9 неделя по Пятидесятнице (02-08-2015)
Икона Божией Матери «Почаевская»
Проповедь о чуде хождения по водам
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, братья и сестры, за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование, в котором говорилось о том, как Христос велел ученикам сесть в лодку и отправиться морем в Капернаум, а Сам остался беседовать с народом. После окончания беседы Он взошел на гору для молитвы.
Ученики совершали свой путь по морю. В это время поднялся ветер, и началась буря. Мы знаем, что ученики Христа Спасителя были опытными рыбаками и морская стихия не страшила их, но в этот раз они сильно испугались. Потеряв надежду благополучно доплыть до берега, они вдруг увидели среди бушующего моря приближающуюся человеческую фигуру. Страх еще сильнее объял апостолов. Когда Господь почти уже достиг лодки, Он обратился к ним со словами: «ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.14:27). Тут Петр обращается к Нему с неожиданной просьбой: «Повели мне прийти к Тебе по водам». Христос ответил ему: «Иди». Петр вышел из лодки и пошел ко Христу, но накатила очередная волна. Сомнение и колебание возникли в сердце Петра и он стал тонуть. Понимая, что помощь он может получить только от Христа Спасителя, Петр закричал: «Господи! Спаси меня». Господь тут же протягивает ему спасающую руку. Когда они вошли в лодку, буря утихла. Ученики подошли к своему Божественному Учителю, поклонились Ему и еще раз засвидетельствовали свою веру в то, что Он воистину Сын Божий.
Мы научены тому, что Священное Писание не только богодухновенно, но назидательно и спасительно для каждого читающего и слушающего его. Какой же урок мы можем извлечь из сегодняшнего евангельского чтения?
Во-первых, Христос, отпустив народ, взошел на гору для молитвы. Вот и нам нужно постоянно помнить о необходимости и важности молитвы. Обычно мы молимся рассеянно, без усердия, наша мысль блуждает где угодно, и мы не сосредотачиваемся на том, о чём молимся. Если Сам Сын Божий постоянно прибегал к молитве, постоянно обращался к Своему Божественному Отцу, то и нам - ученикам Христа Спасителя - также необходимо постоянно и с усердием молиться.
Во-вторых, Христос отпускает народ вечером, а к ученикам Он подходит только под утро. Значит, Христос молится почти всю ночь. Вот мы иногда говорим, как долго и утомительно совершается богослужение. Но если Христос молился всю ночь, то и мы должны молиться не две-три минуты, а как можно продолжительнее и усерднее, чтобы наша молитва принесла добрый плод.
Далее. Обратите внимание, ученики Христа Спасителя, получив благословение от своего Божественного Учителя отправиться в Капернаум, по пути попали в бурю. Они могли бы не плыть дальше, а вернуться обратно. Но они не предпринимают ничего для того, чтобы изменить полученное ими благословение. Мы часто бываем переменчивы в своих действиях. Вроде бы ставим перед собой добрые цели, но, встречая на пути препятствия, мы ослабеваем в своих усилиях, а иногда полностью отказываемся от них. Сегодняшний евангельский сюжет учит нас, что если стоят перед нами цели, то, несмотря ни на какие препятствия, мы должны употребить все усилия для их достижения.
Христос шел не по суше, а по воде,- это противоестественно. Но Петр видит, что Христос идет по воде. И все ученики видят, что и Петр по благословению Христа идет по воде. Но вдруг Петр начинает тонуть. Слава Богу, он вспоминает о том, что помощь ему может оказать только Христос и обращается к Нему с просьбой о помощи. В нашей жизни тоже бывают подобные моменты. Конечно, мы не утопаем в водных стихиях, но, идя по твердой земле, осознаем, что нет надежды на продолжение пути. Но не будем отчаиваться, страшиться, а будем помнить, что всегда рядом с нами Господь Спаситель. Стоит обратиться к Нему как апостол Петр: «Господи! спаси меня» (Мф.14:30), и мы обязательно получим помощь от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Появляется Христос и утихает буря. В жизни каждого из нас, если мы обретаем Христа, то утихает любая буря, любое нестроение.
