2 неделя по Пасхе (19-04-2015)
Антипасха. Фомино Воскресенье
Фомино воскресенье.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе!
Второе воскресенье после Пасхи имеет несколько литургических наименований. Одно из них – Антипасха. Также оно называется Фоминым воскресеньем, потому что в этот воскресный день мы слышали евангельское повествование, рассказывающее о встрече апостола Фомы с воскресшим Спасителем.
Сегодня за Божественной Литургией мы слышали евангельское повествование, которое возвещалось Церковью еще в первый день Пасхи Господней. В нем говорится о том, как Господь в первый день после Своего Воскресения явился ученикам, которые находились в Сионской горнице Иерусалима. Правда, не все ученики тогда находились в этой горнице, не было среди них апостола Фомы. Когда позднее другие апостолы возвестили ему, что они видели воскресшего Учителя, Фома стал сомневаться и сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Ин.20:25).
Многие, читая это евангельское повествование, могут осуждать Фому за его неверие. Но давайте всмотримся в образ этого человека. Трижды в Евангелии говорится об апостоле Фоме. Первый раз его имя упоминается в тот момент, когда Господь избирает на апостольское служение простых людей, большинство из которых были рыбаками. Второй раз апостол Фома упоминается при очень важном для Иисуса Христа моменте, когда Он узнает о том, что друг Его Лазарь умер. Это было накануне входа Господня в Иерусалим. Ученики отговаривали Христа идти в Иерусалим, зная, что там Его ждет ненависть, презрение и смертельная опасность. И только Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с ним». (Ин.11:16). Какая преданность в словах апостола Фомы! Он готов идти за Христом даже на смерть. И вот в третий раз упоминает Евангелие об апостоле Фоме, и мы видим его как бы колеблющимся, не верующим в те слова, которые говорят ему прочие ученики, свидетельствующие о Воскресении Христовом.
Почему такая перемена? Что произошло с Фомой? В самом ли Фоме причина? Я думаю, что причина заключалась не в Фоме, а в самих учениках? Внешне они, может быть, ликовали и радовались тому, что их Божественный Учитель воскрес, а Фома не увидел в них никакой перемены. Он не увидел в них тех, кто встретил воскресшего Христа. Я не случайно, братья и сестры, обращаю ваше внимание на это. Мы внешне, казалось бы, так же радуемся и ликуем от того, что Пасха наступила. Но при всем внешнем ликовании давайте спросим самих себя: «А что изменилось в нашей жизни? Да, Христос воистину воскрес. А я, озаренный этим светом Воскресения Христова, разве изменился в лучшую сторону? Разве я меньше стал грешить? Разве я воистину стал свидетелем этого величайшего, необыкновенного чуда Воскресения?»
Когда с нами встречаются внешние люди, которые слышали о том, что мы празднуем Пасху Господню, разве они говорят: «Какие христиане необыкновенные люди! Как они светятся добрыми делами. Сколько добра, сколько любви, сколько человечности в жизни этих людей!» Разве говорят так о нас с вами те, внешние, которые еще не познали Христа? К сожалению, нет. Почему? Потому что, вроде бы мы и говорим о Воскресении, вроде бы улыбки и радость на наших лицах, а жизнь наша продолжает оставаться такой, как будто не было Воскресения Христова. Вот о чем нам необходимо в это второе воскресенье Пасхи Господней задуматься. Если я являюсь проповедником и свидетелем этого чуда, то оно должно быть возвещено мною не только словами, потому что чаще всего словам не доверяют, а делами моей жизни – состраданием, милосердием, любовью.
Когда мы говорим, что Христос воскрес, не ненависть, не зависть, не злоба, не раздражение должны быть проявлениями наших каждодневных поступков, а милосердие, сострадание, любовь. Та самая любовь, которую Христос воскресший принес на эту землю для того, чтобы мы, являясь Его учениками, несли эту любовь всем окружающим нас людям. Если Фома не поверил тогда, не увидев Христа, то это не его вина, а вина тех, кто возвещал ему об этом величайшем событии. И нам иногда не верят. Не потому что Христос не воскрес, а потому что мы живем не достойно Воскресения Христова. Так давайте же, братья и сестры, жить так, чтобы своей жизнью свидетельствовать о Воскресении Христовом.
