тобой, я не достоин этих чудес.

«Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных». Ужас их объял потому, что они, как я говорил, будучи рыбаками, знали: при обычном ходе вещей такому улову случиться невозможно. Если бы там присутствовали мы, незнакомые с этим промыслом, то нам, может быть, такая ловля показалась бы чем-то обыкновенным. Люди же сведущие пришли в ужас, настолько потрясающе было это чудо. И не только Петр, но и его товарищи Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, будущие апостолы. Эта подробность еще раз подтверждает, сколь необыкновенным было чудо улова. Оно поразило всех, а не одного человека, как бывает, когда он удивляется чему-то в силу свойств своего характера, тогда как ничего удивительного не происходит.

«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (ст. 10). Возможно, сказанные Господом слова кому-то кажутся дерзкими. Нас, пастырей Христовой Церкви, часто упрекают за то, что мы ведем некую пропаганду, улавливаем, так сказать, человеческие души и так далее. Однако и те, кто не говорит о пропаганде, и те, кто открыто пропагандирует религию или нечто другое, – все пытаются уловить людей. Но есть сеть Христова, улавливающая людей ради их спасения, и есть сети, улавливающие людей в погибель. Поэтому не будем смущаться выражением, что апостол Петр будет «ловцом человеков». Лучше подумаем, как он их улавливал? Какими-то соблазнами? Обещаниями богатства или греховных наслаждений? Подкупом или угрозами он улавливал людей в сети евангельские? Нет, он улавливал их любовью, кротостью, долготерпением, проповедью о любви, проповедью о вечном блаженстве, вечном спасении. Улавливал их многочисленными чудесами. Как мы знаем из Деяний апостольских, даже тень апостола Петра, осенявшая людей, лежавших вдоль дороги, по которой он проходил, исцеляла их (Деян. 5, 15). Вот из чего состоят евангельские сети. Нищие, совершенно ничего не имевшие, беззащитные люди ходили бесстрашно по всему миру. Своей проповедью, своим необыкновенным словом, которое было сильно не красотою, а убедительностью (ведь проповедь апостолов была подтверждена многочисленными чудесами и добродетелями самих проповедников), они уловили всю вселенную и наполнили Церковь Христову. Вот как была основана Православная Церковь.

<…> А теперь вспомним, как распространялось христианство во времена апостольские, в первые столетия по Рождестве Христовом. Триста лет Церковь в Римской империи была гонима. Гонения почти не прекращались. Временами они ослабевали, а затем вновь начиналось преследование и уничтожение христиан. Эти бедствия продолжались долгое время, но евангельские сети все-таки уловили значительную часть населения Римской империи. А поскольку могущество проповеди было необыкновенно велико, то она в конце концов уловила в свою сеть и самих римских царей. И гонения эти прекратились после воцарения Константина, который был христианином.

Вот из чего сплетены сети, в которые уловили вселенную апостолы. Поэтому не будем бояться слов Спасителя. Евангельские сети не прельщают, они спасают. Дай Бог нам всем хотя бы отчасти приобрести благодать улавливать в евангельские сети окружающих нас людей. Но как ее приобрести? Обратимся вновь к сегодняшнему повествованию.

Мы видим, что прежде всего апостол Петр проявил послушание. Согласно здравому рассуждению, никакого улова не следовало ожидать, но апостол Петр, тем не менее, отвечает Спасителю так: «Ничего не выйдет, но все-таки, Господи, я тебя послушаюсь». Потом, когда произошло чудо, ужаснувшее всех присутствовавших, Петр обнаруживает смирение и покаяние: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Итак, послушание, потом покаяние, смирение, сознание своего недостоинства. А мы разве почитаем себя недостойными имени христианина? Разве мы считаем себя недостойными доброго к себе отношения? Нет, мы считаем себя достойными всех благ. Мы не можем сказать, подобно апостолу Петру: «Выйди от меня, Господи», то есть признать свое полное недостоинство.

Не должны мы забывать и о той вере, которую проявил апостол Петр. Я уже говорил, что чудесный улов можно было при желании объяснить неким естественным совпадением. Простота и вера – вот что еще было у апостола Петра. И когда он все это проявил, показал себя человеком совершенно благонамеренным, тогда Господь сказал ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (ст. 10-11). Итак, вот что нам необходимо: послушание, смирение, покаяние, выражающееся в сознании своего недостоинства, простота, от которой рождается вера. И тогда только мы получаем благословение Божие.