Многие толкователи Священного Писания под лодкой, в которой находились ученики Христа Спасителя, подразумевали Церковь Христову. Церковь совершает свое плавание по бушующему житейскому морю. Но на все времена Господь заповедал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Мы, живущие в 21-м веке, можем свидетельствовать о том, что, несмотря на многие бури, стремившиеся уничтожить Церковь Христову, она продолжает свое бытие на этой грешной земле. И это бытие будет продолжаться до скончания века. Только в Церкви мы имеем возможность переплыть бушующее житейское море. Конечно, не без трудностей, не без испытаний и боязни...
Вот сколько уроков мы можем извлечь из этого короткого евангельского повествования. Дай Бог, чтобы эти уроки были для нас и полезны, и спасительны. Всякий раз, когда мы будем осознавать, что житейское море готово поглотить нас, и у нас уже нет сил, чтобы продолжать свое плавание, будем помнить, что рядом с нами всегда находится Христос. Это значит, что мы всегда можем обраться к Нему с просьбой о помощи и надеяться на то, что Господь обязательно поможет нам.
У кого-то может возникнуть вопрос: «Зачем Бог попускает житейские бури? Неужели нельзя устроить так, чтобы жизнь наша протекала тихо, мирно, спокойно, без трудностей, переживаний, потерь?» Давайте вспомним время, когда наши дети были совсем маленькими и мы учили их ходить. Мы ставили ребенка на его хрупкие ножки. При этом мы видели, как не уверенно и со страхом ребенок стоял на своих ногах. Потом мы начинали его манить к себе, понимая, что если он не переборет свой страх, он не сможет твердо стоять на ногах. Но вот ребенок делает несколько робких шагов и, конечно, падает. С какой любовью мы тут же подхватывали его, не желаю, чтобы он упал и ушибся. Каждый из нас подобен такому ребенку. Будем помнить, что Господь всегда готов принять нас в свои объятья. Не будем бояться, а будем с твердостью продолжать свое шествие по бушующему морю, зная, что Господь всегда рядом и всегда окажет Свою Божественную помощь.
Будем молиться о том, чтобы милость и благословение Божии пребывали над всеми нами. Чтобы несмотря ни на какие трудности и опасности все мы смогли достичь поставленной цели – Царства Божия. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2013г
Память пророка Илии
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы собрались сегодня в этом храме, чтобы сотворить радостно божественную и светоносную память предивного Божественного пророка Илии Фесвитянина, источника чудес, вознесенного на Небо огненной колесницей, чтобы в свое время стать вторым предтечей Пришествия Христова.
Вся жизнь этого великого пророка удивительна и поучительна. Необычным было его рождение. Необычным было и завершение его жизни на земле.
По приданию отец при рождении пророка видел, как сияющие мужи пеленали младенца огнем и кормили пламенем огненным – символом ревности о Господе, которая будет наполнять всю его жизнь. С детских лет строго исполнял Илия все предписания закона и непорочным ходил пред Богом, пребывая в постоянном посте и молитве, что сделало его образцом подвижнической жизни.
Пророк Илия беседовал с Богом, и Бог исполнял прошения Своего пророка: заключались небеса – и на землю обрушивалась жесточайшая засуха, а через некоторое время вновь разверзались небеса – и на землю сильным дождем проливалось благословение небес; у вдовицы из Сарепты Сидонской чудесным образом не оскудевали мука и масло на весь период засухи и был воскрешен ее умерший сын; небесный огонь попалил жертву пророка, посрамив мерзких языческих жрецов.
Когда же пророк Илия исполнил служение, возложенное на него Господом, то не умер, но был взят на Небо на огненной колеснице. Как святой Иоанн Креститель был предтечей первого Пришествия на землю Спасителя, так и пророк Илия вернется на землю, чтобы стать предтечей Второго страшного и славного Пришествия Христова.
Особым событием в жизни пророка была встреча и беседа с Богом лицом к лицу. Случилось это на горе Хорив. Сорок дней шел пророк по Аравийской пустыни, чтобы встретиться с Богом.
