• slide1
  • slide8
  • slide6
  • slide9
  • slide10

13 неделя по Пятидесятнице (30-08-2015)

 

 Митрополит Алматинский и Казахстанский Иосиф (Чернов)

nb531417

 Пресвятая Богородица, спаси нас!

 

Притча о злых виноградарях

Царство Божие дано будет народу, приносящему плоды его

Мф. 21, 43

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Дорогие о Господе братья и сестры!

189 - копияБудучи спрошен фарисеями о том, кто дал Ему власть совершать чудеса, Сын Божий ответствовал им страшной притчей о злых виноградарях. Спаситель поведал о неком владетеле, насадившем виноградник и доверившем его работникам, дабы те усердно трудились и отдавали хозяину должную часть урожая. Но виноградари задумали присвоить себе чужое достояние: они стали гнать, побивать камнями, убивать слуг, которых хозяин виноградника посылал, чтобы взять плоды. Наконец долготерпеливый владелец собственного сына своего послал к ним, надеясь усовестить их этим, говоря: постыдятся сына моего (Мф. 21, 37). Но и сына его умертвили эти бессердечные и коварные люди, думая завладеть наследством.

Рассказав эту притчу, Спаситель вопросил окружавших Его вождей народа израильского: когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? (Мф. 21, 40). И они отвечали: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21, 41). Так жестокие и духовно слепые законники изрекли приговор самим себе.

В притче о злых виноградарях прикровенно содержалась история народа израильского и пророчество о ближайшем его будущем. Под хозяином виноградника разумеется Сам Бог Вседержитель, под слугами его – ветхозаветные пророки и праведники, под сыном его – Иисус Христос, Сын Божий Единородный.

Некогда Господь для служения Себе избрал израильский народ, произошедший от великого праведника, патриарха Иакова. Этому-то народу Всемогущий и доверил Божественный виноградник Откровения Своего, дабы принесены были Ему обильные плоды веры и праведности.

Но лукавыми и жестоковыйными виноградарями оказались израильтяне. Книги Ветхого Завета переполнены свидетельствами об их косности и неблагодарности, жестокости и пороках. От сыновей патриарха Иакова, коварно продавших в рабство своего брата Иосифа, потянулась цепь преступлений. Израильтяне роптали на пророка Моисея, выведшего их из плена египетского, роптали на Самого Господа, питавшего их в пустыне небесной пищей. В виду святой горы Синай, с которой спускался боговидец Моисей с врученными ему от Господа скрижалями Завета, предавались эти безумцы идолослужению и разврату. Многократно воздвигал среди них Господь духоносных Своих пророков, дабы обличить их и вернуть на путь праведности, но они не слушали, гнали и убивали этих слуг Божиих. Один из последних ветхозаветных пророков, Михей, восклицает: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть (Мих. 7, 2). И вот, в довершение всех непотребств и злодеяний – отрубленная голова величайшего праведника Ветхого Завета Иоанна Крестителя на блюде перед бесстыжей плясуньей Иродиадой и хохочущими гостями царя Ирода.

В пору наступления полноты времен, сошествия в мир Сына Божия, нечестие израильского народа достигло крайних пределов. В самом наименовании главенствующего колена Израилева, иудеев, слышалась уже не память о наследнике благословения Иуде, сыне Иакова, а предвестие близкого предательства Иуды Искариота. Самым ужасным в сознании тогдашнего иудейского народа было то, что учителя его впали в сатанинскую гордыню, втайне считая не Господа, а самих себя хозяевами виноградника Божия. «Гордость есть мать пороков, от которой и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым», – говорит святитель Иоанн Златоуст. И надменные иудейские первосвященники дерзнули осудить Сына Божия, а соблазненный ими народ кричал: Распни Его! Так совершилось неслыханно чудовищное преступление – богоубийство.

На иудейском народе сбылось предсказание о злых виноградарях. Вскоре римляне взяли штурмом и разрушили считавшийся неприступным Иерусалим, а от величественного Иерусалимского храма не осталось камня на камне, была вспахана сама земля, на которой стоял этот храм. Уцелевшие иудеи потеряли родину, рассеялись по всему миру. Утратил этот народ и Божественное Откровение, растворив Ветхий Завет в жестоких и гордых писаниях Талмуда, в бесовской магии Каббалы. По слову преподобного Нила Синайского, «гордость есть опухоль души, наполненная испорченной кровью». В руках гордецов нельзя было оставлять виноградник Господень, чтобы плоды его не подверглись той же порче.

Для очищения насажденной Богом святыни потребовалось невместимое умом человеческим, страшное Таинство. На сухое древо креста Сын Божий вознес Пречистое Тело Свое, дабы Пречистою Своей Кровью оживотворить иссохший во грехах род человеческий. Сладчайшим соком этой Божественной лозы, Кровью Спасителя в Таинстве Причащения питаются с той поры и даже доселе поколения христиан.

Богатый плод принес Господу обновленный виноградник Его, Святая Церковь Христова. Почва этого удела Божия полита кровью мучеников и слезами молитвенников, воздух напоен ароматом священных песнопений и мыслей святоотеческих. Однако и на этой благодатной почве растут порой хищные сорняки, и здесь встречаются нерадивые виноградари, и сюда вторгаются дышащие злобой разбойники.

