15 неделя по Пятидесятнице (13-09-2015)
Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
О главной заповеди
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
За Божественной Литургией сегодня читалось евангельское повествование о том, как к Христу Спасителю подошел законник и задал Ему важный для каждого человека вопрос: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Часто и мы, размышляя, задаем себе тот же вопрос, и думаем найти какой-то необычный и неожиданный ответ. Но как отвечает на этот вопрос Господь и Спаситель наш: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф.22:37-39).
Мы должны осознавать, что без любви к Богу невозможно стяжание нашего спасения. Многие из нас, наверное, с облегчением могут сказать: «Я Бога люблю». Но любим ли мы Бога на самом деле? Что означает любить Бога? Это не сентиментальное чувство. Господь в Священном Писании говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». (Ин.14:21). А вот заповедей Божиих мы не соблюдаем, а нарушаем их. А если мы нарушаем заповеди, значит мы не любим Бога.
Что значат слова «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим»? Это значит, что Господь должен быть в нашем сердце. А что реально наполняет наше сердце? Стремление как можно лучше жить на этой земле, стремление к счастью и славе, уважению, здоровью, благополучию…
Вот о чем мы заботимся, и мало заботимся о том, чтобы Бог был в нашем сердце. Еще в Ветхом Завете Господь через премудрого Сираха говорит: «Чадо, дай мне твое сердце». Богу ничего не нужно от каждого из нас кроме нашего сердца. Отдаем ли мы Богу наше сердце? Является ли Он центром нашей жизни, Тем к Кому устремлена вся наша жизнь? Помним ли мы о Боге каждый день, каждое мгновение? Что-то иное заполняет наше сознание, наш ум, нашу жизнь. Вот и оказывается, что по-настоящему мы не любим Бога. А не любя Бога невозможно достичь своего спасения.
Не любя Бога невозможно любить окружающих нас людей. Но обратите внимание: не любя окружающих людей также невозможно по-настоящему любить Бога. Как все взаимосвязано! И когда мы говорим, что любим Бога, а окружающих осуждаем, раздражаемся на них, клевещем, обижаем людей, то мы не любим Бога. Неслучайно поэтому апостол и евангелист Иоанн Богослов сказал: «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20). Для того чтобы сказать себе «да, я люблю Бога», нужно научиться любить окружающих людей.
Трудно исполнить эту заповедь Господню. Необходимо прилагать много усилий для того, чтобы любовь к окружающим людям жила в нашем сердце. Не та любовь, о которой сегодня говорит мир. Сегодня, говоря о любви, мы часто подразумеваем любовь потребительскую, когда мне хорошо. Но это не есть любовь. Любовь это жертва: когда я готов пожертвовать собою, своим временем, может быть даже жизнью своею - это настоящая любовь. Трудно жертвовать ради блага другого, нам бы хотелось, чтобы кто-то другой жертвовал во имя моего блага. Совершенно иному учит нас Господь: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин.3:16). Мы не всегда задумываемся над тем, в чем же выражалась Божественная любовь? Что означает фраза «отдал Сына Своего»? Сын Божий не просто стал человеком, но во имя Божественной любви совершил спасение человеческого рода от греха, проклятья и смерти. И совершил это спасение жертвенной крестной смертью ради блага каждого человека. Вот в чем главное выражение любви - принесение себя в жертву ради блага другого. Вот что означает истинная христианская любовь.
Если мы христиане, постараемся научиться этой жертвенности, то есть подлинной христианской любви, к которой призывает нас Господь и Спаситель наш Иисус Христос. Если мы этому не научимся и не приобретем здесь на земле настоящую любовь к Богу и к окружающим людям, то ничего хорошего в Жизни Будущего Века нас не ожидает. Мы не достигнем Божественного Небесного Царства, которое есть, прежде всего, любовь, ибо Царем этого Царства является Бог, Который есть любовь. И когда в нашем сердце вдруг опять возникнет злоба, раздражение, ненависть, давайте вспомним о том, что мы христиане и постараемся изменить свое отношение к окружающим нас людям.
Будем просить Господа Бога о том, чтобы Он помог нам исполнить эти Божественные заповеди. Не будем пугаться трудности. Будем помнить слова Господа: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф.11:30). Каждый верующий в непреложность этих слов Христа Спасителя на опыте личной жизни знает, что иго Христово благо и бремя Его легко. Потому что человек не в одиночку совершает свой жизненный путь, с ним пребывает Господь, Его Пречистая Матерь и все святые угодники Божии, молитвами и своим предстательством перед Богом помогающие каждому человеку, который серьезно, неленостно старается исполнять заповеди Божии.
Будем стремиться исполнять заповеди, и тогда воистину каждый из нас может быть подлинным сыном или дочерью нашего Господа. В противном случае нас не спасет наименование нас христианами или то, что когда-то мы приняли Таинство Святого Крещения, или что время от времени мы ходили в храм Божий. Все это может быть тщетно, если мы не начнем жить так, как должен жить православный человек. А православный человек должен быть исполнителем заповедей Божиих. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2011г
Начало индикта – церковное новолетие
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно поздравляю всех с Новым годом!