Бог всегда готов беседовать с верующими людьми на любом месте Его владычества, везде и всегда готов открыть Себя чистому сердцу, но человек со своей стороны не всегда готов к такой встрече и беседе с Богом. Общение с Богом требует подготовки. Когда-то Бог готовил Свой избранный народ для принятия откровения.
Бог призывал пророка Илию к особенному общению, для чего требовалась особая подготовка, которая и заключалась в сорокадневном путешествии по пустыне. Бог не делает ничего понапрасну, значит такое путешествие было необходимо.
Двигаясь по пустыни, пророк все дальше и дальше удалялся от безумия царя Ахава, от свирепости злобной Иезавели, от мерзости идолослужения и бедственного ослепления богоизбранного народа. Душа пророка все более и более освобождалась от грустных и нечистых воспоминаний о мирской суете, пороке и нечестии, и более и более возвышалась над этим, обретая спокойствие и чистоту.
Пророк и раньше общался с Богом и был способен слышать Его голос, но сейчас ему предстояло вступить в чрезвычайное, теснейшее общение с Богом, поэтому и потребовалась длительная и чрезвычайная подготовка и очищение. Человеку с больными глазами несносен тот свет, который доставляет радость здоровым людям, а здесь надо было смотреть на солнце, что доступно только орлиному зрению. Для оскверненного грехами человека недоступны даже малейшие благодатные впечатления и переживания, и, чтобы безопасно для жизни непосредственно взирать на славу Божию, даже великому Илие необходима была подготовка, и он в течение этого путешествия по пустыне не питался ничем, кроме размышлений о Боге и молитвы.
Так, пока ноги пророка двигались по пустыне, душа его восходила к Небу, готовясь к высокому общению с Богом, «Которого глас тогда поколебал… не только землю, но и небо» (Евр.12: 26).
И эта встреча с Богом произошла, и пророк слышал Божественные глаголы…
Мы приходим в храм, чтобы во время Литургии не только слушать Божественные глаголы, но и вступить в высочайшее и теснейшее общение с Богом через причащение Божественных Тела и Крови Спасителя, о чем не мог и мечтать великий пророк Илия. К этому общению надо готовиться, и не только вычитыванием «правила перед причастием». Пусть даже дорога от дома к храму будет не просто перемещением из пункта А в пункт Б, а подготовкой к встрече с Богом, путешествием от земли на Небо, потому что «церковь есть земное небо, где Небесный Бог живет и движется» (святитель Герман, патриарх Константинопольский).
И вся наша жизнь не должна быть метанием в пространстве, бесцельным и бессмысленным блужданием по кривым грязным тропинкам злодейств, греховных развлечений; не должна быть только приятной работой ради своего чрева, алчности, тщеславия; не должна быть бестолковой суетой разного рода.
Пусть вся наша жизнь будет постепенным, неуклонным, безостановочным, благодатным и радостным восхождением – через отрешение от всего земного, суетного, мелкого, через участие в церковных Таинствах, через духовное научение, через чистую постоянную молитву, через святые дела – от греховного к праведному, от земли к Небу, чтобы наконец взойти на Святую Гору Господню и вселиться в ней во веки. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Пророк Илия
Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.
За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.
Святой пророк Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета – родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.
Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу. Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо – воскресил умершего сына этой вдовы. По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.
Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.
По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).
Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3798/
Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
К Богородице, Заступнице усердной, дивной и скорой Помощнице нашей, ныне мы прилежно и радостно притекли в этот храм, чтобы припасть с молитвой к подножию дивной Почаевской иконы Ее – и умолкает всякое уныние, и страх отчаяния исчезает.
Опыт человеческий свидетельствует, что Матерь Божия являет людям, почитающим Ее, такие милости, так утешает, так помогает, как не могут все Ангелы Небесные и все святые, вместе взятые.
