6 неделя Великого поста (05-04-2015)
Вход Господень в Иерусалим
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» (Флп.4: 4-9).
С такой речью обращается к нам апостол Павел в этот великий радостный день празднования Входа Господня в Иерусалим. В первых же словах апостол призывает нас к всегдашней радости: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4).
В жизни каждого человека бывают минуты, часы и даже дни радости. Поводом к радости может быть рождение ребенка, приобретение чего-либо, встреча. Известны людям радость познания, радость труда, созидания. Бывает злая радость, или злорадство, – радость при виде горя, неудачи ближнего, при совершении разных пакостей ближнему… Но чувство радости имеет свойство исчезать «как дым, как утренний туман». Радость в жизни человека то есть, то ее нет, то ее сменяют слезы скорбей, утрат, разочарований. Мудрые люди говорят, что радоваться надо осторожно. Чрезмерная радость может смениться полным внутренним опустошением и столь же глубокой депрессией. Мы знаем, как радость толпы через несколько дней может смениться на звериную ярость. Иногда постоянная радость может свидетельствовать о психическом расстройстве человека.
Но все-таки апостол призывает нас: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4: 4). Будем помнить, что эти слова апостол Павел писал, находясь в заточении и ожидая смерть.
О чем говорит апостол?
Апостол говорит о радости, которая является одной из граней духовной жизни христианина. И эта радость постоянно присутствует в духовной жизни христианина, даже если все вокруг полыхает огнем бед, скорбей, несчастий. Святитель Тихон Задонский говорит: «Божия благодать учит человека радоваться о Боге Спасе своем и порождает в сердце его истинную радость, духовную, Небесную, и некое восхищение, и играние, и покой, и мир в совести его; все это – предвкушение Вечной жизни, крупицы от Небесной Трапезы, падающие на сердце человеческое». И никакая земная радость не способна сравниться или затмить эту радость Небесную.
Когда у человека есть глубокое доверие Богу, искренняя любовь к Богу, тогда и возможна эта постоянная, неиссякаемая радость, радость о Господе. Никакие печали, никакие проблемы, никакие житейские попечения не могут заглушить в душе человека духовную радость о благости Божией, о такой любви Божией к человеку, что Он послал Сына Своего «исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк.4: 18), «чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3: 17). Мы знаем это, и в этом – источник нашей радости. И есть чему радоваться: Бог любит нас! Бог всегда с нами! Он никогда нас не оставит! Он наш Спаситель, Помощник и Покровитель!
Эта духовная радость постоянна, неизменна, потому что не связана ни с чем земным, материальным, а значит временным, изменяющимся. Эта радость постоянна, потому что имеет своим источником Самого Бога, Христа Спасителя, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13: 8). Настоящему христианину разлука со Христом не грозит. Где бы он ни был, чтобы с нам ни происходило, ощущение постоянного присутствия Божия в его жизни и дает эту всегдашнюю радость. Эту радость нельзя объяснить, описать. Этой радостью можно только поделиться.
А когда человек изгоняет из своей жизни Бога, тогда исчезает эта духовная радость, а остается только, как сказал пророк, «плач, и стон, и горе» (Иез.2: 10). Когда в жизни человека господствует грех, то даже простые человеческие радости, временные, преходящие, становятся недоступными, и даже то, что кажется радостью, отравлено грехом, всегда несет в себе «плач, и стон, и горе», и, в конечном счете, – разрушение тела и гибель души.
Присоединяясь сегодня к ликующему народу, встречающему Спасителя возгласами «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф.21: 9), останемся навсегда с Ним, не предадим Его своими грехами, и эта радость о Господе, Спасителе нашем, навсегда останется с нами, «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе» (см.: Флп.4: 7). Аминь.
Архимандрит Иосиф, 2013г.
О Страстной седмице
Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?..
Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, – как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И как сотни людей, вероятно, хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса…
И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, даже в те минуты, когда страх побеждал и они старались спрятаться от гнева народного. Никуда не могли уйти, забыть происходящее Никодим, Иосиф Аримафейский, тайные ученики Христовы, верные женщины-мироносицы,.. Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах, потому что ужас охватывал их извне и изнутри. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.
И вот, когда вспоминаешь это, – разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? И у них мешались мысли, у них холодело сердце, и у них истощались силы; но они жили этим событием. И то, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь.