Кто-то из нас, слушая притчу о злых виноградарях, может подумать: «Это относится только к древним иудеям, а меня это не касается». О, если бы это было действительно так! Но увы, дорогие братья и сестры, каждый из нас может оказаться и зачастую оказывается одним из тех злых виноградарей, которым грозит кара Господня.

32В одном из своих богодухновенных слов святой праведный Иоанн Кронштадтский задается вопросом: «Одни ли иудеи распяли Иисуса Христа?», – и горький плач вызывает ответ на этот вопрос: «Приди каждый из нас ко гробу Господа и Спасителя и плачь над этими язвами, над всеми поругательными мучениями этого Агнца Божия, вземлющего грехи всех. Язвы эти – наше дело. Иудеи неблагодарные, лукавые, строптивые и злые сделали ужасное дело однажды навсегда, и хотя против своей воли, – на благодеяние и спасение всему миру, всякой душе верной. А мы делаем это каждый день, каждый час. Мы распинаем Господа грехами своими: грешим и не чувствуем грехов своих; грешим и не перестаем грешить. Мы согрешили, а Отец Небесный предаде Его грех ради наших (Ис. 53, 6)».

В 1901 году Господь открыл праведному Иоанну Кронштадтскому, какое воздаяние ожидает Россию за умножающийся грех того времени. В явленном святому Иоанну видении за цифрами «1913, 1914, 1917, 1922, 1934» он узрел реку крови и гору человеческих трупов, цареубийство, поругание церквей Божиих, множество принявших мучения за веру священнослужителей, монахов и мирян, псов, пожирающих тела умерших от голода людей. Мы знаем, что все это сбылось, как сбылось предсказание ветхозаветных пророков о падении Иерусалима.

Россию называли Третьим Римом, а русский народ – народом-богоносцем. Древний Рим пал, когда предался нечистым наслаждениям и разнузданным порокам. То же случилось по прошествии времен и со «вторым Римом», Константинополем, столицей великой православной державы – Византии. Императорский Константинополь стал погрязать в роскоши и игре честолюбий, государственную власть сотрясали постоянные дворцовые заговоры. Духовная жизнь империи также была поражена язвой: незадолго до падения Византии большинство ее духовенства было готово пойти на унию, признать власть римского папы. И на Византию, не устоявшую в Божественной Истине, также излилась чаша гнева Господня. И тогда на долгие века оплотом Святого Православия стала Русская держава.

Господь воззвал русский народ к Божественному Свету из кромешного мрака языческой дикости. Еще в начале правления великого князя Владимира в Киеве идолам приносились человеческие жертвы. Но дивны чудеса, совершаемые благодатью Божией! Сам князь Владимир, приняв Святое Крещение, взамен жестокости и сладострастия обрел добродетели апостольские: кротость, милосердие и мудрость. С той поры во всех концах необъятной Руси стали возгораться яркие светильники веры Христовой: преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский, Александр Свирский... А у кормила Церкви Русской вставали подвижники и чудотворцы – святители Петр, Иона, Алексий... И называлось тогда отечество наше не просто Русью, но Русью Святой.

Долго силился диавол разрушить этот плодоносный виноградник Господень. И только в начале нынешнего столетия [XX в.] удалось отцу лжи повергнуть Российскую державу в прах и мерзость запустения. Пала Россия не от иноземного нашествия, а от врагов внутренних. Пала оттого, что высшие и ученые сословия ее, учителя народа сделались злыми виноградарями.

В том же видении 1901 года перед праведным Иоанном Кронштадтским предстала такая картина: «Вижу гору книг и между теми книгами ползают черви, которые распространяют страшное зловоние. Что это за книги? Безбожные, богохульные, которые заражают всех христиан богохульным учением».

Просвещен тот, кто видит Свет Господень, образован тот, кто имеет образ Божий! А в России со времен Петра I образованными и просвещенными считались те, кто впитал в себя пришедшие с запада вольномыслие и атеизм. И эти-то высокоумные слепцы, осмеивавшие духовенство, дерзавшие хулить Церковь Христову, начали поучать народ и «заботиться» о нем. Сейчас принято во всех бедах нашего отечества винить одних большевиков. Но большевики с их пропагандой материализма и классовой ненависти ничего не смогли бы сделать в православной России, если бы им так усердно не прокладывали путь все эти вольтерьянцы и декабристы, народовольцы и либералы, прогрессисты и конституционалисты. Ту зловещую роль, которую в древней Иудее сыграли фарисеи и книжники, в России взяла на себя большая часть дворянства и интеллигенции. И совращенный ими народ, бывший тогда одним из богатейших народов мира, подобно питаемым небесной манной израильтянам, начал роптать и с завистью глядеть на достояние помещиков и фабрикантов. И Россия, соблазненная своими безбожными «учителями», пала в объятия большевиков, и пролились реки человеческой крови.