Наша жизнь – бесконечная чреда падений, ошибок, сознательных грехов. Имея слабую волю, мы согрешаем ежечасно. Мы вроде и верующие, но не можем показать свою веру делами, достойными веры, не имеем страха Божия, ни во что не ставим заповеди Божии, отвергаем любовь Божию. И где мы укроемся от праведного гнева Божия? «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс.138: 7). Через наши грехи мы поражаемся болезнями, лишаемся благополучия; через наши грехи земля сотрясается от различных бедствий и воин…
Мы хоть и наказываемы бываем, но продолжаем жить, потому что Матерь наша Богородица ходатайствует за нас пред Своим Божественным Сыном, Который не может отказать Своей Матери, как написано: «Проси, Мать Моя; Я не откажу Тебе» (3 Цар.2: 20). Мы хоть и кривые, и хромаем на оба колена, но все таки мы Ее дети и почитаем Ее, и Она никогда не оставит нас, Своих горемычных детей. Как бы мы ни теряли всякий стыд, как бы глубоко ни падали, но при этом вновь и вновь обращаем к Ней свои молитвы, зная, что Она всегда услышит, поддержит, утешит и выведет на верный путь покаяния. Это мы знаем и свидетельствуем: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии; aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед; кто же бы сохранил до ныне свободны; не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых» (тропарь из последования малого освящения воды). Каждый христианин находится под Ее покровом и защитой, а потому нечего нам бояться, но, если потеряем благоговение в Ней, – горе нам, тогда – верная погибель.
Это – опыт жизни христиан, потому что Пречистая и после Своего Успения не оставила нас, постоянно пребывает с нами, хранит нас в нашем сиротстве, всегда готова помочь нам. Яркое свидетельство тому – около 900 чудотворных икон, имеющихся по всему лицу земли. Как в стародавние времена, так и сейчас Пречистая участвует в жизни христиан. Есть тому удивительные и поучительные свидетельства.
Тридцать пять лет назад на греческом острове Керкира скончалась дивная подвижница Анастасия, которая всю свою жизнь посвятила служению Пречистой и общалась с Ней.
Анастасия Влахос родилась в Греции в 1910 году. В 14 лет, преисполненная любви к Богу, Анастасия покинула родительский дом и ушла в монастырь. Через девять лет, в 1933 году, промысел Божий приводит ее на остров Керкира, в монастырь Божий Матери Госпожи Ангелов, где она и осталась навсегда.
Тогда вид монастыря представлял печальное зрелище: запустение, разрушение, заросли дикого инжира, змеи, на престоле – ржавая консервная банке вместо лампады… Для Анастасии начались годы сурового подвижничества: молитва, строгий пост, непрестанные труды по возрождению монастыря. Наконец когда-то разрушенный монастырь стал местом паломничества верующих со всей Греции. Блаженная старица взошла на такие высоты духа, что стали по ее молитва совершаться чудеса: забил ключ в иссохшем источнике, змеи покинули территорию монастыря, исцелялись бесноватые, которые, лишь услышав ее имя, громко кричали: «Не можем терпеть эту босоногую старуху!»
Анастасия настолько благоговела перед Богородицей Госпожой Ангелов, настолько почитала Ее, что сподобилась общаться с Ней свободно, как со своей хорошей знакомой. Когда паломники спрашивали Анастасию духовного совета, она говорила: «Пойду-ка спрошу сначала Богородицу». И Пречистая беседовала со Своей верной дочерью, исполняла ее просьбы, через нее помогала людям. Паломники уносили из монастыря радость в сердцах…
В деревне Аргерадес жил благочестивый юноша, который обручился с девушкой, имевший плохую репутацию в деревне. Он надеялся, что девица исправится, но все его усилия были напрасны. Тогда он решил расторгнуть помолвку. Оскорбленные отец и брат девицы задумали убить обидчика. Утром, в день злодеяния, Анастасия отправилась в деревню. Найдя этого юношу, старица рассказала ему о размолвке с невестой и о задуманном злодеянии. Удивленный юноша спросил, откуда она это знает, и Анастасия ответила: «Богородица мне сказала». Праведница передала юноше повеление Богородицы не расторгать помолвку, жениться на девице, а если она не исправится, то через год Господь заберет ее к Себе. Благочестивый юноша внял словам праведницы и проявил послушание воле Богородицы. Он женился на девице, пытался образумить ее, но она упорно не желала слушать своего мужа. Через год она неожиданно заболела и умерла. Вскоре юноша создал новую семью, которую Господь благословил счастьем и многочадием.
