• slide6
  • slide9
  • slide10
  • slide8
  • slide1

Прощеное Воскресенье (22-02-2015)

Неделя сыропустная, 

Адамово изгнание

izgnanie adama iz raya

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла

в неделю  воспоминания изгнания из Рая

3410 1Что такое изгнание из рая? Это отлучение человека от непосредственного общения с Богом. Не полное отлучение человека от Бога, не предоставление человеку полной автономии и полного права делать все, что он хочет, но отрешение человека от непосредственных отношений с Богом, в результате чего первые люди не смогли более вкушать от древа жизни. Никто не знает, что такое древо жизни. Может быть, это действительно физическое древо, но, может быть, это особый образ, особая аллегория, означающая непосредственную связь человека с Богом, посредством которой он получал токи бессмертия. Мы не знаем точно, но воспринимаем человеческими мыслями все то, о чем повествует Слово Божие, и потому свидетельствуем, что с изгнанием из рая пресеклась возможность для человека прикасаться к древу жизни, к древу бессмертия. А произошло так потому, что человек захотел вкусить от другого древа — древа познания добра и зла. Бог запретил это делать, но по внушению извне, исходившему от темной силы, и по своему непреодолимому хотению человек пожелал вкусить от этого плода, чтобы познать добро и зло и быть, как внушил ему диавол, как Бог.

Нарушив заповедь, первые люди были отлучены от Бога, от древа жизни. Где же они оказались? Наверное, там же, где были, в том же самом месте, но в иной реальности. Они оказались в мире, где присутствуют и добро, и зло. Они хотели уразуметь тайну добра и зла простым, магическим способом: вкусил от древа и сразу все познал, стал как Бог. И Бог ответил на их желание познать добро и зло. Но не магически, не одномоментно, не через вкушение, а через жизнь в мире, где добро и зло рядом. И очень скоро человек запутался в этих понятиях. Грех стал заслонять зрение первых людей. Стали появляться одно беззаконие за другим, включая зависть, убийство, коварство. Грех стал стремительно распространяться. 

Господь отнял от человека древо жизни, чтобы он, вкусив больше зла, чем добра, не смог жить вечно. Но Господь не оставил первых людей — Он корректировал их движение, не нарушая их свободы, не нарушая их способности выбирать между добром и злом. Он наказывал их тогда, когда греха становилось очень много, когда грех угрожал самому существованию рода человеческого.

Мы знаем несколько таких Божественных вмешательств, которые пресекали избыточествующее зло. То было наказание всемирным потопом, то было разрушение вавилонской башни — рассеяние людей, появление различных культур и языков, которые разделили человечество, как бы полагая человеческие границы тотальному распространению зла. Наконец, казнь Содома и Гоморры — это тоже корректирующий жест Божественной десницы: когда в одном конкретном месте зла стало так много, что жизнь перестала быть способной к продолжению самой себя, Бог наказал людей огнем и серой. 

Именно в этом мятущемся мире стали появляться люди, которые своим словом, своей жизнью, своими страданиями помогали сохранить некую систему нравственных координат, не запутаться, не потерять разницу между добром и злом. Этих людей мы называем пророками. Они грозно вещали своему народу, а через народ свой — всему миру, давая примеры добродетели и порицая пороки. Кто-то их слышал, кто-то принимал их слово, а кто-то отвергал его и погружался в бездну греха.

Еще в самом начале человеческой истории, когда произошло грехопадение первых людей, когда стало невозможным для них быть в раю, то есть в общении с Богом, Бог, говоря о наказаниях первым людям, а через них и всему человеческому роду, сказал о том, что «семя Жены сотрет главу змия» (см. Быт. 3:15), то есть, от женщины родится Человек, Который уничтожит диавольскую силу. И мы знаем, что это произошло не силой человеческой, но силой Божией, через которую Бог соединился с плотью человеческой, с человеческой природой, и через Деву Марию вошел в этот мир и стер главу змия.

Но произошло это примерно так же, как и в случае со вселенским потопом. И тогда почти тотальной смертью Бог умертвил грех, но не умертвил права человека выбирать между добром и злом, потому что если человек лишается этого права, он перестает быть человеком. Вот так же и Христос — Он сокрушил главу змия, и нет тотальной власти диавола над миром, но Господь не уничтожил богообразной природы человека, сохранив его внутреннюю свободу, свободу выбирать между добром и злом. 

С тех пор мы в особом состоянии. Мы живем в мире, где есть добро и зло, но мы в этом мире не одни. Мы — те, кто желает жить по Божиему закону, те, кто желает вернуться в рай, в землю обетованную, те, кто верит, что это происходит с верными сынами и дочерьми Божиими, когда закрываются их физические глаза и они переступают грань между жизнью и смертью.

