• slide9
  • slide1
  • slide6
  • slide8
  • slide10

Троица (31-05-2015)

День Святой Троицы. Пятидесятница

86275913 006 Svyataya Troica

Тропарь праздника Святой Троицы

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла

в день Святой Троицы

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Святой Троицы.

Этим великим праздником завершается период Пятидесятницы. От Пасхи до сего дня мы прославляли Господа Воскресшего и вознесшегося. А сегодняшний день посвящен воспоминанию о наиважнейшем событии — создании Церкви. Господь даровал Духа Своего апостолам и через них — всем нам. Святой Дух пребывает в человеческой истории, в человеческой жизни, в жизни каждого человека.

st 03Кто-то, может быть, спросит: а в чем Дух? Где Он совершает Свое дело? Первый и самый, может быть, важный ответ: Он в слове Божием. Евангелие, апостольские послания, все те великие тексты, на которых основывается наша вера, были созданы не потому, что апостолы были людьми умными и образованными. Они чаще всего были простыми людьми, но Святой Дух действовал в них. Потому и слово это называется словом Божиим, словом боговдохновенным, то есть Тем, Кто вдохнул силу в писавших, был Сам Бог.

Именно поэтому слово Божие невозможно истребить. Никакие человеческие хитросплетения, никакая ложная логика, никакие лжедоказательства, связанные с человеческим могуществом, будь то могущество денег, власти, военной силы, неспособно не только истребить, а даже ослабить действие слова Божия в людях. А оно, подобно обоюдоострому мечу (см. Евр. 4:12), разделяет душу, разделяет сердце, разделяет разум, 47177потому что слово Божие является великим вызовом человеку. В нем содержатся истины, которые нельзя игнорировать, в нем содержаться требования, которые невозможно не исполнять. Ибо если эти требования не исполняются, жизнь человека идет наперекосяк — и личная, и семейная, и государственная, то есть жизнь всей человеческой семьи.

Слово Божие — это присутствие Самого Бога среди нас силой Святого Духа. Слово Божие люди воспринимают по-разному. Одни делают правильные выводы, другие не делают никаких выводов вообще, а третьим скучно читать это слово. Так вот, для того чтобы слово Божие действовало, человеческих сил недостаточно — нужна сила Святого Духа. И мы знаем, что это действие Божественной энергии, действие Святого Духа происходит в Церкви, в общине верующих людей. Когда мы все вместе стоим вокруг престола Божиего и совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Тела и Крови Христовых, то силой Святого Духа мы становимся участниками Тайной вечери, а значит, и всего того, что Бог во Христе совершил для людей. И тогда слово Божие оживает в нашем сознании, оплодотворяет наше сердце, мы начинаем правильно его понимать, и у нас появляются силы его исполнять.

Если бы не сошествие Духа Святого и не рождение Церкви, то христианство было бы еще одним интеллектуальным учением, еще одним изводом человеческой философии. Но именно потому что слово Христа Спасителя было не человеческим, а Богочеловеческим, именно потому что это Слово было передано людям, опять-таки не посредством человеческой силы, а силой Духа Святого, оно и усвояется, оно и обустраивает человеческую жизнь.

Я хотел бы еще раз всех вас поздравить с этим праздником и призвать к тому, чтобы каждый из нас вдумчиво читал слово Божие, участвовал в Таинствах Церкви. Вот тогда заповеди можно будет исполнять — хватит и сил, и разумения. Но если заповеди будут лишь наравне с человеческим законом, некой записанной инструкцией, то их никто исполнять не сможет, да и не будет, как не исполняется большинство человеческих инструкций.

Господь с нами силой Святого Духа. Господь Иисус Христос силой Святого Духа продолжает Свое пребывание среди нас в Церкви, которую мы называем Его Телом. Пусть же благодать Духа Святого всех нас вразумляет, укрепляет и освобождает от всякого греха и всякой разрушающей нашу жизнь человеческой слабости. С праздником всех вас сердечно поздравляю!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

http://www.pravoslavie.ru

Проповедь в праздник Святой Троицы

Всех вас возлюбленные о Господе, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим мироспасительным и всерадостным праздником Святой Троицы!

ikona-rubleva-svjataja-troica 2Сегодня  день рождения Христовой Церкви, основанной на земле нашим Господом и Спасителем. В течение 10 дней, от Вознесения Господня до Пятидесятницы, ученики Христа Спасителя пребывали в Иерусалиме по заповеди их Божественного Учителя. С нетерпением они ожидали обещанного Духа Святого в Сионской горнице. Мы также с благоговением ожидаем сошествия Божественной благодати на каждого из нас.

