5 неделя по Пасхе (10-05-2015)
Святитель Игнатий Брянчанинов
О самаряныне
Христос Воскресе!
На пятой седмице после Пасхи Церковь вспоминает встречу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с самарянкой и беседу с ней (см.: Ин.4: 5-42).
Господь Иисус Христос, утомленный путешествием из Иудеи в Галилею и полуденным зноем, остановился отдохнуть у колодца. Этот колодец находился близь самарийского города Сихем. Ученики пошли в город, чтобы приобрести пищи. В то время, когда Иисус остался один, к колодцу пришла некая самарянка с кувшином, чтобы почерпнуть воды. Господь вступает с ней в разговор и. между прочим, говорит, указывая на колодезную воду: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин.4: 13-14).
Господь говорит самарянке, что у Него есть некая вода, которая способна навсегда утолить жажду человека.
Всякий знает, что тело человека требует пищи и воды, и сколько бы сегодня ни насыщался человек, завтра вновь захочет есть и пить. Тело человека создано из земли и требует соответствующей пищи – от земли.
Но человек – это не только тело. Когда-то Бог вдунул в человека «дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2: 7). И живая душа требует соответствующей пищи и питья, которых нет на земле. Если бы душа могла выплеснуть на себя всю воду вселенной, то не утолила бы своей жажды. Ничто в этом земном мире не может насытить и напоить душу.
«Боже! Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс.62: 2).
Живую душу может напоить только живая вода, которую предлагает Спаситель самарянке, а через нее – и всем нам. Живая вода, о которой говорит Господь, есть животворящая Божественная благодать, питающая и напояющая душу и таким образом вводящая ее в жизнь Вечную уже здесь, на земле.
Господь обращает к каждому человеку Свой призыв: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7: 37). Христос Спаситель подавал воду живую – и до сих пор подает – всем и каждому, кто в пустыне этого мира ощущает жажду духовную.
«Человеколюбивый Путеводитель стоит в раскаленной пустыне мира сего и возглашает, зовя всех путников, истомленных жаждой. Блажен тот, кто услышит глас Его и приступит к Нему с верой! Не будет Он его расспрашивать ни о языке его, ни о национальности, ни о возрасте, ни о достатке, но даст ему воды живой, что укрепляет и омолаживает, обновляет и возрождает, животворит и усыновляет, изводит из пещи огненной мира сего и вводит в Вертоград Райский. О, питие Божественное, сколь ты чудотворно! О, Сладчайший Спаситель, Колодезь прохладный, сколь Ты прозрачен, обилен и животворящ! О, Дух Святой Утешитель, привлеки ко Господу Иисусу всех тех, души коих жаждут бессмертной жизни, всех тех, кои в жажде своей вопиют: "Жаждет душа моя к Богу Крепкому, Живому!" [Пс.41: 3]» (святитель Николай Сербский).
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7: 37).
Господь говорит о жажде духовной – это такое же естественное требование души человеческой, как требование пищи и питья для тела.
Во все времена человеческая душа жаждала истины, искала ее, но не находила того, что могло бы утолить эту жажду. Премудрый Соломон говорит об этом так: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1: 17-18). Чем больше ищущий знания познает, тем больше понимает, как мало он знает по сравнению с непознанным и недоступным познанию. Не может человек объять вселенную своим разумом. Поэтому томиться живая душа «в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс.62: 2).
Не может жаждущий добра и праведности человек найти их в самом себе: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7: 20). Не может найти и вокруг себя: «И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нет» (Еккл.4: 1). Поэтому томиться живая душа «в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс.62: 2).
«Бог есть любовь» (1 Ин.4: 16), и человек, созданный по образу Божию, всегда жаждет любви, но чаще находит равнодушие, холодность, неприязнь, зависть, ненависть или какие-то призраки любви, которые быстро рассеиваются. Поэтому томиться живая душа «в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс.62: 2).
Это томление души проявляется в различных бытовых нестроениях и в физических болезнях.
Только Господь может утолить человеческую жажду истины, праведности, любви, помочь и исцелить, потому и говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7: 37).
Когда-то в Иерусалиме существовала купальня, воды которой становились целебными только однажды в год, и физическое здоровье получал только тот, кто успевал первым погрузиться в эту чудодейственную воду. Теперь же любой человек в любое время может с верой, смирением и благоговением погружаться в потоки живой воды, которую дает нам Спаситель.
