• slide1
  • slide9
  • slide6
  • slide8
  • slide10

12 неделя по Пятидесятнице (23-08-2015)

Успение Пресвятой Богородицыk uspenie

 

 

Феодоровская икона Божией Матери1314595413 feodorovskaya

Пресвятая Богородица, спаси нас!

В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

 

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла

в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. В честь этого события на Руси Uspenieосвящены многие кафедральные соборы, в том числе главный из них, собор всея Руси — Успенский собор в Московском Кремле. Неслучайно народ наш так почитает именно этот праздник — в событии Успения Пресвятой Богородицы явилась вся слава Божия, которая почила на Ней.

Всякий раз, когда мы празднуем то или иное событие, связанное с прославлением Богоматери, за Литургией читается небольшой отрывок из послания апостола Павла к жителям греческого города Филиппы в Македонии (Флп. 2:5-11), в котором им была создана христианская община. Обращаясь к филиппийцам, апостол говорит, что в них должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (2:5), и добавляет очень странные, на первый взгляд, слова: Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя… даже до смерти, и смерти крестной (2:7-8). Значит, как свидетельствует апостол Павел, главным чувствованием Спасителя было смирение.

В сознании современных людей, далеких от Церкви и Евангелия, смирение — это проявление слабости. Что значит быть смиренным? Постоянно поддаваться другим? С унылым видом склонять голову, не умея отстоять свою точку зрения, свои убеждения, свой взгляд на жизнь? Какая же это добродетель? С таким чувствованием жить нельзя! Примерно так оценивают эту христианскую добродетель люди, далекие от Евангелия. Но как не согласуется этот современный стереотип с тем, что мы видим во Христе Иисусе! Его главным чувствованием было смирение, но какая в Нем была сила, какая смелость, какое дерзновение! Христос не побоялся бросить вызов обществу и, что самое главное, власть имущим. Он обвинил их в лицемерии, в отступлении от веры, в искажении того откровения, которое было дано Моисею и пророкам. Именно поэтому Его слова вызвали такую ответную злобу, такую страшную реакцию, которая и привела Его — ни в чем не повинного, оклеветанного, оболганного Человека — на Голгофу. Нет, никак не согласуется этот современный стереотип, это ложное понимание евангельского смирения с образом Спасителя.

Что же тогда есть подлинное смирение, и почему именно на него указывает апостол Павел, говоря о чувствованиях Спасителя? Для того чтобы нам, людям XXI века, понять смысл смирения, мы должны оттолкнуться от того, что противоположно ему, — от более привычной для нас гордости, которая сейчас нередко воспринимается как норма человеческого бытия.

Что такое гордость? Ее не нужно путать с поведением, когда неразумный, плохо воспитанный человек хочет показать себя более значимым, чем он есть на самом деле. Люди, особенно обладающие острым умом, тут же подмечают и нередко высмеивают подобное бахвальство и хвастовство. Но гордость и бахвальство — это разные вещи: человек может быть очень воспитанным, скромным, но невероятно гордым. Гордыня — это не способ коммуникации с другими людьми, а внутреннее состояние человека, для которого существует только одна ценность — его собственное «я». Если в центре жизни человека — он сам, а все остальное второстепенно, ничтожно, на периферии, — это и есть гордыня. Внешне гордыня может даже походить на смирение. Иногда так и говорят: смирение паче гордости. Человек устремляет взор долу, застенчив в общении, а внутри исполнен гордыни.

Гордость противоположна смирению, потому что отец гордости и ее олицетворение — диавол. В центре его бытия — он сам. Именно с этого и начался отход ангела Денницы от Господа: в его жизни не осталось места Богу, все было поглощено собственной личностью. Так Денница превратился в сатану, бесконечно отдаленного от Создателя. Если человек погружает себя в стихию своего собственного «я» и в его душе практически не остается места для других, то там нет места и для Бога. Гордый человек неспособен установить связь с Богом, он неспособен молиться, неспособен сознавать свою неправду, неспособен приносить покаяние.

Смиренный же человек — это тот, который расчищает свое внутреннее пространство, теснит свое собственное «я» и уступает центральное место в жизни Богу. В душе такого человека — забота о других, через нужды своих ближних он воспринимает и самого себя. Конечно, повинуясь законам бытия, он должен заботиться и о себе: о пропитании, одежде, доме, как и о своих близких и родных, но в центре его жизни — Бог. Такой человек очищает сосуд своей души, и Господь входит в это свободное пространство человеческого сердца и дарует особый дар благодати. Чем более человек теснит свое собственное «я» к периферии той системы ценностей, которую он исповедует, тем больше пространства заполняется Богом, тем сильнее связь с Господом, тем обильнее поток благодати.

