• slide6
  • slide8
  • slide10
  • slide1
  • slide9

10 неделя по Пятидесятнице (09-08-2015)

 

 

Великомученик и Целитель Пантелеимон

Святой Пантелеймон-целитель  2

 С престольным праздником!

 

 

Неделя 10-я по Пятидесятнице

скачанные файлыВо имя Отца и Сына и Святого Духа!

Однажды Господь Иисус Христос Своим ученикам сказал: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17: 20).

Для слушателей Спасителя ничего необычного и удивительного в этой фразе не было. В том обществе ее понимали. Когда хотели дать высокую оценку своему религиозному учителю, который виртуозно может растолковать самые сложные места Писания, разрешить трудную ситуацию, говорили, что он может вырвать гору с корнем, или даже размолоть гору в порошок.

Однако Иисус Христос был больше, чем учитель. Он – Новый Адам – пришел на землю, чтобы спасти человека, победить грех и ад, восставить падшего Адама, вернуть человеку его человеческое достоинство, и более того, чтобы дать ему возможность стать богом по благодати. «Если Бог стал человеком, то и жизнь Божественная стала жизнью человеческой, и могущество Божественное стало могуществом человеческим, и истина Божественная стала истиной человеческой, и правда Божественная стала правдой человеческой: все Божие стало человеческим» (преподобный Иустин Челийский).

Теперь за обыденной фразой о перемещении гор открывалась новая реальность: объявляется закон новой жизни, новой жизни нового человека, человека веры и могущества, человека, для которого нет теперь ничего невозможного. Вера вселяет в человека всего Бога – «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2: 20), – тогда человеку все Божественное становится возможно – «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4: 13). Но главное в этом всемогуществе, как пишет тот же преподобный Иустин Челийский, «силой воли своей повести и привести Богу всю душу свою, все сердце свое, весь ум свой, всю крепость свою, сплавить их в единый подвиг – веры в Богочеловека, и тогда человеку даются все Божественные силы и все Богочеловеческие добродетели, нужные ему для Вечной жизни в обоих мирах (см.: 2 Пет.1: 3-8)».

Христианину нет насущной потребности передвигать горы в буквальном смысле, но действительно верующие, которых мы называем святыми, совершали еще бόльшие дела – воскрешали мертвых. Впрочем, когда того требовала нужда, святые и горы передвигали.

Известен и такой факт.

Авва Серапион рассказал, как однажды, преодолев долгий путь через пустыни, повстречался и беседовал с преподобным Марком Афонским, подвизавшемся на горе Фракийской, что в Ливии. Этому святому Марку не было равного среди всех пустынников и постников. Он имел сто тридцать лет от роду, из которых девяносто пять подвизался в пустыне. За это время он не видел ни одного человека. Ангелы приносили ему пищу.

В беседе этот святой Марк, между прочим, спросил Серапиона: «Есть ли ныне среди мира некоторые святые творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17: 20)?»

В то время как святой произносил эти слова, гора сдвинулась со своего места приблизительно на 2,5 км в сторону моря. Святой Марк, приподнявшись и заметив, что гора двигается, сказал ей: «Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но я беседовал с братом; посему ты встань на место свое!»

Как только он сказал это, гора действительно вернулась на свое место. А что ей оставалось делать?..

Увидев это, посетитель упал ниц от страха. Святой, взяв его за руку и поставив на ноги, сказал: «Разве ты не видел таких чудес в течение дней жизни твоей?» «Нет, отче», – ответил Серапион. Тогда святой, вздохнув, горько заплакал и сказал: «Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы!»

После этого преподобный Марк пригласил авву Серапиона к трапезе. Пищу принес Ангел. Авва Серапион сказал, что за всю жизнь он никогда не ел такой вкусной пищи и не пил такой сладкой воды. «Брат Серапион, – ответил преподобный Марк, – видел ли ты, сколько благодеяний посылает Бог рабам Своим? Во все дни мне посылалось от Бога по одному хлебу и по одной рыбе, а ныне ради тебя Он удвоил трапезу: послал нам два хлеба и две рыбы. Такой-то трапезой питает меня Господь Бог в течение всего времени за первые мои злострадания».