Во время Великой вечерни мы со всею Церковью совершали коленопреклоненные молитвы, которые читаются за богослужением единожды в году. В этих молитвословиях мы испрашивали у Бога Его Божественную благодать, которая «немощная в нас врачует и оскудевающая восполняет». В эти священные минуты, преклоняя колени своего тела, каждый из нас должен был преклонить колена своего сердца и испросить у Бога Его помощи и благословения. И от нас будет зависеть то, насколько мы способны воспринять эту Божественную благодать. Но не только воспринять, но и сохранить и приумножить её в своем сердце. А как сохранить?Ответ на этот вопрос мы находим в сегодняшнем евангельском повествовании, в котором Господь вновь напоминает нам, что Он является светом для мира, и тот, кто следует за Ним, не во тьме пребывает, но имеет свет жизни.

Для того, чтобы нам сохранить свет Божественной благодати нужно постоянно помнить о том, что мы призваны жить не во тьме, а во свете. Господь и Спаситель наш дарует нам этот свет. Но есть одно условие, которое нам необходимо исполнить. Нам необходимо приложить все усилия для того, чтобы побороть воюющий против нас грех. Из опыта нашей жизни мы знаем, как часто дьявол с легкостью побеждает каждого из нас. При этом мы очень мало сопротивляемся ему, а порой совсем не сопротивляемся. Мы, наконец, должны понять, что тот, кто совершает грех, тот вновь возвращается во тьму и отгоняет от себя свет, который дарует нам Бог. А это значит, что мы отгоняем от самих себя Бога. Казалось бы, как можно отгонять от себя Бога, ведь все мы веруем в Него? Но если мы согрешаем, то мы отгоняем от себя Бога. Да не будет этого с нами!

Дай Бог, чтобы все мы, восприняв благодать Святого Духа, были способны к тому, чтобы сохранить этот священный и Божественный дар. Мне хотелось бы напомнить некоторые поучения, с которыми из глубины веков обращается к нам первоверховный апостол Павел.

Вот одно из них: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны». (Гал..5:25). А как поступал по духу? Апостол Павел пишет: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». (Гал.5:26). А теперь, братья и сестры, давайте посмотрим на нашу жизнь. Сколько в ней раздражения, зависти, злобы, ненависти, неприязни…

6422Другое наставление апостола Павла: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». (Еф.4:30-32). 

И ещё: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Болееже всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий… И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». (Кол.3:12-17).

Один из величайших афонских подвижников преподобный старец Силуан поучает нас следующими словами: «Вот самый короткий и легкий путь ко спасению. Будь послушлив, воздержан, не осуждай, храни ум и сердце своё от плотских помыслов, помышляй, что все люди добрые и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: милостив Господь! Если же ты осуждаешь, роптлив, любишь творить свою волю, то хотя бы ты много молился, душа твоя оскудеет, и ты скажешь: забыл меня Господь. Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться и потому благодать Божия не живет в твоей душе. В смиренную душу она спокойно входит и дает ей мир и покой в Боге. Божия Матерь была смиреннее всех и потому прославляется Небом и землею. Всякий кто смирится, будет прославлен Богом и будет видеть славу Господню».

В другом месте преподобный старец говорит: «Если бы все люди покаялись и хранили заповеди, то рай был бы на земле, ибо Царство Божие внутри нас. Царство Божие есть Дух Святой, а Дух Святой и на Небе и на земле тот же».

Вслушаемся в эти слова, братья и сестры, и постараемся приложить их к своей жизни для того, чтобы даруемая нам благодать не была тщетна, не попалила нас ни здесь на земле, ни наипаче там, в Жизни Будущего Века. Освятившись и озарившись Божественной благодатью,  приумножим её в своей жизни и пронесем свято и высоко. И давайте не только сейчас, но всегда будем обращаться к Богу словами молитвы: «Господи! Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся».