Необходимо и еще одно качество – совершенное самоотвержение: оставив все, Петр пошел за Спасителем. Казалось бы, вот, ты всю ночь трудился и сейчас получил такой улов, о котором мог только мечтать, твое желание сбылось. Однако духовно прозревшему человеку все это уже не нужно, для него все это уже не имеет никакого значения. Он оставляет все и следует за Господом.

Необходимость полного самоотвержения отнюдь не означает, что люди, как примитивно понимают сектанты, должны бросать семьи и совершать какие-то экстраординарные поступки, совершенно меняя свою жизнь. Нет, такое самоотвержение мы должны иметь прежде всего внутри себя, в нашем следовании заповедям. Внутренне мы должны отказаться от всех своих привычек, пороков, заблуждений и следовать за Господом, оставив все, что нас привязывает к прежней нашей греховной жизни. Пусть даже та или иная наша привычка или наклонность сравнительно невинна, негреховна, – и ее мы должны оставить, если она препятствует нам следовать за Христом.

Из сегодняшнего евангельского чтения нужно извлечь урок правильного отношения к действию благодати Божией на человека. Благодать Божия сначала человека проверяет: имеет ли он послушание. Если он проявит послушание, она открывает ему вещи, до той поры ему неизвестные. Не всегда это бывает явным, видимым чудом, чудо зачастую происходит в самой его душе: он чувствует вдруг необыкновенную духовную прибыль.

Много потрудившись, но пребывая в самонадеянности, как во тьме ночи, не зная точно, что делать, человек ничего не приобретает и уже начинает терять надежду. Но если он послушает Господа и в конце концов станет поступать не по своей воле, а именно по воле Божией, то неожиданно ощутит в душе своей необыкновенный улов благодати. И когда он это почувствует, тогда должен признать в происшедшем чудо Божие, а не свою заслугу, и ужаснуться необыкновенной милости Божией к себе. И уже после этого Господь дарует ему благодать «ловить человеков» – не обязательно проповедью и силою убеждения, но силою личного примера. Когда люди нечаянно узнают о каком-то высоко нравственном человеке, что он христианин, то это всегда привлекает их в Церковь. И наконец, кроме всего этого необходимо полное самоотвержение, беспрекословное следование евангельским заповедям.

Итак, будем внимательны к действию в нас благодати. Проведенная аналогия не является надуманной, поскольку происшедшее однажды с апостолом Петром происходит с душой каждого человека. Ибо законы духовной жизни одинаковы, говорим ли мы о явном чуде, случившемся во времена земной жизни Спасителя, или о внутреннем, никому не известном чуде нашей души. Будем прислушиваться к Евангелию, будем внимательны к себе. Будем относиться к действию благодати в нашей душе так, как отнесся апостол Петр к чуду, происшедшему с ним, и тогда получим то благословение, какое получил он.

http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/p_piat/18/2/html_id/for

 

СТРАШНО ЧЕЛОВЕКУ ОКАЗАТЬСЯ В ОДНОЙ ЛОДКЕ С БОГОМ

filephpПочти всю свою жизнь человек ищет не там. Всю ночь своей жизни он трудится, пытается поймать счастье. Ловит и там, и тут. Но сети его души остаются пустыми… Человеку не хватает глубины! Все настоящее, истинное, сильное скрыто в глубине, а человек пытается устроить так, чтобы все находилось рядом, на виду, на поверхности: поверхностные отношения, поверхностная любовь, поверхностная дружба. Человек боится глубины. Глубина подразумевает ответственность, заботу, претруждение, сосредоточенность, самопожертвование. Поверхностность питается иллюзиями, представляя мель глубиной, глубину – безумием.

«Без Бога, без благодати, без молитвы, – говорит старец Емилиан Симонопетрский, – душа подобна лодочнику, который не занимается ничем другим, кроме гребли, но в результате кружится вокруг одного и того же места».

Проходят годы, а душа не наполняется благодатию. Проходит жизнь, а сердце остается пустым и холодным. Потому что сети заброшены не в том месте. Человек много печется, ищет денег, славы, удовлетворения амбиций, трудится в поте лица, но лишь мутная вода повседневных забот пузырится в сетях его души, и садок сердца забит греховной тиной. И ни одной рыбки! Где-то рядом настоящий улов. Где-то рядом правда, истина, глубокий смысл жизни, полнота и красота, от которых расцветает и поет душа. Но ему достаются одни призраки и фантомы. С пустыми руками, с пустыми сетями, с пустым сердцем возвращается он домой. Душа остается голодной. Ночь-жизнь проживается мелко и пошло, принося вместо улова сорную отраву греха.

