• slide1
  • slide10
  • slide6
  • slide9
  • slide8

7 неделя по Пятидесятнице (19-07-2015)

 

Икона Божией Матери «Казанская»

20527433

Проповедь о чуде исцеления слепых

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня за Божественной литургией нашему вниманию было предложено евангельское повествование апостола Матфея, в котором мы слышали о чуде, совершенном Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом в Капернауме.

img 651Когда Иисус шел из дома воскрешенной Им дочери Иаира, за Ним следовали двое слепых, которые кричали: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф.9:27). Здесь вспоминается еще одно евангельское событие: исцеление возле ворот Иерихона слепца по имени Вартимей, который обращался ко Христу с теми же словами. Господь как бы не обращает внимание на вопли этих двух слепых и идет дальше. И вот когда Он пришел в дом, к нему пришли эти двое и вновь стали взывать: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» Обращаясь к ним, Господь спросил: веруют ли они в то, что Он может их исцелить. Они ответили утвердительно. И Христос совершает чудо – слепые стали видеть.

Обратите внимание, при каких обстоятельствах совершается это чудо.

Во-первых, слепцы не просто просят исцелить их слепые очи, они просят помиловать их. Первоначально они называют Его сыном Давидовым, и может показаться, что у них нет веры в то, что Он – Мессия и Спаситель мира. Но в древнем Израиле, который жил ожиданием пришествия в мир Мессии, сыном Давидовым именовался Тот, Кто по обетованию должен был прийти на землю для избавления человечества от греха проклятья и смерти. Почему нам нужно обратить внимание на этот момент? Да потому что и в нашей жизни мы также должны твердо верить и исповедовать, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос является Истинным Богом.

Во-вторых, это чудо исцеления совершается как отклик на веру, которая была в сердцах евангельских слепцов. Только благодаря этой вере стало возможным совершение этого чуда. Очень часто мы обращаемся к Богу с самыми разными просьбами. Правда, иногда нам кажется, что Господь не слышит нас или не желает откликнуться на наши мольбы. И если мы хотим, чтобы Господь услышал наши мольбы и просьбы, нам необходимо иметь крепкую непоколебимую веру в то, что Господь услышит нас и обязательно дарует нам все необходимое для нашей земной жизни.

Хотелось бы рассказать об одном случае, который произошел в наше время. К одному священнику пришли с просьбой об исповеди и причащении умирающей пожилой женщины. Родственники в смущении сказали, что эта женщина всю жизнь была неверующим человеком. Мало того, она всегда с презрением отзывалась о Церкви и с недоверием относилась к священнослужителям. Но священник всё-таки решил идти к этой женщине.

Когда он пришел в дом и стал готовиться к таинствам, его очень удивило то, что  женщина попросила прочитать чинопоследование исповеди. Еще больше его удивило то, что женщина попросила, чтобы все находящиеся в комнате люди не удалялись на время исповеди.

Началась исповедь. Женщина стала говорить о том, что в 12-летнем возрасте она была иподиаконом епископа Георгия. Священник весьма удивился: как девочка могла быть иподиаконом? Женщина сказала, что в этом возрасте она была очень похожа на мальчика. Это были холодные и голодные 30-е годы, и, возможно, недоедая, её детский организм огрубел. Мало того, она была подстрижена налысо, и когда она приходила в церковь, одевала  шапку. А бдительные бабушки, подходя к ней, говорили: «Мальчик, сними шапку». И она была вынуждена снимать шапку, потому что каждой бабушке не будешь объяснять, что она девочка.

В то время в храмах почти не было мальчиков, и на неё обратили внимание и пригласили в алтарь к владыке Георгию, который взял её в свои иподиаконы. Она носила свечу, носила мантию за владыкой. Епископ с любовью стал относиться к этому ребенку, и она очень привязалась к нему.

Наступил 1936 год. Однажды, когда она шла в храм, ей встретилась монахиня, которая со слезами на глазах сказал, что владыку ночью арестовали, и сегодня литургия совершаться не будет. Бедная девочка прибежала домой. Единственно о чем она просила Бога, так это о том, чтобы Господь сотворил чудо, и владыку освободили из заключения. В течение месяца она прибегала к тюрьме, в которой он находился, и, взобравшись на дерево, пытались увидеть владыку, которого выводили на тюремные прогулки. Однажды она узнала о том, что владыка расстрелян.  

И вот случилось самое страшное – девочка потеряла веру. Рассуждала она примерно так: «Если Бог не услышал моей молитвы, значит, Его нет». Она перестала ходить в церковь. Она перестала верить в Бога. Она не знала, что владыка Георгий не был в то время расстрелян, он прожил еще 12 лет и умер в 1948 году. Без всякого сомнения, так случилось по молитвам ребенка, который слезно просил за архипастыря.

И только в конце своей жизни эта женщина совершенно случайно, читая какие-то материалы, узнала о том, что владыка Георгий не был расстрелян в 1936 году, а мирно скончался, прожив еще 12 лет. Тогда она поняла, что Бог есть, и что Он услышал её молитвы.

Эта удивительная история является свидетельством того, что Бог воистину есть. И если нам иногда кажется, что наша просьба, обращение, молитва к Богу не всегда бывает услышана, то это не потому, что Бога нет или Он не хочет нас слышать. Мы должны твердо верить в то, что всё в нашей жизни совершается по всесовершенному и всеблагому Промыслу Божию и всё ниспосылается нам для нашего спасения.

Это также свидетельствуется жизнью преподобномучеников, память которых мы сегодня молитвенно отмечаем – иеромонахов Серафима и Феогноста. Незадолго до своей мученической кончины они совершали здесь в Никольском соборе последнюю в своей земной жизни Божественную литургию в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. Через несколько дней они были зверски убиты на вершине Кзылжарской горы Аксайского ущелья. Были убиты за то, что были монахами и священниками, за то, что исповедовали веру во Христа.

В этом для нас также, братья и сестры, урок. Если мы именуемся православными христианами, значит, в нашем сердце должна быть искренняя, живая, горячая вера во Христа Спасителя. Такая же вера, какая была у святых преподобномучеников Серафима и Феогноста. Такая же вера, какая была у тех евангельских слепцов. Такая вера, какая была у той девочки, со слезами молившейся за своего архипастыря.

Будем просить Бога, чтобы Он укрепил в нас веру. Только тогда и в нашей жизни возможны чудеса. Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2013г

НА КАЗАНСКУЮ

Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом.

Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них.

106762758 e7f48977a6271То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля.

Такова икона Казанская. Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице.

Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…

А главное событие это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы и представить можем с трудом, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет. Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования. Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит.

Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни. Выход из смуты был чудесен и непредсказуем заранее.

 Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска. Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был авва Сергий, и сказали, заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость. Здесь очевидно есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись) Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там Она говорила : «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба». И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость. Если, конечно, Она помолится. Если, конечно, мы Ее об этом попросим. *** Придите, христоименитые людие, к чистому источнику и черпайте, и пейте целебную воду даром. Это не вода из крана, но целебный ключ, начавший бить и не переставший по воле Бога. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево. Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/62911.htm

Память святой равноапостольной 

великой княгини Российской Ольги

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Первоизбранней от всего русскаго рода, славней и равноапостольней угоднице Божией Ольге составим похвалу, яко заре во тьме идолопоклонения светом веры возсиявшей и путь ко Христу всем людем русским показавшей», – в веках радостно прославляет земля Русская благословенную между женами русскими святую равноапостольную княгиню Ольгу, которая первая всенародно и торжественно принесла на Русь бесценное сокровище веры Христовой.

Эта великая правительница Руси происходила из тех мест, где позже возник город Псков. За красоту и ум она была избрана в супруги великого князя Игоря. После убийства Игоря древлянами Ольга взяла бразды правления в свои руки. Воспитанная в язычестве, Ольга жестоко отмстила древлянам за убийство мужа. Возглавив русское войско, она прошла всю землю древлян, облагая их данью. Став правительницей, она властной и жесткой рукой установила порядок в земле Русской, после чего вернулась в Киев, где жила, окруженная любовью и почитанием своего народа.

28434Здесь, в тишине и покое достигнув преклонных лет, великая Ольга почувствовала жажду истины. Тогда в Киеве уже жили христиане, и от них Ольга узнала христианское учение. Ее светлый ум уверился в превосходстве христианства из бесед с православными священниками. Будучи от природы целеустремленной и решительной, Ольга отправилась в Царьград, где после бесед с патриархом приняла святое Крещение с именем Елена. Восприемником ее был император Константин Багрянородный.

Однако усилия княгини Ольги не сделали христианство господствующей религией на Руси, но семена истинной веры, брошенные ею в землю Русскую, дали благодатные всходы при ее внуке Владимире, который и стал крестителем Руси.

Отличные природные качества княгини Ольги, освященные благодатью Святого Духа в купели Крещения, позволили совершить ей личный духовный подвиг, приняв христианство, и устроить жизнь своего народа. Ольга первой стала править на Руси, тогда как все ее предшественники-князья только воевали. Она стала началом конца язычества на Руси, принеся первые проблески истинной веры громким исповеданием Христа во тьме языческого невежества. История назвала ее мудрой, а Церковь Христова – святой и равноапостольной.

Мудрость и святость в великой Ольге из отвлеченных понятий стали реальностью. Истинная мудрость – не измышления человеческого разума, но имеет своим источником Самого Бога, поэтому она не изобретается, не является результатом опыта, а постигается, дается Богом человеку, стремящемуся к ней. Человек, обретший мудрость, научается различать добро и зло, становится способным видеть цель своей жизни, постигает ее смысл и те задачи, для решения которых Бог призвал его из небытия к бытию.

Такая мудрость делает человека блаженным: «Блажен человек, который снискал мудрость» (Прит.3: 13). Истинная мудрость сама по себе уже есть блаженство, высшая духовная радость. Мудрость возвышает человека над всем земным и временным, дает ему прочное основание, опору, так что никто и ничто не может смутить, поколебать, привести в уныние его. Сознавая себя творением Божием, имеющим свое определенное назначение в этом мире, человек, полностью вверяя себя воле Божией, совершает свое служение, спокойно переносит все неприятности, огорчения, зависть, злословие недоброжелателей, мужественно преодолевает все встречающиеся на пути препятствия и трудности, зная, что, если Бог благословил, никто и ничто не сможет помешать. Такая непоколебимая надежда на Бога, абсолютное доверие Богу, желание быть Его действием в этом мире делает человека поистине мудрым, а эта мудрость приводит человека к Богу, приводит к святости. Мудрость – начало святости.

Так, мудрость княгини Ольги привела ее к святости, т.е. к блаженству на земле и к вечному блаженству на Небе, как написано: «Приобретай мудрость,.. и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Прит.4: 7-9). В купели Крещения все силы ее души, все качества ее характера, незаурядный ум ее были освящены благодатью Святого Духа, преобразились и получили правильное направление. Господь «исполнил ее Духом Божиим, мудростью, разумением, e2595a27d1cfведением…» (см.: Исх.35: 31).

Каждый из нас, дорогие братья и сестры, призван к святости: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет.1: 15). Каждый из нас должен мудро прожить эту жизнь, исполнив то предназначение, ради которого Господь даровал нам эту жизнь.

Однако есть мудрость и мудрость. Это различие проявляется в делах. Об этом так пишет апостол: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3: 13-17).

Такая мудрость постигается через молитву, через изучение Священного Писания, через решительное отвержение зла и стремление к добру. Тогда, видя это наше стремление всем своим существом послужить Богу и людям, как это сделала великая правительница Святой Руси блаженная княгиня Ольга, Господь благословит нас мудростью и даст силы для этого служения. Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко

Нечаянная радость

О Сергее Иосифовиче Фуделе, богослове, философе, духовном писателе, разделившем трагическую судьбу ХХ века, его сын вспоминал: «Отец для меня — это осуществлённая молитва к Богу об умножении любви». Эти слова как нельзя ярче представляют человека, который через 30 лет ссылок и лагерей сумел пронести горение сердца и благодарность за жизнь. Его книги, пропитанные святоотеческим духом, широко расходились в 50–70-х годах в самиздате, помогая многим обрести истинный путь.

Сергей Иосифович глубоко болел об оскудении веры и писал об этом, но не с учительским пафосом, а с искренним самоуничижением. «Быть в Церкви — это значит вступить на тесный и узкий путь Христов, и как мало дерзающих на это! Сколь же легче сидеть „около церковных стен“ на солнышке, слушать птичек и, покуривая, размышлять без особого труда об этой тесноте и скорбности. Такие мы, как бы верующие». Его личное переживание и ощущение Церкви как света и святости, как Чуда, как общества святых просвечивает во всех его работах, фрагменты из которых «Отрок» сегодня предлагает читателю.

0 671cd f2213cdb LЦерковь — это прекращение одиночества. Чтобы жить в Церкви, нужно идти к людям, надо стоять с ними в тесноте храма, надо пить Божественные Тайны из одной чаши. А хочет ли человек прекращения своего одиночества? Эта сторона христианства некоторым людям кажется наиболее трудной. Не есть ли это, говорят они, отжившая фаза религии? «Разве Бог не видит, если я молюсь один?» Бог, конечно, видит всё, но Церковь начинается там, где, по слову Христову, «двое или трое собраны во имя» Его. Не там, где «один», потому что любовь начинается только там, где «двое или трое». «Двое или трое» — это первичная клетка любви, а Церковь начинается там, где преодолевается самость, обособленность, где начинается любовь. Можно и нужно говорить о значении для Церкви иерархии или о роли в её истории Вселенских Соборов. Но когда забываются слова Христовы о «двух или трёх», тогда забывается любовь как первоисточник Церкви, Соборов и догматов; тогда все остальные слова теряют свою силу, становятся никому не нужным «бряцающим кимвалом». И тогда лучше бы их совсем не знать.

Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так, что когда ты стоишь в храме, то тогда только истинно приходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лёд одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобой только или действительного, ни злости «уставных старух», ни дикого любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через всё это ты идёшь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуту услышит лучшее, чем ты, — голос Человека и Бога — Иисуса Христа.

У святых отцов очень много сказано о том, что спасение человека от греха, или, иначе говоря, его возведение к Богу, идёт через ближних, через людей, и через них же идёт к нему его духовная смерть.

Мы можем на людей злобиться, перед ними гордиться, на них дышать похотью; в этом трояком зле мы умираем. И мы можем любить человека, смириться перед ним и взирать на него чистым оком. И, когда это в нас совершается, мы вдруг познаём, что каждый человек — это «нерукотворный образ», за которым стоит Сам Христос. Практика христианской жизни поэтому и сводится к тому, чтобы между мной и каждым человеком всегда стоял Христос... Надо видеть людей только через Христа.

 Писать о любви — значит, прежде всего, писать о смирении, точнее говоря, — о смирении любви, так как «любовь не ищет своего», но забывает о «своём» и отдаёт «своё» в смирении. Только смирение может о себе забыть. Смирение есть сама природа отдающей себя, жертвующей собою любви.

«Чтобы положить основание любви, надо начать с жертвы», — так «святоотечески» сказал военный лётчик Экзюпери.
Самое, может быть, трудное в смирении, — это смиренно не требовать от других любви к себе. Наверное, можно воздыхать об этом («Господи! Я замерзаю»), но нельзя требовать, даже внутренне. Ведь нам дана заповедь о нашей любви к людям, но заповеди о том, чтобы мы требовали любви к себе от этих людей — нам нигде не дано. Любовь и есть в том, чтобы ничего для себя не требовать. И когда это есть, тогда опускается в сердце, как солнечная птица, Божия любовь и заполняет всё.

 Любовь есть качество воли, или, как говорил святитель Николай Кава`сила (XIV век), «добродетель воли». Бог ждёт от нас только этой нашей воли к Нему, т. е. любви, и даёт Себя не за дела наши и подвиги, в порядке какой-то оплаты, а только за эту волю — любовь, за возжелание Его бытия, за волю к жизни.

Бог-Любовь ждёт любви, а потому ждёт воли. Человек весь в путах первородного греха и сам по себе ничего не может сделать, чтобы обрести Бога, т. е. своё спасение, кроме того, чтобы возжелать Его, потянуться к Нему своей волей. И Бог, видя эту свободную волю, даёт человеку помощь Своей благодати, через которую и приближает его к Себе и совершает в нём все его благие дела. Не человек совершает своей силой, но благодать Божия — ради человеческой воли, т. е. ради любви, обнаружившей себя попыткой — «трудолюбного делания» в подвиге.

Именно на этом основано учение Церкви о спасении человека даром, за смиренную веру, а не в виде вознаграждения, как учит Рим. Подвиг есть только обнаружение или признак благой воли — любви к Богу. Духовный труд совершенно обязателен, но всё, что человек обретает, это не его, но Божие, и обретает он не через труд, но по милости Божией. «Хотя бы мы взошли на самый верх добродетели, но спасаемся мы всё же по милости» (свт. Иоанн Златоуст).

Это одна из самых поразительных и самых радостных антиномий христианства.

 Святая вселенская Церковь созидается из церквей отдельных людей. Вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас (1 Кор. 3, 16). Слово «Церковь» говорится и о многих, и об одной душе. «Церковь можно разуметь в двух видах: или как собрание верных, или как душевный состав» (прп. Макарий Великий).

Борьба за чистоту этого «душевного состава», за созидание внутри себя «малой Церкви» и есть жизнь церковных людей. Церковь есть сораспятие и совоскресение Христу, и только участвующий в этом, хотя бы в малейшую меру своих малых сил, участвует в святой Церкви. Один русский подвижник XIX века писал: «Мир не гонит своих любимцев, а влюблённых в Иисуса Христа терпеть не может. Если бы нам сопротивности не встречались, мы не принадлежали бы к воинствующей Церкви» (Георгий, затворник Задонский).

Внутренняя духовная борьба христианина с «сопротивностями» есть борьба за святую Церковь и в себе, и в истории, и единственное победоносное доказательство догмата о ней.

Призыв к подвигу есть призыв к личной Голгофе, через которую человек ведёт борьбу с темнотой внутри себя, а тем самым — и внутри Церкви. Это и есть великое дело Христово в мире, Его «великая мысль», чтобы через бесчисленные голгофы людей, через их жертвенную веру и любовь загорелось над миром вселенское Воскресение. В этом смысл жизни Церкви.

Есть одно определение Божие или одно Его предупреждение нам, которое мы, современные маловерующие, больше всего забываем, а вспоминая, с особенным неудовольствием отбрасываем: «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают (достигают) его». Вот где лежит путь к сохранению себя в Боге. Это и есть узкий путь, ведущий в жизнь вечную: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Для нас это невыносимей всего. Века благополучия во внешнем христианстве приучили нас как раз к тому, чтобы не делать над собой никаких усилий, то есть не искать узкого пути. Отстоять часа два великолепное, многокрасочное богослужение, а потом ехать домой, чтобы есть пироги со всеми начинками, — для этого не требовалось большого усилия. Через это благополучие входило в открытую дверь неверие, а когда оно начнёт давать тон мышлению, то против понуждения себя, против «узкого пути» возникает особая, подчёркнутая, принципиальная вражда. «Когда у меня будет настроение, я буду молиться» — вот обычная формула широкого пути. Очевидно, что «я буду искать Царства Божия тогда, когда у меня будет настроение»... И чего только ещё не скажет душа, не желающая принять всерьёз христианства, не хотящая сделать его своей реальностью?! Разве переход в другое государство, принятие иного подданства достигается без усилий? В этом всё и дело, что принятием христианской веры человек должен начать совершенно реальный переход в иное государство, и этот переход — узкий.

Когда мы ожесточаемся и то и дело брюзжим по всякому поводу, — это очень опасный признак. Надо иметь если не радость, то хотя бы благодушие, а если не благодушие, то хотя бы юмор к своим напастям и искушениям. В глазах Христовых наше «интеллигентское изнеможение» от жизни есть уже какой-то отказ от креста. Первую историческую Церковь Он хвалит в таких словах: Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал (Откр. 2, 3).

Надо осознавать отдельность мира от Церкви: мы не имеем права не знать, что мир не хочет Церкви и противопоставляет себя ей. Прощальная беседа Господа, записанная апостолом Иоанном, есть Завещание. В ней о Церкви, остающейся в мире, окружённой неверием и ненавистью мира.

Духа истины мир не знает, а вы знаете... Мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня... Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Вы восплачете, и возрыдаете, а мир возрадуется... В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 14, 17, 19; 15, 19; 16, 20, 33).

Победил же Господь крёстной любовью к этому самому миру.

Есть ещё одно место в Христовом завещании о том же: Иуда не Искариот говорит Ему: Господи, что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 22–23). Ученик, воспитанный в идее земного мессианского благополучия, был смущён тем, что Христос на этой последней вечери так явно утверждал Себя главою не мира, а только Церкви. И ответ Христа рассеял последние иллюзии о «явлении миру». В мире созидается «обитель» Церкви, и в ней и через неё будет «явление Христа» миру.

Весь мир всегда, ежедневно, ежечасно, призывается в Церковь, которая хочет стать всем миром, или чтобы весь мир стал Церковью. Но мир — мы видим — хочет остаться самим собой.

Не зная слова Божия, как может человек преодолеть соблазны, отовсюду находящие на него в церкви? Где Церковь святая и где просто люди, почему-то считающие себя Церковью? Где Божие и где человеческое? Не зная слова Божия, не зная, что Царство Божие — Церковь имеет двойной аспект, что в её земном, историческом пути сосуществуют добро и зло и что это сосуществование предусмотрено Богом впредь до Страшного Суда, как пшеницы с плевелами на поле или рыб в неводе, хороших и худых, в евангельских притчах о Царстве Божием, — мы соблазняемся не только от вопиющих беззаконий отдельных представителей Церкви, но и от какой-нибудь грубости или невежества церковного старосты. Сколько людей уходили в сектантство только потому, что «поп — пьяница». Кроме того, ещё не имея настоящей веры и из-за этого ещё не ощутив вполне свою собственную греховность и зло, мы не в состоянии осознать самих себя ниже и старосты, и прочих соблазнителей Церкви. «Врата адовы» борют Церковь не только извне, но внутри её, через каждого из нас, через каждый грех и зло каждого человека, благодушно предполагающего, что он живёт в ней. Церковь действительно свята и непорочна, но эта святость невидима и непостижима. Видимо же в Церкви прежде всего пятно зла на золотой ризе. Это и есть самое трудное для искреннего, но не умудрённого словом Божиим сердца.

Некоторые молодые из недавно пришедших в Церковь бездумно и доверчиво принимают всё, что в ней есть, а потом, получив удар от церковного двойника, огорчаются смертельно, вплоть до возврата в безбожие. А нам ведь сказано: Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.

О церковном двойнике надо говорить с самого начала, говорить ясно и просто, так же ясно, как о нём говорится в Евангелии. Знайте о нём и ищите Христа в Церкви, только Его ищите, потому что Церковь и есть только Тело Христово в Своём человечестве, только Тело Его, и тогда вам будет дано мудрое сердце для различения добра и зла в церковной ограде, для того, чтобы видеть, что «Свет (Церкви) во тьме светит, и тьма не объяла его».

Чем больше чувствуешь непостижимость святости Церкви, то есть чем больше входишь в неё верой («верою и любовию приступим»), тем меньше соблазняешься от видимого зла и неправды внутри исторических церковных стен.

Этому учит одно изображение, которое мы всегда видим в храме. Посмотрите на «Тайную вечерю», которая всегда над царскими вратами: среди апостолов — Иуда. Так как начало Церкви совершилось на этой вечере при нём, то не для того ли Церковь водрузила над своими царскими вратами это изображение, чтобы всегда напоминать нам о «двойном аспекте» Церкви, о том, что «врата адовы» и внутри неё, но что, и будучи внутри неё, они её всё-таки не одолеют.

Века проходят, и ежедневно выносится Чаша, а сверху всегда то же напоминание. Если Тайная вечеря, несмотря на присутствие Иуды, осталась для человечества началом Церкви, началом весны человечества, то что может быть большего у нас?! Всё то же самое в меньшем размере.

Люди, как-то верящие в Бога, но не верящие в Церковь, например, теософы, обычно говорят: «Неужели Богу нужны обряды? Зачем эта формальная сторона? Нужна только любовь, красота и человечность».

Человек влюблённый идёт к девушке и, видя по дороге цветы, срывает их, или покупает, и несёт их к ней, совсем не считая, что это только «формальная сторона». Это и есть идея церковного обряда.

Любовь к Богу естественно порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства — влюблённость в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живёт Его Тело — Церковь. Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?

Жития святых надо читать, но не всегда надо ограничивать своё восприятие данного святого прочитанным текстом. Надо желать узнать что-то, о чём здесь, может быть, и не сказано. В «житиях» бывает иногда некоторое затемнение образа, — индивидуальность святого, т. е. реальность в божественно-человеческом смысле скрывается иногда в нивелирующем тумане какой-то благочестивой стандартности, а великое чудо преображения человека, то «дуновение Иисусово», которое несёт в своём дыхании каждый святой, — всё это, благодаря туману, делается незримым и неслышным.

В житиях преподобного Сергия, и в особенности преподобного Серафима нет тумана, хотя там описаны и великие чудеса, совершённые ими. Вот почему образ преподобного Серафима так особенно близок нам, так всесилен в отношении нас, вот почему так радостно бывает в ясный летний день закинуть голову, всмотреться в лёгкие облака и вдруг осознать, что они, вот эти облака, вот совершенно так же шли по голубому небу над Саровом, когда там ходил живой преподобный.

Вхождение в духовность даёт человеку осознание условности времени. В духовности начинается тропа Вечности, где «времени больше не будет». Снимаются какие-то стены, стена, отделяющая и закрывающая моё настоящее от моего прошлого, от любимых умерших, от совместной с ними жизни, от детства, от, казалось бы, давно потерянных сокровищ.

И ещё возникает новое: возможность как-то изменить что-то в своём прошлом, в себе, давно бывшем, что-то в тёмном осадке падений и измен Богу. Нам сказано: Всё возможно верующему.

Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда сознаёт себя стоящим около действительной святости Церкви. Это длится недолго, а человек в эти минуты ещё не знает, наверное, находится ли он сам в этой святости, т. е. в Святой Церкви, но на какой-то блаженный миг он чувствует, что стоит около её пречистых стен.

Ибо наше бытие в Церкви — это не право наше, а всегда Чудо и Нечаянная Радость.

Сергей Фудель

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/nechajannaja_radost.html

Истинная молитва есть голос истинного покаяния

Молитва есть возношение прошений наших к Богу. Основание молитвы заключается в том, что человек – существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому – молится. 

Пристанище молитвы – в великом милосердии Божием к роду человеческому. Сын Божий для спасения нас принес Себя Отцу Своему в умилостивительную, примирительную жертву: на этом основании, желая заняться молитвою, отвергни сомнение и двоедушие (Иак.1:6–8). Не скажи сам себе: «я грешник, неужели Бог услышит меня?» Если ты грешник, то к тебе-то и относятся утешительные слова Спасителя: «Не приидох призвати праведныя, но грешныя на покаяние» (Мф.9:13). 

Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх, который так свойственно иметь созданию, когда оно будет допущено к беседе с Создателем своим по неизреченной благости Создателя к созданию. 

Первые слова Спасителя к падшему человечеству были: «Покайтеся, приближися бо царство небесное» (Мф.4:17). Почему, доколе не войдешь в это царство, стучись во врата его покаянием и молитвой. 

Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (Пс.50:19). 

Спаситель мира называет блаженными нищих духом, то есть, имеющиих о себе самое смиренное понятие, считающих себя существами падшими, находящимися здесь, на земле, в изгнании, вне истинного своего отечества, которое – небо. «Блажени нищии духом», молящиеся при глубоком сознании нищеты своей, «яко тех есть царство небесное» (Мф.5:3). «Блажени плачущии» в молитвах своих от ощущения нищеты своей, «яко тии утешатся» (Мф.5:4) благодатным утешением Святого Духа, которое состоит в Христовом мире и в любви о Христе ко всем ближним. Тогда никто из ближних, и злейший враг, не исключен из объятий любви молящегося, тогда молящийся бывает примирен со всеми тягостнейшими обстоятельствами земной жизни. 

Господь, научая нас молитве, уподобляет молящуюся душу вдовице, обижаемой соперником, приседящей неотступно судии беспристрастному и нелицеприятному (Лк.18:1–8). Не удаляйся расположением души при молитве от этого подобия. Молитва твоя да будет, так сказать, постоянной жалобой на насилующий тебя грех. Углубись в себя, раскрой себя внимательной молитвой: увидишь, что ты точно вдовствуешь в отношении ко Христу по причине живущего в тебе греха, тебе враждебного, производящего в тебе внутренние борьбу и мучение, соделывающего тебя чуждым Богу. 

«Весь день», говорит о себе Давид, весь день земной жизни, «сетуя хождах», препроводил в блаженной печали о грехах и недостатках своих: «яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей» (Пс.37:7–8). Лядвиями названо шествие по пути земной жизни; плотью – нравственное состояние человека. Все шаги всех человеков на этом пути преисполнены преткновений; их нравственное состояние не может быть уврачевано никакими собственными средствами и усилиями. Для исцеления нашего необходима благодать Божия, исцеляющая только тех, которые признают себя больными. Истинное признание себя больным доказывается тщательным и постоянным пребыванием в покаянии. 

«Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом» (Пс.2:11), – говорит Пророк, а другой Пророк говорит от лица Божия: «На кого воззрю, точию на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:2). Господь «призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их» (Пс.101:18). Он – «даяй живот», то есть спасение, «сокрушенным сердцем» (Ис.57:15). 

Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник: молитва его отвергается Богом. 

"В тот день, в который я не плачу о себе, – сказал некоторый блаженный делатель истинной молитвы, – считаю себя находящимся в самообольщении”.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 2. Глава 11 Дух молитвы новоначального 

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3770/

 

 

Ранним утром, 7 июля 2015 года, в праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, на 90-м году жизни преставилась ко Господу настоятельница женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Караганды схиигумения Севастиана (Жукова).

Глава Православной Церкви Казахстана направил соболезнование епископу Карагандинскому Севастиану

zx299Узнав о кончине настоятельницы женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Караганды схиигумении Севастианы (Жуковой), выражаю соболезнование священнослужителям, монашествующим и мирянам Карагандинской епархии.

Для верующих сердец во всех жизненных обстоятельствах утешением и поддержкой звучат слова апостола Павла: «Аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще убо живем, аще умираем, Господни есмы » (Рим. 14:8).

Господь судил прожить схиигумении Севастиане долгую, насыщенную многими событиями и свершениями жизнь. Являясь дочерью репрессированных крестьян, она в юном возрасте испила горькую чашу суровых испытаний и лишений. Ее жаждущая Бога душа нашла утешение и поддержку у преподобноисповедника Севастиана Карагандинского, который на многие годы стал ее духовным отцом и наставником. От преподобного старца матушка Севастиана восприняла традиции монашеского делания, глубокой молитвы и любви к людям. Промыслом Божиим ей было определено стать первой игуменией монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, созданного на месте подвигов преподобного Севастиана в Караганде. Благодаря ее деятельности Богородице-Рождественский монастырь стал одним из значимых духовных центров Казахстана, местом паломничества верующих из многих епархий Русской Православной Церкви, приезжавших за духовным утешением, мудрым советом, молитвенной поддержкой.

Почившая схиигумения Севастиана была человеком доброго и отзывчивого сердца, неизменно являла пример христианского смирения и терпения, жизнью показывая образ служения Богу и ближнему.

Молюсь пред престолом Божиим, да упокоит милосердный Господь душу новопреставленной «где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная ».

Всеблагой Господь да судит Своим милостивым судом жизнь и деяния верной рабы Своей, а наша память о схиигумении Севастиане да будет исполнена искренней молитвы о сопричтении ее души с праведными в селениях небесных.

Вечная и блаженная память новопреставленной схиигумении Севастиане.

Глава Православной Церкви Казахстана

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр

 

Православный Календарь с 19 Июля 2015 г. по 25 Июля 2015 г.

Воскресенье, 19 Июля 2015 года. Неделя 7-я по Пятидесятнице.

Собор Радонежских святых. Прп. Сисоя Великого (429). Прп. Сисоя, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обретение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI). Мчч. Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирина, Валентина, Астерия пресвитера, Исавра, Иннокентия, Феликса, Ермия, Василия, Перегрина и Руфина в Риме (269). Мчч. Исавра диакона, Иннокентия, Филикса, Ермия, Василия, Перегрина, Руфа и Руфина (III). Мч. Коинта Фригийского (ок. 283). Мц. Лукии девы и с нею мчч. Рикса, Антония, Лукиана, 1236 1Исидора, Диона, Диодора, Кутония, Ароноса, Капика и Сатура (301). 

 Понедельник, 20 Июля 2015 года. Седмица 8-я по Пятидесятнице.

Прп. Фомы, Малеина (X). Прп. Акакия, иже в Лествице (VI). Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела, еп. Румынского (III-IV). Мц. Кириакии (IV).Влахернской иконы Божией Матери

Вторник, 21 Июля 2015 года.

Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы (во граде Казани) (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Прп. Феофила Мироточивого, из м-ря Пантократор, Афонского (Греч.). Новопрпмч. Анастасия Константинопольского (Греч.). Знамение от иконы Божией Матери Благовещение во граде Устюге (1290). 

 Среда, 22 Июля 2015 года.

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра, подвижников Египетских (361-363). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX). Прп. Антония Леохновского.Кипрской в с. Стромыни (Моск. обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.

Четверг, 23 Июля 2015 года.

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).Мчч. 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менея, Вирилада и прочих (ок. 319). Прп. Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов (1073). Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мч. Аполлония Сардийского (III). Мчч. Вианора и Силуана Персидских (IV). Прпп. пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Свт. Василия, еп. Рязанского.Коневской иконы Божией Матери. 

Пятница, 24 Июля 2015 года.

Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноап. Ольги, вел. кн. Российской, во святом Крещении Елены (969). Свщмч. Киндея пресвитера (III-IV). Прп. Никодима Ватопедского, Афонского (Греч.). Новопрпмч. Никодима Афонского (Греч.). Ржевской, или Оковецкой (1539),Шуйской-Смоленской и Борколабовской икон Божией Матери.

Суббота, 25 Июля 2015 года.

Мчч. Прокла и Илария (II). Прп. Михаила Малеина (962). Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прп. Симона Воломского (1641). Мц. Голиндухи, во Святом Крещении крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (988) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.). Свт. Серапиона, еп. Владимирского. Св. Вероники. Иконы Божией Матери, именуемой Троеручица (VIII). 

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

Таинство Елеосвящения (Соборования) в дни Великого поста:

26 марта, вторник в 10.00

2 апреля, вторник в 10.00

9 апреля, вторник в 10.00

16 апреля, вторник в 10.00

23 апреля, вторник в 10.00