Господь открыл источник Божественной благодати, которая обильно изливается на весь род человеческий, только иди и пей. И все верующие, почерпающие эту живую воду в церковных Таинствах, в Евангелии очищаются, исцеляются, освящаются, преображаются, становятся совершенно другими, новыми, настоящими людьми: мытари становятся апостолами, закхеи – благодетелями и нищелюбцами, савлы – Павлами, злодеи – великими подвижниками. Почерпнув этой живой воды, слепые начинают видеть, хромые – ходить, больные и одержимые злыми духами – исцеляются. Эта живая вода любому человеку дает силы для дел любви и милосердия, дает силы преодолевать все невзгоды, неприятности, встречающиеся на жизненном пути.
И за этой живой водой далеко ходить не надо – она всегда рядом в спасительных церковных Таинствах и даже еще ближе, всегда под рукой у каждого в доме – это Святой Евангелие. Евангелие – это тот колодец живой воды, который есть – непременно должен быть! – в доме каждого христианина. Кто с верой, благоговением, молитвой читает Евангелие, у того всегда душа бодрая и сильная, тот всегда радостен и спокоен, всегда всем доволен.
Читать Евангелие надо всегда, и не беда, если кто-то не все понимает в написанном. Большинство людей не знают состав воды, ее химическую формулу, но все равно вода освежает и утоляет жажду. Евангелие имеет чудесное свойство освящать, учить, утолять духовную жажду человека, даже если он сразу и не понимает написанного.
В Евангелии написано: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7: 37).
«Пойдемте все к Нему. Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он – единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу, ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу, ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. Сила кому нужна – у Него всякая сила. Слава ли – у Него слава премирная. Свобода ли – Он Дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага, и уравняет путь нашей жизни духовной.
Пойдемте же все ко Господу!» (святитель Феофан Затворник).
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7: 37), «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин.4: 13-14). Поэтому мы с верой почерпаем благодатные воды бессмертия и взываем к Творцу всего мира и Владыке: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – Источник жизни нашей».
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Преподобный Нектарий Оптинский. Непредсказуемый святой
«Неисследимы пути души твоея, непостижимы тайны сердца твоего, преподобне отче Нектарие, но яко лучи пресветлые словеса твоя благовествуют нам Царствие Божие, еже внутрь себе сокрыл еси. Темже Христа Бога моли спасти и просветити души наша». Этот тропарь преподобному Нектарию Оптинскому был найден среди других набросков в духовном дневнике оптинского новомученика иеромонаха Василия. Его акафист старцам оптинским остался незавершенным, но мы верим, что там, где уже нет смерти, оба они, и монах-мученик, и старец, сохранивший веру среди гонений, славят Господа и молятся о нас, о России, о Церкви земной.
«Неисследимы пути души твоея»
…Пожалуй, лучше и не выразить. Преподобный отец Нектарий был, возможно, самым «сокровенным» из оптинских старцев. Ведь что видели случайные посетители, что оставалось в памяти о внешнем? Игрушечки: крошечные автомобили, самолетики и поезда, подаренные ему кем-то когда-то, цветные кофточки, надетые поверх подрясника, странные обувные «пары» – башмак на одной ноге, валенок – на другой. Молодых братиев же смущали его музыкальные ящики и граммофон, пластинки с духовными песнопениями…Одним словом, «странным» и уж очень непредсказуемым был этот батюшка.
Он почти никогда не выходил за ворота Иоанно-Предтеченского скита, и его появление в самом монастыре могло быть вызвано лишь необходимостью оказать послушание настойчиво приглашавшему его для беседы настоятелю монастырей Калужской епархии. Однако подолгу живший в Оптиной писатель Сергей Нилус вспоминал и о неожиданных «вмешательствах» отца Нектария в их «дачную» жизнь, когда, вернувшись вместе с женой к себе, после случившегося им во время паломничества искушения, они вдруг обнаруживали завершенные рукой старца оставленные на время без присмотра свежие картины. То солнечный пейзаж «окунется» в дождь и небо на нем прорежут молнии, то во всю ширь небесную появится сделанная угольком по-французски печальная надпись « le nuage » (туча).
– Ах, батюшка, ну и проказник!
А «проказник» порой и сам дожидался их на террасе, посматривая, что выйдет из его затеи. Смахнет рукавом подрясника угольную пыль, и, глядишь, ничего не осталось от душевной смуты.
…Игрушки, забавные сказочки – о том, например, как кот спас Ноев ковчег от зловредной мыши, задумавшей по внушению лукавого прогрызть пол, и заслужил тем всему кошачьему роду особое почтение и «право на блаженство», – шутки, присказки. Казалось, в этом — он весь. И немногим удавалось рассмотреть, почувствовать сразу, что, чудачествуя, о. Нектарий скрывает данное ему Богом второе зрение – дар прозорливости, предвидения.
