2-ая неделя по Пятидесятнице (14-06-2015)
Неделя всех Русских святых
НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ.
Сегодняшний праздник по содержанию и смыслу повторяет празднование Торжества Православия, которое приходится на первое воскресенье Великого поста. В февральском номере патриотической православной газеты «Славянское единство» приведено обращение словенских просветителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия к славянским народам: «Вы приняли безценный дар - святое Православие. Храните его! Если вы ослабнете в вере Православной, то вас одолеют враги ваши и вы станете их рабами». Это, прежде всего, касается народов, принявших заветы христианства и сохранивших их до наших дней, поэтому слова словенских учителей целенаправленно звучат для великороссов, малороссов и белорусов.
Вот кто сегодня является стержнем и оплотом славянства и Православия! Православие - это не набор определенных молитв, обычаев и преданий, это еще не все, Православие - это Царство Божие на земле, оно не сравнимо ни с какими другими духовными состояниями. Православие - это дух, дух Христов. В России особенное устройство жизни, режим, уклад, определенный настрой мышления. По своему менталитету: характеру, быту и психологии - русский народ не похож ни на какой другой народ мира. Нашу Святую землю исходили и исколесили англичане, французы, немцы - все были.
В XVII веке английский путешественник Горсей, автор «Записок о Московии», писал: «Я не знаю, где я был, я там ничего не понял». Ибо инославным умом: англиканским, немецким, или каким-нибудь другим Россию не поймешь. Ее нужно понимать сердцем, духом и душой, как и Бога умом постигнуть невозможно. Уральские горы или Карпаты, чудный Днепр и великую русскую реку Волгу описать можно, а русскую душу невозможно осмыслить. Вот какая мистика в Православии!
Пока в Древнем Риме оставалось благочестие, там был расцвет Христианской веры, но так длилось в течение трех веков. И вот, св.равноап. Константин Великий, видя языческие пережитки, которые все-таки одолели Рим, и под их тяжестью пало благочестие и богопочитание, спас Христианскую веру от полухристианства, которое намного хуже даже, чем язычество. Такой человек, как Константин Великий, имевший государственную власть, мог как угодно расправиться с язычниками, но, будучи христианином, не стал насаждать мечом истинное вероучение. Он подражал Христу! Ведь Иисус Христос не насаждал насильно слово Божие, а с какой любовью и лаской Он призывал на поприще рыбаков в апостольское достоинство, чтобы они своей проповедью шли спасать весь мир. Видите, какая параллель!
Из Древнего Рима Христианство двигалось на восток. Ибо и в Священном Писании Христос называется Востоком. И вот император Константин Великий в начале IV века вывез Христианство поближе к Востоку - в Византию. Трудно сопоставить два разных предмета или явления, если между ними нет резкой границы, получается ни то ни се. Так и в Римской империи Христианство переплелось с язычеством, и трудно было определить между ними межу, поэтому необходимо было отсортировать и спасти евангельские всходы от бесовских плевел. Православие - истинное учение о спасении, седлает и садится на неезженого осленка, а не на ослицу. А ослицей был не только Древний Израиль, но и Рим, потому что к тому времени бесы его оседлали и на нем ездили. Итак, почти на пустынном месте в с. Византий, а впоследствии - Византийской империи греками было востребовано истинное Христианство, они оказались более благочестивыми и менее испорченными, чем римляне, и находились на высшем духовно-нравственном уровне. Когда же и здесь в начале II тысячелетия начало тлеть Христианство, Божиим Промыслом Православие было эвакуировано еще дальше на Восток, опять ближе к Богу - на Святую Русь. Хотя люди тогда на Русской земле были язычниками, но это был, прообразно говоря, новый осленок, другое необъезженное жеребя.
До принятия Крещения славяне занимались идолопоклонством со всеми вытекающими отсюда последствиями, думается, что это было страшное время на Руси. Но Просвещенная Европа пошла еще дальше в своем жертвоприношении бесам. Какое есть прекрасное выражение в белорусском языке, когда хотят сказать о мерзости и пустоте, - «абы што». В двух словах сказано о богопротивном познании и учении. Так вот этим «абы што» русский народ, дохристианский, не занимался. Да, он еще поклонялся идолам и не веровал в Истинного Бога, но знал понятия о справедливости и дружбе, работал, трудился, воевал и т.д. К тому же под стопами апостола Андрея, проследовавшего до Киевских гор, не смогли пышным цветом всходить плевелы язычества на Руси, он как бы примял их, ослабив их жизненную силу. И вот на этом неезженом жеребяти - русском народе и воссел Господь. Когда в Европе: в Риме и Греции, созрела Божественная пшеница, т.е. Слово Божие, Господь пожал урожай и посеял его на безкрайних просторах и равнинах будущей Святой Руси.
Русский народ показал сильную волю и образцы высочайшей веры. Мы не будем умалять в этом вопросе другие народы, но посмотрите, какое послушание, чистоту веры и прочие добродетели явил русский народ, который не познал языческого образования, очень вредного для души, ибо оно растлевает разум и отвлекает от веры. А веровать надо духом и сердцем, а не умом. И вот эта пшеница дала прекрасные всходы. Когда Христианская вера была доведена на Востоке до совершенства, то это учение, этот драгоценный бриллиант нашли посланные св.равноап. великим князем Владимиром дружинники в константинопольском храме Софии - Премудрости Божией. Когда они вернулись домой, то говорили: «Князь, мы не знаем, где были: на земле или на небе». Понимаете, там, где Истина, там и неописуемая красота, которая, конечно, сопровождается прекрасным пением, обрядностью, благоговением. Чем ближе к Богу, тем красивее, благоустроеннее, тем мудрее все сделано. Послы великого князя принесли это безценное сокровище на Русскую землю, где и утвердилось Божественное учение на многие века.
