Неделя Великого поста (01-03-2015)
Торжество Православия
Торжество Православия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Завершилась первая седмица Великого поста, время, когда мы трудились над обновлением наших душ, усиленно просили Господа избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия; даровать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви; даровать способность видеть свои прегрешения и не осуждать ближнего.
Святые отцы, опытно прошедшие великую науку христианского совершенствования, помогают нам своими творениями правильно понимать и правильно исполнять постовые предписания Церкви.
Преподобный Феодор Студит в поучении о посте говорит: «Настоящие дни святого поста между прочими временами года уподобляются тихому пристанищу, куда все стекаются и обретают духовную тишину, не только иноки, но и миряне, малые и великие, властители и подчиненные, цари и иереи, ибо время сие полезно и спасительно для всякого рода и возраста людей. Пост сначала кажется для нас трудным делом, но если мы день ото дня будем прилагать усердие и понуждение, то при помощи Божией нам будет легче». Далее преподобный Феодор наставляет, что в пост мы должны воздерживаться не только от пищи, но и от всякого греха телесного и душевного, усердно и тщательно молиться дома и посещать церковные службы; опасаться страстей: тщеславия, зависти, ненависти, вражды, так как они тайно убивают душу; особенно остерегаться своеволия, «ибо ничего так не любит диавол, как если найдет человека, который не вопрошает другого и не советуется с могущим наставить его на добро. Тогда враг удобно прельщает самочинника и уловляет его во всем, что он совершит и считает за добро».
Как видим, человек, всегда поступающий не по воле Божией, а по собственному разумению, даже желая делать добро, всегда совершает зло.
Преподобный Симеон Новый Богослов, говоря о соблюдении святой Четыредесятницы, предупреждает: «Все христиане подвизаются в первую великопостную седмицу… в это время лукавый диавол, завидующий всякому нашему добру, подходит тайком к каждому христианину и, связав его нерадением и леностью, внушает отвращаться от святого поста, столь для нас спасительного, и опять вдаться в прежние свои злые обычаи. По сей причине я и напоминаю вам ныне, и прошу любовь вашу, отнюдь не слушайте врага вашего диавола, не начинайте следовать опять злому навыку ненасытного чрева… но, как почитали мы первую неделю Великого поста сего, так да почтим и вторую, а потом последовательно и прочие… Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман. Пост, взяв себе в помощники бдение, отгоняет ожесточение сердца, извлекает потоки слез сокрушения – что позаботимся, прошу вас, братья, возыметь и все мы. Ибо если придем в сокрушение, то, с помощью благодати Божией, легко избавимся от всякого мятежа страстей и от бури вражьих искушений и достигнем безмятежной пристани бесстрастия. Это, братья мои, не достигается в один день или в одну неделю, но исправляется с помощью Божией в более или менее продолжительное время, трудом и постом, смотря по ревности и усердию каждого».
Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Святая Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.
Торжество Православия было установлено в Византии в IX веке в память окончательной победы над врагами Православия – иконоборцами, которые ложно утверждали, что почитание икон есть идолопоклонство.
Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
Святые отцы Седьмого Вселенского Собора, водимые Духом Святым, закрепили почитание икон такими словами:
«Определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались [для поклонения] точно так же, как изображение Честного Животворящего Креста, будут ли они написаны красками или сделаны из мозаики или какого-либо другого вещества и будут ли находиться в святых церквах Божиих на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках или в домах и при дорогах, а равно будут ли эти иконы Господа Иисуса Христа или Владычицы Богородицы или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон делаются они предметами нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, и почитание, и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует только Божественному естеству. Все мы так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны. С любовью принимаем честные иконы. Поступающие иначе да будут анафема!»
И только через почти пятьдесят лет Патриарх Константинопольский Мефодий совершил особое праздничное богослужение в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось особое празднование в честь икон и особый чин, называемый «Торжество Православия».
Борьба за право почитать иконы велась не ради каких-то эстетических принципов, не ради борьбы за живопись и вообще искусство, не ради возможности иметь некое оригинальное украшение храмов и домов в виде икон. Борьба за икону была борьбой за реальность Иисуса Христа, за то, что Он действительно пришел на землю не только как Истинный Бог, но и как истинный человек. «Не мечтаниями пожил», т.е. не призраком был, а реальным человеком во плоти.