Случалось, ошибались на его счет и опытные священники. Однажды владыка Феофан Калужский, посетивший Оптину, с изумлением наблюдая за тем, как старец одну за другой стал своих куколок «сажать в тюрьму», «побивать» и выговаривать им что-то невнятное, отнес все это к возрастной немощи. Смысл же всех этих таинственных манипуляций прояснился для него намного позднее, когда большевики заключили его в тюрьму, подвергли унижениям, а после – ссылке, где владыка очень страдал от хозяина – владельца дома. Слова, сказанные старцем и показавшиеся тогда невразумительными, относились к тому, что ожидало епископа в будущем.
Сам же отец Нектарий отзывался о себе так , чтобы у посетителей и мысли не возникло об его духовной одаренности : «Старец Герасим был великий старец, потому у него был лев. А мы малы – у нас кот». Или: «Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик».
Такими и подобными этим словами он не только ограждал людей от чувств неполезных, но и себя – от всего ложного и выспренного. За странноватой формой была постоянная духовная собранность, трезвость – «оружие», необходимое монаху в «невидимой брани». Внутренняя же его жизнь оставалась тайной, известной одному лишь Богу.
«Благовествуя Царствие»
Мудрость о. Нектария проистекала из опыта его жизни. Оставшись семи лет от роду без отца и долгие годы проживший в услужении у чужих людей, он еще прежде поступления в монастырь навык и трудолюбию, и терпению. Через внешне случайные обстоятельства – старший приказчик хозяина задумал женить его на своей дочери и надо было получить благословение на этот важный шаг – еще в юности попал он в Оптину. Однако поездка эта изменила всю его жизнь: после беседы со старцем Амвросием он был принят скитоначальником, о. Иларионом, в братию и уже не возвращался в мир.
«Круглый сирота, совершенно нищий», – как вспоминал сам он много лет спустя, – отец Нектарий чувствовал себя в монастыре, где было множество образованных братиев, «последним из учеников». И только с годами оценил это неожиданное «преимущество». Как важно для монаха сохранить это самое чувство – ученичества и недостоинства, ведь оно одно способно защитить душу от духовной гордости – «самоцена». Но именно его выделил из числа других послушников опытный взгляд отца Амвросия. «Подождите, Николка проспится, всем пригодится», – по привычке рифмой отвечал он жаловавшимся на о. Нектария старшим братиям.
Лишь спустя одиннадцать лет после поступления в монастырь Господь удостоил его монашеской мантии. Пройдет еще время, и уже к нему начнут направлять старцы за духовным советом и наставлениями.
Краткие слова о. Нектария, дошедшие до нас, благодаря письмам и воспоминаниям о нем, поражают ясностью. В них – мудрость духовная, ум высшего свойства. Вот только некоторые из них: «Человеку дана жизнь для того, чтобы она ему служила, а не он ей, т.е. человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему. Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение; он не сознает, зачем живет». Словно «выжимка», сердцевина из духовных сочинений свт. Феофана Затворника! Такое вот простое напоминание о том, что Господь призывает человека к жизни разумно-свободной и бессмертной, такой, где Дух проницает и наполняет смыслом все — и душевное, и относящееся к заботам плоти.
Или еще: «Молитвой, словом Божиим всякая скверна очищается. Душа не может примириться с жизнью и утешается лишь молитвой, без молитвы душа мертва перед благодатию». О высшей потребности души, о голоде духовном, который может удовлетворить только пища того же свойства – духовная.
Дар рассуждения соединялся у о. Нектария с дарованиями и более поразительными: молитвой необыкновенной силы и прозорливостью. Одним он предсказывал монашеское призвание, других же, напротив, удерживал от поспешных шагов, благословляя на создание семьи, что и исполнялось вскоре. Свидетельств такого рода сохранилось достаточно.
И при этом одним из самых ярких, индивидуальных его качеств оставался интерес к внешнему течению жизни. Не покидая скита, он с удовольствием читал научные журналы, изучал отдельные дисциплины, даже брал уроки французского языка и живописи, нередко говоря о себе: «Я к научности приникаю». Потому-то и молодежь, обращающуюся к нему, он никогда не удерживал от возможности получения высшего образования, напоминая только о том, что необходимо правильно соотносить ценности веры и знания: «Юноши, если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность научности, то получится полный успех в вашей жизни».
В самом деле, какова будет научность, велика ли ей цена, если дух поврежден и сердце нечисто? Уважительное, и вместе с тем далекое от культовости, поощрения пристрастий отношение к науке привлекало к отцу Нектарию духовных воспитанников из числа интеллигенции и ученых. Часто люди просто не могли поверить в то, что у старца нет не только университетского, нет никакого образования. На недоумения он отвечал обычно: «Вся наша образованность от Писания».