В противоположность просвещенной западной языческой цивилизации русский народ был некнижный и поэтому ему, как апостолам, Господь и вручил безценный дар - христианское учение о спасении и влил в чистые сосуды - сердца русских людей благодатную воду, текущую в жизнь вечную! А в XV веке Святая Русь переняла духовную эстафету от разоренной Византийской империи, и наша столица Москва стала мистически Третьим Римом, т.е. хранительницей Православия до сего дня.
Посмотрите, какой богатый урожай за тысячу лет собрал Господь! Всех святых в земле Русской просиявших, наверное, намного больше, чем всех остальных христианских святых, прославленных за пределами России. Здесь не надо считать на пальцах, и так видно. Все войны, которые провела Россия (в общей сложности 385 лет за всю свою тысячелетнюю историю), - это был ратный подвиг за веру, царя и Отечество. Ведь с каким девизом Александр Невский обнажал меч и шел против шведов, немцев, ливонских рыцарей? За веру! Заставь сейчас кого-нибудь защищать Православие, редкий согласится, не правда ли? А вплоть до начала XX века первым делом была защита Православной веры, и никакого компромисса быть не могло. Так же воевали Димитрий Донской, Иоанн Грозный, Пожарский, Ушаков и Суворов, и многие другие.
Сколько монахов подвизалось в Киево-Печерской, Почаевской, Троице-Сергиевой Лавре и других обителях! Сколько тысяч святых там просияло! Мы знаем лишь небольшую толику подвижников, которые угодили Богу и нам известны, а сколько неизвестных? Ведь как Господь сказал: «Кто уразумеет ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его?» (Ис. 40; 13). Прославили прпп. Сергия Радонежского, Никона, Михея, а сколько других, может быть, им равных, не прославлены, которые находятся в запасниках на небе. По данным Куроедова, уполномоченного по делам религий Советского Союза, до революции 1917 года было 1041 монастырь, 75 тысяч храмов и часовен, 56 тысяч священников и около 100 тысяч монахов, а сейчас монахов раз два и обчелся. Статистика безпристрастная. В наше время в России действует около 20 тысяч приходов, и эти храмы еще не наполнены русскими людьми.
Сколько было блестящих богословов даже среди мирян! Вот, например, Болотов Василий Васильевич (прожил всего сорок лет и скончался в 1900 году) - это был перл богословия, который нашел прекрасное богословское решение многих спорных вопросов, особенно в вопросе исхождения Святаго Духа, и доказал католикам и прочим «датчанам», что Дух Святой исходит от Отца и через Сына, а не от Отца и Сына. Ведь гениальность заложена в простоте. Ибо как может Дух Святый выйти от Отца, не пройдя Сына, когда естество общее, единое, и хотя в трех лицах, но нераздельное и неслиянное.
Одному Богу известно, сколько святых нашей земле дал XX век. У нас есть данные, что в России только 100 с лишним миллионов погибло от рук безбожников, на фронтах I мировой и гражданской войны, на Халхин-Голе и Хасане, в битвах с басмачами Средней Азии и на Кавказе и, особенно, в Великую Отечественную войну и в других вооруженных столкновениях. Это была проповедь Православия и его защита! Хоть во время Отечественной войны во главе нашего государства и стояла КПСС, но она только внешне управляла и организовывала, а в душе каждого бойца находился истинный смысл борьбы - это защита Русской земли. А ведь Русская земля - Православная! Наши отцы, деды и прадеды не знали, что защищали. Они шли в атаку за Родину, за Сталина, а когда душа выходила из тела убитого солдата, то являлась пред Лице Божие и Божией Матери, и тогда становилось понятным, что он погиб за Православную Русскую землю и за Святое Православие!
Сколько в советское время верующих было замучено и убито в лагерях! Я где-то в 1973 или 74-м году слышал рассказ одной благочестивой женщины, племянница которой была замужем за полковником НКВД. В 30-х годах туда, где ходят белые медведи, было сослано безчисленное множество русского народа, в том числе и верующих. В 10 бараках на севере тайги было сосредоточено 10 тысяч заключенных, по тысяче человек в каждом бараке. Вот наступило время праздновать Пасху, шел 1937 год. Всех выгнали из бараков на работу. Конечно, это такая потеха для безбожников - поизмываться над верующими! Вывели на построение и отдали приказ работать. Но некоторые отказались трудиться по случаю великого праздника. Тогда им сказали выйти из строя: «Два шага вперед!», - и отправили обратно в барак, якобы отдыхать. Насчиталось 3 тысячи таких, которые не пожелали нарушить святого дня. Когда остальных отправили на работу, барак со всех сторон обложили сухими дровами и подожгли. Здание горело в сопровождении пения «Царю Небесный» и Пасхальных песнопений! Вечером тех, которые вернулись с работы, заставили закидать пепелище снегом. А наутро, когда все проснулись, их охватил страх и оцепенение - на снежной могиле распустились живые розы! Вот что такое Православие, дорогие братья и сестры!