Поэтому, что бы вы не переживали, как бы мало вы – мы – ни переживали, будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют. Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать; и самые события – потому что это события, а не воспоминание – пусть нас ломают телом и душой. И тогда, когда, не вспоминая себя, а думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, – и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
http://www.pravoslavie.ru/put/1689.htm
Благая весть: Вежливый стук в дверь и смелость Марии
Если на небе бывают праздники, то, без сомнения, там отмечают и Благовещение как совершенно необыкновенное происшествие. Бог сделал шаг навстречу человеку, а человек обнял Небесного Отца. Человек разрешил Богу войти в него и действовать, дополняя дни творения мира.
Завершилась целая эпоха истории человечества. Смерть пришла – через Еву, жизнь – через Марию. И врата Рая снова открылись.
Казалось бы, а в чем вопрос? Вот, я тоже готов открыть Богу свое сердце:
– Входи в меня, Господи!
Ничего такого уж ценного в этом мире нет, за что стоило бы так сильно держаться: изнуряющая работа, конкурирующие отношения в семье, довольно жесткие друзья и тающее год от года здоровье.
С Богом все могло бы сложиться по-другому. Но где тот Архангел, что принес бы мне почту Бога?
Он не приходит.
Мы отлично выучили, что Благовещение могло состояться благодаря двум уникальным качествам Девы Марии: вере и смирению. Мы также знаем, что на воспитание одного такого человека ушло несколько тысяч лет селекции. Бог тщательно очищал лозу Своего народа с тем, чтобы мог родиться такой чудесный плод.
Мы также понимаем, что мы очень далеки от этой лозы. И неизвестно – вина ли в этом наших родителей, предков или народа. И может показаться, что мы все, вместе взятые, просто неинтересны Богу.
Но это не так. Богу мы нужны.
Литургия – это доказательство того, что мы Ему нужны, и ежедневная возможность вернуться к ожидающему Богу или торжество веры и мира с Богом. Для возврата нам не хватает такой важной вещи, как смирение
Сотрудничество, предложенное Творцом, было нарушено человеком, решившим занять место руководителя проекта «Рай». Человек попросту вытолкал Бога из себя и разорвал с Богом мир, то есть пришел в состояние несмирения.
Мария стала первым человеком, готовым пойти на полный и безоговорочный мир с Богом. На ней кончается наша вражда с Богом, открывшаяся с грехопадением, и мы миримся с Богом. Мир с Богом – и есть смирение.
Но мы выдумали себе другое – обрядовое пустое смирение. Или даже не мир с Богом, а мир с миром.
Смирение-лайт у нас воспринимается как жизнь с наклоненной головой, когда все ругают, а я терплю. Или что-то вроде пожизненного молчания и легкой блаженной улыбки без причины. Конечно, этот ущербный идеал пугает человека. Но это мир с миром, а не мир с Богом.
Однажды я беседовал с женщиной, пришедшей «поговорить с батюшкой». По ходу разговора она догадалась о том, что ей предлагаются не волшебные средства, а добродетели в качестве средства решения проблем. Когда она догадалась, то отошла на шаг назад и воскликнула в ужасе:
– Вы что, хотите из меня сделать святую! Вы хотите, чтобы я надела мешок на голову, как ваши церковные старухи? Да я еще ни разу не была в Турции. Я еще молодая!
Ей-богу, я ничего не предлагал ей в качестве одежды. Просто просил быть добрее с мужем.
Пример показателен. Это иллюстрация проблемы мира с миром и фольклором. Из него видно, что человек определил место Богу в качестве посыльного курьера добрых дел. Он показывает, что человек не допускает даже в мыслях заменить свою жизнь на жизнь в Боге, свои страсти, на Христовы страсти. То есть он просто выталкивает Бога за двери вместе со всеми Голгофами и Фаворами. Он вполне доволен своей собственной любовью, и божественная ему не нужна. А это и есть не-смирение или продолжение борьбы с Богом за первенство. «Будете как боги» – сказал сатана. Вот и становятся сами себе боги.
Но недостаточно только желания помириться. Нормальные люди, помирившись, разговаривают, смеются, начинают новые дела. Таким образом, общение с Богом – естественное продолжение мира и признак живой веры.
Благовещение есть диалог. Между Девой, Архангелом и Богом. Это очень важный момент. Вообще, почти все Евангелие состоит из диалогов, что показывает важность прямой речи Бога и человека.