Господь даровал нам эти силы и способность сопротивляться. Он нас многому научил. Он дал нам великое нравственное учение, такое простое, ясное для каждого человека. Применяй эти величайшие образцы к своей жизни, к событиям, в которые ты вовлекаешься, — и будет ясно, где правда, а где ложь, где Бог, а где диавол. 

Более того, Господь дал нам особые средства, которые способны вводить нас в соприкосновение с Ним, чего не имели даже святые ветхозаветные пророки. Вводить в реальное соприкосновение, с тем чтобы мы чувствовали и воспринимали силу Его благодати, которая наполняет наше умозрительное отношение к добру и злу энергией, направленной на совершение добра. Мы имеем всё для спасения, но одновременно имеем ту самую свободу, которая неоднократно уводила людей в сторону от этого спасения. 

Церковь неслучайно предлагает нам все эти размышления накануне Великого поста. Потому что именно во время поста мы должны провести особую духовную работу над самими собой, над своей духовной жизнью. Подвергнуть глубочайшему честному беспристрастному анализу и суду свою жизнь. Препарировать свои внутренние помышления и движения сердца, чтобы было ясно, чего же в нас больше — добра или зла, добрых слов или злых слов, любви или осуждения к ближним, честности или лжи. Эти удивительные дни Святой Четыредесятницы, которые нам предстоит пройти, мы должны пройти с пользой для своей души, а значит, с пользой для жизни как в этом мире, так и в мире будущем. 

Я от всего сердца хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, помощи Божией в предстоящем поприще Святой Четыредесятницы, которая способна освободить нас от многих грехов и приблизить нас к утерянному первыми людьми раю. Аминь.

http://www.patriarchia.ru/db/text/3588242.html

Перед Великим постом

7872…Сегодня большинство называющих себя православными христианами, сталкиваются с духовной проблемой, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал «внутренним обмирщением». Человек верит в Бога, признает необходимость молитвы, иногда посещает храм и даже участвует в таинствах, но обуреваемый житейскими заботами, погружаясь полностью в бытовые проблемы, увлекаемый суетой, мало по малу забывает о «едином на потребу», перестает помнить о нуждах своей бессмертной души, постепенно отходит от Церкви. Лишенный же благодатной поддержки он легко поддается искушениям и соблазнам, становится добычей страстей, утрачивает личный опыт богообщения. Результатом такой жизни является религиозная теплохладность, безразличие, полная утрата веры.

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается…», - слышим мы в первые дни поста проникновенные слова великого покаянного канона святого Андрея Критского. Как спасительное средство от внутреннего обмирщения, как действенный способ пробудиться от греховного сна и вернуться к Небесному Отцу предлагает нам Церковь Христова покаянные дни святой Четыредесятницы. Великий пост дает ориентир жизни по Евангелию в нашем мире, погруженном в бездну греха, учит, как побороть злые наклонности и стяжать добродетели, открывает радость жизни с Богом. 

Необходимо осознать, что соблюдение Великого поста является не только важным, но и неотъемлемым условием правильного пути ко спасению. Святитель Амвросий Медиоланский отмечает: «Это время Христос освятил Своим постом. Кто из христиан не постится в святую Четыредесятницу, тот показывает вероломство и упрямство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон… Как соблюдение поста есть доброе дело, так и нарушение его в Четыредесятницу – грех». 

Порой от людей еще далеких от настоящей духовной жизни можно услышать такое самооправдание «нас никто не научил, ничего не знаем, не понимаем». Но вот сейчас Мать-Церковь обращается ко всем: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12). Особый строй богослужений, земные поклоны, темные ризы, умилительно-протяжные напевы — все это действенно помогает нам, отложив земное и тленное, обратиться всем сердцем к Небесному и вечному. Нельзя пренебрегать этим литургическим сокровищем Церкви. Частое посещение храма Божия, участие в церковном богослужении, внимание к молитвам и песнопениям является одним из важных аспектов соблюдения поста и настоящей школой благочестия. 

Святая Четыредесятница – наиболее благоприятное время для того, чтобы должным образом подготовившись приступить к Святому Причастию «во оставление грехов и в жизнь вечную». Исполняя положенное перед Причащением молитвенное правило и молясь за Литургией, важно прочувствовать величие этого Таинства и внутреннюю необходимость соединения со Христом, оживотворяющим душу и тело, врачующим немощи и исцеляющим недуги.