Когда ученики были просвещены Благодатью Духа Святого в пятидесятый день после Воскресения Христова, тогда они смогли нести славную весть о Воскресении Христа во все уголки земного мира. Кто-то может сказать: «Апостолы были озарены Духом Святым, поэтому им и верили.» Я хочу сказать с твердой убежденностью и верой, что и на нас также как и на учеников Христовых было сошествие Духа Святого. Кто-то скажет: «А я что-то не помню, чтобы и на меня в виде огненных языков сходил Дух Святой». Да, может и не сходит на нас Дух Святой в виде огненных языков, но что Он снисходил на каждого из нас это истина и факт. И это схождение Духа Святого совершилось в момент Крещения. А если мы были причастниками Духа Святого, то и наша жизнь также как и жизнь учеников Христовых озарена и просвещена этой Благодатью Божией. Так давайте приумножать в себе эту дарованную нам Благодать и нести ее как Свет. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф.5:16).
Дай Бог, чтобы этот урок, который в этот воскресный день для нашего назидания преподносит Святая Церковь, был для нас полезным и спасительным. Чтобы наша жизнь была свидетельством величайшего чуда Воскресения Христова. Будем нести эту истину в мир всем людям. Дай Бог, чтобы каждый встретившийся с нами человек мог сказать: «Воистину Христос воскрес!» Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2010г
Отчего мы не имеем веры?
Эти слова сказал Господь верному ученику Своему, отказавшемуся поверить воскресению Господа, когда о воскресении Господа поведали ему братия его, Апостолы; эти слова сказал Господь ученику, объявившему, что он не поверит воскресению Господа, доколе лично не удостоверится в столь чудном и столь важном для всего человечества событии. Видехом Господа, говорили радостно святому апостолу Фоме прочие святые Апостолы, которым явился Господь в самый день воскресения Своего, вечером, проникнув в горницу, не отверзая дверей горницы. Горница была накрепко затворена и заключена из предосторожности от ненависти иудеев, только что совершивших богоубийство и принявших все меры против предвозвещенного воскресения. Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, отвечал Фома, приведенный в недоумение радостнейшею вестию, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры. Так выразилось не неверие, враждебное Богу, так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество.
Всеблагий Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение. По прошествии недели после первого явления Своего Апостолам, Господь опять явился им, когда они опять были все вместе, и Фома находился с ними. Двери были заперты, как и прежде, из опасения иудеев. Апостолы внезапно увидели Господа стоящим посреди их. Мир вам , сказал Он им. Потом, обратясь к Фоме, говорит ему: принеси перст твой семо и виждь руце Мои: и принеси руку твою и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен. Этими словами Господь показал, что и тогда присутствовал Он, вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении. Фома желал удостовериться в воскресении: он получает несравненно высшее удостоверение, при котором уже на удостоверение в воскресении не обращает внимания. Господь мой и Бог мой! восклицает Фома."Удостоверившись в Твоем Божестве, не ищу уже удостоверения в воскресении. Тебе, всемогущему Богу, возможны все действия, превышающие постижение человеческое”.
В ответе на исповедание Апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших . Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых Апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела - в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие, и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.
Блажени не видевшии и веровавше . Этими словами Господь совокупил с Апостолами воедино всех верующих всей земли и всех времен. Когда Он принес молитву о Апостолах Отцу Своему, пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с Апостолами всех истинных христиан. Не о сих же молю токмо, сказал Он, молю не только о Апостолах, но и о верующих словесе их ради в Мя. Так и здесь: участниками блаженства Апостолов Он соделывает всех чад Церкви. Ваша же блаженна очеса, яко видят сказал Он Апостолам, и уши ваша, яко слышат: аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы Ветхого Завета вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша. Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими, когда Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом , говорит один из этих самовидцев Слова, славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины. Яснейшее поведание Апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были Апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока - ума. Жительство по заповедям Господа доставляет нам таинственное явление Господа. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа - понятия, образовавшиеся и усвоившиеся уму из Евангелия - соберутся в сердце, заключат его двери, чтоб не проникли туда иудеи - помышления враждебные Господу, отвергающие всесвятое учение Его.
Будучи причастниками положения святых Апостолов, мы дерзаем утверждать, что наше положение блаженнее положения ветхозаветных праведников. Те веровали в грядущего Искупителя: мы веруем в пришедшего и совершившего искупление. Тем обетованы были благодатные дары: мы получили дары в обилии, имеем их в руках, пользуемся ими соответственно произволению нашему. Дародавец и богат и щедр бесконечно. Если ощущаем недостаток, то в этом виновны мы, единственно мы. Отсутствие ощущения благодатных даров производится слабостию нашею в вере; скажу откровеннее: отвержением ее.
