3 неделя Великого поста (15-03-2015)
Неделя Крестопоклонная
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю Крестопоклонную
Сегодня третье воскресенье Великого поста, которое посвящено Кресту Господню. На середине храма лежит изображение Креста, и каждый, кто подходит ко Кресту и прикладывается к нему, невольно становится как бы соучастником тех страданий и той крестной смерти, которую принял на себя безгрешный Сын Божий — Господь Иисус Христос.
Мы знаем: если Богу было бы угодно, то и волос не упал бы с головы Сына Его. Если Богу было бы угодно, то воплотившийся Сын Его был бы могущественнее всех земных владык, физически сильнее любого богатыря, обладал бы колоссальной способностью управлять всем миром, всеми царствами земли. Но не для того Господь послал Сына Своего в мир, чтобы Он силой исправил людей, чтобы Он силой дал им благополучие, чтобы Он силой привлек их в рай и сделал счастливыми.
На Кресте совершилось нечто другое — Господь явил Свое бессилие, Свою человеческую уязвимость. Его так легко было арестовать в Гефсиманском саду. Его так легко было бичевать плеткой с металлическими шариками, той самой, которая пробивала человеческое тело до костей, не оставляя ни одного живого сантиметра. Его так легко было приговорить, незаслуженно, к смертной казни, и не к той, которой умерщвлялись сильные мира сего, будучи усечены мечом, но к позорной казни, которой подвергались рабы, деклассированные, как мы бы сегодня сказали, люди, не имеющие никакого значения для тогдашнего общества. Их просто зверски прибивали к крестам. Это была не просто казнь — эта была казнь и издевательство одновременно. Это была казнь и пытка. Это была казнь и свидетельство о полной безвластности, никчемности, слабости человека. Это была позорная казнь.
Почему же всемогущий Сын Божий принял на себя добровольно этот позор, это человеческое поношение, эти издевательства, эти пытки и эту бесславную казнь? Для того чтобы совершить два очень важных дела. Во-первых, отождествить себя с каждым страдающим человеком. Если бы Бог явил себя в силе, в славе, в могуществе земного владыки, то как тогда люди — тяжелобольные, бедные, лишенные власти, проходящие через скорби, раненые, те, кто защищает родину, те, кто находится в тяжелейших жизненных обстоятельствах, в грязи, под снегом, под дождем, — как они обращались бы к Богу, Который Сам пребывает на вершине человеческой власти?
Но каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми бесправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, — чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей?» Его можно только просить о помощи — искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает — воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет.
Это одно, очень важное, значение креста, но есть и второе значение. Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи. Человечество совершило, совершает и будет совершать множество грехов. Когда человек совершает много преступлений, его пожизненно заточают в тюрьму или лишают жизни, свидетельствуя, что никакого прощения быть не может, — преступник должен быть либо умерщвлен, либо навсегда остаться в заключении. И если собрать все грехи мира, которые были, есть и будут, то, наверное, все человечество следовало бы пожизненно заключить в тюрьму.
Что же было нужно, чтобы снять со всех нас эту тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни, — чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину пред обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.
И третье. Крест — это не только единичный феномен, связанный с Голгофой, со страданиями Спасителя. Крест есть некая постоянно пребывающая в человеческой жизни ценность, почему Господь и говорит: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя» (см. Мк. 8:34 — 9:1). То есть отвергни то, что тебе дорого, чего бы ты хотел достичь, то, что для тебя действительно важно, — отвергни, ибо это не самое главное. Возьми крест свой — не Мой Крест, не Голгофский Крест, который никто не может нести. Свой крест на себя возьми, свои страдания, которые тебе ниспосылаются, и следуй за Мной.
Что означают эти слова? Они означают только одно — что крест, несение скорбей и страданий без ропота, с терпением, мужественно, с верой в Бога, спасает человека. Как тот самый Голгофский Крест, так и наши с вами кресты нас спасают, если мы несем их с верой в Бога, мужественно, терпеливо, без ропота. Как Голгофский Крест помог спасти весь род человеческий, снять с него ответственность за общечеловеческие прегрешения, сохраняя ответственность каждого пред Богом за личные дела, так и наши кресты, которые мы несем, нередко спасают других.
