• slide6
  • slide8
  • slide10
  • slide1
  • slide9

3 неделя по Пасхе (26-04-2015)

 Неделя Жен-Мироносиц

124526

 

Христос воскресе!

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Христос Воскресе! В первый воскресный день после Пасхи, в Неделю Фомину, воспоминая явление Господа по Воскресении апостолам, Святая Церковь укрепляет нашу веру удивительным и назидательным примером сомневающегося ученика, уверившегося в Воскресении Учителя только после осязания Его пречистых ран. Господь говорит нам, укрепляя нашу веры: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20: 29).

день-жен-мироносицХороша, спасительна и необходима вера, но если мы не имеем соответствующих дел, то наша вера «мертва сама по себе» (Иак.2: 17). Такая вера бессмысленна, а значит и не нужна. Настоящая вера определяет мировоззрение человека, его образ жизни и проявляется в Евангельской любви к Спасителю. Образ пламенной и постоянной любви, великого и вседушевного усердия Святая Церковь раскрывает в подвиге святых жен-мироносиц, всецело посвятивших себя Господу, «служа Ему от имений своих».

Нынешний воскресный день Святая Церковь посвящает этим святым женам-мироносицам.

Эти великие в своей простоте святые женщины, движимые горячей верой и любовью к своему Божественному Учителю, сохранили Ему верность и проявили героизм тогда, когда апостол Петр трижды отрекся, а другие апостолы, кроме Иоанна Богослова, разбежались, оставив своего Учителя среди врагов. Презрев опасности, они сопровождали Учителя и на Голгофу, своим участием поддержали Его Пречистую Матерь в неутолимой Ее скорби. Усердие, вера, пламенная и постоянная любовь и верность женщин приобщили их к радости Воскресения, и сподобило их понести апостольское служение. Они стали первыми благовестницами Воскресения Христова и, по словам митрополита Антония (Храповицкого), оказались «апостолами для самих апостолов».

Одна из жен-мироносиц, Мария Магдалина, из которой Господь в свое время «изгнал семь бесов» (Мк.16: 9), была спасена от вечной погибели, от бесовской одержимости и порочных страстей. Другие жены, следуя за Ним, слушали Его учение, становясь новыми людьми, учась Его заповедям о любви и прощении. Их имена названы в Священном Писании: Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна и иные с ними. Они искренне были преданы Христу и считали высшей своей обязанностью и величайшим счастьем служить Господу в Его земных нуждах. Благоговейная любовь одной из них – Марии, сестры воскрешенного Господом Лазаря, – проявилась в том, что она, купив драгоценное миро, возлила его на главу Иисуса и таким образом, еще прежде смерти и погребения Господа, оказала Ему погребальные почести.

5541b6300deaЯвляя великую свою любовь к Господу, они следуют за Ним и по смерти, служа Ему, насколько возможно и чем возможно. Они «зело рано», по прошествии субботы, спешат ко гробу Иисуса, победив страх, не обращая внимания ни на какие препятствия. Любовь и глубокая вера пересиливают страх возможной смерти. Они благополучно достигли места погребения Иисуса, нашли отваленным камень от дверей гроба, стражу, омертвевшую от страха, и увидели Ангела, возвестившего им о Воскресении Господа, а потом – и Его Самого, сказавшего им: «Радуйтесь!» Женщины, в глубокой печали забывшие обещание Спасителя, что в третий день Он Воскреснет, пришли с ароматами помазать Умершего, а нашли Воскресшего и первыми вкусили великую радость Воскресения. Это они первые обратились к миру со словами Пасхального приветствия: «Христос Воскресе!»

Теперь, когда мы бываем в безнадежности и отчаянии, мы знаем, что любовь сильнее страха и смерти, крепче угроз и ужаса перед всякой опасностью, что любовь преодолевает все, и она может противостать смерти и победить. Это знание делает осмысленной нашу жизнь и дает силы жить при любых обстоятельствах.

Святые жены-мироносицы свидетельствуют, что по-настоящему любит Бога только тот, кто исполняет Его заповеди и для прославления Его имени готов пожертвовать всем, даже своей жизнью, готов претерпеть все гонения, любые мучения. Такую верность проявляли многие женщины во дни гонений за веру в первые века истории Церкви Христовой.