Отчего мы не имеем веры? оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха, которой доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел, доставляющей деятельное познание христианства. От этих двух познаний возводится стяжавший их, возводится Самим Богом, как засвидетельствовавший зависевшими от него и возможными ему свидетельствами искренность желания познать Бога, возводится к таинственному, существенному духовному познанию, всегда соединенному с живою верою. Имеяй заповеди Моя, сказал Господь, и соблюдали их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам.
Христианство можно уподобить превосходной обширнейшей гавани, в которой с одинаковым удобством могут приставать суда всех размеров и всех родов устройства. Находит себе приют в этой гавани и смиренный челнок рыбаря, и огромный корабль купца, нагруженный разнообразным товаром, и броненосный исполин, вооруженный бесчисленными средствами разрушения и смерти, и разукрашенная яхта царя и вельможи, назначенная для торжественных и увеселительных поездок. Христианство принимает в недра свои человека во всяком возрасте, во всяком состоянии и положении, при всяких способностях, при всякой степени образования: принимает и спасает. Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердцы твоем, спасешися: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение.
Кто примет христианство со всею искренностию сердца в лоне Православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство, тот спасется. Все человеки искуплены одною ценою - Христом: и в деле искупления единственное значение имеет искупная цена. Дается она без различия и без лицеприятия за каждого, желающего быть искупленным, верующего в значение цены и исповедующего это значение. Исповедание значения искупительной цены есть вместе и отвержение всякого собственного значения и достоинства. Дается искупительная цена при условии самоотвержения. Простейший человек, не имеющий никакого развития по стихиям мира, спасается при посредстве христианства одинаково с ученейшим и с мудрецом. Христианство, как дар всесовершенного Бога, удовлетворяет преизобильно всех: вера от искренности сердца заменяет для младенца и простеца разумение, а мудрец, который приступит к христианству узаконенным образом, найдет в нем неисчерпаемую глубину, недосягаемую высоту премудрости. В христианстве сокровенно и истинное Богословие, и неподдельная психология и метафизика. Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку, о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, не видимом телесными очами. Из просвещения, доставляемого христианством, образуется то воззрение на ученость человеческую, которое имеет на нее Бог. Премудрость мира сего - буйство у Бога есть Господь весть помышления мудрых , помышления, из которых составляется их ученость, яко суть суетна. Помышления эти или познания относятся к одному временному и суетному, приводят имеющего их к тщеславию, к гордости, к самообольщению, к погублению жизни в заботах об одном тленном и преходящем, к греховной жизни, к отвержению и забвению Бога и вечности. Когда же человек, не озаренный светом Христовым, дерзнет рассуждать о предметах духовных, тогда ум его блуждает как бы в мрачной, беспредельной пустыне, и вместо истинных познаний, к приобретению которых он не имеет никакой возможности, сочиняет мнения и мечты, облекает их в темное и хитросложное слово, обманывает ими себя и ближних, признавая мудрость там, где со всею справедливостию должно признать умоисступление и умоповреждение.
Странно, поразительно ослепление и ожесточение тех современников Христа, которые видели Его, слышали всесвятое учение Его, были очевидцами изумительных знамений Его и не уверовали в Него. Стоя за семь столетий, как бы на высоте отдаленной горы, удивленный человеческим нечувствием, Пророк вопиял к этой многочисленной толпе живых мертвецов: слухом услышите, и не имате разу мети: и зряще узрите, и не имате видети. Столько же странно и нынешнее неверие многих христианству, сияющему лучами яснейшей истины. Объясняет Писание причину этого неверия, говоря: отолсте бо сердце людий сих. Оно сделалось плотским, дебелым от плотской жизни; оно сделалось слепым и глухим, оно сделалось мертвым ко всему духовному, к вечному и Божественному.
Изучение христианства доказывает со всею определенностию и решительностию истину его. Убеждение, доставляемое правильным изучением христианства, убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами. Так верно это убеждение, что тысячи тысяч человек оставили видимое, чтоб стяжать невидимое, не остановились запечатлеть кровию убеждение, не устрашились лютых казней, которыми безумие и исступление пыталось исторгнуть у них отречение от их убеждения.