Пусть благословение Божие пребывает на всех нас, дорогие мои, на всей исторической Руси, на державе Российской, на властях и воинстве ея, дабы тихое и безмолвное житие могли проводить миллионы и миллионы людей, которые объединяет Русская Православная Церковь, миллионы и миллионы людей, проживающих на просторах исторической Руси. И для того чтобы было так, кто-то должен иметь мужество и силу защитить свой народ даже в мирное время. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
http://www.patriarchia.ru/db/text/3611226.html
Неделя Крестопоклонная
«В эту особую — Крестопоклонную — неделю, Церковь еще и еще раз зримо напоминает нам о Кресте Господа и Спасителя нашего, о крестной смерти, которую Он претерпел нас ради человек и нашего ради спасения. Являясь некогда орудием мучительной и позорной казни, Крестное Древо, окропленное кровью нашего сладчайшего Господа, стало спасительной силой, к которой мы прибегаем, оружием непреоборимым, которое сохраняет нас от бед и скорбей, помощью и утешением в испытаниях. Главы наших храмов увенчаны изображениями Креста, с момента святого таинства Крещения мы носим Крест на груди, часто осеняем себя крестным знамением и каждое священнодействие в Церкви знаменуется осенением Креста, потому что на Нем совершил Господь Свой искупительный подвиг. С высоты Своего Креста Спаситель простирает к нам руки и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы». Сегодня Церковь через богослужение, через особый величественный и умилительный чин поклонения животворящему Древу, напоминает нам о том, сколь дорогой ценой совершено дело нашего спасения. Находясь в середине великопостного поприща и взирая на Крест Христов, мы молимся, чтобы Господь укрепил нас в вере, утвердил в благочестии, и сподобил с чистым сердцем и просветленной душой стать участниками богослужений Страстной седмицы, достойно поклониться Его Спасительному подвигу, встретить Его Воскресшего и прочувствовать радость Светлого праздника Воскресения Христова».
Из проповеди митрополита Александра
http://mitropolia.kz/ru/novosti/sluzhby
Христианин — это часовой Вечности
Человек бежит, торопится, суетится, строит планы, возводит Вавилонскую башню современной технотронной цивилизации, а посреди Вселенной стоит Крест Христов!
Человек ищет для себя смысл в чем-то помимо Бога: в искусстве, науке, философии, в гедонизме, судорожно ищет какое-то основание, какой-то внутренний стержень, центр, и не понимает, что в центре всего мира — Крест Христов!
Люди ненавидят друг друга, убивают, воюют, устраивают теракты; люди ищут выхода из кризисных ситуаций и не слышат кроткого голоса Спасителя: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной»...
Человеку стремительного сверхскоростного жестокого XXI века очень трудно правильно воспользоваться свободой. Он или неправильно понимает свободу, делая ее чем-то самоценным без Бога, превращая ее в сияющего идола, или взяв в руки эту бесценную жемчужину и приняв ее за простую стекляшку, морщась, выбрасывает на помойку. Если свобода превращается в самоцель, без Христа и без Креста, то это — тот же концлагерь, только украшенный мертвыми искусственными цветами вседозволенности.
На нашем пути к Пасхе стоит Крест. На нашем пути ко спасению возвышается Голгофа. И ее не обойдешь, от нее не отвернешься, не пройдешь мимо с закрытыми глазами. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия».
Крестная Жертва — это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя, от Воплощения, от Вифлеемских яслей и до Вознесения имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва — это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому, что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12:27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности!
Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8). Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2:8). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).
И это добровольное принятие смерти Христом — необходимое условие победы над ней. Владимир Лосский очень точно говорит об этом: «Единственный способ победить смерть — это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места». Но Господь хочет, чтобы ад, смерть, грех, порок и в нас не нашли себе места. Для этого Он распялся и Воскрес.
И где бы ни жил человек, чтобы он ни делал, в какие бы инфернальные глубины он ни уходил — перед ним стоит Крест Христов. Как бы он ни отворачивался от Бога, как бы ни хулил Его, все равно на всю Вселенную слышится кроткое слово: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят» (Лк. 23:34).
Как бы человек не уходил на «страну далече», как бы не уродовал в себе образ Божий, — смотрят на него не мертвые, пустые, слезящие глазницы звезд на ночном небе, не грозные черные дула авианосцев, направленных на него из чужой вражеской страны... На него смотрят смиренные, любящие, теплые глаза Небесного Отца!
«Он грехи наши, — восклицает ап. Петр, — вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились» (1 Петр. 2:24). Вот она удивительная, глубокая, истинная цель человека — «жить для правды». Жить не для казино, не для шмоток, не для наших бесконечных интриг, не для эгоистичного соперничества, а жить для Вечной правды, для Христа, для ближнего, для Вечности и Любви!
И если в какой-то момент, в какой-то отрезок времени жизнь откроется нам не как бесконечное стояние в очереди за эфемерным скоропортящимся земным счастьем, не как жестокий слалом по чьим-то чужим головам и судьбам, не как безумный поиск новых доз адреналина, а как тихое радостное веяние благодати Божией, как чудо христианского миросозерцания, как приобщение к великому таинственному древу Церкви, то мы поймем — да, мы стали по-настоящему счастливыми людьми! И это дорогого стоит!
Подлинное величие человека не в том, что он открыл бозон Хиггса, не в том, что новейшим телескопом он достает до всё новых далеких галактик... Величие, красота, величайшее достоинство человека заключается в том, как говорит святитель Василий Великий, что «он — тварь, которая получила повеление быть богом». Поэтому мы и восклицаем вместе с блаженным Августином: «Ты сотворил нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе!»