Почему именно это апостольское чтение полагается на все праздники, когда Церковь прославляет Пресвятую Богородицу? Именно потому, что Она очистила внутреннее пространство Своей души, Своего сердца, так что Господь вошел в это пространство, наполнив его благодатью, наполнив его Самим Собою. И Дева стала Матерью Сына Божия, Господа Иисуса Христа, Того, у Кого главным чувствованием было смирение.

Мы в полной мере осознаем, насколько трудно современному человеку принять слова о смирении. Современному человеку гораздо легче принять совсем другие слова. Однако жизнь по закону собственного «я», стремление к постоянному удовлетворению своих потребностей, полное исключение из собственной жизни других людей, — разве все это приводит человека к счастью? Кто из нас может показать рукой на такого человека и сказать: какой он счастливый? Только тот, кто не знает его жизни. Человек может ездить на красивых машинах, жить в прекрасном доме, наслаждаться высоким общественным положением и со стороны казаться счастливым и преуспевающим, но сам он понимает, что все это не так. Жизнь его превращается в страшную круговерть, потому uspenie11что постоянно возникают все новые и новые препятствия, которые нужно преодолевать, чтобы удовлетворить потребности своего «я», — в некий бег в замкнутом пространстве, подобно белке в колесе, при котором нет движения вперед. Малейшая трудность, срыв в карьере, болезнь, конфликт жестоко ранят человека, а нередко вообще выбрасывают его на обочину жизни. Как много там, на этой обочине, гордецов, которые не достигли поставленных перед собой целей! И особенно такие люди страдают, когда с переменой внешних обстоятельств они лишаются возможности удовлетворять свои потребности.

Смиренный несет в себе постоянный потенциал счастья, вне зависимости от окружающих условий жизни. Вне зависимости от собственного положения смиренный человек всегда имеет радость в сердце, потому что с ним Бог, с ним божественная благодать, а значит, и полнота жизни. Смиренный человек — всегда счастливый человек, даже если внешне он совсем не кажется таким.

Если задуматься о социальном измерении добродетели смирения, то можно представить себе общество, которое живет по этому Христову закону и состоит из людей, ориентированных не на самих себя, а в первую очередь на то, чтобы творить добро окружающим. Ведь это общество святых, общество справедливости, то самое общество, которое было идеалом для многих, в том числе для тех, кто брал в руки оружие, чтобы путем революций построить такое миробытие. Не нужно никаких революций, нужно совершить самую главную революцию — внутри самого себя, переформатировать свое сознание, свою систему ценностей, чтобы обрести Бога и чтобы Господь вошел в это расчищенное нашими усилиями внутреннее пространство души и явил нам великую силу Своего присутствия.

Пример Царицы Небесной — Девы Марии, пример святых угодников Божиих есть немеркнущий идеал для каждого христианина, который сознательно относится к своему христианскому выбору. И да поможет нам Господь впитать мудрость апостольских слов, которые мы слышим всякий раз, когда прославляем имя Преблагословенной Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Святейший Патриарх Кирилл 

http://www.patriarchia.ru/db/text/3712805.html

Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Ныне мы молитвенно и радостно совершаем праздник Успения Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Радостно от того что верим - Матерь Божия и по Успении Своем не оставила нас, и ныне, как и во время Своей земной жизни, продолжает проявлять Свою заботу и предстательство за каждого человека пред Сыном Своим и Богом нашим.

Из Священного Предания нашей Церкви мы знаем о том, что после славного Воскресения и Вознесения на Небеса Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Матерь Божия продолжала жить в Иерусалиме в доме Иоанна Богослова. Почему именно у Иоанна Богослова? Потому что, Иоанн Богослов был усыновлен Деве Марии. Вспомним слова Господа и Спасителя, которые Он произнес, находясь на Кресте: Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе". (Ин.19:26-27).

Находясь в Иерусалиме, Пресвятая Богородица часто бывала на тех местах, где любил находиться Ее Божественный Сын: на вершине Елеонской горы, в Гефсиманском саду: И вот однажды, когда Дева Мария пребывала в молитве, Ей вновь является Архангел Гавриил и возвещает весть о том, что вскоре Она оставит эту земную юдоль и переселится в Вечные Небесные Обители Ее Божественного Сына. С радостью в сердце встретила эту благую весть Пресвятая Богородица. Когда Она вернулась в дом Иоанна Богослова и возвестила об этом людям, которые окружали Ее, все опечалились от того, что им придется расстаться с Матерью Господа. А Пресвятая Богородица утешала и успокаивала их, говоря, что Она не оставит их сирыми, но, находясь у Престола Сына Своего, будет постоянно молиться о каждом человеке.