Ныне мы видим, что последующие семьдесят пять лет ничему не научили некоторых представителей отечественной интеллигенции. По-прежнему находятся досужие журналисты, дерзающие пристрастно и свысока критиковать Церковь, ее служителей и иерархов. Многие образованные люди занялись пропагандой буддизма и индуизма, теософии и экстрасенсорики, протестантизма и католицизма – обращаются к чему угодно, кроме Святого Православия. Горе народу, если он вновь начнет слушать подобных учителей!

Виноградник Господень в нашей стране вытоптан так основательно, будто легионы бесов пронеслись по нему. С огромным трудом мы возводим и укрепляем хрупкие жердочки – храмы и монастыри, лишь только начинает робко виться зеленая лоза – приходит к вере молодежь. И со всех сторон опасности, со всех сторон ломятся в этот виноградник разбойники: сектанты и язычники, экстрасенсы и уфологи, пропагандисты вседозволенности и «сладкой жизни». В этих условиях нам необходима великая сила покаяния, неусыпное молитвенное делание, неустанный труд на ниве Божией, непоколебимое единство о Господе. Иначе не подняться Церкви Российской, а с нею будет ввергнуто в окончательную погибель все отечество наше.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Каждый из нас призван по мере сил возделывать виноградник Господень – прежде всего в собственной душе, а затем и в душах ближних наших. Страшно уподобиться злым виноградарям, которых ожидает злая смерть и геенна огненная. Будем помнить, что от каждого совершенного нами греха вновь кровоточат раны Распятого Спасителя, и мы становимся недостойными из-за нерадения своего Всемилостивого Сына Божия, сказавшего: Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин 15, 16). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

http://andrey-one.prihod.ru/izuchaem_bibliju/view/id/1146990


 «ОСТАЛАСЬ СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ...» 

Прошли долгие годы со дня блаженной кончины митрополита Иосифа, и многие впечатления от общения с ним потускнели. Но осталось главное - светлая память об этом человеке, иерархе, святителе, подвижнике благочестия, который служил в Казахстанской епархии.

Впервые я увидел митрополита Иосифа в 1960-е годы, когда он, будучи правящим архиереем, приезжал в город Караганду, где я жил со своими родителями. 31891.pВладыка служил и проповедовал в двух карагандинских храмах: Богородице-Рождественском в Большой Михайловке и Архангела Михаила в Пришахтинске. Останавливался Владыка всегда в Большой Михайловке, в храме Рождества Пресвятой Богородицы. И это вполне понятно, потому что церковь эта создана трудами, молитвами, подвигами преподобного Севастиана, старца Карагандинского. В те годы я был подростком, но запомнил молитвенные, благоговейные богослужения Владыки и своеобразные его проповеди.

Вспоминается, один эпизод. Начало Литургии, духовенством вышло на встречу Архиерея. Когда владыка Иосиф зашел в храм, его облачают в архиерейскую мантию, он идет к амвону, Владыку поддерживает старец архимандрит Севастиан. И шествуя к амвону, Владыка говорит: «Отец архимандрит меня ведет!» - с ударением на букву «а».

Владыка Иосиф общался не только с отцом Севастианом. В Караганде при Богородице-Рождественском храме было много монашествующих - матушек, которые до революции подвизались в различных российских монастырях, а затем, в смутное время их раскидало по всей стране. Все они, как и отец Севастиан, прошли через лагеря, и теперь жили при церкви под его духовным руководством. Среди матушек особо выделялись своими благодатными дарованиями две подвижны нашего времени - схимонахиня Анастасия (Шевеленко) и монахиня Агния (Стародубцева).

Мать Агния была иконописицей, она украсила своими иконами Карагандинские храмы. Этому мастерству мать Агния училась в Тамбовском Сухотинском монастыре, где несла послушание в иконописной мастерской. Владыка Иосиф, бывая в Караганде, старался посещать мать Агнию. Она уже с трудом передвигалась и не могла приходить в храм на службы, поэтому Владыка сам навещал ее. Мать Агния написала для него несколько икон, в частности, икону великомученика Иакова Персиянина. У владыки Иосифа была частица его мощей, а в 1942-м году, будучи в Азове, он составил акафист святому Иакову Персиянину. Общался Владыка и с матушкой Анастасией, которая несла подвиг юродства. В последнее посещение Караганды митрополитом Иосифом летом 1975 года, мать Анастасия сказала ему на прощание: «Владыка, больше не увидимся». Эти слова оказались пророческими - митрополит Иосиф вскоре скончался, так больше не побывав в Караганде.

Владыка Иосиф отличался жертвенной любовью к людям. Очень трогательно он относился к детям, к молодежи. Для детей, которые жили рядом с архиерейским домом, каждое утро он оставлял на заборе небольшой пакетик с конфетами. Сам митрополит Иосиф, вспоминая о своем детстве, говорил, что когда мальчиком он ходил в Могилевский Кафедральный собор и, как все дети, стоял впереди у амвона, Архиерей Могилевский ни разу не обратил на него внимания, не обласкал, не сказал приветливого слова. Поэтому, будучи уже иерархом и пройдя через различные испытания, Владыка старался выражать любовь к детям и к молодежи. Особую заботу проявлял к студентам Духовной Семинарии, всячески их поддерживал.