Христианин — это часовой Вечности! Христианин — это не только человек радости, но и человек слез, потому, что он знает тайну страданий, приобщаясь к Тайне Креста! «Дереву, — говорит один старец, — его корням нужно очень много воды в жаркую погоду. Так же и нам должно плачем глубоко укореняться в вечности!»
И хотя мы имеем богатый опыт святых отцов и опираемся на него, все же жизнь для каждого из нас — это не готовый рецепт, не мертвая стертая замыленная схема... Жизнь — это живой трепетный пульсирующий духовный поиск! Жизнь — это дыхание благодати и новизны! Это переплавка мрачного свинца наших грехов через горнило покаяния — в блистательное ожерелье добра и любви! Константин Леонтьев замечательно называл это «самоваянием человека при помощи Божией».
Бывает так, что человек хочет нарисовать сюжет, а холста и красок под рукой нет. Или хочет сфотографировать пейзаж, а камеру забыл дома... Но у каждого из нас всегда «под рукой» есть прекрасный материал для творчества, нежный, податливый, теплый, из которого мы можем ваять — это наша собственная душа. И если тело наше стареет, и это естественно, то нужно употребить все усилия, чтобы душа наша не старела. А возможно это только с помощью благодати Божией, через молитву, через смирение, через любовь!
Авва Емилиан Афонский говорит: «Нужно молитвой позволить Богу действовать внутри нас. Будем как крестьяне, которые сеют и затем ждут, когда Господь пошлет дождь. Сердце без молитвы похоже на целлофановый пакет, который от своего груза быстро рвется и вскоре выкидывается».
Богу нужно не наше благочестивое, тщеславное пожертвование на храм. Не парафиновая копеечная свечка. Не редька и фасоль вместо курицы и кефира. Богу нужны мы сами! Наши сердца. Наши истерзанные, израненные, истрепанные души. Богу нужно наше желание быть с Ним! Нужна наша любовь к Нему!
Однажды к старцу прибежал согрешивший ученик и в отчаянии причитал: «Как же я после этого буду людям смотреть в глаза?!» А авва отвечал ему: «Когда мы падаем, то мы должны думать о том — а как я после этого буду Богу смотреть в глаза?»
Крест — это всегда наш выбор. С Богом или без Него. Но, хочет человек этого или не хочет, Крест стоит посреди Вселенной! И вертикаль его — от Небес до ада через сердца человеческие, а горизонталь — время от сотворения мира и до Судного дня!
Мир хвалится многим. Спортом — быстрее, выше, сильнее! Успехом — солиднее, богаче, блистательнее! Мир хвалится даже грехом — изощреннее, лукавее, ниже...
А верующее сердце повторяет вслед за апостолом только одно: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»...
Игумен Тихон (Борисов)
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3624/
О пути ко спасению
Обрести сокрушение сердца совсем не просто Наш гордый дух никак не хочет смиряться, противится Евангельским заповедям, враждует против неприятных жизненных обстоятельств, все время выискивает врагов, препятствующих нам в достижении наших целей. Мы никак не можем научиться отрекаться от своей воли, не хотим искать во всяком деле волю Божию, не можем склонить свою гордую выю под крепкую руку Господа и покориться премудрому Промыслу Творца. Почему? На чем основано это наше упрямство и строптивость?
Все дело в том, что мы привыкли доверять себе, уповать на свой разум, надеяться на свои способности или на людей. Нам представляется это надежным и практичным, поэтому, даже придя к вере, став, как нам кажется, христианами, – продолжаем сохранять в себе самомнение и высокоумие, остаемся самонадеянными и гордыми, что есть подобие сатане и противоположно Христу. Но кому мы подобны и уподобляемся, с тем и окажемся в вечности.
Если за время земной жизни своей не уничтожим в себе гордость, как подобие дьяволу, то в вечности с ним и окажемся в геенне огненной. Если не обретем кротости и смирения Христовых, которые начинаются не с чего иного, как с сокрушения сердца и нищеты духа, то в селения Господни не будем приняты. Пока еще есть время, будем трудиться в поисках тех Евангельских тесных врат, которыми входят на узкий путь, ведущий в жизнь вечную.
Опираясь на творения святых отцов, автор говорит, что сокрушению сердца способствуют пост и молитва. Но не всякий пост бывает спасителен. И молитва может обратиться в грех молящемуся. Как у поста есть свои правила, так и молитва – особо сложное и ответственное духовное занятие.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает на три основных правила поста, зная и исполняя которые христианин может обрести духовную пользу. Эти простые, но очень важные правила умеренность, равномерность и длительность – подробно разобраны в одной из лекций.
Как правильно молиться, чтобы достичь намеченной цели, первого этапа духовной жизни – сокрушения сердца?
Поскольку тело наше взято из земли, то по свойствам своим оно подобно земле, которая требует возделывания. Из этого вытекает очень простое и удобное сравнение: как бесполезно сеять семена в необработанную и неподготовленную почву – они не приживутся и не принесут никакого плода, потому что сорняки заглушат их, так и молитва остается бесплодной, если сердце не будет прежде подготовлено постом.