Начало этого праздника связано с прямым повелением Божиим: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой… никакой работы не работайте и приносите жертву Господу. Никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших» (Лев.23: 23-25, 31).
Традицию праздновать начало Нового года 1 сентября приняла Византия. На Святой Руси Новый год отмечали 1 марта до 1363 года, потом 1 сентября – до императора Петра I, который своим указам перенес празднование гражданского Нового года на 1 января. Последний раз Новый год отметили на Руси 1 сентября в 1699 году. Церковное Новолетие до сих пор мы празднуем сегодня.
В этот первый день Нового лета благости Господней весьма благовременно задуматься нам о нашей жизни и об Источнике нашей жизни – Боге.
Святитель Филарет Московский говорит: «Человек живет непрерывными благодеяниями Божиими: он весь составлен из даров и благодеяний Божиих; он погружен в благодеяниях Божиих, как в бездне.
Бытие и жизнь человека, в своем начале, есть свободное даяние Творца, – дар, которого никто не мог у Него вынудить, никто не имел права истребовать; следственно, и продолжение бытия и жизни есть непрерывное продолжение того же даяния Божия. Жизнь временная есть ежеминутное благодеяние Божие. Бессмертие человека есть бессмертное, бесконечное благодеяние Божие».
Если внимательно посмотрим на себя, то увидим, что душа – основание нашей жизни, тело наше – жилище души, ум, сердце, чувства – все есть дело рук Божие, все есть дар Божий. Ничего из этого человек сам себе приобрести или сотворить не в силах.
Если внимательно посмотрим на окружающий нас мир, то увидим, что светила небесные, земля, вода, воздух, радующие нас красотой и благоуханием, дающие нам жилище, пищу, лекарства, есть устроение Божие, Божия собственность, данные нам на пользу. Ничего подобного сам человек себе придумать и создать не может. Даже земледелец и любой другой трудник прилагают лишь малые со своей стороны усилия, а все делает Бог, все остальное в Его воле.
Если общества пчел и муравьев так премудро и целесообразно организованы не этими насекомыми, а Богом, то тем более общества человеческие созданы не волевыми усилиями людей, как несправедливо могут подумать некоторые, а Премудрым Богом и находятся под Его Верховным правлением. Это касается не только государств и обществ, но и семей человеческих. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126: 1). Сам человек может только разрушать.
Если столь велики благодеяния Божии, касающиеся физической и гражданской жизни человека, то тем более важны, неисчислимы и неописуемы благодеяния Божии, касающиеся духовной, вечной жизни человека. Своим Пришествием на землю и Воплощение Господь даровал «грешнику – непорочность, осужденному – прощение, погибшему – спасение и блаженство. …Творец Сам приходит на помощь твари, служит ей, предает ей Самого Себя; Сын Божий не щадится, но за нас всех предается; Плоть и Кровь Богочеловека предлагается, как пища и питие, как врачевство, как источник жизни: сердце Божие отверзается; любовь Божия изливается в сердца наши; Дух Святой подается; обители многие на Небесах земнородным отверзаются, и в сердце человека обитель Божия сотворяется» (святитель Филарет Московский). Сам человек способен жить только в духовной нечистоте, способен пребывать в аду раздраженной совести и не способен очистить сам себя и вернуться в рай мирной совести.
Если эти и многие другие благодеяния, которых и перечислить невозможно, имеем мы от Бога, то сколь сильно мы должны быть благодарны Ему за все. Если даже бессловесные отвечают человеку послушанием и смирением за его заботу – «вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» (Ис.1: 3), – то тем более человек разумный должен быть благодарен Богу, и благодарность эта, как говорит богомудрый Московский святитель, должна быть «истинная, как истинны благодеяния Божии, деятельная, как деятельно благотворит нам Бог». И апостол умоляет нас быть верными благодати Божией в сердцах наших, действительно быть достойными благодеяний Его, «чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор.6: 1).
Если Господь простирает нам руку помощи в земных благах, дарует нам изобилие плодов земных, то и мы должны протянуть благодарную руку помощи и поддержки нуждающимся близким.
Если мы живем в этом государстве в мире и благоденствии, то должны благодарить Бога – Царя царствующих и Господа господствующих за это: быть достойными гражданами своего земного отечества и усердно молиться: «Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и верныя люди ея, даруй нам глубокий и неотъемлемый мир, возглаголи в сердцах всех, иже во власти суть, благая о Церкви Твоея и всех людех Твоих, да в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Помяни, Господи, всякое начало и власть, и иже в палате братию нашу и все воинство. Благия во благости соблюди, лукавыя благи сотвори благостию Твоею».