У нас сложилась традиция боязни иметь личные отношения с Богом. Считается, что разговаривать самому с Богом – дерзко. Предупреждают, что можно обмануться и принять советы от обманщика рода человеческого, которому Господь почему-то допускает нас обманывать. С Богом нельзя болтать по-простому. Предлагается искать толмача, который бы с человеческого переводил бы на небесный и с Божественного на русский. Толмачи в большой цене. Считается, что они знают волю Божию.
Хотя, если не лукавить, каждый сам прекрасно знает, что он должен Богу и людям. Поездки по знатокам воли Божией удобны тем, что снимают ответственность с личности. Результаты таких толкований позволяют скрыться от Бога и уклониться от ответственности пред Ним на «законных» основаниях. Это как повторное бегство Адама в кусты и повторное перекладывание ответственности за поступки на третье лицо
Конечно, фельдшер должен советоваться с доктором. Доктор – с профессором. Профессор – с академиком. Но если фельдшер, то и дело, будет спрашивать у профессора, когда мазать лоб зеленкой деревенским ребятам, то его надо увольнять. Так и в духовном руководстве. Богу не нужна диктатура секты, а угодна разумная свобода церкви. Без свободы нет любви. Без ответственности нет подобия Творцу.
Творец создал нас для принятия СОБСТВЕННЫХ решений. В Раю не нужны алюминиевые солдатики, ходящие строем под дудку и команды. Богу нужны не пионеры, а дети, разумные, растущие и ответственные за поступки.
А безответственность Богу не нужна ни на земле, ни на небе. Примет нас Бог в Рай, а мы разговаривать с Ним не умеем и всего боимся.
По предлагаемой схеме Дева Мария должна была сказать сама себе известное афонское правило: «Видение не принимай и не отталкивай».
Пришел Архангел. Она молчит. Не принимает и не отталкивает. Потом молча выбегает к приходскому батюшке. Они толкуют вместе. Потом возвращается к заждавшемуся Гавриилу и сообщает волю Божию от батюшки.
Поступок Девы совершенно невероятен для современной христианки, которая, по идее, должна подражать любимой Богородице.
Понятно, что культура общения с духами очень важна. Ошибки ведут к ужасной катастрофе, обольщению и самоубийству. До Христа были целые училища, в которых исследовали признаки грядущего Мессии и явления духов. В нашем церковном наследии также есть очень важный пласт, позволяющий научиться не впадать в прелесть.
В святотеческой практике существует много приемов, паролей и вопросов на засыпку для испытания явившихся образов. Считается, что на них смущающий бес может погореть. А вот как испытать явление доброго чуда, известно мало. Паспорт у него не спросишь, и ссылку в интернет он не даст.
Нет рекомендаций к беседе с Богом, когда тот решит посетить душу. Разве это не странно? Бог ведь приходит не только к батюшкам. И посещает народ довольно часто. Любой христианин может засвидетельствовать его личное посещение Богом, бывшее при каких-то конкретных обстоятельствах.
У детей это как-то просто. До отрочества многие из них видят ангелов, спокойно беседуют с ними и Богом, а потом мы теряем эту способность. Это как раз тот случай, когда Христос нам советует быть как дети. Не в смысле удержания детской глупости, а в смысле сохранения цельности души и памяти о Боге и Его любви.
Бог естественно живет в детском сердце не как абстрактная идея взрослых, а как супер-Отец – Боженька. И мы, взрослея, теряем Боженьку и взамен не обретаем никого равного. Мы с годами становимся глупее детей
В отрочестве происходит катастрофическая потеря живого образа Бога-Отца. Взрослая жизнь своим прагматизмом закатывает его в асфальт, и голос Господа становится едва слышен. Потеряв, мы ищем Боженьку, ищем и «находим» Его в милом старчике …
Мы с легким сердцем делегируем возможность общения с Богом старцам и отказываемся от личного диалога с Богом. Об этой проблеме писал еще преподобный Серафим в наставлении о молитве.
Вот, вы молитесь Богу и призываете Его к себе. Он приходит, а вы продолжаете Его призывать: Приди, приди. Это как если бы вы звали гостя, а тот пришел бы к вам и сел. А вы все говорите ему: Приди, приди. И гость бы подумал, что это вы с ума выступили?