Осознавая большую пользу посильного телесного поста, будем помнить о значимости поста духовного. Действительно, истинный пост, по слову святителя Тихона Задонского, состоит в следующем: «Да постится ум твой от помыслов суетных, да постится память твоя от злопамятства, да постится воля твоя от злого желания, да постятся глаза твои от худого зрения, да постятся уши твои от скверных песен, да постится твой язык от осуждения, пусть постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост!».

Такой пост, сопряженный с усердной домашней и церковной молитвой, телесным воздержанием, творением добрых дел требует напряжения сил, терпения и постоянства. Но важно помнить слова Спасителя о необходимости подвига в жизни христианина: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). 

Не только о своем личном спасении должны мы заботиться. Важно простирать молитвенный покров и над усопшими сродниками и ближними. Для этого Церковь предлагает нам постовые родительские субботы, когда всякий верующий должен обязательно прийти в храм Божий, принять участие в общей молитве обо всех отошедших в иной мир, заказать поминовение своих усопших сродников, возжечь свечи во оставление грехов почивших.

День, завершающий приготовление к Великому посту, именуется Прощеным воскресеньем. Само это название указывает нам: покаяние, изменение собственной жизни должно, прежде всего, находить свое выражение в стремлении примириться с окружающими нас людьми – теми, кому мы причинили обиду, и теми, кто несправедливо поступил по отношению к нам. Взаимное христианское прощение полагает доброе начало прохождению святой Четыредесятницы, поэтому великий проповедник покаяния преподобный Ефрем Сирин предупреждает: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой: Бог не примет тебя». Обретая радость примирения с ближними, мы тем самым предвозвещаем в своих сердцах великое торжество веры, венчающее Великий пост и Страстную седмицу – Светлое Христово Воскресение. Совершаемый в храмах вечером этого дня чин прощения назидателен и умилителен по своему духовному содержанию; смысл его можно выразить апостольскими словами – «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

С упованием на милость Божью, начнем поприще поста, чтобы «угасить пламень страстей, возлюбить чистоту, разрешить всякий союз неправды, дать голодным хлеб, нищих ввести в дом» и сподобиться встретить Светлое Христово Воскресение.

Призывая Божие благословение

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр

http://mitropolia.kz

 

Прощенное Воскресение

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь напоминает нам о трагическом событии, которое произошло в истории человечества: изгнание наших прародителей из рая. 

Иисус-ХристосЧеловек, сотворенный Богом по Его образу и подобию, был предназначен для вечной жизни в раю. Но случилось так, что наши прародители не исполнили заповедь, данную им Богом о невкушении плодов от древа познания добра и зла. Нарушив эту заповедь, первые люди согрешили и удалились от Бога, поэтому они были выдворены из рая. Святая Церковь напоминает нам об изгнании из рая для того, чтобы вновь и вновь пробудить в каждом из нас искреннее чувство покаяния, потому что, живя на этой земле, мы каждодневно и ежечасно согрешаем.

Мы должны наконец-то понять, что, согрешая, мы раним не только душу и сердце, но и удаляемся от Бога. Как евангельский блудный сын мы должны понять, что вне отеческого дома для нас нет жизни. Истинная жизнь может быть только в Боге, в возвращении к Нему, в стремлении к тому, чтобы Он был центром нашей жизни. Когда мы осознаем это, тогда есть для нас добрая надежда на то обетование, которое было дано нашим прародителям: Господь пришел на землю для того, чтобы избавить нас от греха, проклятья и смерти. Через Свое Воскресение Он дарует и нам Жизнь Вечную. Все мы призваны для Вечности, но какой она для нас будет? Давайте, как можно чаще задавать себе этот вопрос, чтобы наша земная жизнь стала ни чем иным, как приобретением этой Нескончаемой Вечной Жизни во Христе Иисусе.

Некоторые думают, что во время Великого поста Церковь накладывает на нас неудобоносимое бремя. На некоторых находит уныние, и они начинают роптать. Но вспомним завет Христов: «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Пост это не просто какие-то ограничения в пище, не в этом его цель. Цель поста - очищение души и сердца от греховной скверны, возвращение к Богу. Как блудный сын, придя к отцу, сказал: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твои» (Лк.15:18-19), также мы должны встать перед Богом хотя бы в это постное время и сказать: «Господи! Я жил недостойно, я согрешал, но я осознаю свою вину. Прими меня, - я хочу исправиться. Помоги мне в моем исправлении».

В эти пятьдесят дней, которые нам предстоит прожить, найдем в себе мужество сказать Богу: «Мы виноваты пред Тобою». И не просто признать вину, но приложить все силы для нашего исправления. Тогда есть надежда на то, что мы будем прощены Богом.