Желанием Девы Марии было увидеться с учениками Ее Божественного Сына. Она знала о том, что ученики разошлись по лицу земли, чтобы возвещать людям вечно живое слово евангельской истины. Но совершилось чудо: Духом Божиим ученики в одно мгновение оказались в Иерусалиме. Они не понимали, что с ними произошло и почему они вдруг оказались в Иерусалиме. Тогда Пресвятая Дева раскрыла им тайну того, что с ними произошло. Лишь один из учеников не прибыл таким чудесным образом - апостол Фома. В этом был особый Промысел Божий. Когда на третий день после погребения Пресвятой Богородицы Фома прибыл в Иерусалим, прочие ученики рассказали ему о случившемся. С великой печалью принял это известие апостол Фома. Тогда все ученики решили пойти ко гробу Пресвятой Богородицы для того, чтобы Фома мог поклониться Ее пречистому телу. Когда был отвален гробовой камень, и Фома с прочими учениками вошли в погребальную пещеру, они не обрели тела Богородицы. Вечером того же дня, когда ученики находились в горнице и возносили молитву, они увидели явившуюся с Неба Пресвятую Владычицу Богородицу, которая возвестила: "Я с вами до скончания века во все дни". Тогда все ученики воскликнули: "Пресвятая Богородица! Помогай нам!"

Все это дает нам твердую веру в то, что Матерь Божия как и Ее Божественный Сын также воскресла. И хотя смерть коснулась Ее пречистого тела и Ей как человеку необходимо было пройти через горнило смерти, но смерть i-21607не победила Ее, не удержала Ее в своей власти, и Она была восхищена Своим Божественным Сыном. Отныне не только Своей душою, но и телом Она пребывает у Престола Божия, где возносит Свои непрестанные молитвы о роде человеческом. Вот почему сегодняшний праздничный день именуется не днем смерти, а именуется Успением, что означает сон. Дева Мария лишь только заснула на некоторое время для того, чтобы во время этого сна совершился Ее переход из временной земной жизни в Жизнь Небесную и Нескончаемую.

Это дает нам уверенность не только в том, что Дева Мария воскресла и продолжает жить. Так же как Воскресение Христа Спасителя это дает нам твердое упование на то, что и мы, являясь учениками Христовыми, также будем восхищены Им в страшный Судный день, когда все человеческие души соединяться со своими телесами и предстанут перед Богом. Это дает нам веру и упование на то, что смерть побеждена. А поэтому разве можем мы скорбеть и печалиться, когда видим переход из временной жизни того или иного человека. Мы, христиане, твердо верим и знаем, что смерти нет, и каждый человек продолжает жить, он лишь на некоторое время как бы усыпает, его душа на время расстается с телом. Но наступит час, когда души вновь соединяться со своими телами и предстанут перед Богом. И если это так, а это истина, то и нас, братья и сестры, ожидает Вечная Нескончаемая Жизнь. Но какой будет для нас эта жизнь? Для Девы Марии это жизнь во Христе Иисусе. А будет ли для нас эта Вечная Жизнь соединена с Богом? Давайте как можно чаще задавать себе этот вопрос. Чтобы каждый из нас не просто размышлял о предстоящей Вечности, но готовился к ней.

У кого-то может возникнуть вопрос: а как я могу готовиться к Вечной Жизни? Ответ дает Пресвятая Богородица, прежде всего, примером Своей жизни, которая была подвигом любви и преданности Своему Божественному Сыну, Своему Господу. И мы также должны быть преданы своему Спасителю, мы также должны всем сердцем возлюбить нашего Господа. И не только Господа, но и ко всем окружающим нас людям. Когда мы взираем на Пречистый Образ Божией Матери, мы видим, какой кротостью, каким смирением, каким терпением была наполнена Ее земная жизнь. Каждый из нас, если мы стремимся жить во Христе Иисусе, также должен воплотить в своей жизни эти добродетели.

Если мы всмотримся внутрь самих себя и начнем внимательно оценивать свои поступки и слова, то можем констатировать, что в нашей жизни очень редко проявляются эти добродетели - кротость, терпение и смирение. Вместо этого нашу жизнь наполняет гордость, гнев, раздражение, зависть, обиды и прочие грехи, которые не приближают, а удаляют нас от Бога. И если это так, то давайте приложим все усилия к тому, чтобы изменилась наша жизнь. Для этого мы совершали путь Успенского поста, во время которого мы не просто должны были ограничить себя количеством пищи или её содержанием, а должны были измениться лучшим изменением и хоть немного стать похожими на Деву Марию.