Господь каждого человека тихо призывает: «Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова». А тот отвечает: «Я трудился всю ночь моей жизни. Искал смысл и в безудержных удовольствиях, и в деньгах, и в красивых причудливых нарядах, и в замысловатом искусстве, и в наркотических путешествиях, и в славе, и в наслаждениях, и в разврате… но я не поймал ничего». «Куда бы не обратилась человеческая душа, – говорит блаженный Августин, – всюду, кроме Тебя, Господи, она наткнется на боль». Всюду она наткнется на пустоту, на тупик, на бессмысленность. Руки сами от уныния отпустят сети, и человеку уже никогда, может быть, не захочется садиться в лодку.

Без благословения Божия все труды человеческие, все устремления, все цели напрасны, бесполезны, бессмысленны. Без Евангельской глубины они смешны, мелководны, уродливы. «Рыбы Геннисаретского озера, у которых нет разума, как у человека, и нет ушей, чтобы слышать, – замечает святитель Николай Сербский, – услышали слово Христово и послушно поплыли в сети, а мы, имеющие уши слышать, почему-то упрямо закрываем свой слух и не хотим повиноваться Евангельскому слову».

Но если человек послушается Бога, найдет в себе силы оторваться от мелководья жизни без веры, без Церкви, если он оттолкнется веслом покаяния от зловонного берега греха, отплывет на глубину духовной жизни, то Господь даст ему столько благодати, столько неизреченной радости, столько сердечной полноты, что все сокровища мира увидит он жалкими игрушками. Душа возликует от преизбытка Божией благодати, священный ужас охватит ее от Небесного лова.

«Благодать сия связывает душу так любить Бога, что от сладости Духа Святого она не может оторваться от Бога и ненасытно стремится к Нему», – утверждает преподобный Силуан Афонский. – «Бывает такая благодать, что если бы Господь спросил человека, – “Хочешь ли, Я дам тебе больше благодати?” – то душа немощная в теле сказала бы, – “Господи! Ты видишь, что если еще более, то я не вынесу и умру”». Душа готова вот-вот прорваться от наполняющей ее благодати и восклицает: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». И этот сердечный вопль, этот крик истерзавшейся души, иной, чем крик гадаринцев, ошеломленных чудом исцеления бесноватого, просивших Господа: «Отойди от нас!» Им было жаль своих свиней, будничной рутины, обывательского покоя, своих иллюзий, им не хотелось расставаться со своими страстями. А Петрово коленопреклонение пред Христом – «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» – это понимание своего недостоинства, несовершенства, небрачности своих одежд, это первый шаг в глубину правды и истины.

«Страшно человеку оказаться в одной лодке с Богом», – сказал кто-то из святых отцов. Гадаринцы выгнали Бога из своего города и спокойно разошлись по домам. А следствием чудесного улова рыб было то, что бедные рыбаки стали Апостолами: «Вытащив обе лодки на берег, они оставили все и последовали за Христом». Две доверху наполненные рыбой лодки едва удерживались на воде, являя собой успех и утешение после ночного труда.

Разве стали итогом апостольской ловли набитые желудки и сытые семьи или возможность немного заработать на продаже? Нет! – «И сказал Симону Иисус: не бойся! Отныне будешь ловить человеков». В лице Апостолов Господь обращается и к каждому православному христианину, который тоже – Апостол Христов, проповедующий Евангельскую истину, часто, не только и не столько словом, но самой жизнью, примером, делом. Он также призван «оставить все и последовать за Христом». Значит ли это бросить семью, малых детей или престарелых родителей, оставить работу, уйти в леса? Нет! Христианин должен быть распят на том месте, на которое его возвел Бог. Оставить все, – значит, перестать служить страстям, выбросить дырявые мрежи смрадных смертных пороков.

Не нужно обманывать самого себя, будто далеко уже греховный берег. Лодка все еще скребет по дну, а Океан Божественной Любви удивительно чист и прозрачен. И если мы не успеем, не захотим, поленимся выйти на настоящую Евангельскую глубину, то сети нашей души так и останутся пустыми.

http://www.optina.ru/sermon/pt54/

0 2e2c1 7b86802f XL1МАТЕРЬ МИЛОСТИ

Возлюбленные верующие, сегодня Церковь Христова Православная празднует Покров Пресвятой Богородицы – великий праздник для Церкви Христовой и для всякого христианина. Узнаем же прежде всего, как появился этот праздник.

Произошло это в Константинополе во времена императора Льва Мудрого, который был императором-христианином и много добра сделал для Церкви Христовой. Поэтому Бог и восхотел, чтобы во время его царствования произошло такое чудо, как это.