Любая наша слабость – от неверия и наша сила – в вере, потому что «все возможно верующему» (Мк.9: 23). Грех рассеивает мысли человека, помутняет сознание, делает его неспособным воспринимать Бога любящего и всемогущего и доверять Ему, а значит делает человека слабым, ни на что не способным. Поэтому апостол и призывает: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите» (1 Кор.15: 34). Настоящая, крепкая вера наделяет человека «силою свыше» (Лк.24: 49) и делает его жизнь «благодатной, святой, Богочеловеческой, и потому всегда чудотворной, чудотворной и истинной, как чудотворна и истинна и сама жизнь Спасителя» (преподобный Иустин Челийский). Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

 

Память великомученика и целителя Пантелеимона

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы празднуем сегодня память великомученика и целителя Пантелеимона. От рождения он носил имя Пантолеон, что значит «по всему лев». Это имя отражало его могучую сильную натуру.

Имя человека – это не просто набор знаков, делающих его узнаваемым среди прочих людей. Имя – это определение человеческой личности, призванной Создателем к служению на земле. Из Священного Писания известно, что Бог, посылая человека с ответственной миссией к людям, давал ему новое имя, и в этом имени раскрывался характер, суть миссии.

Во святом Крещении Пантолеон получил имя Пантелеимон, что значит «во всем милостивый». Став христианином, Пантелеимон не перестал оказывать врачебную помощь всем нуждающимся, исцеляя людей не столько лекарствами, сколько призыванием имени Христова. И до сих пор оказывает милость тем, кто с верой просит его о помощи.

Светом Христовой истины просветил Пантолеона святой пресвитер Ермолай 300Никомедийский, промыслом Божиим уцелевший после сожжения 20 тысяч христиан в Никомидийской церкви. Господь сохранил до времени Ермолая, чтобы он духовно родил нового великомученика. Сам же Ермолай, вскоре после мученической кончины своего духовного чада Пантелеимона, тоже пополнил сонм священномучеников – ему отсекли голову, как и святому Пантелеимону.

Когда при императорском дворе узнали, что Пантелеимон стал христианином, его подвергли страшным мучениям и, не добившись отречения от Христа, обезглавили. Христиане, бывшие свидетелями этих мучений и смерти, с благоговением собрали кровь и останки великомученика и сохранили их, благодаря чему мы сейчас имеем счастливую возможность молиться перед этими святыми останками и честной кровью и прикасаться к ним, источающим всем верным Божественную благодать.

В городке Равелло на южном побережье Италии, в древнем кафедральном соборе во имя великомученика Пантелеимона, построенном в 1086 году, хранится стеклянный сосуд с кровью святого.

Стоя перед этим священным сосудом, особенно сильно задумываешься о той вере, которая дает человеку такие нечеловеческие силы стать мучеником, т.е. свидетелем о Христе Спасителе. Пантолеон был знатным, богатым, прекрасно образованным, красивым юношей, у него была блестящая карьерная перспектива, перед ним были открыты все дороги этого мира, и все это, став христианином, Пантелеимон отверг. Он предпочел страдания и смерть ради Христа всем выгодам этого мира. Вера, которую он обрел благодаря пресвитеру Ермолаю, дала ему способность по-другому, по-настоящему посмотреть на этот мир, на его красоты, удовольствия и выгоды. Он увидел, что нет ничего в этом мире, ради чего стоило бы жить без Бога. Эта вера дала ему возможность увидеть всю призрачность, всю пустоту, всю бессмысленность жизни без Бога. Эта же вера дала святому Пантелеимону несокрушимую силу мученичеством и смертью свидетельствовать о Христе Воскресшем. Святой Пантелеимен обрел Бога и для него Бог стал единственной ценностью. Он стал жить ради Христа и умер ради Христа: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1: 21), поэтому «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1: 23), «если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6: 8).

Так изменяет вера – эта «победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин.5: 4), – жизнь человека, его взгляд на окружающий мир. Отвергнув мир и все, что в мире, и желая жить только со Христом и во Христе, человек обретает возможность адекватно посмотреть на этот мир и оценить его реально. Только живя со Христом, отвергнутый мир возвращается к нам, имея настоящую ценность и истинный смысл, мы становимся способными по-настоящему радоваться жизни и окружающему миру: радоваться звездному небу и восходу солнца, красотам снежных гор и цветущих лугов, пению птиц, каждому кусочку хлеба и стакану воды, которые пока еще у нас есть, – радоваться и благодарить Бога за все, что Он нам дает. Победоносная вера наша православная так меняет человека, что вся его жизнь, до самой последней мелочи, становится свидетельством – а значит мученичеством! – о Христе Спасителе.