Всех вас еще и еще раз сердечно поздравляю с великим мироспасительным и всерадостным праздником сошествия Святого Духа, Днем Святой Троицы, Днем рождения Христовой Церкви! Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2014г

Проповедь в День Святого Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

3040a3dab3f9Всех вас возлюбленные о Господе братья и сестры сердечно поздравляю с великим и мироспасительным праздником – Днём Святой Троицы. Сегодня второй день этого праздника и по уставу Церкви мы совершаем неменее великий и значимый праздник – День Духа Святого. Этот день Святая Церковь посвящает особому прославлению Третьего Лица Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы – Бога Духа Святого. В молитве, которая всем нам хорошо известна, мы, обращаясь к Богу Духу Святому, именуем Его Царем Небесным: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый, и вся исполняя, сокровище благих и жизни подателю, приди и вселися в ны, очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душы наша».

Какая короткая, но глубокая  и содержательная молитва! Я хотел бы обратить внимание на начальные слова. Обращаясь к Духу Святому, мы именуем Его Царем Небесным. Нам также хорошо известна другая молитва – молитва Господня «Отче наш». В ней мы обращаемся к Господу как к Отцу. И это не случайно, потому что Он является любящим Отцом. Мы прибегаем к Нему и просим о том, чтобы Он даровал нам всё необходимое для нашей жизни, чтобы мы могли нести наш жизненный крест. Мы обращаемся к Нему, потому что верим, что иго Его благо и бремя Его легко.

Но почему Бога Духа Святого мы именуем Царем? Господь Иисус Христос, обращаясь к каждому Своему последователю, говорит: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Да, действительно, Царство Духа Святого внутри каждого человека. Знание этого налагает на нас величайшую ответственность за то, как мы живем. А поэтому мы должны жить достойно этого Царства Божия. Будем серьезно относиться к нашим христианским обязанностям. Будем помнить о том, что все мы должны приносить добрые плоды нашей жизни.

А что это за плоды? Ответ мы находим в одном из посланий святого апостола Павла: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Гал.5:22-23). Будем помнить об этом  и будем стремиться к тому, чтобы эти плоды Духа Святого созидать в нашем сердце и в нашей душе. Будем помнить о том, что Царство Духа Святого внутри каждого из нас, и что Дух Святой является Царем не только Неба, но и нашего сердца. Поэтому будем достойными Его рабами.

Всех вас вновь и вновь сердечно поздравляю с великим всерадостным и мироспасительным праздником! Дай Бог, чтобы Дух Святой, нисшедший на нас, вселился в наши души и наши сердца! Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2014г

ТАЙНА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

111111111111День, который мы празднуем, и его смысл трудно объяснить. Дело даже не в словах. Когда мы говорим, что наш Бог – Троица, то и чувства приходят в смятение. Как это понимать? Или даже важнее – как к этому относиться?

Да, мы можем ограничить разум, можем справиться с пытливостью ума, признав тайну Святой Троицы непостижимой. И для человека этого будет вполне достаточно, если он искренне ищет Бога. От веры не ждут разрешений логических затруднений, это было бы слишком просто. Ведь важнее всего для человека не то, каков мир и почему он устроен именно так, но что я делаю в этом мире, зачем пришел сюда и как я своей жизнью могу ответить на тайну мироздания…

Здесь мы начинаем приближаться к постижению смысла нашей веры в Бога Троицу. Присматриваясь к окружающему нас миру, людям, к самим себе, мы приходим к осознанию того, что совсем мало знаем о Вселенной. И эта таинственность, недосказанность в главном, оказывается, и есть тот мостик, который соединяет нашего Бога и созданный Им мир. И чем больше честности мы здесь проявим, тем больше сможем приблизиться к истине. Мы смотрим вокруг, замечаем удивительную гармонию и мудрость в природе, людях, обществе; мы вглядываемся в себя, в свои чувства, переживания и понимаем, что все это слишком таинственно, премудро и прекрасно, чтобы быть порождением слепого случая. Эта тайна могла произойти лишь от другой Тайны… Но это только начало, первые шаги.

Когда же человек становится перед Богом, явленном в образе Святой Троицы, то он вправе спросить: «Хорошо, это Творец, Он для меня таинственен и непостижим. С этим я могу согласиться. Но тогда какое я имею отношение к своему Создателю?» Это вопрос очень важный. Его нельзя пропускать. Он должен непременно родиться в сердце каждого искренне ищущего живой веры. И здесь верующему сердцу есть что сказать.