Телефонов тогда не было, но Анастасия говорила, что благодать Бога и Пресвятой Богородицы соединяет ее со всеми домами на земле…
Случилось это в сентябре. Однажды утром старица объявила сестрам, что начался пожар в оливковой роще, повелела наполнить цистерну водой и призвала всех к молитве. Сама же стала со слезами молиться в храме. Когда поселяне прибежали в монастырь за водой, Анастасия спокойно сказала: «Не бойтесь! Армия Госпожи Ангелов уже потушила все ветви олив вокруг той, которая еще горит. Возблагодарим Богородицу, Которая опять спасла нас». Прибежав на пожар, люди увидели, что горит только одна олива, как свеча, словно огонь обнимает ее, а окружающие деревья почти не пострадали. Все прославили Богородицу Госпожу Ангелов…
Враг рода человеческого не может терпеть, когда люди проводят благочестивую жизнь в молитве, посте и неустанном физическом труде. Диавол вознамерился изгнать праведницу из монастыря, но поскольку сам он ни на что не способен, он нашел себе подельников из числа тем, кто называл себя христианами.
За несколько дней до праздника Успения Богородицы Анастасия сделалась особенно сосредоточенной, много молилась, украшая храм цветами и листьями лавра, как это принято в Греции. Вечером в день праздника, когда все паломники покинули монастырь, некие злодеи закрыли двери храма на ключ и, не отдав ключ сестрам, спешно покинули монастырь. В храме даже не погасили лампады. Узнав об этом, монахини пришли в волнение, а Анастасия сказала: «Не расстраивайтесь, дети мои, все устроится. Ангелы Госпожи моей будут Ей служить все эти дни, пока мы не сможем войти вновь в Ее дом». Более сорока дней блаженная старица молилась у закрытых дверей храм, гладила двери руками, что-то бормоча. В эти дни она держала строгий пост, совсем не пила воду. По прошествии этих мучительных дней, один человек принес ключа и отворил двери храма. Весь двор наполнился благоуханием свежего лаврового листа и цветов. Вошедшие в храм увидели, что все лампады горят, в вазах стоят свежие цветы. Старица со слезами произнесла: «Госпожа Ангелов, прости всех слабых людей и укрепи нашу веру!»
Земная жизнь великой подвижницы Анастасии – после 46 лет непрерывных молит, поста, трудов и гонений – завершилась 22 сентября 1979 года. С последним вздохом она произнесла: «Слава Тебе, Господи!»
Мы знаем коротенькие, но очень емкие молитвословия, обращенные к Богородице: «Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором»; «Пресвятая Богородице, спаси нас». Пусть эти молитвы будут в наших устах не просто красивыми словами, но проявлением нашей сыновней любви к Пречистой, и тогда Пресвятая Богородица всегда будет с нами. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
О жертве, жертвенности и ее пределах
окончание
…Но ведь только что мы говорили, что когда есть жертвенная любовь, то не жалко отдать что-то свое другому. Значит ли это, что жертвенность, исходящая из любви, не предполагает усилий, что она реализуется всегда так легко и свободно? Если жертвенность включает возможность страданий ради любимого, то значит, здесь очевидны и тяжесть, и муки, и колебания. Христос пострадал за людей по любви к ним, легко ли Ему было страдать?
Подлинная жертва, таким образом, может включать и подвиг, усилие. Святитель Николай Сербский очень точно сказал: «Любовь – это радость, а цена любви – жертва. Любовь – это жизнь, а цена любви – смерть».
В этой связи зададим и более сложный вопрос: а всегда ли мы способны на жертвенность? И всякая ли жертва посильна для нас?
Увы, во взаимоотношениях современных христиан время от времени можно заметить такую картину. Понимая, что надо жить по евангельским заповедям, христианин соглашается помочь ближнему в определенных проблемах. Пытаясь участвовать в жизни ближнего, он берет на себя нагрузки, связанные с заботой о нем. Чувствуя, что мера этих нагрузок в определенный момент становится для него непосильной, христианин загоняет свое недовольство внутрь себя, думая, что надо терпеть, исполняя заповедь.