Помолимся Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, чтобы Он дал нам силы, чтобы все дела наши свидетельствовали о нашей святой православной вере, чтобы наши знакомые, наши соседи, глядя на нас, на нашу жизнь и дела, сказали: «Велик Бог христианский!», как кричали это очевидцы мучений прославляемого ныне великомученика Пантелеимона. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Память преподобномучеников Алма-Атинских

Серафима и Феогноста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, когда земля Казахстанская молитвенно прославляет память святых преподобномучеников Алма-Атинских Серафима и Феогноста, мы мысленно возвращаемся в кровавые десятилетия ХХ века, когда люди получили возможность построить счастливое общество, построить царства всеобщего счастья, равенства и братства. Убийцы преподобных Серафима и Феогноста вознамерились построить счастливое общество, но в этом обществе не было места Богу. И Бог дал им такую возможность. Господь, даровав свободу человеку, никогда не ограничивает эту свободу. Господь отступил от этих строителей земного счастья и оставил их своей воле, своим силам, своему разуму, предоставил им возможность действовать.

Мы видим, что все задумки безбожников с шумом провалились. Еще одна, очередная, попытка построить безбожное счастливое общество на земле, найти счастье здесь, устроить себе рай на земле, закончилась катастрофой – личной катастрофой этих горе-строителей и крушением великой страны. Они не там и не так искали счастья.

Господь ясно говорит людям, что они без Него ни на что не способны: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15: 5). Человек без Бога не способен ни на что действительно доброе, хорошее, не может быть творцом. Он может быть только разрушителем. Но люди сами захотели быть творцами своего счастья. И непереносимо им было обличительное Слово Божие. Но не могли они своими жалкими идейками конкурировать со Словом Божиим, а раз не могли, значит, надо было уничтожить, убить носителей Слова Божия.

Именно поэтому, первыми, кто подвергся гонениям и уничтожению со стороны безбожных строителей счастья на земле, была Православная Церковь, было духовенство, верующие, все те, кто всей своей жизнью нес проповедь о Христе Воскресшем, о Царстве Небесном. В ряды сотен тысяч зверски замученных и расстрелянных православных священнослужителей, монашествующих и мирян встали и преподобные Серафим и Феогност, совершавшие свое служение Богу близ Алма-Аты, в горах Заилийского Алатау.

skit06И несмотря на то, что они были безжалостно расстреляны, они обрели истинное счастье, то блаженство, которое обещает Господь Своим верным чадам: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5: 10-12).

«В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия» (Прем.3: 2-4).

Преподобные мученики Серафим и Феогност являются для всех нас примером, примером веры в Бога и преданности Ему – это то, что требуется от любого настоящего христианина. Эту веру и преданность они явили в полной мере, даже до мученической смерти.

Сейчас, конечно, нас никто за веру не убивает. Но, может быть, нас подстерегают соблазны еще более страшные, чем те, что были в годы большевистских репрессий. Там все было ясно и понятно. Был враг открытый, явный. И у христиан была возможность как-то собраться и сосредоточиться, чтобы противостоять этому врагу.

Сейчас враг не очевиден. Сейчас под разными красивыми фантиками человеку пытаются навязать совершенно безбожные, антихристианские устои жизни: успешность, обладание, внешняя красота, снижение нравственных принципов до минимума или вообще отказ от всякой нравственности.

И чтобы не попасться на это лукавство, люди должны быть очень внимательными и осторожными, всегда на помощь должны призывать Бога. Сами люди не способны правильно видеть ни себя, ни окружающую жизнь. Грех застилает людям духовное зрение. Грех делает людей духовно слепыми, «так что они своими глазами смотрят, и не видят» (Мк.4: 12).

Но преданность Богу всецелая, без остатка, позволяет всем нам, как это было у преподобных Серафима и Феогноста, идти по этому жизненному пути, видя и преодолевая с Божией помощью все препятствия и бесовские ловушки.

В нашей жизни не должно быть чудовищной, уродливой греховной раздвоенности, когда человек бывает христианином по временам: в храме он один, а за стенами храма – совершенно другой, такой, как все. И по его жизни совершенно не видно, что он христианин. Такого быть не должно. Вся наша жизнь, всегда и везде, должна быть жизнью во Христе. Вся наша жизнь должна быть полностью и без остатка посвящена, пожертвована Богу.

Господь видит даже малейшие наши усилия и поддерживает нас, помогая преодолевать в себе грех и учиться добродетели. Только так мы сможем быть настоящими людьми. Только так мы сможем исполнить то предназначение, ради которого Бог призвал нас из небытия в эту жизнь. Только так мы обретем мир, спокойствие и счастье уже здесь, на земле, и в полной мере обретем блаженство с Богом на Небе.