Без сомнения можно сказать, что Православие в России взошло на более высокую ступень Христианства! И мы, жители России, исповедники Истинной веры, должны радоваться и по-христиански гордиться, что мы русские православные! Господь нам даровал такую веру! Помните, как Иисус Христос сказал апостолам, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17; 20-21). Когда мы молимся, исповедуемся и причащаемся, то ощущаем пребывание в нас Святаго Духа, но Он неуловимый, Его невозможно удержать, понять, откуда Он приходит и куда уходит: «Дух, идеже хощет, дышит, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» (Ин. 3; 8). Чем правильнее и точнее человек исповедует Православную веру, тем он быстрее приближается к Богу. Как сказано в Псалтири, что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36; 33). И вот, чем более прямые и правильные у нас стопы, тем кратчайшим путем мы идет в Царство Небесное. А правильные стопы - это безошибочные, без всяких человеческих измышлений, лукавств и изобретательств.
Сегодня наш народ находится в бедственном положении, как об этом было сказано еще в Священном Писании:«Будет бо тогда скорбь велия... якова же несть была от начала мира доселе, ниже имать быти» (Мф. 24; 21), т.е. придет такая печаль и тоска, которой не бывало от сотворения мира. Не так ли сегодня происходит, братья и сестры? И Господь попустил за наши грехи нам такую бесовскую оккупацию, как в Отечественную войну, когда были оккупированы Белоруссия, Украина, Северный Кавказ, Прибалтика и часть территории России. Но сегодняшняя война без огнестрельного оружия еще хуже и страшнее, чем та, которая началась ровно 60 лет назад. Эту бесовскую оккупацию еще предсказывал всем известный прорицатель Авель, живший в России еще 200 лет назад и погребенный в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Его пророчеств не переносили враги, они буквально подскакивали от возмущения, потому что не могли терпеть чистой правды, и заточали его в тюрьмы, где преподобный провел почти всю свою жизнь.
Помните, в Евангелии описано, как враги Божии не могли терпеть Христа, даже от одних Его слов они не знали, куда им деваться. Прорицателя Авеля нельзя было назвать жителем земли, ибо тогда он ходил бы и жил на свободе, как другие граждане страны. Но он был посланником неба и последовал примеру Своего Спасителя-Творца! Такие испытания, которые сегодня выпали на долю русского православного народа, другим народам и не снились! Иначе бы они давно с кулаками, лозунгами и оружием вышли бы на улицы и предъявляли свои жалобы и требования. А русский народ молчит да терпит, потому что у него железная воля и христианский дух. И сейчас идет духовная битва за выживание и спасение, и не щитами защищается русский народ, а Православной верой, которая есть наш щит и меч. Молитва - это меч, а вера - щит. Мы должны благодарить Бога денно и нощно, за то, что Он даровал и принес на нашу землю безценное сокровище - Святое Православие, и беречь его, о чем нам завещали и пророче ствовали нашим предкам свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий. Аминь.
Архимандрит Петр (Кучер)
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3766/
ЧТО ТАКОЕ ПРАВЕДНОСТЬ В МИРУ? КО ДНЮ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ
Было время, когда живописцы интересовались только возвышенными сюжетами. Например батальными сценами. Дым, кони, люди, трупы, искаженные гримасы, массовый героизм и массовая гибель. Или портреты важных особ, лучше всего – венценосных. Гордые осанки. Носик ввверх, плечики расправлены. На лицах зачастую – смесь вырождения с остаточным величием. Или аллегорические изображения грехов и добродетелей. Например, как наряженная кривда спихивает с дороги скромную правду. Или античные зарисовки, благо мифология так богата, что тему для творчества даст и морализаторам, и любителям голой натуры, и эрудитам в области античности. Еще были натиюрморты, кой-какие пейзажи (не всеми любимые, как жанр), да что-то еще. Но вот случился сдвиг в сознании. Живописцам вдруг стал интересен маленький человек. Вот продавщица фиалок, или девушка, собирающая виноград. Сколько в ней свежести и наивности! А вот веселый зеленщик (да хоть бы и молочник) на узкой улице старого городка. Вот ростовщик звенит монетой, на которой в свете свечи как будто угадываются капли крови. И так далее. Сюжетов бездна. И нельзя сказать, что раньше не было картежников, молочников, прачек, ростовщиков, старух, бранящихся с молодухами. Были они, просто искусству не было до них дела. Искусство занималось предметами возвышенными. И академики потом поднимали вой и гвалт, вполне законный и неизбежный, кстати. Они кричали, что пошло рисовать балерин, завязывающих пуанты, и рабочих, купающихся за городом. Мелко это – обращать внимание на едоков картофеля и любительниц абсента. Но дело было сделано. Не художниками, а всей эпохой. Эпоха повернулась лицом к сюжетам, до тех пор презираемым и оттого незаметным. Маленький человек в сознании эпохи стал большим, а большие умалились, окарикатурились.
Я говорю об этом потому, что мы обычно видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть. Сказали деточке: «Смотри, деточка, это птичка», и деточка одну птичку только и видит. А там еще и облака есть, и ветер ветви раскачивает. Но ветер и облака будут замечены лишь когда на них укажут. Таковы законы мышления. И вот в преддверии праздника всех Святых в земле Русской просиявших я хочу сказать, что нам необходимо кое на что обратить внимание. Важное место во святых у нас занимают благоверные князья. Но их уже давно нет и скорее всего не будет. Это область истории и предания. Точно так же нет благоверных царей и благочестивых цариц. Вот нет и все. Не повод для преждевременной смерти, хотя жаль несказанно. Еще у нас есть много юродивых. В этих живых обличителях ложной религиозности Русь, видимо, нуждалась постоянно. Отсюда и множество. Самый яркий идеал Руси – иночество. Свет мирянам – инок, свет инокам – ангел. Аминь! Иноки и сегодня есть, хотя из-за общего плотоугодия, расслабления, отсутствия духовного руководства им нынче тяжелее всех. И подлинное монашество, как всегда – редкость. А вот мирской идеал святости у нас не выработан. Словно в миру и спастись нельзя, а только в черных одеждах, да за каменными стенами в три метра толщиной. А ведь миряне в школах преподают, пожары тушат, больных лечат, книжки пишут и печатают, дома строят, церковными хорами управляют, храмы расписывают. Продолжать можно долго. Таким образом на повестку дня выходит любопытная задача. Нужно сформулировать для христианского общества, что такое праведность в миру, каковы обязанности мирянина в повседневной жизни, без порыва с миром и ухода в обитель. Нам будет трудно жить, если мы этого не сделаем.