Здесь нужно сказать об одном важном условии, которое ставит перед каждым из нас наш Господь и Спаситель. Сегодня во время Божественной литургии мы слышали об этом условии: «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк.11:26). Вот почему из года в год в этот воскресный день, который именуется Прощеным воскресеньем, Церковь призывает нас просить прощения друг у друга.

Конечно, просить прощения у того, перед кем ты не чувствуешь себя виноватым и кому ты не сделал ничего плохого, легко и просто. Но как не просто заставить себя просить прощения у того, кого мы считаем своим врагом. Возможно, мы когда-либо думали: «Я никогда не прощу этому человеку то, что он сделал». Конечно, можно не прощать. Но тогда не надейся получить прощение от Бога. Поэтому постараемся найти в себе мужество и искренне попросим прощения у тех, перед кем мы виноваты….

Правда, иногда мы склонны рассуждать так: «Какой смысл просить прощения у человека, если он меня не прощает?» Но, братья и сестры, а кто нам давал право судить другого человека? А поэтому, - готов ли нас простить другой человек и как он будет поступать в дальнейшем по отношению к нам, - это его поступки, и за эти поступки он будет судим не нами, а Богом. Не будим судить других, а с искренним сердцем постараемся простить всякого человека. А также постараемся жить так, чтобы своим поведением – словами и делами – не раздражать окружающих нас людей. Чтобы окружающие, глядя на нас, не роптали, не осуждали, не злословили, - вот для чего мы вступаем в святой Великий пост. Не для того лишь только, чтобы ограничить себя в пище, а для того, чтобы пристально взглянуть на самих себя….

Всех вас, братья и сестры, я хочу искренне поздравить с этими поистине святыми и великими днями, которые дарует нам Святая Христова Церковь! Аминь.

Протоиерей Валерий Захаров, 2014г

Слово «прости» в нашей жизни

Есть в нашей жизни такое слово, которое имеет огромную силу! Оно способно в один миг повернуть нашу жизнь в сторону спасения!

Слово это – «Прости».

В семейной жизни, в общении с родными и друзьями, с коллегами по работе, да и просто с незнакомыми людьми – мы должны всегда прибегать к многомощной помощи данного великого слова, иначе нам не видать ни счастья в браке, ни позитивного общения с родными и друзьями, ни спокойной обстановки на работе.

Практически единицы из людей способны попросить прощения, будь то муж, жена, родственник, друг или просто незнакомец. Греховное чувство гордости отлично справляется со своим черным делом затягивания человеческой души в пропасть вечной погибели.

Еще бы! Такое простое на вид чувство гордости, которым мы еще и умудряемся гордиться и выставлять на всеобщее обозрение, это начало всех бед и несчастий, происходящих в нашей жизни, это начало конца.

Редко кто из нас способен сказать «прости», а вот уж показать чувство собственного достоинства стремиться практически каждый. Гордость разбивает семьи, разрывает отношения между родными и близкими, отравляет нашу жизнь всегда и везде.

Если Вы чувствуете, что Ваша семейная жизнь складывается не так, как хотелось бы Вам, то спросите сами себя, кто в этом виноват? Остановитесь в непрерывном ритме жизни и подумайте, а произносили ли Вы сегодня то чудотворное слово, имеющее в себе благословение Отца нашего Небесного?

И не думайте, что одного Вашего «Прости», брошенного сквозь зубы и без сердечного расположения, будет достаточно, чтобы произошло чудо в Вашей жизни. Вам надо будет, для начала, приучить себя к данному слову, как к каждодневному приему пищи, без которого Ваша жизнь будет невозможна.

6701010Только когда Вы будете любить слово «Прости меня», Ваша жизнь будет исправляться и здороветь день ото дня. Пока Вы не научитесь просить прощения, ваша семейная жизнь так и не сдвинется с мертвой точки, вы так и будете топтаться на месте, вместо того, чтобы развивать свои отношения от силы в силу.

В истории человечества существует огромное количество примеров, когда люди переставали общаться между собой на долгие годы, и все только потому, что не находили в себе ни сил, ни желания для того, чтобы сказать маленькое слово – «Прости»!

Да, действительно, все гениальное – просто. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сохранить свою семью от развода, или чтобы отношения наши с родными нам людьми строились по заповедям Господним, прочно и навсегда!

Не стоит тешить свою гордость, тем самым обрекая свою жизнь на существование. Наш долг хранить свою семью, своих родных и друзей. Мы должны сегодня начать спешить просить прощения, иначе завтра будет уже поздно!

Если мы не потрудимся над собой, не перешагнем через свою гордость, то никто не сможет уже помочь нам, ибо наше счастье в наших руках, и ошибочно, и крайне опасно ждать, пока у нас попросят прощения, ибо мы не достойны того, так как душа наша служит греху гордости, самооправдания и осуждения других!