Самый поверхностный взгляд на учреждение и распространение христианства - поразителен. Он возвещает во услышание вселенной, что установление христианства отнюдь не есть установление человеческое, что оно - установление Божественное. Господь, приняв человечество, благоволил явиться не в блеске земного величия, - в положении земного уничижения. Он произошел по плоти от царского племени; но племя это давно сошло с высоты царского престола, выселилось из царских чертогов в хижины, вступило в ряды и положение простолюдинов, снискивавших пропитание трудами рук. Не заимствовав ничего от силы и славы человеческой, Богочеловек ничего не заимствовал и от премудрости человеческой. Он был неученым. Вышедши на проповедь в тридцатилетнем возрасте, Он избрал Себе двенадцать учеников из той же среды простолюдинов, к которой принадлежал и Сам. Ученики эти были люди простейшие, неученые, безграмотные, младенцы, как называет их Евангелие в отношении к развитию по началам падшего естества - такими представляются лица, долженствовавшие быть основателями христианства.
Что завещавает и что предвозвещает этот Учитель этим ученикам? Он завещавает им признать в Нем вочеловечивщегося Бога, уверить в этом весь мир, обратить весь мир к служению и поклонению Себе, разрушив все религии мира. Он завещавает им и всем уверовавшим в Него отречение от наслаждений мира и отречение от себя для веры в Него и для усвоения Ему. О Себе говорит Он, что будет казнен поносною казнию преступников, и тогда всех привлечет к Себе. О них говорит Он, что они будут ненавидимы всеми, гонимы, убиваемы, что всех человеков уловят учением своим, преодолев и поправ и сильных и мудрых земли, что они посылаются как овцы к волкам, что из борьбы этой овцы выйдут решительными победителями.
По разуму Мира, учреждение христианства чуждо смысла; предположения Учредителя - несбыточная мечта увлеченного воображением и славолюбием; средства и орудия исполнения - ничтожны, странны, смешны; в предприятии, во всех отношениях несообразном ни с чем, видна невозможность его, видно разрушение в соединении с начинанием. Только три года были употреблены Учителем на образование учеников; не принято никакой заботы, чтоб познакомить их хотя с грамотностию, необходимой для чтения Священного Писания, не обеспечено ничем их содержание: напротив - им заповедана нестяжательность, а вместо наличных средств к содержанию дано обетование, что Промыслом Божиим будет доставляться им все нужное для временной жизни.
Такое необъяснимое разумом человеческим зрелище созерцается в самом установлении христианства; затем новое, столь же чудное зрелище представляют собою события, последовавшие немедленно за установлением. События начались с Иерусалима, - объяли в скорейшем времени вселенную. Богочеловек был распят на древе крестном. Смертная казнь на кресте в те времена была равнознаменательна нынешней казни на виселице. На виселице предают смерти тех уголовных преступников, которых хотят обесчестить самим образом смерти. Вися на кресте, обнаженный, осыпаемый поруганиями, Богочеловек начал предсказанное Им покорение человеков: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. В то время как Он висел на кресте, распятый подобно Ему разбойник исповедал Его Господом, а стороживший Его сотник исповедал Сыном Божиим. По прошествии десяти дней по вознесении Господа на небо, совершилось сошествие Святого Духа на Апостолов: они исполнились многообразной премудрости; не знавшие правильно своего языка, неграмотные, заговорили на всех языках мира, начали совершать изумительнейшие чудеса, начали объяснять Писание, которого никогда не читывали. Тысячи иудеев приняли христианство. Смятенный успехами Апостолов Синедрион, состоявший из первосвященников и других почетнейших и ученейших лиц иудейского народа, призывает пред себя некнижных Апостолов, допрашивает, слышит ответы и учение, против которых не имеет возражения. Не находя слов, чтоб противопоставить словам, которыми выражалась истина, Синедрион прибегает к угрозам, к побоям, к томлению темницею, к побиению камнями, обличая тем слабость свою и могущество своих противников.