Личное общение перед Богом предполагает и личную ответственность перед Ним. Нет общения – значит, и нет ответственности. Во всем виноваты не мы, а старец, который нам сообщает волю Божию. И принимает на себя все наши риски. Удобно. Закопал таланты – и порядок. Или выплатил Богу процент воли и успокоился, оставил ядро души вне Бога.
За этим забором небесного оброка кроется глубинный страх женщины, ни разу не бывавшей в Турции: потерять свою драгоценную волю. В примитивном случае – расстаться с яркой и вольной одеждой, вином, пляжем и громкой популярной музыкой. В более сложном – расстаться с ролевой игрой христианина, смиряющегося у старца и восстающего на ближних, на правах обладателя воли Божией дома. Такое вот полу-смирение, двоевластие с Богом.
Это, что касается смирения и веры, а теперь о делах веры, без которых она мертва.
Пречистая Дева за годы пребывания в Иерусалимском храме сумела сохранить детское сердце, открытое Боженьке. Это сердце видело рядом с собой Господа и умудряло Марию. Поэтому в минуту извещения воли Божией самим Архангелом Она сумела стать смелой. Смелее самых смелых мужчин. Потому что любила и была уверена в Боге.
Пречистая Дева не только приняла слова Архангела, Она вместе с ними приняла ответственность за этот поступок. Очень сильное решение. Очень мужественное и смелое.
Нам не хватает ни смелости, ни чистоты. Мы часто ведем себя, как трусы. Трусость вообще стала событием нашей жизни. Приобретаем страх и теряем жизнь. А жизнь без Бога – не жизнь вовсе: ни в этом мире, а, тем более, в будущем веке.
Почему-то нас не пугает ни тяжесть земного поприща, ни будущий кошмар ада. Зато пугает вежливый стук Бога в наше сердце.
Бог смиренно просил пустить Его в душу Деве, и Она отворила ему дверь сердца.
Впервые после грехопадения человеку была послана благая весть Нового Завета, посылаемого Богом: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою». И была принята.
У нас найдутся тысячи оправданий нашей косности. А главное оправдание в том, что Она была особенным человеком, не таким как мы. Хорошо ей, Она вон какая…
Но Она-то этого не знала. Она была простой девушкой из глухой деревни.
Конечно, было Введение во храм. Это как если бы сейчас священник решил ввести незнакомую девочку в алтарь. Это был знак общего свойства. А о том что конкретно было ей уготовано Она даже не догадывалась
Каждая молодая женщина Израиля допускала мысль о том, что может стать матерью Мессии. Но это представлялось как брак, а не как ночное посещение Сил Небесных.
Итак, мы видим триаду: веру, смирение и действие – как условие мира и новой жизни с Богом Живым. Также мы можем взглянуть на Благовещение с трех точек зрения: с Божественной, с места Марии и своей собственной. И сделать для себя выводы о том, что мы должны праздновать в этот день.
В этот праздник мы поражаемся вежливости и смирению Бога, просящего человека о сотрудничестве. Мы поражаемся нерастраченной детской вере и смелости Пречистой Девы, вышедшей в новый мир, как в неизвестный космос. И мы, имея в виду эти поразительные события, должны спросить самих себя: насколько мы сами честны с Богом, тихо стучащимся в наше сердце и ожидающим нашего личного благовещения, преображения, Голгофы и воскресения. И главное, в самом ли деле, мы любим Бога, доверяем Ему и не боимся ли Его?
У Бога нет времени. Это в церковном календаре сегодня Пасха, а завтра день памяти местночтимого святого. На самом деле, Пасха реальна в каждый день года. Также как и Благовещение – как ежедневный стук в двери нашего сердца.
Почему бы его не открыть, в самом деле? Подумаешь, Турция!
Прот. Константин Камышанов
http://www.pravmir.ru/
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий четверг
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с Великим четвергом. По традиции Великий четверг приравнивается к двунадесятым праздникам, потому что значение события, в честь которого этот день установлен, превышает, может быть, все иные события новозаветной истории при жизни Христа Спасителя. В этот день Господу было угодно совершить нечто, что продолжило Его служение миру. Господь пришел в мир для того, чтобы воссоздать человека, то есть привести природу человека к тому состоянию, которое она имела до грехопадения. Господь пришел, чтобы обновить жизненные силы человеческого рода, сделать человека способным сопротивляться греху, способным идти по тому пути, который Он сам указал людям. И вторая цель пришествия — это искупление человеческих грехов через страдания и смерть. Обновление, воссоздание человеческой природы и искупление грехов — в этом весь смысл и содержание пришествия Господа и Спасителя.