За каждым богослужением митрополит Иосиф старался проповедовать, его проповеди отличались особой живостью. Он желал донести до слушающих, прежде всего, смысл Евангельского повествования, которое читалось за Литургией, раскрыть его содержание более широко, более картинно. Его проповеди во множестве посвящались и святым угодникам Божиим. Традиционная проповедь митрополита Иосифа - перед Рождеством Христовым, в неделю святых праотцев - это был день его Ангела. В монашеском постриге он был назван в честь праведного Иосифа Прекрасного, и именинные проповеди посвящались в целом всем праотцам, но, прежде всего, святому праведному Иосифу. В этих проповедях, конечно, был элемент автобиографичности, потому что владыка Арсений, в свое время, постригая в мантию послушника Ивана Чернова, сказал ему: «Как праведный Иосиф кормил весь народ израильский, так и ты должен всех кормить». И этот завет духовного отца владыка Иосиф пронес через всю жизнь. Он старался всех кормить, всем служить, он «сделался всем для всех».[1]Будучи уже митрополитом и человеком преклонного возраста, он мог во время трапезы подняться, кому-то что-то подать, положить, налить и при этом всякий раз приговаривал, чтобы никто не смущался: «Я - Авраам, а вы - Ангелы! Я выражаю вам свое гостеприимство».

Если говорить о митрополите Иосифе, как о юродивом, то надо сказать, что, прежде всего, это был иерарх, святитель, подвижник. А юродство проявлялось в личном общении, хотя я бы не сказал, что оно выражалось очень ярко.

Митрополит Иосиф производил впечатление очень жизнерадостного человека, хотя прошел через все возможные жизненные испытания. Я помню его слова: «Четверть века за колючей проволокой». После его кончины мне приходилось встречаться с некоторыми из тех людей, которые были вместе с Владыкой «за колючей проволокой», и они отзывались о нем с большой теплотой.

Вспоминая лагеря, митрополит Иосиф говорил, что это было, конечно, тяжелое время. Он много голодал, умирал от жажды, чудесным образом избежал расстрела. Только по милости Божией Владыка остался жив. В годы войны он служил в неимоверно сложных условиях на оккупационной территории, и был нехорош немцам, потому что за богослужением поминал митрополита Сергия. Потом он оказался нехорош и нашим властям, Владыку обвиняли в том, что он якобы является немецким шпионом и снова отправили в лагеря. Но, при всех испытаниях он сохранял живую веру. Эта вера укрепляла его на жизненном пути, согревала, а он согревал ею всех, с кем соприкасался в этой жизни. Многие люди, потеряв веру или вовсе не имея ее, попав в лагеря, оттуда не вышли. Но, несомненно, именно глубокая вера была тем стержнем, благодаря которому митрополит Иосиф в суровых лагерных условиях сохранил не только жизнь, но сохранил присутствие духа. И когда он вышел, то оказался закаленным, как драгоценный металл, от которого отошли все шлаки.

31924.pО лагерях Владыка вспоминал иногда даже с юмором. Однажды, рассказывая о том, как монахи любят чай, он привел в пример один из эпизодов лагерной жизни. Это была его послевоенная отсидка в Казахстане, в Актасском лагере. Вместе с другими заключенными Владыка работал на строительстве кирпичного завода, и однажды во время обеденного перерыва он побежал с чайником за водой. На этом объекте была глубокая яма, сверху покрытая решеткой. И владыка Иосиф, не заметив яму, сквозь решетку провалился. «И вот, - вспоминал Владыка, - одной рукой я держу чайник, а другой - держусь за решетку. Я висел в таком положении, пока меня не вытащили. И хотя это было опасно для жизни, но чайника из рук я не выпустил».

Я всегда испытывал радость от общения с этим великим светильником, всякий раз ждал встречи с ним. Слава Богу, что эти встречи происходили - и в Караганде, и в дальнейшем в Алма-Ате мне приходилось бывать у митрополита Иосифа в гостях. Будучи студентом Московской Духовной Семинарии, а затем Академии, обычно каждое лето, начиная с 1968 года, на каникулах, я приезжал в Алма-Ату к Владыке. Эти приезды были всегда очень радостными, светлыми событиями, я с теплотой и с благодарностью о них вспоминаю.

В последние годы жизни митрополита Иосифа, когда я приезжал в Алма-Ату, Владыка старался давать мне и другим студентам Академии, гостившим у него, возможность проповедовать во время богослужений в Никольском соборе, не взирая на то, мы еще не имели духовного сана. Мы облачались в стихари, выходили на амвон, говорили проповедь. Такие впечатления остались о далеких 70-х годах.

Митрополит Иосиф очень переживал за судьбу Церкви, поскольку Патриарх Алексий I имел уже преклонный возраст - что будет после него?

Хорошо помню этот день - 17 апреля, 1970-й год, канун Лазаревой субботы. Я гостил в Алма-Ате у Владыки. Он лег уже спать, как позвонил из Москвы отец Иосиф (Пустоутов) и сказал, что только что в Переделкино скончался Патриарх Алексий. На следующий день митрополит Иосиф служил Литургию в домовом храме, и за этой службой совершал первое поминовение почившего Патриарха. Владыка служил священническим чином, без дьякона, и на заупокойной ектенье у него пресекся голос - он тяжело переживал кончину Святителя, с которым был связан и добрыми личными отношениями.