Однако, кто-то может сказать, что завершив пост, он, к сожалению, ничего не сделал я для того, чтобы стяжать в своем сердце кротость, смирение, любовь и терпение. Сознавая всё это, не будем отчаиваться и унывать, но будем продолжать свое христианское делание твердо веря и зная, что Матерь Божия не оставит нас сирыми на этом пути.

Когда мы прославляем всесвятое и славное Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, обратимся к Ней как к самой близкой Матери с молитвенным прошением о том, чтобы Она не оставляла нас и была Ходатаицей нашей пред Сыном Своим и Богом нашим. Будем постоянно молиться об этом Матери Божией. Будем просить Ее соделать нас достойными Ее Божественного Сына. Достаточно вспомнить евангельское чудо в Кане Галилейской, когда на браке гостям не хватило вина. Все присутствующие, не имея дерзновения обратиться ко Христу, обратились с просьбой к Его Матери. Ответом Богородицы стал призыв не только к присутствующим на этом браке, но и к каждому из нас: "что скажет Он вам, то сделайте". (Ин.2:5). Другими словами: каждый из нас должен постоянно стремиться к тому, чтобы исполнять заповеди Божии в своей жизни. Вот чего от каждого из нас Она ожидает.

Казалось бы, исполнять заповеди - нелегкая задача. Легче нарушить заповедь. Но это не правда. Эту ложь в наше сознание хочет вложить враг рода человеческого. Бог дал нам заповеди не для того, чтобы заставить нас непомерно трудиться. Заповеди Божии исполнимы. Если бы они были не исполнимы, Господь по Своей любви не дал бы их нам. Поэтому воплотим их в своей жизни, зная и помня то, о чем говорит нам Христос: "иго Мое благо, и бремя Мое легко". (Мф.11:30). Будем верить в непреложность слов Христовых. А поэтому упованием на помощь Божию и на помощь Царицы Небесной будем исполнять Закон Божий в нашей жизни. Это и будет достойным прославлением Пречистого Имени Божией Матери.

Вновь и вновь из глубины нашего сердца воскликнем ко Пресвятой Богородице: "Пресвятая Богородица! Помогай нам! Пресвятая Богородица! Спаси нас!" Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров

В Неделю двенадцатую по Пятидесятнице

Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26).

Один богатый юноша спросил Иисуса Христа: «Учителю благий! Что доброго должен я сделать, чтобы получить жизнь вечную?» Иисус Христос сказал ему, что должен он делать, и в заключение прибавил, чтобы тот продал имение свое и раздал нищим.

Услышав это, юноша отошел с печалью, потому что имел большое имение. И жизнь вечную хотелось ему наследовать, и с имением жалко ему было расстаться.

По этому случаю Иисус Христос сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, трудно войти богатому в Царство Небесное.

102264539 large original mirrorИ еще сказал им: удобнее верблюду сквозь игольные уши пройти, нежели богатому войти в Царство Божие. А верблюду, этому огромному животному, как пройти сквозь игольные уши? Невозможно. Значит, и богатому, при богатстве невозможно войти в Царство Божие.

Услышав это, ученики изумились и говорили между собою: кто же после этого может спастись?

Слушатели-христиане! Богатым невозможно спастись; а нам, вы думаете, можно легко?

Если мы и не богаты, то желаем постоянно богатства, думаем непрестанно о нем, стараемся всеми силами приобретать богатство, досадуем, скорбим, что нет его у нас, небогаты мы. Таким образом, из-за богатства и мы для спасения ничего не делаем. Богатые не делают доброго для спасения своей души, для жизни будущей потому, что им жалко для этого богатством жертвовать, а небогатые не делают ничего потому, что желание приобретать богатство отнимает у них время делать что-нибудь спасительное. Тем вовсе не хочется заниматься спасением, а этим вовсе некогда.

Богатые могли бы делать добро, да не хотят; небогатые хотели бы, да не могут. Богатым что думать о Царстве Небесном? Им хорошо жить, весело, спокойно. А небогатым когда думать о Царстве Небесном? Они непрестанно беспокоятся о том, чем им жить здесь.

Ах, слушатели, если получше, поподробнее, побеспристрастнее разберем себя, разберем свою жизнь, если сообразим, чем мы заняты по большей части, что делаем всякий день, то еще более уверимся, увидим, что мы все, богатые и небогатые, очень мало или почти ничего не делаем для спасения души, для получения Царства Небесного.