Понятно, что все то, что совершил Господь во время Своей земной жизни, не могло ограничиться лишь физическим Его пребыванием на земле. Дело спасения должно продолжаться вечно, до скончания века. И Господь совершает нечто, что дает возможность каждому последующему поколению быть соучастниками всего, что Он совершил ради нашего спасения, — соучастниками Его жизни, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения, Его восхождения на небеса и Его второго пришествия.
Господу было угодно дать некую особую возможность Своим последователям, преодолевая ограничения пространства и времени, быть вместе с Ним и соучаствовать в том деле спасения, которое Он совершил. Именно для этого во время традиционной для иудеев Пасхальной трапезы Господь, председательствовавший на ней, несколько отошел от строгого порядка ее совершения. Когда Спаситель благословлял хлеб, что делал каждый глава семьи или каждый, кто председательствовал на иудейской пасхальной трапезе, Он произнес слова, которые никто ранее не произносил, — они были вне ветхозаветного предания. Благословляя хлеб, Он сказал: «Этот хлеб — Мое тело, которое за вас преломляется во оставление грехов». А затем, когда трапеза уже завершилась, по обычаю пасхальной вечери председательствующий должен был благословить чашу с вином и дать каждому приобщиться из этой чаши. И здесь Господь отходит от традиции ветхозаветного пасхального ужина. Он берет в руки чашу и говорит: «Сия чаша есть чаша Моей Крови, за вас проливаемой во оставление грехов». И как благословение над хлебом, так и благословение над чашей сопровождалось очень важными словами: «это совершайте в Мое воспоминание».
Понятно, что речь идет не просто о воспоминании, когда напрягается человеческая память. Речь идет о чем-то большем, и мы знаем, что через пришествие в мир Духа Святого этим бОльшим стало Таинство Евхаристии, совершаемое учениками Спасителя, когда силой Божией, силой Святого Духа каждый, кто приобщается хлеба и вина — подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя, — одновременно приобщается всему тому, что Бог во Христе совершил ради нашего спасения. Святая Евхаристия силой Святого Духа актуализирует все то, что Бог совершил во Христе.
Поэтому для нас Новый Завет и пришествие Спасителя — это не раз совершенное деяние, а продолжающаяся реальность, которую мы не созерцаем со стороны, о которой мы не только читаем в Евангелии, но в которой мы участвуем на месте учеников Спасителя, приобщаясь через хлеб и вино подлинного Тела и подлинной Крови Спасителя. Того Тела, в котором было обновлено человеческое естество, того Тела, через которое была возрождена человеческая природа, а это значит, что и мы во Христе через Таинство Евхаристии возрождаемся к новой жизни и обретаем великую силу побеждать грех.
Таинство Евхаристии святой Симеон Новый Богослов, отец Церкви, назвал Таинством Церкви. Так оно и есть. Ведь Господь учредил Церковь для того, чтобы силой Святого Духа, живущего в Церкви, продолжалось Его служение до скончания человеческой истории. И в центре этого служения во Святом Духе — воспоминание о жизни, страдании, смерти, воскресении, вознесении, на небесах седении, втором и славном пришествии Господа. Именно поэтому, в отличие от любой другой религиозной реальности, которая так или иначе существует в мире, Церковь дает нам возможность не только интеллектуально воспринимать то слово, которое Основоположник нашей веры Господь Иисус Христос оставил нам, но и соучаствовать реально в Его спасительной миссии, воспринимая плоды этой миссии, то есть обретая спасение в Боге.