Во все времена «жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч.31: 30), поэтому вспомним сегодня и тех женщин, которые в годы безбожных гонений на Церковь в ХХ веке мужественно изо дня в день не на словах, а на деле верно служили Церкви, отстаивая храмы, когда их закрывали и разрушали, жертвуя всем, что имели, чтобы поддержать жизнь в приходе, чтобы помочь своему притесняемому священнику и всем, кто терпел лишения и притеснения.

И сегодня благоговейные и мужественные женщины многое делают для укрепления истинного благочестия, для содержания храмов в чистоте и порядке, для поддержания мира и любви в общинах, они всегда славят и благодарят Бога: в счастье и в несчастии, в скорби и в радости, в богатстве и в бедности, во здравии и в болезни. А крепко «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим.8: 28) – рано или поздно побеждается всякое зло: «Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8: 37).

Господь даровал женщине достоинства, каких не имеет мужчина: сочувствие, скромность, а главное – возможность рождать детей и воспитывать их. О предназначении женщины-матери так говорит святитель Иоанн Златоуст: «Жена обручена мужу для общения в жизни, для рождения и воспитания детей, для того, чтобы беречь дом». Жена верующая несет крест семейной жизни без ропота, без жалоб окружающим и, во всех горестях своего сердца 742 0146377bутешаемая Создателем, сплетает себе в смирении и благочестии венец бессмертия на Небесах. Давно известно, что «жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лицо во всякое время веселоеЧто солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее» (Сир.26: 2-4, 20-21). «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притч.14: 1).

Благочестивая жена имеет доброе влияние на мужа, укрепляя его в вере, своими благими наставлениями и заботой внушает детям почитание Бога, уважение к Его святому закону, любовь к молитве. Как благообразна и умилительна мать или бабушка, которая, когда все покоятся глубоким сном, несмотря на усталость и недуги, в ночной тишине с горячими слезами творит молитву Господу, Царице Небесной и святым, испрашивая у них помощи своим детям, более всего прося сохранить их в доброй христианской нравственности, уберечь от бездны порока и мирской суеты. Горячая материнская «молитва много может на умоление Владыки». И Господь изливает Свою милость в ответ на молитву матери: «О, женщина! да будет тебе по желанию твоему» (Мф.15: 28).

Прославляя ныне святых жен-мироносиц, будем помнить о непоколебимой любви к Господу, преобразившей робкого Иосифа Аримафейского, тайного ученика Господа Никодима и скромных жен-мироносиц, чтобы не только словами, но и всем существом своим, каждое мгновение жизни, «на всяком месте владычества Его» (Пс.102: 22) нести миру радость Воскресения:

«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе Христос!»

Архимандрит Иосиф (Еременко), 2013г

Жены-мироносицы — неудобные свидетельницы

В нашу эпоху Церковь часто обвиняют в уничижении женщин, и православные люди указывают на жен мироносиц как на один из примеров (другой пример — Матерь Божия) того, что Церковь ставит женщину исключительно высоко — настолько высоко, что первыми встречают Воскресшего именно женщины, и именно они оказываются первыми благовестницами — в то время, как ученики проявляют скептицизм и неверие.

Вспомним рассказ Евангелия: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и 1304585708 ca152059f891-1начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (Лук.24:13-25)»

Ученики-мужчины оказываются откровенно маловерными, «несмысленными и медлительными сердцем». Они вовсе не исполнены энтузиазма — напротив, они пребывают в глубоком унынии и разочаровании — «а мы думали было… » В это время как неколебимую веру проявляют именно женщины. Именно они оказываются «Апостолами к Апостолам», именно от них Апостолы узнают о Воскресении. Однако вместо того, чтобы отозваться ликующим «Воистину Воскресе!», мужчины просто не верят — «и показались им слова их пустыми, и не поверили им. (Лук.24:11)». Поразительно антимужской текст. Можно было бы предположить, что к его написанию приложили руку воинствующие феминистки.

Однако предположить мы такого не можем — и по достаточно очевидной причине. Текст, как это установлено учеными, написан в I-ом, и уж точно не в XXI веке нашей эры. В I-ом веке Н.Э. не было воинствующих — и вообще никаких — феминисток. Противникам не пришло бы в голову упрекать Церковь в излишней патриархальности и принижении женского начала. Античный мир был настолько жестко патриархальным, настолько антиженским, что нам трудно себе это представить. Благочестивые Иудеи каждый день молились словами «Благодарю тебя, Боже, за то, что не сотворил меня женщиной», но на фоне язычников такое отношение выглядело еще очень благожелательным. Все-таки в Ветхом Завете Ева названа «помощницей», «соответственной мужчине», «матерью всех живущих», а многие библейские тексты прославляют благочестивых женщин — хозяек, матерей, жен, и даже воительниц и пророчиц. В греческой мифологии первой женщиной была не Ева, а Пандора. Та самая, от которой во все языки Европы вошло выражение «ящик (или шкатулка) Пандоры». Сохранились даже жалобы греков, недовольных тем, что они не могут завести сыновей без помощи женщин — было бы куда проще принести приношение в храм и наутро забрать ребенка, так нет, приходится иметь дело с женщинами.