Если Господь дарует нам прощение грехов, мир совести, радость спасения, то мы должны благодарить Его за это постоянной решимостью убегать от грехов и творить благо, хранить мир своей совести, неленостно благодетельствовать своим ближним, радовать их своим вниманием и заботой.
Если же Господь почтил нас особо тяжелым жизненным крестом, подвигом скорби, страдания, болезни «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр.12: 10), то да благодарим Небесного Подвигоположника не протестом, не ропотом, не малодушием, а словами святого псалмопевца: «Благо мне, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим» (Пс.118: 71).
«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес.5: 18), – учит нас апостол Павел.
Принося живую и сердечную благодарность Богу – Подателю жизни и всяческих благ, мы молимся сегодня: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой Алма-Ату молитвами Богородицы и спаси ны». Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский
Епископ Пимен (в миру - Петр Захариевич Белоликов) родился 5/18 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника. Образование получил в Новгородской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии. В 1903 году на четвертом курсе академии принял монашество с именем Пимен и духовный сан.
По окончании академического курса иеромонах Пимен встал на путь миссионера: он едет в Урмийскую Православную Духовную Миссию и долгие годы является помошником начальника Миссии, активным и ярким ее деятелем, в короткий срок изучившим сирийский язык, новый и древний, а также тюркские наречия. Он проповедует сирийцам на их родном языке, защищает их интересы перед персидскими властями, занимается научными трудами, составной частью которых являются переводы с древнесирийского, издает журнал Миссии “Православная Урмия”.
В 1910-1911 годах он трудится на ниве духовного просвещения осетин - состоит на должности ректора Ардонской духовной семинарии, затем возвращается в Урмийскую миссию. В сане архимандрита включается в круг прежних обязанностей. В 1914 году с началом Русско-Турецкой войны отзывается из Миссии на должность ректора Пермской Духовной семинарии. Здесь он плодотворно трудится под началом будущего священномученика епископа Андроника (Никольского). Надежды епископа Андроника видеть Пимена своим помощником в должности викарного епископа Пермской епархии не оправдались: 6 августа 1916 года в Петрограде состоялась хиротония архимандрита Пимена во епископа Салмасского, начальника Урмийской миссии с предписанием отправляться в прифронтовую Урмию восстанавливать ослабленную войной Миссию. Отсутствие перспектив в миссионерском деле в условиях войны, в том числе вмешательство в работу Миссии солдатских комитетов Кавказского фронта, слабое финансирование миссионерского дела, не позволявшее заниматься благотворительностью, вынудили владыку просить о переводе в Россию. Летом 1917 года он получил назначение в г.Верный на место викарного епископа нового - Туркестанского - викариатства.
Здесь в условиях большевистской власти он встал на защиту Церкви от антицерковных декретов и политики дискредитации решений Всероссийского Поместного собора. Его проповеди в защиту евангельских ценностей, разоблачение в них большевистской демагогии привели к жесткому противостоянию епископа и Семиреченского совдепа. Большевиков страшила авторитетность церковного главы, любовь к нему со стороны народа. 3/16 сентября 1918 года он был тайно расстрелян за городом.
1997 году епископ Пимен был прославлен как местночтимый казахстанский священномученик. Память его - 3/16 сентября.
О. Ходоковская
http://www.vedi.kz/olga-khodakovskaya/
4 августа 2015 года. Алма-Ата. По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в роще Баума, на месте мученической кончины Преосвященного Пимена, епископа Верненского и Семиречинского, был освящен поклонный Крест и мемориальная доска с образом священномученика.
В памятном богослужении, которое возглавил Управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий, приняли участие студенты Алма-Атинской Православной духовной семинарии и множество почитателей святого.
С начала 90-х годов прошлого столетия, по благословению архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) прихожанами алма-атинских храмов на месте пролития мученической крови епископа Пимена совершается акафистное пение святителю, тогда же на этом месте был установлен памятный камень.
16 сентября 2018 года исполнится 100-летие подвига священномученика Пимена. К юбилейной дате планируется возведение в роще Баума памятника-часовни.
http://mitropolia.kz/ru/novosti/eparhia/
Подвижники веры и благочестия, служившие в Алматы
…Среди сонма мучеников и исповедников, служивших и молившихся под сводами Никольского храма в 1920-е, 1930-е годы особое место занимают архиереи Алма-Атинской кафедры, епископы Лев (Черпанов), Герман (Вейнберг) и архиепископ Александр (Толстопятов).
Епископ Лев (Черепанов Лев Всеволодович) родился в 1888 году в селе Полевской Завод Екатеринбургской губернии в семье протоиерея. Окончил Пермскую духовную семинарию. В 1923 году был хиротонисан во епископа Нижне-Тагильского.