Я всех вас поздравляю с этим великим праздником и призываю каждого из вас причащаться как можно чаще. Мы живем в такое время, когда нам необходима благодатная помощь Божия, — почти каждый день, как то было в древние времена, во времена святых апостолов, когда практически каждый день христиане собирались для того, чтобы совершить Святую Евхаристию. По многим обстоятельствам для нас невозможно такое частое причащение — и потому что мы заняты работой, трудимся, а если даже на пенсии, то как много суеты, забот, которые поглощают большую часть нашего времени! И нельзя, как говорит апостол Павел, вкушать Тело и Кровь Христову в суд или во осуждение. Нужно приуготовлять себя к этому великому Таинству, но не так, чтобы приготовление становилось препятствием к причащению. Ведь многие говорят: «я не приготовился и потому не пойду причащаться», понимая под приготовлением длительный и сложный процесс. Этот процесс необходимо проходить по крайней мере несколько раз в году, особенно во время постов. Но когда нет возможности в полной мере исполнить все предписания, нужно ограничиться самым необходимым — посещением храма накануне, чтением молитвенного правила перед причащением, исповедью, невкушением пищи до принятия Святых Христовых Таин и, что самое главное, — примирением с ближними. Нельзя причащаться в непримиренном состоянии, потому что если мы не примиряемся, то, по слову апостола, вкушаем суд и осуждение себе. И если таким образом со смирением, с осознанием своей греховности, с надеждой на помощь Божию мы приступаем к святой чаше так часто, как можем приступать, то Господь восполняет наши силы, такие немощные по человеческой природе.
Так, в общении с Ним, мы обретем спасение. Ради этого и пришел Спаситель. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать святым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать счастливым. Он не пришел для того, чтобы каждого сделать богатым. Но Он пришел для того, чтобы открыть нам возможность спасения. И величайшим к тому средством является Таинство Тела и Крови Его, Таинство Святой Евхаристии, учреждение которого мы торжественного празднуем сегодня, в Великий четверг. С праздником всех вас поздравляю!
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/3628090.html
Великая Пятница
Великая Пятница – самый скорбный день в году.
В Великую пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа.
Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером — читаются Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых.
Великая пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.
Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Палащаницы.
Вынос Плащаницы – иконы Христа, лежащего во гробе – совершается, как правило, днем. Примерно в два или три часа дня плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами.
«Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны — мы же тогда не жили?! Да, не жили! А если бы теперь на нашей земле явился Господь — неужели кто-нибудь из нас может подумать, что он оказался бы лучше тех, которые тогда Его не узнали, Его не полюбили, Его отвергли.
Те люди, которые тогда это совершили, были действительно страшны, но нашей же посредственностью, нашим измельчанием. Они такие же как мы; их жизнь слишком узкая для того, чтобы в нее вселился Бог; жизнь их слишком мала и ничтожна для того, чтобы та любовь, о которой говорит Господь, могла найти в ней простор и творческую силу. И эти люди, подобно нам, это сделали. «Подобно нам», потому что сколько раз в течение нашей жизни мы поступаем как тот или другой из тех, которые участвовали в распятии Христа. Посмотрите на Пилата: он старался сохранить свое место, он старался не подпасть под осуждение своих начальников, старался не быть ненавидимым своими подчиненными, избежать мятежа И хотя и признал, что Иисус ни в чем не повинен, а отдал Его на погибель.»
Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения священнослужителей и богомольцев.
http://www.pravmir.ru/velikaya-pyatnica/#ixzz3UpQkhZRX
ВЕЛИКАЯ СУББОТА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.
В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28
http://www.pravoslavie.ru/put/1703.htm
У ГРОБА ГОСПОДНЯ
Одним из немногих чудес Православной Церкви, являемых ежегодно в известное время и в известном месте, является Благодатный огонь. По количеству очевидцев (до 20 тыс. человек ежегодно) и исторический длительности (как минимум с IV в. по Р.Х.) это событие не имеет аналогов не только в нашей Церкви, но и во всём мире.
Многие знают, что во время схождения происходит самовозгорание свечей как у Патриарха в Кувуклии, так и у простых паломников; широко известно и многократно зафиксировано, что само схождение сопровождается молниеподобными всполохами, а пламя Благодатного огня в течение нескольких минут не обжигает.
Беседа со святогробским пономарем Александром Семеновым
…– Что чувствовали Вы, когда впервые увидели Благодатный огонь?
– Благодатный огонь я впервые увидел на Пасху 1991 года. Я ничего не знал об этом. Волею Божией я был вхож ко Гробу Господню, но тогда в службах еще не участвовал: я был еще не готов к этому. Не участвовал я и в подготовке Гроба Господня к сошествию Благодатного огня. Я пришел, как и все паломники, оказался в армянском приделе, с левой стороны, стоял там вместе с супругой. И еще не увидев Благодатного огня, я почувствовал его схождение в свое сердце. Это невозможно объяснить. И потом я это всегда наблюдал: огонь зримо мы еще не видим, но он уже сошел. За несколько секунд – порой за десять секунд, за семь – до того как его можно увидеть зримо, он уже есть в сердце. Я чувствовал это каждый год. И в минувшем году тоже.