Очень редко мы задумываемся над тем, что мир может обойтись без нас

Во-первых, Святая Троица – это полнота. А значит, мы действительно Богу не нужны. И эта честность не должна нас пугать. Мы привыкли строить наши отношения с Богом как минимум на равных, а чаще всего – как самодовольные кредиторы, которые могут сделать одолжение в виде доброго дела, молитвы или хорошего отношения к ближним. Но очень редко мы задумываемся над тем, что мир может обойтись без нас, что Бог совсем не нуждается ни в наших добрых делах, ни тем более в молитвах к Нему. Поэтому если все это нас утруждает, если у нас нет на это времени – то вполне можно обойтись без спектаклей, мир от этого не рухнет. Другое дело – сколько времени без Бога мы сможем сохранять свой человеческий облик. Творец же не желает нарушать нашу свободу, если мы сами отказываемся от своей человечности.

109937Но было бы неправильно на этом остановиться. Есть еще нечто. Тайна Троицы – это любовь. И здесь открывается причина и смысл того мира, загадочности которого мы каждый день удивляемся. Бог творит мир и людей, потому что Он действительно желает и может объять их Своей любовью. Он Себя приносит в жертву за отвернувшееся от Него создание. И только в Троице можно постичь величие этого события: Бог, Которому мы не нужны, любовь Которого мы попрали, ради нас отдает на мучения Своего Единородного Сына. Причина и объяснение здесь только одна – любовь…

И вот теперь мы можем ответить на главный вопрос, который волнует нас: как Тайна Святой Троицы соприкасается с нашей жизнью. Здесь нужна честность. Мы действительно не можем ничего принести Богу, обретающему полноту и любовь в Троице. Но на эту тайну мы можем ответить тоже тайной. Мы должны почувствовать свою причастность к Творцу. Ведь наш Бог есть Бог, Который не просто создал нас и предоставил самих себе. Он непрестанно заботится и участвует в нашей жизни. И это участие имеет одну причину – любовь. А значит, Он приходит в нашу жизнь не тогда, когда сложатся благоприятные обстоятельства и все у нас будет готово к встрече с Ним, не потому что мы смогли достичь определенного духовного уровня, занимаясь аскетическими упражнениями. Бога не интересуют ни обстоятельства, ни наша форма. Он ждет одного – ответа на Свою любовь к человеку. И этот ответ должен быть тоже плодом любви, а не принуждения или каких-либо обязательств, мечтаний.

На тайну Святой Троицы мы призваны ответить тайной любви, вложенной Богом в каждого человека. И это очень важно – всегда напоминать себе об этом. Напоминать о том, что Богу не нужны наши добрые дела, духовные упражнения, молитвы, если они в нас самих не открывают следы Божественной тайны. Напоминать о том, что эту тайну мы должны уважать в каждом, кто встречается на нашем пути. Не потому что так нужно или так будет лучше жить на земле, а потому, что так определил наш Бог – Своим образом наделить каждого человека.

Тайна Святой Троицы напоминает нам о том, что мир необъясним и не стоит искать в стечении обстоятельств и событий каких-то действительно важных закономерностей. Все это лишь голос Божий к человеку, который мы должны услышать сердцем. Необъясним и человек, который стоит перед нами, потому что и в нем есть отображение этой тайны. А значит, не стоит утруждать себя попытками объяснить его поступки и дела. Нужно и в нем уважать тайну, и ему отвечать той же любовью, дарующей силу прощать.

Роман Савчук

http://www.pravoslavie.ru/put/71350.htm

Праздник Троицы: Бог смиряется перед человеком

222222Ничего нового за две тысячи лет  праздник Святой Троицы нам, современным людям, не говорит. Дело в том, что это вечное послание – сегодняшний  Праздник. Вечное, актуальное и ровно точно такое же, каким оно было в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов.

Это и День рождения нашей Церкви через благодатное сошествие Духа Святого. Дело в том, что когда мы говорим о Личности Отца, нам это понятно из нашего жизненного опыта. Образ отца в каждом из нас существует и поэтому узнавание в Боге отечества – совершенно естественно.

Когда мы говорим о Личности Сына – это тоже нам понятно. Потому, что в этом мире мы бываем либо сыновьями, либо дочерьми. И вот это отношение сыновства и братства, та удивительная равность, которую нам даровал Христос, взыскуемы нашим сердцем. Эта равность нам дорога, близка и мы к ней стремимся. Поэтому мы можем для себя каким-то образом почувствовать, что такое Личность в Отце, что такое Личность в Сыне.