Быть может, именно сегодня Господь призывает нас сделать все, от нас зависящее, чтобы наш брак не распался, чтобы наши родные и друзья не отвернулись от нас. Если же попросим мы от сердца прощения у всех, и даже если и тогда ситуация наша не измениться к лучшему, то тогда Сам Господь вступиться за нас, и во всем поможет нам, ибо непреложно обетование Господне: «Бог гордым – противиться, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6).

http://www.diveevo.ru/2/0/1/4030

Великий пост — шанс на духовное преображение

Предшествующий Святой Пасхе период Великого Поста вызывает (или по крайней мере, должен вызывать) у нас особые чувства и эмоции. Прекрасные и умилительные песнопения, многочисленные продолжительные богослужения, воздержание в пище — призваны помочь нам собраться с силами. Заглянуть внутрь себя, задуматься, осознать свои прегрешения — и принести искреннее покаяние.

Большая часть человечества не желает приблизиться к пониманию поста, продолжает свою монотонную жизнь.

Люди говорят, что серое существование им наскучило, но не готовы сделать и маленького шага, чтобы что-то изменить.

Многие садятся на суровую диету, но о посте слышать не хотят.

Ходят к психологу, часами смотрят телевизор, но в церковь пойти и исповедаться им некогда.

Современный человек не готов что-то дать окружающим. Он стремится только получать, не затрачивая при этом никакого труда и ничем не жертвуя. Он боится заглянуть внутрь себя и мучается из-за пустоты, разрушающей его душу изнутри.

Великий пост действует как рентген, как фотоаппарат, как зеркало. Мы, в некоторой степени, боимся его, так как он открывает наше истинное неприглядное духовное состояние.

Дух потребления, поиска удобств и самолюбия не даёт человеку освободиться от многочисленных излишеств, которыми он наполнил свою жизнь. Великий пост — это шанс на духовное преображение. Молитва Ефрема Сирина, которая пятьсот раз звучит на великопостных богослужениях, призывает нас оставить дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия и стяжать целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Эта прекрасная и наполненная великим смыслом Покаянная молитва заканчивается прошением к Богу: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Таким образом, мы должны оставить сплетни, перестать делать друг другу замечания, прекратить критиковать и осуждать своих ближних. Обратить своё внимание на собственные недостатки и посвятить себя их исправлению.

Великий пост призван помочь нам сосредоточиться и прийти в себя. Призван помочь нам исцелиться от духовных заболеваний, которые помрачают наш ум, усложняют и наполняют нашу жизнь скорбями.

Если мы сможем хоть в некоторой степени заглянуть внутрь себя, осознать свои прегрешения и принести Богу покаяние — Великий пост станет для нас не унылым и бесплодным временем, а важной ступенью, которая приблизит нас к боголюбию и братолюбию. Тогда пост умягчит наше окаменевшее сердце, а не станет временем, наполненным формальными и навязчивыми обязательствами.

Рационалистический дух тяжёлых времён, которые мы переживаем, стремится внушить нам отвержение всего сверхъестественного, таинственного, мистического, исихастского, священного. Результаты отхода от Бога видны невооружённым взглядом. Повсюду царит уныние, меланхолия и отчаяние. Печать печали лежит на сердцах многих людей. Пришло время принести искреннее покаяние в оставлении Бога и вернуться в колыбель Нашей Церкви и Божественной любви.

В период поста часто случаются искушения, испытания, конфликты и падения.

Они происходят не случайно, а для того, чтобы мы стали более зрелыми духовно, пришли в равновесие и смирились. Не будем забывать, что жизнь каждого христианина — это крестный путь на Голгофу. Без распятия не бывает и Воскресения.

Великий Пост это прекрасная возможность подготовиться и встать на светлый путь восхождения. Великий пост стоит на двух ногах: молитве и воздержании. Но молитва и пост без смирения и любви не принесут никакого плода. Поэтому будем молиться и воздерживаться от пищи не для того чтобы возгордиться, а чтобы смириться, умерив своё самолюбие.

Не будем терять шанса, который даёт нам пост. «Се время благоприятно, се время покаяния...»

В Святой Церкви может быть найдено решение всех наших проблем. За ледяной зимой придёт весна духовного возрождения. Тучи никогда не скрывают от нас солнце навечно.

Монах Моисей Святогорец

http://www.diveevo.ru/2/0/1/3585

 

Постимся благоприятным постом, угодным Господу

Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды» – призывают нас в эти дни церковные песнопения. «Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», – говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной покаяния» называют церковные люди великопостное время.