В наше время люди могут мечтать о гармоничной эпохе «великой богини», когда люди-де поклонялись женским божествам, статус женщины был высоким, а нравы — кроткими и мирными. Не стоит насмехаться над такими мечтами — в них, пусть и криво, отражается тоска по потерянному раю. Но к исторической действительности они не имеют отношения. Афиняне поклонялись богине, и жили в самом демократическом обществе той эпохи — но при этом, как пишет imagesфранцузский историк Адре Боннар, «в афинском обществе не только рабы не имели права пользоваться благами демократии. Были и другие человеческие существа, почти столь же презираемые, как и те, — это женщины» (Андре Боннар, «Греческая цивилизация»)

В наше время мы можем указывать на высочайшую честь, которой сподобились жены-мироносицы, как на что-то, что современный человек скорее одобрит; как никак, мы живем в цивилизации, сформированной почти двумя тысячелетиями Христианства. Но тогда, когда впервые прозвучала проповедь Апостолов, когда Святой Апостол и Евангелист Лука писал свое Евангелие, то обстоятельство, что первыми Воскресшего увидели именно женщины, было крайне неудобным, даже неприличным. Язычники не упускали случая поиздеваться над этим; как пишет один из первых антихристианских полемистов, Цельс, «А что он, хотя не сумел постоять за себя при жизни, став трупом, восстал, показал следы казни, пробитые руки,— то кто это видел? Полубезумная женщина или кто-нибудь еще из той же шарлатанской компании». Женщины как свидетели Воскресения были настолько чудовищно проигрышным пиар-ходом, что объяснить этот ход можно только одним — они действительно увидели Воскресшего первым. Если бы Апостолы стали придумывать красочные детали, чтобы придать правдоподобия своему Возвещению, то они никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах не стали бы делать первыми свидетелями Воскресения женщин.

Это удивительное свидетельство подлинности Евангелия. Как пишет выдающийся современный библеист Епископ Том Райт, «Нравится нам это или нет, в античном мире женщины не считались надежными свидетелями. Когда у христиан появилось время создать готовую формулировку, которую приводит Павел в 1 Кор 15, они тихо исключили оттуда женщин, которые здесь совершенно невыгодны с точки зрения апологетики. Но в евангельских рассказах они играют и главные, и второстепенные роли, это — первые очевидцы, первые апостолы. Такое нельзя придумать. Если бы традиция началась со свидетелей — мужчин (что мы видим в 1 Кор 15), никто, переписывая ее, не стал бы включать туда женщин. Но все евангелия говорят именно о женщинах» (Том Райт, «Главная Тайна Библии»).

Если мы немного задумаемся над историческим контекстом евангельских событий, мы увидим, насколько драгоценным является свидетельство жен-мироносиц, свидетельство, прозвучавшее в мире, где никто не желал относиться к свидетельству женщины всерьез.

Сергей Худиев 

http://www.pravmir.ru/zheny-mironosicy

Царственная лилия. О святой царице Тамаре

sv-blagovernaya-tsaritsa-gruzii-tamara-tarelkaЕсли сравнить Церковь с дивным садом, то царица Тамара будет царственной лилией в этом саду. Кто произносит в молитве ее имя, тот ощущает духовное благоухание, как небесных цветов, построенных ею монастырей в сердце гор, часовен на вершинах скал и воздвигнутых в долинах храмов и соборов, величественных, как утесы Кавказа. Кто произносит в молитве ее имя, тот слышит звон колоколов, возвещающих о победе над врагами креста. Кто произносит ее имя, тот видит голубой и алый цвет зари на небе Грузии, в лучах которой меркнут луна и звезды. Большинство народов мира в своих песнях и сказаниях называли май самым прекрасным месяцем года. Его первый день посвящает Грузинская Церковь царице Тамаре, может быть, потому, что ее царство было самым светлым и прекрасным днем в жизни Грузии. 