И так – всю жизнь: между преумножением знаний, опытности духовной и сохранением простоты с оттенком юродства, которая удерживала его от того, чтобы хотя бы на минуту войти в роль «старшего брата», не имеющего нужды ни в смирении перед Отцом, ни в покаянии. Когда в 1903 г . братия единогласно избрали о. Нектария духовником обители и старцем, батюшка и на этот раз явился в собрание, в чем был застигнут –в разной обуви, и долго отказывался принять на себя возложенную на него обязанность «по скудоумию», смирившись с ней лишь за послушание архимандриту.
Тяжелый крест
Дар пророчества считается не только одним из самых высоких (недаром, о нем говорит и апостол, как о том, к чему должно стремиться больше всего), но и одним из самых нелегких. Задолго до событий 1917 г . в монастыре стали замечать, что юродство батюшки все чаще принимало характер «подсказок», смысл которых, однако, не так-то просто было разгадать. Он то вдруг начинал ходить в халатике, из-под которого «светились» оголенные голени, то устраивал вдруг у себя целый склад из стеклышек, камешков и разных бросовых вещей со словами: «Это у меня музей».
Все это вспомнилось уже в 20-е – 30-е годы, когда граждане стали ходить и в присутственные места, на службу, по новой моде без чулок и без нижнего белья, а в Оптиной, в самом деле, был организован музей, с помощью которого еще удавалось какое-то время спасать обитель от разгрома. Каково же было старцу при этом знании, когда каждый день был для него приближением к той черте, за которой не будет их великой России?
Очень редко батюшка говорил открыто. Так, он произнес однажды: «…1918 год будет еще тяжелее. Царь будет убит вместе с семьей. Замучен».
Многих монахов тогда ожидали этапы, лагеря, а некоторых – тюремные истязания и смерть за Христа. В 1923 году арестовали и отца Нектария. Но Господь уберег его для поддержки и утешения людей в годы гонений на Православие. По выходе из тюрьмы старец поселился у одного из жителей села Холмищи Брянской области. Люди съезжались к нему отовсюду. И в те годы, когда, казалось, все было потеряно безвозвратно, ободряюще, уверенно звучали его слова: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов». До конца 20-х держал он молитву за Россию, за тех, кто жил в миру, в постоянной опасности, и за тех, кто томился в заключении, за живых и усопших, за убиенных и пропавших без вести. Скончался он в 1928-м, на чужбине, далеко от своей родной обители, «вне града».
А десятилетия спустя мощи его были перенесены «домой», в Оптину, еще прежде, чем были восстановлены храмы, и внешний вид монастыря утратил признаки разорения. Как будто антиминс на престоле, они были положены у основания поднимавшейся из руин обители. И уже новое поколение монахов, глядя на конец последних оптинских подвижников, черпало силы для того, чтобы понести и трудности первых лет, и испытание, выпавшее на долю монастыря в 1993 году.
Но в ту Пасху, через пролившуюся кровь мучеников, новая Оптина вступила в наследство с прежней, претерпевшей поругание, видевшей изгнание и смерть ее воспитанников. Три монаха, наших современника, стали участниками духовной вечери Господней, где святость говорит уже не прикровенно и где земные ризы уничижения сменяют одежды, сотканные из света.
http://www.pravmir.ru/prepodobnyj-nektarij-optinskij-
Святой Афанасий Великий: герой среди святых
и святой среди героев
Святой Афанасий, прозванный Святой Церковью Великим за свои выдающиеся добродетели, за непоколебимый характер и за отважную борьбу, которую он вел, спасая Православие от опасности, которую несла в себе ересь антихриста Ария, был крупной исторической фигурой одного из самых важных периодов истории человечества. Именно тогда Римская империя, осознав свою неспособность задушить христианство варварскими гонениями, была вынуждена признать его и опереться на него в попытках продлить свое существование. Подробности жизни и деятельности Афанасия Великого дают нам наглядное представление о той смутной эпохе, когда древняя языческая религия находилась уже на последнем издыхании, а государство перестраивалось на новой религиозной основе – на основе христианства. Одновременно в Церкви шли споры, и созывались местные и Вселенские соборы по вопросам формулировки догматов веры и регулированию проблем, касающихся организации и управления Церкви.