Ныне праздник у нас. Мы пришли в церковь. А зачем пришли? Затем ли, чтобы чем-нибудь воспользоваться для спасения души или услышать что-нибудь спасительное для себя? Едва ли. Мы и прощение грехов просим только, кажется, для того, чтобы спокойнее нам было здесь жить, а не для того чтобы в будущей жизни покоем вечным наслаждаться. Вечный покой, вечная жизнь, Царство Небесное, вечное блаженство – о, как мало нас это занимает!

О том, как нам провести день, который весь состоит из каких-нибудь двенадцати часов, мы ведь гораздо больше думаем, беспокоимся, чем о том, как мы будем проводить жизнь будущую, которая будет продолжаться бесконечные веки!

Итак, не только богатым, но и небогатым, всем нам, слушатели, невозможно спастись, невозможно войти в Царство Небесное.

Кто же после этого спасется? Тот, кто сознает себя слабым, ни к чему доброму и святому не способным; кто чувствует, что ему самому спастись невозможно, и, сознавая это, просит помощи у Бога, молит Его о помиловании. Да, сознание своего бессилия и своей невозможности спастись не к тому должно нас вести, чтобы ничего не делать, а к тому, чтобы нам усерднее прибегать к помощи Божией и надеяться, уповать на Его беспредельное милосердие.

Да, один Иисус Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых помилует и спасет нас, ибо Он всемогущ, ибо Он благ, ибо Он человеколюбив. Невозможно нам спастись? Значит, мы удобно спасемся, ибо в таком случае непременно поможет нам Бог, если мы будем прибегать к Нему, непрестанно взывать к Нему: ими же веси судьбами спаси нас. Богу все возможно; значит, и нас спасти Он может и спасет. Аминь.

Протоиерей Родион Путятин

http://azbyka.ru/propovedi/

В день Успения Пресвятой Богородицы

Когда Божия Матерь открыла своим родственникам и знакомым, что она скоро умрет, и когда те стали плакать, то Она в утешение им сказала: не плакать, а радоваться вы должны, когда Я умру, ибо по смерти я ближе буду к Престолу Божию и, беседуя лицом к лицу с Богом, Сыном Моим, удобнее умолю Его о вас и скорее милости испрошу у Него вам.Dormition

Слушатели-христиане! Можем ли и мы, когда будем умирать, тем же утешать родственников и знакомых наших, чем утешала Матерь Божия? Может ли перед смертью всякий из нас говорить: не плачьте, не скорбите, когда умру я, вам и без меня будет хорошо; я там буду молиться за вас, там удобнее мне будет молиться за вас.

Можем так говорить, так утешать. Если мы здесь, среди суеты мирской, среди хлопот домашних молимся с усердием, от чистого сердца о наших родных и знакомых, то отчего же по смерти не можем делать того же? Тогда нам еще удобнее будет молиться, тогда нас ничто не будет отвлекать от молитвы. Да, если мы теперь желаем от всего сердца добра нашим родным и знакомым, так, что готовы и по смерти желать им и молиться о них, то ничего не воспрепятствует нам тогда молиться. Сердечные желания со смертью не прекращаются, а остаются с нами.

Только разве тот по смерти не в состоянии будет молиться о родных и знакомых, кто здесь о них не молится. К чему здесь человек не приобретает навыка, того и там по смерти делать не может.

Итак, слушатели, при воспоминаниях о наших умерших родных и знакомых не будем забывать того, что они там молятся за нас. Только будем напоминать им о том, чтобы они там молились за нас, то есть будем сами здесь о них молиться. Если мы забудем их в своих молитвах здесь, то и они могут забыть молиться за нас там.

Царица Небесная, Матерь Божия! Умирая, Ты обещалась помолиться не только о родных и знакомых Твоих, но и о всем мире, о всех людях. Ты и молишься о нас. Твоими молитвами мы живем и спасаемся.

Не переставай же молиться о нас, не переставай изливать милости Божии на нас. Мы только тем и утешаемся в жизни, что Ты о нас молишься. Аминь.

Протоиерей Родион Путятин

http://azbyka.ru/propovedi/

УСПЕНИЕ

Любить Христа можно так, как любит царя верноподданный, живущий за тридевять земель. В лицо не видел, в глаза не смотрел, но сердцем любит. На стену прикрепил вырезку с портретом из журнала, в царские дни работать отказывается.

15448 1А вот любить мать царя невозможно иначе, как только будучи вхожим во внутренние царские покои, будучи приближенным к сокровенной от посторонних глаз жизни не царя только, но и семьи царской. Нужно быть царю родным, чтобы любить его мать и других родственников.