Преподобномученики Алма-Атинские Серафим и Феогност не только пример для нас, но и наша духовная и молитвенная поддержка на жизненном пути, в нашем духовном делании. Они поддерживают нас и молятся за нас у Престола Божия, чтобы Господь нам дал силы, мужество, духовное вѝдение нашей жизни, чтобы мы не свернули с того единственного пути, который приведет нас в Царство Небесное, с того пути, на котором обретается истинное счастье.

Благословение Божие и покров Царицы Небесной, по молитвам преподобномучеников Алма-Атинских Серафима и Феогноста, да пребывают со всеми нами. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

МОЛИТВА преподобномученикам Серафиму и Феогносту

О, Богоблаженная двоице друзей Христовых, преподобнии страстотерпцы Серафиме и Феогносте! Казахстанския страны светильницы достопочтеннии, града Алма-Аты защитницы и покровителие Богодарованнии, православных всех неусыпнии наставницы! На небеси богопросвещенными душами вашими Престолу Божию предстоящии, на земли же мученически за Христа пострадавшими телесы вашими на горах Заилийских почивающии и различная дарования духовная всем с верою и любовию к вам приходящим источающии! Милостивым призрением благосердия вашего призрите на люди, святую память вашу почитающия, на месте исповеднических подвигов и преподобнических трудов ваших святый гроб ваш обстоящия и теплаго вашего ко Господу ходатайства во обдержащих нуждах просящия! Вси бо мы по множеству грехов наших не дерзаем возвести на небо очес наших, долу поникших, вы же, яко стяжавшии дерзновение ко Господу и ныне со Ангелы Ему предстоящии, принесите о нас благоуханныя молитвы ваша, во еже избавитися нам от глада, потопа, труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от всякия скорби, зол и болезни душевныя и телесныя, от людей и диавола по грехом нашым бывающия. Да сих избежавше, Господу усердно работающе, молитвами вашими и теплым предстательством внидем в нескончаемый покой царства небеснаго и тамо с вами и лики всех святых прославим великое имя Святыя Троицы, Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

ПОСТ РАДИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Пастыри об Успенском посте

Сегодня православные христиане начинают поститься постом Успенским, готовясь к светлому и радостному празднику – Успению Богородицы. Корреспондент портала «Православие.Ru» попросила священнослужителей Русской Православной Церкви сказать краткое слово утешения, назидания и ободрения тем, кто приступил хоть и к краткому, но столь же строгому посту, что и пост Великий.

«Успение Божией Матери – это Богородичная Пасха»

nb528386– Хочется, чтобы люди понимали, ради Кого они постятся. Успение Божией Матери – это Богородичная Пасха. А пост – это приготовление к Богородичной Пасхе. Это праздник Ее смертного сна и Ее воскресения из мертвых Сыном. Поскольку Русь любит Божию Матерь и русскую землю справедливо называют Домом Пресвятой Богородицы, поэтому ради любви Божией Матери к нам и нас к Ней хочется попросить тех, кто будет поститься все эти 14 дней, чтобы постились в память о Пресвятой Пречистой Благословенной Деве Марии и принесли в жертву Ей свой посильный труд.

«Как замечательно, если кто-то ради Божией Матери расстанется хотя бы с одной греховной привычкой!»

Протоиерей Андрей Ткачев:

***

– Успенский пост – это пост, который христианин совершает ради Божией Матери. Ведь именно в праздник Успения, когда Пресвятая Дева перешла в мир Небесный, Она стала Покровительницей и Ходатаицей пред Богом за всех нас. Ради встречи этого великого праздника мы и постимся.

Обыкновенно мы просим у Пресвятой Богородицы разных милостей, помощи, всё время хотим, чтобы Она нас покрывала и защищала. Но сами-то мы что готовы сделать ради Божией Матери? Ведь подлинная любовь всегда выражается в какой-то жертве, в том, что ради любимого человека нам не жалко отдать что-то свое. Что же мы можем принести в дар Пресвятой Богородице? Она не нуждается ни в чем земном, ни в каких земных приношениях, и значит, мы можем принести Ей в дар только самих себя. Из этого следует, что мы должны работать над собой, отсекать от души всё то, что в нас не угодно Богу. Как было бы замечательно, если кто-то Успенским постом ради Божией Матери расстанется хотя бы с одной греховной привычкой! Вот бы постараться явить в себе хотя бы некоторое подобие того смирения и послушания Богу, которые имела Пресвятая Дева!

Человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если любишь Меня, то отдай Мне твои грехи».