А вот с Духом Святым, в узнавании Духа Святого как Личности у нас есть проблема. У нас этого опыта, земного опыта — нет. И когда мы празднуем день Святой Троицы, сошествие Святого Духа на святых апостолов, день узнавания, дарования вот этой Личности, здесь есть много того, что заставляет нас задуматься. Настроить свою душу на эту встречу со Святым Духом, на узнавание Святого Духа.

Читаешь преподобного Силуана Афонского и поражаешься, насколько же он был знаком со Святым Духом. Личностно знаком. Насколько в его молитвах, в обращениях к Богу всегда звучит присутствие Святого Духа как его личного Друга. Более того, он обращается к Богу, к Святой Троице со словами, чтобы мы все познали Бога: «Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли». Чтобы каждому из нас Дух Святой явился как наш личный Друг, как наш личный Бог, как та Личность Божественная, с которой мы должны соприкоснуться и сочетаться.

И всегда день Троицы для нас, прежде всего, — день дарования Святого Духа, день узнавания Святого Духа. В этом дне для нас открывается та бесконечная Божественная любовь к человеку, Его снисхождение.

Мы говорим о том, что умаление Божества свершилось в лице Сына Божьего, когда бесконечный, непознаваемый, бессмертный, Всемогущий, Вездесущий Бог стал Человеком на земле. Не просто Человеком, а беззащитным маленьким Существом, которое принимает на себя весь удар зла, весь удар смерти и греха. И побеждает его своей смертью.

Мы говорим об умалении. Но мы можем также говорить о том, как смиряется перед человеком вся Святая Троица. Как смиряется Бог Отец, отдавая своего Сына в жертву человечеству. В этом смысле мы вспоминаем Авраама, праотца нашего, который идет на гору Мориа и ведет с собой Исаака на заклание. Потому что как раз это есть образ, который потом нам был показан, когда Бог Отец отдал своего Сына. Это умаление Отеческое. Это умаление Сыновнее.33333333333333

Здесь мы видим, как Дух Святой умаляет себя. Он сходит вниз. Ведь на самом деле это же для нас, для людей, к сожалению, для падших существ, свойственно все время падать, все время тянуться к земле. Все время вперять свой взор вниз, жить земным.

Но ради того, чтобы мы стремились вверх, Дух Святой сходит вниз. Дух Святой подчиняет себя законам этого мира, законам тяготения, законам падшести. По которым все, что не бросишь вверх, обязательно упадет вниз. Все земное стремится вниз, но никак не вверх. Кроме огня, который все время стремится вверх.

И Дух Святой снисходит, умаляется до нас, чтобы мы Его познали личностно. Умаляется, чтобы мы Его приняли, с ним соединились. Чтобы с Ним сочетались, Им напитались, наполнились, зажглись, как зажглись апостолы этими языками пламени в день Сошествия Святого Духа, в день Пятидесятницы. Чтобы и мы этим огнем устремлялись вверх, чтобы Он нас возводил к Своему Отцу Небесному и к воплощенному Сыну Божию.

«Да будут они едины, — говорит Христос, — как Мы едины». Чтобы это единство Святой Троицы в Духе Святом даровалось человечеству как Церкви.

Поэтому это день для нас – всегда тот же самый, всегда очень новый. Всегда соответствующий дню святой Пятидесятницы, которая совершилась 2000 лет назад. И тому актуальному нашему существованию, нашему сегодня. Потому что Христос вчера, днесь и вовеки един. Так же, как и Церковь.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ УМИНСКИЙ

http://www.pravmir.ru/

Дух Святой и дело Христово

Иисус Христос привязал к Себе сердца ближайших учеников. Именно ближайших, потому что некоторые слова и дела Спасителя приводили к тому, что многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин 6:66). Видя многих отходящих, Христос спрашивал у двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти?», на что Петр от лица всех отвечал: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6:67-68).

Итак, тесный ученический круг остался с Христом, познав в Нем Сына Божия (Ин 6:69), а остальные должны были уйти. Они, возможно, были из тех, чьи сердца подобны неглубокой и каменистой земле. На этой земле семя быстро всходит, но так же быстро и увядает, не имея глубины. Этих остальных привлекла во Христе слава чудес, ожидание всенародного почета или что-то еще земное, человеческое. Это могли быть также сребролюбцы, авантюристы, искатели духовных приключений — те, кого так много было в последующей христианской истории и от кого постоянно страдает Церковь. И хотя двенадцать тоже не были свободны от страстей (они спорили о первенстве, просили ближайших мест и проч.), они не остались бы с Христом, если бы человеческие мотивы в их сердцах превозмогли. Любовь ко Христу, привязанность к Нему как к неявленному до времени Царю Израиля должна была быть больше.