Существует мнение, что митрополит Иосиф являлся одним из кандидатов на Патриарший престол. К Владыке, действительно, приезжал по этому вопросу епископ Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) и беседовал с ним. Также некоторые из числа московского духовенства стремились провести митрополита Иосифа на Патриарший престол. Но сам Владыка, когда заходила речь о Патриаршестве, говорил, что у него нет образования, что при его возрасте, и при том, что он много лет провел за колючей проволокой, а в настоящее время является, по сути, периферийным архиереем - вдруг оказаться, в гуще церковных событий - едва ли это пошло бы ему на пользу, на пользу Церкви. Был избран Патриарх Пимен, который к владыке Иосифу тоже очень хорошо относился.

Жизнь митрополита Иосифа - этот большой, насыщенный событиями путь, с ранних лет связанный с Церковью. С юности он нес послушание в Белыничском монастыре, постоянно был рядом с архиепископом Арсением (Смоленцом) - интеллектуалом, человеком высокой духовной жизни. Владыка был близок и с другими иерархами, подвижниками веры, исповедниками, со многими из которых поддерживал связь до конца своих дней в виде встреч и переписки. Несмотря на непростые обстоятельства, он сохранял общение с митрополитом Мануилом (Лемешевским). (Владыка Иосиф в свое время говорил, что есть некоторые дополнения к тому, как и где они общались, сейчас, я думаю, об этом лучше умолчать). Помню, что владыка Мануил прислал митрополиту Иосифу свою магистерскую работу «Архиереи ХХ века» и составленный им «Чин архиерейского погребения». Он вел переписку с архимандритом Исаакием (Виноградовым) из Ельца, и отец Исаакий прислал Владыке в подарок из Ельца белую митру. Митрополит Иосиф воспринял живую духовную связь с дореволюционной Россией, впитал в себя традиции того времени, пронес их в своей жизни и развивал уже в наши дни.

При жизни митрополита Иосифа было такое ощущение, что этот человек должен жить вечно. Известие о его смерти мне было трудно воспринять: как могло такое случиться, что митрополит Иосиф умер? Но память о нем не умерла. Его помнят как подвижника веры, как святого человека. А это, несомненно, результат всей его богоугодной жизни.

Архимандрит Макарий (Веретенников), Троице-Сергиева Лавра

http://www.pravoslavie.ru/smi/39021.htm

5 шагов к Богу митрополита Иосифа (Чернова)

Первая любовь

Настоящая радость может быть только в Господе. Владыка Иосиф пребывал с Ним с детства.

Ваня Чернов рано остался без матери и на всю жизнь запомнил, как несли ее тело по городу под пение Трисвятого. Отец его, военный, вскоре женился во второй раз, но до восьми лет мальчик воспитывался в роте у отца.

А в восемь лет стал жить в семье. И именно в этом возрасте Ваня впервые и на всю жизнь влюбился.

Меня, восьмилетнего, товарищи по улице свозили в Архиерейскую церковь. Там в монастыре я засмотрелся: в задней части церкви кто-то стоит. Я обошел, а-а! — это человек, на нем мантия была и клобук. Тут я в монастырь влюбился навсегда. Это была моя первая любовь восьми лет. Полюбил монашество я. Домой только явился — сейчас же оделся в черную юбку со складками, судок синий на голову. И стали мы играть уже в попов и монахов.

До поступления в монастырь прошло десять лет. В 1910 году Ваня попал в услужение далеким родственникам, у которых была мастерская по производству гробов.

34071.p10-11 мая 10-го года переносили из Киева в Полоцк мощи преподобной Евфросинии. Меня хозяева отпустили уже после всенощной. В соборе всенощная была, народу — вся губерния. И я пошел приложиться к мощам и только в четыре часа утра смог приложиться — такая очередь.

А на другую ночь я видел во сне, как преподобную несут. Преподобную несут опять до казенного парохода «Припять» (она Днепром приехала из Киева в Могилев), и Днепром будет плыть до Орши, а с Орши ее уже пешком понесут в Витебск, а из Витебска в Полоцк.

Так вот, вижу я во сне, как она поднимается… Я стою босячком, а она поднимается в гробнице… И я проснулся. Я спал в это время в гробу! Я спал в гробу у хозяина. Там 200 гробов неотделанных, кому нужен гроб — выбирает, и быстро идет отделка: красят, полируют, обивают парчой, бархатом и так далее. Когда я видел этот сон, больше уже спать не мог, сон бежал от меня. И было полное решение: «В МО-НА-СТЫРЬ!»

Шаг второй: «Монашонок»

С детства Ваня играл в монаха и архиерея, а перед революцией получил предсказание о будущем архипастырстве от старицы Марии Величко — послушницы таганрогского старца Павла Стожкова (прославлен в лике святых в 1998 году). В Таганрог уже иподиакон Иоанн прибыл вместе с направленным туда епископом Арсением (Смоленец) (ранее настоятель) Тверского Отрочего монастыря, куда поступил Ваня несколькими годами ранее) и исполнял послушание эконома архиерейского дома.