Конечно, пост – это всегда время покаяния, неслучайно Успенский пост так же строг, как и Великий. Только вот что есть покаяние, стоило бы правильно понимать. Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился: «Господи, что мне подарить Тебе?» И вдруг Бог ответил ему: «Мне ничего не надо. Всё, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе». Но человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи».

Покаяние – это не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Если воздушный шар обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В таинстве Покаяния Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился.

Каждый раз, когда мы вступаем на поприще поста, нужно вспоминать, что это время особенного покаяния, то есть освобождения души от груза грехов. И только с чистой душой можно предстать пред Небесной Царицей в великий праздник Успения.

Успенский пост – пост весьма отрадный: 14 августа в храмах освящается мед, 19-го – фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией.

Вместе с тем Успенский пост – это пост весьма отрадный. Он отличается своими неповторимыми церковными праздниками и традициями. В первый день поста, 14 августа – Изнесение честных древ Животворящего Креста. То есть мы сразу же обращаемся к Честному Кресту как к главному духовному оружию в нашей невидимой брани. В этот же день освящается мед, то есть Успенский пост не так уж и горек. 19 августа – яблочный Спас, в храмах освящаются фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Господь оказывает милость как нашей душе, так и телу.

Но самое главное – это дни, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под Ее благодатным покровом обрести покой мятущейся душе и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.

«Сознательная духовная жизнь – это и есть та полноценная человеческая жизнь, к которой мы призваны»

Диакон Валерий Духанин, кандидат богословия,

проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

***

– Может быть, это странно звучит, но пост, особенно многодневный, о котором заранее знает человек и, условно говоря, «отсчитывает» время приближения к которому, – такой пост, насколько я знаю, большинством православных христиан воспринимается не как тягостная повинность, которую надо перетерпеть «за послушание», а как счастливая возможность изменения, преображения собственной жизни. Потому что многие из нас чувствуют, конечно, что мы далеки не только от идеала, но даже и от начатков подлинно христианской жизни. И понимая это, каждому хочется как-то собраться, стать хоть на время строже к себе, потому что без такой собранности духовная жизнь вообще невозможна, а остаются только воздыхания о ней, что тоже неплохо, но явно недостаточно. И многодневные посты дают нам такую замечательную возможность, подвигают нас, ленивых и расслабленных, к большей собранности, вдохновляют на малый, но необходимый труд. Поэтому пост для большинства сознательно верующих людей является желаемым и ожидаемым временем. И тайна этого ожидания заключается в том, что, сознательно ущемляя своего «плотского человека» со всеми его «страстьми и похотьми», мы начинаем жить иначе. Это трудно передать словами, но именно это приобщение к иной реальности, к реальности действительной духовной жизни и делает пост желаемым для многих христиан, утомленных своей повседневной и приземленной расслабленностью.

Сознательно ущемляя своего «плотского человека» со всеми его «страстьми и похотьми», мы начинаем жить иначе.

1 298Успенский пост считается строгим постом, но каждый может и должен избрать свою меру строгости, потому что в конечном итоге важно даже не то, на сколько пунктов ты соблюл правила, а то, насколько ты лично потрудился, приложил усилия, чтобы приблизиться к Богу, приобщиться Его благодати. В этом смысл поста. Можно говорить (условно, конечно) о «высшей» и «низшей» планке его строгости. Причем эти понятия не имеют отношения к оценке самого человека, а только к избираемой им мере строгости воздержания. По монастырскому уставу в этот пост пищу положено вкушать только один раз в день, кроме праздничных дней, и то не раньше 3 часов дня. Причем предполагается сухоядение, то есть пища употребляется без добавления растительного масла.

Это благодатный и радостный труд. И в радости этой заключено, я думаю, главное утешение, которое обретает человек в посте.