Например, нужно сформулировать идеал мужа и отца. Не только ведь мужчина-монах или мужчина-полководец святы и подражания достойны. А смиренный и двужильный работяга, не пропивающий зарплату, воспитывающий детей да еще и молящийся Богу перед сном разве не свят? А далеко ли многодетная мать ушла от мученицы? Ну ладно, не от мученицы, так хоть от игумении небольшой обители? Как по мне, то еще вопрос – кому тяжелее? Учитель – чем не святая профессия? А доктор в идеале разве не ангел? Умен, добр и вовремя приходит на помощь. Знаю, слишком хорошо знаю, что можно заурчать, заныть, зашипеть в ответ про власти, да про законы, да про нехватку денег. Но власть, законы и деньги именно таковы и не инаковы, что мы все на деньги научились сводить, а смысловые стержни из жизни вынули. Вот у нас при такой дьявольской калькуляции вселенная и рассыпается на составные. Нужно сказать человеку. где он Богу служит, а где он – бытовой сатанист. Нужно объяснить человеку, как к святости стремиться, не меняя прописки, и не меняя пиджак на рясу. Нужно найти и показать человеку живые примеры подлинного и современного христианства. А то мы все вычитываем из старых книг на трудном языке ну очень далекие примеры. А он, человек-современник, никак в толк не возьмет, как эти примеры к себе самому приложить, и как на них жизнь построить.
Гораздо больше на Руси было незнаемых святых, нежели узнанных и канонизированных. Это тоже нужно помнить. И когда мы сегодня видим, что повседневность с лубочной картинкой не совпадает, нужно менять фокус зрения – замечать невинность, жертвенность, бескорыстие и мужество в повседневности. Ведь не в одежках же, в конце концов, и не в длине бороды скрылось Православие. Оно в исполнении заповедей, в памяти Божией. Оно в молитве, которую не задуть, в Литургии, которая служиться не перестанет. Одним словом, с праздником вас, возлюбленные. Вы же, святые Божии человеки, на наших землях для Рая воспитавшиеся, помолитесь Христу о даровании нам разума отличать главное от второстепенного, и умения извлекать великое из ничтожного. Тогда по слову Иеремии, будем, как Господни уста.
Протоиерей Андрей Ткачев
ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ
В музыке надо равняться на мастеров. В живописи, архитектуре, военном деле — тоже. Ну, и в священстве, тоже нужно равняться на мастеров. Лучший из лучших в священстве — это отец Иоанн Кронштадтский. Это священник из священников. Это человек, который более других, облечённых саном, выявил в своём служении, в своём личном подвиге сущность православного священства и её возможности. Это со всех сторон замечательный человек, и стоит похвалить его, вынося из этого какие-то практические мысли для своего поведения, для понимания Церкви, ради любви к ней.
Иоанн Кронштадтский родился в холодных краях, в бедной семье. Ничего такого, роскошно-великого вокруг него не было: бедное детство, тяжёлый быт. С ранних лет он был человеком Церкви. Обычный мальчонка, родился в семье причётника. По молитвам усердным ему было даровано разумение грамоты, подобно тому, как Сергий Радонежский получил разумение грамоты через усердную молитву и явление ангела в виде схимника. Также и Иоанн получил некое откровение разума, спадание пелены с глаз после усердной молитвы о даровании разумения книжной науки. Обычная жизнь в Архангельской губернии, церковно-приходская школа, епархиальное приходское училище, потом семинария, потом академия. Он так жил себе, ничем не выделяясь среди других людей, только что был прилежен, серьёзен быть может чуть более, чем сверстники, но ничего ещё не предвещало в нём какого-то великого светильника. А потом в нём разгорается серьёзнейшее желание служить Богу, молиться Богу, так сказать, целиком. Не просто что-нибудь Богу приносить (чуть-чуть Богу, чуть-чуть себе), а отдаться Богу полностью. И это своё желание он решает воплотить в священнической практике.
К тому времени, к концу девятнадцатого века, Русская Церковь начинает миссионерствовать. Миссионерство, вообще-то, не наш конёк. У нас трудно с этим делом. Мы никак не можем понять: как это делается правильно, кто должен помогать, кто должен организовывать — всё это держится на некоторых избранных энтузиастах. Одно дело, когда проповедуешь своим, а другое дело, когда надо куда-то ехать в далёкие края, учить язык, организовывать миссию среди иноземцев. Это уже совсем тяжёлое занятие. Иоанн разгорается серьёзным желанием проповедовать Христа людям, которые не знают Христа. Он хочет ехать на дальние рубежи отечества, к Китаю или к Маньчжурии, или в Японию. Но потом оглядывается вокруг себя и понимает, что его родная страна, его соотечественники — они не далеко убежали от язычников. Они только носят имя христиан, а на самом деле такие же язычники по жизни, кланяющиеся тельцу золотому, обожествляющие страсти, одним словом — Богу не служащие. Что такое язычник? Это человек, не служащий Богу, служащий себе и тем богам, которые удовлетворяют его корысть. Иоанн вдруг понимает, что ему нужно служить здесь. Зачем ехать далеко, если здесь то же самое? Он становится священником в Кронштадте.