В 1927 году, после девятилетнего отсутствия в Семиречье правящего архиерея епископ Лев (Черепанов) возглавил Алма-Атинскую кафедру. В Алма-Ату он был направлен с определенной целью – вести борьбу с обновленчеством на вдовствующей после гибели епископа Пимена (Белоликова) Алма-Атинской кафедре.
Епископ Лев укреплял в вере семиреченскую паству, произнося с церковного амвона проповеди, исполненные духа ревности, любви, преданности Богу и Церкви. Он противостоял закрытию и осквернению храмов, посещал горные скиты, назидая своей беседой монашествующих. За короткое время своего служения епископ Лев снискал горячую любовь и уважение своих пасомых.
15 июня 1929 года епископ Лев был арестован в Алма-Ате органами ГПУ. Его обвиняли в том, что Архипастырь выступал с церковного амвона с проповедью контрреволюционного характера.
29 августа 1929 года епископ Лев был осужден и отправлен в тюрьму города Пенджикента (Таджикистан), а 11 ноября 1929 года переведен в управление Соловецких лагерей. С 1930 года Владыка находился в Устьсысольском лагере Коми края.
После освобождения 11 августа 1933 года был назначен на Ставропольскую кафедру, но вновь арестован в 1934 году и 31 августа 1935 года «за участие в контрреволюционной организации» осужден сроком на 5 лет и направлен в места заключения Амурской области.
Но и в лагерях само существование епископа Льва вызывало опасение и ненависть поборников безбожной власти, а потому заседанием тройки УНКВД по Ленинградской области от 10 ноября 1937 года Владыка был приговорен к расстрелу и расстрелян 8 декабря 1937 года.
Преемником епископа Льва на Алма-Атинской кафедре стал епископ Герман (Вейнберг).
Он родился 8 октября 1885 года в городе Зиновьевске в дворянской семье. После окончания физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета в 1912 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1916 году со степенью кандидата богословия.
19 октября 1926 года хиротонисан во епископа Масальского, викария Калужской епархии. 3 апреля 1930 года назначен на Алма-Атинскую кафедру.
Годом раньше, когда в Алма-Ате был закрыт для богослужений и передан под исторический музей Вознесенский кафедральный собор, выставленные из собора обновленцы во главе с "митрополитом" Мелхиседеком перешли в Троицкую церковь. Это обновленческое движение, подчинявшееся ВЦУ, кроме Троицкой церкви занимало Софийский собор и Покровскую церковь. Во Введенской церкви служили приверженцы григорьевского раскола.
В 1929 году, когда Троицкая церковь в Алма-Ате была захвачена обновленцами, служивший в это храме протоиерей Филипп Григорьев попросился к отцу Александру в Никольский храм, и тот с радостью принял потерявшего приход пастыря.
К этому времени в Алма-Ате верными Православию оставались лишь две церкви – церковь Казанской Божией Матери, расположенная в отдаленной части города – Малой станице и Никольская церковь в местности Кучугуры.
Именно Никольская церковь стала в то время Кафедральным храмом Алма-Атинской епархии, где начал совершать архиерейские служения епископ Герман.
В Алма-Ату Владыка прибыл вместе с игуменом Феогеном (Козыревым). Жили они вместе в Никольской церкви в правой боковой комнате у притвора.
Игумен Феоген (в миру Василий Львович Козырев) родился в 1862 году в Петербурге в семье царедворца. После октябрьского переворота он вынужден был скрываться от новой власти. Его сын, Николай, эмигрировал за рубеж, жена скончалась. Василий Львович нашел приют в одном из монастырей Калужской епархии, где в 1924 году принял монашеский постриг с именем Феоген и в 1926 году – священный сан. С 1924 по 1929 год иеромонах Феоген проживал в Мещовске, затем в Масальске Калужской губернии; в этот период произошло его знакомство с епископом Масальским Германом (Вейнбергом). Игумен Феоген был почти вдвое старше молодого епископа Германа. Владыка относился к нему как к старцу, всегда спрашивая его совета.
Епископ Герман продолжил начатое преосвященным епископом Львом (Черепановым) дело по борьбе с обновленчеством, которое к 1930 году дало обильные всходы, как в Алма-Ате, так и по всей епархии. Он был твердым и бескомпромиссным защитником Православия. И с церковной кафедры бесстрашно звучали его обличительные проповеди, направленные против обновленческого раскола и его приверженцев. Владыка Герман старался удержать свою паству в духе истины, возвращал заблудших, не оставляя без внимания ни одного прихода и ставя, где это было возможно, священников, стоящих на высоте своего призвания.
Епископ Герман рассылал на приходы архипастырские послания, вел переписку как с мирскими лицами, так и с представителями церковной иерархии, имея ту же цель – укреплять дух и традиции Церкви, вести борьбу с расколами, ересью и безбожием.