Если человечество Христа было призрачным, значит Он не был Спасителем, значит вера наши пустая, значит нет христианства.
Но Господь пришел на землю как Истинный Бог и истинный человек и совершил дело нашего спасения: пострадал, умер на Кресте, Воскрес и вознес человеческую природу в славу Божию. И чтобы дело, совершенное Спасителем, и правда, проповеданная Им людям, не пресеклись в этом мире, Он Сам создал Церковь, в которой невидимо, но реально присутствует Дух Святой, а потому Церковь есть «столп и утверждение истины» (1 Тим.3: 15). В Церкви провозглашается правда Божия, и пребывающий в Церкви, доверяющий Церкви защищен от заблуждений, от лжи, от нападок несметного количества разномастных «лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7: 15).
Кто живет так, словно Бога не существует, даже если и называет себя христианином, кто сам для себя придумывает правила, сам себе закон, такие своим существованием только бесчестят Бога, и из-за них «имя Божие хулится у язычников» (Рим.2: 24).
Пребывающие в Церкви, добровольно «пленяющие разум свой в послушание Божественному Откровению», всегда были тверды в вере, верны Богу. Это ради них и через них торжествует Православие.
Православие торжествует через первых христиан, подвигами своими исповедавших свою веру. Они охотно шли на мучения, чтобы, умерев за Христа, получить Вечную жизнь.
Православие торжествует через многие труды отцов и учителей Церкви, преемников апостолов; через доблестных подвижников, в пустынях, горах, пещерах и пропастях земных молитвой и постом боровшихся с похотями плоти; через сонмы доблестных святителей и праведников, радевших о сохранении чистоты и распространении православной веры по всему лицу земли; через дивное многообразие святых, в земле Русской просиявших, Небесных сродников наших, близких нам по крови, жизнь которых стала прекрасным плодом спасительного сеяния Христова.
Православие торжествует и через великий Собор новомучеников и исповедников Российских, в страшные годы гонений на Церковь умиравших мучительной смертью в застенках, лагерях и горьких работах, от голода и холода, но не отрекшихся от веры апостольской, веры отеческой, веры православной, веры, утвердившей вселенную.
И время Великого поста дается нам для того, чтобы каждый из нас серьезно задумался: «Что я есть в этой жизни? Какой я христианин? Хранится ли в моем сердце величайшее сокровище, доставшееся в наследство от отцов, – вера православная? Торжествует ли в моей жизни Православие? Или через меня, через мое маловерие и суеверие хулится имя Божие?»
Помолимся, чтобы Господь по молитвам Пречистой и Преблагословеннной Девы Марии Богородицы и всех святых благословил нас, дал нам разумение крепко знать существо нашей веры, дал нам силы и мужество явить это знание на деле, чтобы каждое мгновение нашей жизни, каждый поступок, слово и помышление, вся наша жизнь стала торжеством Православия. Аминь.
Архимандрит Иосиф (Еременко)
Пост - труд на грани возможностей?
Наступил Великий пост. Кто-то приступил к нему впервые, у кого-то за плечами многолетний опыт. И в том и в другом случае человек не застрахован от ошибок в деле прохождения великопостного подвига. О самых распространенных из них и о том, как их избежать, размышляет настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).
Строже или либеральнее?
Суть поста, будь то Рождественский, Петровский или Великий пост, заключается в том, чтобы дать себе определенный труд, хотя бы в минимальной степени притеснив свою плоть в ее обычных нуждах и требованиях, и в то же время добиться некоего высвобождения духа. Пост способствует большей собранности, пост смиряет и заставляет встретиться лицом к лицу со своим внутренним человеком, увидеть, что происходит в сердце и в душе.
Гастрономическая составляющая - это лишь внешний фактор, позволяющий, скажем так, воздействовать на себя самого. Ведь борьба с любой страстью начинается с того, что человек отказывает себе в том удовольствии, мнимом или реальном, которое ему удовлетворение этой страсти обычно приносит. А пища - это самое примитивное удовольствие, к которому, так или иначе, все люди стремятся за редким-редким исключением. И когда человек отказывается от отдельных видов пищи или начинает есть меньше, то у него, соответственно, появляется навык ограничивать себя в чем-то еще. Появляется «фундамент» для того, чтобы строить на нем борьбу уже со всеми остальными страстями.