Поднатужившись еще немного, он все равно не выдерживает. Наступает момент, когда его недовольство прорывается наружу, причем в достаточно грубой форме: «Ты не благодарен мне», «Я для тебя столько сделал, а ты…» В итоге вместо исполнения заповеди мы видим грех озлобленности, а ранее близкие люди разрывают отношения, наглядно демонстрируя мирской принцип: меньше видимся – больше любим друг друга.
Безрассудно принятые на себя непосильные нагрузки способны довести до озверения. Ноша, взятая не по плечу, делает сердце равнодушным, холодным и жестким. Итог – не христианская жертвенность, равнозначная бескорыстной любви, которая не ждет за свое доброе дело даже обыкновенного «спасибо», а злоба, психотравмирующая личность и вносящая дисбаланс в жизнь.
Мы все несем в себе свои немощи. Все мы можем сорваться в каких-то ситуациях, не справившись с собой. Парадокс взаимоотношений заключается в том, что вместо простого решения проблемы участники взаимоотношений подчас идут самым трудным, окольным путем. Не лучше ли попытаться исправить ситуацию в тот самый момент, когда ты почувствовал, что не справляешься? Просто и ясно, без раздражения, со смирением объяснить всё ближнему, не доводя себя до озлобленности и не коря другого своей невозмещенной жертвенностью. Лучше не принимать ношу не по плечу, не думать наивно о себе как о великом подвижнике, способном горы свернуть и изменить жизнь окружающих тебя людей.
Ожидание же от других людей соответствующего восполнения твоей жертвы окончательно опустошает душу. Обида на неблагодарность не знает границ и пределов, и нет уже внутри ничего, кроме шипов и колючек, уязвляющих самого обиженного.
Странно и жалко слышать от христианина: «Я ему столько сделал, а он неблагодарен», как будто его обманули, разрушив расчет на отдачу и прибыль. Евангельские истины бескомпромиссны: всё, что сделано в ожидании благодарности, уже не добро, а корысть. И если Христос говорил: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3), то как мы вообще можем помнить, какое добро кому сделали?
Как важно понять, что, делая добро другим людям, мы не стремимся превратить их в должников, не пытаемся возложить на их шею иго, которое они должны со временем скинуть, делая в ответ добро нам. Милосердие – не депозиты в банке, возвращающиеся нам с процентами; милосердие – добродетель, изнутри преображающая душу.
Подлинная любовь не закабаляет других; она, напротив, способна вдохновить их к свободному проявлению себя в добром, проявлению не ради принятой помощи, а потому, что душа их тоже полюбила добро.
Помню, как мой друг по семинарии, ныне священник, однажды кому-то из просивших на улице сказал: «Спасибо, что вы приняли милостыню». И он на самом деле так считал, вовсе не ожидая от кого-либо благодарности. Жертвуя чем-либо, мы не покупаем других, напротив, мы радуемся, что нам представилась возможность сделать кому-то бескорыстно добро.
Что еще можно сказать о жертвенности, так это, пожалуй, то, что внешне одинаковые поступки могут иметь совершенно разную сущность. Ибо при внешне одинаковых действиях один человек исполнен сострадания и любви, другой же движим расчетливостью или желанием самоутвердиться. Например, не великое ли дело – отдавать свою кровь ради спасения ближних? Но кто-то сдает кровь ради выгоды. А в 1990-е годы в одной воинской части солдаты договорились сдать кровь, чтобы на вырученные деньги купить видеомагнитофон и смотреть пошлые фильмы.
Люди жертвуют материальным, чтобы причинить вред своей бессмертной душе: отказывают себе во всем, чтобы лишний раз выпить или принять дозу наркотика. На Западе в одной жившей гражданским браком паре юноша заразился вирусом иммунодефицита. Его подруга решила продолжить свою с ним плотскую связь по любви к нему. Она жертвует собой и своим здоровьем, но ради чего? Ради того, чтобы максимально продлить плотское содружество, понимаемое ими как счастье. Как уместно здесь вспомнить сравнение преподобного Исаака Сирина: «Пес, который лижет пилу, пьет собственную свою кровь и, по причине сладости крови своей, не сознает вреда себе».