Эти слова сказаны, чтобы издалека подобраться к теме почитания Богородицы. Чтобы по аналогии, как по ниточке, дойти до этой истины.

Почитание Богородицы – это семейный архив, семейная память, семейное предание. Уже не издали чтит Господа, но вплотную приближается к Нему тот, кто чтит Облеченную в солнце Жену, послужившую Тайне Воплощения Бога. Мы не рабы, издалека кричащие хвалу, но дети семьи Божией, когда чтим Богоматерь.

Праздники Ее сокровенны. О них можно говорить на ухо, и об Успении – особенно. Оттого, вероятно, праздник этот так любим монашествующими.

Приближение к светлым тайнам подобно приближению к огню очистительному, и впору вспомнить Моисея, закрывавшего лицо при приближении к горящей купине (Исх. 3: 6). Так и кондак праздника Успения говорит: «Огради моя помышления, Христе мой, ибо стену мира воспети дерзаю, чистую Матерь Твою. На столпе глагол укрепи мя и в тяжких мыслях заступи…»

В тяжких мыслях заступи…

Монахам это более, чем мирским, понятно.

***

В день Успения мы говорим о том, что Матерь Света умерла.

Произнесем еще раз эту фразу и поставим в конце ее точку по всем правилам грамматики. «Богородица и Матерь Света умерла».

***

После этих слов и этой точки праздник возможен только в том случае, если совершилось еще «что-то». Иначе особого праздника бы не было. Мы продолжили бы праздновать Введение во храм, Благовещение и Рождество. Мы чтили бы многочисленные Ее иконы. Но Успение в этот светлый перечень бы не попало. Оно бы помнилось наряду с днями поминовения усопших праведников, апостолов, мучеников. Помнилось бы так, как, к примеру, помнится страдальческая смерть и славные имена Петра и Павла.

Все святые, разлучившись с телами, ожидают воскресения мертвых. Они уже веселятся перед лицом Божиим и не боятся будущего, которое не таит для них ничего страшного, но лишь воскресение плоти, умножение славы и полное вхождение в Царство. Все они веселятся, но только душой. Не весь человек продолжает жить, и пока единство души с имеющей воскреснуть плотью не восстановится, это будет еще «не все» веселье, «не вся радость».

Так было бы и в отношении Богоматери, если бы после точки в предложении о Ее смерти ничего больше не стояло. Однако праздник есть, и если он велик, то только потому, что гроб, недолго хранивший тело Богородицы, пуст. Петр и Павел ждут воскресения мертвых. Воскресения ждут все святые. Но Богоматерь для Себя уже ничего не ждет.

Ее гроб пуст той же священной пустотой, которой ознаменован гроб Ее Сына – Христа Спасителя.

***

Желудок сыт, когда полон. Дом богат, когда полон всякого добра. А вот гроб свят, когда пуст.

И пуст не от рук воров, кощунников или гробокопателей, а от непобедимой силы Воскресения!

Именно так пуст гроб Христов, этот источник всеобщего воскресения. Пуст и гроб Матери Христовой. Поэтому праздник Ее Успения велик. Он и назван не днем умирания, а днем Успения, поскольку недолгим был этот смертный сон.

***

Ее окружало особое воспитание, и душа ее рано, очень рано ощутила желание не отдаляться от Бога мыслью ни на йоту. Через узкие врата незримого для людских глаз подвижничества Она вошла в простор открывающихся тайн. Ей была подарена сладость особого Материнства. Ей была подарена прижизненная неизвестность и пребывание в тени Божественного Сына. Ей была положена на плечи тяжесть материнского переживания о Нем и безмолвного следования за Ним. Ей было растерзано сердце всем тем кошмаром, который вложен в понятие Страстной недели. Она была несказанно обрадована вестью о том, что Сладчайшее ее Чадо живо! Ей ли не быть отмеченной особой долей в час встречи со смертным холодом?

При всей скромной незаметности Своей на страницах Евангелия, Она – Мария – во всем другая.

Вот цари и великие мира сего могут казаться многим чуть не небожителями или земными богами, хотя на самом деле они ведут жизнь обычного грешника. Они сплетничают, боятся, лгут, развратничают, клевещут. Они умирают uspenije1aaa1в недоумении о будущем, и память о многих из них смывается так же быстро, как смывается с асфальта грязь напором воды из дворницкого шланга. Истинное же величие одето в простоту и неузнанность.

«Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его», – пропела Мария, едва зачав Христа от Духа.

Сотворил Ей «величие Сильный» и в дни смерти Ее.

С одной стороны, во всем, как мы, Она умерла. Но, с другой стороны, во всем другая, Она не оставлена во гробе.