Кронштадтская крепость, Кронштадтский порт — ворота, запирающие Петербург со стороны Балтики. Там моряки, туда ссылают людей неблагонадёжных, там полным-полно, по-нашему говоря, бомжей, ворья всякого, люмпенов, проституток, и всех кого хочешь. И он начинает служить там, в Кронштадте, начинает отдавать себя пастве. Он заходит в нищие убогие клетушки, в которых живут люди, в полуподвалы и подвалы. Ведёт дневник, в котором подробно записывает все события своей внутренней жизни. Пишет: «Вспомни, человек, что Господь родился в пещере. Не гнушайся войти в ту пещеру, в которой сегодня живут подобные нам люди. Вспомни, человек, что сам из грязи создан. Не гнушайся грязи человеческой. Иди к тем, которые грязные, вонючие, немытые, бедные, глупые. Иди к ним. Потому что ты такой же». И вот он идёт туда. Иногда без башмаков домой возвращается — отдаёт свои башмаки нуждающемуся. Иногда пальто своё вешает на плечи раздетого человека. Иногда приходит в жилища, спрашивая, в чём нуждаются: в лекарствах, одежде, деньгах, еде. Уходит и возвращается с пакетами еды, лекарств, с какими-то одёжками. По сути, раздаёт себя, полностью, всего. Это было очень тяжело для его матушки, которая не была готова выйти замуж за святого. Нормальной женщине хочется выйти замуж за нормального человека, а выйти замуж за святого — это против правил, как бы. Надо самой быть святой. А кто готов быть святым? Она ужасно мучается всем этим, но Иоанн идёт вперёд, не оборачиваясь. Его даже вызывают в Петербург, к Победоносцеву — обер-прокурору Священного Синода. И Константин Победоносцев говорит ему: «Вы, батюшка, высокую ноту взяли. Многие до вас эту ноту брали, но потом пришлось сфальшивить». Отец Иоанн отвечает: «Не извольте беспокоиться, я не сфальшивлю, я донесу взятое до конца». Он имеет твёрдое горячее убеждение, что донесёт всё своё до конца. Он ежедневно читает Библию, молится, просыпается рано, ложится поздно, живёт не собою, но другими, и самое главное — постоянно служит Литургию. Литургия была для него началом и концом всей священнической деятельности. Он черпал оттуда силы и привлекал туда людей, которые забыли Бога. Он являлся таким евхаристическим предстоятелем, который настолько горячо служил (как говорили современники — огнебогодухновенно, т. е. как в огне стоит на службе), что народ к нему потёк. Его распознали, как святого, сначала вот эти самые бомжи, преступники, жители ночлежек — люди, которых мы видим в кинофильмах, скажем, у Чарли Чаплина. Такие персонажи чарличаплинских фильмов: жители ночлежек, опущенные, в штанах из мешковины, не мывшиеся неделями. Или, скажем, как у Горького в «На дне». И вот эти люди — жители ночлежек, жители притонов, жители вокзалов, жители портов и припортовых убогих жилищ — они вдруг распознали в нём святого.
Священники часто завидовали отцу Иоанну, духовное начальство сомневалось в нём, думали: «Что такое? Что за чудотворец тут ещё нашёлся?» Конечно, вокруг него была масса всяких кликуш женского пола, которые потом много беды ему принесли. Называли его чуть ли не Господом Саваофом, норовили угрызть его за руку, чтобы крови напиться, чтобы причаститься его крови. И много ещё делали всяких гадостей, которые весьма и весьма помешали ему по жизни и бросили тень на его светлый образ. Но узнали его, как святого, простые, забытые всеми, никому не нужные люди, которые сказали: «Если есть такие священники, значит небеса живы, значит небо не безучастно к нам», — т.е. небо откликается на их молитвы, небеса живут. Как страшно человеку вдруг для себя сказать: «Небеса мертвы, земля безучастна, я на земле один, я никому не нужен. Молись - не молись, никто не услышит», — вот если такое сказал себе человек, считайте, что вы имеете перед собой готового суицидника. Человек находится в глубокой депрессии, и чего он натворит, исходя из этого состояния, никому не известно. А вот когда мы знаем, что святые есть (при том, что мы знаем, что мы — не святые), мы радуемся. Потому что мы знаем, что Бог есть и небеса живы, и другая жизнь есть, и мёртвые воскреснут. И совесть — это не просто некий набор комплексов внутри человека, а Божий голос. И заповеди есть. И нужно любить Бога и ближнего, в этом все заповеди находятся. Вот чтобы человеку всё это сказать, подтвердить, оправдать — нужно повидать перед собой святого человека. Люди обрадовались Иоанну. А Иоанн, взявший на себя тяжелейшую ношу, понёс её.