Вслед за Синедрионом восстает на Апостолов Ирод, и, к величайшему утешению Синедриона, отсекает голову одного из Апостолов. Гонение в Иерусалиме заставляет удалиться из него многих учеников Христовых. Они рассеялись но вселенной и повсюду посеяли христианство, поливая семена кровию своею. В течение двадцати лет христианство объяло вселенную. Через пятьдесят лет после воскресения Христова христиане были так многочисленны, что в одной восточной армии римского императора Траяна нашлось одиннадцать тысяч христиан. Он предал их всех без исключения смертной казни, к удивлению здравомыслящих, признававших величайшим безрассудством истребление собственного войска. Ромил, начальник христианского отряда, сперва был бит жестоко, потом ему отрублена голова. Десять тысяч были распяты на крестах в пустыне близ Арарата; прочие убиты различным образом. Поступок Траяна имел и впоследствии подражателей. Римские императоры, владыки вселенной, вооружились непримиримой ненавистью и тиранством против христианства. Ни кельты, ни маркоманны, ни Атилла, ни Генсерик не истребили столько народонаселения в Римской империи, сколько истребили их императоры - гонители христианства.
Три века продолжалась кровавая борьба между волками и агнцами. Одни действовали мечом, огнем, зверями, душною темницею, голодом и жаждою, всеми средствами мучения и убийства; другие сражались силою духа, силою веры, силою Божией, претерпевая ужаснейшие пытки, великодушно умирая за веру. Победа увенчала борьбу трехвековую, и в начале четвертого столетия вера христианская сделалась господствующею в мире. Преклонились пред учением некнижных рыбарей и сильные и мудрые земли; преклонились пред ним все народы. Крест, доселе знамение поносной казни, соделался знамением высшей почести: носят его на главах и персях цари и архиереи; увенчивает он храмы истинного Бога; он служит знамением каждого православного христианина, знамением его веры, его надежды, его любви. Кто не признает в установлении христианства Божию волю, Божию силу, Божие действие, превышающие разум и силы человеческие? Совершилось невозможное, сверхъестественное, совершилось начинание и дело Божие.
Таким представляется христианство при общем взгляде на него. Более подробное изучение христианства приводит к более определенному убеждению в Божественности его. Самое сильное убеждение является от жительства по Евангельским заповедям, как и Пророк сказал: От заповедей Твоих разумех,. Убеждение от исполнения заповедей есть убеждение, действующее в самой душе человека: оно сильнее всякого убеждения извне. Евангельские заповеди успокаивают, оживляют, укрепляют душу. Ощутивший действие их в себе, стяжевает живую веру в Господа Иисуса Христа, и выражает она пред Господом залог сердечный определенным и решительным исповеданием; глаголы живота вечнаго имаши, и мы вер-вахом и познахом, яко Ты ecu Христос, Сын Бога живаго.
Принеси перст твой семо, говорит Спаситель колеблющемуся в вере ученику, ученику, пораженному недоумением пред величием дел Божиих, принеси руку твою, и не буди неверен, но верен. Осяжите Мя и видите: начните действовать по указанию заповедей Моих, осяжите Меня жизнию по воле Моей, и увидите Меня, невидимого; увидите духовным ощущением души вашей: каждый таким образом осязающий Меня удостоверится во Мне, и в восторге о обретении Меня воскликнет с возлюбленным Моим Апостолом: Господь мой и Бог мой.. Аминь.
Святитель Игнатий Брянчанинов
ПОУЧЕНИЕ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ О ХРИСТИАНСТВЕ
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3683
В день памяти преподобноисповедника
СЕВАСТИАНА, старца Карагандинского
Среди сонма святых угодников Божиих – небесных покровителей нашего Отечества – православным жителям Казахстана особенно памятен святой преподобный исповедник Севастиан, старец Карагандинский.
Воплотивший в своей подвижнической жизни лучшие духовные традиции старчества Оптиной пустыни, прошедший весь ужас сталинских тюрем и лагерей, преподобный Севастиан, повинуясь воле Божией, избрал Караганду местом своего служения. О святом Севастиане подвижник благочестия митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) сказал такие слова: «Он все терпел со смирением, за всех молясь Богу о спасении и вразумлении. И вот за его слезы и молитвы ко Господу благодать Святаго Духа будет на Караганде до второго пришествия».
Ныне, по прошествии скорбных лет гонений на веру и Церковь Христову, мы имеем возможность приобщаться к духовному богатству его святости – этому поистине неисчерпаемому источнику живой «воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14). Пусть же опыт деятельного благочестия, сохраненный в житии Карагандинского старца, в народной памяти о его подвижнической жизни и иноческих трудах, побудит нас к очищению души и сердца, к последованию благому примеру православных святых, делом исполнивших заповедь о любви к Богу и ближнему.