Три стремительно протекших года, которые были прожиты вместе в проповеди, служении, путешествиях, были бездонны по содержанию. Эти чудные годы были школой любви ко Христу и школой теснейшего связывания с Ним апостольских сердец. Поэтому, когда схватили Его, и унизили Его, и прилюдно оскорбили Его, и, наконец, убили Его, страху и отчаянию апостолов не было предела. Смысл жизни умер для них вместе с умершим на Кресте Христом, и будущее для них окуталось тем же мраком, в какой погрузился гроб Спасов после закрытия входа в него камнем. Еще во время последней беседы, когда Христос говорил о необходимости уйти, слова Его печалью исполнили сердца их. (Ин 16:6).

Теперь они вполне ощутили ту же печаль, только многократно умноженную. Непонятными только оставались слова: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин 16:7).

Христос совершил «Свое дело», о котором говорил в молитве Отцу: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин 17:4). Но это еще не был конец Божиих дел. В историю уже искупленного Сыном мира еще надлежало вступить полноправно и ипостасно Третьей Божественной ипостаси – Духу. Дух ничего не начинал сначала, но должен был продолжить дело Христово. Он должен был напомнить ученикам все слова Спасителя, наставить их на всякую истину (Ин 16:13). Обладая вместе с Сыном и Отцом общим для всех Трех богатством Божества, Дух должен будет действовать не во имя Свое, но во имя воскресшего из мертвых Христа, как и Христос действовал не в Свое имя, но во имя Пославшего Его Отца. Так Божественным Лицам свойственно славить не Себя, но Другого. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16:14).

Да и что успели ученики Христовы во главе с Ним во время земной жизни Христа? Много чудес, обилие знамений, толпы народа. Все это было. Но была ли вера? И возможна ли была всемирная проповедь покаяния, не уйди Христос и не пошли вместо Себя Иного? Именно приход Утешителя рождает Церковь и делает возможным глубокую перемену человеческой жизни. Дух Святой делает возможным само познание Христа, поскольку никто не может назвать Иисуса Господом, если не даст этого человеку Утешитель. По мере удаления от времен Голгофы и Воскресения Церкви предстоит все глубже и глубже осознавать справедливость ранее сказанных слов: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.

Ему предстоит отныне быть в Церкви не безликой силой или энергией, но живой и действующей Личностью. Настолько живой, что собранные на первый апостольский собор братья называли Духа первым в своих решениях, прежде всех людей: Угодно Святому Духу и нам… (Деян 15:28). Дух повелевает: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Посылая апостолов в одну страну, Он же и запрещает им идти в другую, как не допустил их проповедовать в Асии (Деян 16:6). Он, одним словом, живет в Церкви так же лично, как и Христос во время оно посреди учеников. Только Дух, являя могущество, не являет Своего Лица, чем подчеркивает Свою единосущность с кротким и смиренным воплотившимся Сыном Божиим. Тот явил Себя, но явил во смирении и унижении. Тот уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7). А Дух скрывает Лицо Свое, сообщая верующим силу, 821мудрость, разумную кротость и прочие добродетели, которыми обладает.

Многие люди пытаются вести духовную жизнь. Вообще-то словосочетание «духовная жизнь» затаскано так же, как святейшее слово «любовь», и применяется часто в отношении явлений земных, душевных, на Небо не ведущих. Надо, действительно надо возвращать словам подлинное значение и употребление, чтобы не рухнул мир. Но даже там, где есть религиозное воодушевление, и старания, и аскетические труды, то есть то, что многими понимается под «духовной жизнью», нужно понимать, что без действия Духа Святого человеческие усилия останутся всего лишь человеческими усилиями. Апостол говорит просто и резко: Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). И в этом отношении несколько событий книги Деяний кажутся особо значимыми.