Грузинская Церковь празднует память царицы Тамары в день святых жен-мироносиц – тех, кто, как апостолы, оставили все земное и следовали за Христом. Царица Тамар, управляя обширным государством, душой пребывала с Христом, подобно одной из жен-мироносиц. Свое милосердие, как миро, излила она на раны Грузии и старалась стереть всякую слезу с ее очей. Если б можно было назвать царицу другим именем, то это имя было бы «милосердие». Если б можно было назвать ее царствование одним словом, то этим словом было бы «благородство». Народ и история назвали ее великой, но это было не только величие ее побед, но и величие ее христианской души, которое сияет нам через мглу веков. Святая царица Тамара взяла скипетр – как крест и, взойдя на трон, сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц». Она стала не только царицей, но матерью и ангелом-хранителем народов Грузии. 

Царицу Тамару называли мудрой. Любовь дает человеку неземную мудрость, любовь раскрывает сердце человека для Бога, любовь дает человеку единственное истинное счастье – быть жертвой для других. 

Жизнь святой царицы Тамары была невидимым распятием за свой народ. Если юродивые скрывали дар прозорливости и исцелений под маской мнимого безумия, а преподобные свои духовные подвиги – в пустыне или за стенами монастырей, то подвижническая жизнь иверской венценосицы была скрыта от глаз мира еще глубже – за блеском царского двора, за грудами золота и драгоценных камней, которые приносили к ее ногам столицы и города Востока. 

Днем, восседая на троне, она разбирала государственные дела и творила суд, подобно Соломону изумляя мудростью и великодушием тех, кто приходил к ней. Это был суд, где торжествовала правда, но и для осужденных не был закрыт родник ее милосердия. Меч Соломона настигал даже у жертвенника храма; во дворце же Тамары находили прощение и милость даже враги царицы – те, кто желал ее смерти и пытался направить меч в ее грудь. По ночам святая Тамара одевала власяницу и молилась Божией Матери, называя Ее Царицей Грузии, а себя – последней рабой. Молитвы святой венценосицы, как крепостные стены, защищали страну от видимых и невидимых врагов. 

Цари владычествуют над народом, а лучшие из них служат подданным, как nb512217своим господам. В молитвах, долгих, как у схимницы, проходили бессонные ночи царицы, а слезы ее – то прозрачные, как алмаз, то кровавые, как рубин, – стекали, будто струи мира на землю. Ее молитва была тем пламенем, которого страшились демоны: так дикие звери пугаются зажженного факела, так волки не могут приблизиться к огню костра и только пронзительно воют издалека. 

Еще в юности святой царице Тамаре даровано было сновидение: будто даны ей крылья, и она поднялась высоко в небо над Грузией. Видит она на западе Черное море. В нем, как лебеди в озере, плывут византийские и генуэзские корабли. На юге единоверная Византия, Царьград – крепость Православия, стоящий, как исполин, на двух материках. На севере – вершины Кавказских гор, похожие на белые облака, сияющие, как купола храма. Взглянула она на восток и видит Каспий, который в ярости вздымает волны все выше и выше. Со страшным грохотом бросаются, как львы на добычу, и падают кипящие воды Каспия. Кажется, что гребни волн поднимаются над Кавказскими горами, что Каспий опрокинется, как огромная чаша, и поглотит в своей пучине весь Кавказ, и он, как при Ное, превратится в дно океана, а Грузия навсегда исчезнет в бездне бушующих волн. Святая царица Тамара стала молиться Богу о спасении своей страны, и увидела она трех ангелов в образе юношей, которые мчались на конях к берегу Каспия и, остановившись, стали пускать в море огненные стрелы. Раздался грохот, как будто рухнули горы Кавказа, поднялся к небу огненный столб, как во время гибели Содома, и весь огромный Каспий запылал, как пылает болото нефти. И видит она снова Каспий в образе старца, который стонет и молит о пощаде. 

Проснулась царица Тамара в глубокой скорби. Она поняла, что грозная опасность идет с востока, но Господь сохранит Грузию во время ее земной жизни, как Господь сохранил от нашествий ассирийцев и вавилонян иудеев ради праведного царя Иезекии. 