Jesus-Door-Knock-MormonПервая великопостная неделя (седмица) – наиболее строгая. Так, по Уставу, первое вкушение пищи разрешается лишь в среду после Литургии. Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных или кормящих женщин эти требования по благословению духовника ослабляются. Однако и самое строгое телесное воздержание, подобно вспаханному, но не засеянному полю, без молитвы принесет лишь сорняки.

Во время Великого Поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

 http://www.diveevo.ru

По страницам Великого канона Андрея Критского

Чин великого повечерия состоит в основном из псалмов и распадается на три части. Первая часть включает шесть псалмов и яркое песнопение С нами Бог из книги пророка Исайи. Вторая часть также включает псалмы и взятую из 2 книги Паралипоменон молитву царя Манасии. В третью часть входят псалмы и славословие, после которого поется Богородичный канон и особое песнопение «Господи сил, с нами буди…» со стихами 150 псалма. Устав указывает петь их «велегласно и косно», т.е. очень громко и медленно.

В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии назначается канон Андрея Критского, но не в заключительной части, а в самой первой.

Начинается служба так: «Благословен Бог…», обычное начало и 69 псалом, который находится в третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69 псалма сразу следует чтение канона прп. Андрея Критского.

Великий канон — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу:

«Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

Затем следует знаменитый тропарь:

«Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…»

Удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой и с первых же слов следует обращение к своей душе:

«Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы».

Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6 песни:

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй».

К основным особенностям Великого канона мы должны отнести очень широкое использование образов и сюжетов из Св. Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души: вспомни этого праведника, он так угодил Богу, вспомни этого праведника, он так угодил — ты ничего подобного не сделала.

В первых же тропарях воспоминаются Адам и Ева, вспоминается великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф. Об одних говорится в положительном смысле, о других в отрицательном, кому-то нужно подражать, а кому-то нет.

«Колесничник Илия, колесницею добродетелей вшед яко на Небеса, ношашеся превыше иногда от земных. Сего убо, душе моя, восход помышляй» — помышляй, душа моя, о восхождении ветхозаветных праведников.

«Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость, бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих» — хотя бы в старости отринь сребролюбие Гиезии, душа, и оставив свои злодеяния, избегай геенского огня.

Как видите, тексты довольно трудные, поэтому к восприятию Великого канона необходимо заранее готовиться.

В заключительной песни первого дня после всех воспоминаний следуют тропари удивительной силы:

«Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово: струпи твоя, о душе, умножишася не сущу врачу исцеляющему тя» — нечего вспоминать из Ветхого Завета, все бесполезно.

Буду приводить тебе примеры из Нового Завета, может быть, тогда ты покаешься: «Новаго привожду ти писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми и чистотою и гонением».

Самые страшные грешники покаялись и придут в Царство Небесное прежде тебя: «Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы: душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытарие и прелюбодее кающийся».

Великий канон, всеми средствами подвигая нас к покаянию, в последних тропарях как бы открывает нам свою «методику»:

как я с тобой беседовал, душа, и праведников ветхозаветных тебе напоминал, и новозаветные образы тебе в пример приводил, и все напрасно: «ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию: но горе тебе, внегда будеши судитися» — горе тебе, когда предстанешь на суд!

В конце великого повечерия положен чин прощения, похожий на тот, который совершался в неделю вечера. Указано после последних молитв великого повечерия:

«Творит предстоятель поклон земный, глаголя братии: благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом и всеми моими чувствы». Братия: «Бог простит тебе, отче святый».

Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.

«Литургика: Курс лекций». М.С. Красовицкая. М., 1999. 2004

 http://www.pravmir.ru/po-stranicam-velikogo-kanona/#ixzz3RFE5oigx

Как стяжать Любовь?

продолжение

28. Молитва должна постоянно рождать другую молитву — так приобретается непрестанная молитва.

29. Непрестанная молитва порождает непрестанную решимость, смирение и непрестанную Любовь — так приобретается Спасение.

30. Пока ты жив — борись за чистоту сердца; если не борешься, то чем ты отличаешься от мертвого?

31. Все, чем ты не живешь здесь и сейчас, — не твое; твое — это то, что ты сумел изменить в себе и что стало твоей жизнью.

32. В целомудрии рождается юность, но не та юность, которая стремится к буйству чувств и ощущений; новая юность стремится к такой же вечной юной вечности и к вечно новому и всегда родному Богу.

33. Человеку, родившемуся во Христе, свойственно расти: сначала он становится больше своего тела, затем больше окружающего его мира, затем больше самого пространства, пока не соединится навсегда с безконечным Богом.

34. Спасать себя нужно не один раз в жизни — нужно уметь спасать себя каждый день.