Человек, для которого церковная жизнь только-только начинается, зачастую старается более строго, а лучше сказать, более буквально выполнить то, что относится к телесной составляющей поста. А для человека, глубже понимающего церковную жизнь, все-таки характерно больше задумываться о тех внутренних изменениях, которые в течение поста должны с ним произойти и которым он воздержанием от пищи только лишь способствует.
В решении вопроса о том, строже надо поститься или, наоборот, либеральнее, все упирается в меру сил и здоровья конкретного человека. Есть люди, обладающие необходимым здоровьем для того, чтобы поститься без масла и даже вкушать неприготовленную пищу, кто-то может есть однажды в день, кто-то - раз в два дня, но это редко. Чаще всего современный человек настолько физически и психологически слаб, что, если он будет буквально придерживаться Типикона, то, скорее всего, не сможет пост провести до конца. Или же он не сможет ходить на богослужения, или не будет понимать того, что там читается и поется просто потому, что его мозг, не получая необходимого питания, будет угнетен. Поэтому каждый должен ориентироваться не на то, долго ли он ходит в храм и хорошо ли знает церковную жизнь, а на то, что конкретно для него в рамках устава о посте может быть и не чрезмерным, и не слишком малым, а именно реальным трудом.
Конечно, если человек постится в первый раз, он не может знать, что для него посильно, а что нет. Поэтому, на мой взгляд, приступая к подвигу поста, нужно советоваться по всем сопряженным с этим вопросам со священником, у которого человек обычно исповедуется и который, соответственно, знает особенности его здоровья, образа жизни, опыт церковной жизни. C этим же священником человек может и скорректировать меру поста, если через какое-то время почувствует, что взял на себя подвиг не по силам или, наоборот, слишком легкий труд, который даже не ощущает.
Более того, советоваться по этому поводу со священником естественно, потому что поститься, находясь вне Церкви, практически бессмысленно, ведь пост - это церковное установление, и служит он тому, чтобы человек более глубоко в церковную жизнь вошел. Это некое объединение с жизнью Церкви, а если его не происходит, то тогда это просто диета получается, не более того.
Бывает так, что человек, который уже давно находится в Церкви, на первых порах старался поститься строго и, может быть, даже повредил своему здоровью, и поэтому потом происходит некий откат назад - возникает страх перед постом. Должен быть разумный подход. Например, у многих святых, у того же преподобного аввы Дорофея, можно встретить такое наставление о посте: отмерь для себя, сколько тебе пищи необходимо, чуть-чуть от этого отними, и вот твой пост.
Устав поста для мирян?
В среде воцерковленных людей бытует мнение, что поскольку устав поста был писан для монахов, то нужно составить другой, особый - для мирян. Но дело в том, что у нас действительно существует единый церковный устав, основанный на Типиконе, который естественно рождался в монашеской среде. Нужен ли отдельный устав о посте для мирян, так же как и устав приходского богослужения, я не знаю. Вопрос достаточно сложный и многосторонний. С одной стороны, в этом есть смысл и некое рациональное зерно. С другой стороны - мы в Типиконе видим своего рода икону подвижнической жизни, идеальный образ, к которому человек должен стремиться. Это задает тот уровень, который для нас оказывается во многом недостижимым, но к которому мы, тем не менее, тянемся.
Заповеди Христовы, по слову Спасителя, не тяжки и просты, но когда человек пытается их выполнять, оказывается, что это практически непосильно. Всю свою жизнь мы должны стремиться к исполнению этих заповедей, как бы это трудно для нас ни было. А это труднее, чем устав о посте или о богослужении. Но если мы отказываемся от Типикона в том виде, в котором он есть, из-за его сложности и ищем более простого устава, приближенного к нашим немощным силам, то тогда нужно создать какие-то заповеди для мирян. Но это же абсурд. Есть одно Евангелие, оно - для всех.
Тогда, может быть, и не стоит ничего менять? А всю жизнь тянуться к должному, и при этом иметь все основания для того, чтобы говорить: Мы рабы неключимые (Лк. 17, 10). Это ощущение собственной «никуданегодности» и есть то самое, к которому человек должен прийти благодаря посту. Ведь физически крепкого человека, который может вкушать крайне мало пищи и радоваться этому, поджидает другая опасность - возгордиться, как фарисей, о котором мы слышим в песнопениях Недели о мытаре и фарисее. Когда же получается, что кто-то старается, но физически не может чего-то сделать, он смиряется. И мне кажется, что это некая идеальная модель.