При царице Тамаре Грузия достигла вершины своего могущества. Путник стоит на вершине гор и осматривает окрестность под своими ногами, как с высоты орлиного полета. Он любуется лазурным пламенем небосвода и облаками, подобными причудливым сказочным островам, плывущим в голубом просторе, лугами, как ковром, вышитым живыми цветами. А в это время за горизонтом собираются черные тучи. Буря может застать путника в горах, бушующие потоки – преградить ему путь. Но ничто не предвозвещает беды, небо ясно и спокойно. 

Уже на востоке собираются орды Чингисхана. В горах Алтая, в равнинах Манчжурии, в пустынях Монголии собираются страшные силы. Монгольский клинок скоро разрубит карту мира от Тихого океана до Средиземного моря. Падет Китай. Дым от сожженных городов и сел оденет черным трауром небо над Грузией. Огненная лавина монгол пронесется над Русью. Монгольская конница достигнет границ Сербии, и Батый, зачерпнув своим шлемом воды из Адриатического моря, выльет ее на берег в знак того, что эта земля отныне принадлежит монголам. Но пока жива царица Тамара, солнце будет сиять над Грузией, земледелец – бросать зерно пшеницы в борозды поля, зодчие – строить храмы и крепости, а мать – кормить грудью своего ребенка. 

Как царской короной, украсила царица Тамар вершины гор каменными крестами, воздвигла в горных ущельях и дремучих лесах храмы и монастыри, а в равнинах – соборы, будто неприступные крепости. Казалось, вся Грузия устами алтарей поет гимн Богу. Царица Тамара докончила строительство монастырей, начатое при ее отце Георгии и великом прадеде святом Давиде Строителе. Она довершила строительство пещерного монастыря Вардзия – замка роз, где проводила Великий пост. Построила монастырь Бетания – в честь Рождества Божией Матери. Восстановила грузинский Крестовый монастырь в Палестине. Ее казна была похожа на озеро, куда стекали, как реки и ручьи, сокровища ее обширного царства и вассальных стран, а с другого конца озера вытекали золотые реки и потоки для нуждающихся и бедных, для строительства монастырей, для помощи Церквам в странах, находившихся под игом мусульманских правителей. И к иноверцам-иноплеменникам было открыто ее сердце и была щедрой ее рука. Голодного она не спрашивала: кто ты? А бедного: какая у тебя вера? 

Два раза в Грузию вторгались объединенные силы мусульманских государств Ближнего Востока и два раза находили в земле Грузии общую могилу. Первый поход предпринял багдадский халиф, глава мусульман всего мира, совмещавший царскую и религиозную власть. Он занимал такое же положение и имел такой же непререкаемый авторитет, как папа в Священной Римской империи. Сопредельные с Грузией мусульманские государства выставили огромную армию. Предводительствовал ей атабег Абубекр. 

Пока собиралось грузинское войско, в течение многих дней царица Тамар молилась в храмах Тбилиси. Войско вышло из ворот столицы. Впереди шла царица Тамара – босая, с распущенными волосами, с крестом в руках, как пророчица Девора перед войском израильтян. Она благословила крестом своих воинов, которые стройными рядами проходили мимо нее, сверкая доспехами и боевым оружием, с поднятыми знаменами, зная, что многие из них уже не возвратятся назад. Затем она вошла в Метехский храм Пресвятой Богородицы и перед иконой Одигитрии стала молиться, чтобы Дева Мария спасла Грузию, как некогда спасла Царьград, окруженный полчищами аваров и скифов. Вместе с царицей Тамарой молился народ. Каждый исповедовал перед Богом свои грехи. Мирились те, кто раньше были во вражде друг с другом, богатые прощали долги своим должникам, отпускали узников и пленников на свободу. Храмы были открыты день и ночь. В битве при Шамхоре грузинское войско одержало победу. Главным трофеем в этой битве была Шамхорская крепость, которая считалась неприступной. 

KZWmUОсобенно грозным для Грузии было нашествие мусульман под знаменами Румского султана Рукнадина, правителя государства, образованного из отторгнутой от Византии провинции, который, подобно кесарю Византии, считал себя наследником Римской империи. Румский султан, уверенный в своей победе, послал царице Тамаре письмо, где с неслыханной дерзостью требовал, чтобы царица вместе с народом приняла мусульманство. Поэтому борьба с турко-арабским войском была, прежде всего, борьбой за веру. 