Шло как-то всенощное бдение под воскресенье во Влахернском храме, стоящем на берегу моря, и был в нем престол, посвященный Матери Божией. И было там, в храме, много народа собравшегося, ибо храм тот был большим. И случилось, что пришел в храм святой Андрей, который соделался и именовался юродивым любви Христовой ради после того, как услышал от апостола Павла, что безумный Христа ради мудрее всех людей.

Святой Андрей, юродивый Христа ради, стоял в храме во время бдения, в 4-м часу ночи, то есть по-нашему в 10 часов вечера. И поднял он глаза свои в храме и увидел над головами народа Матерь Божию, как Она держит омофор, то есть пояс, такой, каков омофор у архиереев. Омофор тот сиял ярче солнца, и Она держала его над народом. Матерь Божия была в окружении сонмов ангелов небесных и сонмов святых, а ближе всех к Ней стояли святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Евангелист.

И услышал он, как Матерь Божия говорит так: «Царю Небесный, прими всякого человека, молящегося Тебе и призывающего имя Твое в помощь, чтобы никто не ушел от лица Моего не получившим помощь и не услышанным» (Акафист Покрову Пресвятой Богородицы, икос 10). И стоя так, святой Андрей, и имея ум, очищенный лучом Святого Духа, сказал ученику своему Епифанию: «Брат мой, видишь ли ты Царицу всяческих, как Она покрывает народ в храме святым покровом Своим, и слышишь ли, как Она молится о всех людях и ходатайствует о нас, людях, в храме этом?» И как только он сказал эти слова – святой Епифаний тоже слышал молитву, какой молилась Она ко Спасителю, – тут же исчезло видение это в храме.

И хранили они тайну эту некоторое время, а затем рассказали патриарху и прочим, что Матерь Божия была в церкви в ту ночь, на бдении, и покрыла народ Божественным Своим покровом. И с этого года сначала в Константинополе, а затем в России и у других христианских народов стали праздновать этот праздник, который называется по-русски Покров, то есть покрывало Матери Божией.

Сегодня, когда мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы, посетили нас Ее милость и щедроты. Братия мои, после Пресвятой и Животворящей Троицы на небесах нет иной личности, нет иного лица на Божественной лестнице выше, чем Матерь Божия. Так учат нас Церковь Христова и божественные учители Церкви.

Итак, поскольку Бог вознес Пресвятую Богородицу до такой славы и чести вечной, чтобы быть Ей честнее херувимов и славнее без сравнения серафимов (песнь «Честнейшую херувим»), то есть превыше всех чинов небесных по славе, силе и благодати, то знайте, что молитвами Пречистой Матери Божией держится мир до сегодняшнего дня. Милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Отца Его и Пресвятого Духа, то есть Пресвятой Троицы, сходящая на всех людей, бывает только по ходатайству Богородицы, Которая есть Матерь наша на небесах. У нас имеется Матерь духовная, Которая ходатайствует и всегда молится о всех народах на лице земли, но более всех о народах христианских.

Так Матерь милости, Матерь милосердия, Матерь присно почитаемая, и пренепорочная, и превысшая всей твари, когда разгораются на лице земли войны между народами и вспыхивает злоба, на коленях ходатайствует пред Пресвятой Троицей, чтобы Бог укротил и умирил их, чтобы Он сжалился над такой уймой людей, умирающих повинными и безвинными.

Когда случается засуха на лице земли, и нет дождя, и гибнут звери и птицы, или, как говорит пророк Иеремия, «вол начинает выть от жажды, и высохла трава земная, и умирает скот наш в стадах», когда случается такая засуха, что птицы пищат от жажды, паря в воздухе, – Матерь Божия преклоняет колени Свои и молится: «Господи, подай им дождя. Знаю, что согрешили они Тебе, знаю, что огорчили Тебя, Господи, знаю, что заслуживают наказания, знаю, что заслуживают того, чтобы Ты рассеял их за грехи их и чтобы все они умерли от жажды. Но простри милость Твою, вспомни немощь человеческую, вспомни, что они персть и согрешают по немощи, согрешают по злобе диавола, ищущего погубить их». И так сходит милость Спасителя, и Он снова посылает дождь и облак на землю.