В день светлого праздника хотелось бы обратить наш духовный взор к назидательным словам преподобного, произнесенным им незадолго до преселения его в жизнь вечную: «Прошу вас всех об одном: живите в мире. Мир и любовь – это самое главное. Если будете иметь это между собою, то всегда будете иметь в душе радость. Достичь ее можно только миром, любовью, искренней сердечной молитвой. Ничем не спасешься, что снаружи тебя, а только тем, чего достигнешь внутри души своей и в сердце – мирной тишины и любви. Чтобы взгляд ваш никогда ни на кого не был косым. Прямо смотрите, с готовностью на всякий добрый ответ, на добрый поступок. Последней просьбой своей прошу вас об этом».
…Молитвами чтимого ныне угодника Божия, преподобного Севастиана Карагандинского, да сохранит всех нас Всемилостивый Господь в благочестии, мире и согласии и да укрепит наши духовные силы «в познании всякого добра во Христе Иисусе» (Флм. 6).
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр
Радоница. Поминовение усопших
Христос Воскресе!
В светлую Пасхальную ночь каждый христианин переживает радость, особую радость о Христе Воскресшем, об умерщвлении смерти Его смертью, о победе над адом, о торжестве жизни. Воскресший Господь получил всякую «власть на небе и на земле» (Мф.28: 18). Он имеет власть отверзать ад и выводить оттуда грешников, и отверзать Небо и вводить туда верующих, живших праведно на земле. Воскресший Господь есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит» (Откр.3: 7).
Эта радость пронизывает всю жизнь христианина, и нет в этом мире силы, которая могла бы заглушить, омрачить эту радость, если сам человек не лишает себя этой радости своими грехами. Через всю жизнь несли Пасхальную радость святые угодники Божии, одушевленные любовью к Богу, как, например, преподобный Серафим Саровский, и щедро делились этой радостью с другими.
Но не только живущие на земле способны переживать радость Воскресения Христова. Опыт Церкви свидетельствует, что души усопших, хотя и разлучены на время со своими телами, живут этой радостью на Небе, если, конечно, они не жили и не умерли без веры и добродетели и не пребывают в глубинах ада, откуда недоступны Обители Небесные, куда не проникает свет Жизни. Известен чудный случай, когда подвижник Киево-Печерской Лавры, преподобный Дионисий в день Святой Пасхи пришел в пещеры, где похоронены сотни монахов, и, совершая каждение, в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос Воскресе!» И в ответ ему Пасхальная радость святых душ, пребывающих на Небе, прорвалась через их сухие тела – из гробов громогласно ответили мощи преподобных: «Воистину Воскресе!»
Зная это, мы идем сегодня с Пасхальной радостью к всем усопшим сродникам, желая, чтобы с их душами разделить эту радость. Мы начали этот день с молитвы в храме Божием, а потом продолжим эту молитву на кладбище, на месте покоя усопших родных наших.
Мы молимся за наших усопших, за тех, кого помним, любовь к которым живет в наших сердцах, чтобы Господь обильно излил на них Свою милость и принял в Царство Свое, которое открыл людям Своим Воскресением. Мы идем на кладбище не для того только, чтобы привести могилки родных в порядок после зимы, но чтобы воспеть над их местом упокоения церковные Пасхальные песнопения, чтобы затеплить свечи и воскурить кадильный фимиам, чтобы выразить таким образом свою любовь, свою благодарность за все, что они сделали для нас. Так мы выражаем и свою веру, что Господь простит им их жизненные ошибки, усилит их Небесную радость, причислит их к лику Своих избранников. Так мы выражаем свою веру и в то, в определенное Богом время мы встретимся там, в блаженной Вечности, лицом к лицу и опять будем вместе, но уже не на годы, не на десятилетия и даже не на тысячелетия, а навсегда.
Церковь знает об этом, и «нельзя в этом сомневаться: брат узнает своего брата, отец – своих детей, жена – своего мужа, друг – своего друга. Мы узнаем друг друга, и наша жизнь в Боге будет еще радостнее благодаря этому новому благодеянию, что мы узнаем друг друга» (преподобный Феодор Студит).