Алма-Ата была переполнена ссыльными, которые обращались за помощью к епископу Герману. Он старался всем помочь – утешить, поддержать материально. На Литургии ссыльных священников Владыка благословлял причащаться в алтаре в полном облачении. И нередко алтарь Никольской церкви был переполнен духовенством – от диаконов до архиереев. Среди последних в Алма-Ате находились архиепископ Херсонский и Николаевский Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский). В их присутствии в начале весны 1932 года игумен Феоген был возведен в сан архимандрита. К этому времени отец Феоген стал духовником многих ссыльных.
Владыка Герман и священники Никольского собора понимали, что, помогая ссыльным, они навлекают на себя гнев «власть предержащих» и ожидали скорого ареста. О предстоящем аресте, назначенном ГПУшниками на 10 декабря 1932 года, священники узнали от прихожанки Никольской церкви – матери начальника ГПУ Иванова.
Накануне вечером 9 декабря владыка Герман с собором духовенства совершал Всенощное бдение в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Пел хор из ссыльных певчих и оперных певцов. На службе молился спустившийся с гор на торжество странник Виктор (Матвеев). В 10 часов вечера, когда служба закончилась, пришли красноармейцы и, громко ругаясь, начали стучать в окна и двери. Мать Евфалия поднялась наверх и сказала: «Без старосты мы двери не откроем».
Красноармейцы привели старосту Г.В. Шахворостова. Тогда им открыли двери, и они вошли в комнату владыки Германа и отца Феогена, которые были уже готовы к аресту. С ними вместе арестовали инокиню Параскеву (Буханцову). Пока красноармейцы проводили обыск и считали деньги у свечного ящика, мать Феодора потихоньку вывела из храма странника Виктора. Сестры сидели в подвале и через полуоткрытую ставню видели, как привели во двор отца Александра, отца Стефана и матушку Евфросинию (Даурцеву), в доме которой они проживали. Других сестер не тронули, так как Иванов не дал ордера на их арест, взяли только мать Евфалию, чтобы она донесла до ГПУ ящик с изъятыми деньгами. Когда пришли в ГПУ, там был уже отец Филипп. Утром прихожане увидели, что церковь опечатана, хотели сорвать замок, но побоялись, что будет хуже
Протоиереев Александра, Стефана и Филиппа допрашивали в ГПУ в течение месяца, затем перевели в городскую тюрьму. Но сначала священников направили в санпропускник, то есть в баню, где их как следует напарили. Затем батюшек посадили в кузов открытого грузовика и по морозу повезли в тюрьму, где поместили в тифозную камеру. Ослабленные сильной простудой, они заразились сыпным тифом.
Первым умер отец Филипп — 17 января. Вторым — отец Стефан — 18 января. Отец Александр Скальский умер 20 января 1933 года.
Все протоиереи были похоронены верненскими монахинями, бывшими насельницами Иверско-Серафимовского монастыря на упраздненном ныне кладбище, находящемся в районе нынешней Кирпично-Заводской улицы города Алматы.
Епископа Германа, архимандрита Феогена, матушек Евфросинию и Параскеву продолжали допрашивать еще около полугода. Свиданий с ними не позволяли, но в определенные дни монахини носили им передачи.
25 июня 1933 года епископ Герман был осужден на 8 лет заключения в концлагерь. Архимандрит Феоген был выслан в Западную Сибирь сроком на 3 года. С 1933 по 1935 год он находился в ссылке в городе Тара Омской области.
После освобождения в декабре 1935 года отец Феоген возвратился в Алма-Ату в Никольскую церковь. В марте 1936 года он был вновь арестован и сослан в город Чимкент. А 1 декабря 1936 года последовал новый арест. Архимандрит Феоген был осужден на 5 лет и сослан в Северный край. Не вынеся тягот жизни в неволе, 77-летний старец 12 июля 1939 года скончался в заключении в Коми АССР.
Епископ Герман отбывал срок в лагере поселка Долинка Карагандинской области, где 7 июня 1938 года был вторично осужден. Умер Владыка 24 мая 1942 года в стационаре на командировке «Акмолинское» Карлага. Похоронен на кладбище этой командировки. На могиле поставлен столб с надписью «Б-16».
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года архимандрит Феоген (Козырев), протоиереи Александр (Скальский), Стефан (Пономарев) и Филипп (Григорьев) причислены к лику святых….
…5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управлять которой был назначен освободившийся из ссылки архиепископ Николай (Могилевский).
Архиепископ Николай родился в 1874 году в селе Комиссаровка Верхне-Днепровского уезда Екатеринославской губернии. В 1911 году окончил Московскую Духовную Академию со званием магистранта. В 1919 году хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В период с 1924 по 1941 год неоднократно подвергался арестам, тюремным заключениям, лагерям и ссылкам. В 1941 году снова арестован в Москве, осужден по ст. ст. 58-10 и как социально-опасный элемент сослан в Казахстан сроком на 5 лет. Владыка был направлен в город Актюбинск, затем в город Челкар Актюбинской области, где влачил нищенское существование. Освобожден из ссылки 19 мая 1945.