Первое касается обращения евнуха царицы Эфиопской. Тот был на поклонении в Иерусалиме и, возвращаясь домой, читал в колеснице Исайю. Дух Святой велел Филиппу пристать к колеснице, после чего апостол наставил евнуха о смысле читаемого и крестил его. Это событие описывается в 8-й главе Деяний. Второе событие произошло в Ефесе, где Павел нашел учеников, крещенных крещением Иоанновым. Этих он спросил, приняли ли они Святого Духа, а те ответили, что даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян 19:2). Павел наставил их, и крестил, и возложил затем руки, после чего они исполнились Духа Святого. К этим двум событиям примыкает и третье, совершившееся через Петра. Тому Дух велел идти в дом сотника Корнилия и там благовествовать. Корнилий не был евреем, но веровал в Единого Бога, молился и творил много добрых дел. Он был таким же прозелитом, или пришельцем, как и эфиопский евнух, то есть человеком, не принадлежащим по плоти к Израилю, но имеющим веру. Там в доме Корнилия после проповеди Петра на язычников излился Дух Святый, и Петр счел, что нельзя отказать в крещении водою тем, кто получил Духа. Корнилий и его домашние приняли крещение от апостола, который более других сторонился общения с не евреями.

Все эти три крещения были совершены Филиппом, Павлом и Петром по внушению и под прямым действием Святого Духа. Но не только это их роднит. Они все совершены над людьми, которые уже вели религиозную жизнь, но еще не приняли Духа. Евнух читает Исайю, Корнилий молится и творит милостыни, ученики в Ефесе исповедуют покаяние Иоанново. Не видим ли мы в этих новозаветных рассказах три живые иллюстрации к словам, сказанным Серафимом Саровским. Тот учил, что ни милостыня, ни молитва, ни хранение чистоты, ни иное что, творимое с верою, не имеет само в себе цены, но есть лишь путь и средство к стяжанию Духа Святого, к вхождению в глубокое общение с Ним. Сказанное касается всех нас, именуемых христианами. Многие из нас молятся, многие совершают паломничества, многие исследуют Писание. Но далеко не так много из нас тех, кто всего себя предоставил Богу в жертву живую, святую благоугодную, для разумного служения (Рим 12:1). И бесплодны мы бываем часто потому, что делам нашим не содействует Утешитель. Надеясь на себя самих, бываем мы часто подобны детям, говорящим «я сам» и ничего не могущим сделать правильно.

Не кому-то и где-то, каким-то далеким неверующим людям, а нам самим нужно исполняться Духом. Все остальное – средства. Но венцом всего будут не наши усилия, а милостивое посещение Утешителя, Который прежде должен достаточно испытать нас и найти нас достойными Своего пришествия. Именно об этом пришествии мы и молим, говоря: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наши».

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravmir.ru/dux-svyatoj-i-delo-xristovo/

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ

cv Aleksei MockovckuiСвятителя Алексия (1354 – 1377 гг.) не миновала участь путешествовать в Орду. Первую поездку он совершил в 1354 году, еще не будучи официально поставленным на митрополию Константинопольским Патриархом. Он получил на свое имя ярлык – подорожную грамоту на проезд через Золотую Орду в Константинополь. Грамота гарантировала его личную безопасность и предписывала ханским чиновникам не задерживать его и на всем пути предоставлять ему постой. В этом ярлыке святитель Алексий был назван уже митрополитом.

Следующая поездка была совершена им в 1357 году, уже не по собственной воле, а по приглашению самого хана Джанибека. Жена ханова, Тайдула, три года была крайне больна и лишилась зрения. Никакие лекари и никакие лекарства ей не помогали. Между тем слухи о святой жизни Русского Первосвятителя и о силе его молитвы достигли татарских улусов. Джанибек написал князю Московскому Иоанну Иоанновичу, прося его выслать в Орду архиерея Божия, и в то же время просил самого Алексия посетить болящую царицу. Просьба сопровождалась угрозами: за неисполнение хан грозил войной. Отказать было невозможно, и святитель отправился в Орду, не зная, что его ожидает. Если бы Тайдула не выздоровела, ему могла реально угрожать смерть. Митрополит жертвовал собой ради того, чтобы отвести угрозу нового татарского нашествия на Русь.

Об этой поездке сообщалось в Московском летописном своде конца XV века: «Тогда же прииде посол от царицы alexsiy moskovskiyТаидулы из Орды к митрополиту Алексею, зовущи его в Орду, да, пришед, посетит нездравие ея. Он же нача яже на путь потребна готовити, и се тогда загореся свеща сама собою у гроба чудотворца Петра августа 18. Митрополит же, пев молебен со всем клиросом, и свещу ту раздроби и раздасть народу на благословение. И того же дни поиде в Орду и, пришед тамо, болящу царицю исцели. И паки вскоре отпущен бысть с великою честью. А в Орде тогда замятня бысть велика». После исцеления ханши святитель Алексий приобрел еще больший авторитет в Орде. Тайдула же была женщиной большого ума и, испытывая глубокую признательность Митрополиту, располагала хана в его пользу.