Происхождение и образование Афанасия Великого
Святитель Афанасий родился в Александрии в 295 г. после Р.Х. от греческих родителей-христиан, вскормивших и вспоивших его на источниках христианского и греческого образования. С младых лет Афанасий выделялся острым умом, преданной любовью к Церкви и жаждой знаний. Получив светское образование, он продолжил более углубленно изучать богословие и философию в переживавших тогда свой расцвет Александрийских школах, досконально изучил Святое Писание и посвященные ему труды святых отцов Церкви и церковных писателей, а также древнегреческих поэтов, философов, риторов и историков, прежде всего Гомера, Платона и Аристотеля. Таким образом, он приобрел глубокие знания в христианской и светской (древнегреческой) науке и философии.
Одновременно с получением образования Афанасий подвизался в праведной жизни, в любви и преданности Христу, Церкви и Православию, во имя которого он испытал неслыханные преследования, гонения и изгнания. О его безграничной любви ко Христу и Церкви свидетельствует следующее предание: некогда, еще в детском возрасте, играя на берегу моря, Афанасий крестил несколько детей язычников, и поскольку он точно соблюдал при этом все правила этого церковного Таинства, Александрийский патриарх Александр Первый (313-328) признал это крещение, совершенное маленьким Афанасием, действительным, а самого Афанасия взял под свое покровительство, заботясь с тех пор о его образовании.
В дальнейшем патриарх Александр, высоко ценя праведность, ученость и выдающиеся личные качества Афанасия, дал ему должность секретаря Патриархата, посвятив его в церковный сан чтеца. Позже, в возрасте двадцати четырех лет, патриарх рукоположил его в диаконы. Еще в юном возрасте Афанасий познакомился с прославленным аскетом пустыни Антонием Великим (250-355 после Р.Х.), жил некоторое время рядом с ним, стяжав от общения с ним богатые духовные плоды. Его уважение и почитание Антония Великого были настолько велики, что впоследствии он написал подробнейшее житие великого аскета пустыни.
Битвы за Православие, преследования и гонения
В 318 г., когда Афанасию Великому было 23 года, в Александрии возникла ересь Ария, провозгласившего в своих проповедях и книгах, что Христос был не Богом, а творением Божием. Три года спустя эта ересь появляется и в философском обличье, начав собирать вокруг себя толпы последователей и колебать основы евангельской веры. По этому поводу было решено созвать Собор в Александрии, что и произошло в 321 г. Во время Собора Афанасий, вооруженный богословскими и философскими знаниями, оказал неоценимую помощь патриарху Александру в борьбе с лжеучением Ария.
Однако главная битва православной веры против ереси Ария произошла несколько лет спустя, на Первом Вселенском Соборе, созванном в 325 г. после Р.Х. в вифинском городе Никее. Юный иеродиакон Афанасий принял участие в этом Соборе, сопровождая престарелого патриарха Александра и «несущих с ним служение игуменов» (Сократ Схоластик. Церковн. История. I 25). Там Афанасий, благодаря учености и, прежде всего, горячей вере, стал самым мужественным и непобедимым воином за православную веру против нападок «антихриста Ария». Именно он, главным образом, поразил недуг арианства, поддержав всей своей богословской и философской ученостью и ораторским искусством термин «Единосущный» (Отцу) для второй ипостаси Святой Троицы, Иисуса Христа. Основываясь на учении святого Афанасия, Собор сформулировал семь первых членов Символа Веры, начинающегося со слов «Верую…». (Остальные пять членов Символа Веры были сформулированы на Втором Вселенском Соборе, состоявшемся в Константинополе в 381 г. после Р.Х.). Так имя Афанасия стало с тех пор символом Православия в его борьбе против нападений ариан, многие из которых занимали высокие руководящие посты.
Первый Вселенский Собор столь сильно упрочил славу и влияние святого Афанасия, что уже три года спустя, то есть в 328 г. после Р.Х., когда отошел ко Господу престарелый Александрийский патриарх Александр Первый (313 – 328 гг. после Р.Х.), он в возрасте тридцати трех лет взошел на патриарший трон по «приговору всего народа», как точно отмечает Григорий Назианзин в «Похвальном Слове Афанасию Великому».
Афанасий нес патриаршее служение на Александрийском троне на протяжении сорока шести лет и за все время своего длительного архиерейства оставался «столпом Церкви» и величайшим «отцом Православия». Непосредственно после своего восшествия на патриарший престол он начал деятельно заботиться об устроении Церкви. Путешествуя по своей архиерейской епархии, он посетил Фиваиду, Пентаполь, оазис Аммона (Сива) в Южном Египте, чтобы на месте ознакомиться с нуждами своей паствы, которая везде встречала его с неописуемой радостью и любовью. В посещенных им городах он поставил достойных епископов, в числе которых был и Фрументий – выдающийся человек, обладавший горячим миссионерским пылом. Его Афанасий рукоположил в епископы Аксума и предоставлял ему всемерную помощь и поддержку в работе по распространению христианства в Абиссинии.