«Мы проходим через этот печальный мир, как чужестранные путники. Будем же тосковать о том дне, который вернет нас в родной дом, который возвратит нам Небо. Изгнанник спешит вернуться в отечество. И тот, кто пускается в путь по морю, чтоб вернуться к своим, жаждет попутного ветра, чтобы поскорее обнять тех, кого он любит. Наше Отечество – это Небо и наши отцы, которые ушли в него раньше нас. Будем же спешить встретиться с ними. В Небе нас ждет великое число лиц нам дорогих. Нас зовет туда целая семья родных, братьев и детей, которые, уверенные теперь в своем счастье, беспокоятся о нашем спасении. Пойдем к ним, обнимем их. Какая это будет радость для них и для нас!» (священномученик Киприан Карфагенский).
Об этом напоминает нам кладбище. Кладбище – это место, которое указывает нам на Небо. На кладбище веет бессмертием. Там особенно ясно видна заря Невечернего дня Христова.
Господь – Творец и Владыка вселенной, Отец наш Небесный, создавший нас и соединивший нас на земле, нас ради умерший и Воскресший, Своей смертью смерть поправший, соединит нас вновь в день всеобщего Воскресения.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Архимандрит Иосиф (Еременко), 2014г
ЗАВЕЩАНИЕ МАТЕРИ
Сын мой! С тобою я скоро расстанусь.
Пришел мой черед, ухожу
Туда, где неведомы грусть и усталость,
Где Богу возносят хвалу.
Где нету тревоги, болезни, печали;
Уже на пороге стою.
Послушай, мой сын, что тебе завещаю,
Исполни же просьбу мою:
Одень меня просто, без долгого сбора,
И гробик попроще найди,
Чтеца призови, и пусть после канона
По мне прочитает псалмы.
Богатых поминок с застольем не надо,
Как принято делать везде.
Лишь гордости это греховной в усладу,
Но нет покоя в душе.
Свези меня в церковь без светского пенья
Запомни, что я говорю:
Пускай хоть недолго - до погребенья –
Поставь на могилу мне крест деревянный,
От всех избавляет он бед.
А мрамор, гранит - словно груз окаянный –
Усопшему в тягость и вред.
Вином поминать меня, сын мой, не станешь!
Про это прошу не забыть.
Ведь этим лишь душу мою ты поранишь,
А лучше - и вовсе не пить!
В годину по мне закажи ты обедню,
Поставь у Распятья свечу,
Подай, сколько можешь по милости, бедным –
Все это тебе по плечу.
А если вдруг сердце забьется тревогой,
Ко мне на могилку приди.
И преподобного Серафима
Правило тихо прочти...
Господь Милосердный пошлет утешенье,
От бед - в покаянии дверь,
Проси у Него и у ближних прощенья,
Молися, надейся и верь.
ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ
Моя Пасха
«В своей жизни каждый человек проходит через испытания, страдания и горечь поражения. Как часто при этом мы говорим о торжестве несправедливости, о победе зла над добром! Сколько человеческих жизней разбивается о тайну могущества зла! Но ведь для того, чтобы избежать разочарования и уныния, следует помнить: зло уже повержено. Оно побеждено Воскресением Христовым. И когда мы наблюдаем видимое торжество зла и негодуем на это, то должны не забывать: зло — призрак, его сила бессильна, оно повержено. За Крестом следует Воскресение. Христос воскрес из мертвых и тем самым победил зло. Чтобы быть сопричастниками этой победы, мы должны быть вместе со Христом, и тогда за нашим крестом всегда будет воскресение, за призрачной победой зла — подлинная победа добра, за скорбью — радость.»