Времена были не очень благоприятные. Революции, которые впоследствии разразились, сначала пятого года, потом семнадцатого — февральская и октябрьская — они в воздухе носились, они не были случайностью. Всё пахло бедой. Потому что целый комплекс ложных идей залез людям в головы. Люди хотели земного рая, люди поверили в науку, люди возгнушались своей Церковью, своим прошлым, захотели чего-то другого, захотели «наш новый мир построить». В общем, это было очень серьёзное испытание для души любого человека, и многие были «унесены ветром», как книжка есть такая — «Унесённые ветром», многих просто унесло. И вдруг, Иоанн Кронштадтский явил миру идеал священника. Вообще, священник на Руси — это человек, от которого народ не ждёт святости. Это звучит парадоксально. Люди знают, что священники отягощены семьёй, нуждой, священник делит крестьянский быт с крестьянами, или городской быт с горожанами. Он не обязан быть монахом, постником, столпником, чудотворцем. Лишь бы только в Бога веровал, служил искренне, любил людей, ну и далеко от паствы не отрывался. В общем-то, вот все требования, которые предъявлялись к священнику. Особой святости народ от священников не ждал никогда, и сейчас не ждёт. Люди знают, что батюшка есть просто батюшка, что Бог дал ему благодать, и через него Господь Сам творит всё, что нужно. А батюшка служит Господу, и через него Господь совершает. Люди ждут святости, скажем, от монахов, от юродивых, от князей благоверных, от епископов, которых чают знать святителями, т. е. проповедниками, постниками, милостивыми отцами. А священников слишком много, их кругом полно. Сказки про священников есть, шутки про священников есть, анекдоты про священников есть — да и ничего страшного. И вдруг появляется Иоанн Кронштадтский. И он показывает, каким может быть священник. Он постоянно молится, постоянно среди людей. Молится чудотворно, огненно молится. И зовёт с собой на молитву множество людей Божиих. Зажигает веру в тех, в ком вера погасла. Рождает веру в тех, в ком веры не было никогда. Укрепляет веру в тех, кто устал верить или склонился под тяжестью креста и остановил свой путь. Молится Богу, и Бог отвечает ему. А потом уже, после Литургии, из Литургии истекают другие вещи — помощь всякая конкретная человеческая (через руки отца Иоанна протекали миллионы рублей ежегодно). Одни приносили ему, и он раздавал другим. Раздавал ни кому попало, но осмысленно. Раздавал, зная нужду каждого: давал матери для детей, купцу для поправки бизнеса, священнику для перекрытия куполов, и т. д. Знал, кому что даёт, принимал миллионы и отдавал миллионы. У него на руках они не задерживались. Организовал «Дом трудолюбия», так называемый, в Кронштадте. Он понимал, что многой злобе научила праздность, что люди ничем не занятые, люди привыкшие вечно протягивать руки, отучившиеся работать, живущие подаянием — это паразиты, и они не исправятся до тех пор, пока не начнут трудиться сами. Поэтому, он всячески учил людей трудиться самим. Женщины могли шить, вязать. Мужчины могли заниматься столярной, слесарной работой. Каждый должен был делать что-то. И «Дом трудолюбия» обеспечил работой, жильём, деньгами, хлебом заработанным многое множество людей в Петрограде. Идея очень хорошая. Он переживал о женщинах, стоящих на панели, пытался ввести их в нормальную жизнь, чтобы они заработали себе приданное, вышли замуж, начали нормальную семейную жизнь и больше не сквернили и не позорили себя и окружающих. Постоянно занимался преподаванием закона Божиего в гимназиях, школах и училищах. Любил это дело. Плату за работу раздавал нуждающимся. Считал, что воспитание молодого поколения должно быть обязательно сопряжено с преподаванием закона Божиего. Горе человеку, который не знает Божиего закона. Горе человеку, который не знает, чего хочет Бог от человека. Такая многолетняя деятельность Иоанна (повторяю: начать-то можно каждому, а продлить эту деятельность и до конца её донести — это тяжёлая штука) длилась очень долго.
Он стал известен за пределами отечества среди инославных, среди людей даже и не христианской религии. Например, бывали случаи, когда Иоанн, плывя на пароходе по Волге, по другим большим рекам, останавливаясь на станциях, совершая молебны и проповедуя (к концу жизни его уже знали как всемирного проповедника Евангелия), заезжал в мусульманские или еврейские сёла, где неурожай держал людей в голоде, или же падёж скота наносил большую беду хозяйству. Он молился Богу об этих еврейских жилищах, о мусульманских жилищах, его молитва была чудотворной и здесь, и благодарные люди вносили его в свои памятные книжки, чтобы вечно за него благодарить Бога. Потому что он приносил им вместе с собой благословение. Его молитва не знала таких границ, которые разделяют человечество здесь, на земле, он как бы уже не здесь жил, как будто жил уже за пределами земной реальности, разодранной противоречиями. Он молился за всякого человека. Представьте себе, что в Кронштадте было целое почтовое отделение, на которое приходили письма и телеграммы именно к отцу Иоанну Кронштадтскому. Их было так много, что нужно было создать целое почтовое отделение, иначе в этом ворохе писем, которые приходили лично ему, утопали и пропадали отдельные письма, приходившие к кому-то ещё в Кронштадте. Каждое утро к нему в Андреевский собор приносили целые корзины записок и писем. Физически, вычитывая их, он должен был бы не отлучаться от алтаря по четыре, пять, шесть и более часов. Поэтому, иногда не успевая всё прочитать, он налагал на все эти записки руку и молился Богу, чтобы Господь помиловал, помянул, очистил, исцелил, укрепил, исполнил добрые просьбы людей, которые обращались к нему во всей этой корреспонденции. И всё это Господь исполнял по его молитвам. Таким образом, отец Иоанн очень долго ярко горел на светильнике Церкви, показывая нам, что может один простой священник. Ни епископ, ни архимандрит большого монастыря, ни профессор академии, а обычный простой приходской священник. Он как бы показал возможности священства. Как, например, спортсмены показывают нам способности человека в быстроте, выносливости, в силе, в ловкости; как учёные показывают нам возможности ума человеческого в запоминании информации, в обработке информации, в творческом поиске ответов на какие-то вопросы; как любой мастер какого-то особого дела показывает нам возможности человека вообще — так отец Иоанн показал нам на закате времён, в начале двадцатого века — страшного века, кем и каким вообще может быть священник. В этом, собственно, была его главная жизненная задача. Повторяю, ну что может священник... Вроде бы ничего. Он должен молиться, проповедовать, исповедовать, крестить, венчать, ну и всё, кажется. Вот нас таких тысячи и тысячи. И вдруг зажигается такой яркий факел, горит некий пастырь, горит как свеча, но высоко поставленная. И мы понимаем, что ничего себе... А чем он отличается от нас? Да, в принципе, ничем. А почему у него получается, а у нас нет? Мы даже не думали, что такое бывает. Это почему так? Вот так... Так Господь берёт одного, чтобы привлечь многих. Есть такой закон Божий: Господь зовёт к себе одного человека, чтобы через одного привлечь многих или всех. Т.е. Господь ищет Себе, скажем, Авраама, Давида, князя Владимира, кого-то ещё, и потом через него призывает к Себе многое множество различных людей.