Символ или труд?
Распространенной ошибкой наших прихожан является то, что они зачастую сосредотачивают все свое внимание на гастрономической части поста, забывая о его духовной составляющей. И эта ошибка имеет отношение не столько к вопросу «как поститься?», сколько к проблеме неправильного понимания христианской жизни как таковой. Христианская жизнь - это есть совлечение с себя ветхого человека и облечение в человека нового, это постоянный труд над своим сердцем. И христианин должен сначала, прежде всего, стать хорошим человеком, а потом уже хорошим христианином, что сопряжено именно с теми изменениями, которые происходят в сердце. Все остальное носит только внешний характер. Мы состоим из души и тела, и обе эти составляющие должны в равной степени в этом труде участвовать, но по-разному. И первично все-таки то, что внутри.
Однако тут возникает некоторый соблазн сказать, что пост вообще не важен и можно его свести к некоему символу. Нет, во всем, что человек делает, должен присутствовать труд, приближающийся к грани его возможности, потому что Господь начинает по-настоящему помогать тогда, когда человек делает все от него зависящее: в исполнении ли заповедей Христовых, в каких-либо трудных жизненных ситуациях или вот в данное время поста. И тогда этот труд по благодати Божией приносит плод. Если же человек сам полагает себе предел труда: я могу сделать столько-то, и этого хватит, потому что это не важно,- то пользы не будет. Мы должны показать твердость своего произволения, а остальное восполнит Господь. Место для лукавства, конечно, остается во всем, что мы делаем, и от нас только зависит: замечать в себе это лукавство, бороться с ним, быть к себе чуть более требовательными и даже, может быть, жестокими или нет.
Один из действенных способов не упустить из внимания духовную составляющую великопостного делания - это составить для себя план, пусть даже на бумаге, и наметить, что я в течение этого поста должен постараться сделать. Уверен, что у любого разумного православного христианина ключевым моментом в этом плане будет не сведение потребления пищи к такому-то минимуму, а духовные требования к себе: изменить что-то в своей жизни, в своих взаимоотношениях с людьми, даже в своей работе. Но при этом замечено, что когда человек ограничивает себя в еде, ему меньше хочется говорить, осуждать. Правда, он становится и чуть более раздражительным, но, зная эту особенность, нужно просто быть внимательным и правильно к этому относиться.
Люди, которые уже давно в Церкви и чувствуют себя уверенно, приступая к посту, тоже не застрахованы от ряда ошибок. Есть такое распространенное выражение: «углубленный в церковную жизнь», и, наверное, это главная ошибка - ощущение своей углубленности. У нас нет задачи углубиться во что-то - в церковную жизнь, в чтение святых отцов, в Евангелие. У нас есть задача стать хорошими людьми и хорошими христианами, приблизиться к Богу. Вся наша христианская жизнь проявляется в том, каковы плоды этой жизни.
В патерике есть история о том, как некий брат ходил и везде хвалил своего духовного наставника как великого старца. И кто-то в конце концов спросил у него: «Как же с такого доброго дерева, как он, родился такой кислый плод, как ты?». Человек может очень много читать, часто бывать на службе, строго поститься, много молиться, но при этом не приобрести ни смирения, ни кротости, ни терпения всего того, что Господь в жизни посылает, ни готовности волю Божию принимать и исполнять, в чем бы она ни заключалась. А ведь именно в это человек должен углубиться - в преданность воле Божией.
Газета «Православная вера» № 3 (527), Записала Инна Стромилова
Православие и современность
Соборование: Таинство исцеления души и тела
Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.
Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.
Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 14:15). Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.
Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник.
Прощаются ли при Соборовании грехи?
Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви (таких как убийство, в т.ч. аборты, блуд и прелюбодеяние, в т.ч. сожительство в т.н. «гражданском браке», без регистрации, и отпадение от веры в разных формах, в т.ч. обращение к иным религиозным практикам, гадалкам, вызывание духов, разные формы магии и оккультизма, и других тяжких грехах по отношению к ближним) — требуется таинство Покаяния, которое для человека, совершившего тяжелые («смертные») грехи, по сути является таинством возвращения, вновь присоединения к Церкви. И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека.