Когда пароходы, груженные огромными богатствами и множеством народа, отправляются с рейда в океаны и моря, и поднимаются сильные бури, волнения стихий, и невозможно спастись пароходам в этих бурях, тогда Пречистая Владычица возносит моление Свое над кораблем тем, на котором молится, преклонив колени, один человек с верою. И этот один, как говорит святой Ефрем, по ходатайству Пресвятой Богородицы спасает весь корабль. Она говорит: «Господи, вспомни о людях на этом корабле; они все неверующие, надменные, гордые, блудники, ростовщики, сребролюбивые купцы и не знают Тебя. Но вот на корабле том одна бедная вдова вопиет ко Мне: “Господи, не утопи нас; Матерь Божия, приведи нас в пристань, помоги мне вернуться домой, ведь у меня малые дети и о них некому позаботиться”».

Вы слышали? Пресвятой Бог за молитвы этой вдовы, которые доносит до Него Матерь Божия, отводит гнев Свой, утихают волны морские, Он дает снова воссиять солнцу, и корабль благополучно достигает пристани.

Когда начинается болезнь на лице земли и всяческие эпидемии – чума, или тиф, или сколько еще болезней нашлет Бог за грехи наши, – когда умирают дети, умирают родители, умирают братья и сестры и разлучаются друг от друга, Она подает нам избавление. Никто не обладает силой посылать здоровье людям, кроме Благого Бога. Ибо Матерь Божия, как Матерь Преблагая, снова падает на колени и молится: «Господи, пошли им здоровье и сделай так, чтобы воздух у них стал здоровым. Господи, отыми труд и болезнь у вдов и детей, у бедняка и всякого человека, ибо их много, Господи, призывающих Меня в помощь и чающих молитвами Моими стяжать милость и щедроты Твои».

И так болезнь, и мор, и всякая иная напасть останавливались по благодати Христовой, когда уже и врачи не знали, что делать со столькими покойниками, со столькими зараженными, со столькими переносчиками болезни. А Матерь Божия старается, чтобы всех сделать здоровыми и всех утешить.

Построены на свете тюрьмы и имеется столько болезней для людей, согрешивших Богу, ибо сказано: «Кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир. 38: 15). Таким образом, и болезнь, и темница существуют потому, что мы прогневали Бога. Но Бог и тогда знает где-то в темницах тех таковых, кто влачит цепи на руках и ногах своих, и мучится, и, видя, что нет у него иной надежды, направляет мысли свои к Пречистой, Пресвятой Богородице Деве, источнику милости и щедрот:

«Матерь Божия, выведи меня отсюда; согрешили мы, молимся Тебе. Ты можешь внушить добрую мысль власти, поработившей нас здесь, ибо можешь сделать кроткими властителей. Выведи нас отсюда, ибо нам здесь тяжело. Выпусти всякого заключенного», – как это случилось и в нашей стране. Кто сотворил эту милость и щедроты? Матерь Божия, Пречистая и Пресвятая Матерь милости. Она вложила руководителям страны благой помысл и любовь, так что их освободили с условием, чтобы впредь они были благоразумными.

Так поступала Матерь Божия с томившимися в тюрьмах, в болезнях, на море и со всеми на суше. Но посмотрим, что еще делает Матерь Божия в нашей жизни.

В домах некоторых людей, как доходит до ушей наших, царит великое смятение. Не ладят муж с женой, не любят друг друга братья, дерутся, судятся, ругаются – нестроение. И тогда бедная мать, видя таковое волнение в семье своей, или папа, или дед, кто понабожнее, берет в руки свои акафист Богородице, встает на колени где-нибудь один, в какой-нибудь комнатке и начинает молиться: «Матерь Божия, умири семью нашу, утихомирь папу, маму, детей и прочих и даруй им понимание, любовь, утешение». И вот ушла ненависть, развеялась несдержанность, волнение, желание отомстить, и умирилась семья. Кем? Это Матерь Божия Своим милосердием, Своими щедротами низвела милость Божию на эти души, призывающие Ее в помощь.

Но есть у нас и сословие монахов и монахинь, ведущих великую брань против естества. Ибо говорит божественный Лествичник: «Монах есть всегдашнее понуждение естества и отсечение воли до смерти». Монах – это воин Божий, борющийся с естеством до последнего дыхания. Естество просит еды, а он усиливается поститься; естество просит сна, а он бодрствует; естество подстрекает его на суетные дела, а он подвизается хранить чистоту и даже умом не согрешить Богу; естество требует мести, собственности или славы, а он борется ради смирения, нищеты и помыслов уничижения и прочее.

В невидимой брани каждой христианской души, особенно монахов, величайшей Помощницей и Покровительницей является Матерь Божия, Матерь милости и милосердия. Душа молится Спасителю, чтобы Он избавил ее от всяких страстей телесных: «Господи, не оставь в опасности душу мою, отгони нечистые помыслы от сердца моего, от ума моего. Я не хочу даже помыслом согрешить Тебе, ибо слышала, что можно прелюбодействовать и одним только помыслом».