– Некоторые считают, что Благодатный огонь – подделка. Что Вы думаете об этом?
– Схождение Благодатного огня – это истина, а истина не нуждается в подтверждении. Свидетельства о сошествии Благодатного огня восходят еще к I веку. Первым очевидцем его сошествия был апостол Павел. А из наших соотечественников – игумен Даниил, он об этом рассказывает в своем «Хожении». Игумен Даниил паломничал по Святой Земле в начале XII века. За две тысячи лет Святая Земля оказывалась не раз и не на одно столетие в руках и арабов-мусульман, и турков, и латинян, и евреев. И в любое время Благодатный огонь сходил, а православное духовенство имело возможность его получить. Так было в прошлом, так происходит и сейчас, когда Святая Земля – территория Израиля. Это – величайшее во вселенной чудо.
Кроме того, температура Благодатного огня – 40–50 градусов. Этому есть множество подтверждений, не верящие пусть смотрят видеокадры, они не подтасованы. Я сам лично видел, как архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры, ликуя, медленно проводил Благодатным огнем по своей бороде, и ни одна его волосинка не вспыхнула. Уж не знаю, есть ли в химии какие бы то ни было вещества, которые могли бы воспламеняться при такой температуре…
– Идеже хощет Бог, разрушается естества чин…
– Да.
– Естественно, что чудеса – не основа нашей веры. Что укрепляло Вашу веру тогда, когда Вы находились у Гроба Господня, и что укрепляет ее ныне?
– Помимо сошествия Благодатного огня я был свидетелем и других великих чудес. Так, в 1994 году, благодать стала сходить не только в Пасху, а с 10 по 21 июля. Десять дней Благодатный огонь сходил с утра до часу дня. Каждый день! Это могут засвидетельствовать многие! Сестры Горненской обители, например. Как-то я стоял на коленях у Гроба Господня, вдруг слышу, одна монахиня восклицает: «Александр, ты счастливый! У тебя по позвоночнику молния пробежала!»….
Беседовал монах Павел (Щербачев)
Александр Семенов
Православный Календарь с 5 Апреля 2015 г. по 11 Апреля 2015 г.
Воскресенье, 5 Апреля 2015 года. Неделя Ваий, 6-я Великого поста, Вход Господень в Иерусалим
Великий пост. Прмч. Никона еп. и 200-ти учеников его (251). Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117-138). Мч. Дометия. Прпмч. Луки нового Митиленского. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Прп. Пахомия Нерехтского. Прав. Василия Мангазейского
Понедельник, 6 Апреля 2015 года. Страстная седмица, Великий Понедельник
Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха, иже в Латре. Свт. Артемона (Артемия) , еп. Селивкии Писидийской, также именуемого Селунским (I-II). Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552). Прп. Иакова исп. (VIII-IX). Свщмч. Парфентия, патр. Константинопольского. Иконы Божией Матери, именуемой "
Вторник, 7 Апреля 2015 года. Страстная седмица, Великий Вторник
Благовещение Пресвятой Богородицы. Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925). Прп. Саввы Нового (1948).Иконы Благовещения Божией Матери (XVI).
Среда, 8 Апреля 2015 года. Страстная седмица, Великая Среда
Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Свщмч. Евсевия, еп. Кивала и мч. Пуллия.
Четверг, 9 Апреля 2015 года. Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери
Мц. Матроны Солунской (III-IV). Мчч. Мануила и Феодосия (304).Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (394-395). Прп. Кирика Фракийского.Прор. Анания. Прп. Павла, еп. Коринфского.
Пятница, 10 Апреля 2015 года. Великая Пятница, воспоминание Страстей Господних
Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и с ними Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина (Мара), Авива, Сивсифина и Саввы (ок. 330). Св. кн. страстотерпца Бояна, Болгарского (ок. 830). Св. Исихия Богослова, пресвитера Иерусалимского
Суббота, 11 Апреля 2015 года. Великая Суббота, Схождение во ад
Прпмч. Марка, еп. Арефуссийского, мч. Кирилла диакона и иных многих при Иулиане пострадавших (ок. 364). Прп. Иоанна пустынника (IV). Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX). Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских. Новосвщмч. Павла Войнарского и иже с ним Павла и Алексия (1919).