Румский султан ожидал, что грузинское войско, уступавшее ему численностью, не посмеет вступить в бой и перейдет к защите, а он возьмет один за другим крепости и города и замкнет кольцо своих войск вокруг Тбилиси. Гордый султан, считавший себя преемником цезарей, хотел взять Тбилиси штурмом, как некогда Тит – Иерусалим, и омыть кровью грузин позор за поражение, которое нанес туркам царь Давид Строитель, вырвав из их рук, как корону, Тбилиси. 

Румский султан был опытный воин, свою жизнь провел в боях с византийцами и крестоносцами, где одерживал победы и терпел поражения. Но теперь случилось то, чего он не ожидал: война окончилась одним сражением. У Вардзийского монастыря разбилась, как о скалу волна, и погибла его армия. 

В Грузии было спешно собрано войско, как будто звук боевой серебряной трубы облетел всю страну. Царица Тамара, обращаясь к воинам, сказала: «Пусть не устрашает вас многочисленность врага, надейтесь на силу креста. В битве совершится суд Божий». 

Румский султан принимал в своем шатре из белоснежного шелка посла, который привез ответ, что вызов на войну грузинами принят. В это время султану донесли, что приближается грузинское войско. «Может быть, это спешит к нам отряд от союзных эмиратов, которые услышали призыв к джихаду – священной войне с христианами». Султану ответили: это христиане; мы видели крест на их знаменах. 

Румский султан сидел в безмолвии. Он не понимал, как может орел напасть на стадо волков, а затем сказал: «Враги идут сами на мой меч покорно, как овцы на меч, теперь мне не надо будет гоняться за ними по горам и оврагам», – и добавил: – «Оседлайте мне боевого коня и для смены – лучшего арабского скакуна». Тот конь спас султана от смерти и плена. Грузины похоронили убитых врагов с воинской почестью, они не мстили мертвым. 

Нет уголка в Грузии, где не произносили бы с благословением имя царицы Тамары. Царица знала, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, и поэтому завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира. Грузия выполнила ее завещание. Ее могила сохранилась и от магометан и от монголов, и от тех вандалов, которые разрывают и оскверняют гробницы своих царей. Вся страна оплакивала царицу, весь народ чувствовал себя осиротевшим. Казалось, что слава и величие Грузии воплотились в лице царицы, и теперь предстоят грозные испытания. 

Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамара, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре, в усыпальнице Багратионов. Другое утверждает, что она погребена в Иерусалиме, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша – Георгий исполнил заветное желание своей матери: отряд грузин, примкнувши к войску крестоносцев, привез гроб царицы Тамары в Крестовый монастырь. Но это тайна, о которой никогда не расскажут уста земли… 

У горцев есть предание, что, когда умножатся беды и скорби, царица Тамара снова придет в Грузию, снова сядет на своем золотом престоле и утешит народ. Но царица Тамара, царствуя не на земле, а на небесах духом своим, любовью никогда не оставляла Грузию и не оставит ее. 

http://vsetsaritsa.ru/ortidox_saints/

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в годовщину канонизации блаженной Матроны Московской

17968Хотел бы всех сердечно поздравить с днем памяти святой праведной блаженной Матроны Московской. 16 лет тому назад было прославление этой почитаемой старицы в лике святых. Нередко для того, чтобы совершить акт канонизации, специальные комиссии работают над тем, чтобы выявить наличие реальной помощи, которую люди получают от молитвы к тому или иному святому. Не всегда это просто сделать. А в случае с Матроной Московской все было очень просто. Не надо было заседать никаким комиссиям, всё было ясно, потому что общенародное почитание святой было столь высоко даже в трудные времена, когда внешнее проявление религиозности было ограничено, а нередко и пресекалось властью. Люди ходили на место ее погребения, брали с собой земличку с ее могилы, горячо ей молились и получали просимое.

А почему возникло такое почитание Матроны после ее кончины? Да потому что это почитание было уже при жизни. К ней стекались люди из многих уголков нашей страны, и не только из России, чтобы встретиться с ней, передать ей свою скорбь, попросить ее молитв, и получали просимое. Поэтому, когда возник вопрос о канонизации святой праведной Матроны Московской, не потребовалось никаких особенных процедур, потому что общенародное почитание было налицо. И в основе этого почитания не какие-то личные способности Матроны, не ее какие-то особенные таланты, а ее жизнь, преданная Господу, страстотерпческая жизнь, в которой не было ничего личного, ничего радостного с точки зрения обычной человеческой жизни и обычных оценок этой жизни, была только одна скорбь. 