Между тем Арий, несмотря на то, что он был низложен Первым Вселенским Собором, вместе со своими последователями причинял много горя святому Афанасию и не переставал сеять смуту в Церкви. Активная деятельность Афанасия по решению церковных вопросов в его обширной епархии, его особый интерес к распространению христианства в Абиссинии, его непревзойденная богословская, филологическая и философская ученость и образование, сила его личности и несгибаемость его характера, а также беспредельное уважение со стороны его паствы обеспокоили предводителя еретиков Ария и его единомышленников. Они пришли к заключению, что, оставаясь на патриаршеском троне Александрии, Афанасий мог нанести смертельный удар их ереси.
По этой причине антихристы ариане начали возводить наветы на святого, пытаясь при помощи интриг и козней скинуть его с патриаршего престола. Он же, сохраняя твердыми и неизменными свои убеждения и непоколебимой веру в Божественную природу Иисуса Христа, выносил с необыкновенным мужеством жестокие гонения со стороны своих противников и их нечестивые интриги и наветы, возводимые на него.
Ариане, склонившие к своему мнению даже самого императора, с небывалой ловкостью плели мириады интриг и наветов, лживость которых обнаруживалась постоянно, так что сами интриганы подвергались осмеянию. Однако эти наветы привели к тому, что святого низлагали с патриаршего престола пять раз, и из сорока шести лет своего патриаршего служения шестнадцать он провел в изгнании.
Поводом для жестокой полемики ариан против святого Афанасия послужил тот факт, что святитель отказался принять в лоно Церкви Ария, несмотря на его исповедание веры, которое он представил в 330 или 331 г. Константину Великому, где лукавейший еретик, конечно, старательно избегал говорить о своих еретических и лживых взглядах на Иисуса Христа. Константин Великий, несмотря на все свое уважение и восхищение, которое он питал к Афанасию Великому за его бескомпромиссный нрав, ученость и храбрость, попал под влияние козней ариан против святого и созвал в 335 г. после Р.Х. Собор в Кесарии Палестинской для изучения обвинений против Афанасия. Собор, в конце концов, собрался в финикийском городе Тире.
Автор: Георгиос Пападимитропулос, филолог-богослов
СОВЕСТЬ
Совесть — чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла.
Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум.
Труднее обольстить совесть, нежели ум.
И с обольщенным умом, подкрепляемым грехолюбивою волею, долго борется совесть.
Совесть — естественный закон.
Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности.
Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову.
Здравое состояние и правильное действие совести возможно только в недре Православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имеет влияние на совесть: уклоняет ее от правильного действия.
Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть — произвольные согрешения.
Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести.
Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее.
Умертвить совесть — невозможно. Она будет сопровождать человека до страшного суда Христова: там обличит ослушника своего.
По изъяснению святых Отцов, соперник человека, упоминаемый в Евангелии, — совесть.
Точно: она соперник! потому что сопротивляется всякому противозаконному начинанию нашему.
Сохраняй мир с этим соперником на пути твоем к небу, во время земной жизни, чтоб он не сделался твоим наветником в то время, как будет решаться вечная твоя участь.
Говорит Писание: Избавит от злых душу свидетель верен. Свидетель верный — непорочная совесть: она избавит душу, внимающую советам ее, от согрешений до наступления смерти и от вечных мук по смерти.
Как лезвие ножа натачивается камнем, так совесть натачивается Христом: она просвещается изучением и изощряется исполнением евангельских заповедей.
Просвещенная и изощренная Евангелием совесть подробно и ясно показывает человеку, его согрешения — и самые малейшие.
Не делай насилия сопернику — совести! Иначе лишишься духовной свободы: грех пленит тебя, и свяжет. Сетует Пророк от лица Божия о попирающих совесть, наветующих самим себе:Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных.
Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить. Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а нарушение какого либо требования, по немощи или увлечению, омывает слезами покаяния.
Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести.
От безделицы, от ничтожных, невидимому, согрешений переходим постепенно к великим грехопадениям.
Что значит это? — велик ли это грех? — что это за грех? — это не грех! — так рассуждает небрегущий о спасении своем, когда он решается вкусить запрещенной Законом Божиим греховной снеди. Основываясь на таком неосновательнейшем суждении, он непрестанно попирает совесть.
Острие ее притупляется, свет ее тускнет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и нечувствия.
Нечувствие соделывается наконец обыкновенным состоянием души. Часто бывает она удовлетворенною им; часто признает его состоянием угодным Богу, спокойствием совести, а оно — утрата ощущения своей греховности, утрата ощущения благодатной, духовной жизни, усыпление и слепота совести.