35. Учись копить нетленные вещи в запас на эту преходящую жизнь, а благодать и Истину — на вечные времена.

36. В поиске Бога сердце оживляют ревность и усердие, а не правила, распорядки и уставы, которые всего лишь охраняют ревность и усердие от крайностей.

37. Люди подобны окнам, через которые мы можем видеть Бога.

38. Если ты хочешь увидеть свое будущее, займись настоящим, ибо оно — перед тобой; и в твоих руках оно становится твоей жизнью и твоей сущностью, неотъемлемых от жизни Самого Бога.

39. Если ты хочешь увидеть свое будущее, сумей увидеть свое настоящее, ибо будущее — это всего лишь переход от одного настоящего к другому настоящему, и только в настоящем тебе дано узреть Бога.

40. Ближние нас укрепляют, а враги — закаляют.

41. Иди за Богом — и твоя жизнь устроится; начни устраивать свою жизнь — потеряешь и ее, и Бога.

42. Раздражение и уныние — первые признаки заболевания души, за которыми следуют болезни — гнев и похоть.

43. Первые признаки выздоровления души — покаяние и надежда, за которыми следует обретение душой здоровья — решимости и Божественного утешения.

44. Если в тебе еще нет потребности и жажды обращаться к Богу постоянно, а только изредка, — твоя вера еще не стала настоящей.

45. Признак человека, обретшего Бога, — исходящие из него тишина и покой.

46. Если день за днем будешь стараться расти духовно, то, незаметно для себя, перерастешь землю и коснешься Неба своим сердцем.

47. Живя на земле, каждому приходится выбирать — ради чего жить: ради того, чтобы стать удобрением, или ради того, чтобы стать светом добра, и этим светом светить людям.

48. Спасение — очень просто, но мы утратили нашу простоту и стали сложными, поэтому нашей сложности непросто понять эту простоту Спасения.

49. Если ты сможешь жить, не упустив ни одну минуту, только тогда ты сможешь сказать, что действительно начал жить.

50. Что такое Любовь? Как в чистом небе живет солнечный свет, так и в чистой душе — Свет Небесный.

51. Для того, кто любит жизнь, она становится призрачной; для того, кто любит Бога, жизнь становится Вечностью.

52. Обычные люди любят «обычного» Бога; но Сам Бог любит не обычных людей, которые готовы любить не обычного Бога.

53. Чем меньше ходишь по больницам, тем больше остается здоровья; чем меньше имеешь дела с дурными мыслями, тем светлее на сердце и тем крепче дух и тело.

54. Когда Бог делает человека человеком, он отвечает возмущением и ропотом. Но когда он все же станет человеком, возмущение и ропот сменяются горячей благодарностью и любовью.

55. Тот, кто смотрит по сторонам, потеряет себя и не найдет Бога; тот, кто смотрит в свое сердце, — забудет мир, обретет себя и встретится с Богом.

56. Тот, кто служит миру, — служит вещам и выбирает суету; тот, кто служит Богу, — любит только Его и выбирает Его вечность.

57. Безконечные перемены — это безчисленные облики мира, но неизменность — это лик Самого Бога.

58. Любая вещь не несет в себе радости — этой радостью нас наделяет только Бог.

59. Прилагать вещь к вещи, — то же самое, что прилагать смерть к смерти, но прилагать радость к радости со-бытия с Богом — это значит прилагать жизнь к жизни до полного ее Спасения.

60. Тот, кто любит Бога, — нашел источник, который насыщает его ненасытимо, ибо он течет в Жизнь вечную.

61. Когда человек ищет Бога, он ищет Его для себя; а когда человек находит Бога, он обретает Его для всех.

Монах Симеон Афонский

http://www.diveevo.ru/2/0/1/4070

Цветы твоего сердца

Однажды Бог доверил одному Своему служителю работу: дал ему семена цветов, чтобы посеять их в поле, и ежедневно поливать его так, чтобы за неделю успеть полить всё.

 Человек с удовольствием взялся за дело: помолясь, каждый день с утра он начинал таскать воду, чтобы к концу недели успеть полить всё поле. Всё лето он ревностно делал это, каждый день возвращаясь домой уставшим, едва хватало у него сил помолиться. Поначалу он носил воду с большой радостью, сознавая, что тем самым служит Богу. И предвкушал, как вот-вот из тех семян вырастут прекрасные цветы. Но время шло, а поле лишь поросло сорняками. И теперь человек возвращался домой не просто изнеможённым, но с чувством, что день прошёл впустую.

Бес заметил, что у человека поменялся настрой, стала проявляться подавленность, и решил поспособствовать этому. Он стал нашёптывать ему: «Ты уже так давно носишь эту воду, а всё без толку! Зачем ты себя убиваешь бессмысленной работой? Хватит уже быть неудачником, займись чем-нибудь другим, более плодотворным».