Молитва человека, не знающего поста, рассеяна, невнимательна, холодна; помыслы о земном и даже явно греховном отягчают ее. И наоборот: как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенной силой вырастают сорняки, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвой, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокоумия. Таким образом, пост без правильной покаянной молитвы не только не поспособствует сокрушению сердца, но наоборот, усилит в душе гордость, порождающую уничижение и осуждение ближних, усиливающую самообольщение и прелесть.
Не приходилось ли кому-нибудь замечать, как во время поста вдруг усиливается раздражительность, упрямство, нетерпимость к недостаткам ближних, желание учить и переделывать окружающих, навязывать им свое мнение? Порой ярко вспыхивает желание навязывать веру ближним, которое удобно прикрывается необходимостью проповеди веры. Порой хочется рекламировать всем пользу поста и рассказывать о его целительной силе. Вполне странными для поста являются веселость и приподнятое шутливое настроение духа, мнимая жизнерадостность, свойственные некоторым.
Пост – это опасное и сильное оружие. Им можно посекать врагов – злых духов, а можно и, при неумелом использовании, убить себя. Применение поста без молитвы, основанной на покаянии, неминуемо усилит тщеславие. Тогда пост может стать средством духовного самоубийства, подобно тому, как фарисеи, тщательно постящиеся, но делающие это без сокрушения сердца, напоказ, отвергли Спасителя и убили Его.
Почему же нам так потребны пост и молитва? Вспомним слова Господа:«Род этот лукавый, то есть бесы, изгоняется постом и молитвой». Не все ли мы в плену у злых духов? Первородный грех наших прародителей Адама и Евы не продал ли всех нас в рабство дьяволу? Не страдаем ли теперь мы все страстями – смертельными болезнями души? Не грешим ли даже тогда, когда и не хотим этого? Кто же избавит нас от сего плена и рабства? Только Христос Спаситель. Но как нам привлечь Его милость к себе? Точнее сказать, какими средствами открыть вход Его милости в наши души?
Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что эти средства – посты, молитвы и милостыни. И кто постится, молится, трудится и всякое другое делает добро с той целью, чтобы освободил его Христос от рабства греху и от плена сатане, тот, конечно, получит это освобождение и познает своего Спасителя, смирится и покорится пред непобедимою силою Христа Господа. А кто не для этой цели совершает все свои христианские труды, тот не может получить желанной свободы, но напрасно старается и перейдет в другую жизнь бедным и несчастным.
Итак, ни пост без покаянной молитвы, ни молитва без правильного поста не могут достигнуть желаемой цели – освобождения от рабства дьяволу. Мало того, вообще все дела христианские не могут сами по себе достигнуть цели спасения, но должны делаться нами с той целью, чтобы привлечь к себе Спасителя, Который только один и может спасти нас. Забвение этого крайне опасно. Вычитывая молитвенное правило холодно и безразлично, не понимая прочитанного, рассеиваясь вниманием, увлекаясь помыслами, мы теряем молитву, как средство спасения, мы оскорбляем Бога, думая, что Ему нужно наше правило. От такой молитвы рождаются самодовольство и самоуспокоенность, будто бы мы сделали то, что нужно от нас Богу
Преподобный Симеон предупреждает, что демоны нередко даже содействуют и молитвам, и милостыням, и постам, и бдениям, и всяким другим добрым делам, чтобы делающие их не для того делали, чтобы Христос освободил их от рабства дьяволу, а думали бы, что делают настоящее добро, угодное Богу, и впадали в самодовольство и превозношение, развивая в себе пагубную прелесть. При таких обстоятельствах делатель никогда не получит спасительной благодати и не будет уврачеван от язв своих. Потому что непреложен закон Христов, говорящий о том, что здоровые во враче не нуждаются, а только признавшие себя больными
Преподобный Симеон предупреждает, что демоны нередко даже содействуют и молитвам, и милостыням, и постам, и бдениям, и всяким другим добрым делам, чтобы делающие их не для того делали, чтобы Христос освободил их от рабства дьяволу, а думали бы, что делают настоящее добро, угодное Богу, и впадали в самодовольство и превозношение, развивая в себе пагубную прелесть. При таких обстоятельствах делатель никогда не получит спасительной благодати и не будет уврачеван от язв своих. Потому что непреложен закон Христов, говорящий о том, что здоровые во враче не нуждаются, а только признавшие себя больными.
http://www.diveevo.ru/2/0/1/3605/
Правила поста – личный опыт за четверть века
Начинающие поститься люди обычно обращаются за советами к священникам. А что, если спросить поднаторевших в постах мирян? Своим опытом делится Владимир Берхин.
О том, как правильно поститься и как поститься неправильно, написано уже столько мегабайт текста разной степени полезности, что кажется странным что-то еще добавлять.