Соборование не гарантирует исцеления
Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот. Александр Шмеман, вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! — его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого принятия страданий и болезни, в принятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» (из кн. «За жизнь мира»).
Над кем совершается таинство?
Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности (с IV века) известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме. Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие.
До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников (а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса»).
Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг.
Общее соборование известно и в Греческой Церкви, откуда оно проникло на Русь. В XVII веке этот чин совершался в Великий Четверг и Великую Субботу. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля. При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина.
Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию. Настоятель храма св. мученицы Татьяны при МГУ отец Максим Козлов по поводу этой практики задает справедливые вопросы: «Можно ли этой практике дальше развиваться или нужно положить ей предел? А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали. На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни?»
Эти вопросы еще требуют соборного церковного обсуждения и решения. Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими:
· Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований.
· Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу.
· Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование.
· Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику.
ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ДУДЧЕНКО
http://www.pravmir.ru/soborovanie-tainstvo-isceleniya/
СВЯТИТЕЛЬ И ЧУДОТВОРЕЦ ЕРМОГЕН,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Евангелие от Матфея (5, 16)
В начале XVII века Русское государство пребывало в состоянии кровавой смуты. Самозванцы и интервенты угрожали существованию России, которая лишилась и власти, и армии, способной отражать натиск внешних врагов. В 1606 году после убийства Лжедмитрия I, и воцарения Василия Шуйского
Предстоятелем Русской Православной Церкви стал митрополит Казанский Ермоген. Но новый царь быстро потерял доверие своего народа. Вновь появились слухи о «спасённом» царевиче Дмитрии... Шуйский был свергнут. В эти времена многие нечистые на руку люди старались нажиться на несчастии обезглавленной России.
На русский престол стал претендовать польский королевич Владислав, и многие бояре поддержали его. Согласился с этим решением и Патриарх Ермоген, настаивая лишь на том, что перед тем, как стать правителем России, Владислав должен принять Православие. Поляки приняли это предложение, но придя в Москву, не выполнили своего обещания. Польские войска захватили столицу и осадили Смоленск. Шведы оккупировали Великий Новгород. Банды своих же разбойников и иностранных захватчиков разоряли побеждённую страну.
И тогда среди всеобщего хаоса патриарх Ермоген воззвал ко всем детям Земли Русской: «…Болит душа моя и сердце мое терзается... Я плачу и с рыданием вопию: посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужаками!» И люди услышали: разобщённые русские города сумели договориться об организации восстания. Когда ополчение выступило к Москве, поляки в страхе потребовали от Патриарха, чтобы он разогнал восставших, но Предстоятель Церкви не испугался угроз и не отрёкся от своих слов. Тогда его бросили в подземелье Чудова монастыря и начали морить голодом.
Последним благословением святителя были, обращённые к воспрянувшим русским людям, слова: «Ничего не щадите для спасения Отечества! Везде говорите моим именем!» Ободрённое своим Патриархом, ополчение под предводительством купца Минина и князя Пожарского 4 ноября 1612 года отбило у поляков Москву. Но святой Ермоген уже не увидел победу своего народа. Он умер от голода в заточении, защищая Россию и Русскую Церковь.
http://pravchelny.ru/all_publications/zhitie/?ID=9247
СВЯТИТЕЛЬ ЛЕВ, ЕПИСКОП КАТАНСКИЙ
Святой Лев был епископом в городе Катане, в Сицилии. Он славился добротой и милосердием, христианской любовью к нищим и странникам. Господь удостоил его дара врачевания от различных болезней и чудотворений.
Во времена епископства святого Льва в Катанах жил чародей Илиодор, который поражал народ ложными чудесами. Он прежде был христианином, но потом тайно отвергся Спасителя и сделался служителем диавола. Святитель Лев часто убеждал Илиодора отстать от злых дел и обратиться к Богу, но напрасно.
Однажды Илиодор дошел до такой дерзости, что, войдя в храм, где епископ совершал Богослужение, своим волхвованием произвел там смятение и соблазн, пытаясь устроить бесчинства. Видя народ, беснующийся по колдовскому внушению, святой Лев понял, что время кротких увещеваний прошло.
Он спокойно вышел из алтаря и, обвязав шею чародея своим омофором, вывел его из храма на площадь. Там он заставил Илиодора признаться во всех злодеяниях, приказал развести костер и без колебаний вступил вместе с чародеем в огонь, удерживая его омофором. Так они стояли в огне, пока Илиодор не сгорел, а святитель Лев, силой Божией, остался невредим.