Ну а «нижняя» планка, то есть распространенное и общепринятое правило для мирян, – это воздержание от пищи животного происхождения. Количество же еды и частоту ее употребления каждый избирает для себя сам. Впрочем, понятно, что пост относится не только к пище, но и требует воздержания от всего, что мешает нам в духовной жизни. А в наше время такие препятствия, как правило, связаны с компьютером, с телевизором, с привычкой к всевозможным развлечениям… Кстати, эта привычка настолько въедается в нашу природу, даже в мелочах, что, когда мы пытаемся себя ограничивать во многих вроде бы «безобидных», но развлекающих, расслабляющих душу вещах, это становится очень даже ощутимой трудностью – и конечно, полезным опытом. Так что воздерживаться каждому есть от чего, только бы мы взглянули на себя, на свою жизнь честно и трезвенно, именно с точки зрения христианской. Но и воздержание – это еще не всё. Как сказано в Писании: «Отвратись от зла и сотвори благо». Так что пост – это время не только воздержания от греха, но и более сознательного и усердного, чем обычно, исполнения Христовых заповедей. Это благодатный и радостный труд. И вот в радости этой заключено, я думаю, главное утешение, которое обретает человек в посте. В радости приобщения иной жизни, жизни Самого Христа. А что может быть радостнее этого! Вначале, когда человек начинает поститься, бывает, что его как бы «ломает»: настроение отвратительное, всё валится из рук, на душе тоскливо и скучно… Это плотский наш человек недоволен тем, что ему перестают угождать, а поскольку он уже почти совершенно овладел душой, то и душа томится и мучается. Но если она пребывает всё же в решимости продолжать пост ради Христа, ищет действительного обновления и приобщения благодати Духа Святого, то вскоре как бы открывается иная реальность, начинается действительно иная и, увы, большей частью незнакомая нам жизнь. Жизнь, когда плоть продолжает томиться от причиняемого ей ущерба, но это томление уже не главенствует над душой, а пребывает как бы в подчиненном состоянии. Зато душа открывается в большей степени, чем обычно, веянию благодати, опытно познаёт сладость покаяния и молитвы. Собственно, человек и начинает жить той самой духовной жизнью, к которой призван, но понятие о которой, увы, утратил из-за своей повседневной и всецелой погруженности в житейскую суету.

Опыт поста помогает нам понять, что сознательная духовная жизнь – это и есть та по-настоящему нормальная и полноценная человеческая жизнь, к которой мы призваны. Жизнь, исполненная особой, непонятной без поста и молитвы, радости. Радости общения с Богом. Так что в добрый путь, и да благословит нас Господь!

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

Подготовила Анна Ерахтина

http://www.pravoslavie.ru/put/72951.htm

Происхождение (изнесение) Честных Древ Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю всех с началом Успенского поста!

Пост – это особенное время в жизни каждого христианина, время сугубой молитвы и воздержания, время духовной сосредоточенности, когда можно серьезно подумать о своей жизни, о ее соответствии Евангельским началам.

Начало Успенского поста совпадает с празднованием Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Всякий раз, когда читаешь страницы Евангелия о распятии Спасителя, когда в храме или дома стоишь пред Крестом Господним, перед мысленным взором проходят ужасные картины произошедшего с Господом Иисусом Христом перед Голгофой и на Голгофе – и очень трудно говорить об этом. Это состояние человеческой беспомощности перед величием Божиим, перед Его беспредельной любовью к нам Церковь выражает в словах песнопения Великой Субботы: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет».

Прославляя сегодня Крест Господень, оставим все земное, выбросим все свои заботы и проблемы из головы и, со страхом и трепетом взирая на этот Крест, задумаемся о своей жизни, о соответствии своей жизни произошедшему на Голгофе, о той непостижимо великой любви Бога к своему творению, Который послал Сына Своего на Крест: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3: 16). Единородный Сын Божий «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 24). Крест стал наивысшим, предельным проявлением любви Божией к человечеству, к каждому из нас: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15: 13). И это не просто красивые слова. Господь имел право так сказать, потому что Сам так поступил. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5: 8).

Чем же мы отвечаем Богу на эту любовь?

Кого любишь, о том постоянно думаешь, того образ всегда носишь в своем сердце, к тому постоянно стремишься, стараешься всеми силами угодить, доставить радость. Мы страдаем вместе с тем, кого любим, и радуемся его успехам и достижениям. Мы всегда и безусловно верим тому, кого любим, доверяем ему абсолютно. Ради того, кого любим, мы готовы на все, на любые жертвы.

Но так ли мы относимся к своему Создателя и Спасителю? Так ли мы относимся ко всем своим ближним?

0a27edcbacfac1f0fd029f681ccde3b8Кто может сказать, что он так относится к Богу, что любит Бога? Кто может сказать, что он так относится ко всем своим близким: к родственникам, соседям, сослуживцам?..

А ведь самая главная заповедь, как вы помните, звучит так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10: 27).

Любить Бога – значит исполнять Его заповеди, как сказал Сам Господь: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин.14: 23). А исполнение заповедей и есть проявление любви к ближнему, «ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя»  (Рим.13: 8-10). «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя»  (Гал.5: 13-15).

Конечно, сразу, вдруг нельзя начать любить ближнего, как заповедано. Слишком уж изуродована нашими грехами наша жизнь, но, если мы – христиане, заповедь надо исполнять. И надо с чего-то начинать.