А это текст о практике – короткий список того, что я успел понять на эту тему. Это личный опыт, не общеобязательный, следовать ему стоит только в том случае, если вы не нашли ничего лучше и уже отчаялись найти.
Итак, что я понял о практике поста за 25 лет церковной жизни:
1. В общих правилах ценно только то, что они – общие. Постясь по уставу древнего монастыря, я пытаюсь дотянуться до опыта тех, кто этот устав писал, и надо спросить себя, насколько успешно у меня это получается, а не насколько меню формально соответствует правилам.
Постясь, «как учил духовник N», – я ищу того, что знал и понимал духовник N, и эффективность измеряется только моим вхождением в его опыт. Больше никакой ценности в «традиционных» правилах самих по себе нет, будь они хоть стотысячелетней давности.
2. Чем меньше людей вокруг знают о том, что вы поститесь, тем лучше. Вероятнее всего, если вы будете честно молчать, этого вообще почти никто не заметит. Нам заповедано поститься в тайне (Мф., 6; 17-18) – уверяю, что это не просто так, для тренировки воли. Иоанн Лествичник вообще считал борьбу с излишней болтовней одной из главных составляющих поста как такового.
3. Традиция просить прощения перед постом – она не только для радости (хотя это почти всегда очень счастливый вечер). Это диагностический момент: входя в пост, хорошо бы понять: а к кому у нас есть претензии и кого мы не можем простить? Где проблема, которую хорошо бы начать решать?
4. Всякое человеческое действие имеет цель. Потратьте хотя бы несколько часов на размышления – а зачем вам пост? Не вообще, а именно вот в эти 7 недель – чего вы хотите добиться? Что было бы разумно для этого сделать?
Если у вас есть духовно опытный человек, которому вы доверяете, и который хорошо вас знает – посоветуйтесь с ним, для чего вам вообще все это надо. Он же может выступить честной внешней контролирующей инстанцией – насколько ваш пост успешен.
5. Пищевые правила без изменения иных частей жизни – бессмысленны, а то и вредны. Без изменения молитвенной жизни, без работы над отношениями с людьми, без хотя бы попыток что-то улучшить в своем поведении, пищевые запреты становятся либо бесцельным самомучительством (села Маша на диету, и не стало жизни близким Маши), либо демонстрацией своей религиозности.
Пост – явление комплексное, оно должно затрагивать все сферы жизни.
6. Пост касается всех сторон жизни. Пост – это, конечно, не диета, но пост – и не тренинг личностного роста, не сеанс психотерапии, не упражнение для мозга и не интенсив по терпению длинных богослужений.
Пост – это когда человек поставил себе религиозную цель и религиозными же методами старается ее достичь, прилагая целенаправленные усилия. Из этих усилий в идеале слагается система работы с собой, которая позволяет поставленных целей достигать. Всё вместе это называется словом «покаяние».
7. Поститься не может быть легко. Для себя я сформулировал это так, что поститься должно быть трудно, но не сложно. Я не дорос до того, чтобы искать хитровывернутые духовные проблемы – они у меня вполне элементарны и для преодоления их не нужно много думать – надо немного поработать.
8. Что касается помощи ближним, то постом стоит сделать нечто в этом отношении лично для вас необычное.
9. И последнее, по мне так вполне очевидное. Я опытным путем убедился, что храмовое богослужение для Поста — совершенно неотъемлемая часть.
Прекрасно и полезно молиться дома. Но Великий пост – всё-таки дело церковное, а не личное. И проводить его вне собрания верных – значит лишать себя и очень важной поддержки и каких-то результатов, которых иначе не достигнешь.
http://www.pravmir.ru/lichnyiy-opyit-za-chetvert-veka/
ТОЧКА НЕВОЗВРАТА
Некоторые люди боятся Великого поста. Потому что пост – это время особенной проверки каждого, кто называет себя христианином. Время, когда мы должны показать, прежде всего, самому себе, что можем не только говорить о молитве и воздержании, но на самом деле – молиться и воздерживаться. Но люди боятся даже не этого. Пост – это еще время добровольных духовных усилий. И если Господь видит, что с нашей стороны усилий нет, нет вольных скорбей, то Он может дать невольную скорбь, чтобы хотя бы благодаря ей мы усилили молитвы. Вот как ребенок, когда должен научиться ездить на велосипеде. Сам он боится и не может. Оттолкнется, проедет два метра – и останавливается. Тогда отец берется рукой за седло и помогает ехать. А потом – отпускает. И тогда можно упасть – и удариться. Но без этого не научишься ездить. Вот этого-то отпускания руки Божией и боятся в пост.