Монахиня Анастасия продавала свечи и покупала. Она была стара, я очень молод. Однажды свечей не хватило, я узнал адрес, где находится частный свечной завод Медведева (впоследствии сын его был у меня иподиаконом), и пошел туда взять в долг два пуда свечей. Медведев сразу мне отпустил, мы познакомились. Эти два пуда мне пришлось квартала три-четыре пронести в мешке на спине. И когда я переходил Митрофановскую улицу, проезжала линейка довольно красивая, полная монашек, как ласточек на проволоке. Я остановился, чтобы пропустить ее, и слышу голос:

— Се архиерей идет Таганрогский.

— Матушка, да это монашонок, который с архиереем приехал.

— Да вы дуры, это архиерей, — и дальше поехали.

Я не обратил внимания на «это архиерей» и на «дуры», а перешел через улицу и понес свечи.

То была старица Мария.

Позже их связала длительная духовная дружба.

Архиерейство матушка предсказывала Иоанну не единожды. Было ей открыто и то, что владыку ждет белый клобук. В годы Великой Отечественной войны у владыки Иосифа и матушки Марии состоялась еще одна знаменательная встреча:

Когда немцы отступали, я к матушке Марии пришел: «Что делать?» Она говорит:

— Деточка, немцы уйдут, русские победят.

— А мне что делать?

— Коли останешься с русскими, то изобьют — прямо вот так в рай. Коли немцы останутся — забьют. В рай! А когда немцы уйдут и большевики придут и не забьют — це Мария уже нэ знаэ, Мария нэ брэша, но будешь большевицкий митрополит, коли не забьют. Иди, деточка, я уже устала.

В последние дни оккупации старица скончалась. Отпевал ее владыка Иосиф.

Шаг третий: Исповедник

В 1935 году молодой архиерей (хиротония во епископа Таганрогского состоялась в 1932 году) был арестован по обвинению в «антисоветской агитации и связи с архиепископом Арсением (Смоленцом)». Обвинение было заведомо ложным: владыка Арсений, у которого будущий митрополит Иосиф нес послушание эконома архиерейского дома, еще в первые годы после революции категорически отрицал свою «партийность» и отпевал красных наравне с белыми. Отбывать срок владыке Иосифу пришлось в Ухто-Ижемских лагерях, в области Коми. По воспоминаниям Бориса Филиппова, узника того же лагеря, епископ Иосиф не уставал помогать ближним:

По прибытии в Чибью (на Ухту) мы расстались. Владыку Иосифа направили на строительство тракта Чибью-Крутая, где он вскоре устроился поваром к начальнику строительства. И опять, стоило ему за чем-нибудь появиться в Чибью, он забегал к нам и всегда приносил что-нибудь со стола своего «хозяина»: то несколько сдобных булочек, то кусочек сала, то горстку сахару. И нам, вечно голодным, это было не только материальной поддержкой, но и какой-то весточкой из другого мира.

А Владыка, всегда веселый, жизнерадостный, приговаривал, частенько повторяя слова старца Амвросия Оптинского: «От ласки загораются глазки», — и хорошо улыбался.

Ссылаясь на необразованность, он старался не говорить о Боге и религии, а свидетельствовать о вере добрым делом. Враг не дремал, и в ответ на доброту сыпались искушения:

Сам владыка Иосиф рассказывал, что некоторое время он работал в лагере пекарем и выпекал булочки. При этом он экономил немного муки. В том же лагере в числе вольнонаемных работала женщина, которая одна воспитывала троих детей. Владыка решил ей помогать — отдавал сэкономленную муку. Но вскоре от женщины пошли искушения. «И мне, — говорил Владыка, — пришлось проситься на другую работу. Бежать, как Иосифу Прекрасному».

Его перевели в лагерную туберкулезную больницу. Надо было 90 коек обслужить, ночью вымыть 90 плевательниц, чтобы к утру они были чистенькие. Пока больные уголовники спали, он ползал под нарами и мыл плевательницы. Иногда нечаянно задевал кого-нибудь из уголовников, за что его спросонья пинали ногами. Плевательницы были деревянными и впитывали в себя всякие мокроты. Другие заключенные скоблили их щетками, но Владыка выскабливать щеткой не успевал, ему не хватало времени. И однажды он заплакал и сказал: «Господи, неужели Тебе приятно, что Твой архиерей возится в плевательницах? Но если Тебе это угодно, то я буду мыть их руками». И стал мыть архиерейскими руками и скоблить ногтями эти плевательницы. «Но для меня было лучше мыть плевательницы, — говорил Владыка, — чем терпеть искушения от «египтянки»»,

- рассказывал Борис Филиппов.

Шаг четвертый: Родной отец

Выйдя из лагеря, в полном объеме приняв на себя епископское служение, он не утратил этой простоты и заботы о людях.

arhАлексей Самуилович Сапожников, сосланный в город Петропавловск, где служил и нес архипастырские труды владыка Иосиф после освобождения из ссылки, вспоминает:

После лагерей я был как дикарь — слабый, замученный, заморенный. Я работал на мебельной фабрике и каждый день бывал на службе. И вот, когда Владыка в первый раз приехал в собор Петра и Павла, мы встретились, и он меня узнал. И Владыка взял меня охранником в архиерейский дом, и я жил у него. Ко мне он имел звонок и звонил, когда я был нужен.