Надо научиться видеть, прежде всего, в себе, а потом и в каждом человеке, с которым мы встречаемся на жизненном пути, Христа, нашего Бога и Спасителя. Так мы начнем с трепетом и благоговением относиться и к себе, к своей жизни, и к окружающим. «На всех верных должны мы смотреть, как на одного, и думать, что в каждом из них пребывает Христос, и такое любовное иметь к нему расположение, чтобы быть готовыми положить за него души свои» (преподобный Симеон Новый Богослов).

И начинать надо с того, чтобы не огорчать ближнего, не делать ему зла, не унижать, не клеветать, не лгать, а стараться делать добро. Это вполне нам по силам. Когда мы совершаем поступок, этот поступок есть результат нашего свободного выбора. Всякий раз мы отдаем предпочтение добру или злу, выбираем Бога или диавола, поворачиваемся лицом к Христу или отворачиваемся от Него. Каждый наш поступок – это очередной шаг или в Царство Небесное, или в преисподнюю. Нам надо научиться делать всегда правильный выбор, делать шаги в правильном направлении.

Для этого, как и вообще во всех делах, нужен навык, который приобретается духовным усилием над собой, постоянством и с Божией помощью. Преподобный Макарий Великий говорит об этом так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе, так и истинный Художник – Господь, украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».

Например, надо положить себе за правило никого не осуждать – и неукоснительно это правило соблюдать. Надо положить себе за правило никого не унижать, не клеветать, не лгать – и неукоснительно это правило соблюдать. Положить надо за правило не делать ничего плохого, а только хорошее, подражая Иисусу Христу. Так приобретается навык делать добро, и человек становится добродетельным, постоянным в добре, а значит, научится по-настоящему любить себя, ближнего и Бога.

Тогда уйдет из нашей жизни груз боли, слез, тоски, уныния и воцарится легкость и радость, которая дарована нам Крестом, потому что Крест принес радость всему миру. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

Александр Солженицын: Не гонитесь за призрачным

«Самое главное в жизни, все загадки её — хотите, я высыплю вам сейчас?

Не гонитесь за призрачным — за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь.

Живите с ровным превосходством над жизнью — не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей... Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха — кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.

Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните.

Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти.»

Александр Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»

http://www.zavet.ru/a/post_1438081096.html

«МЫ, СИЛЬНЫЕ»

О чем нужно помнить в моменты, когда нам хочется себя пожалеть

Нет ничего могущественнее и страшнее человеческой немощи.

Немощи, которая хорошо знает свои права. И хорошо знает обязанности по отношению к ней окружающих.

Нет ничего изощреннее ее умения отстаивать свои интересы на своей территории, а также – совершать наглые вымогательства на чужой.

Для нее зачастую вообще не существует никаких сдерживающих начал или табу.

Она – Немощь. И этим все сказано.

Не верьте ей, когда она станет утверждать, что нуждается в немногом – ей хочется всего. Она слишком капризна, чтобы хоть временами оставаться благоразумной. И слишком глупа, чтобы хоть раз догадаться о том, что уже давно не вызывает никакого искреннего сочувствия.

Именно немощные – слабенькие – становятся самыми злобными врагами.

Именно немощь умеет долго и педантично ненавидеть и не способна на сострадание.

А сочувствия к своей персоне – ей хочется сильно.

Поэтому никак нельзя становиться слабыми! Ну никак! Особенно – один на один с самим собою. Ибо ржавчина жалости к себе – начинает разъедать человека изнутри и возникает опасность полной интоксикации всего организма! А именно в одиночестве так хочется расслабиться, почувствовать себя раскрепощенно и естественно, словно подтянутое, «рабочее» состояние психики – дело противоестественное…

Есть, однако, противоядия, есть лекарства, есть различные способы противостоять безумию саможаления.

Самый трудный и самый плодотворный путь – внимательная жизнь. Но поди попробуй – будь внимательным среди столь разнообразных отвлекающих факторов! Или поди – найди пустыню в сегодняшнем мире! Да и кто может позволить себе такую роскошь – уйти ради внимательной жизни от тех обязанностей, которые возложены на тебя и совестью, и окружающими людьми, родными и коллегами?..

Однако ни для кого не открытие – можно и без пустыни, можно и потихонечку, можно даже ни шатко ни валко – черепашьим шагом, можно даже взять – и похвалить себя любимого…

Взять – и похвалить! Обхитрить ноющего внутри зверька.

Сказать ему: нет, все не так уж со мною и плохо!

Сказать ему: были случаи – у меня получалось! и я бывал героем!

Сказать ему: от твоего нытья ничего не изменится, а я хочу перемен!