Владыка Николай прибыл в Алма-Ату в день празднования Иверской иконы Божией Матери — 26 октября 1945 года и начал свое служение в маленькой и отдаленной от центра города Казанской церкви. Владыка стал ходатайствовать об открытии расположенной в центре города Никольской церкви. И в 1946 году Никольская церковь была передана общине верующих.
В то время храм представлял неприглядное зрелище — он стоял без крестов, с сорванными куполами и снесенной колокольней. Ни иконостаса, ни икон, ободранные до древесины стены. Кирпичная кладка тупика подвала изрешечена пулевыми выстрелами.
Архиепископ Николай вместе с верующими сразу приступил к ремонту. Весной 1946 года, когда еще внутри и снаружи Никольской церкви стояли леса, Владыка освятил первый отремонтированный придел Святителя и чудотворца Николая, и на Благовещение в нем прошло первое богослужение. Никольский храм с того времени стал Кафедральным собором Алма-Атинской и Казахстанской епархии.
Созидая духовную жизнь в Казахстане, архиепископ Николай, будучи уже в преклонном возрасте, понес самоотверженные труды по управлению обширной епархией, которую он воспринял, можно сказать из руин и которую усердно окормлял в течении десяти лет, посвящая без остатка все силы на дело церковного служения и никогда «не ища своего си, но токмо еже ближнего». Почти ежедневно в Кафедральном соборе и других церквах города и области он совершал богослужения, предпринимал довольно частые и длительные поездки по епархии порой при весьма сложных дорожных и транспортных условиях, всюду горением своего духа подвигая народ к молитве, раскрывая сердца людей для любви к Богу. После периода гонений и разрухи Казахстанский Архипастырь освятил множество восстановленных и новопостроенных храмов. На богослужениях в Никольском Кафедральном соборе Алма-Аты ввел народное пение и чтение акафистов. Своей молитвой, апостольской ревностью, отеческой заботой и жизненным примером владыка Николай вновь возродил духовную жизнь на Богопросвещаемой земле Казахстана.
В 1955 году возведен в сан митрополита.
После непродолжительной болезни мирно отошел ко Господу 25 октября 1955 года, накануне празднования Иверской иконы Божией Матери, отслужив ровно 10 лет на Алма-Атинской кафедре. …
Вера Королева
Тихое касание
«В последнее время я часто думаю о смерти. Обычно такие мысли посещают меня ночью. Я лежу в темноте и думаю, как это — умирать? Я думаю: однажды какой-то мой вдох будет последним. И сердце перестанет биться. И душа покинет тело. И мне становится страшно. Потому что я не знаю, что будет потом.
Конечно, я читала книги, про то, что потом прилетают за душой ангелы и забирают душу на небо. Или, что потом будет свет и радость, и вечный покой. Но... мне все равно страшно. Ведь одно дело читать, а совсем другое — жить. Или умирать.
А может, во мне мало веры.
Или я слишком цепляюсь за жизнь».
Оля отложила ручку в сторону и закрыла дневник. Она всегда вела записи по утрам, пока варился кофе. Одну-две строчки. Каждый день.
Это был её разговор с собой. Проверка: «Ты — ещё мыслишь? чувствуешь? переживаешь? Ты — живешь?»
Кофе зашипело на плите. По кухне разлился терпкий запах.
В начале, ещё прежде нашего видимого мира, Бог сотворил мир невидимый. В этом мире обитали ангелы — бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Бог сотворил их бесчисленное множество.
Бог восхотел, чтобы ангелы пребывали в добре, любили Его и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Однако Бог не желал насильно заставлять служить Себе, и потому наделил ангелов свободой. Он предоставил им право выбирать желают ли они сами любить Его или нет.
Когда Ольга вышла из подъезда, она невольно поёжилась. Снова смог. Вот уже который день в её районе стоял этот неприятный туман, который как оползень сходил по мостовой — от улицы к улице — поглощая дома, магазины, дороги, поедая людей и их судьбы.
Захотелось бежать обратно, в её маленькую квартирку. Мнимое убежище! Всё же её четыре стены на тринадцатом этаже создавали отдельный мир, где каждая вещь была родной и близкой, а потому вселяла уверенность и покой.
Но назад — нельзя. Работа ждёт. Оля нырнула в молочную дымку улиц, пряча нос поглубже в шерстяной шарф.
Странно, но она подумала, как просто можно убить человечество. Да-да. Для этого надо лишь открыть в городах ядовитый газ, или газ, от которого люди засыпают раз и навсегда. Или генетически меняются. Или...
О бррр. Что за дурацкие мысли! Почему она об этом думает?
Среди сонма ангелов был один — самый светлый и прекрасный. Его звали Денница, «Утренняя звезда». Он, самый высший ангел, возгордился своим могуществом и силою, и не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать, как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать. Лицо его исказилось, красота обезобразилась, а свет стал тьмою. Денница теперь был самым темным и самым злым духом, и назывался он Диаволом, а иначе «клеветником».