Великий пост – это не просто семь недель воздержания, отмеченных в календаре серым цветом. Это потенциал совсем другой жизни, которая может развернуться в нашей обыденности. Ведь мы в большинстве своем не несем каких-то особенных подвигов или молитв, просто плывем по течению, живем как живется, в общем – как все. Да, молимся; да, причащаемся. В церковь ходим. Однако жизнь наша качественно не меняется. Она все же укладывается в привычные нормы бытия даже для людей маловерующих. Великий пост переключает тумблер на 180 градусов. В Великий пост Церковь предлагает нам иной образ жизни, в котором плоть занимает далеко не первое место. Это время, когда в Церкви нет уже монахов и мирян, потому что вся Церковь превращается в Церковь иночествующих.
И обет, что будем так жить в период Великого поста, мы даем в день Прощеного воскресенья. Все, наверное, чувствовали, как вечером в Прощеное воскресенье, когда священнослужители уже переоблачились в темное, нечто меняется в храме. Священник первый раз читает молитву преподобного Ефрема Сирина – и ощущаешь, что что-то в сердце оборвалось, лопнула какая-то струна и возврата к прежней жизни больше нет. И от сознания этой невозможности возврата в сердце рождается умиление и чувство вины перед всеми ближними – как у человека, влекомого на казнь. Это чувство выливается в слова: «Прости меня, грешного». И когда мы так молитвенно припадаем друг ко другу, просим прощения ради Христа и ради Христа прощаем – это и есть наш иноческий обет на весь пост и одновременно воинская присяга.
В день Прощеного воскресенья мы обещаем, что будем вести брань, то есть битву, с самым главным врагом – собственной гордыней и эгоизмом и всем, что их питает. И длится наша война почти два месяца. Военное положение Великого поста всем очевидно. Спрятаны светлые одежды, замолкли бравые торжественные напевы, утих радостный колокольный перезвон, уступив место настороженно-набатному двузвону. Как солдаты земные не пиршествуют во время военных действий, так и воины Христовы в пост получают лишь необходимое для поддержания телесных сил. Как в видимой армии, так и у нас есть Верховный Главнокомандующий – Господь Иисус Христос – и множество генералов – святых угодников. Но в обычной армии главнокомандующий и генерал находятся далеко, наши же командиры – всегда рядом с нами. На расстоянии двух слов: «Господи, помилуй». И каждому Своему рядовому наш Полководец всегда готов прийти на помощь и подать руку благодатного утешения.
Как в войне видимой, так и в невидимой нужно обдумывать тактику и стратегию. История показывает, что победителем не всегда оказывается более сильный, но гораздо чаще – более мудрый и мужественный. А потому нужно рассчитывать свои силы. Не распыляться на многое. Как говорит нам слово Божие: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лк. 14: 31). То есть, вступая в пост, не нужно ставить себе многие, а потому невыполнимые задачи. Как часто мы с ревностью вступаем в пост и уже на второй неделе – изнемогаем от неспокойного начала. Помните, как пел Высоцкий в свое время: «Я рванул на десять тыщ как на пятьсот – и спекся»? А чтобы не распыляться, в первую очередь нужно заботиться о том месте, которое больше болит. Как на фронте в первую очередь устраняют прорыв, а потом уже думают об атаке. Прорыв и рана – это те страсти и грехи, которые особенно мучают нас сегодня. Это те грехи, которые «всегда передо мною» (Пс. 50: 5). Ты чрезмерно гневлив и раздражителен? – Подвизайся против гнева. Ты страдаешь чревоугодием? – Борись с ним. Тебя мучают блудные помыслы? – В первую очередь тебе предстоит брань с ними. А видение своего греха прежде всего зависит от внимательной молитвы и благоразумного воздержания. Итак, сначала – определи направление. А потом уже определяй тактику. Но учти, что в зависимости от страсти и борение будет разным. Война по-разному ведется в горах, на море и в городе. Так и против разных страстей применяются разные приемы. Против сребролюбия полезна милостыня, против чревоугодия – воздержание, против гордости – благодушное терпение оскорблений и унижений. И то средство, которое хорошо помогает против одной болезни, может оказаться совершенно бесполезным от другой, а то и даже вредным. Так, мало действенно против гордости чрезвычайное умножение молитв и воздержания, а то еще может и в прелесть завести. Какое средство против чего годится, нам прописали святые отцы – с ними и нужно советоваться в каждом конкретном случае. Самый первый тут советник – преподобный авва Дорофей.
Показателем качества поста выступает Святая Пасха. С какими чувствами мы стоим на церковном пороге в пасхальную заутреню?
Идет великопостная борьба. И она четко отделяет церковное лицемерие от церковного благочестия. «Если епископ, или священник, или диакон, или чтец, или певчий не постится (кроме случаев болезни) в святую Четыредесятницу, и вообще в среду и пятницу на протяжении всего года, да будет извержен из сана, а мирянин – отлучен». Вот граница этого отделения, которую очерчивает церковный устав. Однако, как показывает жизнь, можно вроде бы и поститься – и на самом деле не поститься. И эту границу может провести только Бог и собственная совесть человека. И мне кажется, тут показателем качества поста выступает Святая Пасха. С какими чувствами мы стоим на церковном пороге в пасхальную заутреню? Лучше давайте разберемся в наших чувствах сейчас, пока время поста не скрутилось в тугую спираль Страстной недели.