Сказать ему: знаешь, плевал я на твои вечные претензии и недовольства!

Даже великая книга «Добротолюбие» дает нам примеры благоразумной хитрости, которой, как необходимым инструментом, в праве пользоваться человек.

Вспомним хоть благословенное попустительство тщеславным помыслам ради победы над блудной бранью.

Человеку совсем не обязательно с прилежанием хорошиста или пятерочника внушать себе, что он грешен, ничтожен, а значит – немощен и слаб… Как любят шутить педагоги: ученики на самом деле делятся на отличников и талантливых.

Будем талантливыми! Будем чувствовать себя сильными! Позволим себе это! Не побоимся шероховатостей и ошибок – оно того стоит.

Победа над нежной привязанностью к своему личному страданию – пусть станет первой победой нашей силы над нашей немощью!

Мы, сильные… – говорит нам Апостол.

Мы, сильные, должны носить немощи бессильных и не себе угождать… – повторяем мы следом.

Сильные – потому что должны. Жизнь человека становится значительнее и благороднее, когда у него есть долг, есть Нечто, превышающее личное, Нечто, сподвигающее и его самого стать выше.

Подчас мы приходим на исповедь к нашим духовникам не столько ради покаяния и обновления ума, сколько ради «пожалейте меня, мир так несправедлив»…

Мир несправедлив, да… Мало того – он вообще во зле лежит… Мало того – нам никто не обещал, что с нами будут справедливы или даже просто любезны…

Христианство знает уловки этого зла как никакая другая вера…

Поэтому христианство отнюдь не религия слабых, оно – выбор сильных.

размышления монахини Евфимии (Аксаментовой) 

Из цикла «Наедине с собою»

Источник: www.pravmir.ru/myi-silnyie/

Православный Календарь с 9 Августа 2015 г. по 15 Августа 2015 г.

Воскресенье, 9 Августа 2015 года. Неделя 10-я по Пятидесятнице.

Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Прп. Германа Аляскинского (1837). Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Прп. Анфисы игумении и 90 сестер ее (VIII). Свт. Иоасафа, митр. Московского. Равноапостольных: Климента, еп. Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра, учеников свв. Кирилла и Мефодия (Болг.). Новомч. Христодула (1777) (Греч.). Собор Смоленских святых

Понедельник, 10 Августа 2015 года. Седмица 11-я по Пятидесятнице.

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Прп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Иулиана Далматского (II), Евстафия воина (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Прп. Ирины, Каппадокийской. Прп. Павла Ксиропотамита, Афонского. Гребневской (1380), Костромской (1672) и Умиление Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери

Вторник, 11 Августа 2015 года.

Прмчч. Серафима Богословского и Феогноста Пивоварова (1921);прмч. Анатолия Смирнова (после 1930), сщмч. Алексия Смирнова.

Каллиника (III-IV). Прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских (XIII).Мц. Серафимы девы Антиохийской (117-138). Мц. Феодотии и трех чад ее (304).Прмч. Михаила (IX). Мч. Евстафия Мцхетского (589) (Груз.). Свт. Константина, патр. Константинопольского. Прп. Романа, игумена Киржачского. Тамбовской иконы Божией Матери

Среда, 12 Августа 2015 года.

Апп. от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мч. Иоанна Воина (IV). Обретение мощей прп. Германа Соловецкого (1484). Мчч. Полихрония, еп. Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мчч. Олимпия и Максима (ок. 251). Сщмч. Валентина (Уалентина) епископа Интерамны и трех учеников его мчч. Прокула, Ефива и Аполлония и прав. Авундия (ок. 273). Прп. Анатолия младшего, Оптинского (1922). Оконской иконы Божией Матери. 

Четверг, 13 Августа 2015 года.

Заговенье на Успенский пост. Предпразднство Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных сщмч. архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922). Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX). Мц. Иулиты Кесарийской (304-305). Прав. Иосифа Аримафейского. 

Пятница, 14 Августа 2015 года.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста ГосподняНачало Успенского поста Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.). Мчч. в Пергии Памфлийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея (III). Блж. Василия Кубенского. 

Суббота, 15 Августа 2015 года.

Успенский пост. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомч. архидиакона Стефана (ок. 428) и обретение мощей правв. Никодима, Гамалиила и сына его Авива. Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557). Блж. Василия Спасокаменского (XV). Обрет. мощей прав. Никодима, Гамалиила и Авива. Сщмч. Стефана, папы Римского, и иже с ним (257).

 

 

008930

Преподобномученики Серафим и Феогност,

молите Бога о нас!

 

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00