И тогда Матерь милосердия ослабляет искушения монаха того или монахини и подает им помысл умиротворенный, помысл чистый в сердце, и так сходит слава и милость Пресвятой Богородицы на тех, кто проводит жизнь в чистоте и девстве. Она всегда бывает скорой Помощницей и для монахов, и для монахинь, и для всякого христианина, имеющего святое и Божественное крещение.

murenkovaDiptihPokrov2013Но, братия, наступит последний час, когда каждому из нас придется выйти за порог этой жизни. Явится смерть сегодня, завтра или послезавтра; мы не знаем, когда наступит день тот. Горе нам горькое в час смерти! Страх будет огромен, ибо сатана, как это описано в «Невидимой брани», всю жизнь бьется, чтобы грехами ввергнуть нас в ад, в муку вечную, но никогда не задает нам такой брани, как во время смерти.

Знайте, что имеется четыре самых опасных напасти, которыми враг борет нас в час смерти. Первая – это брань против веры; вторая – против надежды; третья – против смирения, посредством тщеславия и гордыни; четвертая – посредством многоразличных призраков и превращения служителей неправды в ангелов света. И учит нас святой Никодим Святогорец, как бороться против этих великих напастей и тяжких искушений в час смертный. И вот как.

Когда враг начнет задавать нам брань своими лживыми уловками посредством помыслов неверия в уме нашем, тогда нам нужно отступить назад поспешно, от ума к воле, говоря: «Уйди от меня прочь, сатана, отец лжи, ибо я и слышать тебя не желаю, потому что мне достаточно верить в то, во что верует Святая Церковь Христова!» И не будем давать в сердце нашем места помыслам неверия, как написано премудрым Соломоном: «Аще дух владеющаго – то есть врага – взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10: 4). И если враг-змий будет наводить на тебя сомнения в том, во что верует Церковь, не обращай на него внимания и не отвечай ему. И, видя обман его и коварство, весьма остерегайся его.

А если ты силен в вере и помысле и хочешь постыдить врага, то отвечай ему: «Церковь верует в истину». И если он скажет тебе: «Что такое истина?» – скажи ему: «Это Тот, в Кого верует Церковь», – и всегда пребывай умом в молитве к Спасителю нашему Иисусу Христу.

А когда он станет бороть нас отчаянием, будем приводить себе на память милость и благость Бога, пришедшего в мир, чтобы умереть за нас, грешных.

Когда же он станет бороть нас тщеславием и гордыней, будем считать себя прахом и пеплом и все свершения наши приписывать Богу. Будем воистину познавать тяжесть грехов и зол наших, но не станем отчаиваться в милости Божией, ибо слышишь, что говорит Дух Святой? «Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него» (Пс. 33: 23).

А если он станет бороть нас призраками и превращениями их в ангелов света, будем твердо стоять в смирении помысла нашего и говорить: «Возвратитесь, окаянные, в мрак ваш, ибо мне не нужно видений! Я не нуждаюсь в час этот ни в чем, кроме милости Божией и Его милосердия».

И если бы ты даже понимал, что многие из показанных видений – от Бога, отвернись от них и гони их от себя далеко, сколько можешь. И не бойся, что не угодно будет Богу это твое отвращение, которое ты делаешь, считая себя недостойным этих видений. Ибо если бы видения те были от Бога, то Он знает, как очищать тебя ими, и не оскорбится, если ты отгоняешь их. Потому что Подающий благодать смиренным не отнимет ее от них из-за того, что таковые делают по смирению.

Таким образом, помните, братия мои, что это самые общие оружия, которые привыкли враги наши, бесы, направлять против нас в самый последний час смерти. И каждому они задают брань соответственно тем удовольствиям и страстям, к которым знают его склонным более всего.

И не забудь просить всем сердцем в час тот помощи и молитв Пресвятой и Пречистой Матери Божией, и скорая Ее помощь избавит тебя и сведет на душу твою милость Ее и щедроты всемогущего Бога! Аминь.