Привычный маршрут. Минут пятнадцать на автобусе, затем метро — полчаса, пять минут пешком.
По утрам время становится осязаемым. А люди, как составные части гигантского часового механизма, отбивают его ход. Сама Оля — колесико в этих часах — считает шаги от дома до остановки, от остановки до станции, от станции до здания. Тик-так-тик-так-тик-так. Надо успеть за час. Тик-так.
Кругом люди. Много людей. Бесчисленное множество. В автобусе Ольга вглядывается в лица горожан, остро ощущая своё одиночество. Иногда мимолетная улыбка незнакомого человека зажигает внутри маленький огонек. Словно лампадку. От которой потом весь день тепло.
А порой в чужие глаза упираешься как в стену или даже в дуло. Хуже — если вместо взгляда — бездонная пустота. Бездна. Такой взгляд даже не пугает. Засасывает.
Гордый сатана соблазнил и увлек за собою много и других ангелов, которые также стали злыми духами или — бесами.
Тогда выступил против него один из высших ангелов Божиих, архангел Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!» И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них.
Если в метро Оле удавалось сесть, она чаще всего засыпала.
В последнее время ей снился один и тот же сон. Ей снилось, что она у себя дома, смотрит в окно. Внизу по улице идут люди. Они идут с флагами. Потом — бегут. Большая черная толпа.
Люди бегут в какой-то страшной беспорядочности. И тут Оля понимает причину их ужаса. Она видит как волной, один за другим, рушатся дома, подкошенные невидимой силой. Она осознает: скоро дойдет очередь и до её дома. Ей бы убежать, куда-то спрятаться, что-то делать. А она зачарованно смотрит в окно, не в силах оторвать взгляд. Что-то черное входит в её душу, сдавливая грудь. Это даже не страх. Страх — это чувство, он присущ всем людям. Но то, что насело на её грудь —это не чувство, это — существо — инородное, живое. Или бесконечно мертвое.
«Это сон!» — вспоминает она. И тут же приходит желание перекреститься, но правая рука не поднимается. Словно онемела. Ольга чувствует, как холодок бежит по её шее. Спускается по хребту, к ногам, как леденеют её стопы. Она пробует вспомнить слова молитвы. «Отче... Отче наш... еже еси на небеси». Рука всё еще налитая свинцом, начинает немного слушаться. Оля шевелит пальцами. «Да приидет Царство Твоё».. Но поднять руку не может. Она хватает все еще неподъемную правую руку левой и тянет её вверх. Лоб. Живот. Правое плечо. Левое плечо. «Да будет Воля Твоя яко на небеси и на земли...» Ужас отпускает. Она просыпается.
Вагон метро. Стучат колеса. Черная толпа людей. Все стоят. Чужие. На следующей ей выходить.
«Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница и сокрушилась на земле» — воскликнул Архистратиг Михаил, направляя своё воинство на битву.
Борьба была трудной, ведь Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и сатана был свергнут с неба со всеми своими последователями.
«Откуда эти страхи?» — размышляла Ольга, шагая от метро. — «Накопившееся образы из фильмов, новостей, книг, картин? Или осенняя истерия? Усталость? Депрессия?»
Да, страхи мучили Олю. Именно мучили. Они подкрадывались к ней чаще всего, когда она забывала про них. Когда была одна. Когда лежала в кровати. Одна мысль за другой въедались в мозг и сверлили, сверлили.
Там где страх — там нет любви. Помнила она. А если иначе: там, где нет любви, там — страх. Так тоже верно? Быть может, ключ в том, что в ней совсем нет любви? Или любви крайне мало?
Наконец, она дошла до знакомого здания из красного кирпича. Она работала дизайнером в небольшом издательстве. Работа увлекала её. И как только она перешагнула порог, её захватил запах свежих страниц, краски, творчества и — жизни. Да — жизни! Пусть только печатной. Разве есть какая-то разница?
Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, настолько утвердились в добре, что грех для них стал невозможным. Бесы же, наоборот, утратили всякую способность к добру.
Лишенные возможности проникать в высшие области мироздания, падшие ангелы всю свою злобу устремили на людей, в первую очередь на верующих в Бога. Ведь человек, живя чисто и непорочно, может восполнить число отпавших ангелов на небе.
На работе Оля задержалась. Честно говоря, ей просто не хотелось снова проделывать этот путь — от работы до дома. Или она бежала своего одиночества?
Когда она уже собиралась, она услышала звон колоколов.
«Надо же, где-то здесь есть церковь... И почему-то звонят.»
Она вышла на улицу, где как муравьи суетились люди, разбредаясь по своим муравейникам.
Звон звал её вправо, через дорогу, по узкой улочке. А вот и маковка. Какая маленькая церковь. Уютная.