Сын взял Ее с Собой. Такова, видно, любовь Его, что царствовать над искупленными Он пожелал не иначе, как вместе с Той, Кто больше всех послужила тайне Искупления.

***

Предание о празднике изобилует подробностями о Гаврииле, об апостоле Фоме, о некоем дерзком иудее Афонии. Предание даже называет псалом, который воспел апостол Петр, возглавляя погребальную процессию с телом Богородицы. Все это есть в песнопениях праздника и в иконографии. Но мы не всегда должны перечислять эти драгоценные черточки и йоты великого события. Иногда стоит сконцентрироваться на главном.

Главное то, что Дверь, через Которую Всевышний вошел в мир, ушла от нас через двери смерти.

Она ушла вначале только душой, как и подобает смертным, но затем была воскрешена Сыном и покинула землю с плотью. Гроб Ее пуст!

Она ушла, но не оставила нас. И тропарь праздника раз за разом напоминает эту истину: «В Рождестве девство сохранила еси\ Во Успении мира не оставила еси, Богородице».

Мы, в числе миллионов других крещеных душ, поднимаем к Ней свои взоры и обращаем молитвы. Любящие Ее исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами. Спасенные Ее заступничеством вряд ли поддаются исчислению.

Наконец, мы тоже умрем. Не стоит ждать в тот день пришествия к нашей постели архангела Гавриила. Но молиться Богоматери стоит.

Постель умирающего сродни постели роженицы, поскольку душа умирающего болезненно рождается в иную жизнь. У обоих этих одров часто бывает наша Небесная Мать ради облегчения страданий и помощи. Молебный канон за мучительно умирающего человека обращен именно к Богоматери.

Так что праздник Ее Успения – это и праздник нашей общей надежды на Ее будущую помощь в тот грозный час, когда никто другой помочь будет не в состоянии.

В тропаре так и сказано: «Преставилася еси к Животу (Жизни), Мати сущи Живота (Мать истинной Жизни), и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наши».

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravoslavie.ru/put/48285.htm

Слово на день Феодоровской иконы Божией Матери

Сегодняшний праздник, други, установлен в память явления иконы Божией Матери в 1239 г. костромскому Князю Василию Георгиевичу в лесу, на дереве, во время охоты. Во время нашествия Батыя жители города Городца Нижегородской губернии бежали из города, оставив свою святыню, находившуюся в Городецком женском монастыре, называвшемся по имени [близлежащего города Городца]. 

Жители г. Костромы видели 16 августа [как ее] нес по городу [человек] в богатой воинской одежде, очень схожий со св. великомучеником Феодором Стратилатом, как он изображается на иконах. Икона явившаяся [была] поставлена в храме Св. Феодора в Костроме, отчего и получила название Феодоровской. Князь брал с собой св. икону, идя против татар, устремившихся на Кострому, и враги, пораженные необыкновенным сиянием, пожигавшим, подобно огню, полчища их, обратились в бегство. 

Чудное знамение Божией Матери было необходимо против врагов внешних и внутренних, и оно явилось пред всеми в видимых поражениях и избавлениях. Но кто из нас и в настоящее время не имеет таковых врагов и не нуждается в знамениях для борьбы с ними и для поражения их на поле духовной брани? Все мы знаем, что мир увлекает нас в свои сети и обольщает своими мнимыми благами; да и собственная плоть наша с ее страстьми и похотьми воюет на дух наш и готова расстроить все естественное и благодатное достояние его. А исконный враг наш, не дремля, ходит повсюду и ищет нас себе в добычу для поглощения. Кроме этих врагов постоянных, сколько бед и несчастий встречается с каждым из нас, сколько скорбей и горестей изнуряют нашу душу и тело! Со всех сторон окружают нас беды. Естественных сил наших недостаточно к отражению врагов и к перенесению несчастий. Ближние наши не в силах помочь нам в нуждах и бедах, как слабые и немощные сосуды. Одна надежда на Бога и Пречистую Матерь, спасающую нас присно. Вспомните, сколько раз подвигнутая мольбами Царица Небесная чудесно избавляла наше отечество от налегавших врагов! Сколько раз Она спасала от бед прибегавших под кров Ее! Видят чудодейственную силу Ее и ныне те, кои достойны того и заслужили милость Ее своим смирением и благочестием. Она всегда готова быть стеною необоримою и источником чудес для всех верных рабов, смиренно молящихся Ей. Некто рассказывал: 

7b enl«Родители мои были люди бедные. Раз наше семейство постигло горе: отец, чтобы заработать что-нибудь, должен был отправляться далеко в город месяцев на шесть. Почта к нам не ходила; известие о нем получить было нельзя. Это очень печалило мою мать. Она заболела и едва могла сходить с постели. На беду заболел еще маленький шестилетний брат. Болезнь брата еще более увеличивала тоску и печаль матери. Однажды она сказал мне: «Сходи в церковь, помолись за меня и брата». Я пошел. Церковь была полна народу, который молился с благоговением. Мысль о том, что мать моя может умереть, глубоко взволновала меня. Я упал на колени и плакал. Глаза мои остановились на образе Божией Матери. В лице Ее мне показалось так много жалости и сострадания, что мне стало после этого очень легко и я немного утешился.