При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии, различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней логовище для себя. Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки, столько же сильные, как природа, а иногда более сильные, нежели природа. Греховный навыки называются страстями. Человек не замечает того, — а он неприметным образом окован отвсюду грехом, в плену у него, в рабстве.
Кто, пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство греха: тот только с величайшим трудом, при содействии особенной помощи Божией, возможет расторгнуть цепи этого рабства, победить страсти, обратившиеся как бы в природные свойства.
Возлюбленнейший брат! со всевозможным вниманием и тщанием храни совесть.
Храни совесть по отношению к Богу: исполняй все повеления Божии, как видимые всем, так и никому невидимые, видимые и ведомые только одному Богу и твоей совести.
Храни совесть по отношение к ближнему: не довольствуйся одною благовидностью твоего поведения к ближним! ищи от себя, чтоб самая совесть твоя удовлетворялась этим поведением. Она будет тогда удовлетворяться, когда не только дела, но и сердце твое будут поставлены в отношение к ближнему, заповеданное Евангелием.
Храни совесть к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения, помня, что все вещи, которыми ты пользуешься — творения Божии, дары Божии человеку.
Храни совесть к самому себе. Не забывай, что ты — образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ, в чистоте и святости, Самому Богу.
Горе, горе! если Господь не узнает Своего образа, не найдет в нем никакого сходства с Собою. Он произнесет грозный приговор: Не вем вас. Непотребный образ будет ввергнут в неугасающий пламень геенны.
Бесконечная радость обымет ту душу, на которую воззрев Господь, признает в ней сходство с Собою, увидит в ней ту красоту, которую Он, по бесконечной благости Своей, усвоил ей при сотворении, восстановил и умножил при искуплении, которую повелел соблюдать в непорочной целости удалением от всякого греха, хранением всех евангельских заповедей.
Неумолкающий, нелицеприятный блюститель и напоминатель такого удаления и хранения — совесть. Аминь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=author&id=2
МЕШОК ПРОБЛЕМ (ПРИТЧА)
Однажды к Богу пришла женщина. Ее спина была согнута под тяжестью большого мешка, голова наклонена вперед, а взгляд исподлобья был тревожным и бдительным.
- Ты устала, милая женщина? – обеспокоился Господь. – Сними свою ношу с плеч, присядь, отдохни.
- Спасибо, но я не могу тут рассиживаться, я ненадолго, — отказалась женщина. – Только попрошу – и сразу назад! А то вдруг за это время уже что-нибудь стряслось? Никогда себе этого не прощу!
- Чего же ты не готова себе простить?
- Если с моим ребенком что-нибудь случится. Я как раз и пришла попросить тебя: Господи, спаси и сохрани его!
- Я только этим и занимаюсь, — серьезно сказал Господь. – Разве я дал тебе повод усомниться в моей заботе?
- Нет, но… В этой жизни столько всяких опасностей, плохого влияния, крутых поворотов! А у него возраст такой – все хочется попробовать, повсюду влезть, во всем как-то самоутвердиться. Я очень боюсь, что его занесет на повороте, он ушибется, и ему будет больно.
- Что ж, в следующий раз он будет осторожнее, потому что на своей шкуре узнает, что такое боль, — ответил Господь. – Это очень хороший опыт! Почему же ты не хочешь дать ему научиться?
- Потому что хочу избавить его от этой боли! – страстно воскликнула мать. – Ты видишь – я всегда ношу с собой мешок соломы, чтобы подстелить ее там, где он может упасть.
- А упасть он может везде… — задумчиво ответил Господь. – Даже с собственной кровати можно упасть, разве нет?
- Ну да… Но ведь есть же такая пословица – «знал бы, где упасть, так соломки б подстелил». Вот я и пытаюсь обезопасить его.
- И теперь хочешь, чтобы я обложил его соломкой со всех сторон? Хорошо. Смотри же!
И Господь мигом сотворил целый ворох соломы и бросил его в мир. Солома попала точно в цель: она кольцом легла вокруг сына той женщины, отгородив его от всех опасностей, от всех невзгод, от всех соблазнов и искушений, а заодно и от жизни. Женщина видела, как ее сын пытается двигаться то туда, то сюда, раздвинуть стебли, пробраться сквозь солому, но все тщетно: солома передвигалась вместе с ним, готовая, если что, смягчить удар. Сын метался, пробовал разорвать соломенное кольцо, впадал то в отчаяние, то в ярость. А в конце концов, он достал откуда-то спички и поджег солому. Взметнулось пламя, и всю картину мгновенно затянуло дымом.
- Сынок! – закричала женщина. – Сынок, я иду на помощь!