Итак, ценность всех наших жертв и самой нашей жертвенности определяется состоянием нашей души, содержанием сердца, его ценностями и святынями: наполнено ли сердце добром и любовью или своекорыстием и формалистикой, не зря в Священном Писании сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23).
Валерий Духанин
http://www.diveevo.ru/2/0/1/4318
Из поучений старца Порфирия Кавсокаливита (Баирактариса)
От учеников старца мы узнали, что старец мечтал найти лекарство от рака и просил Бога открыть ему, что это за вещество. Наконец Господь открыл ему, какое вещество является лекарством от рака. Оказалось, лекарство от рака – это вещество, которое врачи постоянно используют в быту... Тем не менее старец так и не рассказал никому, что это за вещество... Старцу было открыто и то, почему Бог не даёт этого лекарства людям... А именно, что рак вызывается страхом, и Господь открыл другое лекарство от рака, которое и хочет видеть у людей: “Вас убивает не боль, а ваш собственный страх боли! Вы должны перебороть этот страх...”»
Болезнь – это духовное таинство. Это шанс, который даётся нам, чтобы устремиться к благодати.
Болезни приносят огромную пользу душе, нужно лишь терпеть их без ропота и благодарить Бога, прося Его милости. Когда заболеем, то дело не в том, чтобы не принимать лекарств или поехать помолиться святому Нектарию. Мы должны знать, понять, что болезнь – это таинство, более того, это возможность для нас броситься в благодать Божию.
В этом и заключается само таинство. Остальному нас научит благодать, то есть тому, каким образом это сделать, как предать себя Христу. Как предать? А вот так! Мы презираем болезнь, не думаем о ней; а думаем о Христе спокойно, помышляем просто, незаметно, бескорыстно, и Бог сделает Своё чудо на пользу нашей душе. Как говорим за Божественной литургией: весь живот наш Христу Богу предадим/
Но мы должны сделать усилие, чтобы презирать болезнь. Нужно перебороть себя... Если мы этого от всей души не хотим, то трудно, почти невозможно сказать самому себе: «Я больше не обращаю внимания на болезнь». И хотя мы думаем, что презираем её, что не придаём ей значения, мы всё-таки придаём ей значение, всё время думаем о ней и не можем находиться в спокойном состоянии. И я вам докажу, что здесь у нас ошибка. Мы говорим: «Верю, что Бог исцелит меня. Я не принимаю лекарств. Я сделаю так: всю ночь не буду спать и буду просить Его об этом. И услышит меня Бог».
Мы молимся всю ночь, просим, молим, ищем, взываем, принуждаем Бога и всех святых сделать нас здоровыми. Мы принуждаем их день и ночь. Бежим то туда, то сюда. Но разве всем этим мы не показываем, что мы не презрели болезнь? Чем больше мы настаиваем и принуждаем святых и Бога исцелить нас, тем больше мы придаём своей болезни значения.
Чем больше мы пытаемся её изгнать, тем больше мы живём ею. Поэтому ничего и не происходит. У нас складывается впечатление, что обязательно произойдёт чудо. Но в действительности мы не верим в чудо, поэтому и не выздоравливаем
Мы молимся, не принимаем лекарств, но не можем успокоиться, поэтому чуда и не происходит. Но ты скажешь: «Я ведь не принимал лекарств, как же я не верю?» Но всё же внутри нас, в глубине, сидит сомнение и страх, мы думаем: «Разве это может произойти?»
Понимаете, всё дело в страхе, который внутри нас! Нас убивает не боль, а наш собственный страх боли! Вы должны этот страх перебороть, или он убьёт нас… Здесь действует слово Писания: «Если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что произошло со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет» (Мф. 21, 21).