Это чудо еще при жизни прославило преподобного Льва. Когда преподобный скончался, при его гробе получила исцеление кровоточивая женщина. Тело святого было положено в храме святой мученицы Лукии, созданном им самим, а впоследствии мощи его были перенесены в церковь святителя Мартина Милостивого, епископа Турского (память 12 октября).
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6659/
Проповедь в 1 родительскую субботу Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братия и сестры, все мы знаем, что Святая Церковь в период Великого поста установила 3 родительских субботы: на 2-ой, 3-ей и 4-ой седмицах. Не случайно в это постное время Святая Церковь установила правило совершать молитвенное поминовение тех, кого уже нет на этой земле.
Наша молитва об усопших основана на глубокой вере в то, что человек сотворен для вечности. Земная жизнь измеряется определенным числом лет, но после ухода из этой жизни человек продолжает существовать, ведь душа человека бессмертна.
Наверное, нет более страшного слова в этом мире, чем слово «смерть». Всякий раз, когда мы его слышим, невольно содрогаются наше сердце и душа, и особенно это чувствуется тогда, когда мы расстаемся с нашими близкими людьми. Поэтому мир, в котором мы живем, прилагает все усилия для того, чтобы человек забыл о смерти.
Сегодня уже немногие могут вспомнить, как совершались похороны умершего человека в 50-е, 60-е, 70-е годы прошлого XX века. А как совершаются похороны теперь? Порой мы даже не замечаем, что кто-то умер в нашем доме и в нашем дворе, потому что всё настолько быстро и незаметно происходит. Мы начинаем забывать о смерти. И это самая страшная уловка, на которую хочет поймать нас дьявол. Это делается с одной целью: внушить нам, что можно делать всё, что захочется. Но это не так!
С одной стороны, Церковь учит нас, что смерти нет, ибо она побеждена Воскресением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Но всё-таки существует переход из временной земной жизни в Жизнь Вечную и Нескончаемую. И каждому человеку придется встать на этот порог Вечности. И что ожидает нас на этом пороге? Давайте спросим себя: «Что будет ожидать меня в тот момент, когда я расстанусь с бренной землею?» А на этом пороге, братья и сестры, нас ожидает Суд. Вот почему дьявол старается приложить все усилия для того, чтобы уничтожить из нашей памяти осознание предстоящего Суда. Если бы каждый человек постоянно помнил, что ему предстоит встать на Суд перед Богом, то, наверное, очень многое мы бы не совершали, потому что мы бы осознавали, что грех творить нельзя. Грех это то, что ненавистно Богу; грех любит дьявол.
Почему мы говорим на эту тему именно в родительский день? Потому что когда мы совершаем молитву об усопших, мы должны задуматься над тем, как мы живем, насколько мы стремимся исполнять Божественные заповеди. Вот о чем всем нам необходимо вспомнить в этот поминальный родительский день. Обратите внимание, братья и сестры, сейчас мы переживаем очень важное для нас время святого и Великого поста. Это время даровал нам Господь для нашего исправления. Это время, когда мы можем отказаться от греховных привычек и, покаявшись искренне перед Богом, приложить все усилия для того, чтобы исправить свою жизнь, - в этом будет выражаться наша достойная память о наших родных и близких. Если бы мы знали, как они радуются, когда видят, что мы не только не забываем о них, но и стараемся жить по-христиански. И есть множество примеров того, как они стараются заботиться о нас.
В жизнеописании священноисповедника Николая митрополита Алма-Атинского и Казахстанского - мощи которого находятся в нашем соборе - есть такое повествование. Владыка рассказывал об одном священнике, который совершал свое пастырское делание в городе Москве, вероятно, в первой половине прошлого XX века. К нему подошла простая женщина и обратилась с просьбой пойти по определенному адресу, исповедовать и причастить проживающего там человека. Священник пообещал выполнить её просьбу и после совершения Божественной литургии, взяв запасные Святые Дары, отправился по указанному адресу.