Она родилась слепой, она не могла передвигаться, она была лишена всего, что так вожделенно для человека. И находясь в этом тяжелейшем с внешней точки зрения положении, она жила полной и радостной жизнью во Христе, потому что радость происходит от Бога, счастье проистекает от Бога, и даже человек, который не может видеть и передвигаться, живя вместе с Богом, обретает эту радость и эту внутреннюю силу, которую дает благодать. И нередко такие люди способны делиться этой радостью, этой силой с окружающими их людьми. 

mat1Удивительным образом к Матроне приходили совсем разные люди. Существуют какие-то не совсем правдоподобные истории, а существуют очень даже реалистические истории, о которых мы имеем множество свидетельств, как к ней приходили и знатные, и совершенно простые, и люди духовные, и падшие грешники. И она ведь принимала всех  — и славных, и бесславных, и благочестивых, и грешных. Она молилась за всех, кто к ней приходил и кто просил ее помощи, и ведь помощь получали почти все. 

Может быть задан такой сложный вопрос: а как же с грешниками? Приходили к ней грешные люди, которые жили беспутной жизнью, у которых с точки зрения порядка, закона — и гражданского, и церковного — всё было неправильно. Приходили, просили — и Матрона помогала. 

Для того чтобы понять как это происходило, нужно обратить внимание на то Евангельское чтение, которое полагается на сегодняшний день (Лк. 7: 36-50). Чтение удивительное. Там есть повествование о том, как в доме Симона прокаженного, который был прокаженным, но потом был исцелен Спасителем, женщина блудной жизни, грешная женщина, подошла и стала целовать ноги Спасителя и плакать. И поскольку слезы текли обильно, вытирала своими волосами Его ноги, а потом возлила на голову Его драгоценное миро. И тогда те, кто был рядом, подумали: «Если бы Он был бы пророком, то Он ведь точно знал бы, что эта женщина блудница, грешница. Разве бы Он допустил ее к Себе? Разве бы Он допустил, чтобы она Его ноги прилюдно целовала, да еще волосами отирала эти ноги? Никакой Он не пророк».

И тогда в ответ на эти мысли, в том числе и те, что постигли Симона прокаженного, исцеленного Спасителем, Он рассказывает притчу о том, что было два должника, один имел 500 денежных единиц долга, а второй 50. И господин простил и одному, и другому. И спрашивает Господь Симона: «Как ты думаешь, кто будет более благодарен тому, кто простил долг?» И Симон отвечает: «Думаю, тот, которому простил больше». Это и был ответ всем тем, кто недоумевал, почему же Господь допустил к Себе грешную женщину. 

А разве не то же самое происходило в той маленькой коморке Матроны Московской, когда к ней приходили в большинстве случаев грешные и грешницы и просили ее? И она помогала. Она обращалась к Господу, к Тому Самому, Который простил эту блудную женщину, Который допустил до Себя ту, которой брезговали и которой сторонились люди. Потому что Матрона совершала то, что совершил Господь. И это есть великий пример спасающей Божественной силы. 

Fotoalbom-svyatoy-MatronyiГосподь может спасти любого грешника, даже того, которого общество не способно простить. Господь спасает преступников, которых общество изолирует. И мы знаем случаи, когда, освободившись из заключения, люди меняют свою жизнь настолько, что становятся примером для других. Сила Божия простирается на всех, ибо, по Его слову, дождь проливается и на праведных, и на грешных, и солнце сияет и над праведными, и над грешными (см. Мф. 5:45). И сила угодников Божиих в том, что они помогают грешным людям увидеть милость и любовь Божию, которую часто мы с вами не способны передать другим людям. Мы можем говорить о любви, а когда нужны усилия, то появляется огромное количество отговорок, в том числе таких: а достоин ли этот человек вообще, чтобы с ним разговаривать или ему помогать, не говоря уже о том, чтобы разделить с ним его скорбь.

Подвиг святой праведной Матроны Московской, который отображает в себе служение Спасителя, потому и был так востребован людьми, потому и сегодня так востребована людьми святая праведная блаженная Матрона Московская, что не так много праведников, но много грешников, которые и сегодня приходят к ней и просят ее молитвы. И ведь получают просимое, потому что великая угодница Божия эти молитвы передает Тому, Кто Сам прощал грешников и исцелял их недуги. В этом и причина святости праведной Матроны, в этом и источник ее чудодейственной силы, потому что она жила по заповедям Христовым, а проще сказать — делала то, что делал Христос Спаситель, обращаясь и к тем, кто праведен, и к тем, кто грешен, принося дары исцеления и для одних, и для других.