Когда вера настоящая, тогда она действует независимо от того, принимаешь ты лекарства или нет. И через врачей и лекарства действует Бог: «Оказывай уважение врачу, ведь ты нуждаешься в нём, а кроме того, Господь создал его. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 1, 4, 12)
Глубина этого таинства заключается в вере, в вере без рассуждения, спокойной, простой и бесхитростной. В благостыне и в простоте сердца (Прем. 1,1). Усилием, порывом и понуждением этого нельзя добиться... Понуждение может делать какой-нибудь факир, хоть это слово и режет слух. Будем верить в то, что Бог очень сильно любит нас и хочет, чтобы мы стали Его. Поэтому Он и попускает болезни, пока мы с доверием не предадим Ему себя.
Возлюбим Христа, и всё изменится в нашей жизни. Не будем Его любить с той целью, чтобы получить воздаяние, например здоровье. Но будем любить Его с жаждой, из благодарности, не думая ни о чём, кроме Божественной любви. Не будем молиться корысти ради и говорить Богу: «Пошли такому-то здоровье, чтобы он приблизился к Тебе». Это неправильно – указывать Богу, как Ему надо поступать. Как мы скажем Богу: «Сделай меня здоровым»? Что мы можем поведать Тому, Кто знает всё? Мы будем молиться, но Бог может не захотеть нас послушать
Когда-то давно один человек спросил меня
– Когда я выздоровею?
– Если ты говоришь: «Когда я стану здоровым?» – то не станешь здоровым никогда. Это неправильно – просить Бога о таких вещах. Ты с волнением просишь Бога забрать у тебя болезнь, но тогда она ещё больше сжимает тебя в своих объятиях. Не надо нам молиться об этом. Даже и не молись об этом.
Он испугался и сказал
– Не молиться?
– Упаси тебя Бог! – говорю ему. – Ты, конечно, молись много, но о том, чтобы Бог простил твои грехи и дал тебе силы полюбить Его и предать Ему себя. Потому что, чем больше ты просишь, чтобы болезнь ушла, тем больше она прилипает к тебе, обнимает, сжимает в своих объятиях и не отпускает тебя. Если, конечно, как человек, ты почувствуешь внутреннее затруднение и немощь, тогда смиренно попроси Господа забрать у тебя болезнь.. |
По материалам портала «Святая гора Афон»
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3796/
Православный Календарь с 2 Августа 2015 г. по 8 Августа 2015 г.
Воскресенье, 2 Августа 2015 года. Неделя 9-я по Пятидесятнице
Память свв. отцев шести Вселенских Соборов. Славного прор. Божия Илии(IX в. до Р.Х.). Преставление прп. Аврамия Галичского, Чухломского (1375).Обретение мощей прмч. Афанасия Брестского (1649). Сщмч. Философа (Орнатского) и иже с ним (1918) и диакона Иувеналия (1919). Чухломской, или Галичской (1350), и Абалацкой (Знамение) (1637) икон Божией Матери.
Понедельник, 3 Августа 2015 года. Седмица 10-я по Пятидесятнице.
Пророка Иезекииля (VI в. до Р.Х.). Прпп. Симеона Салоса, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590). Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII-XIII). Обрет. мощей св. блгв. прп. кн. Анны Кашинской.
Вторник, 4 Августа 2015 года.
Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403-404). Преставление прп. Корнилия Переяславского (1693). Прпмц. Маркеллы Хиосской.
Среда, 5 Августа 2015 года.
Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284-305). Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннского (ок. 75). Иконы Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих радосте" (с грошиками) (1888).
Четверг, 6 Августа 2015 года (24 Июля 2015 по ст.ст.)
Седмица 10-я по Пятидесятнице, Глас осьмый
Блгвв. князей страторпцев Бориса и Глеба, во св. Крещении Романа и Давида (1015). Мц. Христины (ок. 300). Прп. Поликарпа, архимандрита Печерского (1182). Новомч. Афанасия Хиосского (1660) (Греч.). Новомч. Феофила из Закинфоса (1603) (Греч.).
Пятница, 7 Августа 2015 года.
Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (408-410) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444). Мчч. Санкта, Маттура, Аттала и Бландины, Лионских (Галл.). Память V Вселенского Собора (553).
Суббота, 8 Августа 2015 года.
Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138-161).
Величание
Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое.