• slide8
  • slide1
  • slide9
  • slide10
  • slide6

3-я неделя по Пятидесятнице (21-06-2015)

   Святитель Иоанн, митрополит Тобольский

122 Ioann tobol

Неделя 3-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Опыт свидетельствует, что часто дела земные становятся препятствием к правильной духовной жизни, отвлекают от Небесного, вечного, вообще препятствуют нормальной христианской жизни.

Как же устроить свою земную жизни так, чтобы наши дела, заботы не мешали деланию духовному, чтобы жизнь среди людей не мешала жизни во Христе?

Bloch-SermonOnTheMountОтвет на этот вопрос мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6: 33).

И многие люди в разные времена буквально следовали этому призыву, совету Спасителя, решительно отказывались от всего земного, оставляли родителей, семьи, имущество и просто и счастливо устраивали свою жизнь, полностью предавшись Небесному. Это святые Божии человеки: святой Иоанн Креститель, святые апостолы, преподобные Антоний Великий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие другие. Они полностью подчинили себя воле Божией, и Господь чудесным образом поддерживал их образ жизни.

Но такое решительное следование за Христом не для всех. Не каждый способен к такому совершенному отречению от мира, да и не нужно этого. Представьте себе, что случится с нашим обществом, если родители бросят своих детей, земледелец перестанет пахать и сеять, а сотрудники какого-нибудь свинцово-цинкового комбината оставят свои рабочие места – и все разом побегут в пустыню «спасаться»…

Слова Спасителя «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6: 33) не являются непременным законом для всех, а только призывом, обращенным к тем, кто имеет крепкую веру и желает духовного совершенства. «Не все вмещают слово сие, но кому даноКто может вместить, да вместит» (Мф.19: 11, 12).

Можно, оставаясь в своем звании и положении, занимаясь земными делами, искать «прежде Царства Божия и правды его» (Мф.6: 33). Можно без всякого ущерба для духовной жизни, для спасения своей бессмертной души заниматься необходимыми земными делами как личными, так и общественными, государственными.

Если христианин всеми силами своей души, всем существом своим будет стремиться, прежде всего, к исполнению заповедей Божиих, полагаться во всем на волю Божию, то любое его доброе делание будет иметь благословение Божие, будет иметь успех. Такой человек не будет ни в чем нуждаться.

Когда же все мысли христианина будут заняты устроением своей земной жизни, заняты стремлением к стяжанию, к славе, почету, к удовольствиям, а Небесное – потом, если выпадет свободное время, то в результате не будет успеха ни в чем, по всем статьям – крах, банкротство.

Чтобы последовать этому Божественному призыву, в нашей жизни внешне, может быть, даже ничего и не придется менять. Надо только для себя определить жизненные приоритеты, расставить акценты, надо решить, что для нас – главное, важное, первостепенное а что – вторичное, маловажное, что может уйти на задний план, что можно сделать потом…

Вспоминается такая яркая иллюстрация преданности человека, живущего в миру, воле Божией.

Вот о каком чудесном случае, происшедшем в городе Малоярославце в 1868 году, писали тогдашние газеты.

В то время там произошел пожар при жаркой летней погоде и сильном ветре. Ветер разносил пламя по всем улицам города, а жара помогала огню истреблять городские строения. Некоторые из обывателей, уйдя от своих домов к своим знакомым, чтобы помочь им спасать их имущество, возвратившись к своим домам, находили их уже в пламени. В этот памятный для малоярославских жителей пожар сгорело до восьмидесяти домов, причем две улицы выгорели совершенно.

На одной из этих последних жила благочестивая старушка по фамилии Малютина. Когда забили в набат, она взяла с божницы икону Спасителя и обошла с ней вокруг своего дома, окропляя его при этом святой крещенской водой, всегда у ней имевшейся на божнице.

И что же? Вся улица, где стоял дом этой старушки, выгорела по обеим сторонам; сгорело много домов и на других соседних улицах, а дом старушки уцелел со всеми пристройками. Хотя все шло к тому, чтобы он сгорел.

Как видим, первое, что сделала эта благочестивая женщина, – обратилась за помощью к Богу, а не к людям, не бросилась спасать свой скарб, а прибегла к молитве. И эта старушка не вдруг обратилась за помощью к Богу. Она всю свою жизнь отличалась благочестием, и Господь ответил на ее просьбу, не оставил Свою верную рабу. «Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева. Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя» (Пс.19: 2-3).

Но это, как сказал поэт, «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Подобное случается и в наши дни. В августе 2010 года, когда горела почти вся Россия, жители города Тольятти, как сообщали СМИ, стали свидетелями того, как огонь остановился перед храмом Успения Пресвятой Богородицы в Портовом поселке Тольятти. Очевидцы рассказывают, что огонь ночью шел стеной, и пламя должно было приблизиться к жилым домам, первым зданием на его пути была деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Когда огонь подошел совсем уже близко, резко подул встречный ветер, заставивший огонь отступить.

Как видим, буквально сбываются слова Божии: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис.43: 2).

Однако не надо ждать подобных страшных стихийных бедствий, чтобы проявить свою веру, преданность воле Божией и правдивость Божественных слов.  Когда человек не живет по воле Божией каждый день, каждую минуту, в любых мелочах, то и в экстремальных случая не сумеет принять Божественную помощь. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16: 10).

Но очень просто проверить себя, свое отношение к Богу. Зададим себе очень простой вопрос: «С какой мыслью я пробуждаюсь ото сна утром?»

Nagornaya propoved 1Ты говоришь: «К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе…», или: «Господи, благослови»?

Если так, то ты на верном пути. Тогда все в твоей жизни сегодня и всегда – правильно, по-Божески.

Если же с пробуждением сознания мысль уносит тебя в водоворот предстоящих дел, событий, удовольствий и не позволяет тебе «помянуть Бога и возвеселиться» (см.: Пс.76: 4), тогда смотри, «како опасно ходишь» (см.: Еф.5: 15).

В такой мелочи – «великое испытание сердца» (см.: Суд.5: 15).

Не надо удивляться, почему Бог не помогает. Да потому, что мы не хотим этой помощи, потому что мы живем самочинно, по своей воле, без Бога. Совершенно искренне думая, что мы имеем жизненный опыт, что мы знаем, как надо, что у нас есть ум, деньги, власть, положение, связи, что все это сработает так, как надо, и мы добьемся того, чего желаем. И вдруг, в один прекрасный момент, жалкий и несчастный, раздавленный, уничтоженный, ты начинаешь соображать, почему же не получилось, а «ведь, счастье было так возможно»… Так бывает, если не ищем прежде Царства Божия и правды его.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6: 33).

Так было всегда. Бог никогда не оставлял Своих верных: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс.54: 23), и «даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои исполнит» (Пс.19: 5). Аминь.

Архимандрит Иосиф (Еременко)

«Будьте теплом и светом для окружающих»

Однажды, исповедуя свою духовную дочь, отец Алексий помог вспомнить о том, что она плохо отзывалась о своей родственнице. Батюшка сказал: «Помни, что хуже нас с тобою во всем свете никого нет»

Драматичное начало

Алексей Мечев родился 17 марта 1859 года в семье регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечева. Роды были такие трудные и так затянулись, что мать была близка к смерти. Безутешный глава семейства поехал в Алексеевский монастырь к обедне, которую по случаю праздника служил сам митрополит Филарет. Алексей Иванович вошел в алтарь и стал молиться. Митрополит, горячо его любивший, спросил:

– Что ты сегодня такой печальный?

– Жена умирает в родах.

– Бог милостив. Помолимся вместе. Все будет хорошо. Родится мальчик. Назови его Алексеем в честь святого Алексея, человека Божия. Сегодня ведь как раз его память.

Отстояв службу, Алексей Иванович вернулся домой. Его встретили радостной вестью: родился мальчик. Это и был будущий отец Алексий.

Выбор

artlib gallery-25395-b 1-239x300В семье было еще два ребенка – Тихон и Варвара. К ним скоро прибавились трое – дети сестры матери, которую та взяла к себе после смерти мужа, несмотря на то что и самим тесно было жить.

Леня, как звали Алексея в семье, выделялся мягкосердечием, обладал тихим, миролюбивым характером. Он не любил ссор, хотел, чтобы всем было хорошо. Окружающие прозвали его «блаженный Алешенька». Учился он в Заиконоспасском училище, а затем в Московской Духовной Семинарии. Дальнейшей мечтой был университет – Алексей желал стать врачом и служить людям на этом поприще. Но мать видела в сыне будущего молитвенника и была против. Как ни тяжело было Алексею отказаться от мечты, а волю матери, которую он сильно любил, все же принял. И впоследствии был очень благодарен ей, обретя истинное призвание.

 «Яшка» и «окаяшка»

По окончании семинарии в 1880 году, на праздник Покрова Божией Матери, Алексей был определен псаломщиком Знаменской церкви на Знаменке. Настоятель храма оказался человеком крутого нрава, бывало, что и руку прикладывал. Посещая Алексея, младший брат Тихон часто заставал его в слезах. Однако тот все сносил безропотно, не высказывал жалоб и не просил о переводе в другой храм. Став священником, отец Алексий учил своих духовных детей: «Таких людей надо любить как благодетелей… Когда люди указывают на недостатки, которые мы сами за собой не замечаем, они помогают нам бороться со своим «яшкой». Два у нас врага: “окаяшка” (так батюшка называл дьявола) и “яшка” (самолюбие, человеческое “я”)».

Судьба

В 1884 году Алексей женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Молчановой. Это был поистине счастливый брак – Анна любила мужа и сочувствовала ему во всем, Алексей души не чаял в супруге. Через четыре года у них родилась дочь Александра, еще одна дочка, Анна, появилась на свет спустя два года. В 1891-м родился сын Алексей, но ему не суждено было долго жить, на первом году он умер. В 1892-м опять сын – Сергей, и спустя четыре года вновь дочь – Ольга.

Год женитьбы стал годом рукоположения Алексея в диакона. Через девять лет епископ Нестор, управляющий московским Новоспасским монастырем, рукоположил его в священника к церкви Николая Чудотворца в Кленниках. Это была маленькая церквушка на Маросейке с немногочисленным приходом, а поблизости высились большие, хорошо посещаемые храмы. Отец Алексий всецело предал себя воле Божией, положив в основу своих трудов молитву и духовное бодрствование. Он ввел в храме ежедневное богослужение и восемь лет служил в пустом храме почти в одиночестве.

                                     Не горе, а радость

DSC 5133Дом, в котором поселилась семья священника, был маленький, деревянный, полусгнивший. Во время дождей вода стекала в подвал дома, и в квартире всегда было сыро. Анна Петровна тяжело болела, сильно страдая мучительной одышкой. У нее началась сердечная водянка с большими отеками. 29 августа 1902 года, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, она скончалась. В эти дни отцу Алексию суждено было встретиться с Иоанном Кронштадтским, которого пригласили к себе домой по делам благотворительности супруги Алексей и Клавдия Беловы, очень близкие в то время безутешному отцу семейства.

 «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – спросил отец Алексий.

– «Не горе твое я пришел разделить, а радость, – ответил отец Иоанн. – Тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты радуешься на свои скорби и думаешь: нет на свете горя больше твоего… А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

По этому трудному пути отец Алексий и пошел.

Служение

Глубокая вера в Бога, любовь к людям, молитва – вот с чем вышел он на свое пастырское служение. И Господь не оставил его. Народ потянулся в храм на Маросейке, люди выстаивали огромные очереди, чтобы попасть к старцу Алексию. Именно так, духовным старцем, называли его Оптинские насельники, посылая людей в Москву. Известный молитвенник Алексий Зосимовский тоже отправлял страждущих к батюшке, который не любил читать наставления и обличать. Он умел общаться с людьми, не затрагивая их болезненного самолюбия. Очень часто к отцу Алексию обращались, чтобы разрешить семейные конфликты. И он тактично врачевал людские души, встречая всех с состраданием.

Епископ Арсений (Жадановский) в своих воспоминаниях писал: «Удивительно, у всякого обращавшегося к о. Алексию являлось чувство, будто батюшка любит его больше всех… оттого-то так много уходило от него духовно исцеленных». Число молящихся в Никольском храме все увеличивалось, особенно после 1917 года. Прихожане и певчие Чудова монастыря после закрытия Кремля перешли в храм отца Алексия. Появилось много молодежи и студентов. В эти годы на Маросейке начали служить ревностные молодые священники, в их числе будущий священномученик отец Сергий – сын отца Алексия.

Девять дней одного года

Нескончаемые очереди стояли не только у храма, но и у домика батюшки, люди ночевали прямо на улице – лишь бы выслушать совет священника, получить его благословение. Нагрузка на отца Алексия возрастала, начались сердечные приступы, и он вынужден был принимать приходящих, лежа на кровати.

В это нелегкое время Святейший Патриарх Тихон предложил отцу Алексию взять на себя труд по объединению московского духовенства. Заседания проходили в храме Христа Спасителя, но вскоре были прекращены. Дважды отца Алексия вызывали на собеседование в ОГПУ – запрещали принимать народ. Во второй раз священника отпустили сразу – он был уже тяжело болен.

Свою кончину отец Алексий предчувствовал заранее. В 1923 году перед отъездом на отдых в Верею батюшка отслужил Литургию, всех причастил и благословил каждого образком Святителя Николая, говоря: «Благословляю вас нашим хозяином. Я чувствую себя очень плохо, уезжаю, но скоро вернусь». Прошло всего девять дней, как пришла телеграмма о внезапной кончине. Батюшка умер от паралича сердца 22 июня 1923 года.

Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Отец Алексий говорил: «Когда я умру, всем вам будет радость». И действительно – за несколько часов до его погребения из заключения был освобожден Патриарх Тихон. Он приехал на Лазоревское кладбище, отслужил по усопшему литию, опустил гроб в могилу и первый посыпал в нее землю.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечев был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Одновременно был канонизирован его сын, священномученик Сергий.

В 2001 году на праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского. В настоящее время они находятся в храме Святителя Николая в Кленниках. Батюшка вернулся.

Галина Черемушкина

http://journalpp.ru

"Илиотропион." Книга Первая. Познание воли Божьей.

Если Серафимы смиряются пред Богом, то тем более надо смиряться нам

Для Божественного апостола Павла было чудно и весьма удивительно определение Божье о двух близнецах Ревекки: Исаве и Иакове. Ибо когда еще они не родились, и не сделали ничего доброго или худого, на основании чего было можно предпочесть одного из них другому? Бог наперед уже сказал: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? Никак!

О человек! Кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Невластен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой - для низкого (Римл. 9:11-13. Ис. 29:16)?

Неужели между горшечником и глиной меньше различия, чем различие между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь?

Святой Дорофей рассказывает: "Однажды прибыл в городскую пристань корабль с пленниками, которые были продаваемы. На пристани собралось много покупателей пленников и пленниц. В том городе жила одна богатая, весьма добродетельная и благочестивая девица; она весьма обрадовалась долго ожидаемому ею благоприятному времени для покупки себе служанки - горничной, которую сердечно желала она научить доброй нравственности и приличным женскому полу занятиям. Охотно приступает она к продавцу невольниц, которых было у него две молодых девочки, из которых одну и берет она к себе, уплатив за нее деньги по договору с продавцом.

531991272Не успела только отойти она оттуда, как подходит к продавцу бесчестная, развратная женщина, содержательница "дома терпимости," и за небольшую цену покупает у того же торговца другую из бывших двух у него девочек и ведет ее к себе в сожительство для известной эксплуатации (торговли)."

Вот какая неравная судьба этих двух молоденьких девочек. Кто в этом событии исследует глубину и таинственность Божьих судеб? Обе с детства неповинные девочки, обе проданы, обе незнающие ни своей наступающей жизни, ни своей участи, обе, получив они доброе воспитание - сохранили бы его благовонные плоды во всю свою жизнь. Но одна отдана к наставнице доброй нравственности, христианской жизни и, воспользовалась ее наставлениями, сама сделалась доброй христианкой, подражательницей Ангелам; - другая, напротив, попала в школу мерзости и разврата, к учительнице лжи, соблазна и всех мерзостей, и сама охотно последовала примеру своей госпожи, и сделалась корыстью диавола, хотя бы могла лучше устроить свою жизнь, если бы попалась к лучшей наставнице. Но судьбы Твои, Боже, бездна многа!

Подобное, - нечто мало разнящееся от предыдущего, - нашел и узнал Григорий Великий в кругу своих родственников. Святейший этот муж имел три тетки - Емельяну, Тарсину и Гордиану, которые все три посвятили свою жизнь Христу, поступив в святое собрание девственниц (в женский монастырь). Две из них, нерушимо храня свои обеты, до конца жизни с честью пребыли в девстве. Третья, Гордиана, не внимая никаким наставлениям и не повинуясь иноческой власти, расторгла свое общение со святыми сестрами и удалилась от них в светскую жизнь, влекомая бесполезным своим сладострастием.

Суды Твои, Боже, бездна великая! "Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник? Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?"(Иов.36:22-23)? Благоразумно и весьма осторожно в этом отношении выразился царственный пророк, говоря о себе Богу: "я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою" (Пс.72:22). Другими словами: "Твоих судеб не испытываю я, о Боже, я ничтожен перед Тобой, подобно другим животным. Мое дело слушать Твой голос и повиноваться своему Господу, но не исследовать Твоих дел и предназначений."

Это еще не диво, что Давид, с самого детства пасший стадо скота и не занимавшийся высшими науками, так скромно понимал себя и судил о себе по доброте своего сердца и по внушению Божию. Но сами Серафимы, высшие духи - служители Божии, также поступают пред Богом. Ибо когда Слово Господне огласило небеса и землю об отвержении (Богом) Иудеев, и тогда они (Серафимы; у каждого из них по шести крыльев) двумя крылами закрывали каждый лицо свое, двумя закрывали ноги свои и двумя летали, обнаруживая, тем, что они своим разумом не могут воспарить до той высоты, на которой совершаются чудные и непостижимые дела Божьи, потому что никакой разум твари не постигает Божественных судеб Всемогущего Творца своего.

Для них достаточно знать и убежденным быть, что Трисвятой Бог есть свят, и исповедовать друг перед другом неизреченные Его Божественные совершенства, взывая к нему: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф - полны суть небеса и земля беспредельной славы Его (видение Исаии пророка гл. 6).

Тройственно Свят Бог: Свят в Себе Самом, Свят в судах Своих, Свят в делах Своих! Если небесные разумные Духи так смиряются и исповедуют непостижимость Тайн Божественных, тем более нам, слабой персти земной, хотя и получившим по дару Божию "дыхание жизни и слово разума," прилично исповедоваться пред Богом, взывая: "Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих" (Пс.144:17). Блаженный Августин оставил нам большое утешение своим изречением: "может Бог некоторых спасти и без их добрых дел, ибо Он Сам добр; не может Он никого погубить, потому что Сам праведен."

Митрополит Тобольский и всей Сибири Иоанн Тобольский (Максимович).

http://www.golden-ship.ru/load/bogoslovie/

О главном враге христиан

Их всего восемь. Но есть среди них главный и самый опасный враг, от которого христианам нужно держаться подальше

Узнавать врага

Православный человек должен знать своих врагов. В лицо. Так сподручнее воевать против них. Наши враги – наши страсти. Что за страсти, какие они бывают?

Вообще говоря, какие угодно. Если любой грех повторить разок-другой, затем войти во вкус, совершать при всех подходящих обстоятельствах, то грех и вырастет размером со страсть. Даже если однажды человек поймет, что он грешит, и это нехорошо, даже если осознает, что повторяемый раз за разом грех уже превратился в проблему – попробуй еще от этой страсти отвяжись!

Страсти бывают какие угодно. И все-таки основные страсти давно подмечены и названы. Основных страстей восемь штук. Так считают православные подвижники. Чревоугодие и блуд, сребролюбие и гнев, печаль и уныние, тщеславие и гордость. Посмотрите по оглавлению знаменитую «Лествицу», большая ее часть посвящена борьбе с этими страстями.

Есть, конечно, варианты. Кто-то из церковных авторов не различает именно восемь. Например, страсти печали и уныния очень похожи, порой они как бы сливаются в одну страсть. Еще чаще сливаются в одно целое гордость и тщеславие.

Или еще вариант: гордость и тщеславие в общем-то различаются, но объясняются вместе, в связке друг с другом. Примерно так поступает священник Александр Ельчанинов в своих «Записях». Кто-то может посчитать это сливание двух страстей воедино недостатком книги, недоработкой автора. Подождите о недостатках, поговорим лучше о достоинствах.

Аналогов пока нет

Православные пастыри размышляют о духовной жизни и мимо борьбы со страстями они просто не могут пройти, «не имеют права». Такая ключевая тема. И хотя традиция православная одна на всех, все же у некоторых православных пастырей получается о ней сказать по-особому.

Вот и отец Александр Ельчанинов по-особому изложил тему страстей. Есть в его «Записях» несколько страниц о демонской твердыне, то есть о гордости. Здесь же написано и про тщеславие.

Эти несколько страниц о гордости и отличают его от других православных авторов. Он берет указанную в заголовке страсть и прослеживает «главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения». Пересказывать не буду, кто захочет, лучше пусть сам пробежит глазами эти пару страниц. Читается влёт, как самая художественная литература.

Аналогов этому рассуждению о гордости я не знаю.

shelk spasitelХотя сама идея напрашивается. Духовная жизнь всегда рассматривается подвижниками в динамике. Есть своя динамика в том, как страсть прокрадывается в сердце человека: прилог страсти – сочетание со страстным помыслом – сосложение – борьба против страсти – пленение. Это почти к любой страсти применимо. Вот одна динамика, теперь другая – динамика освобождения от страстей. Здесь тоже намечается ряд: покаяние – борьба со страстями – безмолвие – сведение ума в сердце – и так далее.

Преподобный Иоанн Лествичник описал борьбу против каждой из восьми основных страстей. В «Лествице» есть указание на три этапа борьбы со страстью: начало борьбы – середина – преуспеяние (совершенство).

Отец Александр Ельчанинов описал подробно, в несколько этапов, – как укореняется в душе человека гордость. Перечитываешь его описание, и становится так все понятно с гордостью, так просто. Да, все гениальное просто.

Эта простота разрушается в момент, когда говоришь себе: «Хорошо, вот отец Александр дал хороший пример, как анализировать действия гордости. Я усвоил, запомнил, пересказать могу, да еще дополнительными примерами и попутными замечания готов снабдить его рассуждения.

Это хорошо, а что с другими страстями? Отец Александр про них не написал. Может, просто не успел, он ведь умер достаточно рано. Что если по аналогии с гордостью рассмотреть другие страсти? К примеру, гнев или уныние, хотя бы чревоугодие. – Нет, мне не под силу».

Тут до боли ощущаешь собственную немощь. И еще – подлинный масштаб священника Александра Ельчанинова. Благодарю Бога за таких пастырей, как священник Александр.

Вот бы собрался кто-нибудь из опытных духовников и рассказал о других страстях, по аналогии с гордостью, пусть даже не получится так замечательно, как у Ельчанинова, все равно интересно будет почитать.

В ответ найдутся прагматики: «Жди – пока кто-то из опытных пастырей соберется, ждать не доживешь. Не обязательно ждать пока все другие сделают. Пусть кто-нибудь из церковных журналистов возьмет у опытного священника интервью, выстраивая его по аналогии с «Записями» Ельчанинова».

Хорошо бы, интересно будет почитать.

ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ

Часть 1 — отличительные свойства гордыни

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот — драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит — благодаря тщеславию — умирает лучшее, что есть в нас, значит — мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость.

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию — созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения, как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Иисус христос 2Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это — так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это — своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Священник Александр Ельчанинов

Часть 2 — Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой — услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше — добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

23574440 Golova HristaГордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически — тоска, мрак, бесплодие.

Морально — одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, — слава.

Диакон Павел Сержантов

 http://www.pravmir.ru/o-glavnom-vrage-hristian

Православный Календарь с 21 Июня 2015 г. по 27 Июня 2015 г.

Воскресенье, 21 Июня 2015 года. Неделя 3-я по Пятидесятнице.

Петров пост. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским. Собор Новгородских святых. Собор Белорусских святых.  Вмч. Феодора Стратилата (319). Свт. Феодора, еп. Ростовского и Суздальского (ок. 1023). Обретение мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских (1501). Прп. Ефрема, патриарха Антиохийского (545). Прп. Зосимы Финикийского (VI). Новомч. Феофана Константинопольского (1559) (Греч.).Ярославской (XIII) и Урюпинской (1827) икон Божией Матери.

Понедельник, 22 Июня 2015 года. Седмица 4-я по Пятидесятнице.

Петров пост. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Прп.Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Прп. Александра, игумена Куштского (1439). Мцц. Феклы, Марфы и Марии в Персии (346). Коломенской иконы Божией Матери. 

Вторник, 23 Июня 2015 года.

The Holy Apostle Bartholomew and St. Barnabas ApostleПетров пост. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361-363). Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор Сибирских святых. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (369). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409

 

 

 

 

 

 

Среда, 24 Июня 2015 года.

Петров пост. Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572).Перенес. мощей прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского. Иконы Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") (X). 

Четверг, 25 Июня 2015 года.

Петров пост.  Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734).Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561).Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Египетских (IV). 

Пятница, 26 Июня 2015 года.

Петров пост. Мц. Акилины (293). Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Прпп. Андроника (ок. 1395) и Саввы (XV) Московских. Мц. Антонины (284-305). Прпп. Анны (826) и сына ее Иоанна (IX). Свт. Антипатра, еп. Бостры Аравийской. 

Суббота, 27 Июня 2015 года.

Петров пост. Прор. Елисея (IX в. до Р.Х.). Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (847). Блгв. кн. Мстислава, во св. Крещении Георгия, Храброго, Новгородского (1180). Прп. Мефодия, игумена Песношского (1392).Прп. Елисея Сумского (XV-XVI). Прп. Нифонта Афонского. Прп. Иулии (Иулитты) Тавеннийской, Египетской.

f9f9707f0a9d

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00

 

Таинство Елеосвящения (Соборования):

22 декабря в 12.30