Слово пастыря. .Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Красиво было в церкви. Скоро начнется утренняя служба. Чисто, красиво и светло. «Как в раю, летом в раю, — шепчет маленькая девочка маме на ушко, — А в раю, мама, знаешь, там же всегда лето». Светло русые волосы, мягкие как пушок птенца, выбились из-под белоснежного платочка, так по-взросломузавязанному, на головке этой еще совсем малышки. Глаза ее светились, она улыбалась и постоянно что-то шептала молодой мамочке на ухо. Всё интересным и очень важным казалось маленькой Маше. Год назад в этот же светлый праздник ее привели сюда впервые. Как удивляло, как поражало Машу в этом царстве всё: и люди, в странно-красивых одеждах, и чудесные голоса, льющиеся с неба, и этот свет под куполом — ей хотелось радоваться, улыбаться всем, ловить добрые, умиленные взгляды в свою сторону, а еще чтоб это видел соседский мальчишка и мишка, которому вчера нечаянно она пролила кофе на белоснежный животик. «Им бы понравилось» — думала Маша. В тот же день мама наклонилась к самой головки своей дочери и сказала, — «Это церковь. Дом, в котором живет Бог». Вихрь вопросов закружился в маленькой головке, но сказать всё это Маша решила потом, когда они придут из дома Бога в свой дом. Потом мама бережно взяла ручку Маши, сложила ее как-топо-особенному и прикоснулась ко лбу, затем к животу, одному плечу и другому. В доме, где живет Бог, так делали все и Маше нравилось, что она как взрослая, может теперь делать также. В тот день абсолютно всё удивило ее, начиная с такого раннего пробуждения и загадок о предстоящем, и заканчивая….этим неописуемо радостным, светлым и чистым колокольным звоном. Нет. Никогда потом не поверит она, что это человек вооон на той башенке дергает колокольчики за ниточки и они так поют. «Нет!» — твердила она упрямо всем, кто пытался ее в этом убедить. — «Это Бог играет. К нему пришли гости, много гостей. И мы с мамой. Он обрадовался и играл нам. Как папа играет, когда приходит дядя Володя. Только папа играет на пианино. А Бог играет красивее папы и громче, наверное он радуется гостям больше, чем папа дяде Володе…».
И сегодня она знала, что здесь ей рады, что ее, может быть, даже ждали, а она в свою очередь ждала, когда же снова раздастся этот колокольный перезвон. Ждала и боялась, а вдруг Бог будет нам не так рад, и тогда она старалась усердней креститься, вдавливая нежные, тоненькие пальчики в лоб, живот, одно плечико, другое….
Когда закончилась утренняя служба, и они с мамой связали обратно в узелок крашеные, и теперь освященные, яички и куличи, Маша выбежала за ворота храма и, забыв последний раз обернуться лицом к куполам, с детским восторгом вынула из кармана бирюзовое яичко и вручила его нищему у ограды. Тот выглядел убого и болезненно. Но вот перекатилось это святое яичко из белой, чистенькой ручки в дряблую, серую руку старика, и словно запало в сердце, и в глазах его вдруг просияло небо. Маша засмеялась так, будто увидела несколько радуг на небосводе. «Звонкий и чистый смех, как колокольный перезвон…» — подумалось мне. Я шла за ними еще несколько кварталов. Маша забегала вперед, что-то тараторила матери, улыбалась, смеялась, раскачивала руку матери лампадкой…».
Егорочкина Елена
http://www.azbyka.kz
Православный Календарь с 19 Апреля 2015 г. по 25 Апреля 2015 г.
Воскресенье, 19 Апреля 2015 года. Неделя 2-я по Пасхе, Антипасхи или ап.Фомы
Прп. Севастиана, старца Карагандинского (1966). Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского, первоучителя славян (885). Прп. Платониды Сирской (308).Мчч. 120-ти в Персиде (344-347). Мчч. Иеремия и Архилия пресвитера (III). Прп. Григория Афонского.
Понедельник, 20 Апреля 2015 года. Седмица 2-я по Пасхе.
Прп. Георгия исп., митр. Мелетинского (после 820). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Даниила Переяславского (1540). Прп. Серапиона, архиеп. Новгородского. Прп. Левкия Волоколамского. Прп. Серапиона монаха Египетского.
Вторник, 21 Апреля 2015 года. Радоница, поминовение усопших.
Апп. от 70-ти Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилиппа (117-138).Свт. Келестина (Целестина), еп. Римского (432). Новомч. Иоанна (1669).
Среда, 22 Апреля 2015 года.
Мч. Евпсихия (362). Мчч. Дисана еп., Мариава пресвит., Авдиеса и прочих 270-ти (362-364). Прмч. Вадима архим. Персидского (376).
Четверг, 23 Апреля 2015 года.
Мчч. Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных 33-х (ок. 249-251). Мчч. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских (ок. 380). Новомч. Дима (1763).
Пятница, 24 Апреля 2015 года.
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68). Прп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Прпп. Евфимия и Харитона Сянжемских.Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67).Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX).
Суббота, 25 Апреля 2015 года.
Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Прп. Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550). Прпмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Прп. Анфусы девы (801). Прп. Афанасии игумении Эгинской (860). Новомч. Акакия, инока Афонского (1730). Свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Перенесение честного пояса Богомотери в Царьград. Муромской-Рязанской (XII) и Белыничской (XIII) икон Божией Матери.
Святый Преподобноисповедниче старче Севастиане, моли Бога о нас!