Дверь ему открыл молодой человек, который весьма удивился, увидев священника. Батюшка уточнил тот ли это адрес. Молодой человек подтвердил и спросил для чего священник пришел. Батюшка рассказал о просьбе женщины. Юноша сказал, что здесь кроме него никто не проживает. Священник попросил разрешения всё-таки войти. И когда он вошел в комнату, то на стене увидел фотографию той самой женщины. Молодой человек сказал, что это его мать, которая умерла 15 лет назад. После продолжительной беседы он признался священнику, что никогда в своей сознательной жизни не исповедовался и не причащался. Он согласился исповедоваться. И эта исповедь была глубокой, искренней, слезной. Затем он был причащен Святых Христовых Тайн. Священник вернулся в храм. Вечером пришло известие о том, что этот молодой человек умер.
Этот случай – красноречивое свидетельство того, что не только мы можем возносить свои молитвы об усопших, но и усопшие продолжают заботиться о нас. Мать этого человека, зная о том, что вскоре наступит его смерть, а он никогда не исповедовался в своих согрешениях и не причащался Святых Христовых Таин, явилась образно священнослужителю с просьбой сделать всё необходимое для перехода её сына из этой временной земной жизни в Жизнь Вечную и Нескончаемую.
Молясь об упокоении наших родных и близких, тем самым мы просим, чтобы и они помолились о нас, чтобы через их молитву Господь даровал нам всё необходимое для того, чтобы мы совершали свое христианское делание. Дьявол ежедневно борется с Богом в наших сердцах. Так встанем же на сторону нашего Господа! Будем противопоставлять все свои усилия души и тела для того, чтобы быть неодолимыми врагом рода человеческого.
Вот о чем нам необходимо помнить постоянно, а не только в эти поминальные родительские дни, для того, чтобы наша молитва была глубокой и усердной. И чтобы в каждом из нас жило искреннее желание и стремление жить богоугодно, свято, - так, как должен жить православный человек.
Помолимся из глубины наших любящих сердец о том, чтобы Господь упокоил души усопших раб Своих там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но где Жизнь Бесконечная. Аминь.
Протоиерей Валерий Захаров, 2014г.
КУДА УХОДЯТ БЛИЗКИЕ, КУДА?!....
Куда уходят близкие, куда?!
В цветные сны, где добротой согреты
Все наши прошлые, счастливые часы,
Где круглый год одно сплошное лето.
И мы храним в душе своей тепло,
Воспоминаний светлых дней, таких счастливых,
Где каждый час дарил и нам свое добро,
И вроде жизнь была сама неторопливой.
Куда уходят близкие, куда?!
В миры откуда больше нет возврата,
И шепчешь снова ночью: "Господи, прости",
Слезою омывая их утрату...
Но знаем мы, что встретимся опять,
Придет тот час, когда и ты восстанешь,
От сна греховного и полетишь в ту гладь,
Там только Ты, мой Бог, тем миром правишь!
Даниил Ирбитс
Православный Календарь с 1 Марта 2015 г. по 7 Марта 2015 г.
Воскресенье, 1 Марта 2015 года. Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия.
Великий пост. Иконы Божией Матери Кипрской в с. Стромыни Московской обл. (переходящее празднование в Неделю 1-ю Великого поста). Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307-309). Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422
Понедельник, 2 Марта 2015 года
Великий пост. Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612). Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (867-889).
Вторник, 3 Марта 2015 года.
Великий пост. Свт. Льва, папы Римского (461). Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449-450). Прп. Космы Яхромского (1492
Среда, 4 Марта 2015 года.
Великий пост. Апп. от 70-ти Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311). Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея. Прп. Равулы (ок. 530).
Четверг, 5 Марта 2015 года.
Великий пост. Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прмч. Корнилия Псково-Печерского (1570) и ученика его прп. Вассиана Муромского. Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мчч. (342-344). Прп. Агафона, папы Римского (682).
Пятница, 6 Марта 2015 года.
Великий пост. Прп. Тимофея в Символех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337). Свт. Георгия, еп. Амастридского (802-811). Свт. Иоанна Схоластика, патр. Константинопольского. Козельщанской иконы Божией Матери (1881).
Суббота, 7 Марта 2015 года.
Великий пост. Суббота Родительская. Поминовение усопших. Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395-423). Мчч. Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Прпп. Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Свт. Телесфора, папы Римского. Прп. Афанасия исп. (821). Новомч., пресв. Михаила Лисицына (1918).
Таинство Соборования
в Никольском соборе в период Великого Поста
будет совершаться 10, 17, 24 и 31 марта 2015 г.
Начало Таинства: в 8.00