Снова возьмем образ от воинов земных. Вот смотрите: во время боя одни, самые мужественные, бегут вперед, поражая своих противников и увлекая за собой своим примером менее смелых. Они – и получают ранения, где-то и падают, но и встают, и повергают своих врагов. Другие, которым не достает храбрости до прямой атаки и нападения, отстреливаются из окопа. Бывает, что и они умерщвляют противника, а бывает, что и их накрывает. Третьи, самые трусливые, и не стреляют вовсе, а отсиживаются в подлеске – подальше от сражения. Они вроде бы и не получают ранений, но в любом случае проигрывают свою войну.
Когда приходит победа, больше всего радуются герои-храбрецы. Радуются, что враг повержен и восстановлен мир. Радуются и вторые, но заметьте, уже и тому, что война закончена. Третьи просто с облегчением, что прекратилась стрельба и что скоро дадут хороший паек, выходят из своего подлеска, но совершенно не как победители. И первых всегда отмечает военачальник медалями и орденами. Рад полководец и за вторых как не сложивших оружия и не запятнавших свой мундир трусостью. Третьих же ждет военный трибунал, если откроется их бегство.
Так вот, братья и сестры, я больше боюсь не поста, а Святой Пасхи. Я боюсь, что встану перед дверями в церковь, буду петь «Христос воскресе из мертвых», а чувствовать буду не торжество и радость, а позорное облегчение… Я боюсь, что когда Четыредесятница сожмется до размеров Страстной седмицы, я со слезами пойму, что так и не покаялся, так и не воздержался, так и не встал из окопа или даже – не вышел из подлеска… А ведь дело пастыря на этой войне – даже не в траншее воевать, а подымать за собой роту на врага…
Удел святых – и древних, и современных – быть орденоносцами Христовыми. Нам же с вами необходимо задуматься: где наша позиция в этом бою? Стреляем ли мы во врага или только со стыдом получаем удары? Судя по богослужению Православной Церкви, Пасхальная радость должна пронизывать верующего все 40 дней до праздника Вознесения. На сколько дней нам хватит этой радости, зависит только от качества нашего поста. Как мы встретим Пасху? Посмотрит ли на нас благосклонно наш нелицеприятный Полководец, или ожидает нас духовный трибунал уныния и опустошенности на Светлой неделе?
Каюсь, в моей жизни было и то, и другое. И поскольку я познал радость одного и беспросветность другого, поэтому я боюсь Пасхи. Боюсь, как экзамена, который могу завалить.
Полководец наш Великий не будет смотреть на то, сколько мы врагов победили, но подаст нам милость и благодать, если только увидит, что мы хотя бы не бросили оружия и до последнего стреляли. Да, получали ранения и падали, но вставали и снова упрямо целили в общего врага. И если ты не бросил оружия – ты на Пасху все равно победитель, а не дезертир под маской благодушненького христианина.
Итак, точка невозврата пройдена. Я никогда уже не смогу выйти из этого поста таким, каким в него вошел. И выйду я из него только или победителем, или трусом. И ты тоже.
Священник Сергий Бегиян
http://www.pravoslavie.ru/put/69127.htm
Суббота родительская 4-й седмицы Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Уже в третий раз в период этого Великого поста народ Божий собирается под сводами храмов, чтобы совершить соборную молитву об усопших сродниках. В течение Великого поста, в седмичные дни не совершается по Уставу полной Литургии, поэтому, чтобы не лишить наших усопших сродников молитвенной поддержки, а нас – благодатной возможности помолиться о них в храме при принесении Бескровной Жертвы, в некоторые субботы поста совершается особое поминовение усопших.
Мы ежедневно молимся о наших усопших сродниках в домашней молитве – это правильно и хорошо, но важнее молиться о них всем вместе в храме. Храм Божий, как говорит святитель Филарет Московский, является «лествицей, достигающей до Небес, для восхождения молитв веры к Престолу Всевышнего». Поминовение усопших во время Божественной Литургией – это высшее проявление нашей любви к ним. Такая молитва приносит им великую пользу, и ничего лучшего и большего для них мы сделать не можем.
Все люди, плоть носящие и в мире живущие, совершают ошибки, нарушают заповеди Божии. «Нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар.6: 36). Все согрешают, но не все по каким-либо причинам смогли или успели прибегнуть в покаянии к обычному человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа и унесли с собой в Вечность тяжкий груз своих неправд и беззаконий.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, если человек и «умер грешником, то и в таком случае надобно радоваться, что прекратились грехи его и что он не приложил еще зла ко злу, и помогать ему, сколько возможно, не слезами, а молитвами, молениями, милостынями и приношениями. Все это установлено не напрасно; не напрасно мы совершаем при Божественных Таинствах поминовение об умерших и ходатайствуем за них, умоляя предлежащего Агнца, взявшего грехи мира, но для того, чтобы им было от того некоторое утешение; не напрасно предстоящий перед жертвенником, при совершении Страшных Таинств, взывает: "О всех во Христе усопших и память о них творящих". Если бы о них не совершались поминовения, то и не произносились бы эти слова. Наши действия – не сценические представления, они совершаются по устроению Духа… Будем же помогать им и совершать о них поминовение».