«В самом деле, – подумал человек, – зачем так утруждаться? Несколько месяцев я работал на износ, а цветы не выросли, зато сорняки вымахали вовсю. Буду носить поменьше воды».

Решив так, он всё же по привычке обратился к Богу в молитве и рассказал Ему о своих переживаниях и намерении:

– Господи, я усердно служил Тебе, вкладывал все свои силы, чтобы выполнять Твоё задание. Но вот уже скоро осень, я не сумел вырастить на своём поле ни единого посеянного цветка – одни сорняки. Возможно, я делаю полив неумело. Я подвёл Тебя, потому решил поливать поле реже, по крайней мере сорняки будут на нём чувствовать себя не так привольно. А я займусь ещё чем-нибудь полезным.

Тогда Бог с сочувствием ответил ему:

– Друг мой! Когда Я предложил тебе это служение, ты с готовностью согласился. Я сказал, чтобы ты носил воду столько, сколько у тебя хватит сил – и ты делал это. Я не говорил, чтобы ты во что бы то ни стало вырастил целое цветущее поле. Почему же сейчас ты удручён, думая, что ты подвёл Меня? Разве это так?

Посмотри на себя. Твои руки стали крепче, ты стал вынослив и ловок. Благодаря постоянным усилиям твои возможности сегодня намного превосходят те, которые у тебя были до начала работы. Теперь ты знаешь, как поливать, чтобы не размывать почву и чтобы воды хватило везде. Да, ты не прорастил семена, но не о них Я думал, когда давал тебе это задание. Я ожидал от тебя послушания, упорства и упования на Меня – и ты взрастил их в себе.

А ростки на твоём поле уже взошли. Ты просто не заметил их из-за сорняков. И завтра на твоём поле расцветут первые цветы.

http://www.diveevo.ru/2/0/1/4071

 

Православный Календарь с 22 Февраля 2015 г. по 28 Февраля 2015 г.

·                     На 1 седмице Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверток на Великом повечерии, которое совершается за вечерним богослужением, читается канон преподобного Андрея Критского. Начало богослужения в дни чтения Великого канона - 17:00.

·                     Согласно богослужебного Устава полные Божественные литургии в будничные дни седмицы не совершаются.

·                     В среду и пятницу совершаются литургии Преждеосвященных Даров.

·                     В пятницу по окончании Преждеосвященной литургии совершается освящение колива.

·                     В субботу совершается полная Божественная литургия

Воскресенье, 22 Февраля 2015 года. Неделя об изгнании Адама из рая.

Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Мч. Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1805). Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прпп. Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеезерских. Сщмчч. Маркелла, еп. Сикелийского, Филагрия, еп. Кипрского, и Панкратия, еп. Тавроменийского (I).

valentinaПонедельник, 23 Февраля 2015 года. 1-я седмица Великого поста.

Чистый понедельник. Начало Великого поста.  Сщмч. Харалампия и с ним мчч. Порфирия, Ваптоса и 3-х мучениц (202). Свтт. Иоакима, Луки, Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона, епп. Новгородских. Блгв. кн. Анны Новгородской (1056). Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах (1107). Прп. Лонгина Коряжемского (1540). Мцц. дев Еннафы, Валентины и Павлы (308). Иконы Божией Матери "Огневидная". 

Вторник, 24 Февраля 2015 года.

Великий пост. Сщмч. Власия, еп. Севастийского (ок. 316). Блгв. кн.Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского (1138).  Прп.Димитрия Прилуцкого, Вологодского (1392). Прав. Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867). 

Среда, 25 Февраля 2015 года.

Великий пост. Свт. Мелетия, архиеп Антиохийского (381).Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца (1378). Иверской иконы Божией Матери (IX). Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Свт. Антония, патриарха Константинопольского.

Четверг, 26 Февраля 2015 года.

Великий пост. Прп. Мартиниана (V). Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) (V). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607-608). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого.

Пятница, 27 Февраля 2015 года.

Великий пост. Прп. Авксентия (ок. 470).  Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Прп. Марона, пустынника Сирийского (IV). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V). 

Суббота, 28 Февраля 2015 года.

Великий пост. Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Прп. Евсевия, пустынника Сирийского (V).Виленской (принесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери. 

60-02-0111

 

 

Икона дня

Православный календарь

Расписание богослужений

Богослужения в нашем храме совершаются ежедневно

Начало богослужений:

В будни – утром в 8.00 ч., вечером в 16.00

В воскресные дни – утром в 7 и 9 чч., вечером в 16.00