И, наверное, самый главный урок, который каждый из нас должен вынести, соприкасаясь с праведной Матроной, состоит в следующем: и мы должны быть способными прощать грешников и не осуждать людей, и мы должны быть способными, невзирая на лица, делать добро не только тем, кто нам делает, не только тем, кто выглядит праведником, но и тем, кто таковыми не выглядит. Это и есть исполнение заповедей Христовых о любви к ближнему, через которую познается Сам Бог и через которую человек входит в Божественную жизнь, не прерывающуюся с жизнью земной, но простирающуюся в вечность. Молитвами святой праведной Матроны Московской да хранит нас Господь от всякого зла. 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 

http://www.patriarchia.ru/db/text/3641938.html

Православный Календарь с 26 Апреля 2015 г. по 2 Мая 2015 г.

Воскресенье, 26 Апреля 2015 года. Неделя 3-я по Пасхе, св.жен-мироносиц.

Свв.жен-мироносиц, прав. Иосифа Аримафейского и Никодима (празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю жен-мироносиц). Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303). Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476). Новомч. Димитрия Пелопонезского (1803). 

8Понедельник, 27 Апреля 2015 года. Седмица 3-я по Пасхе.

Свт. Мартина исп., еп. Римского (655). Мчч. Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (1347). Мч. Ардалиона лицедея (актера) (305-311). Мчч. 1000 Персидских и Азата скопца (ок. 341). Прп. Христофора савваита. Виленской иконы Божией Матери. 

Вторник, 28 Апреля 2015 года.

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Блгв. вел. князя Киевского Мстислава-Феодора. Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (100-130) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372). Мч. Сухия и дружины его в Армении. 

Среда, 29 Апреля 2015 года.

Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Прп. княгини Феодоры-Вассы, Нижегородской. Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры (258). Мч. Ирины иной. Новомч. Михаила (1772).Ильинско-Черниговской (1658), Тамбовской (1692) и Шуйской икон Божией Матери. 

Четверг, 30 Апреля 2015 года.

Сщмч. Симеона, еп. Персидского, и с ним мчч. Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мц. Аскитреи и иных многих (344).Прп. Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435). Прп. Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641). Мч. Адриана (251). Свт. Агапита, папы Римского (536

Пятница, 1 Мая 2015 года.

Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820-850). Мчч. Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Свт. Космы исп., еп. Халкидонского, и сподвижника его прп. Авксентия (815-820). Новомч. Иоанна Яницкого (1526).Прпп. Антония, Евфимия и Феликса Корельских. Максимовской иконы Божией Матери (1299). 

Суббота, 2 Мая 2015 года.

Прп. Иоанна Ветхопещерника (VIII). Блаженной Матроны Московской. Мчч. Феоны, Христофора и Антонина воинов (303). Сщмч. Пафнутия, еп. Иерусалимского. Свт. Георгия исп., еп. Антиохии Писидийской (813-820). Свт. Трифона, патриарха Константинопольского (933). Прп. Никифора игумена Катавадского. Прп. Симеона Босого. Иконы Божией Матери "Моздокской

Христос воскресе!

Всех дорогих наших женщин с праздником –

Православным женским днем Жен Мироносиц!

Радости вам, дорогие сестры, улыбок, а так же добрых подарков и внимания!

цветы орхидеиПусть Господь, который наполняет радостью всю вселенную, наполнит благостью сердца Ваши, укрепит Вас в христианских добродетелях Вере, Надежде, Любви. По словам митрополита Антония Сурожского «Любовь сильнее страха и смерти, сильнее любой опасности, там, где ум, уверенность не спасли учеников (апостолов) от страха, любовь — победила все». Ваши покровители отвергли страх перед теменью ночи со слезами и миром в руках пошли помазать Тело Господа и первыми услышали радостную весть. Апостолам благовестили: «Воскрес!!! Воскрес Христос!!!»

Эти спасительные слова ведут борьбу с теменью сомнений, неверием, страхом — громко звучат сквозь тысячелетия и наполняют радостью сердца людей. От того священного события до сего времени делание жен-мироносиц не окончилось, но продолжается Вами — дорогие женщины.

С праздником Вас, сестры !!!

Христос воскресе!

 

 

DSC 0776-matrona


Святая блаженная Матрона Московская,

моли Бога о нас!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00