Во время жизни преподобного Венедикта, как повествует святитель Григорий Двоеслов, жили две постницы, которые, славясь святостью жизни, имели несчастную страсть говорить много, и много ложного и вредного. Святой старец умолял их удерживать свой язык и за непослушание угрожал им даже отлучением от Церкви. Но страсть ко лжи так вкоренилась, что и угроза не остановила их. Спустя некоторое время они умерли. Погребены были эти постницы в церкви. Когда диакон во время Литургии возглашал: «Оглашении, изыдите», они, как отлученные, выходили вон из церкви, что видели некоторые благочестивые из христиан. Когда сообщили об этом преподобному Венедикту, то этот святой муж послал в церковь, где они были погребены, просфору, приказав вынуть из нее часть за упокой душ их и поминать их. После этого уже никто не видел, чтобы они выходили из церкви, и верные поняли, что молитвы за них умилостивили Бога, и они получили от Него прощение.
Мы молимся за усопших сродников, полагаясь на беспредельное милосердие Божие, и знаем, что Господь простит им их грехи, совершенные по человеческой немощи, и вселит в Свои Обители Небесные.
Но, надеясь на милосердие Божие, нам самим не надо предаваться благодушию, зная, что и мы тоже не без греха, что и нашей жизни на земле придет конец. Потому, пока остается еще краткий срок этой жизни, оставим греховную беспечность, будем ревностны в стяжании добродетелей через покаяние и причащение Святых Христовых Таин, через пост и молитву, и Господь простит и спасет нас Своей благодатью и человеколюбием. Аминь.
Архимандрит Иосиф, 2014г
Православный Календарь с 15 Марта 2015 г. по 21 Марта 2015 г.
Воскресенье, 15 Марта 2015 года. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Великий пост. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок. 326). Преставление свт. Арсения, еп. Тверского (1409). Мц. Евфалии (257). Мч. Троадия (III). Прп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440, иже в Италии (ок. 579). Препп. Саввы, Варсонофия, Савватия и Ефросина Тверских. Иконы Божией Матери, именуемой "Державная" (1917)
Понедельник, 16 Марта 2015 года. 4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная.
Великий пост. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308). Прп. Пиамы девы (337). Свв. Зинона и Зоила. Волоколамской иконы Божией Матери (1572).
Вторник, 17 Марта 2015 года.
Великий пост. Прп. Герасима, иже на Иордане (475). Блгв. кн. Даниила Московского (1303). Прп. Герасима Вологодского (1178). Прп. Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Блгв. кн. Василия (Василько) Ростовского (1238). Прп. Василия Мирожского. Мчч. Павла и Иулиании, сестры его и иже с ними: Квадрата, Акакия и Стратоника (ок. 273). Прп. Иакова постника (VI).Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (938). Свт. Григория, еп. Констанции Кипрской. Свт. Григория, еп. Ассы близ Ефеса
Среда, 18 Марта 2015 года.
Великий пост. Мч. Конона Исаврийского (I). Перенесение мощей блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мч. Онисия (I). Мч. Конона градаря (огородника) (III). Мц. Ироиды и с ней: Архелая и 152 мчч. Мч. Евлогия, иже в Палестине. Мч. Евлампия. Прп. Марка постника Египетского (V). Прп. Исихия Вифинского (ок. 790). Иконы Божией Матери, именуемой "Воспитание". Новомч. Иоанна Болгарина (Греч.). Свт. Николая (Велемировича) еп. Охридского, Сербского (Серб)
Четверг, 19 Марта 2015 года.
Великий пост. Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Обретение Честного Креста и гвоздей св. царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прмчч. Конона и сына его Конона (270-275). Прп. Аркадия Кипрского (ок. 361). Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской (XVIII) и "Благодатное небо" (XIV).
Пятница, 20 Марта 2015 года.
Великий пост. Сщмчч. в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Евферия, Елпидия и Агафодора (IV). Прп. Павла Препростого (IV). Свт. Павла исп., еп. Плусиадского (IX). Прп. Емилиана Италийского, в миру Викторина. Иконы Божией Матери "Споручница грешных", в Одрине (Орловск.) (1843) и в Москве (1848).
Суббота, 21 Марта 2015 года.
Великий пост. Суббота Родительская. Поминовение усопших. Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (842-845). Прпп. Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких. Ап. от 70-ти Ерма (I). Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского (316-363). Прп. Дометия (363). Иконы Божией Матери "Знамение" Курской (1898). Сщмч. Иоанна Знаменского, пресвитера Талдыкорганского (1923)
Пресвятая Богородица, спаси нас!