Архимандрит Клеопа (Илие) - http://www.pravoslavie.ru/put/74310.htm

 

ПОКРЫВАТЬ ВСЕ НЕДОЧЕТЫ И СЛАБОСТИ…

Bogorodica s prorokamiВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вспомним известную древнюю историю. Наконец-то, метавшийся по безбрежному океану Всемирного потопа, ковчег остановился на первом клочке показавшейся суши. Из него вышли праведный Ной и три его сына – Сим, Хам и Иафет. Каждый выбрал себе род трудовых занятий. Праотец Ной занялся земледелием, выращивал виноград, часть которого шла на приготовление вина. Во время знойного дня, отдыхая в своем шатре в саду, он выпил сладкого вина и от усталости крепко уснул. Во время сна он случайно обнажился. Один из его сыновей Хам, проходивший мимо, увидел в шатре спящего обнаженного отца, посмеялся над ним и пошел поделиться, как ему показалось, веселой историей с братьями. Сим и Иафет, услыхав непристойную веселость брата, возложили покрывало на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих. (Быт.9,20-25)

Для чего мы вспомнили, как нам кажется, не ко времени и не к месту эту историю? Дорогие мои, сегодня мы, как всегда, с любовью чествуем Пресвятую, Пречистую Матерь Божию, а по благодати и нашу Небесную Матерь, усыновившую нас у Креста, Своего умирающего за нас Божественного Сына. Из года в год мы слышим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы и радуемся за жителей древнего Константинополя, предстоящих в храме и трепетно молящихся своей Небесной Покровительнице, чтобы спасла Она их город, окруженный неисчислимыми вражьими силами от погибели, и их самих от лютой смерти.

Сегодня наш город, в котором благоволил Господь нас проживать, по милости Божией, внешними силами вражьими не окружен. Но мы видим, воочию видим и чувствуем, какими темными и страшными силами окружен не только наш город, но каждая семья, каждый из нас, и особенно каждый, дорогой нашему родительскому сердцу, ребенок, большой он или пока еще маленький. Какие диавольские смертоносные сети расставлены на их жизненных путях! Кто поможет нам сохранить наших детей, как не наша Небесная Заступница, Мать рода христианского.

Жизнь сейчас невыносимо тяжела. Да она легкой никогда и не была. Но сейчас в особенности она сложна, запутана и во многом совсем утеряла и нравственность, и образованность, и культурность, и тем более духовность, духовность Православную. Мы с ужасом наблюдаем как современный человек сплошь и рядом задыхается в теперешней бездуховной атмосфере, и в этой безысходности ему кажется, что он совсем покинутый и беспомощный. Где-то внутри, всем своим сердцем и душой он чувствует, что его ждет неминуемая духовная гибель, и спутанный многими житейскими сетями, продолжает оставаться в своем плачевном состоянии.

Но вот Церковь, указуя спасительный путь, поет в одном из своих лучших песнопений: «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении, и припадем в покаянии, зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши». Помоги, умилосердовавшись о нас! Слезно просим Ее умолить Своего Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы простил и помиловал нас, грешных, по-хамски живущих друг с другом. Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором.

Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость, а заодно обнажаем себя, свою гордость, свое превозношение над окружающими, незаметно падая в страшный хамский грех осуждения.

Дорогие мои, если за нами такое водится, а оно почти у всех нас есть, оставим это гибельное для нас занятие. Будем помнить, что сказал праотец Ной посмеявшемуся над ним, чем опасен и чем грозит нам самим грех осуждения?

- Проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих. Слышите, дорогие, на кого ложится проклятие от греха осуждения и какова будет дальнейшая судьба его и не только его? Раб рабов он будет у братьев своих. О согрешившем же Хаме уже и речи нет, он – ничтожество, он духовно убил себя. Проклятие от греха ложится уже на детей Хамовых, на Ханаана, сына Хамова, т.е. на потомков согрешившего.

Книга Бытия отмечает, что Исаак запретил своему сыну Иакову не брать себе даже жены из проклятого племени: И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских. (Быт. 28,1) Почему? Чтобы грех осуждения и его последствия не оказали своего пагубного действия на потомков Иакова, на потомков духовного, богобоязненного племени. Вот какой враг, и какая беда сегодня окружает каждого из нас.

Как быть, что нам делать? То же, что делали жители Константинопля во Влахернском храме. Чаще посещать храм Божий, усерднее молить Матерь Божию о себе и чадех наших. И будем уверены, она, Милостивая Заступница наша, не оставит нас в наших просьбах. Россия – это удел Божией Матери. Кому открыла Матерь Божия Свое покровительство и милость в осажденном врагами Константинополе? Святому Андрею, славянину по происхождению, и его ученику Епифанию.

Можно представить, дорогие мои, как молились жители Константинополя, заглядывая в завтрашний свой день, откуда уже веяло дыханием смерти. Все земное забыто, впереди – дверь в вечность и мученическая, насильственная смерть. Молитва к Божией Матери теперь для них была последняя и единственная надежда. Потому что, к Кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Царице моя Преблагая и скорая Заступнице! Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; О, Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, токмо Тебе, о Богомати.