В эти минуты вот что происходило дома: мать с рыданием припала к ребенку, прислушиваясь к его дыханию, — но дыхания не было, оно остановилось. Мать вскрикнула и без памяти упала на пол. Тогда в полусне, но ясно, как наяву, к ней подошла величественная Женщина, положила на нее руку и сказала: «Не бойся, дитя твое не умрет!..» То была Богоматерь в том виде и одеянии, как Она изображена в церкви на иконе. Мать очнулась открыла глаза, с тревогой и надеждой взглянула на дитя и увидала, что оно было живо.

Когда я вернулся из церкви, брату было лучше, и через несколько дней он мог уже ходить. Выздоровела и мать. Скоро и отец вернулся домой. В нашем семействе водворилось прежнее спокойствие

Други! Взирайте на образ Владычицы, взирайте с горячей, пламенной мольбой! Она постоянно молится Небесному Царю Славы, ради нас воплотившемуся и пострадавшему. 

Правда, велики грехи и нужды наши, но молитвы Богоматери сильнее всех нужд и озлоблений. 

Праведный Алексий Мечёв

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/

Православный Календарь с 23 Августа 2015 г. по 29 Августа 2015 г.

Воскресенье, 23 Августа 2015 года. Неделя 12-я по Пятидесятнице.

Успенский пост. Попразднство Преображения Господня. Мчч. архидиакона Лаврентия, свщмч. Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских (258). Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515

Понедельник, 24 Августа 2015 года. Седмица 13-я по Пятидесятнице.

Успенский пост. Попразднство Преображения Господня. Мч. архидиакона Евпла (304). Прмчч. Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098).Прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483). Мц. Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295-296). Свт. Нифонта, патр. Константинопольского

Вторник, 25 Августа 2015 года.290453

Успенский пост. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306). Сщмч. Александра, еп. Команского (III). Мчч. Памфила и Капитона. Прп. Паламона,

Среда, 26 Августа 2015 года.

Успенский пост. Отдание праздника Преображения Господня. Перенесение мощей прп. Максима Исповедника (662). Обретение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца (1783). Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии в Риме (258). Минской (1500), "Умягчение злых сердец" ("Семистрельная") (1830) и именуемой "Страстная" (1641) икон Божией Матери.Прп. Серида, игумена Газского. Новосщмч. Вениамина, митр. Петроградского и иже с ним: архим. Сергия и мирян, Юрия и Иоанна (1921). 

Четверг, 27 Августа 2015 года.

Успенский пост. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михея (из 12-ти пророков) (VIII в. до Р.Х.). Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского (1091). Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Сщмч. Маркелла, еп. Апамийского (ок. 389). Новомч. Симеона, Трапезундского (1653) (Греч.) Сщмч .Владимира Цедринского, пресвитера Лепсинского (1918); сщмчч. Владимира Смирнова и Николая Толгского пресвитеров, прмч. Евлеферия Печенникова схиархимандрита, прмчч. Евы Павловой игумении, Евдокии Перевозниковой и мч. Феодора Захарова, Чимкентских (1937). Икон Божией Матери, именуемой "Беседная"

Пятница, 28 Августа 2015 года.

Окончание Успенского поста. Успение Пресвятой Богородицы. Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Моздокской (XIII), Ацкурской (I), Цилканской (IV), Влахернской (Груз.), Владимирской-Ростовской (XII), Гаенатской (XIII), Чухломской (XIV), Сурдегской (1530), Тупичевской (XVII) икон Успения Божией Матери. 

Суббота, 29 Августа 2015 года.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Едессы в Константинополь  Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Мч. Диомида врача (298). Мчч. 33-х Палестинских. Прп. Херимона Египетского (IV). Феодоровской иконы Божией Матери (1239). Прп. Иоакима, монаха, Осоговского. Новосвщмч. Никодима Метеорского (1551) (Греч.).Новомч. Стаматия Фессалийского (1680) (Греч.).

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00