- Хочешь подбросить в костер еще соломки? – спросил Господь. – Имей в виду: чем больше соломки подстилают родители, тем сильнее желание прорваться сквозь нее любой ценой. Если же это не удастся, человек может и вовсе начать прожигать жизнь. Ведь он не будет знать, что такое боль, и что такое свобода выбора — тоже…
- Но я не могу этого допустить! – прорыдала женщина. – Мой мешок соломки спасет его!
- Ты думаешь, что это мешок соломки, но ты ошибаешься, — ответил Господь. – На самом деле это – Мешок Проблем. Все ужасы, которые тебе чудятся, все опасения, которые в тебе живут, все страхи, которыми ты наполнена, находятся в этом мешке. Все, о чем ты думаешь и тревожишься, набирает силу и разрастается, потому что ты даешь этому энергию. Поэтому твоя ноша столь обременительна, а твоя спина устала…
- Выходит, я не должна заботиться о сыне? – в раздумье наморщила лоб женщина. – И это говоришь мне ты, Господи?
- Заботиться – сколько угодно. Это дело матери. Но вот беспокоиться ты не должна – это точно. Ведь я-то тоже о нем забочусь. Позволь и мне делать мое дело. Просто не мешай мне! Но это, как я понимаю, вопрос веры…
- Знаешь что, Господи? – немного подумав, заговорила женщина. – Ты можешь дать мне… спички?
- Разумеется. А что ты хочешь делать?
- Сжечь свой Мешок Проблем, — улыбнулась женщина. – И научиться, наконец, доверять тебе по-настоящему. Падать и подниматься. Ошибаться и исправлять ошибки. С благодарностью принимать и радость, и боль. И подарить моему сыну право делать то же самое.
- Это верное решение, — улыбнулся Господь. – Ну их, эти тревоги! Гори они все огнем!
- Я доверяю миру, себе и сыну, — шептала женщина, глядя, как пылает, корчится, рассыпается и становится пеплом ее заранее припасенная соломка, ее Мешок Проблем. И спина ее теперь была прямой, голова высоко поднятой, а взгляд чистым и ясным. – Я верю, Господи, что все, что происходит, ниспослано тобой – во имя и для блага нас самих. Теперь я и правда верю!
http://subscribe.ru/group/formula-schastya/1717847/
Православный Календарь с 10 Мая 2015 г. по 16 Мая 2015 г.
Воскресенье, 10 Мая 2015 года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.
Ап. и сщмч. Симеона, еп. Иерусалимского, сродника Господня (107). Прп. Стефана, игумена Печерского, еп. Владимиро-Волынского (1094). Прав. Евлогия странноприимца (IV). Прп. Иоанна, игумена кафаров (чистых).
Понедельник, 11 Мая 2015 года. Седмица 5-я по Пасхе.
Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I). Мчч. Дады, Максима и Квинтилиана (286). Свт. Кирилла, еп. Туровского (1183). Мчч. Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия (ок. 63). Мчч. Зинона, Евсевия, Неона и Виталия. Прп. Авксивия. Прп. Кириака Каргопольского.
Вторник, 12 Мая 2015 года.
Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286-299). Прп. Мемнона чудотворца.Мчч. Диодора и Родопиана диакона (284-305). Свт. Василия, еп. Захолмского или Острожского (в Черногории, Cербского) (XVI). Мч. Иоанна Валаха (Румынского). Прп. Нектария Оптинского (XX).
Среда, 13 Мая 2015 года.
Отдание празника Преполовения Пятидесятницы. Ап. Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова (44). Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского (1867).Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обретение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Прп. Климента песнописца. Мч. Максима. Новомч. Аргиры (1752). Иконы Божией Матери "Страстной
Четверг, 14 Мая 2015 года.
Прор. Иеремии (VI в. до Р.Х.). Прп. Пафнутия Боровского (1478). Прмчч. Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816). Сщмч. Макария, митр. Киевского (1497). Прмч. Ваты Персянина (IV). Прп. Герасима Болдинского (1554). СВ. Тамары, царицы Грузинской (1213). Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской (XIV) и именуемой "Нечаянная Радость" и Византийской икон Божией Матери
Пятница, 15 Мая 2015 года.
Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (373). Перенесение мощей блгвв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115). Свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (1654). Мчч. Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II). Блгв. и равноап. царя Бориса, во святом Крещении Михаила (906-907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.).Путивльской (1635) и Вутиванской икон Божией Матери .
Суббота, 16 Мая 2015 года.
Мчч. Тимофея чтеца и Мавры (ок. 286). Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Прп. Петра чудотворца, еп. Аргоссийского (X). Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085), Свенской (1288), Яскинской и Влахернской.