Глубина покаянного чувства, сокрушения о грехах, причиной которого явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее святой омофор становится Покровом от грядущей на них беды. Но видят Ее только двое. Видят те, чья жизнь отдана Богу, правде и истине, чье сердце у ног Спасителя. И к нашему счастью и надежде это были наши соплеменники по происхождению. Посему, пользуясь этим, соберем, дорогие мои, по крошкам оставшиеся в нас духовные силы, друг ко другу любовь, и обратимся к Божией Матери в горячей родительской молитве не только за себя и чадех своих, но и за весь страдающий мир, как и Она, Всемилостивая, молилась за всех и за вся.

Святой Андрей и Епифаний видели Ее молящуюся за них. Интересно, какими словами, какими молитвами Она молилась к Сыну Своему и Богу нашему? Русский златоуст св. Димитрий Ростовский приводит слова этой молитвы: Царю Небесный! Приими всякаго человека, прославляющего Тебя и призывающего Пресвятое Имя Твое на всяком месте, – и где есть память о имени Моем, то место освяти; прославь прославляющих Тебя и с любовию почитающих Меня, Твою Матерь, принимая от них всякую молитву и благочестивые обеты и избавляя их от всяких зол и бедствий.

Какое же значение имеет Ее заступничество и молитва за нас грешных? Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Своей Материнской молитвой Она украшает нас, покрывая перед Богом постыдную наготу нашей жизни Своими высочайшими заслугами, как драгоценнейшими одеждами, и премногою благодатию, восполняя нашу скудость, делает нас благоугодными перед очами Господними. Она украшает нас, когда покрывает нас, не имеющих брачного одеяния, Своею ризою и делает для Всевидящего Ока как бы невидимою постыдную нашу душевную наготу. Будем же, дорогие мои, сколько есть наших сил, беречься греха осуждения, прощать и покрывать все недочеты и слабости окружающих людей, и тогда в дерзновении и надежде на Ее помощь, будем взывать к Заступнице нашей Пречистой Деве Марии: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим Омофором». Аминь.

Протоиерей Сергий Гулько - http://www.pravmir.ru/pokryvat-vse-nedochety-i-slabosti/

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ С 11 ПО 17 ОКТЯБРЯ 2015 Г.

Воскресенье, 11 октября 2015 г. Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Прп. Харитона Исповедника (ок. 350). Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (ок. 1337). Прор. Варуха (VI до Р.Х.). Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935). Прп. Харитона Сянжемского (1509). Прп. Иродиона Илоезерского (1541). Собор прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Мц. Анны (1925). Прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937). Прмц. Татианы (1942).

Понедельник, 12 октября 2015 г. Седмица 20-я по Пятидесятнице.

SergeПрп. Кириака отшельника (556). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Прп. Феофана Милостивого. Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934).

Вторник, 13 октября 2015 г.

Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335). Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35 святых дев (нач. IV). Сщмч. Прокопия пресвитера (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937).

Среда, 14 октября 2015 г.

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ап. от 70-ти Анании (I). Прп. Романа Сладкопевца (VI). Прп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461). Мч. Домнина Солунского (ок. 284-305). Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36 преподобномучеников (780-790). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Собор Молдавских святых. Сщмч. Алексия пресвитера (1918). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмчч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна (1937). Люблинской (IX), Псково-Покровской (1581), Браиловской (1635), Касперовской (1840), Гербовецкой (1859), и Барской икон Божией Матери.

Четверг, 15 октября 2015 г.

Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936). Прав. воина Феодора Ушакова (1817). Мц. Александры (1938). Мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740) (Груз.). Блгв. кн. Анны Кашинской (1338). Прп. Кассиана Угличского (1504).

Пятница, 16 октября 2015 г.

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского (96). Сщмч. Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Прп. Дионисия, затворника Печерского (XV). Свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1928). Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

Суббота, 17 октября 2015 г.

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Собор Казанских Святых. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III-IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305-306). Мчч. Давикта (Адавкта) (ок. 305-313) и дщери его Каллисфении (ок. 318). Прп. Аммона (ок. 350). Прп. Павла Препростого (IV). Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Прпп. Елладия и Онисима Печерских (XII-XIII). Прп. Аммона, затворника Печерского (XIII). Св. прав. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Николая, Михаила, Иакова и Тихона пресвитеров, прмч. Василия (1937). Св. Хионии исп. (1945).

0 bc0da c5f4b5a3 origВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой святый: Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

 

Таинство Елеосвящения (Соборования):

29 декабря в 12.30

3 января в 10.00