В храме горели свечи, весело потрескивая. Было тепло и спокойно. Шла вечерняя служба.
«А какой праздник?» — спросила она у пожилой женщины в белом платке.
Та улыбнулась: «Архангела Михаила!»
После битвы Архангел Михаил стал именоваться Архистратигом, то есть главой святого воинства ангелов и архангелов. Он — главный боец против Диавола и всякого беззакония среди людей. В его руках — огненный меч и копье, которые он всегда держит наготове, чтобы сразиться с противником Бога.
В храме Оля любила спрятаться. Найти свой укромный уголок у иконочки, и там простоять всю службу. Девушка заметила маленький придел, где не горел верхний свет, и юркнула туда. В приделе было несколько человек. Две старушки, мужчина с бородой, и худенькая девочка-подросток. Они стояли рядком, и Оля догадалась — исповедь. И только тогда увидела седого иерея, сидевшего на стульчике у аналоя, и накрывавшего кого-то коленопреклоненного епитрахилью.
«Что же — значит, исповедь!» — решила она.
Она сразу заговорила о страхах. О смерти. О войне. Об ужасе. О молитве. О своей малой любви. Она говорила и говорила, а легкая рука старенького иерея покоилась на её голове. Словно придерживала. Показывала — я с тобой! И Бог здесь. Вот тут. Рядом.
С каждым словом ей становилось легче. Что-то отпускало её. Или это она отпускала что-то, за что держалась? Свои страхи? Боль? Уныние?
Когда всё было сказано, и батюшка начал читать над ней разрешительную молитву, Оля вдруг почувствовала... да-да, именно почувствовала касание — тихое касание крыла, накрывшего её. Батюшка перекрестил Олину макушку, крыло так же тихо поднялось. И... Ангел — улетел.
Ошеломленная Оля поднялась с колен. Медленно стала целовать крест и Евангелие.
Священник, теперь она взглянула на него, с пышной белой бородой, весь в белом, похожий на святителя Николая, кивнул ей, словно отец дочери. И вдруг, неожиданно взглянул в самые её глаза. Так смотрят не на лицо — в глубину. Сказал очень четко, хотя и негромко. И тоже не её ушам — а душе. Он сказал:
— Запомни: Архангел победил! Кто — как — Бог!
А затем осенил Олю широким крестным знамением.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/4044
Православный Календарь с 13 Сентября 2015 г. по 19 Сентября 2015
Воскресенье, 13 Сентября 2015 года. Неделя 15-я по Пятидесятнице.
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408). Сщмч. Киприана, еп. Карфагенского (258). Свт Геннадия, патриарха Цареградского (471). Свт. Иоанна, митр. Киевского.
Понедельник, 14 Сентября 2015 года. Седмица 16-я по Пятидесятнице.
Начало индикта - церковное новолетие. Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428). Мч. Аифала диакона (380). Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их (IV). Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309). Прав. Иисуса Навина (XVI в. до Р.Х.). Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы) (864).Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской и именуемой Всеблаженная, в Казани, икон Божией Матери.
Вторник, 15 Сентября 2015 года.
Мч. Маманта (275), отца его Феодота и матери Руфины (III). Прп. Иоанна постника, патриарха Цареградского (595). Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Мчч. 3618 (3628) в Никомидии (III-IV).
Сщмч. Дамаскина, еп Стародубского, и с ним Ефимия Горячева, Иоанна Мельниченко, Иоанна Смоличева, Владимира Моринского, Виктора Басова, Феодота Шатохина,Петра Новосельского,Стефана Ярошевича,Василия Зеленского пресвитеров, прмч. Ксении Черлиной-Браиловской, Карагандинских (1937). Калужской иконы Божией Матери (1771).
Среда, 16 Сентября 2015 года.
Собор новомучеников и исповедников Алматинских
Сщмч. Пимена, еп Верненского и Семиреченского (1918)
Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580). Св. Фивы диакониссы Кенхрейской (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия, патриарха Сербского (1349). Писидийской иконы Божией Матери (608).
Четверг, 17 Сентября 2015 года.
Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Прор. Боговидца Моисея (1531 г. до Р.Х.). Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Второе обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1989). Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305-311).Иконы Божией Матери, именуемой Неопалимая Купина (1680)
Пятница, 18 Сентября 2015 года.
Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей св. Иоанна Предтечи (I).Прмч. Афанасия Брестского (1648). Убиение блгв. кн. Глеба, во св. Крещении Давида (1015). Мчч. Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98-138). Мч. Сарвила. Мц. Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мчч. Иувентина и Максима воинов (361-363). Мчч. Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мч. Авдия (Авида) в Персии (V).Явление ап. Петра имп. Юстиниану в Африке.
Суббота, 19 Сентября 2015 года.
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария и с ними 11-ти тысяч в Атмении (311-312).Прп. Архиппа (IV). Мчч. Ромила и с ним многих других (107-115). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250). Прп. Давида Египетского (VI). Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.