Зимой надо было печку топить. Приготовил он дрова, ведро, совок. Сам все приготовил и звонит мне. Я прихожу. Он дает мне стул: «Садитесь». Я сел рядом с печкой. Он говорит: «Мы сегодня получили красивый журнал «Огонек» с картинками, почитайте».

Я сижу, как болван, читаю. А он подходит к печке, становится на колени и давай выгребать из печки золу. Я говорю: «Владыка, так это я могу сделать». Он: «Потом, в другой раз». А в этот раз он все сделал сам. Очистил печь, положил дрова, керосина брызнул и зажег. Мне сказал: «Ну вот, если сможете, будете эту работу делать». Но первый сделал он и мне не приказывал. А дальше я сам это всегда делал.

И так мы жили до 60-го года.

ротоиерей Валерий Захаров, настоятель Никольского собора г. Алматы, рассказывал о уже последних годах служения владыки:

Я видел что ежедневно, с самого раннего утра и до позднего вечера, калитка дома, где жил владыка, не закрывалась, потому что шли, шли бесконечным потоком люди. Самые различные, разного возраста, пола, социального положения… Это были и дети, и старики, и мужчины, и женщины, это были и знатные, и простые люди…

Мы читаем в молитве преподобному Серафиму слова: «Никто от тебя тощ и неутешен отыде». Я могу сказать то же самое о владыке Иосифе. Никто от него не уходил не утешенным в той скорби, в которой он пребывал, неободренным, не окрыленным в тех деяниях, которые ему предстояло совершить.

Это было не только в дневное время. Бывало очень часто, что священники из дальних регионов епархии (а епархия географически бывала огромная, весь Казахстан) прибывали в ночное время. Они звонили в калиточку, и владыка, узнав о том, что приехал священник, тут же давал распоряжение, чтобы накрыли стол, чтобы попоили чаем этого батюшку, чтобы был устелен свободный диван, если таковой находился, а то и просто матрас стелился на полу. И сам очень часто накрывал этот стол, сам стелил постель этому священнику.

И для нас, тогда еще молодых людей, это было назидательным уроком искреннего, доброго, сердечного, любовного отношения, которое и должен иметь каждый верующий во Христа человек.

Шаг пятый: Проповедник и поэт

Не получив систематического образования, митрополит Иосиф от Бога имел острый ум и дар слова. За годы служения он произнес бесчисленное количество проповедей. В них он в простейших словах доносил до людей все ту же христианскую радость:

Если Он — воплощенная Любовь, Кротость и Смирение — безропотно прошел путь скорбей и крестных мук, то имеем ли мы право желать пройти жизненный путь, утопая в довольствии, без трудов, без подвигов и болезней?

Конечно, Господь не требует, чтобы мы сами себе создавали трудности, и только желает, чтобы мы бодро и радостно несли свой крест, Им посылаемый и ведущий нас к блаженной, радостной цели.

(На Преображение Господне)

Порой в проповедях митрополита Иосифа проявлялась его прозорливость. Один постоянный прихожанин Никольского собора г. Алматы впал в уныние и, стоя на архиерейской службе планировал, как, оставив семью, завербуется на Север, будет им только деньги посылать. Владыка, выйдя на проповедь, начал ее так: «Брошу! Завербуюсь! Уеду на Север! Деньги буду посылать! Хватит, надоело… Да? А крест твой кто же за тебя нести будет? А? Вот, дорогие мои, внимание нашего сегодняшнего краткого повествования обращено на тему крестоношения: как мы должны нести свой крест, данный нам от Бога…»

Кстати, о прозорливости владыки говорят многие его современники.

Игумения Любовь (Якушкина), настоятельница Иверского Серафимовского монастыря г. Алматы, много лет проработавшая бухгалтером в Алма-Атинской епархии, вспоминает:

Однажды я приехала к нему подписывать документы, и он дал мне такую бумагу, где было написано: «Путевка в жизнь». Листок у меня не сохранился, а текст я помню — он там своей рукой, размашистым почерком написал: «Петь или читать, учиться или учить — все во славу Божию!», — а в конце было написано: «Невеста Христа!!!»

00115Видимо, по его молитвам я здесь и оказалась через тридцать лет настоятельницей в монастыре.

Неудивительно, что одним из любимых жанров церковной поэзии у владыки был акафист с его многократным повторением слов «Алилуиа» и «радуйся!».

Он ежедневно воспевал акафист Пресвятой Богородице, часто читал акафист почитаемому им святому Симеону Верхотурскому.

Составлял он акафисты и сам. Первый из них, посвященный святителю Филиппу Московскому, он составил еще послушником Тверского Отрочего монастыря — к сожалению, до нас он не дошел.

Во время войны Митрополитом Иосифом были написаны акафисты преподобной Пелагии, праведному Иосифу Прекрасному, святому исповеднику Павлу Цареградскому и великомученику Иакову Персиянину.