Безусловно, отец Иоанн не был одинок в том, что он нёс на себе крест молитвы за весь мир. Он сам говорил, что есть, например, Алексей Мечёв, ему известный, его современник, сопастырь и сомолитвенник, московский чудотворец. Была уже тогда Матрона Московская, которая уже вступала на свою стезю молитвенного труда. И много-много ещё других было святых епископов, монахов, которые все находились в неком духовном сопричастии, они были одного духа. Но так ярко, как отец Иоанн, не горел из священства, в принципе, никто в истории. Он — совершенно уникален из всех священников. Но, и конечно, где одни восторгаются, другие скрежещут зубами. Там, где одним хорошо, другим — очень не хорошо. Поэтому, половина России его очень любила, а половина очень не любила. Его лютой ненавистью ненавидел целый ряд категорий людей, его называли и кликушей, и фокусником, и шарлатаном, о нём нелицеприятно высказывались многие литераторы, к сожалению, например, Николай Лесков — не худший писатель земли Русской. Он поддался этому общему настроению, и с неуважением, с издёвкой высказывался об отце Иоанне Кронштадтском. Его высмеивала еврейская пресса, его выставляли посмешищем в пьесах: писали специальные пьесы, в которых все понимали, что это про него, и он, таким образом, был подвергаем насмешкам и напастям. Одним словом, видели в нём большую опасность, и он нёс крест такого массового поношения накануне революций. Это не было удивительным в тогдашней больной и готовой к трагедии России.
http://www.pravoslavie.ru/smi/76989.htm
Гордость – это штаб-квартира дьявола в душе
Что такое гордость, как обнаружить ее в себе, как бороться и возможно ли победить? Размышляет иеромонах Макарий (Маркиш):
Говоря о гордости, мы должны помнить и признавать печально, что здесь мы имеем штаб-квартиру дьявола, главный плацдарм дьявола в своей душе. Замечательное есть сочинение, проповедь, эссе отца Александра Ельчанинова, довоенного священника, «Демонская твердыня (о гордости)».
Я очень рекомендую, просто настаиваю, чтобы каждый православный верующий этот простой, страниц на 20, текст нашел, прочитал и оценил. Ничего нового, что характерно, он не пишет, но он излагает тот материал, который нам необходимо знать.
Демонская твердыня. Почему? Можем понять? Можем понять! Бог есть любовь. Что такое любовь – отдать себя. Что такое гордость – противоположное, поставить себя выше, отвергнуться от окружающих, перевести взгляд с мира и Бога на себя. Как Спаситель говорит: «Возлюби Господа Своего, ближнего своего», а из закона про гордость: «Отвернись от Господа, отвернись от ближнего, посмотри на себя». Вот вам гордость! Недаром демонская твердыня, крайне трудно вести борьбу.
Знаете, есть некоторые грехи, от которых мы избавляемся самим актом покаяния. Например, я имел ошибочную веру – верил в гороскопы. Потом мне сказали: «Опомнись, дорогой!» Все, я принес покаяние, больше в гороскопы не верю. Значит, мое покаяние привело к избавлению от греха.
Есть другой уровень греха, когда покаяния недостаточно, требуется борьба и, в конце концов, победа возможна. Например, человек может сказать, что раньше курил, долго старался бросить, сумел бросить – Господь помог. «Я больше не курю!» Это факт, тут ни малейшей тени самолюбования, действительно, бросил курить.
Но представьте себе человека, который скажет: «Знаете, раньше я был гордым, а теперь стал таким смиренным! Со мной все в порядке». Уже без усмешки это слышать невозможно. Отсюда вывод: гордость, как и некоторые другие наши качества, всегда остается в нас, всегда остается нам присуща, и тяжелая позиционная борьба идет от первого сознательного взгляда на себя до последнего вздоха. Борьба у разных людей бывает разной степени интенсивности, разной степени остроты, но это всегда продолжительная, тяжелая военная кампания.
И если мы это будем помнить, если этот факт мы положим себе в сознание, то нам будет гораздо легче – что эту борьбу мы ведем, где-то у нас поражение, где-то победы, где-то мы должны удерживать фронт, где-то должны отвоевывать территорию у противника.
Вспоминаю совершенно святого при жизни, уже причисленного к лику святых, святителя Феофана Затворника. В воспоминаниях о нем говорится, что в какой-то момент ему была пожалована награда, и, получая ее, он говорит: «Ведь я и знаю, что сам ничтожество, а все-таки горжусь».
Что это такое? Это не каламбур, это по существу публичное покаяние в гордости, которую человек ощутил в тот момент и счел необходимым самого себя в ней обличить. Сделал он это в виде шутки – очень правильно. Надо без театральных жестов, без рвания волос на себе, разрывания тельняшек спокойно признать и борьбу продолжать.