Святитель Алексий вернулся в Москву с почетом, в благодарность за исцеление Тайдулы ему был подарен татарский двор в московском Кремле. Подобные дворы имелись в каждом крупном городе Руси и являлись центрами административного контроля татар над русскими княжествами. На месте двора в 1365 году в память о чуде исцеления, случившемся 6 сентября, Святитель заложил каменный храм во имя чуда архангела Михаила в Хонех и основал при нем Чудов монастырь, в котором впоследствии и был, согласно своему завещанию, погребен. Сохранился ярлык, выданный в ноябре 1357 года Тайдулой святителю Алексию, традиционный по содержанию. Согласно ему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.

Согласно житию, митрополит Алексий вел в Орде в присутствии хана прение о вере. Святитель Алексий всемерно содействовал объединению Руси вокруг Москвы, получил наибольшее количество правовых и экономических льгот от золотоордынских ханов и пользовался наибольшим их уважением….

 «От золотой Орды до Верного»

Вера Королева

http://www.pravoslavie.ru/smi/38349.htm

 

Православный Календарь с 31 Мая 2015 г. по 6 Июня 2015 г. 

8 6Воскресенье, 31 Мая 2015 года. День Святой Троицы. Пятидесятница.

Память святых отцев семи Вселенских Соборов. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303). Мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины, Ираклия, Павлина и Венедима. (249-251). Мчч. Симеона, Исаака и Вахтисия (IV). Мчч. Давида и Таричана (693) (Груз.). Мч. Евфрасия, Никейского (Греч.). Иконы Божией Матери Псково-Печерской. 

Понедельник, 1 Июня 2015 года. День Святого Духа.

Сплошная седмица, пост отменяется. Попразднство Пятидесятницы.Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери (переходящие празднования в День Святого Духа). Сщмч. Патрикия, еп. Прусского, и дружины его: Акакия, Менандра и Полиена пресвитеров (II-III). Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгв. вел кн. Димитрия Донского (1389). Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого (ок. 1420). Блгв. кн. Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского (1523). Прп. Сергия Шухтомского (1609). Мч. Калуфа Египтянина (284-303). Прп. Иоанна, еп. Готфского (VIII). 

Вторник, 2 Июня 2015 года.

Сплошная седмица. Попразднство Пятидесятницы. Мчч. Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей святителя Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1431). Блгв. кн. Довмонта, во св. крещении Тимофея, Псковского (1299). Мч. Аскалона (ок. 287). Прп. Фалассия мироточца, Ливийского. Прпп. Никиты, Иоанна и Иосифа, Хиосских. 

Среда, 3 Июня 2015 года.

Сплошная седмица. Попразднство Пятидесятницы. Равноапп. Царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Блгв. кн.Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (XII). Прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Прпмч. Агапита Маркушевского. Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская "Умиление" (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634). 

Четверг, 4 Июня 2015 года.

Сплошная седмица. Попразднство Пятидесятницы. Мч. Василиска (ок. 308).Память II Вселенского Собора (381). Мч. Иоанна-Владимира, царя Сербского (1015). Новосщмч. Захарии Прусского (1802) (Греч.). Иконы Божией Матери Умиление. 

Пятница, 5 Июня 2015 года.

Сплошная седмица. Попразднство Пятидесятницы. Прп. Михаила исп., еп. Синадского (821).  Обретение мощей свт. Леонтия, еп. Ростовского (1164).Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских, Переславльских чудотворцев.; Угличских чудотворцев - страстотерпца блгв. кн. царевича Димитрия, прпп. Игнатия, Кассиана, Паисия, блгв. кн. Романа; Пошехонских чудотворцев - прпп. Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорского, Геннадия Любимоградского и Костромкого. Прп. Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой (1173). Прп. Паисия Галичского (1460). Св. жены-мироносицы Марии Клеоповой. Прмч. Михаила черноризца

Суббота, 6 Июня 2015 года

Сплошная седмица. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп.Симеона столпника на Дивной горе (596). Прп. Никиты, столпника Переславльского (1186). Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна и с ними 1218 воинов с женами и детьми (ок. 218). Мчч. Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста. 

 6426

Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00