Внезапную смерть от перитонита вследствие разрыва кишечника (случайно проглоченной рыбной косточкой) владыка встречал смиренно и спокойно.

За два дня до болезни, во время Чина Погребения Плащаницы Божией Матери, ставшего последним совершенным им богослужением, он, предчувствуя свою скорую смерть, сказал: «Скоро наступит и мое успение».

Умер он вечером 4 сентября 1975 года, в день отдания Успения Пресвятой Богородицы.

За три часа до кончины видел у своей постели сонм сил бесплотных.

Похоронен рядом с глубоко почитаемым им митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским Николаем (Могилевским), ныне прославленным в лике новомучеников и исповедников Российских.

«Сила тяготения к небу бессмертных душ сильнее силы тяготения к земле» (митрополит Иосиф (Чернов)).

Мария Сеньчукова 

http://www.pravmir.ru

 

***Чем выше у человека интеллект, чем шире его эрудиция, чем глубже познания, тем ощутимее и ближе он видит присутствие Божие во всей окружающей нас жизни от малого до великого, и везде он видит Бога.

***Удивительная вещь: мы всю жизнь себя лелеем, занимаемся только ароматами, себя намащиваем, купаемся, изящно одеваемся и когда умрем – разлагаемся при зловонии. А святые – наоборот: постились, весьма скромно одевались, не намащивали себя ароматами и в час смерти своей уже издавали благоухание и нетление.

***Владыка с особой проникновенной нежностью относился к матерям: “Вы подумайте,  ведь мать – такой же родитель, как и отец, а отношение к ребенку иное, а почему? А вот здесь Господь тайну свою заложил.  Мать, не раздумывая, отдает жизнь за свое дитя, мать до последних сил защищает его в неравном бою, а если уж обидели ее детище, то мать становится тигрицей... А как же может быть иначе, если девять месяцев вынашивала она под сердцем свое чадо. Не спала ночей, возможно, сама голодала, отдавая все своему крохе... И обиды она прощает, потому что сердце матери Господь слепил из другой глины, чем сердце отца. Эта глина материнского сердца не сравнима ни с чем. Господь слишком много внес в ее состав любви, доброты, нежности, мягкости, сочувствия, сострадания, самопожертвования... Поэтому, дорогие мои, никогда не будем осуждать матерей! Нам не понять их, у нас, мужчин, другое сердце, из мужественной глины слепленное, а у них, матерей, глина особенная, особого замеса.

Митрополит Иосиф (Чернов)

 

Православный Календарь с 30 Августа 2015 г. по 5 Сентября 2015 г.

Воскресенье, 30 Августа 2015 года  Неделя 13-я по Пятидесятнице.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Мирона пресвитера (250).Прп. Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещрах (ок. 1114). Мчч. Павла, Иулиании и прочих (ок. 273). Мчч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их (249-251). Мч. Патрокла (270-275). Мчч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана (ок. 303). Прп. Филиппа, монаха, Янковского.Собор Кемеровских святых. Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288). 

5DGjU1JsPZwПонедельник, 31 Августа 2015 года. Седмица 14-я по Пятидесятнице.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Флора и Лавра (II). Мчч. Ерма, Серапиона и Полиена Римских (II). Сщмч. Емилиана епископа и с ним Илариона, Дионисия и Ермиппа (ок. 300). Свтт. Иоанна (674) и Георгия (683), патриархов Константинопольских. Прп. Макария, игумена Пеликитского (ок 830).Прп. Иоанна Рыльского (946). Иконы Божие Матери «Всецарица»

Вторник, 1 Сентября 2015 года.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593 мучеников (284-305). Свт. Питирима, еп. Великопермского (1456). Мчч. Тимофея, Агапия и Феклы (ок. 304). Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591

Среда, 2 Сентября 2015 года.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Самуила (XI в. до Р.Х.).Мчч. Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304). Мч. Лукия сенатора, Кипрского. Мчч. Илиодора и Досы, Персидских. 

Четверг, 3 Сентября 2015 года.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фаддея (ок. 44).Мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305-311). Прп.Аврамия , чудотв. Смоленского (XIII). Прп. Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII-XIII). Прп. Феоклиты из Малой Азии. Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, и ученика его, прп. Авраамия. Прп. Ефрема Смоленского

Пятница, 4 Сентября 2015 года.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305-311). Сщмч. Горазда, еп. Богемского и Мораво-Силезского (1942) (Серб.). Сщмч. Афанасия еп. (270-275), прп. Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Харисима и Неофита (270-275). Мц. Евлалии девы Барселонской (ок. 303). Прп. Исаака (первого) Оптинского. Новосщмчч. Ефрема (Кузнецова), еп. Селенгинского и прот. Иоанна Восторгова (1918). Грузинской иконы Божией Матери (1650). 

Память митрополита Алматинского и Казахстанского Иосифа (Чернова)

Суббота, 5 Сентября 2015 года.

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Собор новомучеников Акмолинских. Сщмч. Павла Гайдая, пресвитера Акмолинского.(1937). Мч. Луппа (ок. 306). Сщмч. Иринея, еп. Лионского (202). Прпп. Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Свт. Каллиника, патриарха Константинопольского (705). 

 

 

 

1000

Донская икона Божией Матери

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00