В книжке отца Александра Ельчанинова приведены симптомы, проявления фаз гордости – очень-очень важные для современного человека. Манера поведения, манера держаться, манера говорить – до мелочей, например, перебивать своего собеседника, перевести разговор об Иванове на себя.
Казалось бы, невинное вполне, обычное в разговоре, и вовсе не значит, что если человек так себя ведет, то он сразу должен сейчас биться головой об пол. Нет, просто обрати внимание, проверь, проконтролируй. Опять же пословица-максима: «Сначала подумай, потом промолчи!»
И, таким образом, когда мы начинаем помнить об этой борьбе, об этом плацдарме сатаны, неистребимом в нашей душе, тогда мы начинаем достигать каких-то успехов. Также важно вспомнить вот что: язык наш, которым мы пользуемся, и наши слова далеко не всегда однозначно и адекватно отражают реальность, это не математические формулы, не компьютерная программа.
Поэтому, когда мы говорим «гордость», «горжусь», мы должны видеть двоякий смысл: быть трудноисправимым гордецом – находиться на нехристианском пути, но это слово может быть вполне благозвучным, благонамеренным, если это касается нашего окружении. Например, я горжусь футболистом, если он победил, хорошо сыграл в матче: «Да, я горжусь этим успехом».
Совершенно ясно, что во втором случае мы не должны видеть греха, но надо видеть эту разницу, надо видеть эту границу. Граница очень простая. Когда «я горжусь» относится к себе, – да, проблема.
Когда «я горжусь» относится к чему-то внешнему, когда я – только элемент, частичка этого внешнего, будь то спортивная команда или школа: «Да, я закончил школу с золотой медалью, я горжусь, потому что это мои учителя меня хорошо учили». Тогда прекрасно, совершенно другой момент. И надо опять-таки здесь быть трезвым, смотреть на вещи без формализма, ведь формализм – это замена реальности словами, которые нас подводят.
В этой связи можно вспомнить замечательное стихотворение Алексея Степановича Хомякова, которое сейчас не очень популярно, возможно, из-за этого двоякого смысла слова «гордость». Стихотворение называется «России»:
Гордись! – тебе льстецы сказали, –
Земля с увенчанным челом.
Вывод этого стихотворения – не гордись, не надо гордиться тебе, Россия, потому что гордость – это грех. И, пожалуйста, найдите, прочитайте это стихотворение. Здесь очень непростая логика, потому что России в целом, как коллективному разуму, коллективному сознанию, коллективной душе тоже присущи суждения о гордости, как и каждому из нас. И, видимо, России в целом гордиться не следует.
Но каждому из россиян, из русских вполне можно и нужно гордиться тем добрым, что у нас есть, что было в прошлом, что есть в настоящем, чего мы обязательно добьемся в будущем. Гордиться в этом смысле, относя победы и добрые качества не к себе лично, а к нашему общему подвигу, нашим предкам, которые отдали жизнь за нас, и к тому общему делу, которое мы делаем сейчас.
Иеромонах Макарий (Маркиш) | 15 января 2015 г.
Православный Календарь с 14 Июня 2015 г. по 20 Июня 2015 г.
Воскресенье, 14 Июня 2015 года. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех русских святых.
Петров пост. Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование во 2-ю Неделю по Пятидесятнице). Мчч. Иустина Философа и другого Иустина и с ними Харитона, Хариты, Евелписта, Иеракса, Пеона и Валериана (166). Прп.Дионисия, игумена Глушицкого (1437). Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах (XI). Свт. Метрия земледельца. Св. Прав. Иоанна Кронштадтского (прославление)
Понедельник, 15 Июня 2015 года. Седмица 3-я по Пятидесятнице.
Петров пост. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330-1340). Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819). Новомч. Димитрия Филадельфийского (1657) (Греч.). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654
Вторник, 16 Июня 2015 года.
Петров пост. Мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (270-275). Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Сретение образа прп. Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца (1503). Сщмчч. Лукиана еп., Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81-96). Прп. Афанасия, чудотворца Сицилийского.
Среда, 17 Июня 2015 года.
Петров пост. Свт. Митрофана, 1-го патриарха Константинопольского (325-326). Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392). Мчч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мч. Конкордия (ок. 175). Сщмч. Астия, еп. Диррахийского (II). Прп. Зосимы Киликийского, еп. Вавилона Египетского (VI).Свв. Марфы и Марии, сестер св. Лазаря четверодневного. Прпп. Елеазара и Назария, Олонецких чудотворцев. Новомчч. архиеп. Андроника Пермского и Василия, архиеп. Черниговского и иже с ними (1918).
Четверг, 18 Июня 2015 года.
Петров пост. Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362). Перенесение мощей блж. Игоря-Георгия, в монашестве Гавриила, вел. кн. Черниговского и Киевского (1150). Свт. Константина, митр. Киевского и всея России (1159). Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского (1233).Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев (1599). Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (305-311). Прп. Феодора чудотворца, пустынника Иорданского (ок VI). Прп. Анувия, пустынника Египетского (IV). Прп. Дорофея, из обители аввы Серида (620). Игоревской иконы Божией Матери (1147). Прп. Петра Сербского (Серб.). Новомч. Марка Смирнского (1801) (Греч
Пятница, 19 Июня 2015 года.
Петров пост. Прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V). Прп. Илариона Нового, исп. и игумена Далматского (845). Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387 г.).
Суббота, 20 Июня 2015 года.
Петров пост. Сщмч. Феодота Анкирского (303). Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284-305). Прп. Даниила Скитского, Египетского.
О, святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!